Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»
.RU

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф 23 (ОПД.Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям


050716.65 «Специальная психология»

050715.65 Логопедия

_____________________________________________________________________________
(для студентов очной и заочной формы обучения)

Утверждено на заседании кафедры
СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: старший преподаватель кафедры СПиП Демяшина В.В.

1.2 Рецензенты: преподаватель МПК Савинкова Е.Г., старший преподаватель СПиСП Санташова О.В.
1.3 Пояснительная записка
В настоящее время заметно увеличивается число детей с нарушениями слуха, речи и зрения. Для успешного воспитания и обучения детей данной категории необходимы знания о состоянии слуховой, зрительной и речевой функций ребенка о характере возможных патологий, которые отражаются в курсе «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения».

Данный учебный курс относится к числу общеобразовательных дисциплин и занимает важное место в подготовке студентов дефектологических специальностей (050714 – Олигофренопедагогика, 050715 – Логопедия, 050716 – Специальная психология, 050717 - Специальная дошкольная педагогика и психология), обучающихся на 2 курсе (3 семестр) дневного и заочного отделения.

Курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» тесно связан с последующими курсами по развитию правильной речи и слухового, зрительного восприятия (сурдо- и тифлопедагогика, сурдо- и тифлопсихология, логопедия и т.д.).

Полученные знания должны быть основной, необходимой студентам для овладения навыками и умениями, используемыми в повседневной работе дефектолога.

Лекционный курс отражает наиболее важные разделы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения с учетом возрастных особенностей. Рассматриваются классификации стойких нарушений, а также вопросы гигиены рассматриваемых органов.

В раздела о патологи, органов слуха, речи и зрения раскрываются аномалии развития, повреждения и заболевания с учетом профилактики и лечения.

Практические и самостоятельные занятия закрепляют и углубляют знания, полученные по основным вопросам лекционного курса. Студенты овладевают методиками исследования органов слуха, речи и зрения, приемами выполнения основных лечебных процедур, а также навыками по оказанию первой доврачебной помощи. На практических занятиях студенты знакомятся со структурой специальных образовательных учреждений для детей и подростков с недостатками слуха, речи и зрения.

Самостоятельная работа студентов по предмету предусматривает анализ и конспектирование специальной литературы по вопросам курсам, подготовка научных сообщений и рефератов по заданным темам, выполнение различного рода заданий и тестовых материалов.

При составлении программы использовалась следующая литература:

1)Вознесенский Н.Л., Пальчун В.Т. Болезни уха, горла, носа.-М.:1981.

2)Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений./Под ред. В.И.Селиверстова.- М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

3)Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М: 1970, 2000.

4)Сомов Е.Е. Глазные болезни и травмы. СПб.: Санкт-Петербургское медицинское издательство, 2001.

Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» предназначена для студентов дефектологических специальностей педагогических институтов и университетов.

Цель дисциплины: подготовить студентов к работе с детьми, имеющими нарушения органов слуха, речи и зрения.

Задача дисциплины: подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам оторинтоларинтологии и офтальмологии в объеме, необходимом педагогу-дефектологу для плодотворного воспитания и обучения детей в специализированных учебных учреждениях на основе индивидуального подхода, использование методов коррекции и компенсации слуха, речи и зрения при наличии восприятия зрительного и слухового, развитие речи и общего развития ребенка.

В результате изучения дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» студенты должны знать:

-анатомическое строение органов слуха, речи и зрения, физиологические процессы и возрастные особенности;

-основные виды аномалий и заболеваний органов слуха, речи и зрения, влияние различных нарушений на активную жизнедеятельность человека;

-различные классификации стойких нарушений зрительного и слухового анализаторов и артикуляционного аппарата;

-меры профилактики заболеваний и травм органов слуха, речи и зрения, гигиенические аспекты охраны здоровья.

Студенты должны уметь:

-использовать методики исследования органов речи и определять степени и виды нарушений органов слуха и зрения;

-выявлять психофизические особенности деятельности детей с сенсорными и речевыми нарушениями и грамотно проводить гигиенические и лечебные мероприятия;

-определять виды патологии и аномалии развития органов слуха, речи и зрения.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО
050716 Специальная психология

