.RU

Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Разработчики: Назаров М.С.

Идентификационный номер:

УМКД.31(33)-050100.68-М2.В.ОД.5-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования

Лист из




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)
Социология молодежи

Направление - 050100.68 Педагогическое образования Магистерская программа - Социологическое образование Форма подготовки очная
Школа педагогики

Кафедра философии и социально-гуманитарного образования

курс 1 семестр 2

лекции 8 час.

практические занятия 28 час.

лабораторные работы не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки 36 час.

самостоятельная работа 108 час.

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет не предусмотрен

экзамен 2 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки от 14 января 2010 г. № 35).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры философии и социально - гуманитарного образования

«20» июня 2012 г. протокол № 14.

Заведующая кафедрой Леонидова В.В. 2012 г.

Составитель: к.ф.н., доцент Назаров М.С.


I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «24»июня 2013 г. № 10

Заведующий кафедрой В.В. Леонидова


II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)

АННОТАЦИЯ

Учебная дисциплина «Социология молодежи» предназначена для магистрантов первого курса по направлению 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Социологическое образование очной формы обучения.

Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла.

Цель учебного курса. Курс направлен на освоение следующих компетенций.

  1. способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  2. готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

  3. готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

  4. готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

  5. способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2).

Изучив курс «Социология молодежи», магистрант должен:

    • знать особенности социального проектирования и прогнозирования, существующие теоретические подходы, понятийный аппарат, необходимый для создания проектов, направленных на решение социальных проблем молодежи;

    • владеть методикой разработки технологического прогноза;

    • знать структуру и типологию социального проекта;

    • уметь разрабатывать социальный проект, делать его презентацию;

    • уметь осуществлять оценку жизнеспособности проекта и его реализацию;

    • уметь оценивать эффективность управленческого воздействия на управляемый объект.

Для успешного освоения курса «Социология молодежи» магистрант должен обладать:


I. Структура и содержание теоретической части курса
Тема 1. Молодежь как социальная общность(4 час.)

        1. Понятие молодежи как социальной общности.

        2. Основные подходы к изучению молодежи.


Тема 2. Основные концепции молодежи (4 час.)

  1. Развитие западных концепций молодежи в 90-е годы.

  2. Российские концепции молодежи.


II. Структура и содержание практической части курса
Практические занятия (28 час.)

Занятие 1. Социология молодежи в системе социологического образования (4 час.)

Вопросы, выносимые на дискуссию:

Социолог А.Б. Гофман, отмечая особенность социологии как науки, отмечал, что в ней «история играет значительно более важную роль, чем в науках естественных». «Старые знания, теории, методы здесь не вытесняются новыми, не упраздняются ими полностью и навсегда. Если речь идет о каких-то действительно серьезных научных достижениях, то невозможно сказать, что чем они новее, тем они значительнее». «Ничто значительное в социологии не умирает». «Каждая эпоха в развитии социологии по-своему, по-новому интерпретирует, «прочитывает» старые идеи, но при этом, подвергаясь новому прочтению, они все-таки остаются самими собой».

  1. Согласны ли Вы с данной точкой зрения?

  2. Аргументируйте Вашу позицию на примере становления и развития зарубежной социологии образования?

Для участия в дискуссии магистрантам необходимо познакомиться со следующей литературой:


Занятие 2. Актуальные проблемы социологии молодежи (4 час.)

Вопросы, выносимые на дискуссию:

Социологи Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. считают что «становление и развитие социологии образования в России как самостоятельной отрасли социологического знания имеет много общего с особенностями ее развития в западной социологии, что прослеживается в направлениях научных исследований в сфере образования».

  1. Распространяется ли данная точка зрения на социологию молодежи?

  2. Аргументируйте Вашу позицию на примере российской социологии молодежи?

Для участия в дискуссии магистрантам необходимо познакомиться со следующей литературой:


Занятие 3. Социальные потребности молодежи (4 час.)

Вопросы, выносимые на дискуссию:

Характеристика взаимоотношений поколений требует более многомерного подхода к их анализу. Своеобразный вариант соотнесения поколений предложил французский исследователь В. Горц. По его мнению, необходимо делить всех людей на «предшествующих» (старше 30 лет) и «последующих» (молодых). Над первыми довлеет груз прошлого, стереотипов, традиций. И лишь вторые в состоянии осуществить перемены к лучшему, преобразовать и обновить мир. Отсутствие жизненного опыта – черта объективно присущая молодежи – получает в рамках такого подхода позитивную оценку.

  1. Согласны ли Вы с данной точкой зрения: существуют ли различия в системе потребностей? Можно ли их преодолеть

  2. Аргументируйте Вашу позицию.

Для участия в дискуссии магистрантам необходимо познакомиться со следующей литературой:


Занятие 4. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы (4 час.)

