Учебно-методический комплекс дисциплины для специальностей 050201. 65
.RU

Учебно-методический комплекс дисциплины для специальностей 050201. 65






ПСИХОЛОГИЯ


Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»


ПСИХОЛОГИЯ

Общая психология. История психологии. Возрастная психология


Учебно-методический комплекс дисциплины для специальностей

050201.65 Математика с дополнительной специальностью,

050203.65 Физика с дополнительной специальностью,

030301.65 Информатика


Методические рекомендации для студентов


Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009


ББК

Д

^ Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина


Научный редактор:

канд. психол. наук, доцент

Рецензент:

канд. психол. наук, доцент Т.А. Гусева


^ П Психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.Е. Варшавская, И.Н. Протасова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 65 с.


Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и практическим занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 032100.00(050201.65) Математика с дополнительной специальностью, 032200.00(050203.65) Физика с дополнительной специальностью, 030100(030301.65) Информатика.


Ó БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

Ó Сост.: Н.Е. Варшавская, И.Н. Протасова, 2009.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Модуль 1. Общая психология............................................................................

5

Цели и задачи дисциплины …………...........................................................................

5

Содержание дисциплины по ГОС ВПО........................................................................

5

Тематический план.........................................................................................................

5
Содержание разделов курса...........................................................................................
6

Задания для самостоятельной работы..........................................................................

7

Методические рекомендации по выполнению

самостоятельной работы................................................................................................

7

Образцы тестов для контроля знаний..........................................................................

17

Вопросы к зачёту по общей психологии......................................................................

17

Учебно-методическое обеспечение дисциплины........................................................

18

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине...........................................

20

Технологическая карта дисциплины.............................................................................

23







Модуль 2. История сихологии..........................................................................

21

Цели и задачи дисциплины............................................................................................

21

Содержание дисциплины по ГОС ВПО........................................................................

21

Тематический план.........................................................................................................

21

Содержание разделов курса...........................................................................................

21

Задания для самостоятельной работы...........................................................................

26

Методические рекомендации по выполнению

самостоятельной работы................................................................................................


26

Образцы тестов для контроля знаний...........................................................................

27

Вопросы к зачёту по истории психологии....................................................................

28

Учебно-методическое обеспечение дисциплины........................................................

29

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине...........................................

30







Модуль 3. Возрастная психология…………………………………….

31

Цели и задачи дисциплины............................................................................................

31

Содержание дисциплины по ГОС ВПО........................................................................

31

Тематический план.........................................................................................................

31

Содержание разделов курса...........................................................................................

32

Задания для самостоятельной работы...........................................................................

34

Методические рекомендации по выполнению

самостоятельной работы................................................................................................


35

Образцы тестов для контроля знаний...........................................................................

52

Вопросы к зачёту по возрастной психологии..............................................................

54

Учебно-методическое обеспечение дисциплины........................................................

55

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине...........................................

57

Технологическая карта дисциплины.............................................................................

64

Уважаемые студенты!

Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации по изучению курса «Психология» в педагогическом вузе. Изучение этого курса ориентирует на учебно-воспитательную, социально-педагогическую, культурно-просветительную, организационно-управленческую виды профессиональной деятельности

Вы будете изучать психологию в трёх семестрах. В первом семестре вы изучите общую психологию, во втором семестре вы познакомитесь с историей психологии и возрастной психологией, в третьем – с педагогической и социальной психологией. Весь курс предполагается изучить за 300 часов, разбивка по дисциплинам и видам работ выглядит следующим образом:

Психология

Трудоемкость

Аудиторные

Самост. работа

Формы контроля

Общая психология

72

36

36

зачёт

История психологии и возрастная психология

108

54

54

зачёт

Педагогическая психология и

социальная психология

120

62

62

экзамен

Как видите, ваша самостоятельная работа по дисциплине предполагает затрату такого же количества времени, как и аудиторная. Аудиторная работа поможет вам сориентироваться в основных проблемах курса (лекции преподавателя) и выяснить уровень теоретического освоения и практического владения дисциплиной (практические занятия). Эта работа осуществляется под руководством преподавателя, и вы в любой её момент можете получить консультативную помощь. Поэтому наши рекомендации будут в основном направлены на помощь в выполнении вами самостоятельной работы по дисциплине.

^ Модуль 1. Общая психология

Цели и задачи дисциплины

Овладение будущими учителями психологическими знаниями является важным фактором развития у них профессиональной компетентности, умения работать с детьми, учитывая их и свои психологические особенности.

