.RU

Университеты и научные учреждения - страница 22


1 В настоящее время эти работы про­должаются в физическом отделе института аспирантом С. Н. Верновым. Большая работа была проделана по изучению транс­форматора Тесла с целью применить его для расщепления атома. Несколько позже аналогичные работы с Тесла-трансфор­матором были предприняты в Америке. В последнее время од­нако были предложены более сложные, но зато и более удоб­ные методы для получения пучка протонов с энергией в не­сколько миллионов вольт. В настоящее время в физическом от­деле института собрана грандиозная установка типа Лауренса и Ливингстона, которая по расчетам должна дать монохрома­тический пучок протонов с энергией до 15 млн. вольт. Так как по существу дела в эту установку входит как одна из состав­ных частей и трансформатор Тесла, то все предыдущие работы, проделанные с Тесла-трансформатором, легли в основу кон­струкции этой новой установки.

^ ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА

В настоящее время во всех трех отделах института имеется всего 25 научных сотрудников. И вот, несмотря на такую ма­лочисленность, Радиевый институт за весь период своего су­ществования являлся центром, вокруг которого непрерывно развивалась деятельность различных научных и производствен­ных учреждений, имеющих то или иное отношение к радию. Всем этим учреждениям радиевый институт не только не отка-

зывал в помощи словом и делом, но даже выделял в случае надобности из своих немногочисленных кадров отдельных и весьма ценных сотрудников и посылал их на производство. Но если небольшой Радиевый институт мог удовлетворять запро­сам жизни в то время, когда радиевое дело у нас в СССР только начиналось, то совсем иначе дело обстоит теперь, когда изу­чение ядра является центральным пунктом физической науки не только за границей, но и у нас, и когда потребность в пре­паратах радия и эманации распространилась не только на медицинские, но и на многие научно-исследовательские инсти­туты самых разнообразных специальностей. Все эти обстоя­тельства были учтены Государственным радиевым институтом в начале второй пятилетки. На ближайшие годы намечено увеличение запаса радия, получение мезотория, намечено со­здание ряда фундаментальных установок во всех трех отделах института и, наконец, строительство нового здания, оборудо­ванного согласно новейшим научным данным. Чрезвычайно благожелательное отношение партии, правительства и широких кругов советской общественности ко всем начинаниям Радие­вого института служит залогом того, что и весь намеченный на вторую пятилетку план широкого развертывания института и нового строительства будет с успехом проведен к намечен­ному сроку.

20*

^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЙ, РАДИО­ЛОГИЧЕСКИЙ И РАКОВЫЙ ИНСТИТУТ

ентгенологический институт является первым научным учреждением, созданным советским правительством. Он основан в марте 1918 г., через месяц после издания декрета об организации Красной армии.

В это невероятно напряженное, бурное время, когда еще не­окрепшая молодая советская республика все туже охватыва­лась кольцом интервенции, когда и в советских городах непре­рывно вспыхивали белогвардейские мятежи, — партия и прави­тельство в лице тогдашнего наркомпроса А. В. Луначарского быстро и решительно пошли навстречу инициативе М. И. Не­менова, предложившего свой проект организации научно-иссле­довательского учреждения, полностью посвященного «невиди­мым лучам».

Со стороны небольшой группы людей, взявшихся под науч­ным руководством М. И. Неменова за организацию нового ин­ститута, не было никаких колебаний, никаких сомнений в успехе дела, несмотря на более чем скудные материальные возмож­ности и средства, несмотря на скептицизм тогдашних петер­бургских «ученых кругов», пророчивших близкую победу контр­революции. Нашлось несколько лиц, крупных ученых, кото­рые горячо взялись за дело и довели его до конца. Из них сле­дует назвать в первую очередь, кроме М. И. Неменова, акаде­миков А. Ф. Иоффе и Г. А. Надсона, проф. Г. В. Шора и проф. Е. С. Лондона. Кроме того нам удалось собрать группу молодежи — начинающих научных, работников, частью еще не

расставшихся окончательно со студенческой скамьей. В распо­ряжении последней группы имелся большой, неисчерпаемый за­пас энтузиазма, готовность отдать все силы новому институту — и этого было на первое время достаточно. Почти все молодые работники института еще не были тогда даже знакомы с той наукой, которой посвящались их труды. Зато в процессе ра­боты, строя новый институт и одновременно учась, все они с течением времени стали опытными заслуженными рентгено­логами и теперь с честью носят ученые звания.

