.RU

Учебное пособие Омск Издательство Омгту 2008 - страница 9


Сгруппируйте личные (спрягаемые) формы глагола по тождественным грамматическим признакам (наклонение, время, лицо, число, род). Определите грамматические значения глаголов в полученных группах и средства их выражения. Докажите графически тождественность грамматических значений.

  • Проанализируйте все глаголы и глагольные формы с точки зрения отнесенности к категории вида. Помните о двувидовых и одновидовых глаголах.

  • Приведите из текста примеры переходных и непереходных глаголов. Как выражается категория переходности / непереходности?

  • В данных глаголах определите основу инфинитива и настоящего (будущего) времени. Сопоставьте обе основы, укажите их сходство и различие. Образуйте от каждой из основ возможные глагольные формы: орошать, оросить, выписать, выписаться, обстрелять, строить.

    КР 1. Образуйте формы прош. времени от глаголов: глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть, отвергнуть.

    ??? Каковы нормы употребления этих форм в современном русском литературном языке?

    2. Какие формы наст. времени признаются нормативными для глаголов кудахтать, полоскать, мурлыкать, махать, тыкать, метать, плескать?


    ^ Практическое занятие 30. Наречие. Категория

    состояния (КС). Служебные части речи


    Цель – расширить и углубить знания о наречии и служебных частях речи; получить представление о словах категории состояния и особых частях речи; уяснить отличие категории состояния от наречия и специфические черты особых частей речи; выработать и закрепить навык выполнения морфологического разбора указанных частей речи.


    ^ Ключевые понятия

    Наречие, категория состояния, адвербиализация, предлог, союз, частица.


    Вопросы

    1. Сравнительный анализ наречия и КС как частей речи.

    2. Переход наречия в другие части речи.

    3. Предлог: классификация, значения.

    4. Союз: морфологическое строение, синтаксические функции.

    5. Частицы: разряды и группы в зависимости от добавочного значения и лексико-грамматической роли.

    6. Особые части речи.


    Задания

    1. Из текста о тайге выпишите все наречия. Определите:

    • группы и разряды по значению;

    • способы образования;

    • синтаксические функции.

    1. Если в тексте присутствуют степени сравнения, формы субъективной оценки наречий, то сделайте их морфологический разбор.

    2. Представлена ли в тексте КС? Если да, то определите группу по семантике, с какой частью речи соотносится представленная КС, ее морфологические признаки и синтаксическую роль.

    3. Классифицируйте использованные в тексте:

    • предлоги с точки зрения происхождения, соотношения со знаменательными частями речи, структуры и значения;

    • союзы с точки зрения морфологического строения, выполняемой синтаксической функции и значения;

    • частицы с точки зрения добавочного значения и выполняемой лексико-грамматической роли.

    Произведите морфологический разбор двух–трех единиц каждой служебной части речи разных групп и разрядов.

    КР Составьте предложения с синонимичными предлогами.

    Вследствие – из-за.

    Ввиду – в силу – в связи – по причине – благодаря.

    О – про – насчет – относительно.

    Вопреки – невзирая на – несмотря на.

    ??? Охарактеризуйте особенности употребления этих предлогов.


    ^ Практическое занятие 31. Предмет синтаксиса. Основные единицы синтаксиса


    Цель – расширить и углубить знания о синтаксической системе русского языка; получить представление об основных единицах синтаксиса; уяснить общее и различное между словосочетанием и предложением; выработать и закрепить навык выделения синтаксических единиц разной степени сложности.


    ^ Ключевые понятия

    Синтаксис, синтагматический аспект, предикативность, предложение, словосочетание, грамматическая связь, средства связи.


    Вопросы

    1. Синтаксис как раздел грамматики, изучающий слово в синтагматическом аспекте.

    2. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса: общее и различное.

    3. Синтаксические связи уровня словосочетания.


    Задания

    В истории отечественной культуры есть фигуры, значительность которых определяется не столько совокупностью созданных ими в свое время текстов, сколько их личными инициативами, их непосредственным влиянием на атмосферу философской жизни. Здесь важно уловить не историческую интонацию так-то и тогда-то им прозвучавшего в хоре эпохи голоса, а основную интуицию в биографии как поступка.

    Требуется иная мера масштаба, в рамках которой дело мыслителя может быть понято как именно дело и уже постольку – как слово и как идея.

    Изучая судьбы таких личностей, как Федоров и Бахтин, мы слишком легко забываем, что они не совпадают с судьбами их сочинений: философия поступка становится известной позже самих поступков, а дело их жизни лишь в далекой перспективе обретает контуры общего дела.

    (Из ст. Юсупова)

    1. Найдите в тексте по одному примеру разных синтаксических единиц, охарактеризуйте их компоненты, связь между ними и средства связи.

    2. Найдите в тексте все однородные члены, выпишите, охарактеризуйте связь между ними и средства связи.

    3. Выпишите из второго предложения все словосочетания и охарактеризуйте средства связи.

    КР Прочитайте текст. Сколько нарушений грамматических норм в этой стихотворной пародии? Аргументируйте свой ответ.


    Вспыхает небо, разбухая ветер,

    Проснувший гомон птичьих голосов

    Проклинывая все на белом свете,

    Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

    Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,

    Приветливыми лапками маша:


    Я среди тут пробуду целый вечер,

    Бессмертные творения пиша.

    Но, выползая на миг из тины зыбкой,

    Болотная, зеленоваятварь

    Совает мне с заботливой улыбкой

    Большой Орфографический словарь.

