.RU

Учебно-методический комплекс дисциплины ( ен. Ф. 01 ) Концепции современного естествознания


Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет информационных технологий

Кафедра экологии и естествознания

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

В.С. Гершгорин ______________

«11»____09___206_ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

(ЕН.Ф.01)-Концепции современного естествознания

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

____________________________________________________________________

Для специальности ___^ 030501 – «Юриспруденция»________________________

(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана ___ЕН_________________________________

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: ____федеральный____________________________

(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения _________заочная_____________________________________

Новокузнецк, 2006

^ Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета


Кафедра ____экологии и естествознания_______


Факультет ___информационных технологий____


У Т В Е Р Ж Д Е Н О:

Декан ^ Каледин В.О.________

(ф.и.о. декана)

«_08_» __сентября__2006_ г.


_______________

(подпись)


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины


(_ОПД.Р.06__)-Безопасность жизнедеятельности

( шифр и наименование дисциплины по рабочему учебному плану ООП)


для специальности _(030501) – «Юриспруденция»

(шифр и название специальности)

для ______заочной_____ формы обучения


Составитель(и) / разработчик(и) программы


__Сенкус В.В. профессор, д-р техн. наук___________________

(Ф.И.О., должность и ученая степень)

__________________________________________

(Ф.И.О., должность и ученая степень)


Новокузнецк 2006


Рабочая программа составлена на основании _Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Концепции современного естествознания» для специальности 030501 «Юриспруденция»_________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

__экологии и естествознания_______________________________________


«_^ 31_» _августа_ 2006 г. Протокол №_1_


Заведующий кафедрой _________________ _______Сенкус В.В._____

/подпись/ (Ф.И.О)


^ Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой


Кафедра

Специальность

^ Ф.И.О. заведующего кафедрой

Согласовано

Дата

подпись



























































































































Рабочая программа одобрена методической комиссии факультета


«_06_» __сентября_ 2006_ г. Протокол №_1_____


Председатель комиссии _________________ ____Ермак Н.Б.______

/подпись/ (Ф.И.О)


Лист-вкладка рабочей программы учебной дисциплины

____________________^ ЕН.Ф. «Концепции современного естествознания»_______________

шифр и название дисциплины


Дополнения и изменения в рабочей программе учебной дисциплины

на текущий учебный год


^ Учебный год

Группы по рабочему УП

Содержание изменений в разделах

(наименования разделов и краткое содержание изменений)

Препода­ватель, ведущий дисци­плину (Ф.И.О., дата, подпись)

^ Изменения утверждены на заседании кафедры

(дата, № протокола и подпись зав. кафедрой)

Изменения согласованы с выпускающей кафедрой

(дата и подпись зав. кафедрой)













































































































































































































































Примечания:

Лист – вкладка рабочей программы учебной дисциплины

______________________________^ Концепции современного естествознания,_ ЕН, федеральный компонент__________________

(название дисциплины, цикл, компонент)

Список основной учебной литературы

*Указания о контроле на момент переутверждения программы

Сведения об учебниках

Соответствие ГОС (для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских) - указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы

Количество экземпляров в библиотеке на момент переутверждения программы

Дата

Внесение, продление или исключение /

Подпись отв. за метод работу

Наименование, гриф

Автор

Год издания

1

2

3

4

5

6

7

30.08.06



Концепции современного естествознания (рекомендовано МО для гуманитарных специальностей).

М.:ГАДАРИКИ

Найдыш В.М.

2003

Соответствие ГОС

100 экз.




























































































































































































































































































































































































ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс «Концепции современного естествознания» является основой естественнонаучного образования при подготовке квалифицированных кадров гуманитарных и социально-экономических специальностей.

Естествознание оказывает большое воздействие на развитие гуманитарных наук своими методами, методологическими и мировоззренческими установками, представлениями, образами и идеями. Особенно большое воздействие оно оказывает в эпоху научно-технической революции, глобальных интеграционных процессов в науке и духовной культуре, радикального изменения отношения человека к миру и природе.

