.RU

Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии в экономике Спецuальность/направленuе


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)






УТВЕРЖДЕНО:

Проректором по учебно-методической работе -директором РОАТ

«__27_» _____10_____2010 г.




Кафедра «Бухгалтерский учет и экономическая информатика»

(название кафедры)


Автор Бабаева Зоя Васильевна

(Ф.И.О.)


^ Учебно-методический комплекс по дисциплине


Информационные технологии в экономике_____ ______________


Спецuальность/направленuе: 080101 Экономика и управление на предприятии

(код, наименование специальности /направления)



Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии института

Протокол № 1

«26» октября 2010 г.



Утверждено на заседании кафедры


Протокол № 2

«12» октября 2010 г.





Москва 2010 г.


Автор-составитель:

^ Бабаева Зоя Васильевна, старший преподаватель


Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии

в экономике

(название дисциплины)

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки экономиста по специальности

^ 080101 Экономика и управление на предприятии



(название специальности/направления)


Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной для изучения.


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)



СОГЛАСОВАНО:

Выпускающая кафедра «Экономика, финансы и управление на транспорте»




УТВЕРЖДЕНО:

Проректором по учебно-методической работе -директором РОАТ

«_27_» ____10____2010 г.



Кафедра «Бухгалтерский учет и экономическая информатика»

(название кафедры)


Автор Бабаева Зоя Васильевна

(Ф.И.О.)


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Информационные технологии в экономике_____ ___________


Спецuальность/направленuе: 080101 Экономика и управление на предприятии

(код, наименование специальности /направления)





Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии института

Протокол № 1

«26» октября 2010 г.



Утверждено на заседании кафедры


Протокол № 2

«12» октября 2010 г.





Москва 2010 г.

^ Цели и задачи дисциплины

«Информационные технологии в экономике» является дисциплиной, обеспечивающей переход от цикла «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» к циклу «Общие профессиональные дисциплины».

Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных по дисциплинам «Информатика», «Основы менеджмента» и «Экономика предприятия».

Целью изучения дисциплины является подготовка студентов к использованию современных информационных технологий в решении задач управления предприятием.

Задачами дисциплины являются:

- изучение теоретических основ создания и использования современных информационных технологий;

- ознакомление с состоянием и тенденциями автоматизации задач управление предприятием и пакетами прикладных программ (ППП) решения задач по отраслям;

- получение навыков освоения перспективных и наиболее распространенных методов и средств автоматизации задач управления всех уровней.


^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучив дисциплину, студенты должны:

Знать основные теоретические положения использования информационных технологий и современный уровень автоматизации решения задач управления предприятием.

Уметь использовать пакеты прикладных программ в качестве конечного пользователя при решении типовых задач или квалифицированного пользователя при решении задач, определенных пользователем, в зависимости от объема часов, отведенных на дисциплину.

Владеть навыками самостоятельного получения новых знаний по проблемам развития новых информационных технологий в экономике.


^ Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по заочной форме обучения

№ курса

3

Аудиторные занятия:

16

Лекции

12

Практические занятия

4

Самостоятельная работа

104

Всего часов на дисциплину

120

Текущий контроль

Контрольная работа

Вид итогового контроля

Экзамен


^ Содержание курса


Введение. Предмет и содержание курса. Роль и место информационных технологий (ИТ) в экономических информационных системах. Значение ИТ для современного развития общества, информация общества.


Раздел 1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

1.1. Основные понятия информатики. Понятие экономической информации. Основные требования, предъявляемые к экономической информации. Виды экономической информации. Системы классификации и кодирования экономичес­кой информации.

1.2. Определение информационной системы (ИС). Задачи, свойства и функции ИС. Основные виды информационных систем. Последовательность разработки информационных систем. Перспективы развития ИС.

1.3. Информационные системы на предприятии. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Предметная область ИС. Информационная модель предприятия.