uchetno-analiticheskaya-praktika-yavlyaetsya-odnoj-iz-sostavnih-chastej-samostoyatelnogo-issledovaniya-praktika-yavlyaetsya-podgotovitelnim-etapom-k-provedeniyu-bolee-glu.html
uchetom-trebovanij-zakona-rossijskoj-federacii-o-nedrah-i-normativno-pravovih-aktov-v-oblasti-ispolzovaniya-i-ohrani-nedr-rukovodstvo-soglasovano-s-ministerstvom-prirodnih-resursov.html
uchimsya-chitat-knigu-dlya-uchashihsya-3-go-klassa-cel-uroka.html
uchimsya-pisat-sochinenie-rassuzhdenie.html
uchimsya-razlichat-bukvi-b-d.html
uchimsya-zadavat-voprosi-posobie-dlya-prepodavatelej-russkogo-yazika-vedushih-zanyatiya-s-inostrannimi-studentami.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-lichnosti-pedagoga-metodicheskoe-posobie-dlya-psihologov-i-pedagogov-astana-2008.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pk-nazivayut-sravnitelno-nedorogoj-universalnij-mikrokompyuter-rasschitannij-na-odnogo-polzovatelya-personalnie-kompyuteri-obichno-proektiruyutsya-na-osnove.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-trebovaniya-antimonopolnogo-zakonodatelstva-otkritij-konkurs-na-pravo-zaklyucheniya-dogovora-podryada-po-provedeniyu.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rol-chitatelya-filosofiya-yazika-i-kommunikacii-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tema-parametri-obrazovatelnoj-diagnostiki-cel-rabochaya-tetrad-po-pedagogike.html
  • klass.bystrickaya.ru/b-babushkin-vasilij-petrovich-redakcionnaya-kollegiya-zavyalov-e-a.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-shestnadcataya-nasovsem-ekaterina-vilmont.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/proizvodstvenno-ekonomicheskaya-deyatelnost-predpriyatiya-ooo-kristall.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-i-usloviyah-provedeniya-programmi-premirovaniya-avtorov-luchshih-kursovih-i-diplomnih-rabot-o-pensionnoj-sisteme-sredi-vuzov-uralskogo-federalnogo-okruga-obshie-polozheniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-16-koul-m-prizhok-roman-per-s-angl.html
  • spur.bystrickaya.ru/matematicheskoe-modelirovanie-antropogennoj-nagruzki-atmosfernogo-vozduha-promishlennih-regionov-pri-realnih-klimaticheskih-usloviyah-25.html
  • essay.bystrickaya.ru/cherti-romantizma-i-istorizma-v-romane-v-skotta-ajvengo.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-3-stpki-za-poluchavane-na-kredit-tematichen-plan-po-zdravoslovni-i-bezopasni-usloviya-na-trud.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-iii-proekt-dogovora-tavricheskaya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/230108-vnimaniyu-grazhdan-i-organizacij-29-12-08-v-upravlenii-rosregistracii-menyaetsya-nomer-telefona-doveriya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/srednyaya-shkola-doklad-po-itogam-deyatelnosti-mou-sosh-1.html
  • desk.bystrickaya.ru/odin-chelovek-pogib-pri-obrushenii-krishi-ceha-na-zavode-diskus-plyus-v-novosibirske-eshe-odin-ostaetsya-pod-zavalami-mchs-informacionnoe-agentstvo-interfaks-03022011.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/povestka-meropriyatiya-i-ego-naimenovanie.html
  • report.bystrickaya.ru/knigi-monografii-konstituciya-respubliki-moldova-ot-29-iyulya-1994-g-garantiruet-kazhdomu-cheloveku-osnovnie-prava.html
  • student.bystrickaya.ru/112-sredstva-izmereniya-davleniya-i-raznosti-davlenij-kurs-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-140104-promishlennaya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava4-poezd-polnij-straha-garri-potter-7-1-glava-1-5.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-dannim-abramova-g-s-a-16-vozrastnaya-psihologiya-ucheb-posobie-dlya-stud-vuzov-4-e-izd-stereotip.html
  • control.bystrickaya.ru/dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-stranica-14.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/shukshin-v-m-syuzhet-i-geroi-odnogo-iz-rasskazov-v-m-shukshina.html
  • credit.bystrickaya.ru/ponyatie-i-sushnost-mnogofunkcionalnih-turistskih-kompleksov-35-innovacionnij-potencial-ego-sushnost-i-osnovnie-sostavlyayushie-43.html
  • spur.bystrickaya.ru/konsolidirovannij-otchet-o-kassovih-postupleniyah-i-vibitiyah-kodi-stranica-7.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-oblast-tehnologiya-kabinet-robototehniki-kak-sredstvo-realizacii-avtonomnoe-uchrezhdenie-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okruga-okruzhnoj-tehnopark-yamal-yamalo-neneckij-avtonomnij-okrug.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/proektirovanie-tehnologicheskogo-processa-mehanicheskoj-obrabotki-detali-tipa-val.html
  • student.bystrickaya.ru/11-kritika-merkantilizma-d-yum-shpargalka-po-istorii-ekonomicheskih-uchenij-hozyajstvo-vostochnih-civilizacij-chasto.html
  • grade.bystrickaya.ru/morfologiya-nauchnogo-stilya-varianti-grammaticheskoj-koordinacii-form-podlezhashego-i-skazuemogo-formi-chisla-skazuemogo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-psihologiya-vnimaniyapod-redakciej-yu-b-gippenrejter-sh-v-ya-romanova-m.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-kursu-discipline-mirovaya-ekonomika-i-meo-ochnaya-forma-obucheniya-dlya-specialnosti-061500.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-teoreticheskaya-mehanika.html
  • universitet.bystrickaya.ru/studencheskaya-vesna-2012.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    ОПД.Ф.11

    Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения

    Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой функции у детей. Патология органов слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

    Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи. Физиология органов речи. Особенности исследования органов речи у детей. Патология (аномалии развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей.

    Основные вопросы офтальмологической помощи детям. Анатомия и физиология органов зрения с учетом возрастных особенностей детей. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмогигиенические рекомендации в области воспитания и обучения детей с той или иной патологией. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.

    Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.