Знание основных современных теорий и концепций естествознания формируют научный метод мышления, адекватное отношение человека к окружающей среде.

Основой курса является идея единичности объекта изучения естественных наук – окружающего мира.

Физика, химия, биология, геология, астрономия исследуют один объект – мироздание, но рассматривают его с разных системных и временных сторон, на разных уровнях его развития. Конструкциями, контроля направления развития логической структуры дисциплины, являются универсальные категории мироздания – симметрия, структура, иерархия и эволюция.

Настоящая учебная дисциплина рассчитана на студентов 1-2 курсов гуманитарных специальностей знакомых с программами дисциплин по физике, химии, биологии, астрономии в рамках общего среднего образования и курсами истории, философии в рамках высшего образования.

^ 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Разработка курса есть попытка представить деятельность различных естественных наук как части единого процесса изучения мира, показать перманентность связи фундаментальных исследований с потребностями общества и средствами их удовлетворения.

Знания, полученные студентами при изучении курса, будут использованы как теоретический естественнонаучный фундамент в профессиональной деятельности.



    1. Пояснительная записка


Требования к обязательному минимуму содержания курса в соответствии с государственными образовательным стандартом.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

^ Цель курса «Концепции современного естествознания» – изучение основных теоретических положений в области современного естествознания, формулировка общих представлений о получении научного знания в конкретные исторические периоды, тенденциях и направлениях развития естественных наук.

Основными задачами курса являются:

  1. изучение научных методов познания окружающей действительности;

  2. усвоение фундаментальных законов современного естествознания;

  3. системная интеграция разрозненных знаний студентов по естественнонаучным дисциплинам;

  4. способствование формированию естественнонаучного мировоззрения и современного мышления.

В результате обучения студент должен:

  1. обладать научными методами познания и уметь применять их в своей профессиональной деятельности;

  2. знать фундаментальные законы современного естествознания, лежащие в основе прогрессивных отраслевых технологий;

  3. иметь представление об основных достижениях и перспективах развития современного естествознания как фундамента наукоемких технологий.

^ Методы обучения включают:

- лекции по дисциплине «Концепции современного естествознания»;

- практические занятия;

- самостоятельная работа студентов;

- плановые консультации.

Требования к навыкам студентов. Они должны обладать навыками конспектирования, самостоятельного анализа текста и участия в групповом обсуждении.


1.2 Содержание разделов дисциплины

^ 1.2.1 Естествознание как единая наука о природе



        1. Введение в естествознание


Предмет, цели, задачи курса «Концепции современного естествознания». Соотношение основных разделов естествознания. Происхождение естествознания и его взаимосвязь с физикой, химией, биологией, астрономией, математикой. Основные исторические периоды развития естествознания. Основные стадии познания природы: натурфилософская, аналитическая, синтетическая, интегрально-дифференциальные стадии.


1.2.1.2 Наука как процесс познания


Соотношение науки, философии и религии. Источники противоречий естественнонаучной и гуманитарной культур.

Характерные черты науки. Становление науки. Структура науки и ее функции. Основные естественные науки. Общая характеристика естествознания. Основные тенденции в развитии естествознания.


        1. Основные формы, особенности, критерии, методы

научного познания


Научные факты, научная гипотеза, законы науки, научные концепции, научные проблемы, научная теория. Структура и основания теории. Классификация научных теорий. Характерные черты закона. Закономерность. Процесс научного познания. Научные понятия и способ их образования. Критерии научности знания.

Научный метод. Общая классификация методов. Эмпирические и теоретические методы. Наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, абстрагирование. Общие критерии оценки методов.


^ 1.2.2 Основные исторические периоды развития естествознания

1.2.2.1 Наука в цивилизациях Древности


Условия и предпосылки возникновения теоретического и научного мышления в Древнем мире. Неолитическая революция. «Культурное пространство» древневосточных цивилизаций. Развитие рациональных знаний в эпоху образования цивилизаций и классов Древнего Востока.


