Учебник москва
.RU

Учебник москва




С.М.ИНШАКОВ


КРИМИНОЛОГИЯ


Учебник


МОСКВА

2000


Учебник подготовлен в соответствии с учебной программой по криминологии для вузов. Автор рассматривает широкий спектр общетеоретических вопросов криминологии: преступность и ее причины, личность преступника, сущность и парадоксы социального отрицания преступности, структуру и элементы этого процесса, его источник и организующие силы. В книге анализируется организация системного воздействия на преступность. При этом автор уделяет значительное внимание историческому и зарубежному опыту.

Для научных и практических работников, лиц, изучающих военные и общетеоретические проблемы криминологии, а также для широкого круга читателей, интересующихся возможностями общества воздействовать на преступность.


Предисловие


Криминология — учение о преступности, о ее причинах, о борьбе с ней и защите от нее. Изучение данной учебной дисциплины — важный элемент профессиональной подготовки юриста, педагога, психолога, предпринимателя, экономиста, эколога, медика и даже архитектора (клиническая и архитектурная отрасли криминологии весьма развиты за рубежом, постепенно они получают развитие и в нашей стране).

Учебная программа — важный, но не единственный аргумент в пользу знакомства с наукой о преступности. Каждый, кто хочет разобраться в политических и социально-культурных хитросплетениях общественной жизни, найдет немало оснований для того, чтобы раскрыть книгу, называющуюся «Криминология».

Преступность — источник опасности. Насильственная преступность каждый год уносит десятки тысяч людей (население маленького города). Ежегодно на ее счету оказываются сотни тысяч раненых. Корыстная преступность — это не просто украденные миллиарды, продажные чиновники и ущемленные государственные интересы, взломанные двери квартир и пропавшие ценности. Корыстная преступность может «украсть» у человека веру в справедливость и любовь к родине. Организованная преступность способна не только обескровить нацию в криминальной лихорадке, но готова бросить вызов всему цивилизованному миру. Она таит угрозу трансформации культуры человечества в криминальную культуру. Криминальный рационализм бытия обусловливается тем, что преступный образ жизни оказывается более приемлемым и более удобным, по сравнению с честным трудом. Профессиональная преступность — индикатор того, что криминальный рационализм постепенно становится нормой социальной жизни. Преступность несовершеннолетних — следствие деморализации детей, трагический симптом криминализации нашего будущего. Женская преступность постепенно ведет к потере самого ценного, что есть у людей — к утрате обществом женственности, доброты, терпимости и милосердия. Неосторожная преступность несет не меньше смертей и травм, чем умышленные преступления, а каковы ее потенциальные возможности показала чернобыльская катастрофа. Экологическая преступность ставит под угрозу биологическую основу бытия — жизнь на нашей планете.

Преступность страшнее войны — и не только потому, что превзошла ее по тяжести последствий. Чеченский кризис показал, что война стала одним из инструментов в руках преступников. Мог ли Мольтке предположить, что война станет не только продолжением политики, но и продолжением преступности?

В чем истоки этого зла? Какие формы обретает оно, где может подстерегать человека криминальная опасность, как ее избежать, как свести к минимуму вероятность стать жертвой преступления и вероятность стать случайным преступником — на эти и многие другие вопросы призвана дать ответ криминология.


^ Раздел I. Криминологическое учение о преступности

Преступность — основной объект криминологического изучения. Все, что исследует криминология, так или иначе, связано с пре­ступностью. Одновременно преступность — главный объект воздей­ствия разрабатываемых криминологией мер. Все выводы кримино­логии, рекомендации и предложения, вырабатываемые в рамках этой науки, направлены на достижение главной цели — оказание разру­шающего воздействия на это общественно опасное явление. Отсюда понятно, почему проблема: что есть преступность, ка­ковы ее природа и сущность, — для криминологии является основ­ной.

Учение — совокупность знаний о сущности того или иного явления. Эти знания передаются от одного поколения другому (отсюда термин учение), непрерывно пополняются за счет их расширения и углубления проникновения в природу изучаемого предмета.

Преступность — очень сложный феномен. На протяжении тысячелетий человечество пытается постичь его сущность. При этом те или иные идеи (как на уровне теорий и концепций, так и на уровне обыденного сознания и общественной практики) раскрывали определенные грани этого явления, делали понимание его более полным и объемным.

Сегодня вряд ли можно констатировать, что сущность преступности познана людьми до конца. Однако то, что уже удалось познать, может служить базой для совершенствования практики воздействия на преступность. Задача криминологи в этом аспекте как бы раздваивается:

- формулирование практически значимых выводов на основе имеющихся познаний;

- дальнейшее углубление знаний о преступности.


