.RU

Учебник по русскому языку для иностранных студентов медицинских вузов второй уровень владения русским языком - страница 12





Б. Задайте вопросы о клинических проявлениях, выявленных при обследовании.

Образец: Какие симптомы выявляются (обнаруживаются, определяются) у больных кариесом при зондировании?
^ В. Сообщите о возможности выявления симптомов заболевания, используя модальные модификации моделей.
Образец: При зондировании у больных кариесом могут выявляться (обнаруживаться, определяться) неглубокие дефекты со слегка шероховатой поверхностью.


Обратите внимание!

В предложениях о клинических проявлениях заболеваний чаще всего встречаются следующие виды распространителей:

^ А) степень выраженности клинического проявления:

На стадии глубокого кариеса отмечаются достаточно выраженные болевые ощущения при действии температурных, механических и других раздражителей;

^ Б) время возникновения клинического проявления:

Спустя 1-7 суток после наложения съемных протезов ощущается сильное жжение слизистых оболочек рта под протезом;

^ В) длительность клинического проявления:

При кариесе боль от горячего возникает быстро и быстро проходит.


Задание 17. Прочитайте предложения, найдите распространители, определите их типы.

1. При легких формах флюороза наблюдается слабо выраженная потеря блеска и прозрачности эмали. 2. При аллергическом стоматите на акриловую пластмассу клинические симптомы в типичных случаях появляются после длительного пользования протезами (5-10 лет). 3. У одних больных токсическим стоматитом отмечается сильное жжение, у других оно выражено нерезко. 4. При хроническом пульпите боль ощущается долго.


Задание 18. Просмотрите текст. Разделите его на смысловые части. Озаглавьте их.


Клиническая картина и патологические изменения

при воспалении периодонта


(1) Периодонтит – это воспаление тканей, расположенных в периодонтальной щели (периодонт). Он может быть инфекционным, травматическим и медикаментозным. Инфекционный периодонтит возникает при внедрении аутоинфекции, находящейся в полости рта. Травматический периодонтит развивается в результате как однократной (удар, ушиб), так и хронической травмы. Периодонтит может возникать при лечении пульпита, когда при обработке канала применяют сильнодействующие лекарственные вещества. Это медикаментозный периодонтит. В клинической практике наиболее часто встречаются инфекционные верхушечные периодонтиты. По данным клинической картины и патологическим изменениям воспалительные поражения периодонта можно разделить на следующие группы: а) острый периодонтит; б) хронический периодонтит; в) хронический периодонтит в стадии обострения.

(2) Острый периодонтит – это острое воспаление периодонта. Он развивается под действием смешанной флоры, где преобладают стрептококки, иногда стафилококки и пневмококки.

(3) Для острого периодонтита характерно наличие двух фаз – интоксикации и выраженного экссудативного процесса. В фазе интоксикации происходит миграция различных клеток в зону скопления микробов. В фазе экссудативного процесса нарастают воспалительные явления, образуются микроабсцессы, происходит расплавление тканей и формируется гнойник.

(4) При микроскопическом исследовании в начальной стадии острого периодонтита обнаруживается гиперемия, отек и небольшая лейкоцитарная инфильтрация участка периодонта в окружности верхушки корня.

(5) При остром периодонтите больной жалуется на боль в причинном зубе, усиливающуюся при надавливании на него, жевании, а также при постукивании по жевательной или режущей его поверхности. Характерно ощущение вырастания, удлинения зуба. При более длительном давлении на зуб боли несколько стихают. В дальнейшем болевые ощущения усиливаются, становятся непрерывными или с короткими «светлыми» промежутками. Тепловое воздействие, принятие горизонтального положения, прикосновение к зубу вызывают нарастание болевых ощущений. Наблюдается распространение (иррадиация) болей по ходу ветвей тройничного нерва.

(6) При внешнем осмотре изменений, как правило, нет, наблюдаются увеличение и болезненность связанных с пораженным зубом лимфатического узла или узлов. Перкуссия зуба болезненна и в вертикальном, и в горизонтальном направлении. Слизистая оболочка десны, альвеолярного отростка, а иногда и переходной складки в проекции корня зуба гиперемирована и отечна.

(7) Хронический периодонтит – хроническое воспаление периодонта, возникающее как переход острого процесса в хронический или формирующееся сразу как хроническое, без острой стадии. Различают гранулирующий, гранулематозный и фиброзный периодонтиты.

(8) Микроскопически при гранулирующем периодонтите в верхушечной части корня зуба обнаруживают значительное утолщение и гиперемию корневой оболочки. Поверхность измененного участка периодонта неровная и представляет собой разрастания вялых грануляций. При микроскопическом исследовании тканей околоверхушечной области выявляется разрастание грануляционной ткани в области верхушки корня, постепенно увеличивающееся и распространяющееся на прилежащие отделы периодонта и стенку альвеолы. Увеличение такого очага сопровождается рассасыванием костной ткани в окружности воспалительного очага и замещением костного мозга грануляционной тканью. Одновременно наблюдается резорбция участков цемента и дентина корня. Нередко в центральных отделах околоверхушечного очага, особенно при обострении, возникают отдельные очаги гнойного расплавления грануляционной ткани. В результате обострений воспалительного процесса гранулирующий очаг в периодонте постепенно распространяется на новые участки альвеолы. Отток гноя и прорастание грануляций способствуют возникновению свищевого хода.

(9) Жалобы при гранулирующем периодонтите различны. Чаще больных беспокоит болезненность при приеме твердой и горячей пищи, иногда боль усиливается при давлении.

(10) Слизистая оболочка, покрывающая альвеолярный отросток в области верхушки корня зуба с гранулирующим очагом в периодонте обычно слегка отечна, при надавливании пинцетом или зондом на десну остаются отпечаток инструмента и покраснение.

