.RU

Учебное пособие Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования мо РФ ббк 60. 5я72 - страница 5


87

саным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие от­ступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н.э. и советские партийные органы в XX веке. Ваши родители на­верняка помнят, как в 60—70-е годы в школе учителя боролись с "длин­новолосыми", усматривая в их облике подражание "битлам", как они насаждали школьную униформу на манер военной, как "пропесочивали" на родительских собраниях тех, кто "неправильно" себя вел.

Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим государство было не в силах. Снятие социальных и иде­ологических запретов обогатило общественную жизнь творчеством и разнообразием.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несим­метричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую' — одобряются. В зависимости оттого, позитивным или негативным явля­ется'отклонение, все формы девиаций можно расположить на неко­тором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, ате­исты, преступники, вандалы, циники, бродяги, дистрофики. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклоне­ниями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, уче­ные, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда, очень здоровые и красивые люди.

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каж­дую из этих групп придется примерно по 10—15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют "твердые середняки" — люди с несущественными отклонениями.

Хотя большая часть людей большую часть времени ведет себя в со­гласии с законами, таких людей нельзя считать абсолютно законопос­лушными, т.е. социальными конформистами. Так, при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в том, что они со­вершили один и более незаконных поступков, например, скрыто воровали в магазине, обманывали налогового инспектора или постово­го, не говоря уже о более невинных шалостях — опоздании на работу,

88

переходе улицы или курении в неположенных местах. Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весь­ма трудно, поскольку полицейская статистика регистрирует незначи­тельную часть происшествий.

Девиантным может оказаться самый невинный на первый взгляд поступок, связанный с нарушением традиционного распределения ролей. Скажем, более высокая зарплата жены окружающим может по­казаться ненормальным явлением, так как муж испокон веку — глав­ный производитель материальных ценностей. В традиционном обще­стве подобное распределение ролей в принципе не могло возникнуть.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение обществен­ного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений — от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или от­клонившийся от нормы. При такой постановке следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам, или формам, девиантного по­ведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социоло­гии особое название — делинквентное (буквально преступное) пове­дение. Оба значения — широкое и узкое — одинаково употребляются в социологии. Мы продолжим рассмотрение проблемы девиантного по­ведения в следующем разделе, посвященном преступности, а сейчас выделим ключевые понятия:

Девиант Девиантное поведение

Позитивное отклонение Негативное отклонение

Формы девиации Разнообразие

Задание

Проанализируйте поведение окружающих вас людей в быту и отметьте те поступки, которые считаете девиантными.

^ ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Нарушения социальных норм могут быть серьезными и не­серьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

89

Алкоголизм — типичный вид девиантного поведения. Алкоголик — не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально вы­полнять социальные роли. Наркоман — преступник, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние. Самоубийство, т.е. свободное и намеренное прекращение своей жизни, — девиация. Но убийство другого человека — преступление.

К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовле­ние фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, ванда­лизм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституция, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

Девиантное и делинквентное поведение можно различить следую­щим образом: первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, то для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших, — от­клонением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отноше­ние только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальным видом заработка или способом установ­ления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Районы города, где чаще других происходят преступления, называ­ют криминогенными, а категории населения, более других склонные совершать девиантные или делинквентные поступки, — группами риска. К ним относится, в частности, молодежь. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и со­циальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вслед­ствие недостаточной социальной зрелости он, как правило, еще не го­тов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Социологи установили, что человек тем больше усваивает образцы де­виантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст.

90

^ Дополнительная информация

Организованная преступность подростков

Только в 90-е годы в нашей стране было официально признано, что существует организованная преступность. Правда, это каса­лось лишь взрослых. Между тем 40% правонарушений подростков носит организованный, групповой характер. В последние 30 лет де-виантное поведение, принимавшее форму невинных забав, переросло в делинквентное. Изменились социальная характеристика и структура молодежных группировок. Прежде они насчитывали 3—5 человек, сейчас — 50, 100 и более. Так, в Казани в конце 80-х годов со­вершено 180 групповых преступлений, в том числе 50 случаев массо­вых драк "стенка на стенку" с применением ножей, самодельного оружия и "арматуры". В других регионах выявлены сотни преступных группировок.