    (А. Матюшкин-Герке)


    Практическое занятие 32. Словосочетание. Типы словосочетаний


    Цель – расширить и углубить знания о словосочетании; получить представление о форме, функции и классификациях словосочетаний; уяснить отличие сложных словосочетаний от комбинированных и переходных; выработать и закрепить навык вычленения словосочетания из предложения и выполнения его синтаксического разбора.


    ^ Ключевые понятия

    Словосочетание (адъективное, субстантивное, глагольное, прономинативное, нумеративное, адвербиальное, фразеологически связанное, синтаксически обусловленное, свободное), управление (слабое, сильное, вариантное, двойное сильное, предложное, беспредложное), согласование, примыкание,


    Вопросы

    1. Словосочетание как единица синтаксиса: определение, грамматическое значение, форма и функции.

    2. Классификация словосочетаний:

    • по структуре;

    • по степени связанности компонентов;

    • по морфологической природе компонентов;

    • по грамматическому значению;

    • по виду синтаксической связи.

    1. Порядок разбора словосочетаний (на собственных примерах).


    Задания

    1. Выпишите из последнего предложения текста (ст. Юсупова) все словосочетания, определите виды связи, тип смысловых (синтаксических) отношений, средства связи.

    2. Из следующего предложения выпишите все словосочетания, определите тип по структуре и по морфологической природе компонентов:

    (Не)большая ночная птица, мчавшаяся низко и (не)слышно на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.

    1. Из следующих предложений выпишите все возможные словосочетания, определите их тип по структуре, простые словосочетания разберите по известной схеме:

    1) Мохнатые ветви тесно переплетались между собой. 2) К свежему аромату талого снега примешивались острые, тяжелые и опасные запахи, чуждые этому дремучему лесу. 3) Упустила лисица поживу и пошла прочь несолоно хлебавши.

    КР Составьте словосочетания по следующим схемам: “глаг.Х + сущ.”, “прилаг.Х + сущ.”, “сущ.Х + сущ.”, главным компонентом которых стали бы следующие слова:

    1. Держаться, каяться, следовать, преклоняться.

    2. Обрадован, базироваться, тормозить, препятствовать.

    3. Полный, идентичный, сходный, уверенность, преимущество, превосходство.


    Практическое занятие 33. Предложение как основная синтаксическая

    единица. Простое предложение


    Цель – расширить и углубить знания о предложении; получить представление о структурной схеме, парадигме предложения, видах синтаксической связи в нем, классификациях предложений по разным основаниям; уяснить отличие простых предложений от сложных, двусоставных от односоставных, распространенных от нераспространенных, полных от неполных; выработать и закрепить навык вычленения простых по форме предложений из сложных и навык синтаксического разбора простого предложения.


    ^ Ключевые понятия

    Предложение (двусоставное, односоставное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, обобщенно-личное, эллиптическое, неполное, полное, распространенное, повествовательное, невосклицательное), структурная схема, парадигма, грамматическая основа, сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), подлежащее (именное, инфинитивное), координация, включение, полупредикативная связь, детерминант, корреляция, дополнение (прямое, косвенное), определение (согласованное, несогласованное), обстоятельство.


    Вопросы

    1. Основные признаки предложения в отличие от словосочетания.

    2. Виды синтаксической связи уровня предложения.

    3. Парадигма предложения и его структурная схема.

    4. Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов.

    5. Типы и характеристика предложений по составу грамматической основы.

    6. Типы предложений по полноте.

    7. Предложения по степени распространенности. Второстепенные члены предложения: дополнение (прямое, косвенное), определение (согласованное, несогласованное), обстоятельство.

    8. Осложненное простое предложение. Виды осложнения.


    Задания

    1. В следующих предложениях найдите и охарактеризуйте связи уровня предложения:

    1) Вопрос о непосредственном влиянии Ирвинга на Пушкина остается открытым. 2) Возле речки росли ольха и крапива, и были порой непроходимы ее берега, а сама она, зеленая и спокойная, текла тогда как в тоннеле, и, если бы не дачники, много бы росло кувшинок и дикой смородины над ее водой. 3) Отец мой ему и полюбись. 4) Их встретил хозяин-рыбак и отдал пакет с рыбой.

    2. Составьте парадигматический ряд предложений, восстановив недостающие его члены (формы):

    а) Рудин начал рассказывать.

    Б) Печален будет мой рассказ.

    Определите грамматическую основу, охарактеризуйте главные члены и вид связи между ними.

    3. Проанализируйте предложения:

    а) определите компоненты актуального членения предложения (АЧП): тему (Т) и (Р);

    б) сделайте синтаксический разбор;

    в) начертите схему;

    г) определите синтаксические связи уровня предложения;

    д) вычлените сложные и переходные словосочетания, обозначьте графически их компоненты;

    е) сделайте полный разбор простых предложений:

    1) Служив отлично – благородно,

    Долгами жил его отец,

    Давал три бала ежегодно

    И промотался наконец.

    2) Там в стары годы,

    Сатиры смелый властелин,

    Блистал Фонвизин, друг свободы.

    (А. С. Пушкин)

    КР Исправьте, где нужно, ошибки в построении словосочетаний и предложений. Объясните, с действием каких норм они связаны.

    • В наше время женщина должна занять важную роль в политике.

    • Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растет преступность.

    • Мы говорим, что мы достигли в Думе.

    • В дискуссии участвовали много ученых.

    • Пенсионерам трудно оплатить квартиру.

    • Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана.