(11) При вовлечении в патологический процесс прилежащих мягких тканей на слизистой оболочке возникает свищевой ход. Иногда свищевой ход на какое-то время зарастает. Однако при очередном обострении на месте бывшего свища проявляются припухание и гиперемия слизистой оболочки, образуется небольшое скопление гноя, изливающегося затем в полость рта.

(12) Гранулематозный периодонтит часто развивается из гранулирующего периодонтита и протекает менее активно. При микроскопическом исследовании отмечается разрастание грануляционной ткани в окружности верхушки корня. По периферии грануляционная ткань созревает, образуя фиброзную капсулу, и возникает гранулема.

(13) Под влиянием лечебных мероприятий, иногда самопроизвольно может произойти рубцевание гранулирующего или гранулематозного очага в периодонте и восстановление на этом участке костной ткани. При этом в окружности верхушки корня образуется ограниченный воспалительный очаг за счет разрастания фиброзной ткани – фиброзный периодонтит. При фиброзном периодонтите участок периодонта удаленного зуба утолщен, плотен, имеет бледно-розовую окраску.


Задание 19. А. Прочитайте первую часть текста, в которой дается определение и классификация видов периодонтита. Дайте определения инфекционного, травматического и медикаментозного периодонтита, используя конструкции с глаголом называться и носить название.


Б. Просмотрите еще раз прочитанную часть текста. Подчеркните средства связи предложений.


В. Прочитайте фрагмент текста. Вместо выделенных употребите другие средства связи предложений. В случае затруднений обращайтесь к материалу для справок.

^ Периодонтит – это воспаление тканей, расположенных в периодонтальной щели (периодонт). Рассматриваемое заболевание может быть инфекционным, травматическим и медикаментозным. Первая форма периодонтита возникает при внедрении аутоинфекции, находящейся в полости рта. Травматический периодонтит развивается в результате как однократной (удар, ушиб), так и хронической травмы. Периодонтит может возникать при лечении пульпита, когда при обработке канала применяют сильнодействующие лекарственные вещества. Это медикаментозный периодонтит.


^ Материал для справок: это заболевание, инфекционный периодонтит, вторая форма периодонтита, воспаление тканей периодонта.


^ Обратите внимание!

Тексты, в которых описывается клиническая картина заболевания, могут содержать информацию следующего характера:

1) Субъективные ощущения больного (жалобы):

- характер боли (сжимающие, режущие, дергающие и т.д.);

- интенсивность боли (слабые, сильные);

- продолжительность боли (кратковременные, продолжительные);

- локализация болевых ощущений (боль локализуется где?);

- иррадиация болей (боль иррадиирует куда?);

- время возникновения боли;

- условие возникновения боли;

- средства, купирующие боль;

- явления, сопровождающие болевой приступ;

- факторы, вызывающие усиление боли и т.д.


2) Объективные данные о клинических проявлениях заболевания;

3) Клинические проявления заболевания, выявленные при обследовании.


Задание 20. А. Прочитайте часть текста, в которой рассматривается острый периодонтит. Найдите информацию о субъективных ощущениях больных. Перечислите, по каким признакам описываются в тексте субъективные ощущения больных острым периодонтитом.


Б. Задайте вопросы:

  1. о локализации болевых ощущений;

  2. об иррадиации болей;

  3. о характере болей;

  4. об условиях, при которых усиливается боль;

  5. о средствах, купирующих боль.


В. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какое заболевание носит название острого периодонтита?

  2. Что вызывает острый периодонтит?

  3. Сколько стадий выделяют в рассматриваемом заболевании? Чем характеризуется каждая стадия?

  4. На что жалуется больной острым периодонтитом?

  5. При каких условиях боль в причинном зубе может усиливаться?

  6. При каком условии боль в зубе стихает?

  7. Куда может иррадиировать боль?

  8. Что обнаруживается у больного острым периодонтитом при микроскопическом исследовании?

  9. Что выявляется при внешнем осмотре больного?

Г. Составьте диалог врача с больным.


Задание 21. Прочитайте следующую часть текста, в которой рассматривается хронический периодонтит.

А. Задайте вопросы:

  1. о классификации форм хронического периодонтита;

  2. о результатах микроскопического исследования больного гранулирующим периодонтитом;

  3. о субъективных ощущениях больного гранулирующим периодонтитом;

  4. о результатах внешнего осмотра больного гранулирующим периодонтитом;

  5. об отличии гранулематозного периодонтита от гранулирующего;

  6. о результатах осмотра больного фиброзным периодонтитом.


Б. Ответьте на эти вопросы.

В. Составьте диалог врача с больным.


Задание 22. Расскажите текст, используя начало следующих предложений.

Периодонтит – это … . Различают следующие виды периодонтита: … . Инфекционным называется … . Название травматического носит … . Медикаментозный периодонтит может возникать … .

В зависимости от данных клинической картины и патологических изменений воспалительные поражения периодонта можно разделить … .

Острый периодонтит – это… . Его могут вызывать … . При остром периодонтите больной … . При микроскопическом исследовании больного острым периодонтитом … . При внешнем осмотре больного острым периодонтитом … .

Хроническим периодонтитом называется … . Различают три … .

При микроскопическом исследовании больного гранулирующим периодонтитом … . При гранулирущем периодонтите больные жалуются … .

При внешнем осмотре больного гранулирущим периодонтитом … .

Гранулематозный периодонтит часто развивается … .

При осмотре больного фиброзным периодонтитом отмечается … .


Задание 23. Составьте диалог, используя данную ниже информацию.


Инициирующая

реплика

Ответная реплика

Спросите о том, что такое периодонтит.

Воспаление тканей,

расположенных в

периодонтальной щели.

Попросите перечислить

виды периодонтита.

Инфекционный,

травматический и

медикаментозный.

