.RU

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф 23 (ОПД.Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям


050716.65 «Специальная психология»

050715.65 Логопедия

_____________________________________________________________________________
(для студентов очной и заочной формы обучения)

Утверждено на заседании кафедры
СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: старший преподаватель кафедры СПиП Демяшина В.В.

1.2 Рецензенты: преподаватель МПК Савинкова Е.Г., старший преподаватель СПиСП Санташова О.В.
1.3 Пояснительная записка
В настоящее время заметно увеличивается число детей с нарушениями слуха, речи и зрения. Для успешного воспитания и обучения детей данной категории необходимы знания о состоянии слуховой, зрительной и речевой функций ребенка о характере возможных патологий, которые отражаются в курсе «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения».

Данный учебный курс относится к числу общеобразовательных дисциплин и занимает важное место в подготовке студентов дефектологических специальностей (050714 – Олигофренопедагогика, 050715 – Логопедия, 050716 – Специальная психология, 050717 - Специальная дошкольная педагогика и психология), обучающихся на 2 курсе (3 семестр) дневного и заочного отделения.

Курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» тесно связан с последующими курсами по развитию правильной речи и слухового, зрительного восприятия (сурдо- и тифлопедагогика, сурдо- и тифлопсихология, логопедия и т.д.).

Полученные знания должны быть основной, необходимой студентам для овладения навыками и умениями, используемыми в повседневной работе дефектолога.

Лекционный курс отражает наиболее важные разделы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения с учетом возрастных особенностей. Рассматриваются классификации стойких нарушений, а также вопросы гигиены рассматриваемых органов.

В раздела о патологи, органов слуха, речи и зрения раскрываются аномалии развития, повреждения и заболевания с учетом профилактики и лечения.

Практические и самостоятельные занятия закрепляют и углубляют знания, полученные по основным вопросам лекционного курса. Студенты овладевают методиками исследования органов слуха, речи и зрения, приемами выполнения основных лечебных процедур, а также навыками по оказанию первой доврачебной помощи. На практических занятиях студенты знакомятся со структурой специальных образовательных учреждений для детей и подростков с недостатками слуха, речи и зрения.

Самостоятельная работа студентов по предмету предусматривает анализ и конспектирование специальной литературы по вопросам курсам, подготовка научных сообщений и рефератов по заданным темам, выполнение различного рода заданий и тестовых материалов.

При составлении программы использовалась следующая литература:

1)Вознесенский Н.Л., Пальчун В.Т. Болезни уха, горла, носа.-М.:1981.

2)Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений./Под ред. В.И.Селиверстова.- М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

3)Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М: 1970, 2000.

4)Сомов Е.Е. Глазные болезни и травмы. СПб.: Санкт-Петербургское медицинское издательство, 2001.

Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» предназначена для студентов дефектологических специальностей педагогических институтов и университетов.

Цель дисциплины: подготовить студентов к работе с детьми, имеющими нарушения органов слуха, речи и зрения.

Задача дисциплины: подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам оторинтоларинтологии и офтальмологии в объеме, необходимом педагогу-дефектологу для плодотворного воспитания и обучения детей в специализированных учебных учреждениях на основе индивидуального подхода, использование методов коррекции и компенсации слуха, речи и зрения при наличии восприятия зрительного и слухового, развитие речи и общего развития ребенка.

В результате изучения дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» студенты должны знать:

-анатомическое строение органов слуха, речи и зрения, физиологические процессы и возрастные особенности;

-основные виды аномалий и заболеваний органов слуха, речи и зрения, влияние различных нарушений на активную жизнедеятельность человека;

-различные классификации стойких нарушений зрительного и слухового анализаторов и артикуляционного аппарата;

-меры профилактики заболеваний и травм органов слуха, речи и зрения, гигиенические аспекты охраны здоровья.

Студенты должны уметь:

-использовать методики исследования органов речи и определять степени и виды нарушений органов слуха и зрения;

-выявлять психофизические особенности деятельности детей с сенсорными и речевыми нарушениями и грамотно проводить гигиенические и лечебные мероприятия;

