.RU

Учебник москва - страница 16


Литература по теме
Ломброзо Ч., Ласки Р. Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке. В 2-х ч. СПб., 1906; Шур Э. Наше преступное общество. М., 1977; Лунеев В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980; Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990; Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992; Подлесских Г., Терешонок А. Воры в законе: бросок к власти. М., 1994; Поздняков Э.А. Философия политики. М., 1994; Лунеев В.В. Преступность ХХ века. М., 1997; Криминология. Учебник (под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е.Эминова). М., 1999.


^ Глава XVII. Неосторожная преступность


§ 1. Криминологическая характеристика неосторожной преступности

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Уголовный кодекс России включает около тридцати статей, предусматривающих ответственность за такие преступления.

Все неосторожные преступления можно поделить на две больших группы в зависимости от того, связаны они с эксплуатацией техники или нет.

В.Е.Эминов классифицируете неосторожные преступления по четырем группам:

- преступления, совершаемые по неосторожности в быту (без использования технических средств);

- преступления, совершаемые по неосторожности в сфере взаимодействия человека с техникой;

- преступления, совершаемые по неосторожности в сфере профессиональной деятельности, не связанной с использованием управленческих функций или технических средств;

- преступления, совершаемые по неосторожности в сфере осуществления должностных (управленческих) функций.186

Статистика неосторожных преступлений, зарегистрированных в России, такова:



1997

1998

Причинение смерти по неосторожности

Причинение тяжкого или средней тяжести вреда по неосторожности

Небрежное хранение огнестрельного оружия

Нарушение правил пожарной безопасности

Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ

Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики

Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах

Нарушение правил охраны труда

Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Недобросовестный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Халатность

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

Разглашение государственной тайны, утрата документов, содержащих государственную тайну

1370

3678


168

181

223


2


17

679

2264


167


47967


70

1522

6


20


2


1314

4385


138

183

214


2


18

815

1842


148


52373


59

1971

2


31


0

Составляя в общей структуре преступности весьма незначительную часть (их доля из года в год колеблется в пределах 10-12%), неосторожные преступления лидируют по тяжести последствий. Вред причиняемый преступлениями данной категории намного превосходит ущерб, причиняемый умышленными преступлениями. За последние три года от неосторожных преступлений погибло и получило увечья более 1 млн. человек (что сопоставимо с численностью населения крупного города), материальный ущерб от них составляет ежегодно около 5% валового национального продукта.

Наибольший удельный вес в структуре неосторожной преступности занимают автотранспортные преступления (порядка 3/4 всех неосторожных преступлений). Каждый год в мире происходит примерно 60 млн. автомобильных аварий, в которых гибнут сотни тысяч людей, а травмируются миллионы. Смертность от аварий на транспорте одна из самых высоких.187 В России ежегодно регистрируется около 50 тыс. таких преступлений. Число автопроисшествий, повлекших смерть потерпевших в 90-х годах колебалось от 30 до 15 тыс. По этим показателям Россия держит печальное лидерство в мире. В нашей стране ежегодно регистрируется 150-180 тыс. различных дорожно-транспортных происшествий (преступлений и правонарушений). С 1992 по 1997 г.г. от них погибло 199 тыс. человек, 1 млн. 100 тыс. человек были ранены.188

Наибольший ущерб причиняют неосторожные преступления, относящиеся к разряду техногенных катастроф (аварии на электростанциях, взрывы и пожары на складах взрывоопасных и токсических веществ, авиакатастрофы, аварии на атомных подводных лодках и т.п.). Некоторые из них по масштабам отрицательных последствий сопоставимы со стихийными бедствиями.

Динамика неосторожных преступлений в соответствии с официальной статистикой характеризуется снижением их уровня. Но при оценке динамики неосторожных преступлений следует учитывать, что латентность их достаточно высока.


§ 2. Причины неосторожных преступлений

Характеристика личности неосторожного преступника

Особенностью личности неосторожного преступника является более низкая степень его общественной опасности по сравнению с умышленным. В генезисе неосторожного преступления всегда лежит та или иная ошибка субъекта. «В данном случае речь идет, естественно, о виновных ошибках. Источником подобных ошибок являются дефекты взаимодействия субъекта с орудиями или средствами деяния в определенной ситуации».189

Основной чертой мотивационной сферы неосторожных преступников является не наличие антисоциальной направленности, а «отсутствие должной позитивной направленности на строжайшее выполнение конкретных правил предосторожности».190

В то же время неверным является достаточно распространенное мнение о том, что неосторожный преступник вообще не имеет отрицательных качеств. По этому поводу Б.А.Куринов отмечает, что «исследованиями подтверждается наличие у большинства лиц, совершивших неосторожные преступления, хотя и в относительно скрытом виде, например, таких свойств как: индивидуализм, безразличие к определенным общественным интересам и требованиям, пренебрежительное и отрицательное отношение к некоторым нормативным предписаниям, недисциплинированность, дефекты нравственно-волевой сферы и внутреннего контроля, снижение самокритичности… Переоценка своих профессиональных возможностей, притупление чувства осторожности, самоуверенность, невнимательность».191

Обостренное чувство осторожности, связанное с источником повышенной опасности, очень часто удерживает человека от рискованных приемов обращения с техническими средствами. У женщин, как правило, это чувство обострено от природы, поэтому неосторожные преступления им совершаются крайне редко (98% неосторожных преступлений совершают мужчины). Смертность от дорожно-транспортных происшествий по вине мужчин в 5-6 раз выше, чем по вине женщин.192

Неумение прогнозировать возможные отрицательные последствия своих действий, отсутствие жизненного и профессионального опыта — характерная черта личности неосторожного преступника. Эта психологическая характеристика вполне соответствует данным демографического анализа: наиболее криминогенный возраст в отношении данных преступлений — от 18 до 24 лет. Наибольшее число правонарушений приходится на лиц, чей профессиональный стаж от 1 до 2 лет (32%).193

Особенностью личности неосторожного преступника является опыт «успешного» нарушения правил безопасности. Нарушив те или иные запреты при благоприятном стечении обстоятельств, человек сознательно или подсознательно фиксирует в памяти, что никаких отрицательных последствий не наступило: никто не пострадал, а нарушитель остался безнаказанным. Этот негативный опыт формирует уверенность в собственной неуязвимости, которая играет криминогенную роль.

Стремление к неоправданному риску, привычное использование формулы самоуспокоения «авось пронесет», отсутствие привычки обдумывать принимаемые решения и прогнозировать возможные последствия, безразличие к безопасности (своей и окружающих) — также являются характерными чертами неосторожного преступника.

Мотивацию неосторожных преступлений В.В.Лунеев назвал легкомысленно-безответственной. Сущность ее заключается в том, что в ней не просматривается стремления субъектов к общественно-опасным последствиям. Его мотивы и цели лежат за пределами состава преступления. А пути их удовлетворения и достижения всегда выбираются в обход правил предосторожности (обычных или зафиксированных в законах и инструкциях). Субъект, преследуя личные или служебные цели, выбирает рискованные или прямо запрещенные пути их достижения; предвидя возможность наступления нежелательных результатов, допускает прогностические ошибки. На всем процессе мотивации лежит печать поверхностного отражения субъектом реальной действительности, искаженное предвосхищение будущих событий.194

В зависимости от характера отрицательных качеств, лежащих в основе мотивации данных преступлений, можно выделить несколько типов неосторожных преступников:

1. Личность неподготовленная:

- в плане знания общих и специальных правил безопасности;

- в техническом отношении (отсутствие навыков обращения с техникой или оружием);

- в умении быстро и правильно оценивать критические ситуации, принимать рациональные решения — выходить из таких ситуаций с наименьшими потерями.