Вопросы, выносимые на дискуссию:

В современной социологии сложился подход, согласно которому молодежные субкультуры не всегда антагонистичны по отношению к другим формам культуры, как в России, так и во всем мире.

  1. Так ли это?

  2. Аргументируйте Вашу позицию.

Для участия в дискуссии магистрантам необходимо познакомиться со следующей литературой:


Занятие 5. Особенности профессионального самоопределения выпускников школ в условиях экономического кризиса (4 час.)

Вопросы, выносимые на дискуссию:

По мнению уральских социологов Г.Е. Зборовского, Г.П. Орлова, «важнейший элемент структуры личности и регулятор поведения – ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них». Качественная характеристика ценностных ориентаций – устойчивость, определенность.

  1. Как проявляется данная особенность в профессиональном самоопределении молодежи?

  2. Аргументируйте Вашу позицию.

Для участия в дискуссии магистрантам необходимо познакомиться со следующей литературой:


Занятие 6. Риски в творческой деятельности молодежи: социологический аспект (4 час.)

Вопросы, выносимые на дискуссию:

В современной социологии существует достаточно устойчивая точка зрения, что в условиях становления информационного общества возрастает влияние информационных технологий и, в частности, СМИ как мезофактора формирования адаптивного поведения молодежи.

  1. Обладает ли данная точка зрения необходимым эвристическим потенциалом для прогнозирования рисков в молодежной среде?

  2. Аргументируйте Вашу позицию.

Для участия в дискуссии магистрантам необходимо познакомиться со следующей литературой:


Занятие 7. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма (4 час.)

Вопросы, выносимые на дискуссию:

Ни для кого не секрет, что на любом уровне должна происходить передача ценностей, норм, образцов поведения, формирование определенных установок, которые в дальнейшем позволят личности успешно проходить последующие стадии социализации и интегрироваться в социальную систему общества. К сожалению, сегодня система образования (относится ко всем ее уровням), по большей части, выпускает социально неподготовленных людей, что в свою очередь, определяет экстремизм молодежи.

  1. Согласны ли Вы с данной точкой зрения?

  2. Аргументируйте Вашу позицию.

Для участия в дискуссии магистрантам необходимо познакомиться со следующей литературой:



III. Контроль достижения целей курса

Вопросы к экзамену

  1. Молодежь как социальная общность

  2. Понятие молодежи как социальной общности.

  3. Основные подходы к изучению молодежи.

  4. Основные концепции молодежи

  5. Развитие западных концепций молодежи в 90-е годы.

  6. Российские концепции молодежи.

  7. Социология молодежи в системе социологического образования

  8. Актуальные проблемы социологии молодежи

  9. Социальные потребности молодежи

  10. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы

  11. Особенности профессионального самоопределения выпускников школ в условиях экономического кризиса

  12. Риски в творческой деятельности молодежи: социологический аспект

  13. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма


IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом.
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература

  1. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для вузов / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2012. – 240 с.

  2. Багдасарьян, Н.Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Юрайт, 2010. - 288c.

  3. Глотов, М.Б. Социология: учебник для вузов / М.Б. Глотов. – 5-е изд., перераб. и доп . – М.: Академия, 2013. – 400 с.

  4. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учебное пособие для вузов по спец. «Социальная педагогика» / Т.В. Лодкина. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 208 c .

  5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов / А.В. Мудрик. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2009. – 224 c.

Дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы социологии молодежи: монография / под общ.ред. Ю.Р. Вишневского. – Екатеринбург, Издательство УрФУ, 2010. - 680 с.

  2. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб.пособие для вузов / А.В. Батаршев. – М.: Академия, 2009. – 192c.

  3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учебное пособие для вузов по спец. "Социальная педагогика" / Т.В. Лодкина. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 208 c.

Электронные образовательные ресурсы

  1. http://znanium.com/bookread.php?book=194192 Бабочкин П.И. Основы работы с молодежью: Учебное пособие / П.И. Бабочкин, А.А. Козлов, Г.В. Куприянова; Под ред. Т.Э. Петровой. - М.: Альфа-М, 2010. - 220 с.

  2. http://znanium.com/bookread.php?book=315772 Кибанов А.Я. Реализация молодежной политики в Российской Федерации: Монография / А.Я. Кибанов, М.В. Лобчева, Т.В. Лукьянова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 150 с.

  3. http://znanium.com/bookread.php?book=372425 Переверзев М.П. Менеджмент в молодежной политике: Учебное пособие / М.П. Переверзев, З.Н. Калинина; Под общ.ред. М.П. Переверзева. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 238 с.

