.RU

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф 23 (ОПД.Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям


050716.65 «Специальная психология»

050715.65 Логопедия

_____________________________________________________________________________
(для студентов очной и заочной формы обучения)

Утверждено на заседании кафедры
СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: старший преподаватель кафедры СПиП Демяшина В.В.

1.2 Рецензенты: преподаватель МПК Савинкова Е.Г., старший преподаватель СПиСП Санташова О.В.
1.3 Пояснительная записка
В настоящее время заметно увеличивается число детей с нарушениями слуха, речи и зрения. Для успешного воспитания и обучения детей данной категории необходимы знания о состоянии слуховой, зрительной и речевой функций ребенка о характере возможных патологий, которые отражаются в курсе «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения».

Данный учебный курс относится к числу общеобразовательных дисциплин и занимает важное место в подготовке студентов дефектологических специальностей (050714 – Олигофренопедагогика, 050715 – Логопедия, 050716 – Специальная психология, 050717 - Специальная дошкольная педагогика и психология), обучающихся на 2 курсе (3 семестр) дневного и заочного отделения.

Курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» тесно связан с последующими курсами по развитию правильной речи и слухового, зрительного восприятия (сурдо- и тифлопедагогика, сурдо- и тифлопсихология, логопедия и т.д.).

Полученные знания должны быть основной, необходимой студентам для овладения навыками и умениями, используемыми в повседневной работе дефектолога.

Лекционный курс отражает наиболее важные разделы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения с учетом возрастных особенностей. Рассматриваются классификации стойких нарушений, а также вопросы гигиены рассматриваемых органов.

В раздела о патологи, органов слуха, речи и зрения раскрываются аномалии развития, повреждения и заболевания с учетом профилактики и лечения.

Практические и самостоятельные занятия закрепляют и углубляют знания, полученные по основным вопросам лекционного курса. Студенты овладевают методиками исследования органов слуха, речи и зрения, приемами выполнения основных лечебных процедур, а также навыками по оказанию первой доврачебной помощи. На практических занятиях студенты знакомятся со структурой специальных образовательных учреждений для детей и подростков с недостатками слуха, речи и зрения.

Самостоятельная работа студентов по предмету предусматривает анализ и конспектирование специальной литературы по вопросам курсам, подготовка научных сообщений и рефератов по заданным темам, выполнение различного рода заданий и тестовых материалов.

При составлении программы использовалась следующая литература:

1)Вознесенский Н.Л., Пальчун В.Т. Болезни уха, горла, носа.-М.:1981.

2)Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений./Под ред. В.И.Селиверстова.- М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

3)Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М: 1970, 2000.

4)Сомов Е.Е. Глазные болезни и травмы. СПб.: Санкт-Петербургское медицинское издательство, 2001.

Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» предназначена для студентов дефектологических специальностей педагогических институтов и университетов.

Цель дисциплины: подготовить студентов к работе с детьми, имеющими нарушения органов слуха, речи и зрения.

Задача дисциплины: подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам оторинтоларинтологии и офтальмологии в объеме, необходимом педагогу-дефектологу для плодотворного воспитания и обучения детей в специализированных учебных учреждениях на основе индивидуального подхода, использование методов коррекции и компенсации слуха, речи и зрения при наличии восприятия зрительного и слухового, развитие речи и общего развития ребенка.

В результате изучения дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» студенты должны знать:

-анатомическое строение органов слуха, речи и зрения, физиологические процессы и возрастные особенности;

-основные виды аномалий и заболеваний органов слуха, речи и зрения, влияние различных нарушений на активную жизнедеятельность человека;

-различные классификации стойких нарушений зрительного и слухового анализаторов и артикуляционного аппарата;

-меры профилактики заболеваний и травм органов слуха, речи и зрения, гигиенические аспекты охраны здоровья.

Студенты должны уметь:

-использовать методики исследования органов речи и определять степени и виды нарушений органов слуха и зрения;

-выявлять психофизические особенности деятельности детей с сенсорными и речевыми нарушениями и грамотно проводить гигиенические и лечебные мероприятия;