1.2.2.2 Создание первой естественно - научной картины мира в

древнегреческой культуре


Культурно-исторические особенности древнегреческой цивилизации. Формирование первых естественнонаучных программ. Вклад отдельных философов и ученых Древней Греции в формирование естественных наук. Физика и космология Аристотеля. Античные воззрения на органический мир. Развитие древнегреческой астрономии. Естествознание эллинистическо-римского периода.


1.2.2.3 Естествознание в эпоху Средневековья


Особенности средневековой духовной культуры. Естественнонаучные достижения средневековой арабской культуры. Становление науки в средневековой Европе. Алхимия как феномен средневековой культуры. Историческое значение средневекового познания.


1.2.2.4 Естествознание в эпоху Возрождения


Ренессансная мировоззренческая революция. Зарождение научной биологии. Гелиоцентрическая система мира. Возникновение классической механики (И.Кеплер, Г.Галилей, Р.Декарт, И.Ньютон). Изучение магнитных и электрических явлений в XVII в.


1.2.2.5 Естествознание XVIII – первой половины XIX века


Общая характеристика развития физики. Принцип дальнодействия. Закон сохранения и превращения энергии. Волновая теория света. Возникновение полевой концепции. Концепции пространства и времени. Формирование идеи развития природы. Создание внегалактической астрономии. Космогония И.Канта. Возникновение и развитие научной химии. Лавуазье: революция в химии. Атомно-молекулярное учение. Образы, идеи, принципы и понятия биологии. Ламаркизм. Катострофизм. Униформизм. Дарвиновская революция. Методологические установки классической биологии, астрономии, физики, химии.


1.2.2.6 Научная революция второй половины XIX - XX веков


Изучение необратимых систем. Открытие рентгеновских лучей, открытие электрона и установление зависимости его массы от скорости, открытие радиоактивности, фотоэффекта, периодическая система химических элементов. Теория электромагнитного поля. Развитие представлений о пространстве и времени. Становление учения о наследственности (генетики). Формирование астрофизики. Научная революция в физике начала XX века: возникновение релятивистской и квантовой физики. Успехи кибернетики и электроники.


^ 1.2.3 Общие закономерности организации мироздания

1.2.3.1 Системный взгляд на природу


История развития системных взглядов. Теория Л. Берталанффи. Многообразие понятия «система». Основные компоненты систем. Теория систем. Открытые системы. Принцип Ле Шателье - Брауна в открытых системах. Противоположность свойств открытых и замкнутых систем. Структура материального мира. Примеры иерархического порядка систем.


1.2.3.2 Концепция саморазвития и самоорганизации материи


Открытые системы и неравновесная термодинамика. Диссипативные структуры. Формирование идеи самоорганизации. Понятие самоорганизации. Условия самоорганизации. Синергетика. Теория катастроф. Явления самоорганизации в различных системах: возникновение ячеек Бенара в подогреваемой жидкости, протекание циклических химических реакций типа Белоусова-Жаботинского, поведение лазерной системы – возникновение лазерного луча, развитие Вселенной, эволюция живых организмов, самоорганизация в популяциях, экосистемах, в социально-экономических процессах, в обществе и т.д.


1.2.3.3. Принципы симметрии в материальном мире


Симметрия. Асимметрия. Симметрия объектов и симметрия у законов природы. Основные понятия симметрии и геометрии природных форм: ось симметрии, плоскость симметрии, центр симметрии. Основные виды классической симметрии в природе: зеркальная, радиально-лучевая, шаровая. Симметрия в живой и неживой природе. Принципы и законы симметрии. Симметрия физических законов. Симметрии пространства и времени.


1.2.3.4 Эволюция, информация и энтропия


Основные идеи эволюционного учения Ч.Дарвина. Основные формы естественного отбора в популяциях. Формирование представлений об энергии и энтропии. Законы термодинамики. Энергия и масса. Энтропия как одно из свойств структурированного материального мира. Понятие информация. Аспекты исследования связи эволюции с информацией. Энтропия как инструмент для анализа эволюционных процессов. Самоорганизация как основа эволюции.


