.RU

Учебно-методический комплекс по дисциплине славянское язычество для подготовки специалистов 031801. 65 Религиоведение Рассмотрено и утверждено

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Кафедра религиоведения и теологии

Учебно-методический комплекс по дисциплине
СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО

для подготовки специалистов 031801.65 Религиоведение

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры РиТ от «27» мая 2011 г.

Барнаул
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации к курсу

Критерии оценки

Содержание учебной дисциплины

Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Примерный список вопросов к экзамену

Рабочая программа дисциплины

Методические рекомендации к курсу

Курс «Славянское язычество» рассчитан на 48 ч лекций и 25 ч СРС для студентов очного отделения, 27 ч. выделяется на подготовку к экзамену.

Содержание дисциплины ориентировано на знакомство студентов с источниками, методами, историографией по изучению славянского язычества, а также представляет религиоведческий аспект (формирование и эволюция пантеона). Студенты познакомятся с современными концепциями происхождения язычества и этапами его эволюции согласно последним данным археологии, этнографии, источниковедения. Основной акцент в учебной дисциплине сделан на всестороннем рассмотрении славянского язычества как историко-культурного и религиозного феномена.

Цель: развернутое комплексное представление содержательных аспектов, истории и эволюции славянских языческих представлений.

Задачи:

1. Различия исследовательских установок в определении понятия «язычество»

2. Сравнительный анализ источников по славянскому язычеству

3. Специфика славянского языческого пантеона и его трансформации

4. Представить своеобразие обрядовой практики и ритуалы восточных славян

5. Историю взаимодействия славянского язычества и христианства.

В итоге освоения основного содержания дисциплины студент должен знать:

- источники по истории славянского язычества

- историографические направления изучения язычества восточных славян.

Уметь:

- характеризовать основные типы археологических памятников восточных славян: культовые сооружения, предметы мобильного искусства, предметы культа и др.

- описывать религиозные обряды и ритуалы восточных славян

- производить сравнительный анализ письменных источников (летописи и др.) для выделения основных категорий и терминов славянских языческих представлений

- выделять специфические особенности восточнославянских религиозных представлений

- характеризовать восточнославянский пантеон и объяснять его специфику

- представлять обобщенную картину верований восточных славян

Владеть:

- сравнивать сведения письменных источников по положению, роли и значению отдельных богов славянского пантеона

- способностью оформлять научные доклады, посвященные реконструкции космогонических, космологических, анимистических, тотемистических представлений восточных славян на основе комплекса археологических находок, погребального обряда, летописных данных и

- интерпретировать языческие ритуалы и обряды с позиции современных результатов источниковедческих и археологических исследований.

Контрольно-регулировочный компонент предполагает контроль за ходом решения поставленных задач, который будет осуществляться с помощью устных, письменных контрольных работ, а также путем индивидуальных домашних заданий, рефератов в ходе реализации СРС. Итоговый контроль предполагает собеседование на зачете.

Критериями оценки знаний студентов в процессе освоения учебной дисциплины «Славянское язычество» являются:

Основанием для получения зачета являются проявленные глубокие знания о предмете при ответе на поставленный вопрос, последовательное изложение материала  с использованием лекционного материала, учебной и научно-исследовательской литературы, ответы на все дополнительные вопросы.

Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. История изучения славянского язычества

Тема 1. Понятие, источники, методы изучения славянского язычества

Понятие язычества. Разнообразие вариантов его трактовок (политеистические религии, религиозные верования древних народов, обозначение всех религий, кроме монотеистических, новое религиозное движение, иноверие и т.д.). Этимология слова «язычество», «язычник».

