.RU

Учебно-методический комплекс дисциплины Физическая география России Специальность «география»


Приложение 3

К приказу «О создании сетевого ресурса электронных версий

учебно-методических комплексов (УМК)

МГГУ им. М.А.Шолохова»

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Учебно-методический комплекс

дисциплины Физическая география России

Специальность «география»

Факультет_ биолого - географический ________________ ____________
Кафедра__физической географии_______________________________

Москва-2007


Часть I. РАБОЧАЯ

^ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Физическая география России»

Разработала проф.,Гордеева З.И.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры физической географии марта 2007 года. Протокол № 7

*

Зав. кафедрой Гордеева З.И.

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. ^ ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Из государственных образовательных стандартов (ГОС) по специальности «география» - 032500 ДПП:

^ Дисциплина "Физическая география России"

Географическое положение и его влияние на формирование природных условий и социально-экономическое развитие страны. История географических исследований России.

Физико-географическая характеристика морей, омывающих территорию России.

Систематический обзор природы России: рельеф и геологическое строение. Климат: климатические пояса и типы климатов. Климатическое районирование. Внутренние воды. Почвы, растительность и животный мир: их зональность, провинциальность (секторность) и высотная поясность.

Физико-географическое районирование территории России. Районирование и классификация ПТК. Принципы и методы физико-географического районирования на региональном уровне. Узловое положение физико-географической страны на стыке планетарного и регионального уровней дифференциации географической оболочки. Узловое положение ландшафта на стыке регионального и топологического уровней дифференциации. Карты районирования и ландшафтные.

Природные зоны, их характеристика.

Региональный обзор: характеристика физико-географических стран в зональном и региональном аспек­те (природные условия, степень их антропогенного изменения и геоэкологическая оценка). Природные ресурсы регионов и проблемы их рационального использования.

Изучение воздействия человека на природу и ее антропогенных изменений. Устойчивость геосистем и нормирование антропогенных нагрузок. Природно-антропогенные системы.

1.2. ^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины

- создать у студентов целостное представление о своей Родине, раскрыть многообразие ее природных условий и ресурсов; познакомить студентов с особенностями освоения, преобразования и охраны природы на территории России (в целом и в конкретных природных комплексах).

Основные задачи курса

состоят в том, чтобы показать главнейшие закономерности многообразной природы России, раскрыть на конкретном фактическом материале взаимосвязи природных явлений и природных ее компонентов; показать причины формирования ПТК разных рангов, направления их эволюционного развития и антропогенного преобразования; перспективы дальнейшего освоения и хозяйственного использования различных физико-географических регионов России с учетом потребностей государства в природных ресурсах, необходимого рационального использования их и охраны.

1.3. ^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончании изучения дисциплины студент должен:

знать:

Особенности географического положения России и сопредельных государств;

история освоения и исследования территории России, имена исследователей и путешественников;

природу и хозяйственное значение морей, омывающих берега России;

основные виды природных ресурсов;

важнейшие районы размещения полезных ископаемых;

факторы, определяющие особенности климата на территории России;

климатические условия и ресурсы, характерные для изучаемых территорий, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей;

водные ресурсы, их размещение, использование и меры по их охране и восстановлению;

размещение основных типов почв, меры по восстановлению их плодородия;

распространение растительного и животного мира, восстановление и охрана растений и животных;

особенности взаимосвязи компонентов природы и ее современное состояние в пределах региональных природных комплексов;

^ Студент, изучивший дисциплину должен

уметь:

1.Называть (показывать):

-размеры территории России, государственные границы, береговую линию;

-основные части земной коры и формы рельефа;

-месторождения полезных ископаемых;

-факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны;

-типы климата, почв, бассейны рек;

-распространение многолетней мерзлоты и современного оледенения;

2.Определять:

-координаты крайних точек, поясное время;

-основные климатические показатели;

3.Описывать:

-географические явления, объекты;

-природные условия жизни, быта, хозяйственной деятельности людей; природные ресурсы;

-антропогенные изменения природы;

4.Объяснить:

-природные особенности географических объектов и явлений, в том числе своей местности;

-сущность процессов рельефообразования, почвообразования, циркуляции воздушных масс, режима водных объектов, формирования природных зональных комплексов и высотных поясов;

-опасные природные явления и правила поведения (меры защиты), в том числе своей местности;

Студент, изучивший дисциплину должен

владеть:

-навыками анализа, оценивания и прогнозирования природных явлений и процессов;

-навыками исследовательской работы;

1.4. ^ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.4…1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Дисциплина «Физическая география России» знакомит студентов-географов с природой и природными ресурсами нашей Родины. Она включает в себя обзор общих особенностей природы территории России по компонентам (1-я часть) и характеристики ее частей - природных комплексов (ПТК) различного уровня организации, антропогенного изменения и устойчивости (2-я часть). Место дисциплины в учебном плане: 4-5 курсы. Пропедевтическими дисциплинами являются Геология, Общее землеведение, География почв, Биогеография, Физическая география материков и океанов, Ландшафтоведение. Имеет большое значение для экономико-географических дисциплин, читаемых на старших курсах.