Создание Государственного рентгенологического и радиологи­ческого института являет собою своего рода революцию. Из темных сырых подвалов, где ютилась рентгенология в русских больницах и клиниках, она сразу перенесена в свой собствен­ный дворец. Из подсобного метода рентгенология делается са­мостоятельной дисциплиной со своими собственными клини­ками, со своими собственными лабораториями.

Рентгенологический институт явился новым и оригинальным учреждением не только для России, в которой до революции рентгенология стояла на низкой ступени развития, — даже и. в высококультурных капиталистических странах не было, как нет и до сих пор, подобного самостоятельного института, на­учно-исследовательского комбината, изучающего новую дисци­плину — рентгенологию — во всем ее многообразии.

Открытие Рентгена и последовавшее почти одновременно от­крытие радия супругами Кюри произвели величайший перево­рот в науке. Целые отделы физики, биологии и медицины ока­зались устарелыми и потребовали новых напряженных иссле­дований. Невидимые ультракороткие электромагнитные волны расшатали прежние представления о строении материи и стали мощным орудием в руках естествоиспытателя и врача.

Предмет рентгенологии таков, что эта наука естественно де­лится на ряд дисциплин: физическую рентгенологию, изучаю­щую физику рентгеновых лучей; рентгенотехнику — занимаю­щуюся исследованием и конструкцией рентгеновской аппара­туры; рентгенобиологию, в область которой входит изучение биологического действия лучистой энергии, и, наконец, клини­ческую рентгенологию, применяющую достижения этих дисцип­лин для исследования и лечения больного человека.

Соответственно с этим Рентгенологический институт в пер­вый год своего существования состоял из трех отделов: медико-биологического (которым руководил директор института М. И. Неменов), физико-технического (под руководством акад. А. Ф. Иоффе) и радиевого, посвященного физике радия и радиогео­логии (во главе последнего стоял молодой, к сожалению, рано погибший талантливый ученый Коловрат-Червинский). Однако физико-технический отдел, расширяя свою работу, вскоре вы­делился в самостоятельный институт под тем же названием, ныне заслуживший мировое признание. Радиевый отдел также вскоре превратился в крупный самостоятельный институт. Та­ким образом основание Рентгенологического института факти­чески привело к появлению трех родственных между собою научных институтов, приобретших себе крупное международ­ное имя.

Для разработки вопросов физики и техники лучей Рентгена и радия в составе институте имеется физическая лаборатория (зав. В. М. Дукельский), на базе которой был позднее органи­зован физико-технический отдел (зав. инж. А. И. Тхоржев­ский), имеющий целью изучение и испытание новых рентге­новских аппаратов и конструкций. Этот отдел тесно связан с ленинградскими заводами «Буревестник», «Светлана» и др. Кроме того в институте имеется радоновая лаборатория для добывания эманации радия (радона), широко применяемой для радиотерапии в клиниках института. Запас радия, имеющегося в институте, достигает цифры в 1,5 грамм, — и в этом отноше­нии институт стоит на одном из первых мест в мире.

Деятельность Рентгенологического института с самого начала приняла экспериментальное направление не только в области «теоретических» дисциплин, но и в такой, казалось бы, сугубо практической области, как клиника. Виднейшее место в работе института занимает исследование проблемы биологического дей­ствия лучей Рентгена и радия. Как изменяется растительная или животная клетка под влиянием проникающих в ее прото­плазму невидимых лучей, какие процессы происходят в тканях и в целом организме, реагирующем на «освещение», — вот круг вопросов, охватывающих морфологию, химию и физиоло-







гию живых существ, подвергаемых воздействию мощного внеш­него фактора — лучистой энергии.

Лучи Рентгена, как установлено исследованиями проф. М. И. Неменова, ускоряют темп жизненных процессов клетки и в ус­ловиях эксперимента ведут к быстрому старению организма. Они же, эти лучи, заставляют «таять», буквально на глазах ис­чезать, злокачественные опухоли (рак, саркома), перед кото­рыми хирург безнадежно опускает руки.

В биологическом отделении института, состоящем из несколь­ких лабораторий, ставится целый ряд интереснейших исследо­ваний, открывающих новые пути и перспективы в науке. Так, например, проф. М. И. Неменов (лаборатория общей радио­биологии) впервые применил методику исследования условных рефлексов (по академику И. П. Павлову) для изучения влия­ния рентгеновых лучей на работу мозговых полушарий (у со­бак).