^ Численное превосходство (семеро — пятеро на одного) позволя­ет им безбоязненно (не встречая сопротивления со стороны жертвы) и безнаказанно (возраст уберегает от уголовной ответст­венности) совершать разбойные нападения, грабежи, хулиганские действия, квартирные кражи. Характерны дела о "налетах на Мос­кву", организуемых приезжими молодежными группами. Обычно они прибывают утром и сразу начинают "бомбить": совершают разбойные нападения на московских сверстников, грабят и избивают их.

Криминогенные группы различаются степенью

организованности. В Татарии и Мордовии это "конторы". Они образуются по месту учебы, жительства или работы. Их действия носят одноразовый, ситуативный характер. А есть преступные шайки, куда несовершеннолетние входят наряду со взрослыми. В от­личие от "контор" шайки (группы "риска', "бизнеса") имеют еще бо­лее серьезную антиобщественную направленность и свою организацию, кассу-"общаг", из которой финансируют попавших в заключение, больницу, а также похороны" своих". Их возглавляет ли­дер, как правило, 19—22 лет. Далее идут "старики" ("боевики") 16— 18 лет и наконец "шелуха" — 14-летние подростки.

В группах жесткая дисциплина: "Попался — отвечай сам". Го­вори: "Ничего не знаю, никакой группы нет, действовал один". В ходе следствия группа ведет свое контрследствие. По утрам проводят "планерки" с теми, кого вызывает следователь. Вечером обсуждают показания потерпевших, свидетелей и вырабатывают план "как обойти закон". Для таких целей используется спецлитература, предназначенная для юристов.

Адаптировано по источнику: Социологические исследования. — 1990. —N9.

91

Вопросы к главе

  1. Из каких элементов состоит социальный контроль?

  2. Опишите сеть социальных отношений и систему социального взаимодействия.

  3. С какими типами санкций вы познакомились?

  4. Чем различаются внешний и внутренний контроль?

  5. В чем заключается разница между девиантным и делинквент-ным поведением?

I

Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Социальный контроль так же, как культура и социализация, тесно связан с социальной структурой общества. Последняя представляет со­бой совокупность статусов и ролей, которая подобна переплетениям бесчисленных веток и ветвей, составляющих крону дерева. Статусы и роли — производные общественного разделения труда. Они осваива­ются в процессе социализации. Социальная структура — анатомиче­ский скелет общества. Плоть, окружающая скелет, называется куль­турой, а цементирующим началом выступает социальный контроль, включающий нормы и санкции.

^ ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

Строительными кирпичиками социальной структуры служат ста­тусы и роли, которые связываются между собой функциональными от­ношениями. Они идеально подходят для этого. Ни индивиды, ни группы, ни нормы, ни.ценности строительными кирпичиками обще­ственного здания выступать не могут.

Ведь что из себя представляет здание вообще? Это совокупность не­сущих вертикальных опор, горизонтальных перекрытий, соединяю­щих узлов, входных отверстий и дополнительных элементов, создаю­щих либо эстетический (интерьер, оконные и дверные украшения), ли­бо психологический и гигиенический комфорт (балкон, санузел). Конкретные формы, архитектурные виды и особенности зданий много­образны и зависят от культуры народа, исторической эпохи, климата, таланта архитектора. Но основу здания составляют вертикальные опоры и горизонтальные перекрытия, функционально связанные между собой.

То же можно сказать и об общественном здании. В нем также дол­жны быть основные элементы, функциональная взаимосвязь которых образует каркас общества. Это социальные статусы и роли, функци­онально связанные благодаря общественному разделению труда. Со­циальные статусы — "водитель", "мать", "президент", "журналист", "мужчина", "спортсмен" и т.п. — всего лишь пустые ячейки. Каждая из них заполняется определенным числом людей, но они постоянно меня­ются: кто-то умирает, кто-то увольняется и переходит на другое место. А ячейки остаются. Они необходимы обществу. Без них оно не сможет функционировать. Они полезны ему: врач нужен, чтобы лечить, учи­тель, чтобы учить, и так до бесконечности. Каждая ячейка на своем ме­сте и выполняет какую-то важную общественную функцию.