1.4.2. ^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

При заочной и очно-заочной (вечерней) форме обучения на аудиторных занятиях освещаются лишь основные вопросы изучаемых дисциплин, причем особое внимание уделяется наиболее сложным проблемам. Значительная часть вопросов рассматривается студентами самостоятельно, преимущественно в межсессионный период.

Работу над курсом следует начать с ознакомления с учебной программой, литературой атласами. Основную литературу можно получить в библиотеке учебного заведения, а с дополнительной познакомиться в других библиотеках (Российской государственной, областных, районных и т. д.). Для самостоятельной работы над курсом студенты могут использовать наглядные пособия, которые хранятся на кафедрах.

Желательно также иметь у себя школьные учебники, атласы и действующую программу.

Приступая к изучению курса, студенту полезно ознакомиться с тематическим рабочим планом и распределением материала учебной программы между аудиторными (лекциями и лабораторными) и межсессионными занятиями. В лекциях рассматриваются основные вопросы, проблемные темы, наиболее трудные, интересные и важные в теоретическом и практическом отношении разделы. Содержание лекционного материала ориентируется не только на вузовскую, но и на школьную программу и школьные учебники.

На лабораторных занятиях учебный материал закрепляется и дополняется с помощью картографических источников. На них студенты приобретают необходимые школьному учителю умения и навыки работы с демонстрационными картами, картами атласов, метеорологическими и гидрологическими материалами и т. д.

Большое внимание на многих лабораторных занятиях отводится углубленной характеристике природных особенностей районов местожительства студентов.

Самостоятельная работа студента в межсессионный период – необходимое звено в цепочке усвоения знаний по физической географии России: лекция – лабораторное занятие – межсессионная самостоятельная работа, которая направляется преподавателем и выполняется по его заданию.

Контроль над выполнением межсессионных заданий осуществляется посредством зачётов, экзаменов, а также контрольных и курсовых работ. Учебным планом предусматривается выполнение в домашних условиях ряда практических заданий, изучение номенклатуры, самостоятельное изучение части теоретического материала. Общие советы по их подготовке даются на установочных занятиях. Выполненные работы следует лично предъявлять преподавателю курса на сессии.

Рекомендуется в процессе подготовки вести краткие записи текста, прочитанного в учебной литературе, тщательно анализировать содержащийся там графический и картографический материал. Форма записи может быть различной (развернутый план, тезисы, конспекты, таблицы, зарисовки, схемы). Поскольку при изучении физической географии страны серьезное внимание должно быть уделено пространственному распределению объектов, явлений и процессов, то под рукой у студента всегда должна быть географическая карта. Очень полезно обращение к настенным картам (их можно посмотреть на кафедре или в школе).

В работе с картами необходимо соблюдать определенную последовательность. Ознакомление с картой следует начинать с изучения «Легенды», рассмотрения всех ее цветов и условных обозначений, а во многих атласах – и со знакомства с содержанием той или иной карты в пояснительной записке к тому разделу, где эта карта находится. Каждое условное обозначение должно быть найдено на карте. Если по каким-то причинам есть неясности в терминологии, то предварительно необходимо разобраться в незнакомых понятиях по словарям и материалам соответствующих учебников. К цветам и условным обозначениям студент должен привыкнуть настолько, чтобы при беглом взгляде на карту уметь различать и понимать основные ареалы, изображенные на ней.

Изучая карты, составленные для высшей школы, студент должен знать, что не вся информация карты и «легенды» к ней является для него обязательной. Часть картографической информации необходима студентам только для научных исследований и получения дополнительных знаний. Ориентиром для такого отбора служит программа по курсу.

Хотелось бы обратить также внимание студентов еще на один важный момент, который в значительной степени влияет на качество изучения предмета: самостоятельная работа должна быть систематической и творческой. Студент обязан придерживаться того графика, который ему рекомендует преподаватель и вовремя сдавать письменные работы и т. д. Кроме этого, студент должен заставлять себя сам ставить вопросы, особенно причинно-следственного характера, определять свое отношение к различным трактовкам географических понятий, к гипотезам и теориям.

При выполнении разного рода научно – исследовательских работ рекомендуется использовать монографическую литературу и периодические научные издания, в том числе и издаваемые во многих вузах сборники научных трудов. Например, в МГГУ студентам рекомендуется издаваемый ежегодно сборник "Ландшафтная экология".

Многие очень интересные научные труды можно купить в МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Воробьёвы горы) или в Институте географии РАН (Москва, Старомонетный переулок, 29). Можно использовать возможности Интернет: магазины, сайты и т.д. При использовании электронных материалов нужно обращать внимание на авторство и адреса, которые должны указываться в контрольных, рефератах, курсовых и дипломах в Списке источников.