    • Все приведенные факторы говорят за то, что операция провалена.

    • Он осужден к пяти годам заключения.


    Практическое занятие 34. Специфика сложного предложения


    Цель – расширить и углубить знания о сложном предложении; получить представление о специфике частей сложного предложения с точки зрения их содержания; уяснить отличие союзного предложения от бессоюзного, сложносочиненного от сложноподчиненного; выработать и закрепить навык разграничения частей сложного предложения с определением видов придаточных и навык его синтаксического разбора.


    ^ Ключевые понятия

    Сложное предложение (союзное, бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное), придаточная часть, главная часть, изъяснительное, определительное, обстоятельственное.


    Вопросы

    1. Сложное предложение как полипредикативная единица. Грамматические средства, создающие цельность сложного предложения: порядок слов, союзы и союзные слова, интонация.

    2. Типы сложных предложений по структуре: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные. Принципы классификации внутри типов.


    Задания

    Выпишите все сложные предложения из текста о Пушкине и из текста о тайге. Выполните их полный синтаксический разбор, начертите схемы.



    1. Повторите по [7], [33], [52] грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений разных видов; особое внимание обратите на условия постановки знаков препинания между частями сложных предложений.

    2. Спишите сложные предложения с разными видами связи, расставляя и объясняя знаки препинания:

    1. Они думают что если у тебя будет ложное представление о русской истории как смене добродетельных и умных монархов то это хорошо. 2. Я поступал в белую армию потому что находился на ее территории потому что так было принято и если бы в те времена Кисловодск был занят красными войсками я поступил бы наверное в Красную Армию. 3. Из соседней комнаты вышел дьякон жуя что-то лицо его было покрыто потом от сильной жары и так как он был очень толст то пот буквально струился с него и на его бровях висели светлые капельки. 4. Дядя Виталий всегда всех ругал и всем был недоволен хотя в личном обращении и отношении к людям был добр и снисходителен и когда тетка собиралась наказать своего восьмилетнего сына он брал его под защиту. 5. Этот человек был пропитан гордостью и никогда не упускал случая напомнить что религия теперь гонима и что подчас от служителей ее требуется незаурядное мужество. 6. Она фактически управляла всеми делами и по мере того как дед все больше старел забирала себе власть в руки.



    Приложение 1


    Планы и образцы разборов


    Орфографический разбор

    Орфографический разбор, то есть объяснение встречающихся в тексте орфограмм, может быть сплошным и выборочным.

    Сплошной орфографический разбор представляет собой полезный вид работы: он воспитывает орфографическую зоркость, помогает овладеть умением выделять орфограммы, которые могут вызвать затруднения.

    При выборочном орфографическом разборе внимание сосредоточивается на одной какой-либо орфограмме, на определенном типе или на нескольких типах орфограмм, в зависимости от цели работы. Порядок анализа написаний при сплошном и при выборочном разборе одинаков.


    Порядок орфографического разбора

    1. Выделение в тексте всех орфограмм.

    2. Тип каждой орфограммы.

    3. Конкретное правило правописания (в школьной формулировке).

    4. Проверка или историческое объяснение написания (при необходимости).

    5. Характер написания (морфологическое, фонетическое и т. д.), обоснование.


    ^ Образец орфографического разбора

    Низкие – правописание глухих и звонких согласных.

    Правило: чтобы проверить, какую согласную следует писать, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы согласная стояла перед гласной.

    Проверка: низкий – низенький.

    Написание морфологическое, т. к. в корне -низ- всегда, независимо от произношения, пишется буква з (низ, низкий, низенький), а не с и возможна проверка опорным словом.

    камыши – непроверяемая безударная гласная в корне. Проверяется только по словарю. Написание традиционное (беспроверочное, иррациональное).

    камыши – правописание гласных после шипящих

    Правило: после шипящих ж, ч, ш, щ не пишутся ы, ю, я, а пишутся и, у, а. Написание традиционное.


    ^ Типы членения слова на морфологические части

    Рассмотрение слова в широком словообразовательном плане предполагает три уровня его членения:

    1. Членение слова как определенной совокупности морфем, выделяемых в синхронном плане, то есть выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания) с точки зрения современного русского языка, установление живых связей этого слова с другими словами в современном языке. Этот вид анализа чаще всего называют морфемным (или разбором слова по составу).

    2. Рассмотрение слова как определенной словообразовательной модели в современном русском языке. Это словообразовательный анализ, который имеет целью определить, как образовано данное слово, то есть на базе какой производящей основы (слова) и с помощью каких словообразовательных средств. При словообразовательном анализе мы не только выделяем реально существующие в слове морфемы, но и определяем последовательность их присоединения.

    3. Строение слова может быть рассмотрено и с точки зрения его истории, происхождения. Это этимологический анализ, восстанавливающий словообразовательные связи слова в момент его возникновения.

    Названные типы членения слова часто взаимосвязаны, нельзя проводить между ними резкую границу и противопоставлять их друг другу. Связь эта становится наиболее явной при морфемном и словообразовательном анализе: правильное членение слова на реально существующие морфемы возможно лишь при учете словообразовательных связей этого слова. Каждый из этих видов анализа построен на своих принципах, которые определяют в свою очередь способы и приемы членения слова.


    ^ Порядок морфемного разбора

    1. Определяем лексическое значение слова, если нужно разграничить омонимию.

    2. Определяем часть речи и устанавливаем: изменяема она или нет, как изменяется, может ли быть окончание или нет.

    3. Выделяем окончание, если оно может быть, изменяя форму слова.

