Учебник предназначен для учащихся старшей школы (10-11 класс) и соответствует базовому уровню
.RU

Учебник предназначен для учащихся старшей школы (10-11 класс) и соответствует базовому уровню


Н.Н. Думная,

д.э.н., профессор,

зав. кафедрой экономической теории

Финансовой академии при Правительстве РФ


НОВЫЙ УЧЕБНИК «ЭКОНОМИКА»

ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ


Тесная связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества и эффективной экономики в настоящее время общепризнанна. Тем более актуален выход новых учебников по такой дисциплине, как экономика, несмотря на свою жизненную важность явно «хромающей» в современной школе. Современный молодой гражданин России остро нуждается знаниях, которые дают общее представление об экономике семьи, фирмы и государства в целом (в том числе в международной сфере). Выпускник должен выйти из школы подготовленным не только теоретически, но и практически. Недостаточно обучить его азам западных экономических теорий, надо подготовить его к жизни в той экономике, которая будет окружать его всю жизнь – к реальным условиям экономики России. Представляется, что выход в свет учебника по экономике, который отражает российский опыт, является в описанных условиях исключительно актуальным.

Представляемый учебник по экономике составлен на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Учебник предназначен для учащихся старшей школы (10-11 класс) и соответствует базовому уровню.

Достоинства учебника:

1.Учебник подготовлен коллективом авторов - профессоров и преподавателей кафедры экономической теории Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации - авторами ряда учебников по экономической теории.

Руководители авторского коллектива: Грязнова А.Г. – ректор Финансовой академии при Правительстве РФ, Заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор; Думная Н.Н. - заведующий кафедрой экономической теории, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор экономических наук, профессор. Среди членов авторского коллектива – лауреаты премии Правительства РФ и других премий за написание учебников по экономической теории и другим отраслям экономики, опытные преподаватели и известные ученые. Высок и средний уровень квалификации (4 д.э.н., профессора; 2 к.э.н., профессора; 5 к.э.н., доцентов, 2 кандидата экономических наук)1.

Учебники, учебные пособия по экономической теории для вузов, написанные данным коллективом авторов, популярны среди студентов и выдержали несколько изданий.

2. Текст учебника имеет понятную и четкую структуру. Дополнительный и справочный материал компактно собран в особых разделах учебника.


Учебник состоит из 16 глав и ряда дополнительных разделов: проблемные ситуации (15 ситуаций), деловая игра «Рынок труда», список тем для написания эссе и обсуждения, глоссарий, литература.

В первой главе «ЭКОНОМИКА КАК НАУКА И СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА» рассматриваются вопросы общей экономической теории: предмет экономической теории, ее методы анализа, а также ряд основных понятий и положений, необходимых для понимания курса «Экономика» (альтернативная стоимость, кривая производственных возможностей, факторы производства и другие). Приводится общая характеристика хозяйственной деятельности человека, проводится сравнительный анализ различных экономических систем общества. Дано представление о значении экономической науки, показаны ее истоки, включая русскую экономическую мысль.

Во второй главе «ПОТРЕБИТЕЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ» излагаются основы теории потребительского поведения, а также вопросы потребительского кредита. Исследуются особенности поведения и цели субъектов рынка. Дан анализ таких специфических проблем как место и роль семьи в рыночной экономике.

В третьей главе «СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ» представлена теория рыночного спроса и рыночного предложения, дано понимание эластичности спроса и эластичности предложения.

Четвертая глава «ФИРМА И ЕЕ ЦЕЛИ» посвящена теории фирмы, а также представлены различные формы организации крупного и малого бизнеса.

В пятой главе « ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА» дано представление о различных видах издержек и прибыли фирмы.

В шестой главе «КОНКУРЕНЦИЯ И ТИПЫ РЫНКОВ» раскрыта сущность и роль конкуренции в экономике, описаны рынки с интенсивной конкуренцией и рынки с ослабленной конкуренцией.

Глава седьмая «РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА» посвящена раскрытию особенностей рынка труда, рынка капитала и рынка земли.

В главе восьмой «ГОСУДАРСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ» раскрыта экономическая роль государства в условиях рыночной экономики, доказана необходимость регулирования степени социального неравенства, роль государственного бюджета в данном вопросе, а также даны виды налогов и особенности фискальной политики государства.

Девятая глава «МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ИЗМЕРЕНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ» посвящена введению в макроэкономический анализ и изложению проблем измерения национального объема производства и достижению макроэкономического равновесия в модели «Совокупный спрос – совокупное предложение».

