.RU

Учебно-методический комплекс дисциплины «интеграция детей с нарушениями в развитии»


УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»


(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)












Москва – 2008

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»


(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)



Утвержден

решением УМС факультета

протокол № ___ от ___ ___ 2008


Декан факультета ___________

/__________________/

Фамилия, инициалы

Согласовано:

Проректор по учебно-

методической работе:


___________________


/________________/

Фамилия, инициалы





Москва – 2008


Автор: старший преподаватель Чуприкова Г.С.


Пояснительная записка:


Длительность курса – 18 часов аудиторной нагрузки

Количество часов в неделю – 2 часа

^ Место курса в учебном плане: седьмой семестр.

Обязательный курс

Базовыми являются курсы: «Специальная психология», «Психология развития и возрастная психология», Клиническая психология»

^ Условия, необходимые для изучения курса – минимум знаний в области выше указанных дисциплин.

Аннотация курса:

Программа и методические материалы составлены в соответствии с общими требованиями к психологическим программам и рассчитаны на специалистов-психологов. Программа включает в себя тематический план и рабочую программу.

Рабочая учебная программа

Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса «Интеграция детей с нарушениями в развитии»: цели и задачи, тематический план, содержание дисциплины, контрольные работы, контрольные вопросы к экзамену, рекомендуемую литературу и темы курсовых работ..

В лекционный блок курса входят общие теоретические вопросы, обеспечивающие целостное понимание основных проблем интегрированого обучения. Содержание некоторых разделов дисциплины: интеграция в странах Азии и Европы, интегрированное обучение в России, история развития специального обучения, альтернативные виды специального обучения.

Цели и задачи курса:

Целью дисциплины является ознакомление слушателей с понятиями, структурой и ключевыми проблемами интегрированного и специального обучения детей с нарушениями в развитии.

Итогом курса является написание курсовой работы по дисциплине.

^ Промежуточная форма контроля: контрольные работы.

Итоговая форма контроля: экзамен.

Содержание курса:

Тематический план курса


№ Пп

Раздел, тема.

Лекции

Котрольные работы

Курсовая работа

I

История развития интегрированного обучения

1







1

Становление специального обучения

1







II

Специальное образование в Европе

4







1

Специальное образование в Великобритании

1







2

Специальное образование в Нидерландах, Финляндии,Швеции и Дании

1







3

Специальное образование во Франции

1







4

Специальное образование в Германии

1







5

Специальное образование в Италии, Греции и Бельгии

1







III

Модели интегрированного обучения в других странах

2







1

Интегрированное обучение в США и Канаде

1







2

Специальное образование в станах Азии (китай и Япония)

1







IV

Развитие специального образования в России

4







1

Интегрированное обучение в массовых школах

2







2

Альтернативное обучение

1







3

Сравнительный анализ интегрированного обучения в России и других странах

2







4

Проблема интегрированного и специального образования в России

1







V

Альтернативное обучение детей с нарушениями в развитии

4







1

Вальдорфская школа и Кэмпхилльские школы Рудольфа Штайнера

1,5







2

Школа Монтессори

1,5







3

Альтернативное обучение в свете культурно-исторической теории.

1










Итого:

18








^ Содержание программы курса по тема��

Раздел 1.История развития интегрированного обучения

Тема 1. Становление специального обучения

Рассматривается система специального образование , которая существовала ранее. Системы контроля и организации людей с нарушениями в развитии.

Раздел 2. Специальное образование в Европе

Тема 1 Специальное образование в Великобритании

Тема 2 Специальное образование в Нидерландах, Финляндии,Швеции и Дании

Обзор и сравнительный анализ.

Тема 3. Специальное образование во Франции

Тема 4 Специальное образование в Германии

Тема 5. Специальное образование в Италии, Греции и Бельгии

Обзор и сравнительный анализ

Раздел 3. Модели интегрированного обучения в других странах

Тема 1. Интегрированное обучение в США и Канаде. Системы специального образования в США и Канаде, сравнительный анализ.

Тема 2.Специальное образование в станах Азии . Специальное образование в Китае. Специальное образование в Японии.

Раздел 4. Развитие специального образования в России

Тема 1.Интегрированное обучение в массовых школах России. Сравнение специального обучения в массовых школах России и других стран.

Тема 2. Альтернативное обучение. Домашнее, индивидуальное, семейное, экстернат.

Тема 3. Сравнительный анализ интегрированного обучения в России и других странах

Тема 4. Проблема интегрированного и специального образования в России

Раздел 5. Альтернативное обучение детей с нарушениями в развитии

Тема 1. Вальдорфская школа и Кэмпхилльские школы Рудольфа Штайнера

Тема 2. Школа Монтессори

Тема 3. Альтернативное обучение в свете культурно-исторической теории.