93

Представим себе общество, где один человек выполняет все функ­ции: он и вождь, и военачальник, и лекарь, и дровосек, и портной. Смо­жет ли такое общество нормально развиваться? Конечно, нет. Каждую функцию "мастер на все руки" будет выполнять кое-как, ему не хватит ни времени, ни умений. В таком обществе отсутствует разделение труда. Разделение возникает, когда разные функции закрепляются за разными группами специально подготовленных людей. Это называет­ся специализацией. Современное общество — общество специалистов, а не дилетантов. Специалистам приходится между собой как-то коо­перироваться, они не могут обойтись друг без друга: пекарю нужны са­поги, дом, крепкое здоровье и обучение детей, поэтому он обменивает продукты своего труда на товары и услуги сапожника, строителя, врача и учителя. А те, в свою очередь, поступают точно так же. Так и формируется функциональная связь статусов и ролей на основе специ­ализации и кооперации труда. А специализация и кооперация труда составляют суть общественного разделения труда.

Слово "статус" пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века английский историк Г.Д.С Мейн придал ему социологическое звучание. Статус — соци­альное положение человека в обществе. Социальное положение — обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономиче­ское положение, политические возможности, демографические свой­ства человека. "Водитель" — профессия; "работник наемного труда, получающий средний по размерам доход" — экономические черты; "член демократической партии" — политическая характеристика; "мужчина в возрасте 40 лет" — демографические свойства (к ним же относится и национальность). Все эти характеристики описывают со­циальное положение одного и того же человека, но с разных сторон.

Каждая позиция, или ячейка, наделена кругом предписанных прав и обязанностей. Благодаря им и получается функциональная взаимо­связь ячеек. Мы знаем обязанности отца по отношению к сыну и сына по отношению к отцу; офицера — по отношению к солдату, и наоборот. Они зафиксированы в инструкции либо закреплены обычаем. Права и обязанности — элементы общественного разделения труда. Оно подразделяется на несколько видов: половозрастное разделение труда, профессиональное разделение труда, политическое и экономическое. Соответственно видам общественного разделения труда образуются виды социальной структуры (стеми же названиями). Таким образом, общественное разделение труда, как и социальная структура, — это обобщенные характеристики.

94

Итак, общественное разделение труда формирует каркас общества,
который называется социальной структурой. Социальная структура
состоит из статусов и ролей. А теперь выделим ключевые понятия:
Общественное разделение труда Социальный статус
Виды разделения труда Социальная роль

Социальная структура Кооперация

Специализация Обязанности

^ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Обязанности предписывают то, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса непременно должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может свободно позволить себе или допустить в отношении других лю­дей. Обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время права и обязанности жестко взаимосвязаны между собой так, что одно предполагает другое. Они могут существовать порознь, но тогда соци­альная структура деформируется. Так, статус раба в древнем мире предполагал только обязанности и не содержал почти никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязан­ности минимальны; напротив, у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В демократическом обществе они более симметричны. Стало быть, от того, как расположены и как соотносятся права и обя­занности в социальной структуре, зависит уровень развития общества.

Задание

^ Попробуйте описать распределение прав и обязанностей во времена Киевской Руси, Московского княжества, Российской империи, советской России и в современной России. Дайте об­щую характеристику, сравните исторические периоды.

Выполняя те или иные обязанности, индивид несет перед другими определенную ответственность. Сапожник обязан в срок и с высо­ким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан — лишиться контракта, выплатить не­устойку, могут пострадать его имидж и репутация либо его могут привлечь к суду. В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то его ли­шали жизни. Таковы формы проявления ответственности. Они много-

95

образны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени.

Таким образом, строительные кирпичики здания социальной структуры — статусы и роли — имеют три грани: "ширину" (права), "длину" (обязанности) и "высоту" (ответственность). Мы получили трехмерное изображение общественной жизни. Все три грани — не­отъемлемые атрибуты общественного разделения труда, но и сам ста­тус — порождение такого разделения. Ведь он описывает место инди­вида в системе общественного разделения труда, которая пронизывает все общество.