2. Личность легкомысленная (с низкими прогностическими способностями):

- отсутствует навык предвидения всех возможных последствий своих действий (в том числе отдаленных);

- отсутствует чувство осторожности, непонимание сущности источника повышенной опасности, субъективное преувеличение своих способностей предотвращения возможных отрицательных последствий тех или иных правонарушений.

3. Личность с психофизиологическими аномалиями (недостатки зрения, замедленная реакция и т.п.).

4. Личность с функциональными (временными) отклонениями от нормы психофизического состояния (переутомление, болезнь, ослепление фарами встречного автомобиля и т.п.).

5. Личность нравственно ущербная (безразличное отношение к возможным последствиям — психическое отношение к деянию и последствиям пограничное с косвенным умыслом).

Данная классификация имеет не только научное, но и практическое значение. Она намечает основные направления разработки предупредительных мер, связанных с личностью человека:

- подготовка специалистов (изучение соответствующих правил, отработка умений и навыков);

- развитие прогностических способностей, умения предвидеть возможные отрицательные последствия деяний, формирование чувства осторожности по отношению к источникам повышенной опасности;

- выявление лиц с хроническими и функциональными психофизическими отклонениями и отстранение их от технических средств;

- проведение воспитательной работы с тем, чтобы лица с временными отклонениями от нормы психофизического состояния сами отказывались от исполнения непосильных функций;

- правовое и нравственное воспитание.

Классификация факторов неосторожной преступности

К общесоциальным факторам, детерминирующим неосторожную преступность, относятся:

- научно-технический прогресс, характеризующийся ростом числа транспортных средств, усложнением технологических процессов, неуклонным расширением использования техники на производстве и в быту;

- негативные социально-политические процессы в России, обуславливающие ослабление контрольных функций государства и общества, коррумпированность инспекционных органов;

- экономический кризис, обусловливающий недостатки материальных средств для разработки и серийного производства безопасных видов техники, ухудшение ремонтно-эксплуатационной базы, уменьшение возможностей обеспечения исправного состояния технических средств, снижение уровня подготовки специалистов, затрудняющие поддержание профессионального мастерства на высоком уровне;

- негативные культурные тенденции, экспансия худших вариантов зарубежных культурных стандартов, проявляющиеся в чрезмерном раскрепощении человека, восприятии свободы и демократии как вседозволенности, обусловившие появление социальных групп, отрицающих необходимость соблюдения правил безопасности (рокеры, байкеры и т.п.).

Б.А.Куринов выделяет следующие группы условий, способствующих неосторожным преступлениям:

- технические (неисправность и конструктивные недостатки технических средств и механизмов);

- организационно-управленческие (недостатки в отборе и подготовке специалистов, ненадлежащий контроль за их деятельностью, нарушение технологического режима);

- организационно-правовые (неполнота нормативной регламентации различных видов деятельности, связанной с использованием источников повышенной опасности).195

Причины неосторожных преступлений можно классифицировать на следующие группы:

1. Причины, связанные с субъектом преступления.

2. Причины, связанные с источником повышенной опасности (неисправность техники, недоброкачественность боеприпасов и т.п.).

3. Причины, связанные с деятельностью третьих лиц (пешеходов и т.п.).

4. Причины, связанные с состоянием окружающей среды (состояние дорог, дождь, туман и т.п.).

5. Причины, связанные с недостатками контроля со стороны должностных лиц (при допуске к технике и в процессе ее эксплуатации).

6. Причины, связанные с недостатками обеспечения сложной деятельности (недостаточная детализация правил безопасности в инструкциях, непринятие мер для обеспечения отдыха водителей, недостатки подготовки техники, отсутствие контроля качества боеприпасов и т.д.).

7. Причины, связанные с недостатками организации деятельности ( дефекты регулировки дорожного движения, отсутствие или неисправность светофоров, отсутствие или неудачное расположение дорожных знаков, отсутствие дорожной разметки и т.п.).

Достаточно емкой формулой причинного комплекса автопроисшествий является: человек-машина-дорога. Применительно к техногенным катастрофам эта формула такова: операторские ошибки – конструкторские недоработки – старение материалов.

Характеристика криминогенной ситуации

Особенностью детерминации неосторожных преступлений является то, что криминогенная ситуация в их генезисе практически всегда играет достаточно значимую роль. По степени сложности криминогенные ситуации можно классифицировать:

1. Криминогенная ситуация высокого уровня сложности (ситуация, с которой может справиться, сумеет избежать отрицательных последствий не всякий специалист. Обеспечение безопасности в такой ситуации — искусство). Криминогенная ситуация данного типа играет в генезисе неосторожного преступления решающую роль.

2. Криминогенная ситуация среднего уровня сложности (обеспечение безопасности требует хорошей подготовки специалиста, умения собраться и концентрироваться на принятии правильного решения и преодолении опасности). Роль ситуации данного типа и роль личности в генезисе неосторожного преступления равнозначны.

3. Криминогенная ситуация низкого уровня сложности (криминогенная ситуация играет второстепенную роль в генезисе преступления, главная роль принадлежит отрицательным качествам личности).

Выделение криминогенной ситуации в качестве объекта профилактического воздействия на неосторожную преступность имеет особое значение. Это обусловлено тем, что в сложных ситуациях возможности человека контролировать техногенные процессы очень малы (а иногда и близки к нулю). Последствия же выхода этих процессов из-под контроля, как правило, оказываются катастрофическими (достаточно привести пример аварии на Чернобыльской АЭС). Поэтому определенную группу неосторожных преступлений возможно предотвратить только посредством технических и организационных мер профилактики криминогенных ситуаций.

Стратегия воздействия на неосторожную преступность должна включать три направления:

1) профилактика криминогенных ситуаций высокого уровня сложности, сведение их к минимуму (прогноз и пресечение возможных вариантов чрезвычайного усложнения техногенной ситуации, грозящей выходом техники из-под контроля людей; исключение производства серийных технических конструкций, эксплуатация которых создает такие ситуации; ограничение экспериментальных ситуаций такого рода, обеспечение повышенного уровня локализации негативных последствий в ходе технических экспериментов);

2) подготовка специалистов к оптимальному поведению в ситуациях среднего уровня сложности, постоянный тренинг, периодическое повышение их квалификации и текущий контроль соответствия уровня их подготовки и психофизического состояния сложности выполняемых задач;

3) воспитательная работа, направленная на предупреждение тех или иных нарушений правил безопасности из лихачества, озорства или по причине алкогольного опьянения в ситуациях низкого уровня сложности. Усиление ответственности правонарушителей данной категории.


§ 3. Воздействие на неосторожную преступность

Меры воздействия на неосторожную преступность можно разделить на три группы:

1. Меры воздействия на человека.

2. Повышение конструктивной безопасности технических средств.

3. Меры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию источников повышенной опасности.

Первая группа мер включает:

- улучшение подготовки специалистов (формирование специальных, технических и общих прогностических умений и навыков);

- постоянное поддержание технического мастерства специалистов на высоком уровне;

- усиление контроля за их деятельностью, привлечение к ответственности нарушителей правил безопасности;

- проведение воспитательной работы: разъяснение, какие нарушения правил безопасности к каким последствиям могут привести, какая ответственность предусмотрена законодательством за такого рода правонарушения; формирование вероятностного мышления, которое позволяет правильно оценивать личный негативный опыт (нарушение правил безопасности в прошлом, оставшееся безнаказанным и не повлекшее отрицательных последствий, не гарантирует отсутствия тяжких последствий и безнаказанности при аналогичных нарушениях в будущем);

- профилактика пьянства и наркомании.