Контрольные работы:

Проанализировать программы интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии на примере одного из нарушений: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, хронического соматического нарушения, ЗПР (на выбор)

Представить свою модель интегрированного обучения (основываясь на имеющихся) для ребенка с нарушением в развитии (на примере одного из нарушений).


Темы курсовых работ:

Психологическая подготовка педагогов интегрированного образованияя

Анализ интегрированного образования в Европе (Германия, Великобритании, Швеции, Дании и т. п.)

Применение альтернативной системы обучения детей с нарушениями в развитии (на примере Вальдорфской педагогики)

Применение альтернативной системы обучения детей с нарушениями в развитии (На ппримере Школы Монтессори)

Анализ специального образования в Азии

Интегрированное образование в массовых школах России

Модели интегрированного образования детей с сенсорными нарушениями

Организация специального образования в массовых школах для детей с ограниченными возможностями

Психологическая служба в системе образования и ее роль в интегрированном обучении

Интегрированное обучение в России, США, Европе: сходства и различия.

Разработка модели интеграции детей с нарушениями в психическом развитии в массовые школы.

Подготовка родителей детей с нарушениями в развитии к интегрированному обучению

Пути интеграции детей — инвалидов.

Психологическая и социальная поддержка детей находящихся на альтернативном обучении.


Вопросы к экзамену:

1.Понятие интегрированного обучения в психологии.

2.Современные проблемы специального образования

3.Традиционный подход обучения детей с нарушениями в развитии в России.

4.Психологические основы обучения учащихся с проблемами в развитии

5.Специализированное образование в Европе

6. Программы специального обучения

7.Интегрированное обучение в странах Европы

8.Альтернативные системы обучения детей с проблемами в развитии

9.Специальное образование в Великобритании

10.Вальдорфская школа

11.Специальное образование в Голландии

12.Кэмпхилльские школы Рудольфа Штайнера

13.Специальное образование в Германии

14.Школа М. Монтессори

15.Специальное образование в Дании

16.Обучение и развитие аномальных детей

17.Специальное обучение В Нидерландах

18.Обучение и развитие детей со специальными потребностями

19.Специальное обучение в Финляндии

20.Модели интегрированного обучения

21.Специальное обучение в Италии

22.Интегрированное обучение в России и за рубежом, сходства и различия

23.Специальное образование в Швеции

24.Интегрированное обучение детей с ЗПР

25.Специальное образование в США

26.Интегрированное обучение детей с СДВГ

27.Развитие специального образования в России

28.Специальное образование в странах Азии

29.Специальное образование во Франции

30.Интегрированное обучение детей с аутизмом

31.Структура специального образования в России

32.Перспективы развития интегрированного обучения в России.


Список рекомендуемой литературы.

Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. - М., Просв., 1990

Боскин Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963

3. Боскин Р.М., Фингерман Л.Е. Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих. _ М., 1978

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М., 1983. Т.5: Основы дефектологии.

Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 5 Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М, 1983. С. 34-49.

Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений./Сост. Шматко Н.Д. - М., Аквариум, 1997, с.12-54

Гилевич И. М., ТиграноваЛ. И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха // Дефектология, 1996. № 6. С. 44-51.

Ермолаева М.В., психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. ? М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998. ? 176 с. (Серия "Библиотека школьного психолога").

Жинкин Н.И. Речь, как проводник информации. - М., Наука, 1992

Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М., Аквариум, 2000

Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей. - М., Просв., 1988

Комаров К.В. Особенности обучения слабослышащих детей. - М., 1985

Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. - М., 1985

Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. ? 3-е изд., доп. ? Издательский центр "Академия", 2001. ? 160 с.

Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1990

Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология, 1997. С. 3-15.

Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М., Владос, 2001

Назарова Н. М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена // Компенсирующее облучение: опыт, проблемы, перспективы. Ч. 1, М., 1996. С. 28-38

Образовательные стандарты для специальных (коррекционных) школ / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 1996. 121с.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они дети с отклонениями в развитии? - М., 2000

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В.Дубровина, А.Д.андреева, Е.Е.Данилова, Т.В.Вохмянина; под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд., стереотип. ? Издательский центр "Академия", 2001. ? 160 с.

Рау Ф.Ф., Нейман Л.В., Бельтюков В.И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. - М., 1961

Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. - М., 1973

Розанова Т.В., Тигранова Л.И., Яшкова Н.В. Развитие мышления у детей с недостатками слуха. - М., 1983

Сводина В.И. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология, 1998, №6. С. 38-41.

Специальное образование в развитии / Под ред. К. Рейсвейка, Н. Формана, Л. М. Шипицыной. СПб., 1996. 110с.

Специальная педагогика./Под ред. Н.М. Назаровой - М., Академия, 2001

Сурдопедагогика. Под ред. Никитиной - М., Просв., 1990

Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. - М., 1978Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. С. 19-30.

Шипицына Л. М., Рейсвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998. 130с.

