.RU

Учебно-методическое пособие Хабаровск 2008 удк 159. 9: 323. 28 (07) л 481




ХАБАРОВСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

__________________________________________________________

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ТЕРРОРИЗМА И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


Учебно-методическое пособие


Хабаровск

2008

УДК 159.9: 323.28 (07)

Л 481


Лепешкин Н.Я. Психологические основы терроризма и антитеррористической деятельности в современных условиях : учебно-методическое пособие / Н.Я. Лепешкин, В.Г. Василин, А.И. Обирин, В.Е. Талынев ; под ред. проф. И.Ф. Ярулина. – Хабаровск : Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации, 2008, – 348 с.


Рецензенты:

Бляхер Л.Е., заведующий кафедрой философии и культурологи ТОГУ доктор философских наук, профессор.

^ Санжаева Р.Д., профессор кафедры психологии ДВГУПС доктор психологических наук, профессор.

Васютин С.Н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин ХПИ ФСБ России кандидат юридических наук.


В ХХI веке тема терроризма приобрела особое звучание. Сегодня терроризм стал опаснейшим глобальным вызовом современному обществу. Опасность терроризма очевидна. Достаточно напомнить, что в результате ряда террористических актов Россия потеряла свыше двух тысяч своих граждан. Терроризм в наши дни превратился в важнейший фактор угрозы национальной безопасности России. В связи с этим перед специалистами возникла задача выработки и принятия таких мер по противодействию терроризму, которые стали бы адекватны представляемой им угрозе, учитывали бы все многообразие форм его проявления. Вся эта сложная и многогранная деятельность должна обеспечиваться научно-обоснованными положениями и рекомендациями, в том числе и о психологических основах терроризма и антитеррористической деятельности.

В пособии дана общая социально-психологическая характеристика современного терроризма и его проявлений, рассмотрены основы психологического обеспечения антитеррористической деятельности в условиях современной России.

Учебно-методическое пособие предназначено в первую очередь сотрудникам органов федеральной службы безопасности. Оно может быть полезно слушателям и курсантам, а также преподавателям учебных заведений ФСБ России. По мнению авторов, оно может представлять определённый интерес и для широкого круга читателей, в том числе политиков и журналистов.


© Лепёшкин Н.Я., Василин В.Г., Обирин А.И., Талынёв В.Е.

© Хабаровский пограничный институт ФСБ России, 2008 г.


ВВЕДЕНИЕ


Одним из наиболее опасных и труднопрогнозируемых явлений современности стал терроризм, который приобретает разнообразные формы и угрожающие масштабы. Сегодня он стал опаснейшим глобальным вызовом обществу. Постоянно растет количество государств (в число которых входит и Россия), испытавших на себе страшные последствия террористических атак. Известные террористические акты в России, США, Великобритании, Испании, Турции и ряде других стран, повлекшие многочисленные жертвы и огромный материальный ущерб, сопоставимы с потерями в современных войнах, выходят за рамки криминальных событий. В наши дни террористические акты часто сеют вражду между народами и государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между различными социальными группами, которые порой трудно преодолеть. Терроризм становится все более кровавым, жестоким, циничным и многоликим.

Видя очевидность большого политического эффекта терактов, их организаторы усиливают масштабность и изощренность совершаемых деяний. Ранее никто не предполагал, что орудием их преступной деятельности станут самолеты гражданской авиации с пассажирами на борту. Никому даже в голову не приходило, что объектом их устремлений будут выбраны школьники, пришедшие на свой первый урок. Стало ясно, что террористы не остановятся ни перед чем и готовы применять для достижения своих целей любые средства. Тревожит растущий уровень финансовых возможностей и технической оснащенности террористических организаций, транснациональный характер их деятельности. Современные террористы рвутся к оружию массового уничтожения, стремятся оказать влияние на формирование нового миропорядка. Расширяются связи террористических организаций с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием. Заметна динамика роста террористических групп в современном мире.