Повышению конструктивной безопасности изделий предшествует изучение опыта эксплуатации технического средства и:

- анализ самых распространенных ошибок и нарушений правил безопасности при эксплуатации того или иного технического средства;

- выявление узлов и механизмов, наиболее уязвимых по отношению к факторам аварийности (заклинивание дверей автомобилей при авариях,).

На основании этого анализа разрабатываются новые технические решения, блокирующие возможные ошибки оператора и сводящие к минимуму негативные последствия аварий и несчастных случаев. Например, все автомобили, производимые в США, оснащаются подушками безопасности, которые при столкновении мгновенно надуваются и позволяют водителю и пассажирам избежать серьезных травм.

К мерам, обеспечивающим безопасную эксплуатацию источников повышенной опасности может быть отнесено улучшение среды, в которой используется оружие или эксплуатируется транспортное средство. Применительно к оружию эта группа мер включает развитие системы стрелковых стендов, стрельбищ, тиров, оснащение их инженерными сооружениями и оборудованием, обеспечивающим безопасность при стрельбе. Применительно к транспортным средствам — это, прежде всего, улучшение дорог: устранение дефектов дорожного покрытия, разделение полос встречного движения широкой полосой отчуждения, нанесение дорожной разметки, установка соответствующих знаков и т.п. Кроме того, к этой группе мер может быть отнесено улучшение технического обслуживания автомобилей, оборудование городских магистралей электронными средствами регулирования и контроля дорожного движения. Например, в западноевропейских странах наиболее крупные магистрали оснащены скрытыми телекамерами, которые автоматически фиксируют транспортные средства, превышающие установленную скорость (записывают на пленку скорость, время и номерной знак автомобиля).

Зарубежные исследователи проблемы предупреждения неосторожных преступлений пришли к выводу, что наиболее эффективными и надежными в этом плане являются меры, не связанные с воздействием на человека. В соответствующей практике развитых стран акцент делается на повышение безопасности автотранспорта и иной техники, улучшение дорог, установку автоматических средств регулировки движения и контроля, развитие сети сервисных услуг (ремонт автомобиля, отдых водителя и т.п.).

Вторая и третья группа мер носят стратегический характер, они требуют значительных материальных затрат, их реализация занимает значительный временной период (как правило, около 10 лет). Улучшение подготовки специалистов, усиление контроля за ними (как в процессе эксплуатации техники, так и при допуске к ней), усиление ответственности за нарушения — требуют меньше затрат, эти меры могут быть реализованы в более сжатые сроки.

В зарубежной практике воздействия на неосторожную преступность акцент делается на развитие стратегических мер, в отечественной — большее внимание уделяется мерам тактическим и оперативным (воздействие на человека). И это различие сказывается на результатах: уровень травматизма в России в 5-8 раз выше, чем в развитых странах мира. Из каждых 100 пострадавших в авариях людей у нас погибает 15, тогда как в США и Германии — только 2, в Италии и Швейцарии — 3.

Профилактика автопроисшествий

Автопроисшествия — наиболее распространенный вид неосторожных преступлений. От них страдают и водители, и пешеходы, и виновные, и пострадавшие. Соблюдение водителем ряда императивов могло бы значительно уменьшить риск аварии.

Одним из главных императивов является соблюдение оптимального скоростного режима. Опрос владельцев автомобилей показал, что к числу важнейших слагаемых ценности автомобиля относятся комфорт, возможность доставки пассажиров и грузов туда, куда не ходит другой транспорт, независимость от расписания общественного транспорта и т.п. Скорость передвижения не является главным достоинством транспортного средства. В то же время именно с превышением скорости связано основное число автопроисшествий. В большинстве случаев превышение скорости дает весьма незначительный выигрыш во времени (минуты), но многократно повышает вероятность аварии. Скоростной иррационализм особенно характерен для молодых водителей, он является одним из главных факторов неосторожных преступлений.

Вообще, садясь за руль целесообразно «забыть», что вы спешите куда-то. Спешка — фактор серьезных ошибок и неоправданного риска. Рациональная организация деятельности, исключение «организационных аварий» (опозданий к назначенному времени), исключит и автоаварии.

Превышение скоростного режима обычно сопряжено с нарушением правил обгона, выездом на встречную полосу либо «подрезанием» попутчиков. «Его величество обгон» — так называют этот маневр опытные водители. Обгон всегда сопряжен с риском. В момент обгона многократно возрастает вероятность аварии. Особенно опасны обгоны с выездом на полосу встречного движения и на закрытых участках дорог, когда не видно, что происходит впереди (за поворотом, в овраге или за пригорком). На дороге с напряженным движением обгон дает выигрыш всего в несколько метров, риск в такой ситуации абсолютно неоправдан. Во дворах, на участках дорог вблизи домов и школ, у автобусных остановок, в местах скоплений пешеходов целесообразно не просто снизить скорость, но перейти на пониженную передачу. Это не просто уменьшит скорость движения, но и сократит остановочный путь в случае экстренного торможения (а вероятность экстренной остановки в указанных местах очень велика) — поскольку возникнет дополнительный механизм торможения. Пониженная передача при отпущенной педали акселератора начнет торможение до нажатия на педаль тормоза — эти доли секунды могут спасти жизнь пешехода и свободу водителя.

Не стоит разгоняться на незнакомых участках дороги. Российские дороги полны неожиданностей (ямы, трещины, вздутия асфальтового покрытия). Резкий поворот, чтобы их объехать, может повлечь боковое столкновение или опрокидывание, наезд на препятствие чреват повреждением шаровой опоры, которая однажды может сделать автомобиль неуправляемым. Удержитесь от искушения выехать на перекресток на желтый сигнал (не разгоняйтесь перед светофором), и это предохранит вас от столкновений и наездов на пешеходов.

Водителям целесообразно лично или с помощью механика регулярно проверять исправность наиболее аварийных узлов автомобиля (шаровых опор, рулевых тяг, тормозных шлангов, герметичности тормозной системы и отсутствие в ней воздушных пробок, изношенность тормозных колодок, надежность крепления колес).

Не стоит отвлекаться за рулем (рассматривать какой-то необычный предмет, увлекаться разговором с пассажирами, тянуться за какой-то вещью на заднем сиденьи или у заднего окна, закуривать, есть, пить). Эти действия нередко оказываются причиной трагедий. Столь же опасны «соревнования», «автоспоры» и «автооскорбления». Дорожная среда формирует особый стиль общения. Порядочные и интеллигентные люди за рулем подчас становятся «грубиянами» и даже «хулиганами». Не стоит оскорблять других участников движения (даже, если они этого никогда не услышат), не следует светить фарами с требованием увеличить скорость — все это формирует агрессивность, а агрессивный стиль вождения наиболее авариен. В таких ситуациях дорожных микроконфликтов уступает обычно тот, кто умнее. Ему же сопутствует и безаварийная езда.

На дороге очень важно не превратиться в конформиста. Стиль вождения следует выбирать исходя из состояния автомобиля, условий погоды, состояния дорожного покрытия, а не по «советам» водителей, мигающих фарами.

Болезненное состояние, переутомление, алкогольное опьянение значительно увеличивают время реакции (а соответственно и вероятность автопроисшествия). Воздержаться от поездки в таком состоянии означает обезопасить себя от многих неприятностей. То же касается и крайне неблагоприятных дорожных условий. По возможности следует воздерживаться от поездок во время снегопада, сильного дождя. Неблагоприятные условия повышают и вероятность совершить автопроисшествие, и вероятность оказаться его жертвой. При езде в зимних условиях целесообразно выделить определенную сумму на покупку покрышек с шипованным протектором (это позволит вам сэкономить на ремонте, предотвратив аварию).

Если вам удастся избавиться от этих недостатков, считайте, что вероятность автопроисшествия снизилась на несколько порядков.