Глава I. Криминология — наука о преступности


§ 1. Понятие криминологии
^ Предыстория науки о преступности
Преступность издавна является спутником человечества. Вред от нее настолько велик, что избавление от этого проявления социального зла практически всеми людьми и во все времена рассматривалось как величайшее благо. Для авторитарного государственного руководителя преступность — это неповиновение подданных, то, что делает его власть менее прочной. Для представителей власти, выражающей интересы народа, преступность — препятствие к управлению обществом, фактор, отрицающий порядок, государственную безопасность, социальное благополучие и всеобщее благоденствие. Для простых людей преступность — это угроза их личной безопасности, источник страхов и тревог, бед и трагедий.

Достаточно лишь на мгновение представить, какой была бы жизнь, если бы не было преступности, чтобы понять, почему люди начали искать пути избавления от этого социального зла очень давно. Были на этом пути и находки, и неудачи. Уже в глубокой древности философы подметили: чем справедливее государственное устройство, тем меньше в такой стране преступлений. Чем больше людей считают законы соответствующими их интересам, тем ниже уровень преступности. По мнению древнегреческого мыслителя Протагора, справедливые законы народ защищает с такой же отвагой, с которой он обороняет стены родного города от врагов. Монарх древней Руси великий князь Владимир в годы неурожаев приказывал развозить по стране подводы с хлебом, чтобы крестьяне от голода не уходили в леса и не объединялись в разбойничьи шайки.

В то же время немало горячих голов полагали, что ключом к решению проблемы преступности является жестокость. Наказания с их легкой руки приобретали не просто мучительный, но публично-изуверский характер: четвертование и колесование на площадях, куда специально сгоняли народ, распятия и виселицы вдоль дорог. Появилось бессмертное изобретение человечества — тюрьма.

К числу исторических парадоксов можно отнести следующий факт: в то время как росла жестокость мер реагирования на нарушения закона, преступность благополучно росла. В Германии, например, в средние века казнили столько людей, что не хватало леса для виселиц и пеньки для веревок. Лес уничтожить удалось, а преступность — нет.

Небезынтересен и другой парадокс. Как свидетельствуют историки, наибольшее число карманных краж совершалось на площадях в момент публичных казней: одних преступников казнили, а другие тем временем отрезали кошельки у зачарованных этим страшным зрелищем сограждан.

По мере того, как преступность росла, а карательные меры оказывались бессильными воспрепятствовать этому, стала крепнуть догадка: одной лишь жестокостью с преступностью справиться нельзя, помимо жестоких карательных мер необходимы и иные способы воздействия на преступность. Постепенно такой подход стал обретать новых и новых сторонников.

Начало формироваться представление о преступности не как о группе людей со злой волей, но как о целом пласте социальной жизни, отрицательной форме общественных отношений, болезни общества. Все острее стала проявляться потребность в формировании системы мер разрушающего воздействия на это явление.

Указанные идеи получили развитие, и в XVIII веке в устах Ч.Беккариа обрели форму императива: наказание за преступление не может быть признано справедливым, пока для предотвращения последнего не употреблены наилучшие средства, доступные нации при данных условиях.

Конечно, до полной реализации этого императива в социальной деятельности было далеко, но передовая общественная мысль совместно с общественной практикой приступили к поиску решений. В процессе поиска путей и способов избавления общества от преступности постепенно формировалось специальное научное направление. Так зарождалась та наука, о которой речь пойдет в данной книге.

Определение криминологии

Термин «криминология» происходит от латинского слова crimen — преступление, и греческого logos — учение. Дословно — учение о преступлении, а в широком смысле — о преступности. Итак, наиболее простое определение данной области научного познания: криминология — учение о преступности и связанных с нею явлениях.

Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Это деятельность по получению нового знания и одновременно ее результат (сумма полученных знаний, образующих в совокупности научную картину мира). Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.

Как мы только что отметили, некоторые закономерности развития преступности были вскрыты тысячелетия назад. Когда же возникла криминология?

Одни исследователи полагают, что это одна из наиболее древних наук: с образованием общества возникла преступность, ее общественная опасность побуждала людей исследовать, объяснять ее, изобретать меры борьбы с нею. Другие соотносят рождение криминологии с выходом в свет в 1764 году книги итальянского гуманиста Ч.Беккария «О преступлениях и наказаниях».