Можно констатировать, что терроризм превратился в глобальную проблему современности, которая непосредственно затрагивает и Россию, ее безопасность. Уже само географическое положение между Европой и Азией превращает нашу страну в объект экспансии террористических сил. Секретарь Совета Безопасности России Н.П. Патрушев подчеркивает, что «Россия одной из первых подверглась террористическим атакам, задолго до известных трагических событий в США, Испании, Великобритании, других странах, и длительное время безуспешно призывала мировое сообщество консолидироваться в борьбе с проявлениями этой угрозы» [111]. «Отрезвление» мирового сообщества относительно реальности угрозы терроризма произошло после совершения террористами крупномасштабных акций в США, России, Испании и в ряде других стран. Это вынудило государства предпринять целый комплекс мер, направленных на противодействие данному масштабному общественно опасному явлению. Причем меры противодействия стали носить более скоординированный, жесткий и неординарный характер, вплоть до применения вооруженных сил против террористов и их баз на территории иностранных государств.

Необходимость поиска путей эффективного противодействия этой «чуме ХХI века» не вызывает сомнения. Человечеству в новом тысячелетии приходится заниматься разработкой действенных механизмов обуздания деструктивного и крайне опасного феномена, превратившегося в постоянную, реальную угрозу для мирового сообщества. Правительства, политики и специалисты ведущих мировых держав заняты поиском адекватных механизмов защиты от терроризма. Чтобы успешно противодействовать современному терроризму, нужно хорошо разобраться в сути данного явления, понять его сущность, осознать те «внутренние пружины», которые толкают человека и организованные группы в мир террора. Весьма важно уяснить психологические аспекты проблемы терроризма, без чего противодействие ему приобретает неакцентированный характер поиска решения по принципу проб и ошибок. Найти надежные способы защиты от террористической агрессии – насущная задача наших дней, ибо слишком великой становится цена, которую платит человечество за террористические акты отдельных личностей и групп.

Сегодня ученые и практические работники стали проявлять огромное внимание к этой проблеме, пишутся книги и статьи, издаются специальные журналы. Терроризм – явление многоплановое: сюда входят политические, правовые, психологические, философские, исторические, технологические и иные аспекты жизни современного общества. И за рубежом, и этому опаснейшему феномену современности посвящена масса работ политико-публицистического и, в меньшей степени, академического толка, большинство из которых увидело свет в последние пять лет. Но следует признать, что современный терроризм продолжает оставаться сложным и плохо изученным явлением. Здесь уместно вспомнить слова Президента Российской Федерации о том, что мы часто говорим о терроризме, но ясного представления о нем все еще не имеем. По поводу содержательного наполнения слова «терроризм» нет консенсуса даже в сфере правоведения.

С сожалением приходится констатировать, что в отечественной науке терроризм, прежде всего, внутренний, оказавший глубокое воздействие на политическое развитие и в целом на психологию российского общества, оставался до недавнего времени практически не исследованным как специфическое явление. Объясняется это преимущественно вненаучными причинами. Тема терроризма была длительное время табу для советских исследователей. В отечественной литературе можно найти десятки работ, посвященных терроризму на Западе, написанных в основном в советский период и, как правило, с идеологических позиций. Рассмотрение терроризма как явления, угрожающего государству, обществу и личности, в отечественной научной, в том числе и в психологической литературе началось лишь с 1990 года.

Современные террологи всю совокупность экспертно-аналитических задач по изучению терроризма разделяют, как правило, на несколько относительно самостоятельных «блоков»: теоретико-методологический, концептуальный, психолого-виктимологический, технологический и т.д.

Так, теоретико-методологический блок задач охватывает общие подходы к анализу терроризма и тот понятийный аппарат, с помощью которого этот анализ становится достаточно эффективным. Решение данных исследовательских задач необходимо, прежде всего, для того, чтобы сформулировать достаточно четкие критерии, позволяющие вычленить собственно терроризм среди общей совокупности социально опасных деяний и тем самым создать основания, с одной стороны, для сбора точных статистических данных о количестве осуществляемых терактов, а с другой стороны – для дальнейшего концептуального изучения их основных сторон, форм и механизмов возникновения и реализации (осуществления), а также для выявления конкретных особенностей, которые они приобретают в зависимости от условий места и времени.

