.RU

Учебник для вузов /Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд., перераб и доп. М: Юнити, 2002. 560 с


Мы сошлись здесь, дабы обсудить наши планы, наши способы и средства, наши умыслы и уловки. Очень скоро, еще до рассвета, мы тронемся в дол­гий путь, в путешествие, из которого некоторые из нас, а возможно, даже все, кроме, разумеется, на­шего друга и советчика, хитроумного чародея Гэндальфа, могут не вернуться назад. Настал торжест­венный миг. Наша цель, как я полагаю, известна всем нам. Но уважаемому мистеру Бэггинсу, а мо­жет быть, и кому-нибудь из младших гномов (я думаю, что не ошибусь, если назову Кили и Фили) ситуация в настоящий момент может представ­ляться требующей некоторых разъяснений.

Дж. Р.Р. Толкиен. Хоббит


^ УПРАВЛЕНИЕ
ПЕРСОНАЛОМ


Под редакцией
Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина


Второе издание, переработанное и дополненное


Рекомендовано Министерством образования
^ Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений


ЮНИТИ UNITY


Москва  2002


УДК 658.3.01(075.8)

ББК 65.290-6я73

У67


Коллектив авторов:

Е.Л. Аксенова, Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин,

П.В. Малиновский, Н.М. Малиновская


Рецензенты:

кафедра управления персоналом Института государственного

управления и социальных исследований МГУ им. М.В. Ломоносова

и профессор, действительный член РАО Е.А. Климов


Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили


^ Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. —560 с.


ISBN 5-238-00290-4


На основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются эффективные подходы к работе с персоналом в современных условиях (командный менеджмент, контрактация ответственности, антикризисное управление). Рассматриваются осно­вы организации управления, концепции управления персоналом, стратегии управ­ления персоналом, технологии и методы управления персоналом. Проблемы управ­ления персоналом рассматриваются с учетом специфики организационной культуры, фаз жизни организации.

Второе издание (1-е изд. — ЮНИТИ, 1998) дополнено конфликтологическими основами кадрового менеджмента и корпоративным PR.
ББК 65.290-6я79

ISBN 5-238-00290-4


© Коллектив авторов, 1998, 2001 I

© ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА», 1998,2001.

Учебник ^ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Под редакцией
Базарова Тахира Юсуповича,
Еремина Бориса Львовича


ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Осуществление радикальных социально-экономических и политических реформ, как правило, связано с определенной дегумани­зацией отношений между людьми, включенными в различные сис­темы управления. Ситуация в России — не исключение. Тем не ме­нее преодоление возникающих на этом этапе кризисов невозможно без отказа от игнорирования проблем отношения с персоналом, от желания манипулировать кадрами. И все более управление персо­налом признается одной из наиболее важных сфер жизни организа­ции, способной многократно повысить ее эффективность, а само понятие "управление персоналом" рассматривается в достаточно ши­роком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

В основе подхода авторского коллектива — представление сферы управления персоналом как особого "человеческого измерения" органи­зации. В значительной степени такой угол зрения определялся про­фессиональным базисом членов авторского коллектива — в основе своей гуманитарным. Но не только этим.

Практика консультирования российских организаций за по­следние пять лет свидетельствует о серьезном стратегическом пово­роте управленческих подходов большинства успешных фирм в сто­рону усиления внимания к человеческой, прежде всего профессио­нально-культурной составляющей своей деятельности. А это требу­ет комплексного рассмотрения сферы управления персоналом. При этом важнейшим аспектом анализа становится представление о це­лостном организационно-управленческом контексте функциониро­вания и развития организации.

Как известно, на протяжении последних ста лет место управления персоналом в системе менеджмента многократно изменялось. Наряду с этим пересматривались взгляды, подходы и теоретические базисы ученых и практиков, работавших в этой сфере. Совершенствование производственных, информационных и управленческих технологий, а также глобальная переоценка индивидуальных и общечеловеческих ценностей позволили наиболее близко подойти к решению централь­ной проблемы человечества: преодолению противоречия между человеком и организацией. Сегодня лишь ленивый еще не понял, что сила его организации прежде всего в человеческом капитале.

Одного осознания возможности решения проблемы недостаточ­но, чтобы она была решена на самом деле. Необходимы еще и зна­ние о том, как это сделать, умелое и уместное использование соот­ветствующих технологий и методов управления персоналом. И если умелость подразумевает практическое овладение соответствующими навыками, то под уместностью авторы понимают адекватность ис­пользуемого метода ситуации в организации. В этом смысле извест­ные на сегодня методы, технологии и процедуры управления персо­налом могут быть объединены в три подгруппы: методы формирова­ния кадрового состава, методы поддержания работоспособности пер­сонала, методы оптимизации кадрового потенциала и реорганизации.

