.RU

Учебно-методический комплекс Дисциплина: археология



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра истории и музееведения

Утверждаю

Проректор по учебной работе

__________Голиков Н.А.


Учебно-методический комплекс

Дисциплина: АРХЕОЛОГИЯ

Цикл: ОПД.Ф.

Методические материалы для студентов:

Специальность: 031401.65 «Культурология»

Квалификация выпускника культуролог

Специальность: 070503.65 «Музейное дело и охрана памятников»

Квалификация выпускника музеевед

Составитель: Семенова В.И.
Тюмень

2006

Пояснительная записка
Данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре истории и музееведения Тюменского государственного института искусств и культуры и получающих специализацию “Музейное дело и охрана памятников истории и культуры”. Она также может быть использована студентами и преподавателями исторических и культурологических специализаций.

Цель курса – дать студентам представление о науке археологии, ее объекте, предмете и методах исследования, познакомить с основными закономерностями исторического и социального развития древних обществ, их культурного наследия. В курсе уделено внимание природе археологических источников и методам археологического познания, возможностям реконструкции исторической действительности древних обществ по остаткам их жизнедеятельности.

При разработке содержания курса использованы программы Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2002), Санкт-Петербургской Государственной академии культуры (1996).

Программа рассчитана на 68 часов, из которых 34 часа отводится на лекции, 34 на семинары и практические занятия.
Выписка из государственного образовательного стандарта

Археология (ОПД.Ф)

Предмет и задачи археологии. Развитие археологии как науки. Периодизация и хронология в археологической науке.

Эпоха камня. Палеолит: верхний, средний, нижний; археологические культуры, искусство. Мезолит: изменение в растительном и животном мире; культурные провинции. Неолит: изобретения эпохи неолита; основные культуры, искусство.

Эпоха металла. Энеолит: зарождение скотоводства и земледелия; открытие меди и бронзы. Бронзовый век: ранний, средний, поздний; культуры, бытовые и погребальные памятники; металлургические провинции.

Ранний железный век. Скифская культура, савроматы и сарматы; археологические культуры Южной Сибири, Горного Алтая. Культуры племен лесной и лесостепной полосы: памятники дьяковской, городецкой, ананьинской культур. Археология Урарту; ранний железный век Кавказа.

Античные государства Северного Причерноморья. Экономика греческих колоний; поселения, могильники; искусство, духовная культура. Кочевники Восточной Европы. Волжская Болгария.

Археология славян. Этногенез восточных славян; поселения, могильники, хозяйство, духовная культура. Балтские и финские племена лесной зоны. Древняя Русь: бытовые и погребальные памятники, промыслы, ремесло, торговля, денежное обращение. Происхождение городов, образование государства.

Полевая археология. Методика проведения археологической разведки. Раскопки древних поселений и погребений. Правила фиксации, учета и регистрации находок, сооружений, комплексов. Полевой дневник, отчет об археологических исследованиях. Государственная система охраны памятников археологии.
Тематический план курса

uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-slushatelej-akademii-po-specialnosti-08-05-04-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-stranica-2.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-studentov-3-kursa-zaochnogo-otdeleniya-tehnologo-ekonomicheskogo-fakulteta-sostavitel-kand-filol-nauk.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-stranica-7.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sapr-vagonoremontnogo-proizvodstva-nazvanie.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sd-09-opit-organizacionno-administrativnoj-raboti-v-sisteme-socialnih-sluzhb-uchrezhdenij-i-organizacij-stranica-4.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sivash-dzhankoj-simferopol-1-simferopol-izdatelstvo-tavriya-1979-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-opus-nachinaet-virisovivatsya-terens-makkenna.html
  • esse.bystrickaya.ru/raschet-sebestoimosti-i-osnovnih-pokazatelej-pri-ustrojstve-zemlyanogo-polotna.html
  • literature.bystrickaya.ru/e-n-chernozemova.html
  • education.bystrickaya.ru/3-konsultaciya-malchik-dumaet-o-svoej-bezishodnosti-nikak-emu-ne-udayotsya-viuchit-partiyu-na-skripke-3-goda-nazad.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-svod-standartizovannih-specifikacij-otchet-o-nir-listov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/egorevskij-municipalnij-rajon.html
  • essay.bystrickaya.ru/delfi-latviya-rusdelfilv-03042012-aboltinyu-zabrosayut-pismami-protiv-pensionnoj-reformi.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravil-po-tehnike-bezopasnosti-pri-proizvodstve-nablyudenij-i-rabot-na-seti-goskomgidrometa-stranica-12.html
  • student.bystrickaya.ru/2-pozicionirovanie-regiona-v-mire-i-rossii-pravitelstvo-orenburgskoj-oblasti-postanovleni-e.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshie-usloviya-provedeniya-aukciona-dokumentaciya-ob-aukcione-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezultati-monitoringa-funkcionirovaniya-sajtov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-g-chelyabinska.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-1-razvitie-specialnoj-psihologii-i-osnovnie-problemi-narushenij-razvitiya-detej.html
  • desk.bystrickaya.ru/oferti-za-tehnologichno-strudnichestvo-byuletini-14-09-3309-2009-g-stranica-21.html
  • klass.bystrickaya.ru/aktivizaciya-mislitelnoj-deyatelnosti-i-razvitiya-rechi-uchashihsya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-rajonnom-konkurse-issledovatelskih-rabot-stranici-nashej-istorii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-vidi-zanyatij-formi-kontrolya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-09-investicii-kod-i-nazvanie-disciplini.html
  • essay.bystrickaya.ru/chastyu-1-stati-17-konstitucii-rf-2-pravovoj-status-i-pravovoe-polozhenie-lichnosti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anketa-po-sociologii-problemi-alkogolizma-i-narkomanii-v-studencheskoj-srede.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diplomnih-rabot.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-issledovanie-sistem-upravleniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-po-russkomu-yaziku-r-n-buneev-e-v-buneeva.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v4-blagorodnie-metalli-koncepciya-i-programma-osvoeniya-mineralno-sirevoj-bazi-kamchatskoj-oblasti-na-2006-2010-gg.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-a-avdeev-v-pomosh-strazhdushej-dushe-opit-vrachebnogo-dushepopecheniya-stranica-21.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervij-primer-sobaka-v-l-durov-dressirovka-zhivotnih.html
  • notebook.bystrickaya.ru/igraya-v-kosmicheskuyu-igru-stanislav-grof.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nazvanie-tematicheskij-rubrikator-hranilisha-cor-stranica-15.html
  • essay.bystrickaya.ru/blm-kompyuterlk-ojindardi-agressivt-mnez-lina-ser-etu-faktori-retndeg-problemaa-teoriyali-taldau.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-vipolnenii-plana-meropriyatij-po-realizacii-osnovnih-polozhenij-poslaniya-prezidenta-rossijskoj-federacii-federalnomu-sobraniyu-rossijskoj-federacii-na-2014-god-za-1-polugodie-2014-goda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predsedatel-profsoyuznogo-komiteta-a-i-derunov-predsedatel-profsoyuznogo-komiteta-a-i-derunov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iii-monitoring-i-ocenka-gti-russian-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii-shestoe-soveshanie.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yazik-i-socialnaya-interakciya-institucionalnaya-identifikaciya-intellektualnij-landshaft-i-sdvig-v-povestke-dnya-disciplini.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rol-resursnogo-centra-v-formirovanii-informacionnoj-kompetentnosti-bibliotekarej.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-i-metodicheskie-ukazaniya-itogovogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-napravlenie-230200-informacionnie-sistemi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chelovecheskij-kapital-v-organizacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Наименование разделов и тем курса

    Количество часов

    Всего часов

    В том числе

    Лекции

    Сем. и практ

    с.р.с

    ДНЕВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    1. Археология как наука

    8

    2

    2

    4

    1. Методы полевых археологических исследований

    12

    2

    4

    4

    1. Становление археологии как науки

    4

    2

    -

    2

    1. Происхождение человека

    20

    4

    6

    4

    1. Палеолит.

    4

    2

    -

    2

    1. Происхождение искусства

    12

    2

    4

    4

    1. Мезолит.

    4

    2

    -

    4

    1. Неолит.

    12

    2

    4

    4

    1. Развитие техники обработки камня в древности

    12

    2

    4

    4

    1. Энеолит.

    4

    2

    -

    2

    1. Бронзовый век.

    8

    2

    2

    4

    1. Ранний железный век.

    16

    4

    4

    4

    1. Древние славяне и их соседи.

    8

    2

    2

    4

    1. Древняя Русь IX-XIII вв., русские города XIV-XV вв.

    12

    4

    2

    6

    ВСЕГО ДЛЯ ДНЕВНОГО ОБУЧЕНИЯ

    120

    34

    34

    52

    ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    1. Археология как наука

    24

    2

    2

    20

    1. Происхождение человека

    24

    2

    2

    20

    1. Культуры каменного века (палеолит, мезолит, неолит).

    24

    2

    2

    20

    1. Эпоха металла

    24

    2

    2

    20

    1. Славяне, Русь и их соседи.

    23

    2

    -

    21

    ВСЕГО ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

    120

    10

    8

    102