Шипицына Л. М., Панир М., Смет Б. и др. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия. СПб., 1998. 56 с

Шипицин Л.М., Назарова Л.П. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации. - Санкт-Петербург, 2001

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. - М., Просв., 2000 - с.44-52

uchebnoe-posobie-disciplina-pediatriya-dlya-specialnosti-060101-lechebnoe-delo-stranica-3.html
uchebnoe-posobie-dlya-2-studentov-klassa-sergiev-posad-stranica-3.html
uchebnoe-posobie-dlya-aspirantov-i-soiskatelej-krasnodar-2007.html
uchebnoe-posobie-dlya-aspirantov-i-studentov-vseh-specialnostej-novosibirsk-2006-stranica-36.html
uchebnoe-posobie-dlya-ctudentov-starshih-kursov-i-aspirantov-tver-tverskoj-gos-un-t-1999-annotaciya.html
uchebnoe-posobie-dlya-distancionnogo-obrazovaniya-s-prilozheniem-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-dlya-specialnosti-351200-nalogi-i-nalogooblozhenie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primenenie-aromaticheskih-masel-v-kosmetologii-ot-zhrecov-drevnego-egipta-do-francuzskih-parfyumerov-xx-veka.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-rabot-prc-nit-v-2007-godu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-diplomaticheskaya-i-konsulskaya-sluzhba-avtor-sostavitel-k-yu-n-docent-f-r-ananidze.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-shestnadcataya-zatmenie-perevod.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reglament-provedeniya-1-h-vsemirnih-igr-karate.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/minno-geolozhka-kamara-she-iskame-da-otpadnat-koncesionnite-taksi-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • write.bystrickaya.ru/fizika-matematika-fakultet.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/magisterskij-otchet-po-pervomu-semestru-obucheniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtorskie-prava-na-roman-krik-v-nochi-prinadlezhat-vladimiru-ridigeru-stranica-9.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervaya-vstrecha-so-stalinim-kniga-a-e-golovanova-nesomnenno-vhodit-v-zolotoj-fond-rossijskoj-voennoj-memuaristiki.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/principi-razdeleniya-vlastej-v-rf.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novij-god-na-russkom-severe.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tezisi-poslaniya-gubernatora-stranica-6.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referate-po-literature-na-temu-poetika-svadebnogo-obryada.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-fakultativnogo-kursa-tradicii-russkogo-folklora-v-tvorchestve-a-s-pushkina.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strahovoj-rinok-problemi-i-perspektivi-ego-razvitiya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/abuzdin-aleksej-nikolaevich-predsedatel-izbiratelnoj-komissii-nizhneudinskogo-rajona-1957-1959-rodilsya-v-1909-godu-russkij-chlen-kpss-s-1943-goda-obrazovani-stranica-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodi-analiza-riskov-investicionnogo-proekta-chast-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/drugoe-pressa-gosduma-rf-monitoring-smi-10-aprelya-2007-g.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/morshanskij-rajon-ukaz-prezidenta-rf-ot-20-fevralya-1995-g-n-176.html
  • spur.bystrickaya.ru/lazarev-s-n-diagnostika-karmi-kniga-tretya-lyubov-stranica-7.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-pokazateli-tehnicheskogo-effekta-naznacheniya-ii-pokazateli-kachestva-kontrol-statisticheskoe-regulirovanie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/so-vsej-siloj-evrejskogo-upryamstva-chabad-youth-organisation-h-q-israel-molodezhnaya-organizaciya-hasidov-habad.html
  • education.bystrickaya.ru/1-socialnaya-sfera-stranica-5.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti-08-00-10-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit-respublika-kazahstan.html
  • credit.bystrickaya.ru/podsekciya-84-osnovaniya-i-fundamenti-programma-65-j-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-na-baze-voronezhskogo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovaniya-filosofii-problemi-ponyatiya-principi-stranica-27.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-upravlenie-personalom-dlya-specialnosti-100106-organizaciya-obsluzhivaniya-v-obshestvennom-pitanii.html
  • college.bystrickaya.ru/1206-imelguzina-rossijskoj-federacii-dekanami-mediko-profilakticheskih-fakultetov-i-predstavitelyami-medicinskih.html
  • tests.bystrickaya.ru/metafizichnost-teorii-poznaniya-fundamentalnie-problemi-i-osnovnie-kategorii-teorii-poznaniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-33-tehnologicheskie-elektrostancii-potrebitelej-prikaz-minenergo-rf-ot-13-yanvarya-2003-g-6-ob-utverzhdenii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tolkovij-slovar-psihiatricheskih-terminov-stranica-11.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskih-materialov-kontrolnie-voprosi-dlya-proverki-znanij.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-investicionnaya-politika-pravitelstva-respubliki-kareliya-na-2003-2006-godi.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-po-specialnosti-napravleniyu-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.