Курс «Общей психологии» закладывает методологические основы для последующего усвоения психологических знаний, раскрывая основные проблемы психологии, категориальный аппарат науки, основополагающие методы психологических исследований.

Данный курс, таким образом, содержит в себе общие основы психологических знаний, необходимые для более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с педагогической деятельностью.

Структура курса «Общая психология» на физико-математическом факультете предусматривает лекционные и лабораторные занятия.

^ Содержание дисциплины по ГОС ВПО

Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности.

^ Тематический план

Тема

лекции

(ч.)

лаб. занятия

(ч.)

самост. работа (ч.)

Формы контроля

  1. Психология: предмет, задачи, место в системе наук о человеке. Методология и методы психологии

2

2

1

словарь терминов, опрос, тест

  1. Проблема человека в психологии. Природа психического. Сознание

2

2

4

словарь терминов, конспект, опрос, тест

  1. Психология личности. Мотивация человеческого поведения и деятельности

4

4

3

словарь терминов, опрос, тест

  1. Эмоционально-волевая сфера человека

2




2

тест

  1. Деятельность и общение как категории психологии

2

2

3

словарь терминов, опрос, тест

  1. Познавательная сфера человека

2

4

4

словарь терминов, тест, опрос

  1. Индивидуально-психологические особенности человека

4

4

4

словарь терминов, опрос, тест

Итого:

18

18

36




^ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА

Психология: предмет, задачи, место в системе наук о человеке. Методология и методы психологии

Понятие объекта и предмета науки. Предмет и объект психологии. Различия житейской и научной психологии.

Место психологии в системе наук о человеке. Структура психологии. Задачи психологии на современном этапе. Психологическая наука и психологическая практика. Методология и методы психологии.

^ Проблема человека в психологии. Природа психического. Сознание

Проблема человека в психологии. Человек: индивид, личность, индивидуальность, субъект. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического.

Проблема сознания в психологии. Основные подходы к проблеме сознания в психологии. Самосознание.

^ Психология личности. Мотивация человеческого поведения и деятельности

Психологические теории личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Теории мотивации. Структура мотивационно-потребностной сферы: потребности, мотивы, второстепенные мотивационные образования. Основные характеристики мотивационно-потребностной сферы. Мотивация и личность. Мотивация в деятельности.

^ Эмоционально-волевая сфера человека

Бессознательная и сознательная регуляция поведения и деятельности человека. Понятие об эмоциях, их виды и функции. Воля как сознательная регуляция поведения и деятельности. Структура волевого действия. Волевые качества личности и развитие саморегуляции.

^ Деятельность и общение как категории психологии

Сущность принципа единства сознания и деятельности. Индивидуальные и общественно-исторические аспекты деятельности. Структура деятельности (содержательные, операционные и мотивационные компоненты). Характеристика основных видов деятельности (труд, учение, игра). Общение как категория психологии и как вид деятельности.

^ Познавательная сфера человека

Общая характеристика познавательной сферы личности. Чувственная ступень познания: ощущение, восприятие. Рациональная ступень познания: мышление, воображение. Роль мышления в познавательной деятельности человека. Виды мышления. Процессы мышления. Мышление и речь. Формы мышления. Виды, функции, свойства, природа воображения. Место памяти в познавательной деятельности. Память, ее процессы, виды и свойства. Приемы запоминания. Развитие памяти. Место внимания в познавательной деятельности. Свойства и виды внимания.

^ Индивидуально-психологические особенности

Теории темперамента (гуморальные, конституциональные). Связь темперамента с типами ВНД. Основные свойства темперамента. Характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Понятие о характере, его природных и социальных предпосылках. Структура характера. Акцентуации характера.

Понятие о способностях и задатках. Качественная и количественная характеристика способностей. Интеллект как структура познавательных способностей. Формирование способностей.

^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Проработка и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на лекции и самостоятельное рассмотрение.

  2. Составление конспектов оригинальных трудов.

Леонтьев А.Н. Очерк развития психики.- М.: МГУ, 1982

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: МГУ, 1982 (глава 5).

2. Проведение лабораторных исследований и оформление лабораторных работ.

Знакомство с методами диагностики личности, интеллекта и способностей. Интерпретация результатов самоисследования.

3. Решение психологических задач.

4. Составление терминологического словаря.

