Учебник для вузов. 3-е изд., доп. М.: Зао "Бизнес-школа "
.RU

Учебник для вузов. 3-е изд., доп. М.: Зао "Бизнес-школа "


Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. -3-е изд., доп. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. - 240 с.


Удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промыш­ленной продукции, выпускаемой российскими предприятиями, со­ставляет всего около 1%. Несертифицированный товар реализуется на европейских рынках в 2 раза дешевле.

В табл. 1 приведены сравнительные данные, характеризующие развитие экономик США и России. Основными факторами разви­тия США являются зрелость рыночных отношений, высокое каче­ство управленческих решений. Россия имеет конкурентные пре­имущества по занимаемой площади и природным богатствам ре­сурсов. Остальные показатели трудно сравнимы. Российская экономика продолжает переживать глубокий кризис.

Следует логический вывод: отсутствие в России на всех уровнях управ­ления систем менджмента как систем обеспечения конкурентоспо­собности объектов управления, низкое качество системы подготовки и переподготовки кадров привели нас к такому жизненному уровню, что этот показатель в России примерно в 10 раз ниже, чем в промышленно развитых странах. Стержнем решения любой проблемы по развитию любой состав­ляющей экономики является управленческое решение. Управлен­ческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптими­зации, экономического обоснования и выбора альтернативы из мно­жества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.




Таблица 1. Характеристики экономик США и России


Источники: В. Андрианов. Конкурентоспособность России в мировой эко­номике/Экономист, № 10, 1997; С. Будьков. Безграмотность по стандарту/ЭКО, № 9, 1998; Б. Болотин. Международные сравнения./Мировая экономика и меж­дународные отношения, № 10, 1998, Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. -3-е изд., доп. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. - 240 с.


Методы экономического обоснования управленческих ре­шений относится к экономическим дисциплинам. В имеющейся научной и учебной литературе по разработке уп­равленческого решения подробно освещаются либо отдельные фун­кции принятия решения — анализ, прогнозирование, оптимизация, экономическое обоснование, либо технология процесса принятия решения. Ниже процесс разработки и реализации управленческого решения рассмотрен в рамках систе­мы менеджмента как совокупности научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управ­ляющей подсистем (рис. 1).

^ Особенностями работы являются:

• процесс разработки и реализации управленческих решений рассмотрен в рамках системы менеджмента;

• комплексно рассмотрены критерии и условия обеспечения ка­чества и эффективности управленческого решения, факторы обес­печения сопоставимости альтернативных вариантов решений, их неопределенности и риска, технология принятия и реализация ре­шений, методы анализа, прогнозирования, оптимизации и экономи­ческого обоснования решений;

• изучено влияние закона конкуренции, закона масштаба, закона экономии времени, а также системного, воспроизводственного, фун­кционального и других подходов на эффективность управленческо­го решения;

• приведен понятийный аппарат по разработке управленческого решения.


??????????????????????????????????????????




Рис. 1. Структура системы менеджмента

Условные обозначения:

1.1 — повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;

1.2 — ресурсосбережение;

1.3 — расширение рынка сбыта;

1.4 — организационно-техническое развитие производства;

1.5 — социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;

2.1 — методическое обеспечение;

2.2 — ресурсное обеспечение;

2.3 — информационное обеспечение;

2.4 — правовое обеспечение;

3.1 — стратегический маркетинг;

3.2 — НИОКР;

3.3 — организационно-технологическая подготовка производства;

3.4 — производство;

3.5 — тактический маркетинг;

3.6 — сервис выпущенных товаров;

4.1 — управление персоналом;

4.2 — разработка управленческого решения;

4.3 — оперативное управление реализацией решения.


Качество управленческого решения — это совокупность пара­метров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конк­ретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.

Компоненты "черного ящика" системного подхода к принятию решения представлены на рис. 1.1.



Рис. 1.1. Компоненты "черного ящика" системного подхода к принятию решения

Рассмотрим содержание компонентов представленного на рис. 1.1. "черного ящика".

"Вход" системы характеризуется параметрами проблемы, кото­рые необходимо решить по конкретным рынкам (требования потре­бителей, результаты сегментации, качество объекта, объемы про­даж, сроки поставок, цены и т.п.).

На выходе системы — решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланирован­ного результата.