1.5. ^ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.5.1. ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПО РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ





Наименование тем и разделов

Виды активности студента

Форма контроля

1

Географическое положение и границы России

самостоятельная работа с теоретическим материалом, тестирование, индивидуальные задания

Зачёт

Экзамен

Контрольная работа

2

История географического изучения России

-«» -

-«» -

3

Рельеф и геологическое строение России

-«» -

-«» -

4

Климат и воды России

-«» -

-«» -

5

Почвенно – растительный покров и животный мир России

-«» -

-«» -

6

Природные ресурсы России

-«» -

-«» -

7

Охрана окружающей среды России

-«» -

-«» -

8

Физико –географическое районирование и ландшафтное картографирование Росссии

-«» -

Экзамен

Контрольная работа

9

Природные зоны России

-«» -

-«» -

10

Физико – географические страны России

-«» -

-«» -

11

Природно – антропогенные и культурные ландшафты России

-«» -

-«» -

1.5.2. ^ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОЦЕНКИ ПО КУРСУ

— выполнить практические и контрольные работы;

- ответить на тесты

- выучить номенклатуру

- ответить на вопросы экзаменационного билета

^ Раздел 2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(по формам обучения)

Очно-заочное (вечернее) отделение


7 семестр Лекции –22 часа Лабор. – 20 часов Зачёт

8 семестр Лекции –12 часов Лабор. – 10 часов Экзамен по 1-й части Курсовая работа

9 семестр Лекции – 24 часа Лабор. – 22 часа Экзамен по 2-й части

Объём самостоятельной работы по дисциплине – 320 часов

^ Заочное отделение


5 семестр Лекции – 4 часа

6 семестр Лекции – 10 часов Лаб. – 14 часов Зачёт

7 семестр Лекции – 6 часов Экзамен по 1-й части Курсовая работа

8 семестр Лекции – 8 часов Лаб. – 8 часов Зачёт

Контрольная работа и собеседование

9 семестр Экзамен по 2-й части

Объём самостоятельной работы по дисциплине – 350 часов


Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. ^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


На вечернем отделении

Часть 1

Темы лекций

Часы

Лабораторные задания

Часы

Самостоятельная работа

Формы контроля за самостоятельной работой

Введение. Цели и задачи курса.

2


Географическое положение и его влияние на формирование природных условий и социально -экономическое развитие страны

2


Физико-географическая характеристика морей России. Различия во времени.

Конспект

Межсессионное задание № 1

История географического освоения и изучения России

2

Основные этапы накопления географических сведений и изучения территории России

4

Изучение природы России в

18-21 вв.

Реферат

Конспект

Межсессионное задание № 2

Геологическое строение и рельеф России

Минеральные ресурсы России

6

Анализ геологических и геоморфологических карт России. Составление табл. «МСТ России»

6

Номенклатура по теме «Рельеф России»

Межсессионное задание № 3

Климат России

Климатические ресурсы России

6

Ролевая игра «Агроклиматические ресурсы»

Климатическое районирование

6

Анализ климатических карт Типы климатов России

Конспект

Межсессионное задание № 4

Внутренние воды России

Реки, озёра и водохранилища

Водные ресурсы России

4

Многолетняя мерзлота и современное оледенение России

2

Номенклатура по теме.

Болота России

Подземные воды России

Конспект

Межсессионное задание № 5

Растительность и почвы России

Почвенные и биологические ресурсы России

4

Высотная поясность почв и растительности России

4

Животный мир России

Ресурсы животного мира

Конспект

Межсессионное задание № 6

Комплексная оценка природно- ресурсного потенциала России. Антропогенное изменение природы России

Рациональное природопользование и создание особоохраняемых природных территорий (ООПТ) России

4

4



Анализ природоохранных и экологических карт России

Составление карты «Заповедники и национальные парки России"

Контрольная работа по общему обзору природы России

6

Природные парки, заказники и памятники природы России

Конспект


Культурные ландшафты России.. Экологически неблагополучные территории России

2




Часть 2

Темы лекций

Часы

Лабораторные задания

Часы

Самостоятельная работа

Формы контроля

Классификации ПТК. Региональные и топологические (морфологические) комплексы России. Природно-антропогенные

ландшафты

2

План и методика составления современной физико-географи-ческой характеристики ПТК

2

История развития комплексных представлений о природе России

Особенности высотной зональности (поясности) ландшафтов России

Конспект


Физико-географическое районирование и ландшафтное картографирование России

2

Анализ вузовских и школьных карт физико-географического районирования России

2

Научное и практическое значение карт ПТК России


Конспект



Физико-географическая характеристика природных зон России

2

Составление таблицы «Сравнительная характеристика зон России»

4

Экологический потенциал зон и зональных ландшафтов России

Реферат


Физико-географическая характеристика Кольского полуострова, Карелии и Восточно-Европейской равнины

4

Составление физико-географического профиля через Восточно-Европейскую равнину

4

Физико-географическое районирование Кольского полуострова, Карелии и Восточно-Европейской равнины»

Конспект

Межсессионное задание № 7


Физико-географическая характеристика Урала и Западной Сибири

4

Анализ физико-гео-графического профиля через Урал и Западную Сибирь

2

Физико-географическое районирование Урала и Западной Сибири

Конспект

Межсессионное задание № 7

Физико-географическая характеристика Средней и Северо-Восточной Сибири

4

Построение схемы взаимосвязей и факторов формирования в пределах Средней Сибири

4

Физико-географическое районирование Средней

и Северо-Восточной Сибири

Конспект

Межсессионное задание № 7

Физико-географическая характеристика горных стран Дальнего Востока и Южной Сибири

4

Анализ высотной поясности в пределах горных физико-географических стран Дальнего Востока и Южной Сибири

Контрольная работа по региональной части

4

Физико-географическое районирование стран Дальнего Востока и Южной Сибири

Конспект

Межсессионное задание № 7

Задачи физической географии. Культурные ландшафты России.