Узнайте об условиях

возникновения

инфекционного

периодонтита.

Внедрение аутоинфекции

Узнайте о причинах

травматического

периодонтита.

Травмы

Спросите об условии

развития медикаментозного периодонтита.

Обработка канала

сильнодействующими

лекарственными веществами.

Узнайте о том, что такое

острый периодонтит

и спросите о причинах

его возникновения.

А) острое воспаление

периодонта.

Б) Чаще – стрептококки,

иногда – стафилококки

и пневмококки.

Спросите об основных

субъективных ощущениях больного острым

периодонтитом.

Боль в причинном зубе.

Ощущение удлинения зуба.

Боль иррадиирует по ходу

ветвей тройничного нерва.

Уточните следующую

информацию о субъективных ощущениях больного острым периодонтитом.

А) Боль усиливается

при надавливании на

причинный зуб.

Б) При более длительном

давлении на зуб боли

стихают.

В) Тепловое воздействие

вызывает усиление

болевых ощущений.



Задание 24. А. Расскажите, что вы знаете о пульпите и о причинах развития данного заболевания.

Б. Ознакомьтесь с информацией, представленной ниже.


Клиническая картина острого диффузного пульпита

    1. ^ Субъективные ощущения больного

1) Интенсивность болей (весьма сильные)

2) Локализация болей (больной не может указать на причинный зуб)

3) Иррадиация болей (по ходу ветвей тройничного нерва)

^ 4) Продолжительность болей (приступообразные)

5) Факторы, вызывающие болевой приступ (горячее)

6) Средства, купирующие боль (холодное)

7) Время усиления болей (ночь)

    1. ^ Объективные данные о клиническом проявлении заболевания (герметичность зуба не нарушена)

    2. Клинические проявления заболевания, выявленные при обследования.

^ 1) Перкуссия (болезненность)

2) Рентгенологическое исследование (нечеткость компактной пластинки кости, ограничивающей периодонт)

В. Задайте друг другу вопросы о клинических проявлениях острого диффузного пульпита. Ответьте на них, используя информацию представленного выше плана.


Г. Используя информацию, представленную выше, спросите друг друга о субъективных ощущениях больного острым диффузным пульпитом с помощью альтернативных вопросов. Ответьте на них.

Образец:


Д. Расскажите о клинических проявлениях острого диффузного пульпита.


Задание 25. А. Скажите, какое заболевание называется острым воспалением верхнечелюстной пазухи. Каковы причины данного заболевания? Что вам известно о патогенезе острого воспаления верхнечелюстной пазухи?


Б. Ознакомьтесь с информацией, данной ниже.


Клиническая картина острого воспаления верхнечелюстной пазухи.


  1. ^ Субъективные ощущения больного.

1) Локализация болей (подглазничная, щечная область)

2) Иррадиация болей (лобная, височная, затылочная области, зубы верхней челюсти)

3) Сопутствующие жалобы (заложенность соответствующей половины носа, общее недомогание, головная боль, слабость, потеря аппетита, нарушение обоняния, повышение температуры)

^ 4) Условия, при которых боль уменьшается (появление из полости носа серозных или серозно-гнойных выделений)

  1. Объективные данные о клинических проявлениях заболевания: припухлость (отек) в щечной и подглазничной областях, покраснение в преддверии полости рта, отечность слизистой оболочки, увеличение средней или нижней раковины носа, выделение гноя

  2. ^ Клинические проявления заболевания, выявленные с помощью инструментальных методов обследования.

1) Перкуссия малых и больших коренных зубов (болезненность)

^ 2) Пальпация передней стенки тела верхней челюсти, скуловой кости (болезненность)

В. Пользуясь планом, опишите клиническую картину острого воспаления верхнечелюстной пазухи.


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Составьте все возможные сочетания с данными ниже словами.


больной

болевой

болезненный

ребенок, глаза, сердце, ощущение,

симптом, печень, нога, зубы,

процедура, женщина, перкуссия



^ Задание 2. Запишите однокоренные существительные к данным глаголам.

Внедряться, опухать, прикасаться, откусывать, расти, давить, ударять, припухать, стучать, стихать.


^ Задание 3. Заполните пропуски в данных ниже предложениях:

а) выздоравливать/выздороветь или проходить/пройти?

1) После укола боль ..., и состояние больного улучшилось. 2) Больной перенес тяжелую операцию и медленно ... . 3) При приступе стенокардии сердце болит 2-3 минуты, потом ... . 4) У моего друга была пневмония в легкой форме, он быстро ... .


б) болит или болеет?

1) Весной люди часто ... . 2) У него здоровые зубы: никогда не ... . 3) Ребенок ... скарлатиной. 4) Ей трудно говорить: у нее ... горло. 5) Чем ... ваш друг? 6) Я сегодня много читал и писал, поэтому у меня ... глаза. 7) Почему этот студент отсутствует на занятиях? - Он ... . 8) Врач спрашивает больного: " Что у вас ...?"


Задание 4. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова.

1. В фазе экссудативного процесса воспаление … . 2. У больных периодонтитом грануляции … в периодонт под надкостницу и в мягкие ткани, окружающие челюсти. 3. После удаления зуба десна через некоторое время … . 4. При остром периодонтите больному кажется, что зуб …, удлиняется. 5. Вокруг омертвевших участков кости … богатая сосудами грануляционная ткань.

Слова для справок: разрастаться, прорастать, вырастать, зарастать, нарастать.


Задание 5. Трансформируйте словосочетания в предложения с предикатом, выраженным кратким прилагательным.

^ Плотная кожа, плотный узел, малоэффективный метод лечения, мягкий участок кожи, бледный больной, аритмичный пульс, цианотичный участок кожи, густая слюна.