В ряду теоретико-методологических проблем важнейшей является проблема точного определения самого понятия «терроризма» и его классификации, решение которой призвано помочь прояснению сути этого понятия и критериев идентификации тех или иных его конкретных выражений и форм. Очевидно, что понятия «терроризм», «террор», «террористический акт» должны исследоваться психологически, особенно после появления массового терроризма в конце ХХ века. Поэтому особого внимания заслуживают психологические аспекты проблемы терроризма. Их анализ необходим для объяснения не только конкретного террористического акта и его причин, но и терроризма в целом. Но необходимо отметить, что обсуждение психологических проблем терроризма основывается, к большому сожалению, почти исключительно на анализе зарубежных исследований. А они показывают, что, несмотря на наличие определенного числа общих психологических характеристик, говорить о существовании единого террористического комплекса нет оснований.

В концептуальном блоке задач сейчас наиболее важной для адекватного понимания и практического решения представляется проблема истоков, причин возникновения терроризма, его сегодняшнего всплеска в самых разных странах мира. В связи с ситуацией на Северном Кавказе эта проблема для России особенно остра. Потому для психологов изучение истоков современного терроризма и способов его предотвращения становится особенно важным. По мнению Д. Хоргана и М. Тйэлора, авторов книг «Будущее терроризма» и «Психология терроризма», в определённой мере (относительно) изучены этнические, религиозные, политические, социальные и экономические условия, в которых возникли и возникают террористические группы. Но до сих пор остается малоисследованной областью (terra incoqnita) – психологические причины, побуждающие людей вступать на путь терроризма. И это несмотря на очевидность того, что психологический подход к анализу причин терроризма указывает на наиболее эффективные методы противодействия этому комплексному явлению.

Психологически терроризм – это способ жизни, мышления и особой деятельности, включая ее мотивы, идеологические обоснования и оправдания тех, кто использует террор как цель (иногда – самоцель) и средство достижения своих потребностей и интересов, то есть – террористов. Понимание действий террористов невозможно без правильной оценки их психологии. Она же, зачастую определяет формы и способы осуществления террористических акций.

Поэтому психолого-виктимилогический «блок» предусматривает, прежде всего, изучение и анализ психологической структуры террористической деятельности: личности террориста, мотивов его поведения, логики его мышления, выделение психологических типов террористов. В отличие от политологов и социологов, которые сосредоточены на анализе политических и социальных аспектов терроризма, психологи, изучающие современный терроризм, главным образом, заинтересованы исследованием индивидуально-психологических характеристик личности террористов, их ценностей, убеждений, их вовлечением в террористические структуры, а также психологическими аспектами возникновения и функционирования террористических групп и организаций.

Терроризм обладает общими психологически-насыщенными характеристиками, к которым относят: отсутствие предупреждения (предупреждение позволяет человеку предпринять защитные психологические или физические действия); серьезная угроза личной безопасности (известно, когда личное здоровье повергается риску, возможно появление психологических симптомов в будущем); возможность оказаться в опасной ситуации (риску получить психологическую травму подвержены не только люди-участники, но и те, кто реагировал на него); психологическая уязвимость, которая ухудшает общее состояние здоровья (люди, чье здоровье ухудшилось во время теракта, находятся в зоне повышенной психологической опасности); вероятность повторения (теракты вызывают чувство незащищенности от повторения подобных событий); неизвестны вероятные последствия для здоровья (беспокойство, вызванное вероятностью длительного неизвестного воздействия на психическое здоровье людей); символичность выбора цели террористами (террористы не выбирают жертвы случайно, поскольку основной критерий – символическая значимость цели).

Без глубокого психологического анализа трудно найти ответы на вопросы: почему некоторые индивиды решаются порвать с обществом? Как люди становятся террористами? Имеют ли политические или религиозные террористы в различных регионах мира что-нибудь общее в своем развитии, или террористические группы слишком разнообразны, чтобы иметь общие черты? Если психологический портрет личности террориста может быть создан, то может ли он надежно помочь сотрудникам органов федеральной службы безопасности идентифицировать потенциальных террористов? Знание психологии террористов способствует своевременному выявлению возможных терактов и их предотвращению сотрудниками ФСБ России. Поэтому наряду с социальными детерминантами терроризма, серьезного внимания заслуживают психологические аспекты проблемы. Это необходимо для понимания и конкретного террористического акта и явления в целом. Знание психологии терроризма позволяет также понять, от кого можно ожидать соответствующих действий, что представляет собой террорист как личность, как предупреждать и расследовать преступления, связанные с террором, как наказывать виновных.

Вторая часть этого блока – виктимология террора, – рассматривает различные проблемы, связанные с жертвами террористических актов.