К компонентам "внешней среды " системы относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся международная интеграция, политическая ситуация в стране, эконо­мика, техническое состояние, социально-демографические, природ-но-климатические, культурные и другие факторы страны, факторы инфраструктуры региона (рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь и др.), факторы, характеризующие конкретные свя­зи фирмы (лица, принимающего решение) с другими фирмами, орга­низациями, посредниками, конкурентами и т.д.

Обратная связь характеризует различную информацию, посту­пающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к "процес­су"), или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы ("вход"). Поступление информации обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительными требо­ваниями потребителей об уточнении или доработки решения, появле­нием нововведений, "ноу-хау" и другими факторами.

Процесс принятия решения включает в себя следующие опера­ции: подготовка к работе; выявление проблемы и формулирование целей; поиск информации; ее обработка; выявление возможностей ресурсного обеспечения; ранжирование целей; формулирование заданий; оформление необходимых документов; реализация зада­ний. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в теме № 3.

Применение системного подхода к процессу принятия управ­ленческого решения позволяет определить структуру проблемы, си­стему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очеред­ность их совершенствования.

С целью экономии времени и средств на разработку управ­ленческого решения рекомендуется следующая очередность совершенствования (формирования, отработки) компонентов "чер­ного ящика" (см. рис. 1.1.).

Сначала необходимо четко сформулировать, что нам следует по­лучить, какими параметрами должно обладать решение.


^ К параметрам качества управленческого решения относятся:

• показатель энтропии, т.е. количественной неупорядоченности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближает­ся к нулю. Если все показатели проблемы выражены количествен­но, показатель энтропии приближается к единице;

• степень риска вложения инвестиций (подробнее будет рас­смотрен в п. 1.5.);

• вероятность реализации решения по показателям качества, зат­рат и сроков;

• степень адекватности (или степень точности прогноза, коэф­фициент аппроксимации) теоретической модели фактическим дан­ным, на основании которых она была разработана.

После предварительной регламентации параметров качества уп­равленческого решения и его эффективности (устанавливается пре­дел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внеш­ней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры "входа" системы и при­нимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.

После уточнения требований "выхода", уточнения факторов "внеш­ней среды", влияющих на качество и эффективность решения, от­работки "входа" системы следует смоделировать технологию при­нятия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно к разработ­ке решения. Если качество "входа" оценивается на "удовлетвори­тельно", то при любом уровне качества "процесса" в системе каче­ство "выхода", т.е. качество решения будет "удовлетворительным".


^ К основным условиям обеспечения высокого качества и эффек­тивности управленческого решения относятся:

• применение к разработке управленческого решения научных под­ходов менеджмента;

• изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения (см. тему 2);

• обеспечение лица, принимающего решение, качественной ин­формацией, характеризующей параметры "выхода", "входа", "внеш­ней среды" и "процесса" системы разработки решения (см. тему 3);

• применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения (см. темы 3; 4 и 5);

• структуризация проблемы и построение дерева целей (см. п. 2.5.);

• обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов реше­ний (см. п. 1.4.);

• обеспечение многовариантности решений;

• правовая обоснованность принимаемого решения;

• автоматизация процесса сбора и обработки информации, про­цесса разработки и реализации решений;

• разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

• наличие механизма реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эф­фективности управленческого решения довольно трудно и это доро­го стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных усло­вий может идти только для рациональных управленческих решений по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объек­тивно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффек­тивность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых усло­вий повышения качества и эффективности решений на основе ав­томатизации системы менеджмента.

Поскольку данный курс изучается студентами одним из после­дних, многие из перечисленных условий повышения качества и эффективности управленческих решений изучались ранее в других курсах и здесь они не будут рассматриваться. Например, вопросы правового, ресурсного обеспечения разработки и реализации уп­равленческого решения, автоматизации процессов управления, ком­поненты внешней среды системы изучались в курсах "Основы ме­неджмента", "Информационный менеджмент" (или "Информацион­ные технологии"), "Маркетинг".