Задание 6. А. Используя таблицу, опишите симптомы заболевания как субъективные ощущения (жалобы) больного:

Заболевание Лицо Симптомы

1) аллергический

стоматит

на акриловую

пластмассу

больные



сухость во рту, вязкость слюны, жжение слизистой

в области протезного

ложа

2) отсутствие

жевательных

зубов

пациенты


трудности при пережевывании пищи, невозможность разжевывания пищи

3) артроз






постоянная ноющая

тупая боль,

патологические шумы,

хруст, крепитация,

щелканье, тугоподвижность сустава, ограничение

открывания рта, смещение челюсти

4) токсический

стоматит



больные

жжение языка, привкус кислоты, слюнотечение, явления парестезии, нарушение общего нервного статуса, желудочно-кишечные

расстройства



^ Б. Задайте вопросы о субъективных ощущениях больного.

В. Сообщите о возможности проявления субъективных ощущений.


Задание 7. А. Используя таблицу, сообщите объективные данные о клинических проявлениях заболевания:

Заболевание Симптомы

1) поверхностный

кариес


быстро проходящая боль при действии раздражителей

2) гингивит

воспаление десневого края

3) гальваноз

металлический вкус во рту,

извращение вкуса, жжение языка, изменение слюноотделения


Б. Задайте вопросы о клинических проявлениях заболевания.

В. Сообщите о возможности клинических проявлений.


Задание 8. А. Используя таблицу, сообщите о клинических проявлениях, выявленных при обследовании:


Заболевание
Метод обследования Симптомы

1) хронический

пародонтит


пальпация
^ выделение из кармана серозной или гнойной жидкости

2) хронический

пародонтит


рентгенологическое

исследование

наличие карманов не

у одного зуба,

а у группы зубов

3) токсический

стоматит

осмотр

полости рта

изменения языка:

явления атрофии

нитевидных сосочков

кончика языка, отек

языка; гиперемия и

отек губ


Б. Задайте вопросы о клинических проявлениях, выявленных при обследовании.
^ В. Сообщите о возможности выявления клинических проявлений.


УРОК 4
ТЕМА: МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ


Задание 1. Определите, от каких слов образованы следующие сложные слова.
^ Инородный, внутриротовой, близкофокусный.

Задание 2. Прочитайте следующие слова и словосочетания. Выберите те, которые относятся к теме «Фотографирование».

Фотографировать, фотограф, фотография, снимать, снимок, рисунок, изображать, изображение, чертеж находиться в фокусе, увеличивать изображение, достигнуть точного изображения, инструмент.


Обратите внимание на разницу в сочетаемости глаголов:

^ Изображать/изобразить кого? что? – лицо, предмет (зуб, челюсть и т.д.)

Отображать/отобразить что? – признак предмета (структура, состояние ткани, проходимость канала и т.д.)


Задание 3. Вместо точек вставьте глаголы изображать, отображать или однокоренные существительные.

1) Ортопантомография дает возможность получить увеличенное … верхних и нижних челюстей на одной пленке. 2) Рентгеновский снимок может точно … состояние ткани только в том случае, если он выполнен в соответствии с основными требованиями. 3) Методика контактной рентгенографии вприкус дает возможность получить … участка альвеолярного отростка, включающего 4 – 5 зубов. 4) В местах, где поглощение меньше, лучи воздействуют на пленку и на снимке будет темное … . 5) Особенностью панорамной рентгенографии является то, что на пленке одновременно получается … всех зубов и костной ткани верхней и нижней челюстей. 6) Панорамные рентгенограммы увеличивают … в 1,5 – 2 раза и хорошо … структуру костной ткани.


^ Задание 4. Трансформируйте следующие словосочетания по образцу.

Образец: рассматриваемый вопрос – вопрос, который рассматривается


Обследуемый участок, обследуемые больные, обследуемые объекты, обсуждаемая проблема, вводимая игла, рассматриваемая операция, пломбируемый зуб, предполагаемая длина, определяемая длина.


^ Задание 5. Прочитайте следующие фрагменты текста. Обратите внимание на средства связи предложений. Скажите, какие слова заменяет местоимение это.


1) По рентгеновскому снимку можно измерить длину корневого канала. Для этого в корневой канал вводят инструмент с ограничителем, установленным на предполагаемой длине канала.

2) Ортопантомография дает возможность получить увеличенное изображение верхних и нижних челюстей на одной пленке. Это позволяет произвести сравнение состояния костной ткани на различных участках.

3) Контрастные вещества вводят до появления у больного ощущения распирания железы (обычно 0,5 – 1 мл контрастного вещества). После этого производят снимок в прямой и боковой проекциях.


^ Задание 6. Прочитайте следующие фрагменты текста. Употребите в качестве средства связи местоимение это.

1) Сначала нужно очистить гнойные раны. После очищения гнойных ран назначают физические методы лечения.

2) Вначале адреналин вызывает сокращение стенок артериол в ране, но через 1 – 2 часа наступает вторая фаза его действия – расширение сосудов. Вследствие расширения сосудов и может возникнуть кровотечение.

3) Ткань снимают тонкими слоями до обнажения передней поверхности верхушечной части корня. После снятия ткани расширяют отверстие в стенке альвеолярного отростка.

4) При отсечении верхушки корня долотом нередко бывают косые отломы участков корня зуба. Учитывая возможность отлома, следует спиливать корневую верхушку фиссурным бором.
^
Задание 7. А. Прочитайте микротекст.

Электроодонтометрия
С помощью электроодонтометрии исследуют состояние пульпы зуба и периодонта. В основе этого метода обследования – определение возбудимости нервов зуба при воздействии электрическим током минимальной силы, вызывающей неприятное или болевое ощущение. Электоодонтометрию проводят с помощью аппаратов ЭОМ-3 или ОД-2М.

