.RU

Учебно-методический комплекс казань 2009 удк ббк а рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний






ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ


Адгамов Р.И., Макаров П.И., Шакиров Р.В.


ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ И

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ


Казань

2009

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Адгамов Р.И., Макаров П.И., Шакиров Р.В.


^ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ И

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Казань

2009

УДК

ББК

А


Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом

Института социальных и гуманитарных знаний


Рецензенты: д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ТГГПУ

^ Г.Р. Хамидуллина,

к.пед.н., доцент ИСГЗ

Р.А. Акбашев






А




Адгамов Р.И.

Теория управления и управленческие решения: Учебно-методический комплекс / Адгамов Р.И., Макаров П.И., Шакиров Р.В. – Казань: РИЦ « », 2009. – с.

ISBN


Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации». Дисциплина входит в блок специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

Предназначен для студентов и преподавателей экономических факультетов высших учебных заведений.


УДК

ББК



ISBN

© Адгамов Р.И., Макаров П.И., Шакиров Р.В., 2009

© Институт социальных и гуманитарных знаний, 2009

Содержание


Введение 5

Структура учебно-методического комплекса 13

Раздел 1. Образовательная дисциплина «Теория управления» 15

Введение 15

1.1.Содержание дисциплины «Теория управления» 15

1.2.Учебная программа по дисциплине «Теория управления» 17

1.3.Образовательная дисциплина «Теория управления» (обзорный лекционный материал) 18

1.3.1.Организация как объект управления 18

1.3.2.Классификация организаций 18

1.3.3.Модели организаций как объектов управления 19

1.3.4.«Внутренняя» среда организации 21

1.3.5.Характеристика «внешней» среды организации 21

1.3.6.Структура организации 21

1.3.7.Подходы к классификации организационных структур 22

1.3.8.Классификация структур управления 23

1.3.9.Понятие и классификация функций управления 27

1.4.Список рекомендуемой литературы 31

1.5.1.Контрольные тесты по разделу «Теория управления» 35

1.5.3. Рекомендуемая литература 37

1.5.4. Примерные вопросы, содержащиеся в экзаменационных билетах38 по дисциплине «Теория управления» 39

Раздел 2. Образовательная дисциплина «Управленческие решения» 41

Введение 41

2.1.Содержание дисциплины «Управленческие решения» 42

2.2. Учебная программа по дисциплине «Управленческие решения» 42

2.3. Образовательная дисциплина «Управленческие решения» (обзорный лекционный материал) 45

2.3.1.Понятие «управленческое решение» (УР) 45

2.3.2.Основные факторы, влияющие на процесс принятия УР 45

2.3.3.Показатели качества и эффективности (УР) 46

2.3.4.Классификация управленческих решений 47

2.3.5.Условия обеспечения высокого качества и эффективности УР 47

2.3.6.Основные факторы, влияющие на процесс принятия УР 48

2.3.7.Процесс разработки УР 49

2.3.8.Основные этапы разработки УР 50

2.3.9.Разработка управленческого решения в условиях неопределенности и риска 52

2.3.10.Риск и его разновидности 53

2.4.Список рекомендуемой литературы 55

2.5.1.Контрольные тесты по разделу «Управленческие решения» 60

2.5.2.Темы заданий на курсовые и контрольные работы по разделу «Управленческие решения» 62

2.5.3. Примерные вопросы, содержащиеся в экзаменационных билетах по дисциплине «Управленческие решения» 63

Раздел 3. Преддипломная практика 65

Раздел 4. Выпускная квалификационная работа 78

4.1. Образцы заданий на выпускную квалификационную работу 79

Заключение 89


Введение


Настоящий учебно-методический комплекс (УМК) объединяет две взаимосвязанные образовательные дисциплины:

    • «Теория управления»;

    • «Управленческие решения»

и рассматривает их с единых методологических позиций.