Дж.Бернал в книге «Наука в истории общества» отмечал, что возникновение наук тесно связано с историческим развитием общества. Их появление обусловлено новыми задачами, которые общество должно решать в интересах своего дальнейшего существования. Нередко новые отрасли вначале развиваются как элементы или составные части других наук и приобретают самостоятельность лишь тогда, когда количественно и качественно достигают определенного уровня познаний и вырабатывают специальные методы исследований, вследствие чего существование их как отдельных научных дисциплин становится условием дальнейшего развития нового направления. 1

Наука не создается одним человеком. Потребности общества и социальная практика порождают, формируют и развивают научную мысль в течение длительного времени. Исторически можно лишь зафиксировать момент, когда люди начинают осознавать, что определенная наука — это реальность.

В 1884 году в Турине из-под пера итальянского судьи Р.Гарофало вышла книга под знаменательным названием «Криминология». Она практически конституировала новую науку. Эта объемная монография имела подзаголовок «Природа преступности и теория наказания». Она состояла из трех глав: «Преступность», «Преступник», «Репрессия».2

Разные исследователи дают различные определения этой науки. Например, «Британская энциклопедия» определяет криминологию как научное изучение преступного поведения. Это изучение основывается на положениях таких научных дисциплин, как биология, антропология, физиология, медицина, психиатрия, психология, криминалистика, социология, экономика, право и тюрьмоведение. Иногда криминологом называют искусного и высоко профессионального детектива или следователя.3 Опираясь на результаты исследований и теоретические положения смежных наук (уголовного права, социологии, психологии и др.), криминология специфическими методами решает специфическую задачу — поиск путей эффективного разрушающего воздействия на преступность, что и определяет ее сущность как самостоятельной области научного познания.

Предмет криминологии

Сущность любой науки раскрывает ее предмет — то, что она изучает. Криминология возникла как реакция на потребность общества в поиске эффективных мер избавления от преступности (или уменьшения ее общественной опасности).

Что же необходимо изучить, исследовать этой науке для того, чтобы найти действенные способы разрушающего воздействия на преступность? Что является предметом криминологии?

Прежде всего, сама преступность. Углубленные исследования данного феномена показали, что понять его сущность и природу очень и очень непросто, а без этого вряд ли можно надеяться на успех в противостоянии с социальным злом. Невозможно одержать победу над противником, не имея представления об этом противнике. Поэтому первым, важнейшим элементом предмета криминологической науки является преступность.

Задача криминологии заключается в исследовании вопросов о том, что есть преступность, какова ее сущность, каковы закономерности. Крайне актуальными являются проблемы природы преступности: в чем ее истоки и каковы перспективы развития.

Для того чтобы уничтожить дерево, необходимо подрубить его корни. Чтобы эффективно воздействовать на преступность, необходимо вскрыть ее причины. Никому и никогда не придет в голову идея уничтожить дерево, обрывая его листья (особенно, акцентируя внимание на нижние, оставляя зеленеть вершину), — борьба с преступностью, к сожалению, зачастую носит именно такой характер. Конечно, при этом подходе вряд ли следует рассчитывать на серьезный успех. Лишь на основе глубокого научного анализа всех факторов, обусловливающих это общественно опасное явление, на базе исследования его причин возможна разработка действенных мер разрушающего воздействия на преступность. Таким образом, следующим элементом предмета криминологии являются причины преступности.

Поскольку причины обусловливают преступление не непосредственно, а через личность человека, очень важным элементом предмета криминологии оказывается личность преступника.

Вскрытие причин преступности не означает их автоматического устранения. В большинстве случаев необходимы серьезнейшие исследования для того, чтобы найти эффективные и экономичные способы воздействия как на саму преступность, так и на ее причины. Поэтому меры разрушающего воздействия на преступность (предупреждения преступлений, борьбы с преступностью) также относятся к предмету криминологии.

Помимо указанных элементов, профессор В.В.Лунеев к предмету криминологии обоснованно относит методы криминологических исследований. Никакая другая наука, за исключением криминологии, не будет разрабатывать специальные методики изучения и анализа преступности (в том числе и латентной), ее причин, личности преступника, эффективности мер предупреждения преступлений и разрушающего воздействия на преступность. Общесоциологические методики в отдельных случаях пригодны для этих целей, но они всегда требуют специальной адаптации к криминологическим задачам.

Таким образом, к предмету криминологии относятся:

- преступность;

- причины преступности;

- личность преступника;

- меры предупреждения преступлений и разрушающего воздействия на преступность;

- методы криминологических исследований.

Итак, криминология — это юридическая и социологическая наука, изучающая преступность, ее причины, личность преступника и организацию разрушающего воздействия на преступность.


§ 2. Значение криминологии

Криминология — многоадресная наука. Ее рекомендации могут иметь значение для различных субъектов: законодателя, президента страны, работников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации, специалистов, занимающихся образованием и воспитанием, а также для отдельных граждан.