К этому методу исследования прибегают с целью определения состояния пульпы зуба при патологической стираемости. Показаниями к его применению чаще всего являются болезненные ощущения после препаровки зубов под коронки, при вторичных деформациях зубных рядов или конвергенции зубов.

Порог возбуждения здоровых зубов 2 – 6 мкА, при воспалении пульпы 20 – 40 мкА. Например, величина возбуждения, выявленная при обследовании, не достигает 60 мкА. Это указывает на некроз коронковой пульпы. Если же величина возбуждения 60 – 90 мкА, это свидетельствует о том, что в некроз вовлечена корневая часть пульпы.


^ Б. Найдите предложения, в которых сообщается:

- об объекте исследования;

- о средстве (инструменте) обследования;

- о сущности метода;

- о цели обследования;

- о показаниях к проведению обследования;

- о результатах обследования и их диагностическом значении;


^ Задание 8. А. Используя информацию таблицы, сообщите о цели применения метода обследования.

Модели:

что?

(метод)

применяется

используется

для чего?

с целью чего?


Пример: Метод перкуссии применяется (используется) для (с целью) постановки клинического диагноза и выявления патологических изменений в органах и тканях.


Метод

обследования

Цель применения

1) сравнительная

перкуссия


установление различия в болевых ощущениях

2) зондирование


изучение состояния пародонта

3) пальпация и осмотр


определение границ различных участков слизистой оболочки

4) рентгенологические исследования

уточнение субъективных и объективных симптомов

5) мастикациография


изучение жевательных движений нижней челюсти

6) электромиография

исследование функционального состояния мышечной системы



^ Б. Задайте вопросы о цели применения методов.
Образец: С какой целью (для чего) используется (применяется) метод перкуссии?


Задание 9. Используя информацию таблицы, сообщите о значении метода обследования.

Модели:

1. что?

(метод

обследования)

позволяет

дает возможность


что сделать?


2. с помощью чего?

(метод

обследования)

что делают?


Примеры: Пальпация позволяет определить степень подвижности зуба. Пальпация дает возможность определить степень подвижности зуба. С помощью пальпации определяют степень подвижности зуба.


Метод обследования

Значение метода

1) осмотр лица


определение перенесенных

ранее и сопутствующих

заболеваний

2) внутриротовая

рентгенограмма

выявление кариозных полостей под искусственными коронками

3) электроодонтодиагностика

установление направления

и степени облитерации корневых каналов при патологической стираемости зубов

4) биометрические

исследования


измерение глубины резцового покрытия, расстояния между антагонистами, междесневого расстояния



^ Задание 10. А. Используя данную ниже таблицу, сообщите о показаниях и противопоказаниях к применению методов обследования.

Модели:
^ 1. при чем?
(симптом)

показано /

противопоказано

что?

(метод

обследования)

2. что?
(симптом)

является, служит

показанием /

противопоказанием

к чему?

(метод

обследования)


Примеры: 1) При болях в области шеи показано рентгенологическое исследование шейного отдела позвоночника. Боли в области шеи являются (служат) показанием к рентгенологическому исследованию шейного отдела позвоночника. 2) Противопоказанием к проведению сиалографии является (служит) острое воспаление слизистой полости рта.


Симптом

Показание (+), противопоказание (-)

Метод

обследования

1) сухость во рту

+

пальпация желез

2) металлический привкус, чувство жжения

+


гальванометрия


3) отечность и

гипертонус жевательных мыщц

+

Электромиотонометрия и электромиография


4) воспаление слизистой выводного протока слюнной железы

-

сиалография


Б. Задайте вопросы о показаниях и противопоказаниях к применению методов обследования.

Образец: 1) Что является показанием к проведению пальпации и рентгенологического исследования шейного отдела позвоночника?

^ 2) Что является противопоказанием к проведению сиалографии ?


Задание 11. Используя информацию таблицы, сообщите о симптомах, выявленных в результате клинического обследования.


^ Обратите внимание!

Сообщение о симптомах, выявленных в результате обследования, может сопровождаться указанием их диагностического значения.

Модели:

  1. Результаты обследования

при чем?

(метод

обследования)

чего?

(объект

обследования)

отмечается

наблюдается

обнаруживается

выявляется

что?

(симптом)




  1. Диагностическое значение результатов




что?

(симптом)

свидетельствует

о чем?

является

признаком


чего?

(свойство, процесс,

патологическое

состояние)


Примеры: При осмотре жевательных мышц отмечается (наблюдается, обнаруживается) асимметрия в их массе. Это свидетельствует об одностороннем жевании (является признаком одностороннего жевания).


^ Метод и

объект

обследования

Результат

обследования

Диагностическое

значение


  1. пальпация

жевательных

мышц

болезненность

и уплотнение

начало воспалительного процесса

  1. внешний

осмотр лица

«западение»

верхней губы

частичная адентия

  1. осмотр

ротовой

полости

изменение цвета

эмали зуба

кариозное поражение твердых тканей зуба

  1. пальпация

жевательных

мышц

асимметрия

ощущений,

отечность мышц

патологическая

стираемость зубов


Задание 12. А. Прочитайте микротекст – инструкцию по проведению обследования. Обратите внимание на формы выражения рекомендаций.

Пальпацию суставов проводят через кожу. Указательные пальцы рук следует разместить у передней поверхности козелка уха. Больного просят медленно приоткрывать рот и пальпаторно определяют заднюю поверхность суставной головки, внекапсулярную область и заднюю зону суставной щели. После этого необходимо переместить пальцы кпереди и надавить на проекцию суставной щели, затем на проекцию суставной головки. Таким образом определяют болезненные точки. Можно также провести пальпацию при сомкнутых зубных рядах, в момент открывания рта и при широко открытом рте, так как при легком давлении боли могут возникать не только в покое, но и в момент открывания рта.

^ Б. Перечислите действия, которые должен выполнить врач в процессе проведения обследования.