^ 1.2.4 Природа в современной естественно – научной картине мира

1.2.4.1 Современная физическая картина мира


Становление современной физической картины мира. Структурные уровни материи в физике. Фундаментальные физические взаимодействия в природе. Вещество и поле. Принципы современной физики (симметрия, ассиметрия, принцип дополнительности, законы сохранения, принцип соответствия, принцип неопределенности). Специальная и общая теории относительности. Современное состояние общей теории относительности и ее роль в физике. Общая характеристика пространства и времени.


1.2.4.2 Современная астрономическая картина мира


Космология. Особенности астрономии XX века. Модель расширяющейся Вселенной. Эволюция Вселенной. Химический состав вещества во Вселенной. Галактики и их скопления. Эволюция звезд. Диаграмма Герцпшрунга – Рассела. Черные дыры. Белые карлики. Пульсары. Образование солнечной системы. Небулярные и катастрофические гипотезы происхождения планет солнечной системы.


1.2.4.3 Современная биологическая картина мира


Основные направления биологических исследований. Синтетическая теория эволюции. Особенности живых систем. Основные уровни организации живого. Жизнь как физико-химический процесс. Существенные черты живых систем. Основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные этапы геологической истории Земли. Развитие органического мира. Естествознание о происхождении человека. Феномен человека (онтогенез человека, особенности строения человека, отличительные черты психики и сознания человека). Генезис сознания и языка. Глобальные экологические проблемы человечества.


1.2.4.4 Современная химическая картина мира


Специфика химии как науки. Концептуальные системы химических знаний. Проблемы современной химии: учение о составе вещества, классификация вещества, структура химических соединений, проблемы учения о химических процессах, эволюционная химия. Самоорганизация эволюционных систем. Теория саморазвития элементарных открытых каталитических систем.


1.2.4.5 Современная естественно – научная картина мира и будущее

науки


Основные открытия в естествознании, приведшие к научным революциям в XX веке. Общие закономерности развития мира. Глобальный эволюционизм. Ноосфера. Устойчивое развитие человечества. Трудности и парадоксы в развитии науки. Наука как эволюционный процесс. Выводы из анализа развития науки.


    1. Учебно-тематический план рабочей программы

Объем и последовательность изучения теоретического материала


№ п\п

Название и содержание разделов, тем

Объем часов







всего

Аудиторная работа

Самостоят. работа

лекции

семинар




1.1 Естествознание как единая наука о природе

1.1.1

Введение в естествознание

3

2







1.1.2

Наука как процесс познания

3




4

1.1.3

Основные формы, особенности, критерии, методы научного познания

3

4

Часть 2. Основные исторические периоды развития естествознания

1.2.1

Наука в цивилизациях Древности

3

2

2


4

4

1.2.2

Создание первой естественно - научной картины мира в древнегреческой культуре

4




4

4

4

1.2.3

Естествознание в эпоху Средневековья

4

4

1.2.4

Естествознание в эпоху Возрождения

4

1.2.5

Естествознание XVIII – первой половины XIX века.

4

1.2.6

Научная революция второй половины XIX - XX веков

4

1.3 Общие закономерности организации мироздания

1.3.1

Системный взгляд на природу.

