.RU

Учебно-методический комплекс дисциплины ( ен. Ф. 08 ) Почвоведение


Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет информационных технологий

Кафедра экологии и естествознания

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

В.С. Гершгорин ______________

«11»____09___206_ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

(ЕН.Ф.08)-Почвоведение

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

__________________________________________________________________

Для специальности ___^ 020804 – «Геоэкология»__________________________

(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана ___ЕН________________________________

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: ____федеральный__________________________

(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения _________дневная___________________________________

Новокузнецк, 2006

^ Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета


Кафедра ____экологии и естествознания_______


Факультет ___информационных технологий____


У Т В Е Р Ж Д Е Н О:

Декан ^ Каледин В.О.________

(ф.и.о. декана)

«_08_» __сентября__2006_ г.


_______________

(подпись)


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины

(_ЕН.Ф.08__)-Почвоведение

( шифр и наименование дисциплины по рабочему учебному плану ООП)


для специальности _(020804) – «Геоэкология»

( шифр и название специальности)

для ______дневной_____ формы обучения


Составитель(и) / разработчик(и) программы


__Линдина Л.И., доцент, канд. мед. наук___________________

(Ф.И.О., должность и ученая степень)

__________________________________________

(Ф.И.О., должность и ученая степень)


Новокузнецк 2006


Рабочая программа составлена на основании^ Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Почвоведение» для специальности «Геоэкология��_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

__экологии и естествознания_______________________________________


«_^ 31_» _августа_ 2006 г. Протокол №_1_


Заведующий кафедрой _________________ _______Сенкус В.В._____

/подпись/ (Ф.И.О)


Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой


Кафедра

Специальность

Ф.И.О. заведующего кафедрой

Согласовано

Дата

подпись

Экологии и естествознания

Геоэкология

Сенкус В.В.


















































































































Рабочая программа одобрена методической комиссии факультета


«_06_» __сентября_ 2006_ г. Протокол №_1_____




Председатель комиссии _________________ ____^ Ермак Н.Б.______

/подпись/ (Ф.И.О)


Лист-вкладка рабочей программы учебной дисциплины

_______________________ЕН.Ф «Почвоведение»_______________

шифр и название дисциплины


Дополнения и изменения в рабочей программе учебной дисциплины

на текущий учебный год


^ Учебный год

Группы по рабочему УП

Содержание изменений в разделах

(наименования разделов и краткое содержание изменений)

Препода­ватель, ведущий дисци­плину (Ф.И.О., дата, подпись)

^ Изменения утверждены на заседании кафедры

(дата, № протокола и подпись зав. кафедрой)

Изменения согласованы с выпускающей кафедрой

(дата и подпись зав. кафедрой)













































































































































































































































Примечания:

Лист – вкладка рабочей программы учебной дисциплины

______________________________Почвоведение,_ ЕН, Федеральный компонент__________________

(название дисциплины, цикл, компонент)

^ Список основной учебной литературы

*Указания о контроле на момент переутверждения программы

Сведения об учебниках

Соответствие ГОС (для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских) - указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы

Количество экземпляров в библиотеке на момент переутверждения программы

Дата

Внесение, продление или исключение /

Подпись отв. за метод работу

Наименование, гриф

Автор

Год издания

1

2

3

4

5

6

7

30.08.06



География почв с основами почвоведения (рекомендовано МО для гуманитарных специальностей).

М.:ВЛАДОС

Добровольский В.В.

1999

Соответствие ГОС

30 экз.




























































































































































































































































































































































































ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс «Почвоведение» введен в систему высшего образования основателем почвоведения В.В. Докучаевым и по настоящее время является основой естественнонаучного образования при подготовке квалифицированных кадров специальностей экологического профиля.

Почвоведение, являясь основой теоретического знания и практических навыков человечества, всегда оказывало на развитие других наук значительное воздействие своими открытиями, методами, методологическими установками, представлениями и внедрениями. Особенно мощным это воздействие стало сейчас – в эпоху научно-технической революции, радикального изменения отношения человека к миру, к природе, глобальных интеграционных процессов, как в науке, так и культуре отношений к природе в целом.

Основой структуры курса «Почвоведение», является учение о факторах процесса почвообразования, генезиса, экологии, морфологии географии почв, структуры почвенного покрова, что необходимо для рационального использования земельных ресурсов, охраны и регулирования плодородия почв. Методы физики, химии, биологии, геологии и географии в разделе почвоведения исследуют один и тот же объект – почву, и рассматривает ее интегрально на разных уровнях ее развития. В методологии данной дисциплины используются универсальные категории – симметрия и асимметрия зонального распределения почв, структура и иерархия почв, почвенных горизонтов, эволюция почв и почвенного покрова.