Для того, чтобы сформировать у студента (обучающегося) комплексное представление о значении и месте понятия «Управление» в современном менеджменте, рассматривается система, органически объединяющая следующие образовательные дисциплины:

    • Теория управления;

    • Управленческие решения;

    • Исследование систем управления;

    • Информационные технологии в экономике и управлении;

    • Управление проектом;

    • Управление качеством;

    • Управление персоналом.

Эти дисциплины составляют значительную часть Государственного Образовательного Стандарта (ГОС) подготовки специалистов по следующим специальностям:

    • ^ Менеджмент организации;

    • Государственное и муниципальное управление.

Системная взаимосвязь образовательных дисциплин в подготовке менеджера, раскрывающих суть (содержание) комплексного понятия «Управление», представлена на рис 1.


^ Назначение учебно-методического комплекса (УМК)

Принятие эффективных управленческих решений - одно из наиболее важных условий успешного существования и развития любой организации или предприятия в современных экономических условиях.

Принятие решений базируется на теории управления и методологии принятия управленческих решений.

Профессиональной обязанностью каждого руководителя является принятие всесторонне взвешенных управленческих решений в соответствии с делегированным ему объемом полномочий.

Необходимость принятия решения на каждом шагу сопровождает управляющего. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. Это требует от студента получения устойчивых теоретических знаний и приобретения студентом необходимых практических навыков и умений.

Неотъемлемой частью теории принятия управленческих решений является генерирование альтернативных вариантов возможных решений и оценка их эффективности, что подробно рассматривается при написании рефератов и выполнения курсовых работ.

Разработка управленческих решений является сложным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Эти вопросы детально исследуются при написании выпускных (дипломных) квалификационных работ.

Сегодня управленческие науки в значительной степени переплетены, взаимосвязаны и их конкретное название определяет, прежде всего, тот аспект управленческого процесса, на который сделан основной упор.

Все это делает актуальным взаимосвязанное рассмотрение (изучение) студентом дисциплин «Теория управления» и «Управленческие решения» в рамках единого учебно-методического комплекса (УМК). Такое представление УМК позволит составить у студента заочно-дистанционного обучения целостное представление о современных технологиях принятия управленческих решений и выработать профессиональные умения принимать эффективные управленческие решения применительно к конкретной практической деятельности.



^
Управление проектом

Исследование систем управления
^



Теория управления




Управленческие решения

Управление персоналом








Управление качеством

Информационные технологии в экономике и управлении
^ Рис.1. Системная взаимосвязь образовательных дисциплин в подготовке менеджера раскрывающих содержание комплексного понятия «Управление»



Теория управления

В системной взаимосвязи образовательных дисциплин входящих в государственный образовательный стандарт подготовки менеджера определяющее место занимает дисциплина «Теория управления».

Здесь «Теория управления» является базовой дисциплиной, на основе которой формируется дисциплина «Управленческие решения».

Необходимыми и поддерживающими дисциплинами являются «Исследование систем управления» и «Информационные технологии в экономике и управлении».

Прикладными дисциплинами, при изучении которых используются основные понятия, сформулированные в дисциплинах «Теория управления» и «Управленческие решения» являются «Управление проектом», «Управление качеством», «Управление персоналом».

Такой методологический подход к изучению вышеперечисленных дисциплин необходим для того, чтобы выработать у студента комплексное представление о взаимосвязанности образовательных дисциплин, объединенных понятием «Управление» и обеспечивающих студентам получение устойчивых теоретических знаний и выработку практических навыков и умений применения функций управления в различных областях деятельности менеджера, а также при написании:

– рефератов;

– контрольных работ;

– выпускных (дипломных) квалификационных работ.

В дисциплине «Теория управления» студенту раскрывается сущность, основные парадигмы и базовые категории теории управления, их эволюция в контексте развития гражданского общества и индивида, как главного объекта и цели управленческого воздействия.

В ней рассматривается задача управления организацией и его методологические основы. Показано структурирование организации, обоснованы функции управления, способы принятия решений, коммуникационные процессы в управлении. Раскрывается суть групповой динамики и стиля руководства для эффективности управления.