  4. http://znanium.com/bookread.php?book=221964 Чупров В.И. Социология молодежи: Учебник / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок; РАН. Институт социально-политических исследований. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 336с.

ukazatel-nyagan-2007.html
ukazatel-opisanij.html
ukazatel-otechestvennoj-i-zarubezhnoj-literaturi-toponimika-etnonimika-in.html
ukazatel-personalij-cel-universalnogo-kraevedcheskogo-kalendarya-znamenatelnie-i-pamyatnie-dati-omskogo-priirtishya.html
ukazatel-postuplenij-literaturi-v-oktyabre-2009-goda-materiali-centralnoj-pressi-stranica-2.html
ukazatel-postuplenij-literaturi-za-period-s-01-yanv-2000-po-31-dek-2002-kraj-v-celom-stranica-8.html
  • notebook.bystrickaya.ru/innovacionnie-klasteri-v-regionalnih-strategiyah-aktualnost-regionalnih-strategij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-dvizhenie-sposob-sushestvovaniya-materii-uchebnoe-posobie-pod-obshej-redakciej-v-a-tueva-b-a-kislova-m.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-dissertacii-nashli-otrazhenie-v-sleduyushih-publikaciyah-avtora.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-12-posledstviya-primeneniya-udobrenij-dlya-zdorovya-cheloveka-i-zhivotnogo.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-102-glagol-to-be-upotreblyaetsya-v-kachestve-smislovogo-glagola-sootvetstvuya-v-russkom-yazike-glagolam.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-uyasnit-teoreticheskie-osnovi-problemi-osoznannogo-vibora-obrazovatelnih-tehnologij-osoznat-sravnitelnie-vozmozhnosti-tradicionnih-i-razvivayushih-obrazovatelnih-tehnologij.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-n-leontev-stranica-12.html
  • learn.bystrickaya.ru/glossarij-rabochaya-programma-po-discipline-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-dlya-studentov-gumanitarnih-i.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkij-kurs-lekcij-po-predmetu-proizvodstvennie-integrirovannie-sistemi-upravleniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kommersant-01122010-krupnejshie-npf-po-obemu-sobstvennogo-imushestva-na-1-oktyabrya-2010-goda.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-dissertacii-otrazheni-v-sleduyushih-publikaciyah-soiskatelya.html
  • write.bystrickaya.ru/forma-plana-podgotovki-i-podvedeniya-itogov-upravlenie-obrazovaniya-i-nauki-lipeckoj-oblasti-detskij-ozdorovitelno-obrazovatelnij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/savusin-n-p-hvorostyanova-v-i-bondarenko-n-a-deti-post-indigokristalnie-deti-glazami-kalifornijskih-psihologov.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-faktu-gibeli-9-chelovek-v-rezultate-pozhara-v-krasnoyarskom-krae-sledstvennimi-organami-sk-rf-nachata-proverka-informacionnoe-agentstvo-rosbizneskonsalting-17102011.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-standart-knr.html
  • report.bystrickaya.ru/immigraciya-posle-1930-goda-kniga-e-giddensa-eto-kurs-lekcij-kotorij-avtor-chitaet-uzhe-mnogo-let-v-oksforde.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtomatizirovannaya-sistema-dispetcherskogo-kontrolya-i-upravleniya-asdkiu-izhenernimi-sistemami-razvlekatelnogo-centra-wonderhall-g-permi.html
  • bystrickaya.ru/zajmi-organov-vlasti-subektov-rf-i-ih-rol-v-razvitii-territorii.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-anglijskogo-yazika-dlya-aspirantov-n-i-shahova-i-dr-m-nauka1980-nemeckij-yazik.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-specialnost-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kabinet-ministrov-chuvashskoj-respubliki-postanovlenie-ot-21-sentyabrya-2006-g-n-238-o-respublikanskoj-celevoj-programme-deti-chuvashii-na-2007-2011-godi-stranica-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-ukazatel-opisanij-izdatelstvo-energiya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-vistupleniya-v-smi-direktora-fsb-rossii-n-patrusheva.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-disciplini-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-proizvodstvennaya-ekologiya-cel-i-zadachi-disciplini.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/okonchanie-tablici-sbornik-tipovih-uchebnih-programm-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-45-01-03-seti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-7-tehnologii-preduprezhdeniya-konfliktov-uchebno-metodicheskij-kompleks-k-speckursu-psihologiya-konflikta-rostov-na-donu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metafizika-akademizma.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-20-kniga-pervaya-ujti-chtobi-vizhit.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reklama-kak-osnovnoe-sredstvo-marketingovih-kommunikacij.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/russkij-karting.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-dlya-studentov-gumanitarnih-fakultetov-pedagogicheskih-vuzov-chast-i-lekcionnij-kurs.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-geometrii-priznaki-ravenstva-treugolnikov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-8-statisticheskoe-izuchenie-dinamiki-socialno-ekonomicheskih-yavlenij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lyuboj-uvazhayushij-sebya-narod-obyazatelno-imeet-svoi-svyatini-dlya-narodov-strani-nosivshej-kogda-to-gordoe-imya-sssr-a-do-togo-nazivavshejsya-rossijskoj-imperiej-ta-stranica-12.html
  • studies.bystrickaya.ru/32004l0018-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.