Психологический и конфликтологический подходы к рассмот­рению технологий работы с персоналом позволили авторам пред­ставить их как систему, обеспечивающую постоянный ресурс разви­тия организации во всех фазах ее жизненного цикла.

Поскольку учебник адресован также студентам российских ву­зов, специализирующимся в области менеджмента, в текст разделов включены практикумы, построенные на наиболее типичных ситуа­циях, встречающихся в деятельности по управлению персоналом.

Авторы в большом долгу перед студентами факультета психоло­гии МГУ им. М. В. Ломоносова, факультета экономики и управле­ния Института молодежи и слушателями курсов «Управление персо­налом» ИПК Госслужбы, которые в течение пяти лет были первыми критиками позиции, лежащей в основе предлагаемого учебника.

Особую признательность за существенную поддержку авторы выражают академикам ^ Г. М. Андреевой, Е.А. Климову и А. И. Донцову, а также профессорам Х.А. Бекову, В.П. Пугачеву и Т. С. Сулимовой, многие замечания которых были учтены, а предложения развиты или использованы.

Авторы выражают глубокую благодарность и уважение всем, кто подвигнул их на создание этого учебника, кто был с ними в начале этого многотрудного пути, чьи работы и исследования использованы в тексте. Особо хочется поблагодарить А.К. Ерофеева, Ю.М. Жукова, В.А. Каращана, И. К. Макарову, А. А. Ушакова, П. Г. Щедровицкого.

^ ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Входя в учебную аудиторию, и студент, и многоопытный профессор вместе познают окружающий мир, мечтая изменить его. Как правило, реализация студенческой мечты связана со сло­вом профессора, которому внимаешь со всем уважением и почте­нием. Когда же остаешься один на один с собой в попытке наи­лучшим образом понять предмет, то начинаешь думать об учеб­нике, который бы мог стать интересным собеседником и помощ­ником. Поэтому студент надеется найти не только своего учите­ля, но и книгу, которая сопроводит его путешествие по сложным лабиринтам университетских дорог, а не только позволит легко подготовиться к экзамену.

Но и учитель мечтает о своей книге. Кто однажды написал эту книгу для самой динамичной части человечества — студентов, вскоре (часто, не без их помощи) понимает, что пора ее обнов­лять, перерабатывать, а местами существенно дополнять. Вот по­чему учебник, который вы сейчас держите в руках, не миновала чаша сия: он существенно изменился и количественно, и качест­венно, изменилась его структура. Появились новые разделы, расширился круг рассматриваемых в них технологий и методов работы с персоналом, большее внимание уделено внутрикорпора­тивным связям с общественностью.

Авторы воспользовались своим опытом последних лет подго­товки специалистов по управлению человеческими ресурсами и корпоративному PR на факультете психологии МГУ им. М.В. Ло­моносова, в ИПК Российской академии госслужбы при Президен­те РФ, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Международном институте рекламы. Вошел в новую версию учеб­ника и авторский опыт проектов, осуществлявшихся «Центром кадровых технологий — XXI век» в Москве, Приволжском феде­ральном округе и других регионах России.

Эволюция кадрового менеджмента от обычной работы с кад­рами до управления человеческими ресурсами, характерная и для жизни российских организаций, означает прежде всего становление новой междисциплинарной области знаний и практи­ки — менеджмент персонала. Новое издание учебника ориенти­ровано не только на студентов, но и на тех выпускников отече­ственных вузов, которые видят свою миссию в инвестициях в человеческий капитал структур, где им предстоит трудиться. Этих профессионалов ожидают задачи, решение которых невоз­можно без знаний в области философии, психологии, социоло­гии и конфликтологии. Им предстоит практически участвовать в изменениях профессиональных норм в области смежных сфер деятельности: экономики и маркетинга, паблик рилейшнз и проектного менеджмента. Именно в этом авторам учебника хотелось бы пожелать успехов будущим его читателям. И по-прежнему мы с благодарностью будем ждать критических заме­чаний и конструктивных пожеланий от наших читателей.