Анализ этих проблем имеет принципиальное значение для решения блока «технологических» задач антитеррористической деятельности, к которым относятся проблемы противодействия терроризму, его профилактики, борьбы с этим явлением и ликвидации его последствий – как в границах отдельных государств, так и на межгосударственном уровне.

В научной литературе отмечается, что появление и воспроизводство терроризма как исторически и социально обусловленного комплексного явления вызвано совокупностью объективных и субъективных причин социального, экономического, идеологического и иного характера. Поэтому эффективная антитеррористическая деятельность предполагает искоренение и нейтрализацию факторов, устранение социально-экономических и политических условий, которые непосредственно способствуют его возникновению и развитию.

Таким образом, феномен терроризма имеет междисциплинарную природу, и психологическая наука еще должна найти свое место в ряду других наук, изучающих проблемы современного терроризма и разрабатывающих средства противодействия ему. Суть социального заказа психологической науке сегодня состоит в том, чтобы объяснить природу терроризма и предложить силовым структурам эффективные средства противостояния террористическому вызову.

Данное положение и обусловливает актуальность настоящего пособия. Термин «основы» в психологической лексике не имеет однозначного толкования. Основы составляют некие фундаментальные компоненты отраженного и закрепленного в психологической науке знания: принципы, закономерности, категории, теории и т.п. Но к основам также можно отнести обобщенные и систематизированные факты психологической действительности, которые нуждаются в теоретическом осмыслении. Поэтому при описании психологических основ терроризма и антитеррористической деятельности авторы использовали известные в психологии подходы и опирались на опыт зарубежных и отечественных ученых. Предлагаемая работа представляет собой систематизированное изложение психологической составляющей терроризма и антитеррористической деятельности. Она поможет восполнить дефицит в изданиях учебного и методического характера в рассматриваемой области.

Структурная композиция учебно-методического пособия основана на внутреннем единстве двух разделов, содержащих шесть глав. Изложенный в них материал соответствует программе обучения на курсах профессиональной переподготовки специалистов по антитеррору. В завершающей части издания представлен краткий словарь понятий и терминов в области психологических основ терроризма и антитеррористической деятельности. Также настоящее учебно-методическое пособие содержит вопросы для самоконтроля качества усвоения учебного материала при самостоятельной подготовке. Приложения, данные в конце издания, дополняют и обеспечивают научно-методическую доказательность некоторых положений основного текста.

Авторы учебно-методического пособия, разумеется, не претендуют на исчерпывающее исследование всех проблем психологических основ современного терроризма и антитеррористической деятельности. Однако представляется, что оно будет полезно как специалистам по антитеррористической деятельности, так и широкому кругу читателей, желающих самостоятельно овладеть предложенным материалом.


РАЗДЕЛ I

^ ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЙ


Глава l

ТЕРРОРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

^ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ


  1. Понятие, признаки, основные черты и структурные элементы

терроризма в современных условиях


Осмысление такого негативного общественного явления как терроризм, предполагает сущностное наполнение этого феномена. Но, несмотря на проводившиеся научные исследования и осуществляемую практическую деятельность, специалисты до сих пор не смогли дать исчерпывающей дефиниции терроризма. Это не случайно, поскольку терроризм чрезвычайно многолик, давно вышел за рамки явления сугубо криминального свойства. Достаточно сказать, что в мире существуют по разным данным более 200 официально обозначенных определений понятия «терроризм». Однако ни одно из них не стало общепринятым из-за сложности исследований в данном направлении, а также в связи с возникающими дополнительными трудностями. К таким трудностям можно отнести то обстоятельство, что терроризм как явление изучается в разных аспектах – философском, социологическом, политологическом, правовом и психологическом. Каждый исследователь рассматривает это явление со своей точки зрения, давая понятию «терроризм» собственную интерпретацию.

Итак, в настоящее время не существует универсального определения понятия «терроризм» и производных от него видов. А отсутствие однозначного и общепринятого понятия не дает возможности осмыслить суть явления и выработать комплекс организационно-правовых и психологических мер противодействия терроризму. В результате антитеррористическая деятельность напоминает фрагмент из сказки: «пойди туда, не ведая куда, принеси то, не ведая что». Во всем мире борьба ведется не с терроризмом, как явлением, а с его отдельными преступлениями: убийствами, взрывами, разрушениями.