В рамках дисциплины последовательно рассматривается организация (или предприятие) как объект управления, анализируются общие характеристики организации, дается их классификация в соответствии со следующими критериями (форма собственности, численность сотрудников, принадлежность к различным секторам экономики, к тому или иному виду производства и т.д.).

На основе анализа различных моделей организации последовательно рассматривается «внешняя» и «внутренняя» среда организации, а также наиболее распространенные на практике организационные структуры управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, целевая). Формулируется понятие «управление» и дается классификация функций управления.

Последовательно определяются «общие» функции управления (планирование, реализация, мотивация, контроль и общая координация процесса управления). Рассматриваются «конкретные» функции управления (ресурсами, процессами, результатами). Показана методология реализации как «общих», так и «конкретных» функций управления.

Далее последовательно рассматривается основное содержание образовательных дисциплин, представленных на рис.1.

^ Управленческие решения

В системе менеджмента дисциплина «Управленческие решения» является после основополагающей дисциплины «Теория управления» ведущей, так как решение любой проблемы прикладного менеджмента основано на методологии этой образовательной дисциплины.

В рамках данной дисциплины осуществляется:

    • изучение методов обеспечения качества принимаемого управленческого решения в условиях неопределенности «внешней» и «внутренней» среды, с учетом факторов неопределенности производственной ситуации и риска вкладываемых инвестиций;

    • изучение факторов (экономических законов, научных подходов и т.п.), влияющих на эффективность управленческого решения как основного условия достижения его конкурентоспособности;

    • изучение технологии разработки, принятия, реализации и мотивации эффективного управленческого решения;

    • изучение методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческого решения в рамках системы менеджмента.

Практика свидетельствует, что важное значение при принятии управленческих решений имеют системный, функциональный и ситуационный подход, обеспечивающие качество и эффективность принимаемых решений. Рассмотрение реальных ситуаций позволяет студентам оценить практическую ценность предлагаемых методов и целесообразность использования их в практической деятельности.

Дисциплинами, «поддерживающими» дисциплину «Управленческие решения» являются дисциплины:

    • «Исследование систем управления»;

    • «Информационные технологии в экономике и управлении».