1.4. Экономические информационные системы (ЭИС) как разновидность ИС. Состав и структура информационных систем: основные элементы, порядок функционирования. Функциональные подсистемы ЭИС. Обеспечивающие подсистемы ЭИС.

5. Автоматизированное рабочее место экономиста как часть ЭИС. Функции и назначение АРМ экономиста. Общие вопросы проектирования АРМ экономиста. Состав и содержание проектной документации на АРМ. Типовая структура АРМ экономиста. Функциональная структура АРМ-экономиста. Информационное обеспечение АРМ-экономиста. Программное обеспечение АРМ-экономиста. Техническое обеспечение АРМ-экономиста. Технологическое обеспечение АРМ-экономиста.


Раздел 2. ИНФОРМАЦИОННЫE ТЕХНОЛОГИИ

2.1. Понятия и классификация информационных технологий, основная терминология. Основные процессы преобразования информации. Информационный обмен. Технология внутримашинной обработки данных в пакетном и диалоговом режимах обработки данных. Типовые информационные технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации. Методика выбора информационных технологий.

2.2. Этапы развития информационных технологий, Концепция новой информационной технологии. Тенденции развития информационных технологий. Перспективы развития информационных технологий.

2.3. Стандарт пользовательского интерфейса для диалоговых информационных технологий. Характеристика экономических задач, реализуемых в диалоговом режиме работы ЭВМ. Автоматизация операционных задач. Автоматизация задач текущего планирования. Автоматизация стратегических задач управления. Структура диалога.

2.4. Информационные технологии на основе сетей общего назначения. Система информационного обмена. Сети информационного обмена. Распределенные технологии обработки и хранения данных. Организация информационной базы. Локальные и распределенные базы данных. Электронная документация и ее защита. Компьютерные телекоммуникации. Электронная почта. Принципы работы глобальной сети Интернет.


Раздел 3. ПPОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1. Общая характеристика программного обеспечения информационных технологий. Классификация программного обеспечения. Базовое программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение и тенденции его развития

3.2. Текстовые и графические редакторы. Назначение и классификация. Основные операции с текстом. Информационные технологии коммерческой, иллюстративной и научной графики.

3.3.Электронные таблицы. Назначение электронных таблиц. Основные приемы работы.

3.4. Технология баз информации. Системы управления базами данных (СУБД). Основные виды, функции и особенности работы СУБД. Организация и ведение баз данных.

Раздел 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

4.1. Электронный офис. Интегрированные пакеты для офиса. Безбумажная технология: состояние и перспективы.

4.2. Технология экспертных систем. Классификация и типовая структура экспертной системы. Особенности разработки экспертных систем.

4.3. Гипертекстовая технология. Сущность гипертекстовой технологии. Сфера применения гипертекстовой технологии.

4.4. Технологии мультимедиа. Сущность технологии мультимедиа. Сфера применения технологии мультимедиа.


^ Распределение часов по видам и темам учебной работы


Заочная форма обучения



Всего часов по учеб-ному плану

Виды учебных занятий

Самостоятель-ная работа







Аудиторные занятия, в том числе










Лекции

Практ. занятия




1.Экономические информационные системы


39

3




36

2. Информационныe технологии


31

3

2

26

3. Пpограммные средства информационных технологий


19

3

2

14

4. Перспективы развития информационных технологий


31

3




28

ИТОГО:

120

12

4

104



^ Темы практических занятий

Раздел 2. Информационныe технологии.

Тема: Типовые информационныe технологии сбора, передачи, обработки и выдачи экономической информации с использованием ЭВМ.

Цель занятия состоит в разработке блок-схем технологических процессов для конкретной экономической задачи и практическом освоении методов обработки данных в среде MS Excel.

Вопросы к теме:

  1. Типовые техпроцессы сбора и передачи информации.

  2. Типовые технологические процессы обработки и выдачи информации.

  3. Графическое представление техпроцессов.

  4. Режимы обработки данных: пакетный, диалоговый.