2

Физико-географическая характеристика Горноостровной Арктики и Кавказа


Таблица «Сравнительная характеристика физико-географических стран России»


на заочном отделении.

Часть 1

Темы лекций

Часы

Лабораторные задания

Часы

Самостоятельная работа

Формы контроля

Введение. Цели и задачи курса.

2

Географическое положение и его влияние на формирование природных условий и социально -экономическое развитие страны

2

Физико-географическая характеристика морей России. Различия во времени.

Конспект

Межсессионное задание № 1

История географического освоения и изучения России

2

Основные этапы накопления географических сведений и изучения территории России

2

Изучение природы России в

18-21 вв.

Реферат

Конспект

Межсессионное задание № 2

Геологическое строение и рельеф России

Минеральные ресурсы России

2

Анализ геологических и геоморфологических карт России. Составление табл. «МСТ России»

2

Номенклатура по теме «Рельеф России»

Межсессионное задание № 3

Климат России

Климатические ресурсы России

2

Климатическое районирование

Ролевая игра «Агроклиматические ресурсы»

2

Типы климатов России

Конспект

Межсессионное задание № 4

Внутренние воды России

Реки, озёра и водохранилища

Водные ресурсы России

1

Многолетняя мерзлота и современное оледенение России

2

Номенклатура по теме.

Болота России

Подземные воды России

Конспект

Межсессионное задание № 5

Растительность и почвы России

Почвенные и биологические ресурсы России

1

Высотная поясность почв и растительности России

2

Животный мир России

Ресурсы животного мира

Конспект

Межсессионное задание № 6

Комплексная оценка природно- ресурсного потенциала России. Антропогенное изменение природы России

Рациональное природопользование и создание особоохраняемых природных территорий (ООПТ) России

2



Анализ природоохранных и экологических карт России

Составление карты «Заповедники и национальные парки России"

Контрольная работа по общему обзору природы России

2

Природные парки, заказники и памятники природы России

Конспект


Экологически неблагополучные территории России как следствие нерационального природопользования.

2




Часть 2.

Темы лекций

Часы

Лабораторные задания

Часы

Самостоятельная работа

Формы контроля

Классификации ПТК. Региональные и топологические (морфологические) комплексы России. Природно-антропогенные ландшафты


1

План и методика составления современной физико-географической характеристики ПТК

1

История развития комплексных представлений о природе России

Особенности высотной зональности (поясности) ландшафтов России

Конспект


Физико-географическое районирование и ландшафтное картографирование России

1

Анализ вузовских и школьных карт физико-географического районирования России

1

Научное и практическое значение карт ПТК России


Конспект

Контрольная работа, включённая в Учебный план

Физико-географическая характеристика природных зон России

1

Составление таблицы «Сравнительная характеристика зон России»

1

Экологический потенциал зон и зональных ландшафтов России

Реферат


Физико-географическая характеристика Кольского полуострова, Карелии и Восточно-Европейской равнины


1

Анализ физико-географического профиля через Восточно-Европейскую равнину


1

Физико-географическое районирование Кольского полуострова, Карелии и Восточно-Европейской равнины»

Конспект

Межсессионное задание № 7


Физико-географическая характеристика Урала и Западной Сибири


1

Анализ физико- географического профиля через Урал и Западную Сибирь

1

Физико географическое районирование Урала и Западной Сибири

Конспект

Межсессионное задание № 7


Физико-географическая характеристика Средней и Северо-Восточной Сибири


1

Построение схемы взаимосвязей и факторов формирования в пределах Средней Сибири

1

Физико-географическое районирование Средней

и Северо-Восточной Сибири

Конспект

Межсессионное задание № 7

Физико-географическая характеристика горных стран Дальнего Востока и Южной Сибири

1

Анализ высотной поясности в пределах горных физико-географических стран Дальнего Востока и Южной Сибири.

Контрольная работа по региональной части



2

Физико-географическое районирование стран Дальнего Востока и Южной Сибири

Конспект

Межсессионное задание № 7

Культурные ландшафты России.

1

Физико-географическая характеристика Горноостровной Арктики и Кавказа


Таблица «Сравнительная характеристика физико-географических стран России»



^ Часть II.

Аудиторные занятия и методика организации самостоятельной работы.

1. Календарно-тематическое планирование по дисциплине

(очная, очно-заочная, заочная формы) нужное подчеркнуть

См. раздел 3.1 части 1

2. Методические рекомендации (по разделам)

2.1.^ . МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ


Лабораторные занятия помогают углубить и расширить теоретические знания, а также приобрести навыки самостоятельного творчества по курсу и владения техникой различных работ, необходимых в школе. В ходе их выполнения необходимо научиться изготавливать схемы, графики, профили, анализировать карты, применяя методы экстра- и интерполяции и т. д.

Темы занятий студентам сообщают заранее для того, чтобы они имели возможность ознакомиться с соответствующими вопросами в учебниках и конспектах лекций. На занятия желательно приносить рекомендованные преподавателем вузовские и школьные учебники, пособия, а на некоторые занятия (об этом преподаватель всегда информирует заранее) – контурные карты. На занятиях необходимо иметь простейшее оборудование: ручку, простой карандаш, цветные карандаши, ластик, линейку, тетрадь для записей.