Литература по теме
Дагель П.С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М., 1977; Квашис В.Е. Теоретические основы профилактики неосторожных преступлений. М., 1977; Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. М., 1979; Криминология. Учебник. М., 1979; Лунеев В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980; Социальная профилактика правонарушений. М., 1989; Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М., 1989; Эминов В.Е. Предупреждение авиационных происшествий. М., 1990; Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992; Тер-Акопов А.А. Ответственность за нарушение специальных правил поведения. М., 1995; Криминология. Учебник (под ред. Карпеца И.И. и Эминова В.Е.). М., 1992; Преступность: стратегия борьбы. М., 1997; Алексеев А.И. Криминология. М., 1998; Криминология (под ред. Кузнецовой Н.Ф.). М., 1998; Васильев А.И. Проблема социальной и уголовно-правовой оценки преступлений техногенного характера. М., 1998.


^ Глава XVIII. Преступность несовершеннолетних

§ 1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних — своеобразный индикатор социальной ситуации в стране. Этот вид преступности очень чутко реагирует на состояние общества. Рост преступности несовершеннолетних, как правило, свидетельствует о неблагоприятных социальных процессах.

Анализ преступность несовершеннолетних оказывается, с одной стороны, инструментом выявления криминогенных факторов в социуме, а с другой — базой для прогноза преступности в целом. Криминализация детей и подростков — это криминализация будущего страны. По процессам, происходящим в детской и молодежной среде, мы можем с большой долей вероятности судить о том, каким будет общество в перспективе (в том числе — какой будет преступность).

Помимо исследовательских и прогностических аспектов изучения преступности несовершеннолетних есть еще один — гуманитарный. Дети относятся к числу наименее защищенных социальных групп. Такое направление воздействия как профилактика преступности в смысле защиты от нее, защиты от поражения социальных групп «криминальным вирусом» имеет наибольшее значение именно применительно к несовершеннолетним: детям и молодежи. К сожалению, уровень криминальной пораженности данной части населения пока самый высокий (в полтора раза выше, чем взрослых).

Одним из тревожных симптомов недуга нашей цивилизации — постоянное омолаживание носителей готовности совершать преступления. Несколько десятилетий назад информация о совершении убийств и других общественно опасных деяний в развитых зарубежных странах пяти-семилетними детьми казалась невероятной, с трудом верилось, что такое может быть на нашей Земле. Реальность этих данных, правда, подтверждалась не только научными публикациями, но и вполне достоверными правовыми свидетельствами: возраст привлечения к уголовной ответственности по уголовному кодексу Нью-Йорка, например, составлял 7 лет, а в некоторых штатах США возрастные границы привлечения к уголовной ответственности вообще не были определены. Сегодня и в нашей стране криминальная картина пестрит подобными примерами: мальчики и девочки детсадовского возраста совершают убийства, школьница может нанять киллера для убийства матери, чтобы та не ругала ее за плохие оценки. Приближение возраста совершения общественно опасных деяний к моменту рождения — не укладывающаяся в сознании, но вполне реальная тенденция развития нашей цивилизации. Осмысление ее, возможно, станет отправной точкой изменения культурных и социальных основ бытия, фундаментальных изменений подходов к воздействию на преступность.

Состояние, структура и динамика преступности несовершеннолетних

В 1998 г. в нашей стране зарегистрировано 189.293 преступления, совершенных с участием несовершеннолетних, что на 3,6% больше, чем в 1997 г. В структуре раскрытых преступлений они составляли 11,1%. В 1999 г. число зарегистрированных преступлений, совершенных при соучастии несовершеннолетних, возросло на 10% и составило 208.313. В том же году зарегистрировано 135.394 преступления, совершенных несовершеннолетними без соучастия с взрослыми.

Цифра общественно опасных деяний (аналогичных по объективной стороне преступлениям), совершенных детьми до достижения возраста уголовной ответственности, в 5 раз превышает число зарегистрированных преступлений несовершеннолетних.196

Преступность несовершеннолетних растет в 3,5 раза быстрее, чем численность самих несовершеннолетних. Если эта тенденция сохранится, в обозримом будущем преступниками могут стать все несовершеннолетние.

В структуре преступности несовершеннолетних наиболее распространенными являются кражи (около 60%), грабежи (8-9%), хулиганство (7%). Умышленные убийства (1%), причинение тяжкого вреда здоровью (1%), изнасилования (1%) составляют наиболее опасные преступления, совершаемые лицами данной категории.197 Несовершеннолетние активно осваивают преступные виды деятельности, ранее бывшие исключительной прерогативой взрослых: захват заложников, разбойные нападения, вымогательство, торговля оружием и наркотиками, содержание притонов и сутенерство, валютное мошенничество, компьютерные преступления.

Корыстные преступления доминируют среди несовершеннолетних (по корыстным мотивам ими совершается почти половина преступлений). В то же время мотивация преступлений против собственности в данной группе весьма специфична: например, при совершении краж лишь около 30% руководствуются корыстными мотивами, у остальных — стремление самоутвердиться и завоевать авторитет сверстников. 60% несовершеннолетних совершает преступления по таким мотивам, как «не хотел отставать от товарищей», «хотел показаться смелым, крутым», «не хотел, чтобы считали трусом», «думал, что не наказуем», «от нечего делать», «не думал».198

Более 60% преступлений несовершеннолетними совершается в группе. Величина группы обычно колеблется от 3 до 5 человек. Почти в каждую вторую преступную группу несовершеннолетних входят лица, имеющие судимость.

Более половины несовершеннолетних преступников совершали преступления два и более раз. Вообще, среди несовершеннолетних преступников устойчивая криминогенная ориентация фиксируется значительно чаще, чем среди взрослых.

В контингенте несовершеннолетних преступников абсолютно доминируют лица мужского пола — 95%. Негативной тенденцией является рост числа преступлений, совершаемых девушками (наиболее часто они совершают кражи вещей в одиночку).

Среди несовершеннолетних преступников учащиеся школ составляют 38%, работающие — 11%, не работающие и не учащиеся — 27%, студенты — 2%.199

К неблагоприятным тенденциям развития преступности несовершеннолетних относятся:

- неуклонное увеличение темпов роста преступности несовершеннолетних, опережение темпов роста общей преступности и прироста населения;

- увеличение в структуре преступности доли преступлений повышенной общественной опасности;

- рост удельного веса преступности несовершеннолетних в структуре общей преступности;

- рост технической оснащенности несовершеннолетних преступников (холодное и огнестрельное оружие, яды, транспортные средства и т.п.);

- увеличение преступлений, связанных с наркотизмом;

- организация преступности несовершеннолетних (с одной стороны, по образцу взрослых, с другой — с помощью взрослых);

- втягивание несовершеннолетних в экстремистскую деятельность и межнациональные конфликты.


§ 2. Причины преступности несовершеннолетних

Типология несовершеннолетних преступников

Несовершеннолетних преступников и детей, совершающих общественно опасные деяния, можно разделить на следующие возрастные группы:

По данным официальной статистики наибольшее число зарегистрированных преступлений совершается шестнадцатилетними (около 40%). По мере взросления несовершеннолетний преступник становится более опасным и трудноисправимым.

По характеру мотивации совершения преступлений выделяются следующие типы несовершеннолетних преступников:

- совершившие преступление под влиянием сверстников, чтобы завоевать или упрочить авторитет;

- совершившие преступления под влиянием взрослых наставников;

- совершившие преступление в силу нужды;

- совершившие преступления при защите от посягательств взрослых.

На мотивацию преступного поведения несовершеннолетних существенный отпечаток особенности подростковой психики: повышенная внушаемость по отношению к авторитетам и юношеский негативизм по отношению к лицам, пытающимся осуществить педагогическое воздействие, склонность к социально-психологическому заражению.