    4. Устанавливаем наличие формообразующих аффиксов.

    5. Выделяем основу слова, исключая окончание и формообразующие аффиксы.

    6. Выделяем все словообразовательные аффиксы с помощью составления словообразовательной цепочки.

    7. Выделяем корень путем подбора однокоренных слов.


    Образец морфемного разбора

    Водитель

    1. «Тот, кто водит машину».

    2. Имя существительное, изменяемая часть речи, склоняется, может быть окончание.

    3. водитель , так как: водителя, водителю, о водителе.

    4. Формообразующих аффиксов нет.

    5. Основа производная – водитель.

    6. водитель ← водить + тель.

    7. водитель; водить, проводить, вождение, проводы.


    Порядок словообразовательного разбора

    1. Поставить слово в начальную форму.

    2. Определить лексическое значение через ближайшее слово в словообразовательной цепочке.

    3. Определить словообразовательную базу, охарактеризовать её.

    4. Определить словообразовательный формант и его словообразовательное значение.

    5. Определить способ словообразования.


    Образец словообразовательного разбора

    Стрелок.

    1. Стрелок.

    2. «Тот, кто умеет стрелять».

    3. Словообразовательная база – усеченная основа глагола стрелять;

    4. Словообразовательный формант – суффикс -ок- со словообразовательным значением «лицо по действию».

    5. Способ словообразования: морфологический; аффиксация; суффиксальный.

    Стрелок ← стрелять + ок


    Образец этимологического разбора

    Мошенник

    Слово исконно русское, в современном русском языке имеет непроизводную основу. Образовано от основы существительного мошна + -ник-.

    Первоначальное значение слова: “вор, крадущий кошельки”.

    В основе слова произошли исторические изменения – опрощение в результате разрыва смысловых связей со словом МОШНА и исчезновения этой производящей основы из активного словаря.

    Таким образом:

    • мошенник ← мош(е)на + -ник- ;

    где е – беглый гласный, а на стыке корня и суффикса – удвоенное нн.


    Морфологический разбор

    При морфологическом разборе чрезвычайно важно осмыслить порядок разбора частей речи. Последовательность перечисления грамматических признаков слова не должна быть случайной: сначала указывают начальную форму слова и дают его общую характеристику, то есть перечисляют прежде всего его постоянные признаки, свойственные слову в целом, каждой из его форм, например, род для существительного.

    Затем определяют, в какой форме употреблено это слово, и анализируют признаки данной формы, признаки словоизменения, то есть такие грамматические признаки, по которым слова данной части речи изменяются, образуя грамматические формы, например, существительное изменяется по числам и падежам, глагол – по наклонениям, временам, лицам, числам, иногда – по родам, образуя соответствующие формы.

    Разграничение признаков слова и признаков формы должно находить свое выражение в самих формулировках грамматического разбора. Например: существительное нарицательное, конкретное, одушевленное, женского рода, III склонения; употреблено в форме единственного числа, творительного падежа и т.д.

    Наконец, если слово дано в контексте, рассматривают его синтаксические связи и функции: с каким словом оно связано, каким членом предложения служит. Таков общий порядок разбора всех знаменательных слов.


    ^ Порядок морфологического разбора


    Имя существительное

    I Словоформа

    II Начальная форма (Им. п., ед. ч.)

    Постоянные признаки:

    1. Лексико-грамматический разряд:

    • Собственное или нарицательное

    • Одушевленное или неодушевленное

    • Конкретное, отвлеченное, вещественное или собирательное

    2. Род (мужской, женский, средний, общий, не имеет рода)

    3. Тип и вариант склонения

    Непостоянные признаки:

    1. Падеж. Значение падежа

    2. Число. Особенности в категории числа

    III Функция в предложении.


    Имя прилагательное

    I Словоформа

    II Начальная форма (Им. п., ед. ч., соотв. роз.)

    Постоянные признаки:

    1. Разряд по значению: качественное, относительное или притяжательное

    2. Вариант склонения: твердый, мягкий или смешанный

    Непостоянные признаки:

    1. Степень сравнения (для качественных)

    2. Полная или краткая форма (для качественных)

    3. Род, число, падеж; от какого слова зависят

    III Функция в предложении.


    Имя числительное

    I Словоформа

    II Начальная форма (Им. п.)

    Постоянные признаки:

    1. Разряд по значению: количественные или порядковые

    2. Разряд по значению для количественных: целое, дробное, отвлеченное, собирательное

    3. Морфологическая структура: простое, сложное, составное.

    Непостоянные признаки:

    1. Падеж

    2. Род (если есть)

    3. Число (если есть)

    III Функция в предложении (употреблено самостоятельно или с существительным: согласуется с существительным или управляет им; каким членом предложения служит.


    Местоимение

    I Словоформа

    II Начальная форма (Им. п.)

    Постоянные признаки:

    1. Разряд:

    • По значению

    • По соотношению с другими частями речи

    2. Особенности склонения

    Непостоянные признаки:

    1. Для местоимений-существительных и местоимений-числительных – падеж, а для личных – лицо, число, а для ОН, ОНА, ОНО – и род

    2. Для местоимений-прилагательных – падеж, число, а в единственном числе – род.

    III Функция в предложении.