Перед началом занятий проводится тестирование, включающее в себя вопросы по опорным знаниям к каждой теме курса. Контрольные работы проводятся после изучения определенного раздела программы.

На зачете по курсу обращается внимание на тщательность выполнения карт, графиков, профилей, умение их анализировать; на знание терминологии, географической номенклатуры, четкость ответов на контрольные вопросы, степень владения практическими умениями и навыками.

Основные пособия по лабораторным занятиям названы в списке рекомендуемой литературы В них имеется большая возможность выбора заданий из предложенных в сборнике.


^ 2.2.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


По действующему в МГГУ им. М.А. Шолохова учебному плану курсовая работа сдаётся в 8- м семестре на вечернем отделении и в 7-м – на заочном.

Главной особенностью курсовых работ по физической географии России является, прежде всего, их комплексность: они должны быть направлены на изучение физико-географических комплексов России, особенностей их формирования, эволюции, антропогенного преобразования, охраны и т. д. Если работа посвящена характеристике какого- то компонента, то в ней обязательно должен присутствовать анализ причинно- следственных взаимосвязей.

Помимо этого курсовая работа по физической географии России должна удовлетворять ещё ряду требований: в ней нужно отразить новейшие достижения науки и практики по избранной теме, профессионально-педагогическую направленность (то есть отметить её значение для школы). Работа может быть выполнена не только на основе анализа литературных, картографических, фондовых или архивных источников. В ней желательно использование также и полевых материалов – собственных и других экспедиций.

В курсовой работе студент должен показать умение творчески мыслить, излагать свою точку зрения, проводить анализ (в том числе и критический) литературных, фондовых, архивных и картографических материалов, делать обобщения и выводы.

Материал курсовой работы краеведческого типа, то есть по ландшафтной характеристике родного края, может быть использован при выполнении раздела 2 контрольной работы на заочном отделении Работа этого типа выполняется с учетом тех знаний, навыков и умений, которые студенты получают на полевой физико-географической (в МГГУ сезонной ландшафтной) практике. Цели и задачи полевой практики во многом ориентируются на задачи, которые учитель должен решить при проведении экскурсии в природу в среднем звене школы. Учитель должен уметь проводить комплексные экскурсии, показывать на местности роль различных природных факторов в формировании природных (ландшафтных) комплексов, знакомить с их сезонным функционированием; анализировать современное состояние природных комплексов с учетом антропогенного воздействия и т. д.

Для студента – будущего учителя (или уже работающего учителем) очень полезно выполнить курсовую работу, направленную на комплексное изучение природы родного края, т. е. тех мест, где он проживает и (или) работает. В последнем случае учитель может выполнять полевые исследования и обрабатывать их результаты вместе со своими учениками, совмещая, таким образом, свою педагогическую и учебную деятельность. Такие исследования студент может проводить также и во время туристических походов.

Выполнение работ с краеведческим содержанием подготовит студента к преподаванию темы "Своя область (край)» в курсе географии Родины.

Краеведческие ландшафтные курсовые работы могут быть и основой многих дипломных работ.


3.2. ^ СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Введение

Цель и задачи дисциплины «Физическая география России».

Значение курса в подготовке учителя географии. Природно-территориальные комплексы (ПТК) – основные объекты изучения физической географии России. Преимущества комплексного изучения природы территории для решения хозяйственных задач и экологической оценки, освоения, рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды. Анализ литературных и картографических источников, необходимых для изучения курса.

^ 2. Общая характеристика природы России

Географическое положение и границы. Крайние точки России, размеры, особенности границ. Моря, омывающие территорию страны. Общие особенности природы морей различных океанических бассейнов (Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического). Каспийское море. Взаимодействие морей и суши России. Географическое положение и его влияние на формирование природных условий и социально-экономическое развитие страны.

Различия во времени, часовые пояса.

История географического изучения территории России. Основные этапы накопления географических сведений и изучения территории. Труды и заслуги в изучении страны М.В. Ломоносова, С.П. Крашенинникова, В.В. Докучаева, П.А. Кропоткина, Л.С. Берга, Н.А. Солнцева, Ф.Н. Милькова, Н.А. Гвоздецкого и других ученых-географов 19-20вв. Современный этап ландшафтно-экологических исследований России.

Геологическое строение и рельеф. Основные этапы формирования земной коры в пределах России. Основные тектонические структуры, их распространение и изображение на тектонической карте России. Характеристика геологического строения платформ и складчатых областей. Полезные ископаемые (минеральные ресурсы) России. Закономерности их размещения, использование и охрана.

История развития территории России в четвертичное время. Отражение важнейших событий четвертичной истории в строении земной коры и рельефе. Орографические, морфоструктурные и морфоскульптурные особенности территории. Взаимосвязь геологического строения и рельефа. Геоморфологическая роль антропогенной деятельности.

Климатические условия. Анализ климатообразующих факторов и процессов на территории России. Влияние Атлантики. Характеристика основных элементов климата. Климатическое районирование и типы климатов России. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье человека. Агроклиматические и биоклиматические ресурсы России. Климат и его эволюция. Антропогенное изменение. Охрана воздуха от загрязнения.