Благодаря трехмерной форме наши "кирпичики" плотнее прилегают друг к другу, образуя единое целое. Грани "кирпичиков" со­единяются между собой самым крепким "цементом" — социальными нормами, так как они "замешаны" на законах, нравах, обычаях и традициях. За их соблюдением, как мы уже отметили, тщательно сле­дит любое общество. "Строительство" тянется медленно — целыми ве­ками, — зато "здание" получается очень прочное. Там, где спешат, со­ставляют законы на скорую руку, придумывают искусственные обычаи и обряды, кое-как распределяют права и обязанности, наконец, не сле­дят за соблюдением ответственности всех должностных лиц, включая самых высших, прочный общественный фундамент создать невозмож­но.

Задание

^ Попытайтесь проиллюстрировать описанную законо­мерность на примере советского прошлого и сегодняшней Рос­сии: какие искусственные обычаи пытались ввести, в чем выражалось неправильное распределение обязанностей и прав, за что были ответственны и неответственны высшие долж­ностные лица, рядЬвые граждане?

Итак, нами рассмотрены "строительные кирпичики" социальной структуры общества. Они описываются следующими ключевыми по­нятиями:

Права Обязанности Ответственность

СТАТУС

Статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Позиция учителя имеет смысл только в связи с позицией ученика и директора школы, а того — в связи с позицией министра

96

образования, департамента образования и т.д. Статус учителя, как и любой другой статус, определен относительно всей системы образования.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. К примеру, господин Н. является мужчиной, преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом республиканской партии, православным, из­бирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (этот термин введен известным американским социологом Робертом Мертоном). Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Задание

^ Опишите полный набор статусов у себя, своих родителей и у 2—3 знакомых. Сравните их между собой и выясните, какой список получился длиннее.

Главный статус

В этом наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный. ^ Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с ко­торым они отождествляют его.

Для женщин в традиционном обществе главным чаще всего оказы­вался статус домохозяйки, а для мужчины — и прежде, и теперь — статус, связанный с основным местом работы или занятием: "директор коммерческого банка", "научный сотрудник", "полицейский", "рабочий на промышленном предприятии" и т.д. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. Для научной интеллигенции главным часто оказыва­ется не место работы или род занятий, а ученая степень, а для менед­жеров — должность или иерархический ранг.

Задание

1. ^ Определите свой главный статус, а также главные статуты
родителей и 2—3 знакомых.

2. Некоторые статусы являются настолько яркими, что
превращаются в главные, независимо от того, каков набор
статусов у данного индивида. К ним относятся статусы быв­
шего заключенного, чемпиона мира. Назовите еще 3—4 подо­
бных примера.

7 А. И. Кравченко

97

Личный и социальный статусы

Необходимо различать два вида статуса — личный и социальный. Социальный статус употребляется в двух значениях — широком и уз­ком. С широким словоупотреблением мы уже познакомились (вспом­ните его). В узком смысле социальный статус — положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой соци­альной группы (профессиональной, классовой, национальной). Когда-то негров в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем белых. В результате к любому негру — талантлив он или нет, добродетельный или злодей — относились пренебрежительно. Личные качества отступали на второй план перед национальными. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знаком­стве или трудоустройстве ему доверяли больше. Другой пример — предрассудок по отношению к женщинам. Обыденное мнение полага­ет, что с руководящей работой она справится хуже мужчины, именно потому, что она — женщина.

^ Личный статус — положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный — среди знакомых людей. Но ведь знакомые и составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно официальным представителям какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти харктеристики, а наши личные ка­чества, неформальный авторитет.

Предположим, что господин Н. нанимает человека, по отношению к которому действуют социально-групповые предрассудки. На первых порах работодатель и сослуживцы строят взаимоотношения с ним, руководствуясь групповыми ожиданиями, возможно, относятся к нему с подозрением или осторожностью. Через некоторое время, когда наш герой раскрыл свои трудовые и личные достоинства, окружающие из­меняют свое отношение. Теперь главным для них становится личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус посте­пенно перерос в высокий личный.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве больших и малых групп. К по­следним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка и т.п. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером, независимым, аутсайдером.