Среди несовершеннолетних, также как и среди взрослых, встречаются достаточно опасные типы преступников: озлобленные, стремящиеся выместить обиды, полученные в семье или школе, на сверстниках или на гражданах оказывающихся в беспомощном состоянии (в основном на пьяных).

Значительная часть несовершеннолетних преступников страдает аномалиями психики (порядка 25%). Среди несовершеннолетних, совершающих насильственные преступления, эта доля многократно выше. Наиболее распространенными формами психических аномалий являются психопатия, невропатические черты и патохарактерологические реакции (повышенная обидчивость, раздражительность, тревожность), пониженный уровень интеллектуального развития. Большинство психических аномалий подростков данной категории вызваны ненормальными условиями воспитания или родовыми травмами.

В генезисе преступного поведения несовершеннолетних велика роль неадекватного реагирования воспитателей на предпреступные социальные отклонения (как правило, к ним относятся безразлично либо после неудачных попыток воспрепятствовать негативному развитию личности на это начинают закрывать глаза). К числу симптомов «приближения» подростка к преступному поведению относятся: курение, употребление спиртного, прогул школьных занятий и уход из школы вовсе, употребление наркотических веществ, вступление в сообщество фанатов, роккеров, металлистов и т.п., дружба с правонарушителями и преступниками, ранние половые связи, проявление жестокости к животным и людям, уход из дома, бродяжничество.

Факторы преступности несовершеннолетних

1.Неудовлетворительные условия воспитания детей в семье. Ежегодно около 50 тыс. граждан представляются к лишению родительских прав. В 1995 г. было выявлено 150 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Органами МВД взято на учет 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей (употребляют спиртное и наркотики, бьют супругов и детей, подают отрицательный пример). 70% всех детских травм — семейно бытового характера. Ежегодно из-за жестокого обращения кончают жизнь самоубийством порядка 2 тыс. детей и подростков, около 30 тыс. детей уходят из семьи. 25-27 тыс. детей ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, почти столько же пропадают без вести.200

2. Недостаточная помощь родителям в воспитании детей со стороны школьных педагогов, специалистов МВД и общественности. Реформы педагогической и правоохранительной систем, инициированные в 1991 г., были ориентированы на ликвидацию воспитательной функции школы и профилактической функции милиции. Жизнь показала ошибочность и порочность этого курса реформ. Сейчас указанные функции постепенно восстанавливаются, однако далеко не во всех регионах удается сделать это на должном уровне.

3. Низкий уровень воспитательной работы в школах, неподготовленность педагогических кадров к проведению эффективной воспитательной работы с трудными детьми, неадекватное стимулирование этой деятельности.

4. Распад семей, приводящий к тому, что ежегодно остается без одного из родителей 500 тыс. детей. Этот процесс усугубляется ростом ранней смертности родителей, влекущим рост сиротства. В России примерно 400 тыс. семей, где дети — с одним отцом; примерно 5 млн. семей — с матерью, без отца (всего семей в стране порядка 12 млн.). Около 300 тыс. детей, рожденных вне брака.201 Криминогенность данных процессов обусловлена тем, что вероятность стать преступником в неполной семье возрастает почти в три раза.

5. Безработица, обнищание семей, неспособность родителей обеспечить детей полноценным питанием и одеждой. Бедная семья практически утрачивает способность защищать детей от негативных влияний окружающей среды, в значительной мере она сама становится криминогенным фактором.

6. Приобретение массового характера уклонения детей от получения образования в начальной и средней школе, раннее начало трудовой деятельности, которая в большинстве случаев носит теневой, полукриминальный или криминальный характер. Ежегодно бросают учебу около 60 тыс. детей.

7. Обнищание родительской семьи, безработица либо не получение зарплаты родителями и значительные заработки детей в теневом и криминальном бизнесе исключают положительное отношение к честному труду. В семьях, где малолетние дети содержат родителей, последние, как правило, утрачивают авторитет и оказываются неспособными выполнять какие-либо позитивные педагогические функции.

8. Начавшие раннюю трудовую жизнь дети, обычно, оказываются отрезанными от духовной жизни, физической культуры, спорта, здорового досуга и, вообще, здорового образа жизни. Через достаточно короткий срок они практически утрачивают способность к духовному развитию.

9. Идеологический вакуум после развала коммунистического режима, ликвидации пионерских и комсомольских организаций в значительной мере заполнился криминальной идеологией, культом насилия, индивидуализма, корысти и цинизма.

10. Социальное расслоение, значительный разрыв в материальном обеспечении детей выходцев из различных социальных групп (причем, если среди взрослых вуалирование несправедливости социального распределения облегчается легендами о том, что наиболее богаты те, кто приносит больше пользы обществу, то единственная заслуга обеспеченных детей в том, что их родители богаты — а ничто не оказывает такого сильного криминогенного воздействия, как несправедливость: она рождает зависть, переходящую в ненависть и агрессию, а также нейтрализует нравственные запреты при совершении хищений).

11. Пороки социальной политики государства, деградация системы здравоохранения влекут рост физических и психических заболеваний среди детей, различные психические аномалии, которые можно было бы скорректировать в раннем возрасте, из-за недостатка медицинского обслуживания приобретают устойчивый характер. Впоследствии они оказывают влияние на мотивацию преступного поведения.

12. Разрушение сети государственных организаций, обеспечивающих культурный досуг подростков, которая была достаточно развитой в советское время, коммерциализация в этой области, сделало нормой жизни многих подростков бессмысленное времяпровождение на улицах, в подъездах, на чердаках и в подвалах. Все это оказывается благотворной почвой для развития наркотизма, употреблений спиртного, беспорядочной половой жизни, изнасилований. Занятия в секциях борьбы заменяются групповыми драками. Те, кто в недалеком прошлом имел возможность стать юным натуралистом, юным корреспондентом, юным другом пограничников и т.п., сегодня совершают кражи для покупки спиртного или наркотиков. В 1998 г. в Ленинградской области правоохранительные органы зафиксировали факт открытия учреждения для летнего отдыха детей (по типу пионерского лагеря) ворами в законе — в целях развития и распространения криминальных традиций.

Криминогенные факторы семейного воспитания

Криминогенное воздействие семьи на ребенка может проявляться в следующих аспектах:

а) несостоятельность семьи как фактора, препятствующего формированию преступного поведения;

б) семья как фактор формирования криминогенных качеств человека;

в) семья как фактор психофизической патологии ребенка.

А. Семья обладает большими возможностями удержания человека от преступления. К сожалению, нередко эти возможности не реализуются. Причины здесь могут быть различными:

- педагогическая безграмотность родителей, неспособность их оказывать правильное воздействие на детей, особенно в период так называемого переходного возраста и по отношению к трудным подросткам (гиперактивым, имеющим патологию психики);

- отсутствие одного из родителей либо родителей вообще (ребенок находится на воспитании у бабушки или других родственников), что влечет много педагогических, психологических и материальных трудностей;

- тяжелая болезнь (инвалидность) родителей;

- занятость родителей на работе, недостаток времени для общения с детьми;

- конфликты в семье, ведущие к противоречиям в семейной педагогике (дискредитация родителями друг друга);

- утрата родителями авторитета, взаимное отчуждение детей и родителей, в результате чего последние утрачивают способность оказывать положительное влияние на детей (советы и замечания родителей либо не воспринимаются, либо ребенок специально поступает вопреки воле родителей);

- безразличное отношение родителей к детям (индифферентная семья, где дети предоставлены сами себе);

- родители не поддерживают контакта с педагогами, общественными родительскими организациями, представителями правоохранительных органов (в случае, если ребенок попал в криминальную компанию и семья собственными силами не способна пресечь криминализацию подростка).