Данная учебная дисциплина рассчитана на студентов 2 курса знакомых с программами по географии, физики, химии, биологии в рамках среднего образования и курсами экологии, геологии и географии в рамках высшего образования.

Рабочая программа предназначена для студентов факультета информационных технологий, специальности “Геоэкология” всех форм обучения.

^ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Разработка подобного курса есть попытка представить почву и почвенный покров как естественноисторический объект, являющейся единым целым, связанным с фундаментальными исследованиями различных наук и возрастающими потребностями общества в улучшении качества его окружающей среды.

Знания, полученные студентами при изучении курса, будут использованы ими как теоретический естественнонаучный фундамент в процессе профессиональной деятельности, так и практический - при решении проблем охраны и рационального использования природных ресурсов.


^ 1.1. Пояснительная записка

Требования к обязательному минимуму содержания курса в соответствии с государственными образовательными стандартами.


«Естественнонаучные представления и успешные изучения почвенного покрова нашей планеты; научный метод культуры землепользования; история, почвоведения; идеи современного почвоведения; тенденции развития; генетическая и эволюционно-историческая концепции происхождения почв; горизонт и профиль - структурные уровни организации почв; микро-, мезо и макромиры почвенного покрова; пространство, время и факторы почвообразования; элементарные процессы почвообразования; основы теории почвообразования; гранулометрический состав почв; происхождение минеральной части почв; химический состав; органическое вещество в почве; законы сохранения воды в почве; газовая фаза почв; физические свойства почв; новообразования и включения в почве; окислительно-восстановительные и биологические процессы, реакционная и поглотительная способность почв; кислотность и щелочность почв; буферные свойства почв; классификация, таксономия и номенклатура почв; почвы полярного, бореального и суббореального, субтропического и тропического поясов; засоленные почвы, гидроморфные и вулканические почвы; биогеохимия почвенного покрова; охрана и рациональное использование почв».


^ Основная цель курса «Почвоведение» – знакомство студентов с основными теоретическими положениями в области современного почвоведения, формулировка общих представлений о характере эволюции и генезисе почв, научного знания о естественноисторическом объекте в конкретные исторические периоды, о тенденциях и направлениях развития науки о почвах.


Основными задачами курса являются:

  1. изучение научных методов исследования почв и почвенного покрова;

  2. усвоение фундаментальных законов современного почвоведения;

  3. системная интеграция разрозненных знаний студентов по естественнонаучным наукам в почвоведении;

  4. способствование формированию естественнонаучного мировоззрения и современного мышления охранного природопользования.


В результате изучения материала курса студент должен:


  1. обладать научными методами познания и уметь применять их в своей профессиональной деятельности;

  2. знать фундаментальные основы современного почвоведения, лежащие в основе почвенно-экологических и почвенно-исторических технологий;

  3. иметь представление об основных достижениях и перспективах развития современного почвоведения как основного фундамента наукоемких технологий.


^ Методы обучения включают в себя:


- лекции по дисциплине «Почвоведение»;

- практические занятия;

- самостоятельная работа студентов;

- плановые консультации.


^ Исходные требования к навыкам студентов - должны обладать навыками конспектирования, самостоятельного анализа текста и участия в групповом обсуждении.


^ 1.2. Учебно-тематический план рабочей программы

Объем и последовательность изучения теоретического материала для студентов очной формы обучения.

№ п\п

Название и содержание разделов, тем

Объем часов




всего

аудиторная работа

самост. работа

лекции

семинар

1

2

3

4

5

6

Часть 1. Факторы почвообразования

1.1

Введение в почвоведение

2

0,5







1.2

Климат как фактор почвообразования

4

1

0,5

2

1.3

Рельеф как фактор почвообразования

4

1

0,5

2

1.4

Почвообразующие породы

4

1

0,5

2

1.5

Растения, животные и микроорганизмы в почвообразовании

4

1

0,5

2

1.6

Время в почвообразовании. Принцип географии почв

4

1

0,5

2

^ Часть 2. Почва и ее свойства

2.1

Гранулометрический и минералогический состав почв

4

1

0,5

4

2.2

Органическое вещество почвы

4

1

0,5

2

2.3

Вода в почве. Критерии почвенной влаги


4

1

0,5




2.4

Почвенный воздух. Физические свойства почв


4

1

0,5

2

2.5

Поглотительная способность почв


4

1

0,5

4

^ Часть 3. Главнейшие типы почв

3.1

Систематика почв и классификация



4

1

0,5

2

3.2

Первичное почвообразование

4

0,5

0,5

2

3.3

Почвы бореального пояса

Подзолы и подзолистые почвы


4

2

1

4

3.4.