uchebniki-dlya-shkol-s-izucheniem-rodnogo-nerusskogo-yazika-mail-croobraz-orenburg-ru.html
uchebniki-dlya-vuzov.html
uchebniki-i-monografii.html
uchebniki-i-uchebnie-posobiya-afrika-enciklopedicheskij-spravochnik-m-1986-v-2-tomah-byuttner-tea-istoriya-afriki-s-drevnejshih-vremen-m-1981-kulturologiya-istoriya-mirovoj-kulturi-uchebnoe-posobie.html
uchebniki-i-uchebnie-posobiya-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-t-t-nikulenkova-yu-i-lavrinenko-g-m-yastina-proektirovanie-predpriyatij-obshestvennogo-pitaniya.html
uchebniki-i-uchebnie-posobiya-maksimalnaya-cena-52-000.html
  • write.bystrickaya.ru/filosofiya-byulleten-novih-postuplenij-v-nb-rgu-za-1-kvartal-2011-g.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-gorodskom-literaturnom-konkurse-rozhdestvenskij-podarok.html
  • institut.bystrickaya.ru/svobodnie-kolokolnie-golosa-zazvuchat-nad-dubnoj-polnim-ansamblem-olga-malish-moskovskie-novosti-moskva.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vii-zastolnaya-lingvistika-linn-visson.html
  • essay.bystrickaya.ru/bit-ryadom-s-imperatorom-vse-ravno-chto-s-tigrom-stranica-5.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lichnost-garold-maslou-motivaciya-i-lichnost.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostoyanie-i-tendencii-izmeneniya-ekologicheskoj-situacii-v-kaliningradskoj-oblasti.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii-otdel-slon-kopitnie-grizuni-otchyot-municipalnogo-avtonomnogo-uchrezhdeniya-kulturi-permskij-zoopark.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zayavka-na-uchastie-v-aukcione-2-zakonodatelnoe-regulirovanie-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/potomu-skazivayu-vam-chto-otnimetsya-ot-vas-carstvie-bozhie-i-dano-budet-narodu-prinosyashemu-plodi-ego.html
  • turn.bystrickaya.ru/opisanie-investicionnih-proektov-ob-utverzhdenii-kompleksnoj-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-staroyurevskogo.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiticheskie-materiali-i-monitoringovie-issledovaniya-shkoli-obshaya-harakteristika-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/varianti-kontrolnogo-zadaniya-4-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-1-2-kursa-zaochnogo-obucheniya-visshih.html
  • klass.bystrickaya.ru/aktinobakterii-iz-mnogoletnemerzlih-otlozhenij-sibiri-03-00-07-mikrobiologiya-stranica-3.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-tura-den-1-voskresene-kejptaun-dobro-pozhalovat-v-yuar-otdih-na-beregu-atlantiki.html
  • tasks.bystrickaya.ru/25-o-sisteme-obespecheniya-nacionalnoj-bezopasnosti-razrabotkah-v-oblasti-upravleniya-nacionalnoj-bezopasnostyu-i-ih-realizacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-poete-i-muzikante-viktore-coe-stranica-28.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-podgotovka-k-zapominaniyu-posvyashaetsya-nashim-detyam-denisu-i-karine.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/umet--osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sravnenie-mediaobrazovatelnih-zanyatij-v-shkole-i-detskom-ozdorovitelnom-centre-e-v-muryukina-mediaobrazovanie-starsheklassnikov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-13-metodicheskoe-posobie-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-tehnologicheskih-specialnostej-0702-1706.html
  • universitet.bystrickaya.ru/toffler-e-t50-shok-budushego-per-s-angl-e-toffler-stranica-25.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtorskaya-razrabotka.html
  • composition.bystrickaya.ru/perevodi-na-druguyu-rabotu-chast-6.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-fizicheskaya-kultura-na-temu-hristianskie-kanoni-zdorovya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-uchebno-metodicheskim-centrom-professionalnij-uchebnik-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-studentov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sluzhebnij-roman--royalty.html
  • control.bystrickaya.ru/carica-pogranichnih-nauk-kafedra-teorii-i-metodiki-estestvennonauchnogo-obrazovaniya-voipkipro.html
  • literature.bystrickaya.ru/dzhejms-dzhojs-portret-hudozhnika-v-yunosti-stranica-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-razrabotka-nauchno-obrazovatelnih-i-informacionnih-materialov-po-napravleniyu-osnovi-korporativnogo-upravleniya-v-sfere-upravleniya-gorodskim-hozyajstvom.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kultura-rusi-v-period-razdroblennosti.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-pervij-kanal-novosti-13-11-2008-pankratova-yuliya-15-00-10.html
  • universitet.bystrickaya.ru/struktura-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaochnaya-olimpiada-po-istorii-8-9-klassi.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yurij-vsevolodovich-dojkov-metafizicheskaya-muza-bibliograficheskij-ukazatel-1989-2011.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.