.RU

Учебно-методический комплекс Дисциплина: археология



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра истории и музееведения

Утверждаю

Проректор по учебной работе

__________Голиков Н.А.


Учебно-методический комплекс

Дисциплина: АРХЕОЛОГИЯ

Цикл: ОПД.Ф.

Методические материалы для студентов:

Специальность: 031401.65 «Культурология»

Квалификация выпускника культуролог

Специальность: 070503.65 «Музейное дело и охрана памятников»

Квалификация выпускника музеевед

Составитель: Семенова В.И.
Тюмень

2006

Пояснительная записка
Данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре истории и музееведения Тюменского государственного института искусств и культуры и получающих специализацию “Музейное дело и охрана памятников истории и культуры”. Она также может быть использована студентами и преподавателями исторических и культурологических специализаций.

Цель курса – дать студентам представление о науке археологии, ее объекте, предмете и методах исследования, познакомить с основными закономерностями исторического и социального развития древних обществ, их культурного наследия. В курсе уделено внимание природе археологических источников и методам археологического познания, возможностям реконструкции исторической действительности древних обществ по остаткам их жизнедеятельности.

При разработке содержания курса использованы программы Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2002), Санкт-Петербургской Государственной академии культуры (1996).

Программа рассчитана на 68 часов, из которых 34 часа отводится на лекции, 34 на семинары и практические занятия.
Выписка из государственного образовательного стандарта

Археология (ОПД.Ф)

Предмет и задачи археологии. Развитие археологии как науки. Периодизация и хронология в археологической науке.

Эпоха камня. Палеолит: верхний, средний, нижний; археологические культуры, искусство. Мезолит: изменение в растительном и животном мире; культурные провинции. Неолит: изобретения эпохи неолита; основные культуры, искусство.

Эпоха металла. Энеолит: зарождение скотоводства и земледелия; открытие меди и бронзы. Бронзовый век: ранний, средний, поздний; культуры, бытовые и погребальные памятники; металлургические провинции.

Ранний железный век. Скифская культура, савроматы и сарматы; археологические культуры Южной Сибири, Горного Алтая. Культуры племен лесной и лесостепной полосы: памятники дьяковской, городецкой, ананьинской культур. Археология Урарту; ранний железный век Кавказа.

Античные государства Северного Причерноморья. Экономика греческих колоний; поселения, могильники; искусство, духовная культура. Кочевники Восточной Европы. Волжская Болгария.

Археология славян. Этногенез восточных славян; поселения, могильники, хозяйство, духовная культура. Балтские и финские племена лесной зоны. Древняя Русь: бытовые и погребальные памятники, промыслы, ремесло, торговля, денежное обращение. Происхождение городов, образование государства.

Полевая археология. Методика проведения археологической разведки. Раскопки древних поселений и погребений. Правила фиксации, учета и регистрации находок, сооружений, комплексов. Полевой дневник, отчет об археологических исследованиях. Государственная система охраны памятников археологии.
Тематический план курса

uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-slushatelej-akademii-po-specialnosti-08-05-04-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-stranica-2.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-studentov-3-kursa-zaochnogo-otdeleniya-tehnologo-ekonomicheskogo-fakulteta-sostavitel-kand-filol-nauk.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-stranica-7.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sapr-vagonoremontnogo-proizvodstva-nazvanie.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sd-09-opit-organizacionno-administrativnoj-raboti-v-sisteme-socialnih-sluzhb-uchrezhdenij-i-organizacij-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-administracii-oblasti-na-ii-kvartal-2011-goda.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-geopolitika-napravleniya-podgotovki-bakalavrov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mutacii-i-novie-geni-mozhno-li-utverzhdat-chto-oni-sluzhat-materialom-makroevolyucii-chast-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-emalirovanie-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zdorovaya-osetiya-detyam-sirotam-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • grade.bystrickaya.ru/novosti-sprosil-tot-chto-bil-povishe-stranica-25.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-oblast-matematika-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strategicheskij-plan-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-na-2009-2011-godi-soderzhanie-stranica-11.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-33-anzhelika-s-sostradaniem-vzglyanula-na-podrostka-kotorogo-ohrannik-chyu-golovu-pokrivalo-nekoe-podobie.html
  • bystrickaya.ru/uspeshnij-upravlyayushij-rostom-kakoj-on.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-2-osnovnie-elementi-nebesnoj-sferi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-astronomiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-kontrol-konkurencii-na-rinkah-obrazovatelnih-uslug-pravovie-normi-reguliruyushie-strahovuyu-deyatelnost.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-1-opredelenie-ponyatiya-sindrom-vigoraniya-posobie-dlya-sotrudnikov-rabotayushih-v-programmah-snizheniya-vreda-2006.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ix-chelovek-i-ego-dvojnik-slova-i-veshi-arheologiya-gumanitarnih-nauk.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chetirideset-i-deveto-zasedanie.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti-220100-vichislitelnaya-tehnika-sistemi-kompleksi-i-seti-moskva-200-stranica-53.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-prestupleniya-protiv-interesov-sluzhbi-v-kommercheskih-i-inih-ugolovnij-kodeks.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/administrativno-pravovoj-status-gosudarstvennih-sluzhashih-v-rossii-chast-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nalogovie-stavki-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-moskovskaya-gorodskaya-telefonnaya-set-inn-7710016640.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnoe-obsluzhivanie-naseleniya-poryadok-i-usloviya-predostavleniya-socialnih-uslug-grazhdanam-pozhilogo-vozrasta-i-invalidam.html
  • thescience.bystrickaya.ru/imanbekova-bibgl-iliyasizi-azastan-respublikasini-ilimi-tehnikali-sayasati.html
  • university.bystrickaya.ru/fond-socstrahovaniya-rf-obeshaet-vipolnit-vse-svoi-obyazatelstva-pered-invalidami-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-psihologiya-i-pedagogika-dlya-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-mashinostroeniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-proizvoditelnosti-truda-i-rezervi-ee-povisheniya.html
  • report.bystrickaya.ru/izvrashenie-fiziologicheskih-reakcij-k-i-platonov-slovo-kak-fiziologicheskij-i-lechebnij-faktor.html
  • student.bystrickaya.ru/38vivodi-o-dalnejshih-merah-po-povisheniyu-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-snizheniyu-chisla-pogibshih-pri-dorozhno-transportnih.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zayavlenie-predstavitelej-npo-otchet-o-deyatelnosti-mkur-za-2001-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delphi-rasshiryaet-svoyu-deyatelnost-v-rossii-centralnoj-i-vostochnoj-evrope.html
  • education.bystrickaya.ru/33-fiziko-himicheskie-processi-pri-tverdenii-magnezialnogo-cementa-kristalloenergetika-kak-osnova-ocenki-svojstv.html
  • lecture.bystrickaya.ru/algoritm-ekspertnogo-ocenivaniya-rezultativnosti-pedagogicheskoj-deyatelnosti-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya-uvazhaemij-ekspert.html
  • tasks.bystrickaya.ru/117-pedagogicheskie-kadri-doo-konsolidirovannij-tretij-i-chetvertij-doklad.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samaya-podhodyashaya-obuv-v-etom-vozraste-nevisokie-botinochki-so-shnurovkoj-na-nebolshom-primerno-05-sm-kabluchke.html
  • testyi.bystrickaya.ru/63-svedeniya-o-dole-uchastiya-gosudarstva-ili-municipalnogo-obrazovaniya-v-ustavnom-skladochnom-kapitale-paevom-fonde-lica-predostavivshego-obespechenie-nalichii-specialnogo-prava-zolotoj-akcii.html
  • university.bystrickaya.ru/eshe-ne-zakopane-no-den-pervij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dogovor-na-turisticheskoe-obsluzhivanie-agentsk-ij-dogovor-.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Наименование разделов и тем курса

    Количество часов

    Всего часов

    В том числе

    Лекции

    Сем. и практ

    с.р.с

    ДНЕВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    1. Археология как наука

    8

    2

    2

    4

    1. Методы полевых археологических исследований

    12

    2

    4

    4

    1. Становление археологии как науки

    4

    2

    -

    2

    1. Происхождение человека

    20

    4

    6

    4

    1. Палеолит.

    4

    2

    -

    2

    1. Происхождение искусства

    12

    2

    4

    4

    1. Мезолит.

    4

    2

    -

    4

    1. Неолит.

    12

    2

    4

    4

    1. Развитие техники обработки камня в древности

    12

    2

    4

    4

    1. Энеолит.

    4

    2

    -

    2

    1. Бронзовый век.

    8

    2

    2

    4

    1. Ранний железный век.

    16

    4

    4

    4

    1. Древние славяне и их соседи.

    8

    2

    2

    4

    1. Древняя Русь IX-XIII вв., русские города XIV-XV вв.

    12

    4

    2

    6

    ВСЕГО ДЛЯ ДНЕВНОГО ОБУЧЕНИЯ

    120

    34

    34

    52

    ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    1. Археология как наука

    24

    2

    2

    20

    1. Происхождение человека

    24

    2

    2

    20

    1. Культуры каменного века (палеолит, мезолит, неолит).

    24

    2

    2

    20

    1. Эпоха металла

    24

    2

    2

    20

    1. Славяне, Русь и их соседи.

    23

    2

    -

    21

    ВСЕГО ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

    120

    10

    8

    102