-определять виды патологии и аномалии развития органов слуха, речи и зрения.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО
050716 Специальная психология

uchetno-analiticheskaya-praktika-yavlyaetsya-odnoj-iz-sostavnih-chastej-samostoyatelnogo-issledovaniya-praktika-yavlyaetsya-podgotovitelnim-etapom-k-provedeniyu-bolee-glu.html
uchetom-trebovanij-zakona-rossijskoj-federacii-o-nedrah-i-normativno-pravovih-aktov-v-oblasti-ispolzovaniya-i-ohrani-nedr-rukovodstvo-soglasovano-s-ministerstvom-prirodnih-resursov.html
uchimsya-chitat-knigu-dlya-uchashihsya-3-go-klassa-cel-uroka.html
uchimsya-pisat-sochinenie-rassuzhdenie.html
uchimsya-razlichat-bukvi-b-d.html
uchimsya-zadavat-voprosi-posobie-dlya-prepodavatelej-russkogo-yazika-vedushih-zanyatiya-s-inostrannimi-studentami.html
  • urok.bystrickaya.ru/primorskij-kraj-lica-kotorim-prisuzhdeni-premii-v-razmere-30-tisyach-rublej.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tipi-slozhnih-predlozhenij-urok-v-9-kl-po-umk-m-razumovskoj.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-s-bah-organnoe-tvorchestvo-v-vajnorskij-period-no-snachala-neobhodimo-obratit-vnimanie-chto-germaniya-kotoraya-ispitala-na-sebya-vsya-tyagotovi-30-letnej-vojni-dala-miru-2-h-velikih-gendelya-i-baha.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otkritie-vselennoj.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizacionno-metodicheskie-osnovi-upravleniya-kachestvom-medicinskih-uslug.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vospitatelno-obrazovatelnaya-deyatelnost-v-rannem-detstve.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-tehnologicheskom-reglamente-bezopasnoj-ekspluatacii-proizvodstvennogo-oborudovaniya-pri-provedenii-neftyanih-operacij.html
  • control.bystrickaya.ru/delovoe-soveshanie-kak-vihodit-iz-tupikovoj-situacii-m-v-koltunova-yazik-i-delovoe-obshenie.html
  • spur.bystrickaya.ru/maslov-e-v-m-316-upravlenie-personalom-predpriyatiya-uchebnoe-posobie-pod-red-p-v-shemetova.html
  • turn.bystrickaya.ru/okonchanie-uchebnogo-goda-glc-solnechnaya-dolina.html
  • predmet.bystrickaya.ru/smzh-zhmu-eet-06-2012-basilim-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-uchebnih-zanyatij-fakulteta-biznesa-fbgouvpo-reu-im-g-v-plehanova.html
  • education.bystrickaya.ru/-10-mishlenie-ego-sushnost-i-filosofiya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-upravlenie-gosudarstvennimi-i-municipalnimi-kontraktami-dlya-specialnosti-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-podgotovki-specialista.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravovedenie-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-deyatelnosti-filiala-v-2003-2007.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programa-dlya-roboti-z-fajlovoyu-sistemoyu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3arhitektura-i-struktura-kompyutera-kontrolnie-voprosi-po-teoreticheskomu-materialu-2-semestra-strukturno-funkcionalnaya.html
  • institut.bystrickaya.ru/stati-kreditorskoj-zadolzhennosti-27.html
  • shpora.bystrickaya.ru/xiii-vserossijskie-platonovskie-chteniya-2007-platonovskie-chteniya-materiali-xiii-vserossijskoj-konferencii-molodih.html
  • reading.bystrickaya.ru/kommentarij-analiz-korrekcionnoj-programmi-dlya-detskogo-sada-s-42.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-hozyajstvennie-operacii-formiruyushie-finansovij-rezultat-deyatelnosti-organizacii-v-iv-kvartale.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-ot-14-10-2010g-648-stranica-14.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osobennosti-taktiki-rassledovaniya-ubijstv-chast-21.html
  • desk.bystrickaya.ru/personal-upravleniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovih-rabot-po-discipline-informatika-dlya-specialnosti-080700.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vistavki-innovacij-2011-ot-tvorchestva-uchitelya-k-tvorchestvu-uchenika-na-baze-gou-sosh-469-stranica-2.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xviii-sistema-stalkivaetsya-s-pagubnimi-posledstviyami-sovershennih-v-yunosti-sumasbrodstv.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasputin-valentin-stranica-9.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-vistavok-v-shanhae.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-prioritetnie-napravleniya-vospitatelnoj-deyatelnosti-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematika-kontrolnih-rabot-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-02-istoriya-politicheskih-i-pravovih.html
  • composition.bystrickaya.ru/ods-goroda-tomska.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-iii-prava-i-obyazannosti-suprugov-semejnij-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obiknovennaya-ili-seraya-zhaba-zemnovodnie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-dispetcherskaya-centralizaciya-nazvanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    ОПД.Ф.11

    Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения

    Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой функции у детей. Патология органов слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

    Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи. Физиология органов речи. Особенности исследования органов речи у детей. Патология (аномалии развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей.

    Основные вопросы офтальмологической помощи детям. Анатомия и физиология органов зрения с учетом возрастных особенностей детей. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмогигиенические рекомендации в области воспитания и обучения детей с той или иной патологией. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.

    Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.