    Глагол

    I Словоформа

    II Начальная форма (инфинитив)

    Постоянные признаки:

    1. Вид

    2. Возвратность

    3. Переходность

    4. Залог

    5. Тип спряжения

    6. Класс

    Непостоянные признаки:

    1. Наклонение

    2. Время (в изъявительном наклонении)

    3. Число

    4. Лицо

    5. Род

    III Функция в предложении


    Причастие

    I Словоформа

    II Начальная форма (инфинитив) с указанием того, что это особая форма глагола

    Признаки:

    • Вид

    • Спряжение

    • Возвратность

    • Переходность

    • Залог

    • Время

    2. Полная или краткая форма (для страдательных причастий)

    3. Число, род, падеж (для полных причастий)

    III Функция в предложении.


    Деепричастие

    I Словоформа

    II Начальная форма (инфинитив) с указанием того, что это особая форма глагола

    Признаки:

    • Вид

    • Возвратность

    • Переходность

    • Залог

    • Тип спряжения

    • Класс

    • Время

    III Функция в предложении


    Наречие

    I Словоформа

    II Постоянные признаки:

    1. Группа и разряд по значению

    2. Степень сравнения, форма субъективной оценки (для качественных наречий)

    III Функция в предложении


    Категория состояния

    I Словоформа

    II Постоянные признаки:

    1. Значение. С какой частью речи соотносится

    2. Наклонение. Время. Способ выражения этих категорий.

    III Функция в предложении


    ^ Служебные части речи

    Разбор служебных частей речи отличается, так как частями речи в собственном смысле слова научная грамматика признает только знаменательные слова (самостоятельные части речи), все же остальные слова, строго говоря, частями речи не являются, так как они лишены назывной функции и не могут служить членами предложения.


    ^ Предлог

    I Словоформа

    II Постоянные признаки:

    1. Тип предлога по морфологическому строению и по соотношению со знаменательными частями речи.

    2. Выражаемые им отношения.

    III Функция в предложении. (С каким падежом употреблен и может ли употребляться с другими падежами).


    Союз

    I Словоформа

    II Постоянные признаки:

    1. Тип по морфологическому составу

    2. Сочинительный или подчинительный. Разряд по значению

    3. Тип по употреблению (одиночный, повторяющийся, двойной)

    III Функция в предложении. (Соединяет члены предложения или части сложного предложения).


    Частицы

    I Словоформа

    II Постоянные признаки:

    1. Разряд по значению

    2. К какому слову (группе слов, всему предложению) относится

    III Положение в речи (пре- или постпозитивная частица)


    Особые части речи


    Модальные слова

    I Словоформа

    II Постоянные признаки:

    1. Разряд по значению.

    2. Соотнесенность с другими частями речи

    III Функция в предложении.


    Междометия

    I Словоформа

    II Постоянные признаки:

    1. Разряд по значению

    2. Группа по образованию и происхождению

    III Функция в предложении.


    Звукоподражания

    I Словоформа

    II Постоянные признаки:

    1. Значение

    III Функция в предложении. (Для субстантивированных звукоподражаний).


    ^ Образцы морфологического разбора

    Было душно. Низко над землей стояли тучи комаров, и в пустырях жалобно плакали чибисы. Всё предвещало дождь, но не было ни одного облачка. Петр Михайлович переехал свою межу и поскакал по ровному, гладкому полю. (Чехов)

    ^ А вот, встревоженный вихрем и не понимая, в чем дело, из травы вылетел коростель. (Чехов)


    душно – категория состояния. Называет состояние природы. Соотносится с наречием. Значение изъявительного наклонения прошедшего времени выражено при помощи связки (было). Главный член безличного предложения.


    над – предлог, простой, непроизводный. Выражает пространственные отношения. Употреблен с творительным падежом существительного (над землей), с другими падежами не употребляется.


    землей – имя существительное, начальная форма – земля. Существительное нарицательное, конкретное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, мягкого варианта. Употреблено в форме творительного падежа с предлогом (над землей), единственного числа. Во множественном числе в этом значении не употребляется. В предложении служит обстоятельством места.


    жалобно – наречие, определительной группы, качественное. Образовано от качественного прилагательного при помощи –о–. В предложении примыкает к глаголу – сказуемому и служит обстоятельством образа действия.


    но – союз, простой, сочинительный, противительный, одиночный. Соединяет части сложного предложения.


    не – модальная отрицательная частица. Относится к глаголу (не было). Препозитивная.


    одного – имя числительное, начальная форма – одно (одно облачко). Это количественное числительное, определенно-количественное по значению, простое по структуре. Склоняется как прилагательное, но в Им. и Вин. падеже имеет краткие формы. В предложении употреблено при существительном (ни одного облачка), согласуется с ним, определяет его.


    свою – местоимение, начальная форма – своя (своя межа). Местоимение притяжательное, по значению соотносится с прилагательным (обобщенно-качественное); склоняется как притяжательное прилагательное типа лисий. Стоит в форме винительного падежа, женского рода, единственного числа, согласуется с существительным межу и служит к нему определением.

    поскакал – глагол, начальная форма – поскакать. Глагол совершенного вида (со значением начала действия), невозвратный, непереходный, I спряжения, непродуктивного класса. Форма изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. Образована от основы инфинитива поскака– при помощи формообразующего –л–. В предложении служит простым глагольным сказуемым. (И князь поскакал…)


    ровному – имя прилагательное, начальная форма – ровный. Прилагательное качественное, склоняется по твердому варианту. Употреблено в полной форме положительной степени, в среднем роде, единственном числе, дательном падеже. Согласуется с существительным полю (по ровному полю) и служит определением к нему.