Источники для изучения славянского язычества. Группы археологических источников (святилища, древние курганы, вещественные материалы из курганов, кладов, изделия декоративно-прикладного искусства и др.). Топонимические данные. Свидетельства современников (сочинения византийских историков, западноевропейских авторов, русские летописи и поучения против язычества XI-XIV вв., польские и русские записи XV-XVII вв.). Фольклорный и этнографический материал по восточным славянам XIX в. Методы и методика религиоведческого исследования славянского язычества.
Тема 2. История изучения славянского язычества. Периодизация

Специфика изучения славянского язычества в рамках истории, этнографии, филологии и фольклористики. период XIX – начала XX вв. Фундаментальные работы Л. Hидеpле и др. Основания и проблематика исследования славянского язычества в советский период (работы Н.С. Державина, В. И. Чичерова, и С. А. Токарева. Исследования середины XX в. (М. Гимбутас, И.П. Русанова, Б.А. Тимощук, В.В. Седов и др.). Современный этап (работы Б.Я. Рыбакова, И. Фроянова и др.). Научные школы и направления в славяноведении (мифологическая, сравнительно-историческая и др.). Н.И.Костомаров, И.И.Срезневский, М.Б.Никифоровский, А.С.Фаминцин. Структуралистский подход в современном славяноведении (В.В.Иванов, В.Н.Топоров, Н.И.Толстой). Работы Б.Я. Рыбакова.

Проблематика современного славяноведения, направления исследования религии восточных славян.

Периодизация язычества Б.Я. Рыбакова.
Тема 3. Реконструкция древнейших пластов славянского язычества

Среднее Поднепровье как историко-кульрный регион обитания восточных славян и центр формирования славянского язычества.

Упоминания народа РУС или РОС. Свидетельства летописца Нестора. Археологические кульутры Среднего Поднепровья (черняховская, зарубинецкая, милоградская, чернолесская). Погребальный обряд как источник для реконструкции языческих представлений (трупоположение, трупосожжение и погребения в урнах, курганы со спаленными домовинами). Каменные изваяния VI - V вв. до н. э.

Реконструкция Б.Я. Рыбаковым религиозных верований славян на основе археологических источников (обряд погребения).

Погребальный обряд VI–XIII вв. и его реконструкция В.В. Седовым.

Архаические ритуалы и верования славян. Представления о мире дереве, вера в могущество предковпокровителей, оборотничество, полидемонизм и др. Социальные основания возникновения культа предков (концепция С.А. Токарева). Проявление ранних славянских верований в мотивах русских сказок.
Раздел 2. Религиозно-мифологическая система восточных славян

Тема 4. Пантеон восточнославянского язычества

Проблема существования Единого верховного божества. Концепции славянского энетеизма и политеизма, их представители.

Принципы образования славянского языческого пантеона. Иерархическая структура, горизонтальные и вертикальные взаимосвязи. Летописные сведения о славянских богах.

Функции, область действия языческих богов (Велес, Даждьбог, Хорс, Ярила, Перун, Стрибог, Мокошь и др.). Эволюция культа Перуна по разным источникам. Факторы появления Перуна (бог-воитель, покровитель княжеской дружины). Почитание Перуна на юге восточнославянского мира (Киев). Семейные и родственные божества (Лада, Лель, Род, Щур). Культ рожаниц.

Факторы эволюции восточнославянского пантеона.
Тема 5. Славянская мифология. Космологические и космогонические представления славян

Отсутствие ярко выраженного дуализма – характерная черта славянских мифологических представлений. Проблема выделения славянских святилищ и культовых мест. «городища-святилища» «капищем». Перынский языческий культовый комплекс. Збручское святилище.

Космологические и космогонические представления славян. Варианты космогонических мифов. «Горизонтальная» и «вертикальная» проекции «пространственной» модели космологии славян. Образ мирового дерева. Почитание стихий и святил. Представления о загробном мире.

Тема 6. Религиозная реформа 10 в. и эволюция восточнославянского пантеона.