В десятой главе «ДЕНЬГИ И ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ» представлены понятия деньги, банки, банковская система и денежные агрегаты, а также даны основы денежно-кредитной политики государства.

Одиннадцатая глава «ИНФЛЯЦИЯ, БЕЗРАБОТИЦА» посвящена вопросам макроэкономического неравновесия: инфляции и безработице.
^ В двенадцатой главе «МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА» объединены проблемы циклического развития и макроэкономического роста.
В главе тринадцать «СОВРЕМЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА» освящены теоретические вопросы международной торговли, внешнеторговой политики и международных расчетов. Также дано понятие платежного баланса, затронуты глобальные экономические проблемы. Рассматриваются теория торговых отношений между странами; особенности и динамика мировых рынков труда и ссудного капитала; роль валютных отношений в мирохозяйственных связях, механизм валютных рынков и эволюция валютных систем; глобальные проблемы формирования и развития мирового рынка.

Четырнадцатая глава «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» объединяет несколько аспектов предпринимательской деятельности: предпринимательство, его виды и мотивы; основные источники финансирования бизнеса; основные принципы менеджмента; основные элементы маркетинга.

Глава пятнадцатая «КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ» не является повторением материала из курса общей истории. Она систематизирует описание эволюции российской экономики с точки зрения развития в стране рыночных отношений.

Глава шестнадцать «ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» является обобщающей. В ней Россия представлена как страна, стоящая на пути догоняющей модернизации экономики. Ставятся задачи и перспективы развития экономики России, в частности перехода к опережающей модели развития. Подчеркивается роль образования в экономическом подъеме страны. Экономическая наука рассматривается как ресурс экономического развития.

Таким образом, учебник имеет логически выверенную структуру, в нем достаточно детализированы основные проблемы дисциплины «Экономика» для средней общеобразовательной школы, что полностью соответствует не только букве, но и духу стандарта.

Помимо основного учебник содержит и дополнительный материал (в стандарте соответствующие разделы дисциплины выделены курсивом), что дает возможность учителю использовать его не только на уроках, но и для дополнительных заданий учащимся общего и индивидуального характера. Конкретнее: обязательный к изучению материал набран в учебнике более крупным шрифтом, а дополнительный – более мелким (и в «рамках»). Язык изложения материала прост для чтения и понимания школьников, что показала пилотная апробация в школах города Москвы.

При пользовании данным учебником и ученики, и преподаватели имеют возможность найти ответы на сложные вопросы экономической теории, которые не всегда понятно и доступно излагаются в других учебных изданиях.


3. В отличие от существующей учебной литературы, учебник не просто соответствует содержательной части Государственного стандарта базового уровня среднего (полного) общего образования но и выполняет его требования к образовательному процессу, которые предполагает достижение следующих целей:
^ 4. Методическое наполнение, характер подачи материала учебника нацелены на реализацию указанных задач.

Учебник обладает определенной методической новизной.


Современное образование требует преобладания активных форм обучения. Наиболее активное усвоение материала идет при работе школьников над проблемными ситуациями. К активным формам также относятся: решение задач, тестов, написание эссе. Должны быть задействованы ресурсы Интернета для сбора материалов, статистики.

При написании работы авторы стремились сделать учебник как можно более интересным, понятным школьнику и даже занимательным. Интерес к тексту учебника поддерживается уже упоминаемая ранее увязка теоретических положений с многочисленными примерами из реальной российской экономической жизни, а также то, что изложение многих вопросов дается, как в современном, так и в историческом контексте.

Особое место занимают рисунки, графики и диаграммы, иллюстрирующие важнейшие положения курса. Они, с одной стороны, помогают понять суть проблем, с другой стороны, усиливают привлекательность текста и предмета для учеников. Вместе с тем, авторы сознательно отказались от «вузовского», полноформатного применения графического аппарата теории, чем, на наш взгляд, грешат многие существующие учебники. Освоение графического (и, тем более, математического) аппарата на серьезном уровне не может быть достигнуто в рамках отведенных на «Экономику» часов и, как стало ясно из обсуждений с учительской общественностью, на практике выливается в профанацию курса. Общий принцип использования графиков в учебнике таков: график применяется только тогда, когда облегчает понимание вербального материала.

К несомненным достоинствам учебника следует отнести форму изложения материала. Выбранная авторами структура подачи текста может способствовать лучшему его усвоению. Так, к каждой главе учебника представлены вопросы, которые помогают ученикам ориентироваться в содержании различных параграфов данной главы. Завершаются главы контрольными вопросами, позволяющими ученику самостоятельно проверить, насколько усвоен материал.