98

Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он за­нимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпа­дать.

Несовпадение статусов

Как мы установили, каждый из нас вращается во множестве групп — больших и малых — и занимает множество позиций. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг ста­туса определяет то, каким он является — высоким, средним или низ­ким. Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высо­кого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой. Господин Н. как коллекционер ценится очень высоко среди со­бирателей марок, но сослуживцы по основному месту работы считают его весьма посредственным бухгалтером, а в семье жена и дети по­сматривают на него даже свысока. Понятно, что у господина Н. три разных статуса, имеющих три разных ранга: высокий, средний и низ­кий. Редко кому удается иметь высокий статус во всех группах, где ему приходится участвовать.

Несовпадение статусов — это, по существу, несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Несовпадение поэто­му возникает при двух обстоятельствах: 1) когда индивид занимает вы­сокую позицию в одной группе и низкую — в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.

Господин Н. как коллекционер, бухгалтер и семьянин — наглядный пример расхождения, или несовпадения, статусов. Господин М. — слу­чай более сложный. Он — талантливый инженер, но ничем выдаю­щимся себя в таком качестве не проявивший. Профессиональный ста­тус у него средний — таков престиж инженерного труда в обществе. У начальства он пользуется также средним уважением: оно ценит его та­лант, но считает безынициативным. Коллеги называют его "своим парнем" за компанейский характер, высоко ставят его профессиональные качества, но, когда речь заходит ослужебном росте, не хотят видеть его своим начальником. В семье жена и дети любят его как мужа и отца, но не могут гордиться его профессиональными дости­жениями и при разговоре со знакомыми обходят подобную тему. У гос­подина М. вырисовывается сложный узор несовпадения статусов.

Итак, мы назвали примеры первой формы несовпадения статусов. Оно проявляется в поведении носителя статуса и ожиданиях

99

окружающих. Так, от банкира никто не ждет, что он станет просить милостыню или разъезжать на подножке трамвая, от спортсмена — что он будет курить или выпивать. Когда подобное происходит, об­наруживается расхождение статуса и соответствующего ему ролевого поведения. Окружающие начинают сомневаться, истинные ли это бан­кир и спортсмен. Статус и роль пришли в противоречие.

Примеры второй формы несовпадения статусов также достаточно многочисленны. Министр не имеет права заниматься коммерческой де­ятельностью. Полицейский не может быть мафиози, иначе он не поли­цейский. Обязанности члена незаконной группировки не совпадают с должностными обязанностями защитника закона.

Задание

  1. Присмотритесь к своему набору статусов, есть ли в нем не­совпадение? А у ваших знакомых?

  2. Приведите еще 3—4 примера несовпадения статусов второй формы.

  3. Возникает ли несовпадение статусов, когда духовное лицо становится народным депутатом?

Выделим ключевые понятия из пройденного материала:
Статусный набор Главный статус

Социальный статус Личный статус

Несовпадение статусов

Приписываемый статус

Кроме рассмотренных видов статуса существуют и другие. ^ Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) — это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными в строгом смысле считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Негр — прирожденный статус, характеризующий расу. Мужчина — прирожденный статус, описывающий пол. Русский — прирожденный статус, показывающий национальность. Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и со­знания. Казалосьбы, никто не в силах изменить пол, расу и националь­ность. Однако недавно выяснилось, что пол и цвет кожи можно изме­нить в результате хирургических операций. Появились понятия биоло­гического пола и социально приобретенного. Хирургическое вмеша­тельство понадобилось потому, что две разновидности пола пришли в противоречие. Мужчина, с детских лет игравший в куклы, одевавший-

100

ся, чувствовавший, мысливший и действовавший как девочка, усили­ями медиков во взрослом возрасте становится женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому он был предрасположен психологиче­ски, но который не получил биологически. Какой пол — мужской или женский — следует в таких случаях считать прирожденным? Одно­значный ответ до сих пор не найден.