    встревоженный – причастие от глагола встревожить. Глагол совершенного вида, невозвратный, переходный, действительного залога, II спряжения,
    V продуктивного класса. Причастие страдательное прошедшего времени, образовано от основы инфинитива встревож(и) + –енн–. Употреблено в полной форме, в единственном числе мужского рода, в именительном падеже. Согласуется со словом коростель, служит определением.


    понимая – деепричастие от глагола понимать, несовершенного вида, невозвратного, переходного, действительного залога, I спряжения, I продуктивного класса. Образовано от основы настоящего времени понимай + –а–. Называет действие, одновременное с действием глагола – сказуемого (взлетел, не понимая) и служит в предложении обстоятельством.


    ^ Синтаксический разбор

    Словосочетание

    Взгляды лингвистов на словосочетание различны, следует иметь в виду, что из предложения могут быть выделены и такие соединения слов, которые не образуют словосочетаний (предикативная пара – подлежащее со сказуемым, пары с полупредикативными отношениями – обособленный член с определяемым словом).


    ^ Порядок разбора

    1. Выделить словосочетание из предложения (если в задании не даны уже готовые соединения слов);

    2. Тип по структуре (простое, сложное переходное), если сложное, то выделить все простые;

    3. Анализ простого: главное и зависимое(ые) слова;

    4. Тип по степени связанности компонентов (свободное, связанное);

    5. Тип по морфологической природе компонентов (начиная с главного компонента);

    6. Тип по грамматическому значению (по характеру синтаксических отношений между компонентами): атрибутивный, объектный, обстоятельный, субъектный, комплетивный;

    7. Тип синтаксической связи и её полная характеристика, грамматические средства выражения связи, (согласование полное/неполное, управление сильное, слабое, двойное сильное, предложное/беспредложное, вариативное, примыкание)


    ^ Синтаксический разбор предложений

    Порядок полного разбора

    I

    1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное) и по эмоционально-экспрессивной окраске (восклицательное, невосклицательное);

    2. Выделить грамматическую(ие) основу(ы), проанализировать, установить тип предложения по их количеству: одна – простое, две и более – сложное.

    Далее работать с каждым простым предложением по схеме:

    II. Анализ формальной (конструктивной) структуры предложения.

    1. Характеристика по составу грамматической основы (двусоставное, односоставное); тип двусоставного по подлежащему (именное, инфинитивное); тип односоставного по главному члену (в форме сказуемого – определенно-личное, неопределенно-личное, безличное); в форме подлежащего – номинативное.

    2. Характеристика главных членов (подлежащего, сказуемого и типа связи между ними, если предложение двусоставное);

    3. Форма предложения (исходная/неисходная);

    4. Характеристика по полноте (полное/неполное);

    5. Характеристика по наличию (отсутствию) второстепенных членов (распространенное, нераспространенное);

    6. Характеристика второстепенных членов с графическим их обозначением;

    7. Осложненное ли, указать чем (обращением, вводными словами или конструкциями, однородными членами, обособленными оборотами).

    III. Анализ коммуникативной структуры предложения (актуальное членение предложения):

    1. Коммуникативное задание

    2. Тема и Рема

    3. Средства выражения актуального членения предложения (порядок слов, интонация)

    IV. Если предложение было сложное, то после характеристики всех простых делается вывод о типах связи между ними (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, с разными видами связи), указываются средства связи (союзы, союзные слова, интонация) и вычерчивается схема, которая наглядно воспроизводит индивидуально-грамматические признаки данного предложения.

    Такая схема особенно нужна для усложненных (многочленных) предложений, с её помощью в итоге разбора дается развернутая структурно-грам-матическая характеристика сложного предложения.


    ^ Порядок полного разбора всех синтаксических единиц

    Полный разбор всех синтаксических единиц в указанном фрагменте текста предполагает характеристику синтаксических конструкций, начиная со сложного предложения и заканчивая простым словосочетанием, включая синтаксические связи уровня предложения.


    ^ Образец полного синтаксического разбора

    I

    Служив отлично – благородно,

    Долгами жил его отец,

    Давал три бала ежегодно

    И промотался наконец.

    II

    1. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, именное.

    2. Подлежащее – существительное, сказуемое – простое глагольное, выражено спрягаемой формой в прошедшем времени. Координация (в ед. ч., м. р.; сказуемое согласуется с подлежащим в ед. ч., м. р., управляет подлежащим, требует Им. п.)

    3. Неисходная форма;

    Исходная: Служив отлично – благородно,

    Долгами живет его отец,

    Дает три бала ежегодно

    И промотается наконец.

    4. Полное

    5. Распространенное

    6. (см. текст) или… |-.-.-.|,== ―,== и ==.

    III

    1. КЗ: Чем занимался отец его,

    Служив отлично-благородно?

    2. Рема расчленена Темой.

    3. ПС – обратный, субъективный, интонация.


    1. Синтаксические связи уровня предложения.

    Отец

    жил

    давал

    промотался

    Координация (согласование + управление). Сказуемое согласуется с подлежащим в ед. ч. и м. р., управляет подлежащим и требует формы Им. п.

    ^ Жил, давал и промотался – сочинительный ряд, открытая связь

    …жил, служив отлично-благородно… – полупредикативная связь, элемент структуры предложения.

    ^ 2. Сложные и переходные словосочетания:

    Давал (три бала) ежегодно – сложные словосочетания (слово + 1 словоформа; слово + синтаксически неделимое словосочетание)

    Давал (три бала) –

    1) переходный, т. к. 1 компонент (зависимый) – синтаксически неделимое словосочетание.