Текст параграфов представлен в виде отдельных подпунктов, которые разграничены «форточками», обозначающими ключевые проблемы ряда нижеследующих абзацев. Такое изложение, безусловно, способствует облегчению восприятия материала и максимальному его усвоению.

Таким образом, учебник нацелен на современные формы обучения, обеспечивает опыт познавательной и практической деятельности, обозначенный в Государственном образовательном стандарте:

Последнее обеспечивается широким применением в учебнике проблемных ситуаций, проблемных вопросов и заданий, наличием деловой игры «Рынок труда».

Особо следует отметить наличие сквозных, принципиальных для формирования экономического образа мысли подходов к изложению курса. Так, через весь учебник проходит проблема выбора, обусловленная редкостью экономических ресурсов. Показано, как она преломляется в определении целей производства, технологии выпуска, принципах распределения экономических благ. Описываются связанные с ней социально-экономические противоречия и пути их преодоления. Изучение и обсуждение этой проблемы на уровне конкретных ситуаций поможет школьнику, как записано в Стандарте, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:


5. Научная новизна данного учебника заключается в следующем:

Во-первых, структура и изложение материалов основаны на органическом сочетании теоретических моделей и конкретной экономической практики, особенно современной российской экономики в условиях формирования и развития рыночной системы хозяйства.

Во-вторых, анализ и объяснение различных теоретических концепций и моделей базируется на оптимальном соотношении логических выкладок и эмпирического представления описываемых в учебнике экономических проблем.

Практическая ценность учебника состоит в том, что он является по сути дела учебно-методическим комплексом, содержащим все необходимые элементы (тесты, задачи, вопросы, темы эссе, список литературы, Интернет-источники, дополнительный материал для чтения, проблемные ситуации, деловую игру).

Самая главная задача, поставленная авторским коллективом при создании данного учебника, выражается в следующем: учебник должен помочь сформировать у учащихся активный экономический образ мышления. То есть речь шла не просто о передаче определенного объема информации, но о выработке у школьников гражданской позиции, конформной условиям рыночной экономики и приучающей их нести ответственность за себя, свою семью и предприятие, всю страну. Это имеет огромное значение как для самих учащихся в их будущей профессиональной деятельности, так и для общества в целом, поскольку российская экономика как никогда нуждается в кадрах различных специальностей, которые способны анализировать конкретную ситуацию и просчитывать возможные последствия тех или иных экономических решений.



1 Авторский коллектив: Предисловие – д.э.н.. проф. А.Г. Грязнова, д.э.н., проф. Н.Н. Думная; 1 глава – к.э.н., доц.О.В. Карамова; 2 глава – д.э.н.. проф. М.А. Пивоварова; 3 глава – к.э.н., проф. А.К. Касьянова; 4 глава – к.э.н., доц.Г.В. Колодняя; 5 глава – А.К. Касьянова; 6 глава – д.э.н.. проф. А.Ю. Юданов; 7.1, 7.2 – д.э.н.. проф. М.А. Пивоварова; 7.3 – к.э.н., доц. В.А. Успенский; 8 глава – д.э.н.. проф. Н.Н. Думная; 9 глава - к.э.н., доц.С.В. Тарасенко; 10 и 11 глава – к.э.н., стар. преп. Ю.И. Будович; 12.1 и 12.3 – д.э.н.. проф. Н.Н. Думная; 12.2 – к.э.н., стар. преп. А.В. Муравьева; 13.1,13.2,13.6 – к.э.н., проф. М.Б. Медведева; 13.3, 13.4, 13.5 – к.э.н., доц. Т.Ю. Кулакова; 14 глава – к.э.н., доц. Г.В. Колодняя; 15 глава – к.э.н., доц.В.А. Успенский; 16 глава - д.э.н.. проф. А.Г. Грязнова; глоссарий – д.э.н.. проф. М.А. Пивоварова.


uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-praktika-primeneniya-diplomaticheskogo-protokola-i-etiketa.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-praktikum-po-metodike-ischisleniya-i-uplati-nalogov-i-sborov.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-pravo-socialnogo-obespecheniya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-predmetno-orientirovannie-ekonomicheskie-informacionnie-sistemi.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-prirodnoe-i-kulturnoe-nasledie-napravlenie-magistraturi-022000-68-ekologiya-i-prirodopolzovanie-magisterskaya-programma-ekologicheskij-monitoring.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-processi-rezaniya-metallov-i-rezhushij-instrument-na-stankah-s-chpu.html
  • control.bystrickaya.ru/bolshaya-tehnicheskaya-enciklopediya-tehnicheskaya-enciklopediya-tehnicheskij-slovar-tom-ii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stanislav-labunskij-perstni-legatov-dejstvuyushie-lica-voennie-stalkeri-departamenta-razvedki-potapenko-stranica-13.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/slozhivsheesya-na-sovremennom-etape-razvitiya-doshkolnoj-pedagogiki-mnogoobrazie-vidov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-programm-vospitaniya-i-razvitiya-detej-rannego-i-d.html
  • college.bystrickaya.ru/34-organizaciya-obrabotki-i-peredachi-otpravlyaemih-dokumentov-prikaz-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-transporta.html
  • student.bystrickaya.ru/0-dolya-prinadlezhashih-licu-obiknovennih-akcij-emitenta-0-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-sovetov-utverzhdennih-prikazami-rosobrnadzora-v-2009-2010-gg-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/antroposarij-osinushki-saga-o-treh-pokoleniyah.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-vospitatelnoj-raboti-mou-sosnovskoj-srednej-shkoli-1-na-2008-2009-uchebnij-god-analiz-vospitatelnoj-raboti-shkoli.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-16-amerikanskie-paralleli-na-fone-sovremennoj-postmodernistskoj-literaturi-kotoraya-utopila-sebya-v-samoironii.html
  • education.bystrickaya.ru/1-mirovaya-valyutnaya-sistema-i-sovremennie-problemi-eyo-razvitiya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/za-svobodnuyu-rossiyu.html
  • university.bystrickaya.ru/finansovaya-otchet.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mayak-novosti-07122007-lesnikova-valeriya-1500-grizlov-b-v-monitoring-smi-8-10.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-livijskih-gorodov-sirt-i-ras-lanuf-rossiyan-planiruetsya-evakuirovat-paromom-iz-tripoli-samoletami-mchs-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-22022011.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obosnovanie-racionalnoj-proizvodstvennoj-strukturi-selskohozyajstvennogo-predpriyatiya-oao-agroobedinenie-kuban.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-po-proizvodstvennoj-praktike-po-informacionnim-tehnologiyam-ekonomicheskih-specialnostej.html
  • learn.bystrickaya.ru/godovoj-otchyot-o-rabote-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-verhnetulomskaya-detskaya-muzikalnaya-shkola-municipalnogo-obrazovaniya-kolskij-rajon-murmanskoj-oblasti.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-osobennostej-predstavlenij-o-lyubvi-u-mladshego-shkolnika-s-6.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razrabotka-i-provedenie-kadrovoj-politiki-v-firme.html
  • school.bystrickaya.ru/chelovecheskij-smisl-estestvennih-i-tehnicheskih-nauk.html
  • assessments.bystrickaya.ru/blazhennaya-starica-elena-sostaviteli-svetlana-devyatova-olga-tulskaya-tambovskie-duhovnie-svetilniki.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vostochnij-dualizm-chto-eto-takoe-vedicheskogo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biohimicheskij-sostav-krovi-podopitnih-kur-nesushek-n-3-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2010-goda-otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2010-goda-7-otchet.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53-metodicheskie-rekomendacii-i-perechen-variantov-kontrolnih-rabot.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respubliki-kazahstan-kostanajskij-pedagogicheskij-institut-fakultet-istorii-i-iskusstv.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/smi-centralnie-informagentstva-smi-centralnie-informagentstva-10-18-06-2009-ria-novosti-goryachaya-liniya-1.html
  • student.bystrickaya.ru/1956-1957-aleksandr-krajnij-u-istokov-trinadcatogo-vstuplenie-s-postupleniem.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/brachno-semejnoe-i-nasledstvennoe-pravo-po-sudebniku-hammurapi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskij-pasport-ustanovk-a-biologicheskoj-ochistki-stochnih-vod.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-25-sostav-trudozatrat-i-vosproizvodstvo-sposobnosti-k-trudu-apologiya-kapitala-politicheskaya-ekon-omiya-tvorchestva.html
  • credit.bystrickaya.ru/otkritoe-akcionernoe-obshestvo-predpriyatie-emelyanovka.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspredelenie-postuplenij-i-rashodov-obshaya-chast.html
  • student.bystrickaya.ru/2249-iii20-protokol-publichnih-slushanij-2-ot-26-avgusta-2009-goda-po-proektu-aktualizirovannij-generalnij.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-strategicheskih-napravleniyah-razvitiya-industrii-informacionnih-tehnologij-it-v-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.