  5. Обработка данных с помощью функций, реализованных в среде MS Excel.

  6. Графическое представление результатов обработки.


Раздел 3. Пpограммные средства информационных технологий.

Тема: Системы управления базами данных (СУБД). Основные виды, функции и особенности работы СУБД. Организация и ведение баз данных.

Вопросы к теме:

  1. Системы управления базами данных (СУБД). Определение, назначение.

  2. Основные виды, функции и особенности работы СУБД.

  3. Схема данных.

  4. Экранные формы, их виды и способы формирования.

  5. Виды запросов. Практическая реализация в среде MS Access.

  6. Виды и способы формирования отчетов.


Самостоятельная работа

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

1. Структура системы управления. Прямая и обратная связи. Информационная модель предприятия

Проработка учебников и выполнение контрольной работы

2.Функциональные компоненты АРМ экономиста.

Проработка учебников и выполнение контрольной работы

3. Обеспечивающие компоненты АРМ экономиста.

Проработка учебников и выполнение контрольной работы

4. Компоненты системы обработки данных.

Проработка учебников и выполнение контрольной работы

5. Этапы развития информационных технологий. Перспективы развития.

Проработка учебников и выполнение контрольной работы

6.Текстовые и графические редакторы. Основные операции с текстом. 7.Информационные технологии коммерческой, иллюстративной и научной графики.

8.Электронные таблицы. Назначение, основные приемы работы.

Проработка учебников и выполнение контрольной работы

9. Общая характеристика экспертных систем.

Проработка учебников и выполнение контрольной работы

10. Гипертекстовая технология и технология мультимедиа. Назначение и области применения.

Проработка учебников и выполнение контрольной работы



^ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Общие указания

Целью контрольной работы является закрепление, углубление и контроль знаний, полученных при изучении дисциплины «Информационные системы в экономике».

Студент должен овладеть предусмотренными программой темами. При этом следует использовать методические указания и рекомендованную литературу.

Контрольная работа выполняется на листах формата А4 с пронумерованными страницами. На титульном листе контрольной работы необходимо указать наименование ВУЗа, название дисциплины, фамилию, инициалы, курс, учебный шифр, домашний адрес. В конце выполненной работы приводится список использованной литературы, ставятся дата и подпись.

Контрольная работа по дисциплине «Информационные системы в экономике» составлена в соответствии с программой курса и включает в себя два задания.

^ В первом задании требуется ответить на теоретические вопросы.

Во втором задании требуется на основе исходных данных таблиц разработать элементы автоматизированной экономической информационной системы (АЭИС) «Кадры».

ЗАДАНИЕ 1

Ответить на теоретические вопросы в соответствии с выбранным вариантом, соответствующим последней цифре учебного шифра.

Номер варианта

Тема

1

Понятия и классификация информационных технологий, основная терминология.

2

Основные процессы преобразования информации. Типовые информационные технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации.

3

Этапы развития информационных технологий, Концепция новой информационной технологии.

4

Основные принципы работы электронной почты.

5

Общая характеристика программного обеспечения информационных технологий. Классификация программного обеспечения.

6

Электронный офис. Интегрированные пакеты для офисa. Безбумажная технология: состояние и перспективы.

7

Технология экспертных систем. Классификация и типовая структура экспертной системы. Особенности разработки экспертных систем.

8

Текстовые и графические редакторы. Основные операции с текстом. Информационные технологии коммерческой, иллюстративной и научной графики.

9

Электронные таблицы. Назначение электронных таблиц. Основные приемы работы.

0

Гипертекстовая технология. Сущность гипертекстовой технологии. Сфера применения гипертекстовой технологии.


ЗАДАНИЕ 2

Разработать элементы автоматизированной экономической информационной системы (АЭИС) «Кадры».

Описание экономических задач и выявленных информационных объектов рассматриваемой предметной области по вариантам представлено в табл. 1.

Таблица 1.