Внутренние воды России. Поверхностные и подземные воды, их типы и закономерности распространения. Возобновляемые и вековые запасы воды. Водные ресурсы и их основные особенности. Неравномерность распределения на территории России. Водохозяйственные проблемы и охрана вод.

Почвенный и растительный покров. Общие закономерности размещения почв и растительности на территории России: зональность, провинциальность (секторность) и высотная поясность. Почвенные и растительные ресурсы, меры по их охране и восстановлению.

Животный мир. Состав фауны. Зоогеографическое районирование территории России. Изменения в животном мире, связанные с деятельностью человека. Географическое распространение важнейших промысловых животных.

Комплексная оценка и использование природно-ресурсного потенциала суши и морей, омывающих Россию. Влияние антропогенного фактора на природу и экологическую ситуацию в России. Изучение воздействия человека на природу.

Охрана окружающей среды России. Рациональное природопользование и создание особоохраняемых природных территорий (ООПТ) России. ООПТ России: государственные заповедники, национальные и природные парки, заказники и природные памятники.

Экологически неблагополучные территории России как следствие нерационального природопользования.

^ 3. Физико-географические (природные) комплексы России

История развития комплексных представлений о природе России. Изучение природно-территориальных комплексов (ПТК) в школе и вузе. Связь с дисциплиной «Ландшафтоведение». Системы и классификации ПТК. Принципы, критерии их выделения, свойства, факторы формирования и методы изучения.

Региональные и топологические (морфологические) комплексы России; место изучения в курсе физической географии России. Физико-географическая страна и природная зона – крупнейшие таксономические единицы комплексной дифференциации России. Узловое положение физико-географической страны на стыке планетарного и регионального уровней дифференциации географической оболочки. Узловое положение ландшафта на стыке регионального и топологического уровней дифференциации географической оболочки.

Влияние антропогенной деятельности на формирование и функционирование природных комплексов России. Природно-антропогенные ландшафты. Устойчивость геосистем и нормирование антропогенных нагрузок.

Физико-географическое районирование и ландшафтное картографирование России. Теоретическое и практическое значение комплексных физико-географических карт (физико-географического районирования и ландшафтных). Прикладное использование карт при оценке экологического потенциала территорий. Экологические типы зональных ландшафтов России.

3.1 ^ Природные зоны России

Географическое распространение, основные черты природы и функционирования в пределах зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных лесов Русской равнины, муссонных лесов Дальнего Востока, лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, субтропиков. Особенности ландшафтной структуры и экологического потенциала зон. Зональные природные ресурсы, особенности их хозяйственного использования и охраны. Влияние человека на природу зон. Особенности высотной поясности (зональности) ландшафтов России.

^ 3.2 Физико-географические страны:

Островная Арктика

Географическое положение и границы. Особенности положения в высоких широтах и на шельфе Северного Ледовитого океана. Обоснование выделения Островной Арктики как самостоятельной физико-географической страны. Важнейшие этапы географических исследований и освоения Арктики. Суровые климатические условия и особенности современного оледенения. Формирование на островах ландшафтов арктических пустынь и тундр. Антропогенный фактор преобразования. Роль Арктики в стабилизации экологического баланса планеты.

Охрана природы. Экологические проблемы.

^ Кольский полуостров и Карелия

Краткие сведения из истории исследования. Основные особенности геологического развития и строения.

Роль тектонических разломов, новейших тектонических движений и ледникового сноса в формировании рельефа. Гидроклиматические условия. Влияние Атлантики.

Основные природные ресурсы. Пути решения проблемы комплексного использования минеральных ресурсов. Особое значение охраны природы в условиях Севера. Физико-географическое районирование. Экологический потенциал ландшафтов.

^ Восточно-Европейская (Русская) равнина

Географическое положение и границы. Важнейшие сведения по истории освоения и географического изучения. Обоснование выделения Восточно-Европейской равнины как физико-географической страны. Основные этапы геологического развития. Платформенное строение. Роль тектоники в формировании рельефа. Разнообразие типов морфоструктур и морфоскульптур как результат сложного взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов.

Характерные черты климата, причины изменения его при движении с севера на юг и с запада на восток. Положение страны на карте климатического районирования. Агроклиматические ресурсы.

Реки, озера, болота и грунтовые воды, закономерности их распределения. Водные ресурсы. Преобразование стока в результате строительства каналов и водохранилищ. Изменение гидрологических особенностей человеком, антропогенное влияние на сток и качество вод.

Почвенно-растительные зоны и подзоны. История развития и изменения почвенно-растительного покрова в четвертичный период. Культурная растительность. Региональные проблемы мелиорации. Животный мир. Охрана природы равнины. Оценка природных ресурсов. Физико-географическое районирование (физико-географические области и провинции). Экологические типы зональных ландшафтов.

^ Урал или Уральская горная страна

Меридиональное расположение Уральских гор как особенность географического положения и фактор физико-географической дифференциации. Краткие сведения из истории освоения и исследования. Особенности геологического строения. Отражение в рельефе меридиональных и субмеридиональных тектонических структур. Основные этапы формирования Урала. Закономерности размещения полезных ископаемых.

Проявление закономерностей широтной и высотной поясности в климате, внутренних водах, почвах, биокомпонентах. Барьерное значение Урала и различие природных условий западного и восточного склонов. Природные ресурсы. Вопросы охраны природы. Физико-географическое районирование.

