.RU

Учебник для вузов /Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд., перераб и доп. М: Юнити, 2002. 560 с


Мы сошлись здесь, дабы обсудить наши планы, наши способы и средства, наши умыслы и уловки. Очень скоро, еще до рассвета, мы тронемся в дол­гий путь, в путешествие, из которого некоторые из нас, а возможно, даже все, кроме, разумеется, на­шего друга и советчика, хитроумного чародея Гэндальфа, могут не вернуться назад. Настал торжест­венный миг. Наша цель, как я полагаю, известна всем нам. Но уважаемому мистеру Бэггинсу, а мо­жет быть, и кому-нибудь из младших гномов (я думаю, что не ошибусь, если назову Кили и Фили) ситуация в настоящий момент может представ­ляться требующей некоторых разъяснений.

Дж. Р.Р. Толкиен. Хоббит


^ УПРАВЛЕНИЕ
ПЕРСОНАЛОМ


Под редакцией
Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина


Второе издание, переработанное и дополненное


Рекомендовано Министерством образования
^ Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений


ЮНИТИ UNITY


Москва  2002


УДК 658.3.01(075.8)

ББК 65.290-6я73

У67


Коллектив авторов:

Е.Л. Аксенова, Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин,

П.В. Малиновский, Н.М. Малиновская


Рецензенты:

кафедра управления персоналом Института государственного

управления и социальных исследований МГУ им. М.В. Ломоносова

и профессор, действительный член РАО Е.А. Климов


Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили


^ Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. —560 с.


ISBN 5-238-00290-4


На основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются эффективные подходы к работе с персоналом в современных условиях (командный менеджмент, контрактация ответственности, антикризисное управление). Рассматриваются осно­вы организации управления, концепции управления персоналом, стратегии управ­ления персоналом, технологии и методы управления персоналом. Проблемы управ­ления персоналом рассматриваются с учетом специфики организационной культуры, фаз жизни организации.

Второе издание (1-е изд. — ЮНИТИ, 1998) дополнено конфликтологическими основами кадрового менеджмента и корпоративным PR.
ББК 65.290-6я79

ISBN 5-238-00290-4


© Коллектив авторов, 1998, 2001 I

© ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА», 1998,2001.

Учебник ^ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Под редакцией
Базарова Тахира Юсуповича,
Еремина Бориса Львовича


ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Осуществление радикальных социально-экономических и политических реформ, как правило, связано с определенной дегумани­зацией отношений между людьми, включенными в различные сис­темы управления. Ситуация в России — не исключение. Тем не ме­нее преодоление возникающих на этом этапе кризисов невозможно без отказа от игнорирования проблем отношения с персоналом, от желания манипулировать кадрами. И все более управление персо­налом признается одной из наиболее важных сфер жизни организа­ции, способной многократно повысить ее эффективность, а само понятие "управление персоналом" рассматривается в достаточно ши­роком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

В основе подхода авторского коллектива — представление сферы управления персоналом как особого "человеческого измерения" органи­зации. В значительной степени такой угол зрения определялся про­фессиональным базисом членов авторского коллектива — в основе своей гуманитарным. Но не только этим.

Практика консультирования российских организаций за по­следние пять лет свидетельствует о серьезном стратегическом пово­роте управленческих подходов большинства успешных фирм в сто­рону усиления внимания к человеческой, прежде всего профессио­нально-культурной составляющей своей деятельности. А это требу­ет комплексного рассмотрения сферы управления персоналом. При этом важнейшим аспектом анализа становится представление о це­лостном организационно-управленческом контексте функциониро­вания и развития организации.

Как известно, на протяжении последних ста лет место управления персоналом в системе менеджмента многократно изменялось. Наряду с этим пересматривались взгляды, подходы и теоретические базисы ученых и практиков, работавших в этой сфере. Совершенствование производственных, информационных и управленческих технологий, а также глобальная переоценка индивидуальных и общечеловеческих ценностей позволили наиболее близко подойти к решению централь­ной проблемы человечества: преодолению противоречия между человеком и организацией. Сегодня лишь ленивый еще не понял, что сила его организации прежде всего в человеческом капитале.

Одного осознания возможности решения проблемы недостаточ­но, чтобы она была решена на самом деле. Необходимы еще и зна­ние о том, как это сделать, умелое и уместное использование соот­ветствующих технологий и методов управления персоналом. И если умелость подразумевает практическое овладение соответствующими навыками, то под уместностью авторы понимают адекватность ис­пользуемого метода ситуации в организации. В этом смысле извест­ные на сегодня методы, технологии и процедуры управления персо­налом могут быть объединены в три подгруппы: методы формирова­ния кадрового состава, методы поддержания работоспособности пер­сонала, методы оптимизации кадрового потенциала и реорганизации.