    2) свободный

    3) глагол – …

    4) объект

    5) управление сильное

    6) ПС, интонация, 

    1. Простые словосочетания:

    Жил долгами – жить долгами

      1. простое

      2. свободное

      3. глагольно-субстантивные

      4. объектные

      5. управление сильное

      6. ПС, интонация, - ами


    Служил отлично-благородно – служить отлично-благородно

    1. простое

    2. свободное

    3. глагольно-адвербиальное

    4. обстоятельственно характеризующее

    5. примыкание

    6. ПС., интонация


    Его отец – его отец

    1. простое

    2. свободное

    3. субстантивно – прономинативное

    4. субъект

    5. примыкание

    6. ПС, интонация


    Три бала – три бала

    1. простое

    2. синтаксически неделимое

    3. нумеративно-субстантивное

    4. комплетивное

    5. управление сильное

    6. ПС, – а, интонация

    Давал ежегодно – давать ежегодно

    1. простое

    2. свободное

    3. глагольно-адвербиальное

    4. примыкание

    5. обстоят., врем.

    6. ПС, интонация


    Промотался наконец – промотался наконец

    1. простое

    2. свободное

    3. глагольно-адвербиальное

    4. обстоят., врем

    5. примыкание

    6. ПС, интонация.


    Пунктуационный разбор

    Пунктуационный разбор должен быть тесно связан с анализом синтаксической структуры предложения, так как постановка знаков препинания обусловлена структурными особенностями предложения, смысловыми отношениями его основных частей.

    Возможны два вида пунктуационного разбора.

    1. Пунктуационный разбор, сопутствующий разбору синтаксическому (при определении структуры предложения одновременно объясняются и знаки препинания). Такой разбор включается в синтаксический и занимает подчиненное положение.

    2. Пунктуационный разбор как самостоятельный вид анализа, цель которого – объяснение имеющихся в предложении знаков препинания.

    Синтаксический материал в данном случае привлекается к разбору, только если постановка знака препинания прямо или косвенно обуславливается синтаксическим строем предложения.

    При пунктуационном разборе надо назвать грамматические условия постановки знака препинания, дать характеристику знака препинания по его употреблению (одиночный, повторяющийся, парный) и по его функции (разделительный, выделительный), а затем сформулировать пунктуационное правило.

    Пунктуационный разбор может быть полным и частичным (на определенную тему). При частичном разборе знаки препинания объясняются выборочно (ср. знаки препинания при обособлении, однородных членах и т. д.)

    При полном пунктуационном разборе объясняются все знаки препинания, которые встречаются в предложении.


    ^ Образцы пунктуационного разбора

    Сестра, (1) входившая в палату, (1) сделала вид, (2)что ничего не заметила.(3)

    а) Предложение повествовательное, поэтому на конце его поставлена точка (3). Это одиночный, разделительный знак.

    б) По структуре это сложноподчиненное предложение: состоит из главного (назвать) и придаточного (назвать); между ними стоит запятая (2). Это одиночный, разделительный знак.

    Правило. Придаточное предложение отделяется от главного запятой, если находится перед главным или после него.

    в) Главное предложение осложнено причастным оборотом, который с обеих сторон выделяется запятыми (1), (1). Это парный, выделительный знак.

    Правило. Распространенное согласованное определение, стоящее после определяемого существительного, всегда обособляется.


    ^ Я скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки.

    Это сложное бессоюзное предложение, двоеточие стоит между его частями (простыми предложениями). Это одиночный разделительный знак.

    Правило. Двоеточие ставится, если в первой части бессоюзного сложного предложения имеются слова так, такой, одно, конкретное содержание которых раскрывается во второй части.


    ^ Вся площадь пестрела рубахами, и платьями, и платками, и шляпами.

    В этом простом предложении имеется ряд однородных членов (дополнений), соединенных повторяющимся союзом «и». Три запятые поставлены между однородными членами. Это повторяющийся, разделительный знак.

    Правило. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными посредством повторяющихся союзов.


    Приложение 2
    Образец оформления библиографической карточки





    87. 6 я 2 Степанов Ю. С.

    С 794 Константы. Словарь русской культуры. М., 2001.

    Б 2106287 ИБО



    ^ Список сокращений и условных обозначений,
    использованныхв учебном пособии


    ☺ – задания по орфографии

    и пунктуации

    КР – задания по культуре речи

    буд. – будущее время

    голланд. – голландский

    греч. – греческий

    ед. ч. – единственное число

    ж. р. – женский род

    из газ. – из газеты

    из рекл. – из рекламы

    лат. – латинский

    л. – лицо

    м. р. – мужской род

    мн. ч. – множественное число

    морф. – морфологическое

    наст. – настоящее время

    несов. в. – несовершенный вид

    прош. – прошедшее время

    скл. – склонение

    сов. в. – совершенный вид

    ср. р. – средний род

    ст. – статья

    упр. – упражнение

    учеб. – учебник

    учеб. пособие – учебное пособие

    франц. – французский

    И. п. – именительный падеж

    Р. п. – родительный падеж

    Д. п. – дательный падеж

    В. п. – винительный падеж

    Т. п. – творительный падеж

    П. п. – предложный падеж



    * * *

    А. Остр. – А.Н. Островский

    А.Т. – А.Н. Толстой

    Гр. – А.С. Грибоедов

    Купр. – А.И. Куприн

    Л. – М.Ю. Лермонтов

    Н. – Н.А. Некрасов

    П. – А.С. Пушкин

    Пауст. – К.Г. Паустовский

    Струг. – Б. Стругацкий

    Фурм. – Д.А. Фурманов

    Макар. – А.С. Макаренко

    И.Т. – И.С. Тургенев

    Кр. – И.А. Крылов

    Ч. – А.П. Чехов

    Г. – Н.В. Гоголь






    Редактор Н.Н. Пацула

    Компьютерная верстка В.С. Николайчук

    ИД № 06039 от 12.10.01 г.