Значение криминологии можно рассматривать в трех аспектах:

- мировоззренческом;

- практическом;

- эрудиционном.

Мировоззренческий аспект выражается в выработке криминологического мышления. Криминология дает не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной ситуации. Изучение криминологии изменяет стиль мышления человека.

Криминологическое мышление базируется на осознании человеком:

- сущности преступности как одной из форм зла и социальной патологии;

- возможностей общества, социальных групп и отдельного человека воздействовать на это явление;

- уяснении сущности общей и частной превенции, а также места уголовной ответственности и уголовного наказания в системе мер предупреждения преступлений, разрушающего воздействия на преступность;

- осмыслении с этих позиций промежуточных и конечных целей профессиональной деятельности.

Практический аспект значения криминологии выражается в следующем:

1. Она вооружает специалиста суммой определенных знаний и умений, необходимых для эффективного воздействия на преступность в процессе выполнения профессиональных функций, связанных с:

- изучением личности преступника или правонарушителя;

- выявлением причин и условий преступлений;

- криминологическим прогнозированием индивидуального преступного поведения и преступности в целом;

- разработкой и реализацией мер воздействия на преступность;

- анализом эффективности мер предупреждения преступлений.

2. Ключевой момент практической ценности криминологии для каждого человека заключается в том, что она помогает овладеть оптимальной стратегией и тактикой поведения с тем, чтобы свести к минимуму личную вероятность оказаться жертвой преступления.

3. Не менее важной стороной практической ценности криминологии является анализ феномена случайного преступника. Какой случай (криминогенная ситуация-ловушка) может сделать человека преступником и как следует себя вести, чтобы избежать такой драматической развязки, — ответ на этот вопрос может дать криминологическая теория.

4. Практически каждый, кто изучает криминологию, имеет или будет иметь детей. Как становится преступником ребенок или молодой человек, какие обстоятельства подталкивают его на криминальную стезю и какие упущения родителей и близких способствуют этому, что могут сделать родители для предотвращения столь плачевного финала личной педагогической практики — эти проблемы также находятся в русле криминологического изучения.

5. Криминология позволяет специалисту увидеть, каким образом отдельные негативные стороны его деятельности могут оказаться причинами или условиями новых преступлений с тем, чтобы выполнение профессиональных функций оказывало разрушающее воздействие на преступность, а не продуцировало новые общественно опасные деяния.

6. Преступность так или иначе затрагивает интересы каждого человека. Поэтому объективно каждый заинтересован в том, чтобы принять участие в разрушающем воздействии на нее. Однако далеко не каждый понимает это и соответственно не каждый заинтересован субъективно. Задача криминологии — помочь людям уяснить эту нехитрую мудрость. И научить, как отдельный человек в самых разных условиях может оказывать деструктивное воздействие на криминальный феномен.

7. Знание основных положений криминологической теории позволит человеку адекватно оценить ситуацию в стране, деятельность той или иной политической группы, значимость и социальную ценность отдельных политических деятелей, спрогнозировать наиболее вероятный вариант развития социальной ситуации. Это в свою очередь позволит принимать верные решения в плане поддержки политиков либо отказа им в доверии, что в условиях демократического общества имеет немалую практическую значимость.

Эрудиционный аспект значения криминологии включает изучение криминологической характеристики преступности в нашей стране, зарубежных странах, анализ исторического и зарубежного опыта предупреждения преступлений, ознакомление с зарубежными концепциями преступности и ее причин. Сущность эрудиционного аспекта значения криминологии — в познании целой области социального бытия (криминальной сферы), уяснении масштабов преступности (например: в нашей стране ежегодно регистрируется порядка 2,5 млн. преступлений, а в местах лишения свободы находится около 1 млн. человек). Указанные познания «шлифуют» специалиста, развивают память и умение мыслить, позволяют увереннее чувствовать себя в процессе общения с разными людьми, аргументировано оспаривать неверные суждения. Эрудиция — запас знаний, который накладывает существенный отпечаток на личность человека, делает его интеллигентом, помогает преодолеть плоское и примитивное восприятие бытия, в экстремальных условиях позволяет принимать правильные решения.

Изучение криминологии позволяет прикоснуться к тайнам бытия, побуждает к размышлению над тем, что есть добро и зло, какова природа социальных процессов, какими могут быть перспективы развития человечества.