В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в от­дельных случаях люди изменяют. Когда родители — лица разной на­циональности, трудно определить, какой национальности должны быть дети. Нередко они сами выбирают, что записывать в паспорте. Переселившись навсегда в другую страну, особенно в молодом или де­тском возрасте, русские эмигранты — тем более их дети — нередко за­бывали старые обычаи и в корне меняли национальные привычки, язык, стиль поведения. Они уже мало чем отличались от коренных жи­телей этой страны. Биологическая национальность вытеснялась соци­ально приобретенной.

Возраст — биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом. В течение жизни человек переходит из одно­го возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности, каких нет у других категорий. От конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых — заботу о детях и стариках.

После наступления определенного возраста сын короля наследует от отца корону. Король — приписываемый статус. Приобрести его мо­жет только тот, кто родился в королевской семье. Если учитывать кровнородственную связь, то приписываемый статус можно назвать также прирожденным, биологическим. В этом смысле дворянские ти­тулы князя, графа, барона, передаваемые от отца к сыну, тоже являют­ся прирожденными. Однако король за определенные провинности мог лишить человека дворянского титула. Стало быть, правильнее го­ворить о приписываемом (присваиваемом), а не о прирожденном ста­тусе.

Система родства обладает целлям набором приписываемых стату­сов. Только часть из них является прирожденными статусами. К ним относятся статусы:"сын", "дочь", "сестра", "брат", "племянник", "дядя", "тетя", "бабушка", "дедушка", "кузен" и некоторые другие, выражающие кровное родство (попытайтесь завершить список). Кроме них существуют некровные родственники. Их еще называют "родственниками-в-законс". Женившись, мужчина получает в родственники всю кровную родню жены. У него появляется "мать-в-за-

101

коне" (теща), "отец-в-законе" (тесть) и т.д. Стать "родственником-в-законе" можно только через брак. Приобрести статус кровного родственника можно также и через закон, например, через усыновле­ние. Статусы падчерицы и пасынка, хотя их называют дочерью и сы­ном, статусы крестного отца и крестной матери нельзя считать прирожденными. Даже приписываемыми их следует называть лишь в той мере, в какой человек, получающий подобный статус, не волен вы­бирать его. Иначе говоря, если усыновление происходило без согласия ребенка.

Подведем итоги. Приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится. В строгом смысле прирожденным является биологически унаследованный статус. В строгом смысле приписываемым является социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным статус. Так, "сын" может быть и прирожденным, и приписываемым статусом. Для того чтобы не возникало лишней путаницы, социологи дого­ворились называть тот и другой типы статуса одним словом — приписываемый статус ?

Таким образом, приписываемым, или аскриптивным, является та­кое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и/или которое он занимает независимо от своей воли, желания, уси­лий.

Задание

Определите, относятся ли к приписываемым следующие ста­тусы: "император", "глава католической церкви", "сенатор", "президент", "свекр", "муж", "украинец', "принц', "герцог", "боярин", "опричник", "вельможа'.

Достигаемый статус

Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благо­даря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не назначается чело­веку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает (достига­ет) благодаря собственным стараниям, подготовке и свободному вы­бору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду.

102

С меньшим трудом даются такие статусы, как "школьник", "покупа­тель" и т.п.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить, мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение и совершает массу других действий. К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. "Аспирант" — статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе. Почетным горожанином, по­четным гражданином или почетным доктором зарубежного уни­верситета можно стать благодаря прошлым достижениям, иногда спе­циально не добиваясь этого звания.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно-исторический анализ, ученые установили: раньше в европейском об­ществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.


