.RU

Учебно-методический комплекс по дисциплине «современные средства оценивания результатов обучения» Cпециальность - страница 5




Более полное описание целей предложены в работе Кларина, где цели подразделяются на 2 группы - цели когнитивной (познавательной) области и цели аффективной (эмоционально-деятельностной) области.

Таксономии когнитивных и аффективных учебных целей (по М.В. Кларину)


^ Основные категории учебных целей
Примеры обобщенных типов учебных целей
Категории учебных целей в когнитивной области

1. Знание. Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений.

Ученик знает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание. Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Ученик понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы, преобразует словесный материал в математические выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение методов или процедуры.

4. Анализ. Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

Ученик выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.

5. Синтез. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Ученик пишет небольшое творческое сочинение, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

6. Оценка. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Ученик оценивает логику построения материала в виде письменного текста, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.
^ Категории учебных целей в аффективной области

1. Восприятие. Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика. Входящие сюда субкатегории (1.1 – осознание, 1.2 – готовность или желание воспринимать и 1.3 – избирательное – произвольное – внимание) образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного (хотя на этом уровне еще не полностью осознанного, целенаправленного) отношения к содержанию обучения.

Ученик проявляет осознание важности учения, внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т.п., проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи, проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.

2. Реагирование (отклик). Эта категория означает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Субкатегории: (2.1) подчиненный отклик; (2.3) удовлетворение от реагирования.

Ученик выполняет заданную учителем домашнюю работу, подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения, участвует в обсуждении вопросов в классе, самостоятельно знакомится с освещением общественно – политических и международных проблем, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебной работе.

3. Усвоение ценностной ориентации. В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентации – отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности: (3.1) принятие ценностной ориентации (в обиходе это соответствует понятию «мнение»); (3.2) предпочтение ценностной ориентации; (3.3) приверженность, убежденность.

Ученик проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи, целенаправленно изучает различные точки зрения, с тем чтобы вынести собственное суждение, проявляет убежденность, отстаивая тот или иной идеал.

4. Организация ценностных ориентации. Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентации, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят две субкатегории: (4.1) концептуализация ценностной ориентации, т.е. осмысление своего отношения; (4.2) организация системы ценностей.

Ученик пытается, например, определить основные черты своего любимого произведения искусства, принимает на себя ответственность за свое поведение, понимает свои возможности и ограничения, строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми им самим собственными способностями, интересами и убеждениями.

5. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность. Эта категория означает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщенный характер ценностных ориентации и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях: (5.1) обобщенная установка и (5.2) полная интернализация (усвоение) или распространение ценностных ориентации на деятельность.

Ученик устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе, проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности, готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов, постоянно проявляет навыки личной гигиены и здорового образа жизни, формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо.


В последние годы особые осложнения в оценке учебных достижений вызывает смещение акцентов на выявление уровня владения интеллектуальными и практическими умениями, которые, по своей сути, слабо алгоритмизируемы, сложны и неоднозначны при проверке и требуют создания концептуальных моделей, альтрантивных существующим.

Из апробированных на практике в настоящее время наибольшее применение находит трехмерная модель, включающая содержание, технику измерения и планируемый уровень познавательной деятельности, необходимый для выполнения заданий теста.

Первая часть этой модели - содержание - обеспечивает содержательное соответствие теста учебным программам. Под второй составляющей - техникой измерения - в основном понимается используемый тип задания. Третьей составляющей модели является познавательная деятельность, на оценку которой направлено измерение.

Детальная разработка категорий познавательной деятельности, требований к уровню ее развития, к проявлению различных уровней сформированности интеллектуальных умений осуществляется в настоящее время в различных странах мира. СОЛО - таксономия (SOLO - Structure of the Observed Learning Outcomes), предложенная в 1982 г., - один из примеров разработки современной структуры познавательной деятельности. В настоящее время СОЛО-таксономия прочно вошла в практику деятельности многих тестовых центров.

Современная модель предлагает качественное описание ответов учащихся. Это означает, что уже на этапе разработки инструментария должна быть четко очерчена познавательная деятельность, лежащая в основе выполнения каждого задания теста.

В ряде отечественных работ таксономия Б.С.Блума подвергается критике из-за того, что в ней произошло методологически недопустимое смешение конкретных результатов обучения (знания, понимание и т.д.) с операциями, представляющими необходимое условие их достижения (анализ, синтез, оценка).