uchebniki-i-v-drozdova-udivitelnaya-biologiya-stranica-4.html
uchebniki-izdatelstva-drofa-voshedshie-v-federalnij-perechen-uchebnikov-rekomendovannih-dopushennih-stranica-11.html
uchebniki-izdatelstva-drofa-voshedshie-v-federalnij-perechen-uchebnikov-rekomendovannih-dopushennih-stranica-5.html
uchebniki-kafedra-sovremennih-problem-filosofii-istoriya-zarubezhnoj-filosofii-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost.html
uchebniki-mozhno-kupit-v-dk-im-n-k-krupskoj-prospekt-obuhovskoj-oboroni-d-105-uchebnij-kollektor-ul-lomonosova-18-u-pyati-uglov.html
uchebniki-nashego-detstva.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glossarij-angloyazichnih-sokrashenij-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-po-specialnosti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lik-bogini-mifologiya-s-zhenskim-licom.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vremya-v-mire-belogo-chast-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/respubliki-belarus-rezultati-nezavisimogo-nablyudeniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ot-zasedanie-provedeno-na-25-04-2007-g-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-11-rinok-rabochej-sili-i-zarabotnaya-plata-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-issledovatelskogo-proekta-zashita-prav-potrebitelej-na-rinkah-finansovih-uslug.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prof-tomas-bajer.html
  • letter.bystrickaya.ru/nastoyashij-brat-dzheka-uroki-na-zakritoj-dorozhke.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vtorichnie-izmeritelnie-preobrazovateli-i-acp.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-buhgalterskij-uchet-i-audit-dlya-napravleniya-podgotovki-specialistov-po-specialnosti-080111-marketing-institut-ekonomiki-i-upravleniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vopros-7-david-yum-o-religii-vopros-predmet-filosofii-religii-filosofiya-religii.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-xdetskogo-regionalnogo-tv-konkurse-estradnoj-pesni-volshebnie-stupenki-2010.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vtoraya-chast-sochineniya-nazivaemaya-ili-istinnie-ukazaniya-dlya-istolkovaniya-prirodi-stranica-7.html
  • literature.bystrickaya.ru/drugoe-pressa-gosduma-rf-monitoring-smi-19-maya-2006-g.html
  • education.bystrickaya.ru/34-neizmennost-predelnih-obobshenij-ya-centrizma-v-istorii-ego-poroki-i-posledstviya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-napravleniya-030600-62-istoriya.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnaya-sluzhba-geodezii-i-kartografii-rossii.html
  • composition.bystrickaya.ru/otvet-testi-dlya-starshej-shkoli-po-obshestvoznaniyu-soderzhanie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-kulturologiya-dlya-specialnosti-mediko-profilakticheskoe-delo-060105-kod-kvalifikacii-vipusknika.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-i-1-i-i-i-i-i-i-teoreticheskie-i-institucionalnie-osnovi-formirovaniya-i-razvitiya-rinka-veteri-narnih-tovarov-11-.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-1-aupszdk-tehnikasini-erezheler.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-na-2011-2016-godi-missiya-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mts-i-rostelekom-obedinyayut-setevuyu-infrastrukturu-neobhodimuyu-dlya-razvertivaniya-sotovih-setej-chetvertogo-pokoleniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-kvalifikacionnogo-spravochnika-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-minzdrava-sssr-ot-21-iyulya-1988-g-n-579-ob-utverzhdenii-kvalifikacionnih-harakteristik-vrachej-specialistov-s-izmeneniyami-ot-25-dekabrya-1997-g-stranica-12.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-meropriyatiya-programma-novosibirskoj-modeli-oon-2012-mesto-provedeniya-novosibirskij-gosudarstvennij-universitet-ekonomiki-i-upravleniya-ul-lomonosova-56-14-marta.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-zabajkalskoj-zheleznoj-dorogi-chast-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-ii-religioznie-predstavleniya-vneistoricheskogo-chelovekalekciya-6-religii-sovremennih-nepismennih-narodov-bog-i-duhi.html
  • college.bystrickaya.ru/102-federalnaya-celevaya-programma-globalnaya-navigacionnaya-sistema-doklad-o-sostoyanii-zakonodatelstva.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-masati-blmdlk-balalara-ertegler-turali-tsnk-beru-iyali-men-abletn-zhetldru.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43-plani-budushej-deyatelnosti-poruchitelya-iii-osnovnaya-informaciya-o-finansovo-ekonomicheskom-sostoyanii-poruchitelya.html
  • crib.bystrickaya.ru/ix-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-studentov-aspirantov-i-molodih-uchenih-c-mezhdunarodnim-uchastiem-molodezh-i-sovremennie-informacionnie-tehnologii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aktivizaciya-poznavatelnoj-deyatelnosti-na-urokah-geografii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/provodniki-v-elektricheskom-pole.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.