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-r-01-sd-v-02-ekonomicheskaya-geografiya-i-regionalistika-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-v-01-programmnij-turizm-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-v-02-swot.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-energooborudovanie-yadernih-energeticheskih-ustanovok-napravlenie-stranica-2.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-etika-i-estetika-specialnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-evropejskoe-kulturnoe-nasledie-dlya-studentov-1-i-2-kursa-napravlenij-021000-62-geografiya-i022000-62-ekologiya-i-prirodopolzovanie-stranica-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-k-vipolneniyu.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-7-raspredelenie-pribili-i-dividendnaya-politika-otchet-utverzhden-sovetom-direktorov-oao-tulenergo.html
  • books.bystrickaya.ru/dostup-otkrit-tolko-s-kompyuterov-rnb-pri-pervom-seanse-raboti-s-etoj-bibliotekoj-neobhodimo-zaregistrirovatsya-v-kachestve-personalnogo-polzovatelya-opciya.html
  • studies.bystrickaya.ru/kaliningrad-razmenyal-poshlini-na-nalogovie-lgoti-radio-11-mayak-novosti-17-01-2006-garin-petr-15-00-11.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kakova-zhe-prichina-avarii-otchet-o-provedenii-ekologicheskogo-uroka-dlya-shkolnikov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shestoj-moskovskij-otkritij-detskij-festival-elektroakusticheskoj-muziki.html
  • crib.bystrickaya.ru/istochniki-vitamina-b1-zakoni-zdorovya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-discipline-pozharnaya-bezopasnost-v-stroitelstve.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofskie-aspekti-globalistiki.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchnij-fakt-i-poznanie-filosofiya-nauki.html
  • testyi.bystrickaya.ru/algoritmi-obhoda-svyaznogo-grafa-yaroslavskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/borba-s-varvarami-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-istorii-drevnego-mira-dlya-zaochnogo-otdeleniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodi-issledovaniya-anketirovanie-rezultati-samoocenki-informacionnih-umenij-opros.html
  • school.bystrickaya.ru/57gadanie-na-snovidenii-s-drevnejshih-vremen-lyudi-pridavali-ogromnoe-znachenie-gadaniyam-gadali-ob-urozhae.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/set-token-ring-uchebno-metodicheskoe-posobie-predstavlyaet-soboj-pervuyu-chast-konspekta-lekcij-po-discipline-kompyuternie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-funkcii-shpargalki-problemi-obucheniya-i-razvitiya-i-problemi-razvivayushego-obucheniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-stranica-38.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-oop-bakalavra-realizuemaya-vuzom-po-napravleniyu-podgotovki-270800-62-stroitelstvo.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-f-tendryakova-magistersk-diplomov-prce-stranica-6.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/planirovanie-prirodopolzovaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-itogah-analiza-praktiki-primeneniya-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii-o-samoreguliruemih-organizaciyah-v-otdelnih-sferah-i-otraslyah-ekonomicheskoj-deyatelnosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-taktiki-rassledovaniya-ubijstv-chast-19.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-tehnologiya-elektronno-vichislitelnih-sredstv-rekomenduetsya-minobrazovaniem-rossii-dlya-specialnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/23-oprosnie-metodi-issledovaniya-osnovnie-tipi-intervyu-uchebnoe-posobie-kolomna-2004-udk-37018-075-8.html
  • turn.bystrickaya.ru/odin-iz-samih-populyarnih-romanov-znamenitogo-shotlandca-tragikomicheskaya-semejnaya-saga-polnaya-groteska-i-teploj-ironii-nachinayushayasya-vzrivom-i-okanchivayushayasya-v-stranica-18.html
  • spur.bystrickaya.ru/meken-zhaji-kentau-alasi-bajlanis-telefondar.html
  • lecture.bystrickaya.ru/44-sovershenstvovanie-sistemi-uvedomitelnogo-poryadka-osushestvleniya-predprinimatelskoj-i-professionalnoj-deyatelnosti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/znakomstva-sto-pudov-5-ot-160705-g-obyavleniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol-stranica-4.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-professionalnogo-modulya-pm-06-diagnostika-anomalij-refrakcij-i-issledovanie-bazovih-zritelnih-funkcij-2012-g.html
  • bystrickaya.ru/visokochastotnie-i-nizkochastotnie-kondensatori-postoyannoj-yomkosti-poluperemennie-kondensatori-medicinskoj-elektroniki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosti-goroda-regions-ru-6-v-yugre-nachala-rabotu-vserossijskaya-konferenciya-po-negosudarstvennomu-pensionnomu-obespecheniyu.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-doping-korol-aleksandr-nikonov.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-obshestvennogo-soveta-pri-guvd-po-krasnodarskomu-krayu-za-1-polugodie-2010-god.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-reestr-vserossijskih-loterej-chast-i-stranica-11.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.