    Сводный темплан 2008 г.

    Подписано в печать 04.05.08 г. Формат 6084 1/16. Бумага офсетная.

    Отпечатано на дупликаторе. Уч. изд.л. 10,25. Усл.-печ. л. 10,25.

    Тираж экз. Заказ




    Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр. Мира, 11

    Типография ОмГТУ



    1 Есть электронная версия учебного пособия. Режим доступа: http: // lib/omtu.ru/fulltext/417/exe$


    urok-po-teme-kultura-zapadnoj-evropi-v-rannee-srednevekove.html
    urok-po-teme-lyubov-silnee-smerti-i-straha-smerti.html
    urok-po-teme-mi-v-otvete-za-vse-avtorskaya-programma-po-vospitatelnoj-rabote-krasota-spaset-mir-otkritij.html
    urok-po-teme-my-family.html
    urok-po-teme-o-genri-rozhdestvenskaya-novella-dari-volhvov.html
    urok-po-teme-osnovi-racionalnogo-pitaniya-normi-pitaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-vipolneniya-kontrolnih-rabot-po-discipline-pravovedenie-sostavitel.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-kareroj-gossluzhashego-chast-9.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-2-dohodi-i-rashodi-albert-ejnshtejn-davajte-mi-s-vami-poigraem-v-voprosi-sprosite-sebya-dorogoj-chitatel.html
  • grade.bystrickaya.ru/naimenovanie-kadastrovogo-okruga-kadastrovogo-rajona-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-tyumenskoj-oblasti-v-2009-godu.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samostoyatelnij-analiz-proizvedenij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-russkoj-literaturi-xix.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vselenskaya-assambleya-mobil-dik.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoriya-abstraktnogo-mishleniya-i-perspektivi-poznaniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-chtobi-bit-soboj-nado-bit-kem-to-predislovie.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-sprosite-lyubogo-stalkera-kakoe-vremya-sutok-v-zone-samoe-strashnoe-ikazhdij-otvetit-noch-ateper-sprosite.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yazik-obucheniya-struktura-programmi-s-ukazaniem-kreditov-129-kreditov10-kreditov-praktika8-kreditov-fizvospitanie3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/monitoring-obrazovatelnih-strategij-abiturientov-kak-metod-diagnostiki-konkurentosposobnosti-vuzov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozheniya-mihail-veller.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-elektrodinamika-materialov-s-otricatelnim-koefficientom-prelomleniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-v-nerushimim-yavlyaetsya-tot-obichaj-kotorij-kak-ustanovleno-ne-protivorechit-ni-chelovecheskim-zakonam-ni-svyatim-kanonam.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vid-rabot-112-sborka-zhilih-i-obshestvennih-zdanij-iz-detalej-zavodskogo-izgotovleniya-kompleksnoj-postavki.html
  • composition.bystrickaya.ru/politicheskaya-sistema-obshestva-chast-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-chasi-rechevaya-i-chitatelskaya-deyatelnost-na-uroke-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-byudzhetnogo.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-18-osvobozhdenie-toliver-rejmond-f-konstebl-trevor-dzh.html
  • znanie.bystrickaya.ru/72-primernaya-programma-podgotovki-kadrov-sportivnogo-turizma-v-rf-problemi-i-osobennosti-razvitiya-sportivnogo.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poryadok-predostavleniya-subsidij-organizaciyam-agropromishlennogo-dolgosrochnaya-celevaya-programma-razvitie-selskogo.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-vstupitelnih-ispitanij-po-inostrannim-yazikam.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-pribilyah-i-v-dinamike-1998-2000-kurs-cb-rf-na-datu-ocenki-2862-rublya-za-1-dollar-ssha-soprovoditelnoe-pismo.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomika-stranica-6.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematika-kontrolnih-rabot-rabochaya-programma-pedagoga-petinoj-nini-dmitrievni-uchitelya-matematiki-pervoj-kvalifikacionnoj.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-metodicheskih-razrabotok-otkritij-urok.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-obrazovatelnie-tehnologii-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • institut.bystrickaya.ru/turisticheskaya-kompaniya-sk-intur-rossiya-344010-g-rostov-na-donu-pr-voroshilovskij-8765-tel-86324-24-324-2-688-900-faks-863-2-345-890.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-konferencii-30-maya-konferenczal-oka-lyuks.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-praktiki-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • bystrickaya.ru/vospitanie-soperezhivaniya-u-doshkolnikov-v-processe-oznakomleniya-s-zhivotnim-mirom-chast-6.html
  • diploma.bystrickaya.ru/ustanovki-pogruzhnih-centrobezhnih-nasosov-uecn-chast-3.html
  • textbook.bystrickaya.ru/he3avershehhoe-plani-otrivki-nabroski-skazka-o-pope-i-o-rabotnike-ego-balde.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-10-detskaya-literatura-g-tomsk-2009-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/voprosi-i-otveti-po-politologii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-forma-chastic-almaznogo-nanoklastera-rassmatrivayutsya-voprosi-izucheniya-svojstv-nanoalmazov-detonacionnogo-sinteza.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.