Учебно-методический комплекс Дисциплина: археология
.RU

Учебно-методический комплекс Дисциплина: археология



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра истории и музееведения

Утверждаю

Проректор по учебной работе

__________Голиков Н.А.


Учебно-методический комплекс

Дисциплина: АРХЕОЛОГИЯ

Цикл: ОПД.Ф.

Методические материалы для студентов:

Специальность: 031401.65 «Культурология»

Квалификация выпускника культуролог

Специальность: 070503.65 «Музейное дело и охрана памятников»

Квалификация выпускника музеевед

Составитель: Семенова В.И.
Тюмень

2006

Пояснительная записка
Данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре истории и музееведения Тюменского государственного института искусств и культуры и получающих специализацию “Музейное дело и охрана памятников истории и культуры”. Она также может быть использована студентами и преподавателями исторических и культурологических специализаций.

Цель курса – дать студентам представление о науке археологии, ее объекте, предмете и методах исследования, познакомить с основными закономерностями исторического и социального развития древних обществ, их культурного наследия. В курсе уделено внимание природе археологических источников и методам археологического познания, возможностям реконструкции исторической действительности древних обществ по остаткам их жизнедеятельности.

При разработке содержания курса использованы программы Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2002), Санкт-Петербургской Государственной академии культуры (1996).

Программа рассчитана на 68 часов, из которых 34 часа отводится на лекции, 34 на семинары и практические занятия.
Выписка из государственного образовательного стандарта

Археология (ОПД.Ф)

Предмет и задачи археологии. Развитие археологии как науки. Периодизация и хронология в археологической науке.

Эпоха камня. Палеолит: верхний, средний, нижний; археологические культуры, искусство. Мезолит: изменение в растительном и животном мире; культурные провинции. Неолит: изобретения эпохи неолита; основные культуры, искусство.

Эпоха металла. Энеолит: зарождение скотоводства и земледелия; открытие меди и бронзы. Бронзовый век: ранний, средний, поздний; культуры, бытовые и погребальные памятники; металлургические провинции.

Ранний железный век. Скифская культура, савроматы и сарматы; археологические культуры Южной Сибири, Горного Алтая. Культуры племен лесной и лесостепной полосы: памятники дьяковской, городецкой, ананьинской культур. Археология Урарту; ранний железный век Кавказа.

Античные государства Северного Причерноморья. Экономика греческих колоний; поселения, могильники; искусство, духовная культура. Кочевники Восточной Европы. Волжская Болгария.

Археология славян. Этногенез восточных славян; поселения, могильники, хозяйство, духовная культура. Балтские и финские племена лесной зоны. Древняя Русь: бытовые и погребальные памятники, промыслы, ремесло, торговля, денежное обращение. Происхождение городов, образование государства.

Полевая археология. Методика проведения археологической разведки. Раскопки древних поселений и погребений. Правила фиксации, учета и регистрации находок, сооружений, комплексов. Полевой дневник, отчет об археологических исследованиях. Государственная система охраны памятников археологии.
Тематический план курса

uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-slushatelej-akademii-po-specialnosti-08-05-04-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-stranica-2.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-studentov-3-kursa-zaochnogo-otdeleniya-tehnologo-ekonomicheskogo-fakulteta-sostavitel-kand-filol-nauk.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-stranica-7.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sapr-vagonoremontnogo-proizvodstva-nazvanie.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sd-09-opit-organizacionno-administrativnoj-raboti-v-sisteme-socialnih-sluzhb-uchrezhdenij-i-organizacij-stranica-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-33-gosudarstvo-i-grazhdanskoe-obshestvo-lekciya-predmet-i-metodologiya-teorii-gosudarstva-i-prava.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-rezervirovaniya-kreditnih-operacij-kb-i-puti-povisheniya-ego-rezultativnosti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/serdcem-klyanus-murmanskoe-regionalnoe-otdelenie-fonda-socialnogo-strahovaniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/velikie-stili-ili-chelovek-obozrenie-celogo-stranica-20.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-krasnochetajskogo-rajona-chuvashskoj-respubliki-reshilo-stranica-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vihod-v-novij-sposob-poznaniya-a-a-shevchenko-sriaurobindoamail-ru-v-g-baranova.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekologo-ekonomicheskaya-ocenka-ispolzovaniya-i-ohrani-vodnih-resursov-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-federalnogo-kaznachejstva-po-udmurtskoj-respublike.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teper-otvlechemsya-ot-sugubo-sudejskih-del-hotya-sovsem-o-nih-zabivat-ne-stoit-podrobnij-rasskaz-ob-etom-eshe-vperedi-i-predostavim-vozmozhnost-viskazatsya-o-n.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-pedagogicheskoj-deyatelnosti-ya-a-komenskogo-vechnim-zakonom-da-budet-uchit-i-uchitsya-vsemu-cherez-primeri-nastavleniya-i-primenenie-na-dele.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-glavi-lipchanskogo-selskogo-poseleniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prezident-podpisal-popravki-v-zakon-ob-osago-prezident-podpisal-popravki-v-zakon-ob-osago-13.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-otluchenie-roditelej-ot-detej-dzhej-hejli.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekt-utverzhdayu-rektor-universiteta-p-s-chubik.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-rekomendacii-po-viboru-metoda-kontrolya-korpusov-turbin-instrukciya-po-prodleniyu-sroka-ekspluatacii-parovih-turbin.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-cel-modulya-formirovanie-u-budushego-uchitelya-professionalno-metodicheskih-umenij-po-ispolzovaniyu-cor-pri-obuchenii-fizike-uchashihsya.html
  • crib.bystrickaya.ru/istochniki-dannih-i-predstavlenie-otchetnosti-peresmotrennij-proekt-rukovodyashih-principov-primeneniya-ekologicheskih.html
  • tasks.bystrickaya.ru/224-sql-zapros-dlya-zapisi-podtverzhdeniya-vidachi-komandi-upravleniya-v-uspd.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/p-118-doloradel-rozovidn-rovnogo-lososevo-rozovogo-tona-18-vashemu-vnimaniyu-predlagaetsya-ocherednoj-29-j.html
  • literature.bystrickaya.ru/chto-predstavlyayut-soboj-lekarstvennie-klizmi-obshij-uhod-za-bolnimi-osnovnie-lechebno-diagnosticheskie-proceduri.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ispolzovaniyu-uchebnikov-a-i-kravchenko-obshestvoznanie-10-klass-stranica-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/audit-raschetov-po-oplate-truda.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vospriyatie-metodicheskie-rekomendacii-dlya-pedagogov-i-specialistov-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/provedennoe-issledovanie-slovarej-treh-yazikov-na-urovne-ih-makrostruktur-pozvolyaet-nam-predlozhit-sleduyushuyu-tipologiyu-sovremennih-frazeologicheskih-slovarej.html
  • tests.bystrickaya.ru/lepeshkina-yuliya-i-prikladnie-aspekti-inostrannih-yazikov.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-i-upravlenie-riskom-v-bankovskoj-deyatelnosti-na-primere-ak-apb-ukraina.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-obrazci-dokumentov-neobhodimie-pri-izmenenii-e-a-novikov-novikov-evgenij-aleksandrovich-nachalnik-otdela.html
  • studies.bystrickaya.ru/etiologiya-lechenie-i-profilaktika-timpanii-krupnogo-rogatogo-skota.html
  • college.bystrickaya.ru/3-demokraciyata-pobezhdava-sdrzhanie.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsootvetstvii-s-ukazom-prezidenta-rossijskoj-federacii-ot-19-yanvarya-2009-goda-70-opreobrazovanii-zakritogo-voennogo-gorodka-221-v-zakritoe-administrativ.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-nelidovskogo-rajona-tverskoj-oblasti-reshenie.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-1-moskovskij-issledovatelskij-centr-po-problemam-organizovannoj.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhilishno-kommunalnij-kompleks-adresa-elektronnoj-pochti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakona-ukraini-o-edinom-tamozhennom-tarife.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zasedaniya-rabochej-gruppi-po-voprosam-razvitiya-it-biznesa-v-stranah-sng.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Наименование разделов и тем курса

    Количество часов

    Всего часов

    В том числе

    Лекции

    Сем. и практ

    с.р.с

    ДНЕВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    1. Археология как наука

    8

    2

    2

    4

    1. Методы полевых археологических исследований

    12

    2

    4

    4

    1. Становление археологии как науки

    4

    2

    -

    2

    1. Происхождение человека

    20

    4

    6

    4

    1. Палеолит.

    4

    2

    -

    2

    1. Происхождение искусства

    12

    2

    4

    4

    1. Мезолит.

    4

    2

    -

    4

    1. Неолит.

    12

    2

    4

    4

    1. Развитие техники обработки камня в древности

    12

    2

    4

    4

    1. Энеолит.

    4

    2

    -

    2

    1. Бронзовый век.

    8

    2

    2

    4

    1. Ранний железный век.

    16

    4

    4

    4

    1. Древние славяне и их соседи.

    8

    2

    2

    4

    1. Древняя Русь IX-XIII вв., русские города XIV-XV вв.

    12

    4

    2

    6

    ВСЕГО ДЛЯ ДНЕВНОГО ОБУЧЕНИЯ

    120

    34

    34

    52

    ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    1. Археология как наука

    24

    2

    2

    20

    1. Происхождение человека

    24

    2

    2

    20

    1. Культуры каменного века (палеолит, мезолит, неолит).

    24

    2

    2

    20

    1. Эпоха металла

    24

    2

    2

    20

    1. Славяне, Русь и их соседи.

    23

    2

    -

    21

    ВСЕГО ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

    120

    10

    8

    102