Кавказ

Географическое положение и границы. Основные этапы географического изучения. Тектонические структуры, их отражение в рельефе. Современные тектонические движения и сейсмичность. Роль неотектоники и современных экзогенных факторов и процессов в формировании рельефа.

Факторы, определяющие климатическое разнообразие. Основные элементы климата, закономерности их распространения. Климатическое районирование. Внутренние воды, их использование. Современное оледенение.

Закономерности распространения основных типов почв и растительности. Особенности структуры высотной поясности (зональности). Почвы и растительность как природные богатства, проблемы их использования и мелиорации. Физико-географическое районирование.

^ Западная Сибирь или Западно-Сибирская равнина

Границы и географическое положение. Важнейшие сведения об истории освоения и географического изучения. Обоснование выделения Западно-Сибирской равнины как физико-географической страны. Строение эпипалеозойской Западно-Сибирской плиты и основные этапы её геологического развития. Оледенения и бореальные трансгрессии. Характеристика орографических, морфоструктурных и морфоскульптурных особенностей. Западно-Сибирская равнина как пример территории с хорошо выраженной зональностью и гидроморфизмом в почвенно-растительном покрове. Животный мир. Природные ресурсы. Преобразование природы и задачи ее охраны. Физико-географическое районирование. Экологический потенциал ландшафтов.

^ Средняя Сибирь

Географическое положение и обоснование границ в вузовском и школьном районировании. Тектонические структуры как результат сложной геологической истории. Особенности Сибирской платформы, сходство и отличие от Русской платформы. Рельефообразующие факторы. Геоморфологические особенности. Господство денудационного рельефа. Минеральные ресурсы.

Причины крайнего выражения континентального климата и преобладания антициклонального режима погод. Закономерности распределения температур и осадков. Внутренние воды и водные ресурсы. Вечная мерзлота, условия образования, ее влияние на природные процессы и хозяйственное освоение.

Типы почв, растительности, их своеобразие в зависимости от материнских пород, многолетней мерзлоты и климата. Животный мир. Природные ресурсы и их освоение. Задачи охраны природы. Физико-географическое районирование. Экологический потенциал ландшафтов.

^ Северо-Восток Сибири

Приполярное и заполярное географическое положение на крайнем северо-востоке Евразии. Геологическое строение в связи с историей развития. Рельеф: разнообразие орографии, основные типы морфоструктур и морфоскульптур. Резкая континентальность климата и ее причины. Особенности внутренних вод. Особенности проявления широтной зональности и высотной поясности. Природные ресурсы. Преобразование и охрана природы. Физико-географическое районирование. Экологический потенциал территории.

^ Физико-географические страны Дальнего Востока:

Корякско-Камчатско-Курильская страна

Обоснование места границ в вузовском и школьном районировании. Приморское географическое положение. Корякско-Камчатско-Курильская страна как часть Дальнего Востока. Особенности геологического строения и тектоники страны как части Тихоокеанского пояса. Современный и древний вулканизм. Поствулканические явления. Молодость рельефа. Климат и факторы его формирования. Реки и озера, особенности их питания и водного режима. Своеобразие почвенно-растительного покрова. Структура тихоокеанского типа высотной поясности. Животный мир. Природные ресурсы. Охрана природы. Физико-географическое районирование. Экологический потенциал территории.

^ Амурско-Приморско-Сахалинская страна

Особенности географического положения на стыке крупнейшего материка и океана. Границы. Разнообразие тектонических структур. Закономерности орографического, морфоструктурного и морфоскульптурного строения. Муссонный климат и влияние его на погоду. Внутренние воды, их особенности и использование. Богатство и разнообразие почвенно-растительного покрова и животного мира. Природные ресурсы и условия их хозяйственного освоения. Физико-географическое районирование. Экологический потенциал территории.

^ Физико-географические горные страны Южной Сибири:

Байкальская горная страна

Место и географическое положение на картах вузовского и школьного районирования. Границы. Орографические, морфоструктурные и морфоскульптурные особенности. Геологическое строение. Рифтогенез и его влияние на природу. Континентальность климата и ее причины. Особенности высотной поясности. Природные ресурсы и охрана природы. Проблемы Байкала как объекта Всемирного природного наследия. Физико-географическое районирование.

^ Алтайско-Саянская страна

Географическое положение в системе южного горного пояса России. Древность тектонических движений, создавших геологическую основу комплекса, и молодость тектонических движений, создавших современный рельеф. Котловины как важные элементы рельефа страны. Климат и его влияние на почвы и биогенные компоненты. Природные ресурсы. Охрана природы. Физико-географическое районирование.


4. Заключение

Задачи физической географии России на современном этапе. Необходимость сочетания компонентного и комплексного подхода при изучении и преобразовании природы России. Культурные ландшафты России (в трактовках В.А. Николаева и А.Г. Исаченко). Их черты и принципы организации, соответствие высоким экологическим требованиям рационального природопользования.