Превращение Киева в религиозный центр восточнославянского мира. Свидетельства выдвижения на лидирующие позиции Перуна. Оформление нового пантеона в ходе проведения реформы 980 г. Структура пантеона, изменение его состава, функций божеств. Политическая подоплека объявления Перуна всенародным богом. Идеологическая акция «поставления кумиров». Сущность и понятие энотеизма. Центральные божества пантеона и их функции (Хорс, Симаргл, Даждьбог, Стрибог).

Археологические свидетельства культа Перуна в X в. и организации языческого культа. Облик языческих святилищ в различных регионах восточнославянского расселения. Святилище Перуна под Новгородом.
Тема 7. Начало христианизации славянских народов Судьба восточнославянских божеств

Направления и результаты христианизации. «Деноминация», переименование славянских богов с сохранением их функций, замена именами христианских персонажей (св. Илья-пророк, св. Параскева Пятница, св. Власий, св. Никола и т.д.). Оттеснение на периферию, понижение в ранге, резкое сужение участников культа. «Демонизация» славянских богов, их «ухудшение». Судьба низших мифологических существ.

Письменные источники о преследовании «язычников» (Домострой, сочинения Василия Великого, Судебник 1551 г., свидетельства византийских и арабских писателей и др.).

Трансформация славянского языческого культа, системы мировоззрения после принятия христианства. Функционирование в христианской среде культа предков, магических земледельческих обрядов и др. Аристократический «облик» славянского язычества (бытование в княжеско-аристократической среде). Результаты влияния язычества на христианство.

Постепенное угасание языческих традиций после XVI в. Политика церкви и Русского государства в отношении «язычников».

Современные исследования по славянскому язычеству. Появление и сущность неоязычества.

Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.

В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.

1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.

Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.

2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.

3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление

Методика конспектирования учебного материала

Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.

Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Углубленное изучение отдельных вопросов курса, которое осуществляется в самостоятельном подборе и изучении теоретической литературы и источников к научным докладам и выступлениям на семинаре, контрольным работам.

2. Подготовка аналитических сообщений по темам, обсуждение которых выносится на промежуточный контроль после каждой темы курса.

3. Изучение дополнительной литературы по дисциплине.

4. Подготовка к контрольным опросам.
Задания и виды СРС:
1. Подготовка доклада (оцениваются по устным выступлениям-презентациям на семинаре)

- Научные школы и направления в славяноведении (мифологическая, сравнительно-историческая и др.)

- Проблематика современного славяноведения, направления исследования религии восточных славян.

- Проблема выделения славянских святилищ и культовых мест

- Космологические и космогонические представления славян

- Археологические свидетельства культа Перуна

- Судьбы славянского язычества в результате христианизации

- Истоки и сущность неоязычества
2. Подготовка к контрольной работе (оценивается по работе, выполненной в письменном виде)

- Археологические кульутры Среднего Поднепровья (черняховская, зарубинецкая, милоградская, чернолесская)