5. Подготовка к промежуточному тестированию.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Лабораторные занятия

Методические указания: Лабораторные работы по общей психологии имеют своей целью знакомство студентов педагогического вуза с разнообразными проявлениями человеческой индивидуальности.

Важно отметить, что психодиагностическое обследование на занятиях не является самоцелью. Тесты служат инструментом для обнаружения определенных психологических свойств, осознания их наличия у себя и других людей, осознания индивидуально-психологических различий. Собственно обучающую функцию выполняет последующее групповое обсуждение места этих психологических характеристик в структуре личности, их природы, взаимосвязей с другими свойствами, поведенческих проявлений, возможностей коррекции или развития. По этой причине лабораторные работы по психологии нельзя «отработать», просто выполнив тесты самостоятельно. Необходимым элементом психологической диагностики является рефлексивный анализ полученной информации и перенос знаний на широкий круг явлений, что достигается решением психологических задач и выполнением практических заданий обобщающего характера.

Участие студента в практических занятиях всегда представляет собой выполнение учебных заданий в форме тех или иных задач как специально сформулированных на самом занятии, так и заранее известных (вошедших в план занятия).

^ Лабораторно-практическое занятие №1

Тема: Методы психологии

Цель: Получить представление о том, каким образом в психологической науке проводится сбор информации о внутреннем мире человека.

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Классификации методов психологического исследования.

  2. Основные методы психологии: наблюдение и эксперимент.

  3. Дополнительные методы: анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности.

Ход занятия:

  1. Общая характеристика методов психологии.

  2. Иллюстрация методов:

а) Наблюдение. Ознакомление и обсуждение плана наблюдения и анализа урока. Работа в группах.

б) Беседа. Составление плана беседы с учащимися для написания психологической характеристики. Работа в парах.

^ Методические указания:

Кратко изложите ответы на вопросы (проблемы) в тетради (обязательно указав источник, которым Вы пользовались). В учебнике найдите вопросы для самопроверки по данной теме и попробуйте ответить на них. Если вопросы вызывают затруднение, значит, Вы не вполне поняли содержание учебного текста. Вполне вероятно, что Вам нужно воспользоваться другими учебными пособиями. Если после дополнительной работы уверенности в понимании нет, сформулируйте вопросы к преподавателю. Сообщите о возникших вопросах в начале занятия. Ваши вопросы являются показателем Вашей качественной и добросовестной работы, заинтересованности в получении информации. Сделайте такой подход к изучению психологии постоянным правилом в Вашей работе. После получения необходимых консультаций у преподавателя Ваша самостоятельная работа будет гораздо эффективнее.

Попробуйте решить психологические задачи, предлагаемые в качестве образца. Посоветуйтесь с сокурсниками, что они думают по поводу Вашего решения, как они сами ответили бы на вопросы.

Не забывайте вести словарь терминов. Это поможет вам легко ориентироваться в изучаемом материале.

^ Образцы психологических задач:

Задача 1. Проанализируйте следующий текст и ответьте на поставленный в нем вопрос. Чем объяснить, что между мыслью и действием не всегда есть однозначное соответствие? В чем ценность метода наблюдения и в чем его недостатки?

Психика человека не замкнутый в себе мир. Наши мысли, чувства, мечты и стремления проявляются в делах и поступках. А они доступны внешнему объективному наблюдению. Их можно записывать, снимать на пленку и т.д. Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение - могучий метод естествознания. И его широко используют, но... Скажите, одинаково ли вы ведете себя наедине с самим собой и когда знаете, что вас изучают, наблюдают за вами?

Задача 2. О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?

  1. Психолог стремится собрать как можно больше информации по конкретному "случаю" для ответа на главный вопрос о генезисе и прогнозе психологических свойств, для определения статуса личности. Данный метод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез.

  2. Данный метод широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Главная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания количественных проявлений свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а также выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональный психолог.

  3. Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизированную выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.

  1. Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам испытуемых на которые судят об их психологических качествах.

  2. Другая разновидность метода предполагает оценку психики и поведения людей не на основе вербальных ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых делают вывод об изучаемом качестве.

^ Лабораторно-практическое занятие №2

Тема: Этапы развития психики. Сознание. Самосознание.

Цели:

  1. ознакомление с этапами развития психики по А.Н. Леонтьеву. Закрепление знаний по теме «Сознание».

  2. ознакомление с категорией самооценки и методами её изучения, рефлексия особенностей собственной самооценки.