В. Используя данные ниже планы и образцы рекомендаций, составьте инструкции по проведению обследования.


Образцы:

  1. Электроды закрепляют на слизистой оболочке.

  2. Следует (необходимо, нужно, важно) закрепить электроды на слизистой оболочке.

  3. Необходимо (нужно, важно), чтобы электроды были закреплены на слизистой оболочке.

  4. Электроды должны быть закреплены на слизистой оболочке.


1. Исследование соотношения зубов и окклюзионной плоскости

  1. Отвод указательными пальцами углов рта больного в стороны.

  2. Фиксация взгляда на краю центральных резцов.

  3. Оценка имеющихся искривлений по окклюзионной поверхности и соответствию норме.


^ 2. Изготовление диагностической модели (слепка)

  1. Подбор стандартной ложки и ее индивидуализация.

  2. Приготовление слепочного материала.

  3. Распределение материала на ложке.

  4. Введение ложки с материалом в рот.

  5. Обработка краев слепка.

  6. Выведение слепка изо рта.

  7. Оценка слепка.




Обратите внимание!

В текстах о методах исследования может содержаться следующая информация:

-классификация методов;

-сущность метода;

-объект исследования;

-методика проведения исследования;

-требования к проведению исследования;

-область применения метода;

-цель применения метода исследования;

-показания и противопоказания к проведению исследования;

-значение (оценка) метода.


Задание 13. Просмотрите текст. Найдите информацию о видах рентгенологических исследований. Запишите названия этих методов.

^ Рентгенологическое исследование

(1) Этот метод получил широкое распространение в стоматологии, так как в некоторых случаях он является единственным способом для выявления изменений в тканях. Для рентгенологических исследований используется ряд методов, однако основным является рентгенография.

(2) В поликлинических условиях чаще всего применяется внутриротовая близкофокусная контактная рентгенография.

(3) При лечении корневых каналов зубов (по рентгеновскому снимку определяют их направление, степень заполнения, проходимость), при определении состояния окружающих корень зуба тканей, а также при выявлении патологических процессов в костной ткани и ее структуры рентгенография оказывает огромную помощь врачу.

(4) Сущность рентгенологического метода состоит в том, что рентгеновские лучи в зависимости от плотности обследуемого участка в большей или меньшей степени задерживаются тканями. В местах, где на пути лучей встречаются плотные ткани (минерализованные – кость, зубы), они поглощаются лучами и на снимке (негатив) будет светлый участок. В местах, где поглощение меньше, лучи воздействуют на пленку и на снимке будет темное изображение. Качество изображения в значительной степени зависит от направления луча. Для достижения наиболее точного изображения – исключения удлинения или укорочения зуба – желательно, чтобы зуб находился в фокусе, а центральный участок лучей падал перпендикулярно на объект и пленку.

(5) Рентгеновский снимок может помочь определить состояние ткани только в том случае, если он выполнен в соответствии с основными требованиями. Он должен иметь достаточную контрастность, что позволяет отличить одну ткань от другой (при различной их плотности); соседние участки не должны быть наложены на исследуемую ткань или орган; размер изображения должен максимально приближаться к действительному размеру обследуемого объекта – корня, ткани.

(6) Рентгенография позволяет определить состояние твердых тканей зубов (скрытые кариозные полости на поверхностях соприкосновения зубов, под искусственной коронкой), ретинированных зубов (их положение и взаимоотношение с тканями челюсти, степень сформированности корней и каналов), прорезавшихся зубов (перелом, перфорация, сужение, искривление, степень сформированности и рассасывания), инородные тела в корневых каналах (штифты, обломанные боры, иглы). По рентгенограмме можно также оценить степень проходимость канала (в канал вводят иглу и делают рентгеновский снимок), степень пломбирования и правильность наложения пломбы, состояние околоверхушечных тканей, степень атрофии костной ткани межзубных перегородок, правильность изготовления искусственных коронок (металлических), наличие новообразований и т.д.

(7) По рентгеновскому снимку можно измерить длину корневого канала. Для этого в корневой канал вводят инструмент с ограничителем, установленным на предполагаемой длине канала. Затем делают рентгеновский снимок. Длину канала рассчитывают по формуле:



i . K1

i1
К = ,


где i – фактическая длина инструмента; К1 – рентгенологически определяемая длина канала; i1 – рентгенологически определяемая длина инструмента.

(8) Методика контактной рентгенографии вприкус дает возможность получить изображение участка альвеолярного отростка, включающего 4 – 5 зубов, уточнить пространственные особенности патологического очага (ретинированный зуб, киста больших размеров). Ее применяют для обследования детей, подростков, больных с ограниченным открыванием рта.

(9) Широкое распространение нашла в настоящее время и панорамная рентгенография. Особенностью этого метода является то, что на пленке одновременно получается изображение всех зубов и костной ткани верхней и нижней челюстей. Панорамные рентгенограммы увеличивают изображение в 1,5 – 2 раза и хорошо отображают структуру костной ткани, поэтому они применяются для оценки общего состояния зубочелюстной системы, определения состояния пародонта в области всех имеющихся зубов.

(10) Ортопантомография дает возможность получить увеличенное изображение верхних и нижних челюстей на одной пленке. Это позволяет произвести сравнение состояния костной ткани на различных участках.

(11) Томография позволяет получить рентгеновское изображение определенного слоя кости, расположенного в глубине ткани. При помощи такого метода можно получить представление о послойном состоянии ткани. Этот метод применяется для выявления очагов поражения ограниченных размеров, расположенных в глубоких слоях.

(12) Сиалография – метод рентгеноконтрастного или радиотопного исследования больших слюнных желез. Противопоказанием служит острое воспаление слизистой оболочки полости рта и выводного протока слюнной железы, а также повышенная чувствительность к йоду.