Почвы суббореального пояса Серые и бурые лесные почвы. Черноземы. Каштановые почвы

8

4

1,5

8

3.5

Почвы субтропического пояса. Красноземы и желтоземы. Сероземы и коричневые почвы.

4

2

1

4

3.6

Засоленные почвы

Солончаки, солонцы и солоди

4

2

1

4

3.7

Почвы тропического пояса

4

2

1

4

3.8

Почвы пустынь Серо-бурые пустынные

4

2

0,5

4

3.9

Вулканические почвы

4

1

1

2

3.10

Горные почвы

4

2

1

4

3.11

Охрана и рациональное использование почв

4

2

1

4

^ Часть 4. Биогеохимия почвенного покрова

4.1

Типы баланса веществ в главнейших ландшафтах суши

4

1

0,5

4

4.2

Современные изменения баланса веществ

4

1

0,5

4


^ Часть 5. Элементы исторического почвоведения

5.1

Возраст почв. Скорость эволюции.

2

1

1

2




Итого часов

98

34

17

74


^ 1.3. Содержание разделов дисциплины


Часть 1. Факторы почвообразования.


Тема 1. 1. Введение. Понятие о почвоведении как науке. Предмет и метод почвоведения. В.В. Докучаев – основоположник современного генезического почвоведения. Значение и задачи почвоведения. Почвоведение и экология.

Тема 1. 2. Климат как фактор почвообразования.

Тема 1. 3. Рельеф как фактор почвообразования.

Тема 1. 4. Растения, животные и микроорганизмы в почвообразовании.

Тема 1. 5. Время в почвообразовании. Принцип географии почв.

Зональность почв, геохимическое соподчинение почв.

Уровни освоения предмета. Рекомендуемая литература основная и дополнительная.

Литература: 1, 2, 3, 4 , 7, 11-12, 15, 19.


Часть 2. Почва и ее свойства.

Тема 2. 1. Гранулометрический и минералогический состав почв. Первичные и вторичные минералы. Понятие об уровнях организации почв, и их характеристика. Понятие об элементарных почвенных частицах.

Тема 2. 2. Органическое вещество почвы. Минерализация и гумификация. Почвенный гумус, его состав.

Тема 2. 3. Вода в почве. Категории почвенной влаги. Почвенный раствор. Понятие о потенциале почвенной влаги.

Тема 2. 4. Почвенный воздух. Физические свойства почв.

Тема 2. 5. Поглотительная способность почв. Виды поглотительной способности. Почвенные коллоиды. Амфотерность почвенных коллоидов. Коагуляция пептизация коллоидов. Окислительно-восстановительные процессы в почвах. Диагностическое и агрономическое значение почвенной структуры. Почвенные горизонты. Почвенный профиль. Типы распределения веществ в профиле почв.

Уровни освоения предмета. Рекомендуемая литература основная и дополнительная.

Литература: 1-3, 5, 7, 9, 11, 17, 22.


Часть 3. Главнейшие типы почв.

Тема 3. 1. Систематика почв и ее разделы: таксономия, номенклатура и диагностика почв. Классификация почв. Основные таксономические единицы классификации почв: тип, подтип, род, вид, разновидность.

Тема 3. 2. Первичное почвообразование. Слаборазвитые почвы. Дерновые почвы. Гидроморфные почвы. Почвы верховых и низинных болот. Аллювиальные почвы. Почвообразование в поймах. Сельскохозяйственное использование аллювиальных почв.

Тема 3. 3. Почвы бореального пояса. Криогенные почвы. Тундровые глеевые почвы. Мерзлотно-таежные почвы. Подзолы и подзолистые почвы. Элювиально-иллювиальная дифференциация почвенного профиля.

Тема 3. 4. Почвы суббореального пояса. Серые и бурые лесные почвы. Черноземы. Каштановые почвы.

Тема 3. 5. Почвы субтропического пояса. Красноземы и желтоземы. Сероземы и коричневые почвы.

Тема 3. 6. Засоленные почвы. Солончаки, солонцы и солоди. Процесс соленакопления.

Тема 3. 7. Почвы тропического пояса. Особенности почвообразования и почвы тропиков. Ферсиаллитные и ферраллитные почвы.

Тема 3. 8. Почвы пустынь. Серо-бурые пустынные почвы.

Тема 3. 9. Вулканические почвы.

Тема 3. 10. Горные почвы.

Тема 3. 11. Охрана и рациональное использование почв.

Уровни освоения предмета. Рекомендуемая литература основная и дополнительная.

Литература: 1-3, 6, 7-9, 23-25.


Часть 4. Биогеохимия почвенного покрова.