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Этапы развития психики.

  2. Сознание и его структура.

  3. Самосознание. Роль других в формировании самосознания.

Ход занятия:

  1. Проведение диагностики самооценки.

  2. Обработка полученных данных.

  3. Обсуждение теоретических вопросов.

  4. Интерпретация полученных при помощи диагностики данных, их рефлексивный анализ.

Методические указания:

Литература для конспектирования:

Леонтьев А.Н. Очерк развития психики.- М.: МГУ, 1982

Я предлагаю вам подготовить текстуальный конспект, который представляет собой набор цитат, связанных друг с другом логическим переходом. Такой конспект является источником дословных высказываний автора. Он помогает выявить и проанализировать спорные моменты. Написание текстуального конспекта требует умения быстро и правильно определить главную мысль текста, подобрать выражающую её цитату.

В теме «Сознание» обратите особое внимание на сопоставление позиций С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, усвоение структуры сознания по А.Н. Леонтьеву – В.П. Зинченко.

Интерпретация полученных при помощи диагностики данных проводится самостоятельно за рамками учебного занятия. Вам необходимо попытаться как можно более полно ответить на следующие вопросы:

Лабораторно-практическое занятие №3

Тема: Направленность личности

Цели:

  1. Научить простейшей диагностике свойств личности.

  2. Развивать потребность в самопознании.

  3. Познакомить с некоторыми личностными тестами.

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Содержательные характеристики понятия «личность».

  2. Современные представления о структуре личности.

  3. Основные характеристики мотивационно-потребностной сферы. Мотивация и личность.

Ход занятия:

  1. Повторение определения личности. Привести различные структуры личности, акцентировать внимание на направленности.

  2. Проведение тестов Додонова «Эмоциональная направленность личности» и Ивановой «Направленность личности».

  3. Обсуждение результатов.

  4. Определение ведущей мотивации в деятельности.

  5. Краткое знакомство с существующими личностными тестами.

Методические указания:

Для подготовки к практическому занятию необходимо повторить материалы лекции, посвящённой проблеме личности и мотивации, изучить учебную литературу по этим же вопросам. Быть готовым к обсуждению следующих вопросов:

^ Лабораторно-практическое занятие №4

Тема: Воля

Цель: получение представления о категории «воля» в системе психологического знания о человеке, диагностика и рефлексия собственных волевых особенностей

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Понятие о воле и ее функциях.

  2. Структура волевого действия.

  3. Волевые качества личности и развитие воли.

  4. Компоненты саморегуляции.

Ход занятия:

  1. Обсуждение теоретических вопросов.

  2. Проведение методики исследования структуры саморегуляции.

  3. Решение психологических задач.

  4. Заполнение таблицы «Развитие саморегуляции»

Методические указания:

При изучении темы особое значение имеет ориентация на современное представление о воле как системе саморегуляции. Самые современные представления можно получить из работ:

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.- М.: МГУ, 1991. -142 с.

Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека. // Вопр. психологии. 1995. №1

Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности.// Вопр. психологии. 1991. №1.

Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека.// Вопр. психологии. 2000. №2.

Обобщение знаний о структуре саморегуляции может быть сделано при заполнении таблицы.

Шкала саморегуляции

Причины дефектов

Направления педагогической коррекции

планирование







программирование







моделирование







оценивание результатов







самостоятельность







гибкость








^ Образцы психологических задач:

Задача 1. Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где - с тормозной функцией воли.

  1. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Даммом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра.

  2. Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз.

  3. Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию.

  4. Официант ресторана "Модерн-на-Упе" Жорж Березкин был оскорблен словесно подвыпившим Пьером Афонькиным, облит им водкой "Жириновский", получил в лицо порцию салата ̀a la Цезарь, а о его смокинг Пьер вытер руки. Тем не менее официант Березкин стойко перенес содеянное в расчете на щедрые чаевые.

  5. Бальзаковская женщина Фаина Константиновна, вес которой составляет 150 кг, третий день сидит на диете, чтобы к субботе вместиться в платье, надеть которое она собирается на свидание с Иннокентием Аркадьевичем.

  6. Тринадцатилетний Боб у светофора на Варшавке моет стекла в проезжающих иномарках. Заработанные собственным трудом деньги он бережет от случайных соблазнов, чтобы к весне купить себе кожаную "косуху", как у его кумира Вилли.