6

2





4

5

1.3.2

Концепция саморазвития и самоорганизации материи

6




4

5

1.3.3

Принципы симметрии в материальном мире

6

1.3.4

Эволюция, информация и энтропия

10



1.4 Природа в современной естественно – научной картине мира

4.1

Современная физическая картина мира

5

2




5

5

4.2

Современная астрономическая картина мира

5




5

5

5

4.3

Современная биологическая картина мира

5

4.4

Современная химическая картина мира

5

1.4.5

Современная естественно – научная картина мира и будущее науки

5




^ Итого часов

85

8

2

75




uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnosti-080502-65-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-po-otraslyam-080301-65-kommerciya-torgovoe-delo.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-torgovli-080111-marketing.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-torgovli-080507-menedzhment-organizacii-stranica-4.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnosti-080801-prikladnaya-informatika-v-socialno-kulturnoj-sfere-rekomendovano-kafedroj.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-speckursa-po-specialnosti-050401-032600-istoriya-sostavitel-k-f-n.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-stavropol-2011-nauchnij-redaktor-doktor-filosofskih-nauk-professor-stavropolskogo-gosudarstvennogo-universiteta-g-d-gricenko.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raschet-s-rabotnikami-pri-uvolnenii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovetskij-soyuz-vo-vtoroj-mirovoj-vojne.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-5-klass.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-i-zadaniya-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-pervogo-uroka-2008-2009-uchebnogo-goda-po-teme-mi-raznie.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-zhe-nazivaetsya-eta-kniga-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bazovij-kurs-anglijskogo-yazika-kod.html
  • turn.bystrickaya.ru/pedagogicheskaya-psihologiya-sredi-drugih-nauk-obshenauchnaya-harakteristika-pedagogicheskoj-psihologii-stranica-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obekti-sozdayushie-opasnost-zatopleniya-territorii-shema-territorialnogo-planirovaniya-krasnoyarskogo-rajona-materiali.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rossijskij-koncern-po-proizvodstvu-elektricheskoj-i-teplovoj-energii-na-atomnih-stanciyah-stranica-5.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-34-pomochi-uchebnoe-posobie-dlya-uchashihsya-i-studentov-izdanie-2-e-ispravlennoe-i-dopolnennoe.html
  • spur.bystrickaya.ru/martin-heidegger-karl-jaspers.html
  • studies.bystrickaya.ru/iogann-volfgang-gete.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zolotoe-kolco-5-dnej-variant-1-novij-god-rozhdestvo-zimnie-kanikuli-2010-2011.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osnovnie-idejnie-principi-dzen-buddizma.html
  • college.bystrickaya.ru/2-administrativnaya-klassicheskaya-shkola-1920-1950-gg-upravlenie.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoriya-i-praktika-psihiatricheskogo-obsledovaniya-n-e-bacherikova.html
  • tests.bystrickaya.ru/konferenciya-sostoitsya-20-maya-2011-goda-registraciya-uchastnikov-konferencii-s-9-chasov-v-holle-u-aktovogo-zala-teplogo-perehoda.html
  • control.bystrickaya.ru/blagoslovennih-ostrovov-stranica-4.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zoopark-v-vensenskom-lesu-zoo-de-vince-nnes-adres.html
  • essay.bystrickaya.ru/ea-rozhkova-programma-devyatoj-moskovskoj-assamblei-zdorove-stolici.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problemi-poslevoennogo-ustrojstva-mira.html
  • literatura.bystrickaya.ru/setevoj-marketing.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prestupnost-i-metodika-ee-izucheniya-chast-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-v-andreeva-stranica-7.html
  • exam.bystrickaya.ru/zakon-pro-zovnshnoekonomchnu-dyanst-ukrani-chast-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-issledovaniya-konkurentosposobnosti-torgovogo-predpriyatiya-12-3-puti-povisheniya-konkurentosposobnosti-torgovogo-stranica-4.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-razvitie-poznavatelnogo-interesa-u-uchashihsya-v-reshenii-zanimatelnih-zadach-po-matematike-i-fizike-razvitie-opita-tvorcheskoj-deyatelnosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/motornie-masla-dlya-dizelnih-dvigatelej-lokomotivov-testi-otrabotavshego-masla-46-motornie-masla-petro-canada-dlya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trevozhnost-i-ee-vliyanie-na-samoocenku-v-podrostkovom-vozraste.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-borotsya-s-kureniem-normalnaya-kultura-nenormalnih-lyudej-4-chto-takoe-alkogol-5-posledstviya-upotrebleniya-alkogolya-9.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-detej-sredstvami-skulpturi-odarennomu-rebenku-odarennij-pedagog-viyavlenie-i-podderzhka-talantlivih.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-sheber-zhne-oni-elementter.html
  • books.bystrickaya.ru/bileti-i-otveti-po-turizmu-i-ekskursiyam-chast-78.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-odb-09-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/amerikanskij-staffordshirterer.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.