(13) В проток, пройдя затупленной инъекционной иглой 10 мм, медленно вводят йодолипол, пропитодол или водорастворимые контрастные препараты (50 – 60% гипак, урографин и др.), предварительно подогретые до температуры тела. Контрастные вещества вводят до появления у больного ощущения распирания железы (обычно 0,5 – 1 мл контрастного вещества). После этого производят снимок в прямой и боковой проекциях.


^ Задание 14. А. Прочитайте часть текста, в которой рассматривается внутриротовая близкофокусная контактная рентгенография. Составьте и запишите план.

Б. Задайте вопрос о сущности данного метода. Ответьте на него.

^ В. Задайте вопрос о требованиях, предъявляемых к данному исследованию. Ответьте на него.

Г. Задайте вопрос о сфере применения данного метода исследования. Ответьте на него.


^ Д. Расскажите все, что вам известно о внутриротовой близкофокусной рентгенографии.


Задание 15. А. Прочитайте остальную часть текста. Заполните следующую таблицу.


Название

метода

Объект

исследования

Противо

показания

Область

применения метода

Значение

метода


^ Б. Используя информацию составленной таблицы, расскажите текст.


Задание 16. А. Ознакомьтесь с информацией, изложенной ниже.


Электроодонтометрия.

1) Объект исследования: состояние пульпы и тканей, окружающих зуб.

2) Цель исследования: определение электровозбудимости пульпы.

3) Сущность метода: изменение возбудимости пульпы при наличии патологического процесса .

4) Инструментальные средства: аппараты ОД-2М, ИВН-1, ЭОМ-1, ЭОМ-3, ОСМ-50.

5) Требования к проведению процедуры: работа в резиновых перчатках, использование вместо зеркала пластмассового шпателя.

6) Результат исследования: снижение электровозбудимости до 20 – 40 мкА → наличие воспалительного процесса в пульпе.


Б. Задайте друг другу вопросы об электроодонтометрии. Ответьте на них.

В. Расскажите об электроодонтометрии.


^ Задание 17. А. Прочитайте диалог, в котором собеседник сообщает о широком распространении метода исследования в медицине и спрашивает о причинах этого явления.

Б. Составьте диалог по следующему плану: а) скажите о широком распространении в стоматологии панорамной рентгенографии и спросите о причинах; б) ответьте на этот вопрос.


^ Задание 18. А. Прочитайте следующий диалог. Обратите внимание на способ запроса информации о методике проведения исследования. Найдите ответ на этот вопрос.


^ Б. Составьте диалог о методике проведения исследования. Используйте информацию представленной ниже таблицы.

Метод

исследования
^ Методика проведения исследования

Сиалография


Введение в проток йодолипола,

пропитодола или водорастворимых контрастных препаратов, предварительно подогретых до температуры тела; снимок в прямой и боковой проекциях


Задание 19. Составьте диалог о рентгенологическом исследовании по следующему плану инициирующих реплик.

  1. Скажите о широком распространении рентгенографии в стоматологии и спросите о причинах.

  2. Спросите о сущности рентгенографии.

  3. Спросите об основных требованиях, в соответствии с которыми должен быть выполнен рентгеновский снимок.

  4. Скажите о значении рентгенографии и узнайте о возможности использования данного метода для определения длины канала зуба.

  5. Спросите о методике измерения длины корневого канала по рентгеновскому снимку.

  6. Спросите о назначении контактной рентгенографии вприкус.

  7. Скажите о широком распространении в стоматологии панорамной рентгенографии и спросите о причинах.

  8. Скажите о назначении сиалографии и спросите о противопоказаниях к проведению данного исследования.

  9. Спросите о методике проведения сиалографического исследования.



^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Задание 1. Составьте словосочетания по таблице.


изображение

отображение

зуб, структура ткани, корень зуба, патологические процессы, состояние тканей, костная ткань, слой кости, направление канала, канал, степень заполнения канала, верхняя челюсть, проходимость канала


^ Задание 2. А. Используя информацию таблицы, сообщите о цели применения метода обследования.


Метод обследования

Цель применения

  1. реография




ранняя и дифференциальная диагностика, оценка эффективности лечения

  1. рентгенография




установление величины и топографии пульповой камеры

  1. окклюзиограмма

определение и анализ

окклюзионных контактов

  1. диагностические

модели

уточнение характера

окклюзионных соотношений



^ Б. Задайте вопросы о цели применения методов.

Задание 3. Используя информацию таблицы, сообщите о значении метода обследования.


Метод

обследования

Значение метода

  1. функциональные

пробы

определение лечебного

эффекта ортопедического

вмешательства

  1. проба Шиллера – Писарева

выявление распространенности и степени воспаления

  1. рентгенография




установление наличия

кист, гранулем при функциональной перегрузке

зубов

  1. зондирование




выяснение точности прилегания края коронки к шейке зуба


^ Задание 4. А. Используя информацию таблицы, сообщите о показаниях и противопоказаниях к применению методов обследования.


Симптом

Показание (+), противопоказание (-)

Метод

обследования

1) аномалии

формы зубов


+



Рентгенологическое исследование

2) цианоз десны


+


проба Шиллера

– Писарева

3) гиперемия

слизистой оболочки и наличие

свищевых ходов

+

внутриротовая

рентгенография

4) повышенная чувствительность к йоду

-

сиалография


Б. Задайте вопросы о показаниях и противопоказаниях к применению метода обследования.


Задание 5. А. Используя информацию таблицы, сообщите об объекте исследования и средстве (инструменте), с помощью которого его проводят.


^ Метод

исследования

Объект

Средство

(инструмент)

  1. реопародонтография

ткани пародонта

реограф

  1. термодиагностика

пульпа

термоодонтохронометр

  1. зондирование




периодонтальный

карман


специальный

зонд со шкалой

  1. рентгенография




периодонтальный

карман


реограф и

специальные

штифты

  1. оклюзиограмма

окклюзионные

контакты зубов

тонкие пластинки

воска


Б. Задайте вопросы о средстве (инструменте), с помощью которого проводят обследование.