Тема 4. 1. Типы баланса веществ в главнейших ландшафтах суши. Баланс веществ при почвообразовании. Роль биоклиматических условий и геохимического сопряжения. Основные виды баланса по В.А. Ковде.

Тема 4. 2. Современное состояние баланса веществ в почвенном покрове в связи с нарушением важнейших биогеохимических циклов органического вещества и элементов.

Уровни освоения предмета. Рекомендуемая литература основная и дополнительная.

Литература: 1-3, 7-10, 12-13, 16, 18, 19, 25.


Часть 5. Элементы исторического почвоведения.

Тема 5. 1. Возраст почв. Определение абсолютного и относительного возраста почв. Эволюция почв и ее виды. Скорость эволюции. Элементарные процессы, роль в становлении почв.

Уровни освоения предмета. Рекомендуемая литература основная и дополнительная.

Литература: 1-6, 14, 18, 20, 21, 23.



uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-arbitrazhnij-process-dlya-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-bazi-i-hranilisha-znanij.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-cenoobrazovanie-dlya-specialnosti-080502.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-dengi-kredit-banki-dlya-napravleniya-080500-menedzhment-annotirovannaya-magisterskaya-programma-stranica-7.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-dlya-studentov-neistoricheskih-specialnostej-moskva-2008.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-dpp-04-.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-12-maya-2006-g.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-vipolneniyu-proekta-po-tehnologii-1.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-diplomnij-proekt-soderzhit-141-stranicu-96-tablic-14-risunkov-25-istochnikov-literaturi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zayavka-na-uchastie-s-doklad.html
  • lecture.bystrickaya.ru/ba-ribalkin-n-m-gribanova-svidetelstvo-o-registracii-smi-pi-fs77-33479-ot-16-oktyabrya-2008-g-vidano-federalnoj.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fiona-uoker-more-lyubvi-sankt-peterburg-redfish-torgovo-izdatelskij-dom-amfora-2005-stranica-14.html
  • tests.bystrickaya.ru/l-s-vigotskij-vstupitelnaya-statya1-k-russkomu-perevodu-knigi-k-byulera-ocherk-duhovnogo-razvitiya-rebenka2-17-bbk-88-8-stranica-11.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rezultati-promezhutochnoj-attestacii-publichnij-otchet-na-obsheshkolnoj-konferencii-direktora-shkoli.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/volshebnij-mir-dereva-fedotov-stranica-8.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-raduzhnie-ruki-peggi-feniks-dabro.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oglavlenie-diskurs-i-rechevoj-akt-v-novoj-ontologii-11-4-veroyatnostnie-zavisimosti-i-pravila-dialoga-12.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-geografii-8-9-klass.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-osnovi-audita.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rimskogo-korsakova-spyashaya-krasavica.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravochnik-eksponenta-stranica-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statistika-proizvoditelnosti-truda.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-razrabotano-i-provedeno-uchitelyami-kafedri-obshestvennih-nauk-filonovoj-g-v-olenevoj-l-n.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-cel-i-struktura-gosudarstvennih-specialnih-celevih-fondov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vid-deyatelnosti-predostavlenie-socialnih-uslug-i-obsluzhivanie-grazhdan-pozhilogo-vozrasta-i-invalidov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-vzaimodejstvie-s-organami-zakonodatelnoj-vlasti-subektov-rossijskoj-federacii-i-organami-gosudarstvennoj-vlasti-tulskoj-oblasti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sohranit-i-preumnozhit-chelovecheskoe-v-cheloveke.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-po-ocenke-vliyaniya-faktorov-sredi-obitaniya-na-zdorove-naseleniya-eao-i-municipalnih-obrazovanij-za-2009-god.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-nacionalnaya-tehnologicheskaya-baza-na-2007-2011-godi-v-red-postanovleniya-pravitelstva-rf-ot-26-11-2007-n-809-stranica-9.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/politicheskij-diskurs-kak-predmet-politologicheskoj-filologii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-programma-razvitiya-kafedri-na-2010-2013-gg-prinyata-na-zasedanii-kafedri.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-linejnih-elektricheskih-cepej-pri-garmonicheskom-vozdejstvii.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-pisha-glazami-himika.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-13semejstva-dvudolnih-pokritosemennih-chast-1-konspekt-lekcij-po-botanike-dlya-studentov-specialnosti.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchnihrabo-t-stranica-16.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vesllya-v-duhovnj-kultur-ukranskogo-narodu-chast-11.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/profil-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shag-chetvertij-znakomstvo-s-otladchikom-tehnika-hakerskih-atak-fundamentalnie-osnovi-hakerstva.html
  • tests.bystrickaya.ru/managing-stress-essay-research-paper-what-is.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-v-tretem-klasse-novogodnie-muzikalnie-intonacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.