-определять виды патологии и аномалии развития органов слуха, речи и зрения.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО
050716 Специальная психология

uchetno-analiticheskaya-praktika-yavlyaetsya-odnoj-iz-sostavnih-chastej-samostoyatelnogo-issledovaniya-praktika-yavlyaetsya-podgotovitelnim-etapom-k-provedeniyu-bolee-glu.html
uchetom-trebovanij-zakona-rossijskoj-federacii-o-nedrah-i-normativno-pravovih-aktov-v-oblasti-ispolzovaniya-i-ohrani-nedr-rukovodstvo-soglasovano-s-ministerstvom-prirodnih-resursov.html
uchimsya-chitat-knigu-dlya-uchashihsya-3-go-klassa-cel-uroka.html
uchimsya-pisat-sochinenie-rassuzhdenie.html
uchimsya-razlichat-bukvi-b-d.html
uchimsya-zadavat-voprosi-posobie-dlya-prepodavatelej-russkogo-yazika-vedushih-zanyatiya-s-inostrannimi-studentami.html
  • spur.bystrickaya.ru/konec-citati-1-glava-1-kniga-pervaya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-oblasti-prirodopolzovaniya-i-ohrani-okruzhayushej-sredi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/42-trebovaniya-k-predshestvuyushemu-urovnyu-podgotovki-obrazovatelnij-standart-respubliki-belarus.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-formirovat-u-detej-chuvstva-gordosti-za-bolshoj-vklad-nashej-strani-v-osvoenie-kosmosa.html
  • control.bystrickaya.ru/bolshaya-blagotvoritelnaya-akciya-proshla-v-namangane-v-kanun-navruza-v-komplekse-aziya-na-prazdnichnij-obed-bili-priglasheni-okolo-60-invalidov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general-stranica-12.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-sistema-dokumentacionnogo-obespecheniya-upravleniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-po-istorii-iskusstva-sovmestnij-bakalavriat-vshe-i-resh.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-euraziya-materign-zher-beder-zhne-pajdali-azbalari-sabati.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnogo-kontrakta-na-komplektovanie-bibliotechnogo-fonda-dlya-municipalnogo-uchrezhdeniya-stranica-6.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kursovih-rabot-dlya-studentov-visshego-i-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-vseh-form-obucheniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/ceni-i-cenoobrazovanie-na-produkciyu-i-uslugi-na-materialah-oao-konditersko-makaronnaya-fabrika-g-kaluga.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-7-igornij-biznes-v-turistskoj-animacionnoj-deyatelnosti-menedzhment-turistskoj-i-gostinichnoj-animacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursovomu-proektirovaniyu-po-discipline-ekonomika-organizacii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-12-po-19-iyulya-ekologicheskaya-obstanovka-v-sankt-peterburge-ostavalas-stabilnoj.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-prakticheskoe-primenenie-interaktivnih-tehnologij-v-sovremennom-uchebnom-processe-klyuchevie-slova.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-opd-f-01-1-psihologiya-trudoemkost-v-zachetnih-edinicah-12.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-temi-prichini-i-predposilki-vozniknoveniya-vsemirnogo-hozyajstva-i-formirovaniya-mirovoj-ekonomiki-zakonomernosti-razvitiya-mirovoj-ekonomiki.html
  • student.bystrickaya.ru/24-specialnie-trebovaniya-predpriyatij-otrasli.html
  • studies.bystrickaya.ru/lyotchiki-zashishaya-nebo-otchizni-stranica-13.html
  • crib.bystrickaya.ru/integrirovannij-urok-seminar-literaturi-istorii-izo-s-primeneniem-ikt.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poslednij-sud-jen-pirs.html
  • literature.bystrickaya.ru/celi-takticheskie-zadachi-i-pokazateli-ih-dostizheniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-o-molodilnih-yablokah-i-zhivoj-vode-stranica-12.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-samostoyatelnoj-rabote-studentov-po-discipline-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sovremennaya-politicheskaya-filosofiya-dlya-magisterskoj-programmi-politicheskij-analiz-i-publichnaya-politika-moskva-2006.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-5-granici-isklyuchitelnih-avtorskih-prav-uchebnik-material-podgotovlen-s-ispolzovaniem-pravovih-aktov-po-sostoyaniyu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-stranica-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/procedura-provedeniya-gosudarstvennogo-itogovogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-m-a-eskindarov.html
  • college.bystrickaya.ru/1-a-vi-genij.html
  • studies.bystrickaya.ru/bolgari.html
  • education.bystrickaya.ru/18032010-za-dolgi-v-marte-bez-elektrosnabzheniya-ostanutsya-bolee-135-tisyach-zhitelej-habarovskogo-kraya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/smislovoj-i-izobrazitelnij-centr-ya-a-vagramenko-redakcionnij-sovet.html
  • urok.bystrickaya.ru/prognozirovanie-i-planirovanie-v-usloviyah-nalogooblozheniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-k-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-studentov-zaochnogo-obucheniya-obuchayushihsya-po-napravleniyu-270100-stroitelstvo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    ОПД.Ф.11

    Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения

    Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой функции у детей. Патология органов слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

    Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи. Физиология органов речи. Особенности исследования органов речи у детей. Патология (аномалии развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей.

    Основные вопросы офтальмологической помощи детям. Анатомия и физиология органов зрения с учетом возрастных особенностей детей. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмогигиенические рекомендации в области воспитания и обучения детей с той или иной патологией. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.

    Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.