Психологический и конфликтологический подходы к рассмот­рению технологий работы с персоналом позволили авторам пред­ставить их как систему, обеспечивающую постоянный ресурс разви­тия организации во всех фазах ее жизненного цикла.

Поскольку учебник адресован также студентам российских ву­зов, специализирующимся в области менеджмента, в текст разделов включены практикумы, построенные на наиболее типичных ситуа­циях, встречающихся в деятельности по управлению персоналом.

Авторы в большом долгу перед студентами факультета психоло­гии МГУ им. М. В. Ломоносова, факультета экономики и управле­ния Института молодежи и слушателями курсов «Управление персо­налом» ИПК Госслужбы, которые в течение пяти лет были первыми критиками позиции, лежащей в основе предлагаемого учебника.

Особую признательность за существенную поддержку авторы выражают академикам ^ Г. М. Андреевой, Е.А. Климову и А. И. Донцову, а также профессорам Х.А. Бекову, В.П. Пугачеву и Т. С. Сулимовой, многие замечания которых были учтены, а предложения развиты или использованы.

Авторы выражают глубокую благодарность и уважение всем, кто подвигнул их на создание этого учебника, кто был с ними в начале этого многотрудного пути, чьи работы и исследования использованы в тексте. Особо хочется поблагодарить А.К. Ерофеева, Ю.М. Жукова, В.А. Каращана, И. К. Макарову, А. А. Ушакова, П. Г. Щедровицкого.

^ ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Входя в учебную аудиторию, и студент, и многоопытный профессор вместе познают окружающий мир, мечтая изменить его. Как правило, реализация студенческой мечты связана со сло­вом профессора, которому внимаешь со всем уважением и почте­нием. Когда же остаешься один на один с собой в попытке наи­лучшим образом понять предмет, то начинаешь думать об учеб­нике, который бы мог стать интересным собеседником и помощ­ником. Поэтому студент надеется найти не только своего учите­ля, но и книгу, которая сопроводит его путешествие по сложным лабиринтам университетских дорог, а не только позволит легко подготовиться к экзамену.

Но и учитель мечтает о своей книге. Кто однажды написал эту книгу для самой динамичной части человечества — студентов, вскоре (часто, не без их помощи) понимает, что пора ее обнов­лять, перерабатывать, а местами существенно дополнять. Вот по­чему учебник, который вы сейчас держите в руках, не миновала чаша сия: он существенно изменился и количественно, и качест­венно, изменилась его структура. Появились новые разделы, расширился круг рассматриваемых в них технологий и методов работы с персоналом, большее внимание уделено внутрикорпора­тивным связям с общественностью.

Авторы воспользовались своим опытом последних лет подго­товки специалистов по управлению человеческими ресурсами и корпоративному PR на факультете психологии МГУ им. М.В. Ло­моносова, в ИПК Российской академии госслужбы при Президен­те РФ, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Международном институте рекламы. Вошел в новую версию учеб­ника и авторский опыт проектов, осуществлявшихся «Центром кадровых технологий — XXI век» в Москве, Приволжском феде­ральном округе и других регионах России.

Эволюция кадрового менеджмента от обычной работы с кад­рами до управления человеческими ресурсами, характерная и для жизни российских организаций, означает прежде всего становление новой междисциплинарной области знаний и практи­ки — менеджмент персонала. Новое издание учебника ориенти­ровано не только на студентов, но и на тех выпускников отече­ственных вузов, которые видят свою миссию в инвестициях в человеческий капитал структур, где им предстоит трудиться. Этих профессионалов ожидают задачи, решение которых невоз­можно без знаний в области философии, психологии, социоло­гии и конфликтологии. Им предстоит практически участвовать в изменениях профессиональных норм в области смежных сфер деятельности: экономики и маркетинга, паблик рилейшнз и проектного менеджмента. Именно в этом авторам учебника хотелось бы пожелать успехов будущим его читателям. И по-прежнему мы с благодарностью будем ждать критических заме­чаний и конструктивных пожеланий от наших читателей.