Номер

варианта

Название задачи

Наименование массивов

Идентификатор массивов

1

Учет личного состава

работающих

Учет личного состава

Квартирный учет

Перемещения

Увольнения

ЛС

КУ

ПР

УВ

2

Учет состава семьи

Учет личного состава

Состав семьи

Квартирный учет

Постоянные удержания

ЛС

СС

КУ

УД

3

Учет постоянных удержаний у работающих

Учет личного состава

Состав семьи

Больничные листы

Постоянные удержания

ЛС

СС

БЛ

УД

4

Учет больничных листов

Учет личного состава

Состав семьи

Больничные листы

Oтпyска

ЛС

СС

БЛ

ОТ

5

Учет отпусков работающих

Учет личного состава

Состав семьи

Больничные листы

Oтпyска

ЛС

СС

БЛ

ОТ

Продолжение табл.1

6

Квартирный учет работающих

Учет личного состава

Состав семьи

Квартирный учет

Воинский учет

ЛС

СС

КВ

ВУ

7

Воинский учет кадров

Учет личного состава

Состав семьи

Квартирный учет

Воинский учет

ЛС

СС

КВ

ВУ

8

Учет подготовки и переподготовки кадров

Учет личного состава

Состав семьи

Учет подготовки

Воинский учет

ЛС

СС

ПОД

ВУ

9

Учет перемещения работающих внутри

предприятия

Учет личного состава

Увольнения

Учет подготовки

Перемещение

ЛС

УВ

ПОД

ПЕР

0

Учет текучести кадров

Учет личного состава

Увольнения

Учет подготовки

Перемещение

ЛС

УВ

ПОД

ПЕР


^ Структура и содержание второго задания

1. Разработать постановку конкретной задачи и дать ее описание.

2. Разработать элементы информационного обеспечения АЭИС «Кадры» (в программной среде СУБД ACCESS).

2.1. Определить состав исходной информации, используемой для реализации соответствующей экономической задачи;

2.2. Создать таблицу базы данных.

2.3. Определить структуру базы данных.

2.4. Создать записи таблицы и заполнить их данными.

2.5. Спроектировать схему данных.

2.6. Разработать многотабличный запрос на выборку информации (по произвольной форме).

2.7. Разработать информационную модель автоматизированного решения задач

3. Спроектировать технологическое обеспечение АС Кадры (Схему рабочей системы).