Дать всеобъемлющее (или абсолютно точное) определение терроризма настолько трудно, что приходится ограничиваться простым описанием этого сложного явления. Чаще всего так поступают специалисты, когда речь идёт не о юридических формулировках, а о терроризме как общественном явлении. Попытаемся уточнить ряд моментов, связанных с дефиницией терроризма. Каждое определение должно содержать в себе существенные признаки явления. Кроме того, определение должно быть не только истинным по содержанию, но и правильным по своему строению, форме и смыслу. Если истинность определения обусловливается соответствием указанных в нем признаков действительным свойствам определяемого явления, то его правильность зависит от его структуры, которая регулируется логическими правилами. Этих правил четыре: определение должно быть соразмерным; не должно содержать в себе круга; быть ясным и не быть отрицательным. Отсюда и будем строить логику нашего исследования дефиниции терроризма. Прежде всего, попытаемся выделить его существенные признаки. Для этого полезно сделать этимологический срез данного явления.

Этимология термина «терроризм» свидетельствует о том, что корни этого понятия произрастают из латинского «terror – страх, ужас («terroris» – лицо, внушающее ужас). Аналогичное значение имеют английское слово «terror» и французское «terreur». Понятие террора ввел Аристотель для обозначения особого типа ужаса, который овладевал зрителями трагедии в греческом театре. Это был ужас перед небытием, представленным в форме боли, хаоса, разрушения. Считается, что осмысление террора посредством театра породило ритуал суда как разновидности театрального представления, побеждающего террор через закон.

Впервые террор как инструмент политического воздействия появился во времена Великой французской революции. Он использовался радикальными революционерами для репрессий против своих политических противников. Таким образом, именно с той поры терроризм вошел в политическую науку – как категория и в повседневность – как способ решения политических проблем методом насилия. Его обыденное и научное понимание с течением времени изменилось и расширилось. Как и другие абстрактные существительные с суффиксом «изм», оно употребляется в собирательном значении, сохраняя значение общего понятия.

В настоящее время существуют три основных взгляда на природу этого феномена: исходя из боевых, криминальных и социально-политических характеристик проявлений террористической деятельности.

В соответствии с первой позицией терроризм рассматривается как специфический вид вооруженных действий и определяется как «вооруженный конфликт низкой интенсивности». Это предельно жестокая форма реализации группового конфликта. К террористической борьбе приводят конфликты политического, социального, территориального, национального, мировоззренческого характера.

Вторая точка зрения делает акцент на криминальной составляющей и классифицирует терроризм как вид уголовной преступности. Террористы совершают убийства, похищения, угоны самолетов, то есть действия, которые внутренним и международным правом классифицируются как преступления. Предлагается считать их обычными уголовниками.

Представители третьей считают терроризм видом политической борьбы, формирующимся на основе социально-политического протеста. Другими словами, терроризм появляется как ответная реакция на длительное затягивание решения различных проблем, в том числе и политических, вырастая на основе значимых общественных противоречий.

Предварительное выделение сфер, наиболее часто связываемых с терроризмом на основании привычного словоупотребления и научного осмысления, позволяет увидеть главное: основой терроризма является насилие.

С точки зрения этимологии слова, мы должны зафиксировать еще один признак, важный при построении дефиниции терроризма –

uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-i-metodika-prepodavaniya-russkoj-literaturi-dlya-studentov-4-kursa-br-do-uchebno-metodicheskij-kompleks-sostavitel-k-f-n.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-i-praktika-kommunikacii.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-logicheskih-informacionnih-otnoshenij-specualnostnapravlenue.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-organizacii-specialnost-080507-65-menedzhment-organizacii.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-politiki-chast-2-nazvanie.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-sistem-i-sistemnij-analiz-stranica-7.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-4-teoreticheskie-osnovi-elektronnogo-obucheniya-programmirovaniyu-zh-k-nurbekova.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost-351200-nalogi-i-nalogooblozhenie-stranica-6.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-po-kursu-tovarno-innovacionnaya-politika-proveril-prepodavatel-kvasnikov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/resheni-e-stranica-8.html
  • school.bystrickaya.ru/globalnie-problemi-chelovechestva-i-puti-ih-resheniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-plan-raboti-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dlya-detej-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-sluhi-gosduma-rf-monitoring-smi-18-iyunya-2008-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-praktiki-dlya-napravleniyaspecialnosti-210100-68-elektronika-i-mikroelektronika-dlya-fakulteta-ekt-elektroniki-i-kompyuternih-tehnologij-forma-obucheniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-protivodejstviya-korrupcii-v-territorialnom-upravlenii-federalnogo-agentstva-po-upravleniyu-gosudarstvennim-imushestvom-po-gorodu-moskve-na-2008-2011-gg-vvedenie.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadolzhennost-federalnaya-sluzhba-gosudarstvennoj-statistiki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/non-stop-moskovskij-komsomolec-avtor-ne-ukazan-20092008-209-str-5-6.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-uchebnih-zanyatij-po-discipline-metodi-kontrolya-sostoyaniya-okruzhayushej-sredi-lektor-docent-kafedri-radioekologii-k-b-n-kulieva-g-a.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-specialnosti-080801-prikladnaya-informatika-kafedra-gumanitarnih-i-socialnih-disciplin.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervoe-izdanie-etoj-knigi-vishedshee-v-1973-godu-momentalno-stalo-bibliograficheskoj-redkostyu-i-uzhe-stranica-13.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-uchashihsya-moskva-prosveshenie-stranica-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-nastoyashee-izdanie-razrabotano-na-osnove-lokalnogo-vnutrivuzovskogo-akta-polozhenie.html
  • studies.bystrickaya.ru/istochniki-kommercheskogo-prava.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-po-ekspluatacii-versiya-2-aprel-11-2003-programmnij-kod-stranica-9.html
  • reading.bystrickaya.ru/meropriyatie-v3-povishenie-effektivnosti-upravleniya-sobstvennostyu-municipalnogo-obrazovaniya-rabochij-posyolok-novogurovskij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-saratovskij-gosudarstvennij-socialno-ekonomicheskij-universitet-informacionno-obrazovatelnij-centr-virtualnij-filial-russkogo-muzeya-saratov-2007.html
  • tasks.bystrickaya.ru/17ponyatie-o-bessoznatelnom-struktura-soznaniya-shpargalka-po-obshej-psihologii-litres-ru.html
  • urok.bystrickaya.ru/prodolzhayushiesya-izdaniya-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pozdravleniya-i-pozhelaniya-zhenihu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-programma.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spravka-o-materialnotehnicheskoj-baze-instrukciya-po-podgotovke-zayavki-na-uchastie-v-konkursnom-otbore-instrukciya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/ya-k-vam-pishu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-poryadka-osushestvleniya-monitoringa-vipolneniya-plana-meropriyatij-po-sovershenstvovaniyu-pravovogo-polozheniya-gosudarstvennih-municipalnih-uchrezhdeni.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-drevovodstvo-napravlenie-lesnoe-hozyajstvo-i-landshaftnoe-stroitelstvo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chto-dlya-mnogih-eto-ne-ochevidno-aosobenno-tam-gde-eto-bilo-legalizovano-v-specialnih-zakonah-chestno-govorya-vot-kakoj-to-takoj-razbros-est-nacionalnie-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/forma-1-opis-dokumentov-odincovskij-municipalnij-rajonnij-centr-po-komplektovaniyu-i-metodicheskoj-rabote-s-bibliotekami.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursovomu-proektirovaniyu-po-uchebnoj-discipline-innovacionnij-menedzhment-dlya-studentov-specialnosti.html
  • shpora.bystrickaya.ru/ya-ne-dumayu-chto-vsyo-nachalos-dlya-menya-togda-kogda-ya-rodilas-vozmozhno-moya-stradayushaya-odinokaya-dusha-neprikayanno-bluzhdala-v-astralnom-bezvremene-s-tajnoj-nad-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/viniknenya-estetiki-yak-nauki-v-seredin-hviii-st-chast-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-kursovih-rabot-po-discipline-finansi-i-kredit-organizaciya-bankovskogo-kreditovaniya-na-primere-konkretnogo-kommercheskogo-banka.html
  • letter.bystrickaya.ru/modul-2-modelirovanie-gumanitarnij-socialnij-i-ekonomicheskij-cikl-s1-bazovaya-chast-b-annotaciya-disciplini-istoriya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.