uchebniki-i-v-drozdova-udivitelnaya-biologiya-stranica-4.html
uchebniki-izdatelstva-drofa-voshedshie-v-federalnij-perechen-uchebnikov-rekomendovannih-dopushennih-stranica-11.html
uchebniki-izdatelstva-drofa-voshedshie-v-federalnij-perechen-uchebnikov-rekomendovannih-dopushennih-stranica-5.html
uchebniki-kafedra-sovremennih-problem-filosofii-istoriya-zarubezhnoj-filosofii-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost.html
uchebniki-mozhno-kupit-v-dk-im-n-k-krupskoj-prospekt-obuhovskoj-oboroni-d-105-uchebnij-kollektor-ul-lomonosova-18-u-pyati-uglov.html
uchebniki-nashego-detstva.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shkolnie-novosti-s-1.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general-stranica-8.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-stranica-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-27-imushestvennij-naem-arenda-istochnik-is-paragraf-14-09-2010-15-03-16.html
  • composition.bystrickaya.ru/orehovo-zuevo.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rannesrednevekovij-monetnij-kompleks-semirechya-vvedenie-v-numizmatiku-kirgizstana.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-9-pravo-na-socialnoe-obespechenie-e-konomicheskij-i-s-ocialnij-s-ovet.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razdel-b-prezident-respubliki-uchebnoe-posobie-sost-prof-v-v-maklakov-2-e-izd-isprav-i-dop-m-izdatelstvo-bek-584-s.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-uchebno-vospitatelnoj-raboti-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-1121-za-2010-2011-uchebnij-god-stranica-4.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vosstanie-v-sage.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izdatelstvo.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/punkt-42-povestki-dnya-peresmotrennij-strategicheskij-plan-cel-v-oblasti-sohraneniya-bioraznoobraziya-i-indikatori-bioraznoobraziya.html
  • letter.bystrickaya.ru/monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-2-aprelya-2012-goda.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchetnij-material-stranica-7.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ix-mezhdunarodnij-rozhdestvenskij-festival-iskusstv.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-elektrosberezhenie-sredstvami-elektroprivoda-na-predpriyatiyah-gornoj-i-neftegazovoj-promishlennosti-18.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mer-naznachilo-lihacheva-glavoj-departamenta-po-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti-gosudarstvennaya-duma-rf-monitoring-smi-2-7-iyunya-2008-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-meropriyatiya-po-optimizacii-ekologicheskoj-situacii-territorii-npprivolzhskij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urovni-organizacii-nezhivoj-prirodi-teoreticheskie-osnovaniya-filosofii-problemi-ponyatiya-principi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vzveshivanie-avtomashin-s-klubnyami-saharnoj-svekli-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-religii-mira-dlya-napravleniya-030700-62-mezhdunarodnie-otnosheniya-podgotovki-bakalavra-stranica-4.html
  • desk.bystrickaya.ru/odnodenotatnie-slozhnie-sushestvitelnie-v-tatarskom-nemeckom-i-anglijskom-yazikah.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dokumentalnie-istochniki-znamenatelnie-i-pamyatnie-sobitiya-2005-goda-yanvar.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-kurakina-osnovi-tehniki-rechi-v-trudah-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-iyunya-2010-g-publichnij-doklad-municipalnogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-stranica-5.html
  • esse.bystrickaya.ru/proizvodstvo-produkcii-selskogo-hozyajstva-vdoklade-prinyati-uslovnie-oboznacheniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-etika-obsheniya-i-povedeniya-nauchnoe-izdanie-baltijskoj-pedagogicheskoj-akademii-otdelenie-lichnostnogo-i-professionalnogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-24-vtorgnutsya-razgromit-i-ovladet-mnogogrannoe-chudo-zimnej-vojni-pervaya-sovetsko-finskaya-vojna.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-istoricheskogo-poznaniya-1-razlichnoe-ponimanie-obshestva-v-istorii-filosofii-i-sociologii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/s-i-n-t-a-k-s-i-s-programma-vstupitelnih-ispitanij-po-uchebnomu-predmetu-inostrannij-yazik.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-kursovomu-proektirovaniyu-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-buhgalterskij-uchet.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razrabotka-tehnologicheskogo-proekta-potochnih-linij-uborki-i-udaleniya-navoza.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-spravka-po-itogam-tematicheskoj-proverki-za-rabotoj-grupp-str-12-prodlennogo-dnya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnaya-podderzhka-detej-iz-nepolnih-semej-v-centre-detskogo-tvorchestva-g-asbesta.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vyacheslav-yakovlevich-shishkov-kedr.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.