Задача 2. Оцените приведенный список слов с точки зрения того, какие из них, будучи применяемыми к себе, в большей мере характеризуют людей с хорошей саморегуляцией

Надо, хочу, сомневаюсь, рассчитываю, могу, необходимо, выполню, надеюсь, умею, должен, обязан, рискну, подумаю, страшусь, решу, буду, стану, желаю, требую, настаиваю, раздумываю, посоветуюсь, опасаюсь, колеблюсь, предполагаю, боюсь, мучаюсь, избегаю, непременно, попробую, справлюсь, обязательно, отложу, стремлюсь, добиваюсь, сдерживаюсь.

^ Лабораторно-практическое занятие №5

Тема: Деятельность и общение как категории психологии

Цель: Получить представление о роли общепсихологической концепции деятельности в понимании человека.

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Сущность принципа единства сознания и деятельности.

  2. Индивидуальные и общественно-исторические аспекты деятельности.

  3. Структура деятельности (содержательные, операционные и мотивационные компоненты).

  4. Характеристика основных видов деятельности (труд, учение, игра)

  5. Общение как вид деятельности.

Ход занятия:

  1. Обсуждение вопросов по теме.

  2. Проверка конспектов.

  3. Исследование особенностей общения с помощью опросников.

Методические указания:

Для подготовки ответов на вопросы занятия необходимо, помимо учебной литературы, использовать первоисточники:

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: МГУ, 1982.

Глава 5. Общее строение деятельности – из книги А.Н. Леонтьева - должна быть законспектирована. Вы должны представить плановый конспект (план-конспект), который составляется на основе плана. Каждый вопрос плана раскрывается необходимой информацией в виде цитат, таблиц, схем или свободно изложенного текста. Если какой-то пункт плана не требует разъяснений, то его можно не сопровождать дополнительной информацией. Составление такого конспекта формирует умение последовательно и чётко излагать свои мысли, обобщать содержание учебника или книги.

Перед занятием прорешайте задачи, которые даны для образца, поделитесь впечатлениями и сомнениями с сокурсниками.

^ Образцы психологических задач :

Задача 1. Вставьте пропущенные слова в следующих суждениях.

  1. Деятельность человека не только ... , но и мотивирована.

  2. Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в ... .

  3. Потребности являются источником ... личности.

  4. Цель является предпосылкой ... .

  5. Потребности обнаруживаются в ... , побуждающих к деятельности.

  6. Осознанная ... становится мотивом поведения.

Задача 2. Прокомментируйте следующие суждения. Выберите наиболее правильные суждения, выбор аргументируйте.

  1. Личность формируется в деятельности.

  2. Всякая деятельность человека детерминируется, как правило, внутренними стимулами.

  3. Деятельность обусловлена только сознанием человека.

  4. Мотивами деятельности могут быть потребности, установки, мысли, чувства, идеалы.

  5. Деятельность является решающим фактором формирования и развития активности личности.

  6. Деятельность - исторически отработанная система воспроизводства предметного мира, природы человека и человеческих отношений.

^ Лабораторно-практическое занятие №6

Тема 6. Познавательные психические процессы - память

Цель: Познакомиться с категорией «память», обсудить ее значение в работе учителя; исследовать индивидуальные особенности памяти

Учебные вопросы (проблемы):

  1. Память, ее виды и свойства.

  2. Приемы запоминания.

  3. Нарушения памяти.

  4. Развитие памяти.

  5. Учет индивидуальных особенностей памяти в обучении.

Ход занятия:

  1. Обсуждение теоретических вопросов.

  2. Проведение исследования индивидуальных особенностей памяти по методу удержанных членов ряда.

  3. Обсуждение результатов.

  4. Решение психологических задач по теме.

Методические указания:

Важной задачей занятия по теме «Память» является формирование научного представления об этой психической функции. Информация по этой теме, как правило, очень хорошо представлена в учебниках, а дополнительная литература отличается занимательностью и массой практически полезных сведений. Вам необходимо обратить внимание на вопросы о роли памяти в личностной динамике и познавательной деятельности человека, провести обзор гипотез о механизмах памяти, исследовать процессы и виды памяти, определить позитивную и негативную сторону забывания в жизни человека. Важно также выявить роль различных видов памяти в усвоении иностранного языка.