Б. Семья является основной средой формирования личности. При этом, далеко не всегда результатом семейного воспитания оказывается формирование у подростков положительных качеств. Нередко вольно или невольно родители формируют у детей криминогенные качества. К причинам этого относятся:

- попустительство, вседозволенность либо, наоборот, грубое обращение с ребенком;

- отрицательный пример родителей (проявление жестокости, черствости, агрессивности, жадности, нравственной нечистоплотности и т.п.);

- сознательное формирование родителями, старшими братьями или другими родственниками отрицательных взглядов и привычек у подростков, а в отдельных случаях втягивание их в пьянство, употребление наркотиков, преступную деятельность (криминальные семьи).

В. Причинами психофизиологических аномалий у детей могут быть:

- нарушение гигиены в период беременности и в послеродовой период (употребление спиртного и наркотических веществ, избиение мужчиной беременной женщины, употребление противопоказанных лекарственных препаратов и т.п.);

- недостаток общения ребенка с родителями;

- плохое питание матери и ребенка;

- патологическая наследственность.

Семья является необходимой средой нормального формирования и развития личности: психофизиологического, интеллектуального, нравственного. Дети, лишенные семьи, как правило, страдают теми или иными психофизиологическими аномалиями. В отдельных случаях, к сожалению, семья может оказаться более травмирующим фактором, нежели сиротство.

Исследования психологов и психофизиологов показывают, что нежелательность беременности крайне отрицательно сказывается на формирующейся психике будущего ребенка. Отрицательное эмоциональное состояние матери формирует особую гормональную, биохимическую среду, которая препятствует нормальному развитию эмбриона. Следствием этого нередко оказываются такие криминогенные качества человека как хроническая нервозность, подозрительность, эмоциональная напряженность, неосознанное ожидание агрессии со стороны окружающих. Указанные свойства личности подчас обуславливают немотивированную (упреждающую) агрессию — совершение насильственных преступлений.

В раннем детском возрасте ребенку требуется постоянный контакт с матерью: визуальный, слуховой, эмоциональный. Ребенку необходимо слышать разговор близких, добрые слова, видеть их улыбки, ему требуется, чтобы его брали на руки. Последний аспект очень важен для нормального развития психики. Когда мать не имеет возможности общаться с ребенком, это негативно влияет на развитие его эмоциональной сферы — отрицательные эмоции могут приобрести устойчивый, доминирующий характер. Известны случаи, когда причиной устойчивых нарушений детской психики оказывалось то, что родители надолго оставляли детей одних в доме, запирали их в темных комнатах.

Сложнейший аспект семейной педагогики — сохранить равновесие между жесткими и мягкими мерами, положительными и отрицательными стимулами. Набалованный ребенок, каждое желание которого родители и родственники спешили выполнять, часто становится нравственным уродом. Он мучает окружающих, и сам не способен обрести удовлетворенность и счастье в этом мире.

Грубость и жестокость родителей могут сформировать внешне послушного и исполнительного человека, который на уровне подсознания имеет колоссальный заряд зла, обиды и агрессивности. Все это при случае изливается на более слабых.

Серьезный аспект криминогенности семьи — утрата связи между детьми и родителями. Родители перестают пользоваться у детей авторитетом, между ними утрачивается доверительность. Ребенок становится практически неуправляемым. Главная причина утраты связи между детьми и родителями — дефицит общения. Причем, время не единственная характеристика объема общения. Главное, чтобы дети и родители «были настроены на одну волну», чтобы у них были общие интересы и взаимоуважение. В процессе воспитания и тем и другим постоянно приходится поднастраиваться друг под друга. Иногда этот процесс идет легко, но бывают и кризисные периоды. Идеально, если их удается спрогнозировать и подготовиться к ним. В любом случае преодоление таких кризисов — сложнейшая творческая педагогическая задача. Если родители не могут или не хотят тратить время и силы на ее решение — это оказывается отправной точкой отчуждения.

Рассмотренные проблемы характерны как для нормальных, так и для ненормальных семей.

К числу ненормальных можно отнести:

- неполную семью (как правило, ограниченную и в материальном плане, и в плане поддержания естественного баланса мужского и женского воспитания);

- индифферентную семью (где детям практически не уделяется внимания и они полностью предоставлены сами себе);

- агрессивную семью (где над детьми издеваются, где они становятся жертвами изуверских педагогических пыток или сексуального насилия);

- криминальную семью (где родители и старшие родственники формируют у детей криминогенные убеждения и навыки преступной деятельности: как непроизвольно, собственным примером, так и сознательно).

Вот картинка с натуры, иллюстрирующая сущность феномена семейной патологии: «Тот выходной день начался как обычно: вся семья напилась. И мать, и родная тетя, и 12-летняя Любка, 8-летний Колька и Витек. Не пили только два его маленьких братика. А жили они у бабушки Витька — в своем доме дрова и уголь давно кончились, свет отключили... У бабушки, правда, вместо электричества коптила керосинка — электролампочка перегорела, на новую не было денег».202 Первый класс Витек «так и не закончил. Во сколько лет он первый раз попробовал спиртное, теперь сказать трудно. Но судя по тому, что его родные браться 4 и 6 лет были пьяны, когда работники приезжали в неблагополучную семью, можно сказать, что где-то лет с пяти он пристрастился к выпивке».203 Когда односельчане, «напоив Витька и Кольку, ночью совершили над ними насилие, никто не пошел заявлять в милицию».204 После такой прелюдии вполне понятными становятся истоки насилия и агрессивности: «Дед неподвижно лежал на полу и не дышал. Витек начал бить его палкой, а Любка и Колька пинали ногами. Били долго... Витек взял топор, ударил деда по шее».205


§ 3. Профилактика преступности в среде несовершеннолетних

Обеспечение нормальных условий развития и воспитания детей — важнейшее направление защиты несовершеннолетних от поражения их преступностью. Помимо гуманитарной и философской граней этой проблемы (борьба с детьми по существу есть борьба с самим собой), существует весьма значимый криминологический аспект. Дело в том, что практически во всех странах мира ужесточение мер борьбы с преступностью несовершеннолетних приводило лишь к отрицательным результатам: рост жесткости мер воздействия сопровождался ростом числа преступлений и ростом их общественной опасности.

К числу мер воздействия на преступность несовершеннолетних относятся:

1. Коррекция государственной политики в сторону развития в ней социальной составляющей (в частности политики в области укрепления семьи, материнства и детства, молодежной политики и т.д.). В последние годы принято немало нормативных актов в этой области: «Основные направления государственной семейной политики», «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года», президентская программа «Дети России», федеральные программы «Социальное обслуживание семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений детей». К сожалению, функционирующие в нашем обществе механизмы распределения материальных ресурсов не позволяют реализовать эти программы в полном объеме, поскольку финансирование их либо не осуществляется вообще, либо осуществляется по остаточному принципу, что означает выделение ничтожно малых сумм.

2. Развитие системы государственных органов, выполняющих функции профилактики преступности несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних, специальные профилактические подразделения органов внутренних дел, участковые инспекторы, отделы по делам семьи и детей в органах местного управления, комитеты по делам молодежи и т.д. Главным направлением совершенствования деятельности этих органов является подбор и подготовка кадров, совершенствование методик работы, материальное обеспечение.

3. Государственное содействие общественным организациям, участвующим в профилактике преступности несовершеннолетних. Улучшение координации усилий государственных и общественных организаций в воздействии на преступность несовершеннолетних.

4. Развитие сферы досуга, активное приобщение детей и подростков к занятию физической культурой и спортом.

5. Организация правового и военно-патриотического воспитания подростков.

6. Улучшение подготовки учительских кадров в педвузах, ориентация их на выполнение воспитательных функций, сотрудничество с родителями, компенсацию недостатков и пороков семейного воспитания.