v-a-zhukovskij-kratkij-rasskaz-o-poete-1chas-13-lesnoj-car-perevod-balladi-i-gete-sili-ugrozhayushie-cheloveku-1chas-14-a-s-pushkin.html
v-a-zhukovskij-spyashaya-carevna.html
v-abakane-prodolzhaetsya-vozvedenie-bassejna-olimpijskogo-tipa-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj.html
v-adigee-silnie-morozi-sohranyatsya-v-techenie-dvuh-dnej-internet-resurs-yugaru-08022012.html
v-agentstve-zenithoptimedia-proshel-den-dobrih-del-tradicionnaya-prednovogodnyaya-vstrecha-delovogo-kluba-zhenshini.html
v-akb-rossijskij-kapital-oao-e-mail-zemresurs-list-ru.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-fizike-dlya-11-klassa-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-profilnij-uroven.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mehanizm-funkcionirovaniya-predpriyatiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-7-28-altajskoe-regionalnoe-otdelenie-partii-edinaya-rossiya-v-2010-godu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-fizike-7-klass-uchitelya-fiziki-mou-sosh-s-antonovka.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-sostavlen-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-gos-vpo-prikaz-minobrnauki-rf-30-tehbak-ot-10-03-2000-g-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-obsuzhden-na-zasedanii-kafedri-priborostroenie.html
  • institut.bystrickaya.ru/svadebnij-scenarij-6-scenarij-svadbi.html
  • literature.bystrickaya.ru/dzhejms-kepner-telesnij-process-specialnij-vipusk-po-klinicheskoj-geshtalt-terapii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-soderzhanie-pomeshenij-i-pridomovoj-territorii-pravila-i-normi-tehnicheskoj-ekspluatacii-zhilishnogo-fonda.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rassmotrim-v-kachestve-primera-dinamicheskij-kompyuternij-test-trenazher-13-dlya-naucheniya-resheniyu-zadachi-konstruirovaniya-grafikov-funkcii-kotoraya-v-obshem-vide-zapisivaetsya-kak.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnik-na-uroke-muziki-kak-stimul-lichnostnogo-razvitiya-uchashihsya.html
  • university.bystrickaya.ru/eshyo-raz-o-nezavisimosti-sudej-o-e-kutafina-filial-mgyua-imeni-o-e-kutafina-v-g-vologde-trudi-filiala-mgyua.html
  • books.bystrickaya.ru/bilet-24-bileti-na-3-j-klass.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-assortimenta-i-ocenka-kachestva-sira-realizuemogo-v-magazine.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poslednyaya-konferenciya-nosila-harakter-itogovoj-vdokladah-i-vistupleniyah-bili-predstavleni-rezultati-issledovanij-po-dannomu-napravleniyu-rusistiki.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-okruzhayushij-mir-pleshakov-mir-vokrug-nas.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/myaso-ptici.html
  • desk.bystrickaya.ru/perevod-s-anglijskogo-yazika-25-ya-konferenciya-konfederacii-torgovo-promishlennih-palat-stran-aziatsko-tihookeanskogo-regiona-6-8-marta-2011-g-gostinica-chiraan-palas-stambul.html
  • crib.bystrickaya.ru/grecheskie-istochniki-cerkovnogo-prava-v-a-cipin-cipin-v-a-cerkovnoe-pravo-kurs-lekcij-m-kruglij-stol-po.html
  • urok.bystrickaya.ru/pp-naimenovanie-postavlyaemogo-produkcii-stranica-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-vipolneniya-kursovoj-raboti-po-discipline-konstruirovanie-programm-i-yaziki-programmirovaniya-.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/minuya-strazha-zhizni-v-sonnoe-carstvo-kniga-mertvih-v-svoej-glubinnoj-suti-govorit-o-tom-zhe-o-snah-oneotvratimih.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ii-velikij-knyaz-vasilij-dimitrievich-godi-1389-1425-n-m-karamzin-istoriya-gosudarstva-rossijskogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-programmi-shkola-2100-planeta-znanij-2-stupen-osnovnoe-obshee-obrazovanie-5-9-klassi-predprofilnaya-podgotovka-v-9-klassah.html
  • control.bystrickaya.ru/cel-zhizni-kniga-prednaznachena-dlya-teh-kto-stremitsya-ovladet-novoj-unikalnoj-sistemoj-kouchinga-koaktivnim-kouchingom.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-ocenka-rinka-sbita-i-urovnya-konkurencii-diplomnij-proekt.html
  • universitet.bystrickaya.ru/subekti-i-obekti-zemelnih-otnoshenij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-17-prinuditelnie-meri-medicinskogo-haraktera-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ugolovnoe-pravo.html
  • reading.bystrickaya.ru/krestyanskie-vosstaniya-vo-francii-i-v-anglii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-stranica-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/korzina-doklada-tvorchestvo-i-bog-konferencii-v-sankt-peterburge-2008god-stranica-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhregionalnaya-obshestvennaya-organizaciya-rossijskogo-soyuza-molodezhi-v-sankt-peterburge-i-leningradskoj-oblasti.html
  • institut.bystrickaya.ru/turizm-sohranil-licenzirovanie-v-polnom-obeme-pervij-kanal-novosti-09-06-2005-15-00-00-14.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-sudebnaya-medicina-dlya-specialnosti-lechebnoe-delo-gos-vpo-napravleniya-specialnosti-lechebnoe-delo-060101-2000g.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-30-v-a-mihelson-v-a-grebennikov.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/meri-predostorozhnosti-ot-padenij-v-dome-klaflin-edvard-domashnij-doktor-dlya-detej-soveti-amerikanskih-vrachej-vstuplenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.