- Погребальный обряд как источник для реконструкции языческих представлений

- Архаические ритуалы и верования славян

- Проявление ранних славянских верований в мотивах русских сказок

- Принципы образования славянского языческого пантеона

- Эволюция культа Перуна

vipusknaya-rabota-po-osnovam-informacionnih-tehnologij.html
vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-stranica-2.html
vipusknik-dolzhen-umet-lekcij-62-chasa-prakticheskih-zanyatij-492-chasa-samostoyatelnaya-rabota-277-chasov-fakultativ.html
vipusknik-nauchitsya-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
vipusknik-nauchitsya-programma-podgotovlena-institutom-strategicheskih-issledovanij-v-obrazovanii-rao-nauchnie-rukovoditeli.html
vipuskniki-aspiranturi-i-doktoranturi-fakulteta-rabotayut-kak-v-rgu-tak-i-za-ego-predelami-v-vuzah-yuzhnogo-federalnogo-okruga-drugih-vuzah-rossii-blizhnego-i-dalnego-zarubezhya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svyazannie-zonoj-roman-kulikov-ezhi-tumanovskij-stranica-4.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-istoriya-rossii-xix-veka-napravlenie-podgotovki-030600-istoriya-kvalifikaciya-vipusknika-specialnost-forma-obucheniya-zaochnaya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sodejstvie-v-sudebnoj-zashite-prav-doklad-o-deyatelnosti.html
  • school.bystrickaya.ru/marketing-marketingovie-issledovaniya-rinka-stimulirovanie-sbita-chast-7.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-kursovom-proekte-rabote-obshie-polozheniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplina-specializacii-psihologicheskoe-konsultirovanie.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-rabotaet-nasha-pamyat.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22analiz-sistemi-upravleniya-personalom-na-predpriyatii-ooo-olimpik.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tehnicheskie-dokumenti-kak-sredstvo-tovarnoj-informacii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sodejstvie-trudoustrojstvu-invalidov-vedomstvennaya-celevaya-programma-dopolnitelnih-meropriyatij-napravlennih.html
  • thescience.bystrickaya.ru/icebookreaderprofessionalheaderstart-stranica-18.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovi-tehnologii-proektirovaniya-elektroustanovok-sistem-elektrosnabzheniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/abajdi-aindi-mekteb-i-pnd-oitu-masati.html
  • abstract.bystrickaya.ru/333-priem-bolnih-postupayushih-v-gospital-po-neotlozhnim-pokazaniyam-rukovodstvo-poorganizaciirabot-i.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-cikli-v-tehnicheskom-analize-b35-tehnicheskij-analiz-finansovih-rinkov-ucheb-posobie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/radio-rossii-vesti-22092008-lajkov-eduard-1900-pervij-kanal-novosti-22-09-2008-borisov-dmitrij-15-00-11.html
  • tests.bystrickaya.ru/kostromskaya-aktrisa-antonina-pavlova-priznana-otkritiem-teatralnogo-festivalya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vidi-aktivnogo-otdiha-na-urale.html
  • college.bystrickaya.ru/2-pravila-napisaniya-uchebnogo-esse-uchebno-metodicheskoe-posobie-nizhnij-novgorod-2010-udk-338-24075-8-bbk-65-290-2ya73.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-sozdanie-i-funkcionirovanie-avtomatizirovannih-sistem-kompleks-standartov-na-avtomatizirovannie.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-motivacionnoj-sferi-budushih-uchitelej-i-psihologov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodika-semki-zemel-chast-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/cel-obrazovatelnoj-programmi-poyasnitelnaya-zapiska-perechen-obsheobrazovatelnih-programm-realizuemih-v-mou.html
  • crib.bystrickaya.ru/hakimite-respubliki-bashkortostan-auil-bilme-soveti-sterlibashevskij-rajon.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-soderzhanie-razdelov-disciplini-programma-disciplini-filosofiya-gse-f-10-specialnost-informatika-030100-050202-65.html
  • writing.bystrickaya.ru/issledovanie-marketingovoj-deyatelnosti-firmi-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/93informacionnie-modeli-dokumentov-i-materialov-reglamentirovannih-gradostroitelnim-kodeksom-rf-predidushih-redakcij-i-predstavlyaemih-dlya-razmesheniya-v-isogd.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/roboti-vkalivayut-roboti-a-ne-chelovek.html
  • letter.bystrickaya.ru/nelinejnie-cepi-lekciya-1.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-specialnosti-140601-elektromehanika-centra-distancionnogo-obrazovaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/haj-faj-iz-otchego-domavl-01-avstralijskaya-ovcharka-australian-shepherd.html
  • report.bystrickaya.ru/internet-resursi-pervij-kanal-22-12-2004-novosti-18-00-00-12.html
  • institute.bystrickaya.ru/gabriel-garsiya-markes-sto-let-odinochestva-stranica-15.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problema-kriticheskoj-situacii.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-g-bashirova-sinergiya-pr-hr-menedzhmeta.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.