7. Увеличение удельного веса воспитательной составляющей в школьной деятельности. Распространение положительного опыта по созданию в школах специальных структур, специализирующихся на профилактике преступлений и правонарушений (завуч по правовому воспитанию), которые положительно зарекомендовали себя на практике.

8. Формирование так называемой ювенальной юстиции, специализирующейся на расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел в отношении несовершеннолетних.

9. Развитие системы наказаний несовершеннолетних преступников и правонарушителей — увеличения удельного веса наказаний, не связанных с лишением свободы, но достаточно эффективных в плане удержания подростков от рецидива.

10. Профилактика физических и психических заболеваний детей, обеспечение гигиены беременности и предупреждение родовых травм. Государственное обеспечение новорожденных детским питанием. Профилактика пьянства и наркотизма как среди детей, так и среди взрослых.

11. Ужесточение карательной практики в отношении лиц, применяющих насилие в отношении несовершеннолетних, вовлекающих их в преступную деятельность (ст.150 УК РФ), в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст.151 УК РФ), а также за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (ст.156 УК РФ).

12. Повышение уровня и прикладного значения научных исследований в области педагогики. Развитие методик прогноза индивидуального преступного поведения и некарательного воздействия на личность подростка в целях коррекции криминогенных качеств. Развитие сети специальных школ для так называемых «трудных» подростков (гиперактивных детей, детей с аномалиями психики, нравственно запущенных). Штат сотрудников таких школ должен быть адекватен сложности решаемых задач (наиболее способные педагоги, психологи, криминологи). Повышенное материальное обеспечение может обеспечить приток в эти учреждения лучших специалистов.

Антикриминогенное воздействие семьи

Семья может заблокировать криминогенное влияние многих негативных факторов социальной жизни. Родители способны пресечь формирование отрицательных взглядов и привычек у детей, скорректировать стихийно сформировавшиеся криминогенные качества личности. В этом смысле семейная педагогика обладает самыми большими потенциальными возможностями. К сожалению, реализуются эти возможности далеко не полно.

В педагогической практике используют следующие приемы и методы воздействия на детей:

- передача информации (рассказ о том, как надо себя вести, объяснение, почему тот или иной поступок может обернуться бедой). Иногда информация передается в форме прямых инструкций, иногда иносказательно: сказки, притчи, примеры. В воспитании человека следует избегать прямолинейности, не злоупотреблять приказами, замечаниями и упреками. Очень важно подбирать оптимальное время: одно и то же замечание, один и тот же совет могут быть восприняты по-разному в зависимости от состояния ребенка;

- организация деятельности ребенка (разъяснение характера, смысла и целей деятельности, создание соответствующих условий, помощь в преодолении трудностей, использование положительных и отрицательных стимулов, контроль и пресечение нежелательных поступков);

- воспитание примером.

Родители обладают колоссальными возможностями удержания своих детей от преступной стези. Главным направлением здесь является собственное нравственное совершенствование. Огромное воздействие на детей оказывают не только слова и поступки родителей, но и их сокровенные мысли. Дети — зеркало родителей. То, что родителям удается скрыть, утаить от окружающих, демонстрируют им дети. Нравственная чистота и духовная цельность обладают притягательной силой и выступают главным гарантом взаимопонимания детей и родителей.

Важнейшим компонентом семейной педагогики является любовь. Она является ориентиром решения сложных педагогических проблем. Родительская любовь непреходящая ценность. Нередко ее подменяют дорогими подарками, которые являются имитацией истинной любви. Любовь не отрицает строгости и требовательности. Без этого нельзя подготовить человека к жизни. Любовь компенсирует педагогические шероховатости и ошибки. Строгое наказание отцом, который любит сына, воспринимается совершенно иначе, чем аналогичные действия со стороны постороннего лица. Если ребенок утрачивает веру в родительскую любовь, это нередко оказывается первым шагом по пути криминализации.

Одним из главных инструментов семейной педагогики является постоянное изучение личности ребенка. Вовремя заметить отрицательные взгляды, привычки, поступки — условие успеха в их коррекции. Анализ личности и коррекция отрицательных качеств должны проводиться родителями постоянно. В отдельных случаях привитие положительных качеств требует много времени, подчас нескольких лет. Это не должно пугать воспитателей. Формирование тех или иных положительных качеств, коррекция отрицательных нередко становится сложнейшей педагогической задачей, решение которой требует семейного творчества, а иногда объединения усилий родителей, школьных учителей, спортивных тренеров, врачей, представителей правоохранительных органов. Мама одного из трудных подростков (имевшего такую психофизиологическую аномалию, как гипрактивностью, в силу чего он был практически неуправляемым) для обмена опытом организовала даже педагогическую ассоциацию родителей, у которых были дети с аналогичными аномалиями. Если вовремя заметить отклонение в нравственном развитии ребенка и сконцентрировать на его коррекции все усилия, то вероятность успеха очень велика. В воспитании необходимо опираться на положительные качества детей (будь то желание стать сильным и заниматься спортом, любовь к животным или увлечение игрой на гитаре). Развитие положительного (так, чтобы оно захватило практически все интересы ребенка, стало стимулом к переоценке им своих поступков) очень часто оказывается тем звеном, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь — изменить направление развития личности, вывести ее из-под дурного влияния. Самая большая беда семейных педагогов — столкнувшись с трудностями, неуправляемостью ребенка, грубостью, утратой контакта, опустить руки в надежде, что все образуется само собой. К сожалению, жизнь устроена так, что сами собой растут лишь сорняки. Естественно, для серьезной педагогической практики родителей требуется много времени. Не случайно одним из главных факторов низкой преступности в Швейцарии является то, что женщины, имеющие детей, в этой стране, как правило, не работают и всецело посвящают себя воспитанию детей.

Государство и семья

Государство должно проявлять заботу о семье, оказывать всемерную поддержку ее укреплению. Только в этих условиях возможна реализация огромного антикриминогенного потенциала семейного воспитания. Формы такой поддержки могут быть различными:

1. Воспрепятствование развалу семьи:

- материальная поддержка молодых семей, обеспечение жильем, стимулирование жилищного строительства;

- воспитание молодежи в духе лучших национальных традиций, взращивание нравственности, формирование соответствующих моральных норм.

2. Педагогическая помощь родителям.

3. Контроль семейной сферы. Коррекция дефектов семейного воспитания, принятие общественных и государственных мер воздействия на родителей вплоть до лишения родительских прав.

4. Создание социальных механизмов компенсации дефектов родительского воспитания (школа, спортивные секции, уличные воспитатели, семейные детские дома и т.п.).