uchebno-metodicheskij-kompleks-po-ud-informatika-i-ikt.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-ugolovnomu-pravu-dlya-studentov-fakulteta-prava-moskva-2005-stranica-4.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-yaziki-programmirovaniya-i-metodi-translyacii-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-050601-matematika-shifr-specialnost-ust-kamenogorsk-2005.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-podgotovki-bakalavra-po-napravleniyu-020400-psihologiya-bakalavr-psiholog-en-f-oo-cikl-obshih-matematicheskih-i-estestvenno-nauchnih-disciplin-020414-fiziologiya-cns.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-podgotovlen-mahalin-v-n-kandidat-ekonomicheskih-nauk-uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-menedzhmenta-protokol-ot-24-yanvarya-2011-5-recenzent-samojlova-k.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-politologiya-visshee-professionalnoe-obrazovanie-napravleniya-podgotovki-bakalavr-030500-62-yurisprudenciya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stoimost-seminara-s-uchetom-razdatochnih-materialov-7550-rublej-vklyuchaya-nds.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-konferencij-i-soveshanij-stranica-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/princip-otnositelnosti-znanij-v-evristika.html
  • student.bystrickaya.ru/26-oshibki-v-udarenii-m-vgorbanevskij-yu-nkaraulov-v-mshaklein-ne-govori-shershavim-yazikom.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zalog-neustojka.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-1-tema-gigienicheskie-osnovi-pitaniya-gigienicheskaya-ocenka-raciona-pitaniya-cel-raboti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-upravleniya-personalom-na-primere-oao-komiteks.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovmestno-s-sovetom-molodih-uchenih-akademii-upravleniya-pri-prezidente-respubliki-belarus.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/radiacionnij-fon-v-habarovskom-krae-v-predelah-normi-informacionnoe-agentstvo-primamedia-23042011.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obuchayushijsya-dolzhen-znat-osnovnie-polozheniya-zakoni-i-metodi-estestvennih-nauk-i-matematiki.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sostoyanie-detej-nahodyashihsya-pod-opekoj-doklad-direktora-mou-algashinskaya-sosh.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-matematika-dlya-specialnosti-060600-mirovaya-ekonomika.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iv-svedeniya-o-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-emitenta-129110-rossiya-g-moskva-gilyarovskogo-47-str-5.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-15-edvin-lefevr-vospominaniya-birzhevogo-spekulyanta.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kreditnij-dogovor-kak-osobaya-raznovidnost-dogovora-zajma-avtoreferat-sherstnevoj-n-s-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koncepciya-induktivnoj-logiki-dzhona-venna-filosofskie-problemi-modalnoj-i-intensionalnoj-logiki-m-izd-vo-moskovskogo-un-ta-1982-s-71-78-05-p-l-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socalnij-analz-osobistost.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-lyubov-est-vechnij-soyuz-mezhdu-bogom-i-chelovekom-ona-ogon-nevidimij-kotorim-serdce-raspletaetsya-k-bozhemu-slovu.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-osnovnie-harakteristiki-izobrazheniya-na-ekrane-osveshennost-rabochego-pomesheniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/igrovie-intensivnie-tehnologii-obucheniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kalishskij-soyuznij-dogovor.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-15-mechta-na-porazhenie-kalugin.html
  • college.bystrickaya.ru/12-raspredelenie-zemelnogo-fonda-po-ugodyam-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel.html
  • grade.bystrickaya.ru/novozelandsko-kitajskie-otnosheniya-v-poslednej-chetverti-hh-nachale-hhi-veka.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-trudovogo-dogovora-chast-2.html
  • college.bystrickaya.ru/12-ya-vserossijskaya-nauchnaya-konferenciya-studentov-fizikov-i-molodih-uchenih-programm-a.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-etom-kataloge-vashemu-vnimaniyu-predstavleni-takzhe-novie-programmi-stranica-20.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-po-dopolnitelnoj-obrazovatelnoj-programme-vvedenie-v-kross-kulturnuyu-psihologiyu-finno-ugorskih-narodov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-letter-to-a-friend-kurs-anglijskogo-yazika-uchebnoe-posobie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/koren-antisemitizma-ezriel-tauber-skazhi-zhizni-da.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sshojgu-predlozhil-privlech-studencheskie-dobrovolnie-dvizheniya-k-spaseniyu-zamerzayushih-informacionnoe-agentstvo-tatar-inform-03022012.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2--region-v-sisteme-regionovedenie.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-za-dohodite-62.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava-alekseev-stranica-15.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-sd-19-rassledovanie-pozharov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.