ustrojstvo-verhnego-stroeniya-puti-uzkokolejnih-pravila-po-ohrane-truda-v-lesozagotovitelnom-derevoobrabativayushem.html
ustrojstvo-vvoda-vivoda.html
ustyug-sanatorij-bobrovnikovo.html
usvoenie-poyavlenie-i-samoorganizaciya-yazika-v-ontogeneze.html
uszn-sovmestno-s-kcson-vedet-rabotu-po-sleduyushim-napravleniyam.html
utamozhennika-bilo-gladkoe-okrugloe-lico-virazhayushee-samie-dobrie-chuvstva-on-bil-pochtitelno-privetliv-i-blagozhelatelen.html
  • student.bystrickaya.ru/29-literatura-osnovnaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-i-metodologiya-yuridicheskoj.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/allegoriya-i-realizm-v-tvorchestve-nika-hoakina.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-28-zakonnost-i-pravoporyadok-uchebnik-dlya-yuridicheskih-vuzov-i-fakultetov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-avtorahamonashvili-shalva-aleksandrovich-e-n-chernozemova-doktor-filologicheskih-nauk.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-3-formirovanie-mehanizmov-effektivnogo-sovershenstvovanie-sistemi-upravleniya-sovmestnim-predprinimatelstvom.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-po-kursu-organizaciya-deyatelnosti-uchastkovogo-upolnomochennogo-milicii-uchebnoe-posobie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-2-tradicionnaya-materialnaya-kultura-kazahov-kak-sposob-adaptacii-obshestva-k-okruzhayushej-ekosisteme.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-amerikanskoe-soedinenie-vstuplenie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/assimilyaciya-naukoj-drevnih-znanij-lichnoe-bessmertie.html
  • composition.bystrickaya.ru/planirovanie-pr-deyatelnosti-dlya-stroitelnoj-kompanii-kazakevich.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-m-karamzin-prekrasnaya-carevna-i-schastlivij-karla.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ispolzovanie-informacionnih-tehnologij-v-marketinge.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava8--sredstva-i-sili-bitvi-aleksandr-tibetskij-gambit-bitva-za-shestuyu-rasu-aleksandr-redko-professionalnij.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vipusk-cennih-bumag-kommercheskim-bankom-chast-15.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obshestvennij-i-gosudarstvennij-stroj.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-xii-mezhregionalnoj-konferencii-festivalya-yunost-bolshoj-volgi-stranica-14.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-religioznij-motiv-prestuplenij-prednaznacheno-dlya-studentov-yuridicheskih-i-teologicheskih-fakultetov.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-zadachi-po-izucheniyu-deyatelnosti-uchrezhdenij-obrazovaniya-posobie-adresovano-organizatoram-obrazovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-46-rascheti-pervaya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/34-rekomenduemie-meropriyatiya-po-kontrolyu-za-razrabotkoj-poyasnitelnaya-zapiska-na-temu-proekt-razrabotki-severnoj.html
  • institut.bystrickaya.ru/table-c-2-pryamoe-snizhenie-emissii-co-programma-rabot-polnomasshtabnij-proekt.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-podgotovki-ezhegodnih-otkritih-informacionno-analiticheskih-dokladov-o-sostoyanii-i-rezultatah-sistemi-obrazovaniya-na-municipalnom-i-shkolnom-urovnyah-tomsk-2007-stranica-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/gejne-hejne-genrih.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-disciplina-teoreticheskaya-fonetika-anglijskogo-yazika-ukrupnennaya-gruppa-030000-gumanitarnie-nauki.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lyubov-glebova-o-zaprete-sotovih-telefonov-i-drugih-novaciyah-na-ege-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-m-port-p-60-noj-e-a-stepanova-m-akademkniga2006-199s-isbn-stranica-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-25-iyunya-2011-goda-mesto-provedeniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-080502-servisnoe-obsluzhivanie-mashin.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pravovie-osnovi-organizacii-i-deyatelnosti-birzh-chast-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/b-proizvodnie-neproizvodnie-slova-proizvodyashaya-osnova-v-slovoobrazovatelnij-formativ.html
  • write.bystrickaya.ru/formi-samostoyatelnoj-raboti-po-teme-tema-grazhdane-fizicheskie-lica-kak-subekti-grazhdanskih-pravootnoshenij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/18-municipalnoe-avtonomnoe-uchrezhdenie-katalog-detskih-organizacij-otdiha-i-ozdorovleniya-respubliki-bashkortostan.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-25-postanovlenie-o-vvedenii-v-dejstvie-zakona-o-regulirovanii-eksporta-i-importa.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovi-organizacii-municipalnogo-upravleniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v3-variativnaya-chast-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-po-napravleniyu-030900-yurisprudenciya-profil-grazhdansko-pravovoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.