Интересный опыт коррекции дефектов семейного воспитания накоплен в ряде зарубежных стран. Например, в США еще в первой половине XIX века были созданы специальные коммуны по перевоспитанию малолетних преступников. В последние годы их количество значительно возросло. В каждой из таких коммун проживает от 4 до 10 подростков, воспитанием которых занимаются специалисты по семейной или несемейной методикам. Средняя продолжительность семейных программ — 185 дней, несемейных — 289 дней. Семейные программы зарекомендовали себя как более эффективные. В целом эти коммуны достаточно эффективно работают в плане алкогольной или наркотической реабилитации, что в свою очередь положительно сказывается на профилактике преступлений.206

Не менее интересен соответствующий китайский опыт. В 1980 году в Китае впервые были опробованы учебно-трудовые школы, которые сразу же весьма положительно зарекомендовали себя. Вот выдержка из заключения Государственной комиссии по образованию КНР: «Факты свидетельствуют, что китайская система учебно-трудового образования вполне эффективна в плане предупреждения преступлений, контроля и перевоспитания трудных подростков, совершивших правонарушения и преступления. С 1980 по 1987 год эти школы закончили 30 тыс. трудных учеников. Практически все они стали на путь исправления и успешно продолжили обучение».207 В 1980 году было создано 100 таких школ со штатом 3 тыс. учителей, рассчитанных на 6 тыс. учеников. Направление в такую школу дает Комитет соседей по собственной инициативе, по представлению директора общеобразовательной школы, по заявлению соседей или родителей. Главная задача школы — трансформация ученика (обращение его из плохого в хорошего). Эта реабилитация — достаточно длительный процесс, длящийся 2-3 года (по усмотрению администрации школы). В этой же школе проходят краткий курс обучения и родители (их готовят продолжать воспитание трудного подростка в правильном направлении после возвращения того домой). Источник финансирования указанных школ — труд подростков плюс взносы родителей (так что эта мера весьма экономична). По типовому распорядку 24 часа в неделю ученики изучают различные учебные предметы, 12 часов в неделю — работают. Проживают они в закрытом лагере, где приобретают навыки коллективизма. Основной воспитательный метод, практикуемый в таких школах, получил название «метода трех тестов». Суть его заключается в трехступенчатом подходе к реабилитации трудного ученика. В первый период (до двух недель) у учеников формируют навыки исполнять указания учителей, раскрывают сущность и общественную опасность совершенных ими проступков или преступлений. В течение второго периода акцент делается на психотерапевтические методики: ученики анализируют свою личность, рассказывают учителям, кто и когда оказал на них дурное влияние, в чем оно выразилось, какие отрицательные качества в результате этого сформировались. Третий этап — основной. Ученикам раскрывают главные задачи, стоящие перед коллективом школы и перед каждым учеником — избавиться от отрицательных качеств. 87% учеников успешно проходят эти три ступени в течение двух месяцев, 91% — в течение трех. Оставшееся время отводится формированию и закреплению социально-полезных навыков. Криминальный рецидив после таких школ имеет место, но уровень его невысок: в первый год после выпуска — 1%, в течение второго года — 7%, в течение третьего — 5%.208

Некоторым аналогом таких школ (более жестким) в США являются строевые лагеря. Исправительные строевые лагеря рассматриваются как шоковое заключение на срок от 90 до 180 дней для молодых людей. В таком лагере заключенные 6-8 часов в день занимаются тяжелым ручным трудом, по окончании рабочего дня они занимаются физическими упражнениями и строевой подготовкой, после ужина они учатся или получают консультации и лечение от наркомании. Негативный эффект стигмы в таких лагерях минимален.209

В ряде стран (Япония, Швейцария, Непал) семья играет главную роль в системе воздействия на преступность. Интересно, что именно в этих странах уровень преступности наиболее низкий. Это свидетельствует о значительных потенциальных возможностях семьи как инструмента осуществления антикриминальной политики государства. К сожалению, в России эти возможности используются далеко неполно. Способствовать реализации их — важнейшая задача государственной политики и практики воздействия на преступность.


uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ekzistencialnaya-psihologiya-dlya-specialnostej.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-01-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-04-himiya-stranica-2.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-05-biologiya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-08-pochvovedenie.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-7-fizika-optika-kvantovaya-fizika-fizika-atomnogo-yadra-shifr-disciplini-i-ee-nazvanie-v-strogomsootvetstvii-s-gosudarstvennim-obrazovatelnimstandartom-i-uchebnim-planom.html
  • desk.bystrickaya.ru/pechataetsya-s-nekotorimi-sokrasheniyami-po-izdaniyu-krasnov-p-n-ponyat-prostit-roman-stranica-10.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vokatami-nesmotrya-na-konkurenciyu-metodicheskie-rekomendacii-po-vedeniyu-advokatskogo-proizvodstva-rekomendacii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-audit-naloga-na-pribil-zadachi-i-informacionnoe-obespechenie-ucheta-analiza-i-audita-raschetov-s-byudzhetom-28.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-mezhdunarodnogo-konkursa-detskih-risunkov-velikaya-otechestvennaya-vojna-1941-1945-g-g-glazami-detej-obshaya-chast.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-mezhdunarodnoe-gumanitarnoe-pravo-i-smi-opd-f-12-specialnost.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-pole-tanki-grohotali-dajdzhest-upominaemosti-vuzov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-finansiruetsya-es-dlya-professionalnih-buhgalterov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-23-liza-hendriks-bessmertnij-voin.html
  • lecture.bystrickaya.ru/700400-nazvanie-raboti.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-krediti-i-debitorskaya-zadolzhennost-otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2009-goda-5-otchyot-o-sovokupnih.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-27-rak-dr-freud-a-life-by-paul-ferris-london-pimlico-1998-izdatelstvo-popurri-minsk-2001-perevod.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-lisciplini-opd-f-04-opd-f-4-upravlenie-doshkolnim-obrazovaniem-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti-050703-doshkolnaya-pedagogika-i-psihologiya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-logopediya-razdel-narusheniya-golosa-rinolaliya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-itogah-vi-sezda-federacii-profsoyuza-belarusi-i-zadachah-grodnenskoj-oblastnoj-organizacii-belorusskogo-professionalnogo-soyuza-rabotnikov-obrazovaniya-i-nauki-po-vipolneniyu-ego-reshenij.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-obespechenii-v-2007-godu-gosudarstvennoj-podderzhki-nekommercheskih-nepravitelstvennih-organizacij-uchastvuyushih-v-razvitii-institutov-grazhdanskogo-obshestva-stranica-19.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-28-oktyabrya-2009-g-n-480-ob-utverzhdenii-i-vvedenii-v-dejstvie-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-neozhidannij-zvonok-bez-masok-ne-vhodit-avtor-aleksandr-kalinkin.html
  • education.bystrickaya.ru/1-professionalnij-buhgalter-i-ego-status.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-po-osnovam-nachalnogo-miropoznaniya-tema-zona-stepej-i-pustin.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vklyuchit-v-plan-kontrolno-nadzornih-subekti-nadzora-soglasno-prilozheniya-2-perenesti-provedenie-planovih-kontrolno-nadzornih-meropriyatij-prilozhenie-3-stranica-5.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stroitelstvo-promishlennogo-zdaniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-snyatie-administrativnih-barerov-v-stroitelstve-na-2011-2015godi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/43trebovaniya-k-apparatnoj-chasti-poligona-otchet-o-rabote-goskontrakt-ot-18-08-2008-01-647-11-2004.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tipovaya-uchebnaya-programma-obrazovanie-visshee-professionalnoe-bakalavriat-ohrana-truda-i-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-po-specialnosti-050719-radiotehnika-elektronika-i-telekommunikacii-2-kredita-90-chasov.html
  • school.bystrickaya.ru/geologicheskoe-stroenie-i-relef-voshozhdenie-v-gorah-i-nauka.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-xii-predveshayushaya-nedobroe-dolgaya-doroga.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-vedeniya-biznesa-v-kitae.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-dejstvij-com2009-248-final-sec2009-702-sec2009-703-strategiya-evropejskogo-soyuza-dlya-regiona-baltijskogo-morya-stranica-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pravovaya-zashita-konkurencii-kak-neobhodimoj-predposilki-rinochnoj-ekonomiki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-9.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-po-fizike-programma-prednaznachena-dlya-postupayushih-na-fakulteti.html
  • composition.bystrickaya.ru/plenarnoe-zasedanie-nauka-i-obrazovanie-2009-programma-konferencii-i-priglasitelnij-bilet.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/preodolenie-kriticheskih-zhiznennih-situacij-obraz-zhizni.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-programmi-korrekcionnaya-pedagogika-200910-uchebnij-god-vipusk-2-voronezh-2009.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-avtomatizaciya-upravleniya-zhiznennim-ciklom-produkcii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.