Можно предложить классификацию целей, в основу которой положен уровневый системный подход описания достижений учащихся. Этот подход позволяет сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности.


^ Классификация целей обучения


vishibala-anglijskie-princi-uilyam-i-garri-prinyali-uchastie-v-blagotvoritelnom-matche-po-polo.html
vishinskij-konkretno-na-kakie-sili-vi-rasschitivali-vnutri-strani-na-rabochij-klass-sokolnikov.html
vishinskij-ubijstvo-sergeya-mironovicha-kirova-bilo-podgotovleno-centrom-evdokimov-da.html
vishivka-rospis-po-tkani.html
vishli-na-bolshuyu-rechku-a-d-kolesnikov-a-d-kolesnikov.html
vishnevskij-rajon-s-z-kanaev-otv-redaktor-u-a-amantaev-l-a-kiseleva-e-b-chernaya-h-d-dauletbaeva.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vivedenie-novogo-tovara-na-rinok-i-primenenie-marketingovih-issledovanij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akciya-kak-finansovij-instrument-na-primere-bankovskoj-deyatelnosti-chast-12.html
  • control.bystrickaya.ru/chyornaya-peshka-utopiya-stranica-25.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razmeshenie-2009-voprosi-k-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-dlya-studentov-dnevnoj-formi-obucheniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/msa-isa-610-ispolzovanie-raboti-sluzhbi-vnutrennego-audita.html
  • lecture.bystrickaya.ru/basaru-eseb-pnnen-kursti-zhmis-zhazu-zhnnde.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoricheskie-ot-raznih-inostrannih-istorikov-pache-zhe-ot-rossijskih-vernih-istorij-i-povestej-ot-andreya-lizlova.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-sostoyaniya-soznaniya-kratkij-ekskurs-v-istoriyu-psihologii-23-frejdizm-psihoanaliz-30.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byudzhetnaya-renta-gazeta-sokolovskaya-marina-24042008-75-gosduma-rf-monitoring-smi-24-aprelya-2008-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-detyah-indigo-literatura.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema70transportnij-nalog-2-osnovi-professionalnoj-etiki-buhgaltera-12-tema-obshie-trebovaniya-etiki-predyavlyaemie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grecheskie-poeti-epohi-ellinizma-iv-i-veka-do-nashej-eri-biblioteka-vsemirnoj-literaturi-seriya-pervaya-tom-antichnaya-lirika.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obraz-vlasti-na-rubezhe-antichnosti-i-srednevekovya-ot-imperii-k-varvarskim-korolevstvam-stranica-5.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html
  • lecture.bystrickaya.ru/511-kompleksnie-proekti-obrazovaniya-gorodskaya-celevaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-stolichnoe-obrazovanie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-stranica-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/on-nas-vseh-obmanul-izvestiya-latishev-aleksandr-24112006-218-str-2-gosduma-rf-monitoring-smi-24-noyabrya-2006-g.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nachalnik-otdela-radikalnaya-perestrojka-sistemi-upravleniya-predpriyatiem-perehodyashaya-na-relsi-rinochnih-otnoshenij.html
  • klass.bystrickaya.ru/bardo-dharmati-tibetskaya-kniga-mertvih.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sravnitelnie-harakteristiki-tryoh-naibolee-effektivnih-algoritmov-risovaniya-otrezka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-v1-osteosindesmologiya-stranica-9.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-e-v-ilenkov-chto-zhe-takoe-lichnost1-7.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-uchebnoj-disciplini-reklama-v-turizme-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predstavlenie-dvuh-stadij-anuttara-joga-tantri-v-vide-pyati-putej-i-nakonec-eti-raboti-yavlyayutsya-neobhodimim.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-russkaya-istoriya-v-monetah-nosovskij-g-v-fomenko-a-t-velikaya-smuta-konec-imperii-novaya-hronologiya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii-magistralnih-nefteprovodov.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vi-realnost-i-kosmicheskaya-illyuziya-zhizn-bozhestvennaya-sri-aurobindo-.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-k-umk-happy-english-ru-6-klass-po-teme-zdorove.html
  • bukva.bystrickaya.ru/process-ekspedirovaniya-transportnoj-kompanii-ooo-avelena-logistik-chast-17.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rozhdenie-volshebnici-stranica-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-sentyabr-2011-g-stranica-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolna-po-gosppravu-chast-3.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zarubezhnij-opit-provedeniya-perepisej-naseleniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/molodyozh-irkutskoj-oblasti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/d-konstrukciya-smerti-stanislav-lem.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.