.RU

Учебно-методический комплекс Подготовки бакалавра по направлению 020400 психология бакалавр психолог ен. Ф. Оо цикл общих математических и естественно-научных дисциплин 020414 «Физиология цнс»

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс

Подготовки бакалавра по направлению 020400 ПСИХОЛОГИЯ

Бакалавр психолог

ЕН.Ф.ОО Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин 020414

«Физиология ЦНС»


Факультет психологии

Кафедра клинической психологии


Москва-2008
Часть I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Физиология центральной нервной системы »
Разработал доктор медицинских наук

профессор кафедры клинической психологии Яковлев В.А.,

старший преподаватель кафедры клинической психологии

Тульженкова З.Л.
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
Клинической психологии 15.09.2008г. 2008 Протокол №1
Зав. Кафедрой__________ Яковлев В.А.
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ 1.1. ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
предмет является обязательной дисциплиной.

Требования к содержания программы подготовки выпускника по данной дисциплине

Раздел «Физиология центральной нервной системы (ЦНС)» предназначен для изучения совместно с разделом «Физиология высшей нервной деятельности (ВНД)» на 5 курсе в рамках ОПД. Данная дисциплина составляет неотъемлемую часть университетской подготовки биологов, специализирующихся по кафедре физиологии человека и животных. Практическая и научно-исследовательская деятельность специалиста-психолога направлена на изучение психологических процессов, связанных с динамикой общего состояния, использование психологических методов воздей­ствия на человека с целью оптимизации психических процессов, повышения его адаптационных ресурсов при взаимодействии с окружающей средой, обес­печения максимально полного раскрытия потенциала личности в общественно полезном труде.

Содержание программы  «Физиология ЦНС и ВНД» базируется на знаниях, полученных при изучении генетики, физиологии человека и животных, биохимии, физиологии центральной нервной системы, психологии.

В рамках курса студенты овладевают научным понятийным аппаратом физиологии ЦНС и современными данными, имеющимися в этой области науки. Это позволяет им представлять себе материально-динамический субстрат высшей нервной деятельности, а также ориентироваться в специальной психофизиологической литературе, необходимой педагогу-биологу при проведении экспериментальных исследований и интерпретации их результатов. Особое внимание уделяется механизмам сенсорной и корковой организации нервных процессов в связи с психической деятельностью человека, что дает глубокое понимание механизмов протекания психических процессов. Такое понимание особенно актуально в связи с тем, что оно позволяет студенту осознать сложную иерархическую структуру функционирования нервной системы и принципы контроля ею разнообразных функций организма.

Основными понятиями курса являются следующие: процессы возбуждения и торможения, безусловные и условные рефлексы, интегративная деятельность мозга, психофизиологические основы поведения. Данный курс базируется на теоретических позициях двух отечественных физиологических школ – И.П. Павлова и А.А. Ухтомского.

Цель курса: познакомить студентов с основными принципами работы нервной ткани, функционирования различных структур центральной нервной системы, а также ознакомить студентов с основными физиологическими закономерностями организации  высшей нервной деятельности (ВНД).

 

Задачи курса:

изучить процесс проведения импульса в нервной ткани;

ознакомить с функциями основных отделов центральной нервной системы

рассмотреть механизмы формирования простейших рефлексов;

изучить роль структур центральной нервной системы в формировании двигательной активности

рассмотреть участие высших отделов головного мозга в психических процессах.

дать современное представление о предмете и методах исследования ВНД;

рассмотреть различные формы и факторы организации поведения;

ознакомить с закономерностями условно-рефлекторной деятельности и механизмами формирования условных рефлексов;

дать представление об интегративной деятельности мозга;

рассмотреть особенности ВНД человека.
 1.5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1.5.1. Виды учебной деятельности студента по разделам дисциплины
Возможные виды деятельности: промежуточное тестирование, индивидуальные задания, итоговое тестирование и т. п. Оформлять в виде таблицы:
1.5.2. Требования для получения оценки по курсу

Раздел 2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(по формам обучения)

Как специалист-психолог на основании полученных в ВУЗе базовых знаний и специальной подготовки выпускник может успешно решать следую­щие виды профессиональной деятельности:



1.5.1. Виды учебной деятельности студента по разделам дисциплины



voprosi-dlya-promezhutochnogo-testovogo-kontrolya-tematicheskij-plan-i-setka-chasov----plani.html
voprosi-dlya-rassmotreniya-u-nachalnika-otdela-otraslevogo-planirovaniya-i-finansirovaniya.html
voprosi-dlya-razmishleniya-predlagaemie-uchebno-metodicheskie-materiali-ispolzuyutsya-na-kafedre-istorii-i-politologii.html
voprosi-dlya-referatov-po-kursu-pravovedenie.html
voprosi-dlya-samokontrolya-1-ponyatie-perevod.html
voprosi-dlya-samokontrolya-g-i-ikonnikova-i-d-r-tehn-nauk-prof.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-specialnostej-1-45-01-01-mnogokanalnie-sistemi-telekommunikacij-1-54-01-02-metrologicheskoe-obespechenie-informacionnih-sistem-i-setej.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/romanticheskoe-obshenie-v-kommunikativno-semioticheskom-aspekte-10-02-19-teoriya-yazika-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/01102010-g-s-6-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-modernizacii-zdravoohraneniya-orlovskoj-oblasti-na-2011-2012-godi-orlovskaya-oblast-2011-god-stranica-45.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/pyataya-zapoved-prepodavanie-bozhego-ucheniya-5-cerkov-vsegda-nastavlyaet-8-dragocennaya-zhemchuzhina-katehizisa-martina.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-podgotavlivaemie-professii-i-specialnosti-itogi-uchebnogo-goda-26-rezultati-itogovoj-attestacii-28.html
  • studies.bystrickaya.ru/geneticheskie-issledovaniya-elementarnoj-rassudochnoj-deyatelnosti-i-drugih-kognitivnih-sposobnostej-zhivotnih-chast-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primenenie-instrumentov-menedzhmenta-kachestva.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-gosudarstvennogo-avtonomnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-respubliki-bashkortostan.html
  • shkola.bystrickaya.ru/personologicheskaya-strategiya-matematicheskogo-obrazovaniya-budushego-uchitelya-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-3.html
  • control.bystrickaya.ru/dvopoverhovij-zhitlovij-budinok.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-pyataya-chto-proishodit-kniga-desyataya.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-perepishite-sleduyushie-predlozheniya-podcherknite-prichastiya-opredelite-ih-funkciyu-predlozhenie-perevedite.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-7-2011-tema-gravitacionnie-sklonovie-processi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/44-immunobiologicheskie-meropriyatiya-g-g-onishenko-08-oktyabrya-2010-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statisticheskie-metodi-izucheniya-urovnya-zhizni-naseleniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-f-10-finansovij-menedzhment-dlya-studentov-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-specializacii.html
  • essay.bystrickaya.ru/drster-trek-konspektler.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-theme-a-v-fedorov-slovar-terminov-po-mediaobrazovaniyu-mediapedagogike-mediagramotnosti-mediakompetentnosti.html
  • literature.bystrickaya.ru/dannij-publichnij-doklad-mou-sosh-s-balovnevo-stavit-svoej-celyu-povishenie-urovnya-informacionnoj-otkritosti-i-prozrachnosti-shkoli-i-shirokoj-obshestvennosti-mi-rass.html
  • school.bystrickaya.ru/belaruskaya-zhurnalstika.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-preodoleniya-trudnostej-v-izuchenii-fiziki-shagi-k-uspehu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-samostoyatelnoj-rabote-kontrolnie-voprosi-po-kursu-tematicheskij-plan.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompoziciya-i-slovo-o-ponyatii-kompozicii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel5-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-vtoraya-redakciya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-komand-ot-20-03-2011.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-po-teme-fizicheskaya-kultura.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-osobennosti-ya-koncepcii-143-stvo-yunost-vzroslost-starost-pod-obshej-redakciej-a-a-reana-sankt-peterburg.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-xvi-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-nachalnie-uchastki-izoterm-adsorbcii-opredelenie-poverhnosti-i-mikroporistosti-tradicionnimi-metodami-osnovnie-temi-klassifikaciya-adsorbentov-po-razmeram-por.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-15-marta-2006-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novosti-negosudarstvennih-pensionnih-fondov-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-12-iyulya-2011-goda.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-6-usloviya-opredelyayushie-kachestvo-podgotovki-specialistov-otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-glazov-2008.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-naimenovanie-disciplini-strukturi-i-algoritmi-kompyuternoj-obrabotki-dannih-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrukciya-po-zapolneniyu-registracionnoj-zayavki-karta-registracii-bazi-dannih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.



    Наименование тем и разделов

    Виды активности студента

    Форма контроля

    1

    Тема 1. Предмет, задачи и методы исследования «Физиологии ЦНС»

    Практическое занятие

    Контрольная работа

    2

    Тема 2. Роль нервной системы в поддержании адаптационных ресурсов организма с окружающей средой.

    Практическое занятие

    Реферат

    3

    Раздел 2 Рфлекс как основная форма деятельности

    Практическое занятие

    Реферат

    4

    Тема 1. Физиология боли.

    Практическое занятие

    Реферат

    5

    Тема 2. Классфификация рефлексов

    Практическое занятие

    Контрольная работа

    6

    Раздел 3. Спинной мозг

    Самостоятельная работа

    Контрольная работа

    7

    Тема 1. Строение рефлекторной дуги

    Самостоятельная работа

    Реферат

    8

    Тема 2. Физиология ЦНС




    Контрольная работа

    9

    Раздел 4. Физиологические механизмы и особенности проведения возбуждения по нерву

    Практическое занятие

    Контрольная работа

    10

    Тема 1.Физиология спинного мозга

    Самостоятельная работа

    Контрольная работа

    11

    Тема 2. Физиология головного мозга

    Практическое занятие

    Реферат

    12

    Тема 3. Физиология вгетативной нервной системы

    Самостоятельная работа




    13

    Раздел 5. Терморегуляционные рефлексы

    Практическое занятие

    Реферат

    14

    Тема 1. Функции лимбической системы мозга

    Самостоятельная работа

    Контрольная работа