v106-trebovaniya-k-serveru-i-programmnomu-obespecheniyu-bazi-dannih-novostnih-mediafajlov.html
v12obshaya-chislennost-ekonomicheski-aktivnogo-naseleniya-zapadnova-n-l-zamestitel-predsedatelya-pravitelstva.html
v17-drugie-ostrie-virusnie-gepatiti-rekomendovano-v-sovet-fakulteta-zav-kafedroj-infekcionnih-boleznej-belmapo.html
v2-iz-predlozhenij-13-vipishite-slovo-a-s-chereduyushejsya-glasnoj-v-korne-v3.html
v2-rol-inzhenera-konstruktora-v-nauke-i-promishlennosti-elektronnij-konspekt-lekcij-po-discipline-raschet-i-proektirovanie.html
v3-variativnaya-chast-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-po-napravleniyu-030900-yurisprudenciya-profil-grazhdansko-pravovoj.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-muziki-v-5-kl-tema-mozhno-li-muziku-uvidet.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-2007-godu-bolee-dvuh-millionov-zhitelej-sidneya-i-razlichnih-organizacij-etogo-goroda-pouchastvovali-v-akcii-i-viklyuchili-svet-na-odin-chas-chas-zemli-oni-dokazal.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/2-adres-elektronnoj-ploshadki-v-seti-internet.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temp-rosta-tarifov-na-elektricheskuyu-energiyu-2009-god-v-k-2008-godu.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-teme-i-voprosi-dlya-samoproverki-programma-i-kontrolnie-zadaniya-po-uchebnoj-discipline.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/provedeniya-aukciona-na-pravo-polzovaniya-nedrami-ufimskogo-uchastka.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-obucheniya-obespechenie-prav-uchashihsya-na-poluchenie-kachestvennogo-obrazovaniya-sootvetstvuyushego-urovnya-povishenie-otvetstvennosti-kazhdogo-pedagoga-za-konechnie-rezultati-svoego-truda-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-formirovaniya-kadrovogo-rezerva-na-zameshenie-dolzhnostej-municipalnoj-sluzhbi-v-administracii-gorodskogo-okruga-gorod-salavat-respubliki-bashkortostan.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-rabochaya-programma-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-zarubezhnoj-literaturi-itret.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-istoriya-izuchaemogo-regiona-yaponiya-chast-drevnyaya-yaponiya-dlya-napravleniya-032100-62-vostokovedenie-i-afrikanistika-podgotovki-bakalavrov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-scenarij-energeticheskoj-revolyucii-dlya-stran-s-perehodnoj-ekonomikoj.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akio-morita-sdelano-v-yaponii-stranica-22.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primechaniya-uroki-samih-uspeshnih-kompanij-ameriki.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-18-mechta-na-porazhenie-aleksej-kalugin.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/administrativnoe-ustrojstvo-nacionalnaya-politika-v-imperatorskoj-rossii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/realizuyushih-obrazovatelnie-programmi-obshego-obrazovaniya-i-imeyushih-gosudarstvennuyu-akkreditaciyu-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tezisi-i-kriticheskie-zamechaniya-stranica-12.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukazatel-postuplenij-literaturi-za-period-s-01-yanv-2000-po-31-dek-2002-kraj-v-celom-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/barli-mamanditi-1-kurs-studentterne-trshlkt-aupszdk-negzder.html
  • school.bystrickaya.ru/klassifikaciya-i-nomenklatura-tekst-lekcij-po-organicheskoj-himii-samara-2006.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sochinenie-zakrevskogo-antona-7a-klass-na-temu-pochemu-nelzya-unizhat-cheloveka.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bolshoj-kulinarnij-slovar-stranica-22.html
  • education.bystrickaya.ru/2-god-obucheniya-rabochaya-uchebnaya-programma-po-kursu-literaturnoe-chtenie-v-nachalnoj-shkole-sistemi-d-b-elkonina.html
  • literature.bystrickaya.ru/cel-6-borba-s-vich-spidom-malyariej-i-drugimi-zabolevaniyami-reshenie-gosudarstvami-voprosov-napravlennih-na.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-specialnosti-020501-bioinzheneriya-i-bioinformatika-ochnaya-forma-obucheniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-zhspbek-ajmauitovti-nsh-gmes.html
  • college.bystrickaya.ru/27-osnovaniya-dlya-otkaza-v-prieme-dokumentov-neobhodimih-dlya-predostavleniya-gosudarstvennoj-uslugi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/samoobrazovatelnaya-deyatelnost-studentov-aya-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya-studentov-aspirantov-i-molodih.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poryadok-vipolneniya-osnovnih-etapov-razrabotki-processora-kursovoj-proekt-po-discipline-organizaciya-evm-kompleksov-i-sistem.html
  • studies.bystrickaya.ru/chs-i-vliyanie-shuma-na-organizm-cheloveka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/81-pravilshik-prokata-i-trub-vipusk-7.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-literaturi-v-9-m-klasse-tragediya-i-samootverzhennost-.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-vii-ocenka-tovara-dlya-tamozhennih-celej-3-1-generalnoe-soglashenie-po-tarifam-i-torgovle-1994-goda-gatt-1994-61.html
  • esse.bystrickaya.ru/razbor-mestoimenij-sushestvitelnih-kratkij-teoreticheskij-kurs-dlya-shkolnikov-izdatelstvo-mgu-2006-240-str.html
  • notebook.bystrickaya.ru/implementation-of-the-international-covenant-on-economic-social-and-cultural-rights-stranica-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.