Вклад России в экологическое состояние географической оболочки Земли. Географический прогноз и эволюция ландшафтов в пределах России. Значимость данной дисциплины для школьного курса «География России».


uchebno-metodicheskij-kompleks-verbalnie-i-neverbalnie-sredstva-obsheniya-trudoemkost-v-zachetnih-edinicah-4-napravlenie-podgotovki.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-vklyuchaet-tematiku-lekcij-i-prakticheskih-zanyatij-spisok-osnovnoj-i-dopolnitelnoj-literaturi-voprosi-i-test-dlya-samoproverki-temi-pismennoj-kontrolnoj-raboti-i-voprosi-k-ekzamenu.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-vladivostok-2009-recenzenti-stranica-9.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-vvedenie-v-teoriyu-publichnogo-ekonomicheskogo-prava-specialnost-030501-yurisprudenciya-specializaciya-publichnoe-ekonomicheskoe-pravo.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-zashita-ekologicheskih-prav-cheloveka-magisterskaya-specializaciya.html
uchebno-metodicheskij-komplekt-disciplini-landshaftovedenie.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-mppk-rajonnaya-28-aprelya-2008-goda-publichnij-otchet-kolibelskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-za-2007-.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-cel-i-zadachi-etapi-i-mesto-provedeniya-rukovodstvo-provedeniem-sorevnovanij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-pervaya-kniga-prednaznachena-dlya-teh-kto-stremitsya-ovladet-novoj-unikalnoj-sistemoj-kouchinga-koaktivnim.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/povishenie-kachestva-obsluzhivaniya-v-optovoj-prodovolstvennoj-torgovle-s-uchetom-riskov-v-kriticheskih-kontrolnih-tochkah.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/07062011g-vspiski-programmi-po-remontu-kvartir-uchastnikov-vov-na-2011-god-korolev-b-d-ne-vklyuchen-01-06-11g.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opdf-04-elektrotehnika-i-elektronika-dlya-specialnosti-320700-ohrana-okruzhayushej-sredi-i-racionalnoe-ispolzovanie-prirodnih-resursov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/starec-paisij-svyatogorec-tom-iii-duhovnaya-borba.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-klaviatura-evm-nastoyashee-posobie-predstavlyaet-soboj-pourochnoe-planirovanie-po-informatike-dlya-studentov.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-i-zadachi-nauchno-issledovatelskoj-deyatelnosti-universiteta-na-sovremennom-etape-informaciya-o-rabote-prezidiuma-uchenogo-soveta.html
  • thesis.bystrickaya.ru/process-kodirovaniya-rechevogo-viskazivaniya-put-ot-misli-k-razvernutoj-rechi.html
  • books.bystrickaya.ru/bibl-preduprezhdaet-chto-dannij-uchebnik-mozhno-vzyat-v-biblioteke-mou-licej-1-v-avguste.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologiya-lichnosti-predprinimatelya.html
  • writing.bystrickaya.ru/kriminalistika-2-chast-8.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadaniya-dlya-zachyotnogo-rubezha-uchrezhdenie-rossijskoj-akademii-obrazovaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-knigoizdaniya-rossii-recenzenti-kafedra-teorii-literaturi-tverskogo-gosudarstvennogo-universiteta-zav-kafedroj-d-r-filol-nauk-prof-i-v-fomenko-d-r-filol-nauk-prof-n-k-gej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/problemi-raboti-setevih-kompanij-mlm-kompanij-i-ih-rabotnikov-v-pravovom-pole-rossii.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopolnitelnoe-zadanie-obmenyatsya-rezultatami-raboti-chto-v-kachestve-suti-videlil-sosed-po-parte-priem-zametki-na-polyah.html
  • literature.bystrickaya.ru/chelyabinskoj-oblasti-v-2011-godu-chelyabinsk-2011-stranica-5.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-ot-feodalno-krepostnicheskoj-epohi-uchebnoe-posobie-rekomendovano-uchebno-metodicheskim-sovetom-ugaes-ufa-2006.html
  • letter.bystrickaya.ru/mk-na-donu-rostov-na-donu-17112010-pensiya-v-tumane-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-18-noyabrya-2010-goda.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-rukovoditelya-gosudarstva-osnovi-teorii-i-praktiki-osushestvleniya-stranica-8.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-9-goroda-tveri-na-2010-2015-godi-2009-god.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-istoriya-rebolskogo-pogosta-xvi-vek-1922-god.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kardinal-sodano-doktor-honoris-causa-uksw-velikij-post-eto-vremya-radosti-i-nadezhdi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema10transportnij-nalog-kursi-ipbr-vremya-provedeniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/formirovanie-sistemi-logisticheskogo-menedzhmenta-kompanij.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-mou-majkorskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-stranica-6.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/za-namerenie-ne-karayut-rbk-daily.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-metodicheskie-osnovi-sovershenstvovaniya-sistemi-upravleniya-gosudarstvennoj-sobstvennostyu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mashi-panfilovoj-kistepyoraya-riba-lyubov-stranica-7.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblgac.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-olimpiadi-dlya-studentov-4-kursa-disciplini-lesovodstvo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-5-sotrudnichestvo-69-stranica-14.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-cifrovaya-obrabotka-signalov-napravleniya-podgotovki-654600-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • reading.bystrickaya.ru/makarichev-yu-n-i-dr-algebra-9-kl-ucheb-dlya-shk-i-kl-s-uglubl-izuch-matematiki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.