Задание 6. Используя информацию таблицы, сообщите о симптомах, выявленных в результате клинического обследования и их диагностическом значении.


^ Метод

и объект

обследования

Результат

обследования

Диагностическое

значение

1) зондирование поверхности

зуба

^ А) неглубокие

дефекты

поверхностный

кариес

Б) кариозная

полость

средний кариес

2) осмотр

ротовой

полости

А) пятна, чашеобразные углубления

гипоплазия эмали


^ Б) потеря блеска

и прозрачности

эмали

легкая форма

флюороза



Задание 7. Используя данные ниже планы, напишите инструкции по проведению обследования.


  1. Проведение реопародонтографии

  1. Наложение серебряных электродов реографа вдоль корня исследуемого зуба.

  2. Закрепление электродов на слизистой оболочке.

  3. Крепление заземляющих электродов на мочке уха.

  4. Подключение датчиков к приборам.

  5. Запись реограммы.




  1. Химико-спектральный анализ биологических сред (слюна)

  1. Сбор слюны утром натощак в пузырек, вымытый кипяченой водой.

  2. Анализ слюны на наличие микроэлементов в спектральной лаборатории.

  3. Качественная и количественная оценка спектрограмм:





УРОК 5

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-obshaya-patologiya-i-teratologiya-naimenovanie-disciplini.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-obshie-trebovaniya-k-postroeniyu-i-oformleniyu.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-obsuzhden-na-zasedanii-kafedri-estestvennonauchnogo-obrazovaniya-protokol-1-16.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-obsuzhden-na-zasedanii-kafedri-geografii-i-ustojchivogo-razvitiya-geosistem-01.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-obsuzhden-na-zasedanii-kafedri-pedagogicheskoj-psihologii-protokol-1-ot-2-09-2013g-zaveduyushaya-ij-kafedroj-pedagogicheskoj-psihologii-mihina-g.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-obuchenie-i-vospitanie-doshkolnikov-s-ffn-i-onr-specialnost-050715-logopediya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-uroka-impressionizm-simfoniya-cveta-11-klass.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-provedenii-finala-v-go-kubka-mira.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-h-muzhchina-i-zhenshina-v-mire-strastej-i-erotiki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-yu-klyuchnikov-simvolika-i-nasledie-kairskogo-otshelnika-4-chast-tradicionnaya-simvolika-i-nekotorie-iz-ee-vsobshih-primenenij-10-stranica-21.html
  • report.bystrickaya.ru/interaktivnoe-roditelskoe-sobranie-podgotovila-i-provela.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naimenovanie-programmi-razvitie-sistemi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-na-2010-2011-godi-osnovanie-dlya-razrabotki-programmi.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-metodi-upravleniya-zhiznennim-ciklom.html
  • grade.bystrickaya.ru/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-stranica-42.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-diplomnoj-raboti-dlya-studentov-dnevnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • school.bystrickaya.ru/21-maya-feliks-dzerzhinskij-dnevnik-zaklyuchennogo-pisma.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru
  • reading.bystrickaya.ru/komplekt-programm-importirovaniya-i-vizualizacii-telefonnogo-spravochnika-dlya-sajta-dvgu-telefoni-dvgu.html
  • turn.bystrickaya.ru/oranshili-zhne-amorshili-zhnnde-anitama-beru-memlekettk-krsetletn-izmet-reglament.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-reklamnih-tekstov-chast-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/komitet-daet-dobro-no-s-ogovorkami-socstrah-trebuet-proizvesti-indeksaciyu-detskih-posobij.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-13-skazka-kak-lekarstvo.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-geografii-dlya-7-klassa-na-2013-2014-uchebnij-god.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-lotu-1-postavka-srednej-chasti-statora-generatora-tvv-350-2u3-izveshenie-o-provedenii-konkursa.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtorskaya-televizionnaya-kulturno-prosvetitelnaya-programma-zdravstvujte-professora-tb-solomatinoj-posvyashennaya-problemam-vospitaniya-i-obrazovaniya-molodezhnoj-politike-v-regione.html
  • studies.bystrickaya.ru/help-essay-research-paper-client-for-netware.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-fenomenalizma-v-venskom-kruzhke-chast-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/individualnij-predprinimatel-mesto-raboti.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomicheskij-analiz-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-ao-nacionalnij-centr-informatizacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ugolovnoe-presledovanie-istochniki-dokazatelstv.html
  • books.bystrickaya.ru/car-kotorij-sokrushil-napoleona-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksej-uit-misticheskij-opit-moskva-stranica-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/udk821161109082bbk-sh524112-34ya43-sh524112-379ya43-byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2011g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teatralnost-v-hudozhestvennoj-sisteme-francuzskogo-syurrealizma.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-posvyashena-vliyaniyu-bolonskogo-processa-na-ocenochnie-shemi-primenyaemie-v-stranah-evrosoyuza-vsvete-nekotorih-problem-svyazannih-s-ispolzovaniem-evropejskoj-sistemi-perenosa-zachetnih-edinic-stranica-2.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1-v-poiskah-brachnoj-pari-igri-i-razvlecheniya-osenne-zimnego-cikla-ot-pokrova-do-rozhdestva-hristova.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-fizike-7-9-klassi-stranica-10.html
  • textbook.bystrickaya.ru/huliganstvo.html
  • school.bystrickaya.ru/3-usloviya-realizacii-programmi-disciplini-primernie-programmi-uchebnih-disciplin-primernie-programmi-professionalnih.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhivie-bogi-prijma-aleksej-mir-naiznanku-glava-1-mozgovaya-ataka.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.