Таким образом найден объективный метод для изучения явле­ний, не поддающихся другим способам исследования.

Биологическое действие лучистой энергии изучается в ин­ституте всесторонне, на различных объектах и различными ме­тодами. В ботанико-микробиологической лаборатории (зав. акад. Г. А. Надсон) исследуется влияние лучей Рентгена и ра­дия на низшие растительные организмы. Отсюда вышли круп­нейшие по своему значению в науке работы Г. С. Филиппова, установившие появление новых рас дрожжевых грибков под действием рентгеновых лучей. Эти новые «радиорасы» значи­тельно отличаются от исходной формы целым рядом биологи­ческих свойств, не говоря о морфологических особенностях. Даже неопытный глаз может их легко отличить; от родоначаль­ных форм по внешнему виду культур. Систематик, впервые встретивший «радиорасы», описал бы их как новые самостоя­тельные виды дрожжевых грибков. «Радиорасы» оказываются стойкими, они передают свои новые свойства из поколения в поколение. Таким образом доказано экспериментально влияние внешних факторов (в данном случае лучистой энергии) на воз­никновение новых органических форм, аналогичное мутациям высших организмов. Автор этих исследований, имеющих боль­шую ценность для сельского хозяйства и некоторых отраслей

промышленности, — Г. С. Филиппов, талантливейший выходец из трудового крестьянства, премированный Наркомпросом и Академией наук СССР, — безвременно погиб от туберкулеза легких, но имя его навсегда останется в истории советской и мировой науки. Из той же лаборатория Г. Д. Надсона вышел ряд других работ, касающихся действия лучистой энергии на растительную клетку, подтверждающих общий закон ускорения темпа жизненных процессов под влиянием лучей, затем работы о комбинированном действии металлов и рентгеновых лучей на микробы и т. д. Установлено действие металлов на расстоянии на микробы и его закономерная зависимость от атомного но­мера металла (Г. А. Надсон и Е. А. Штерн-Литвинова).

Лаборатория экспериментальной биологии и гистологии (под руководством проф. А. А. Заварзина) изучает влияние лучис­той энергии на морфологию животных тканей. Влияние лучей Рентгена и радия на химические процессы живого организма исследуется биохимической лабораторией (зав. проф. Е. С. Лон­дон), при чем широко применяется предложенный Е. С. Лон­доном метод ангиостомии, позволяющий получать для исследо­вания кровь из любых отделов кровяного русла. Изолирован­ные или «переживающие» органы, являющиеся чувствитель­ным объектом для рентгеновых лучей, исследуются в специаль­ной лаборатории.

Бактерио-серологическая лаборатория (зав. проф. Л. Г. Пе­ретц) изучает влияние лучистой энергии на бактерии и бакте­риофаг, на взаимодействие между микробами и бактериофа­гом. Новейшая установка работ этой лаборатории заключается именно в изучении влияния лучей не на отдельные виды бакте­рий, а на смесь последних, на взаимодействие между ними. По­следние работы лаборатории Л. Г. Перетца тесно связаны с кли­ническими проблемами, с вопросами биологического действия рентгеновых лучей в их клиническом преломлении.

К достижениям института следует также отнести организа­цию биофизической лаборатории, руководимой проф. А. Г. Гур­вичем, в свое время открывшим митогенетические лучи, испус­каемые живыми тканями и в особенности клетками в процессе деления. Исследования этой лаборатории имеют крупнейшее общебиологическое значение и кроме того за последнее время

связываются с изучаемыми в институте клиническими пробле­мами (в частности, проблемой рака).

Особое место занимает в институте рентгено-анатомическая лаборатория (проф. А. С. Золотухин), в которой рентгеновы лучи выступают уже в качестве метода исследования анатоми­ческих объектов и морфологии живых организмов. Рентгено-анатомия в отличие от обычной древней нормальной анатомии есть в значительной степени «анатомия живого существа». Рентгено-анатом имеет возможность исследовать, например, ске­лет животного или человека при жизни последних. Если же рентгено-анатом имеет дело с мертвым препаратом, то он ис­следует его, не нарушая его целости, и получает картины, со­вершенно недостижимые при препаровке скальпелем. Это в особенности касается исследования сосудистых систем — кро­веносной и лимфатической, дающего необычайно показатель­ные, редкие по красоте картины мельчайшего разветвления кро­веносного русла. Блестящие результаты в исследовании лим­фатической системы на живом объекте (А. С. Золотухин и М. Г. Привес) были достигнуты лабораторией вполне само­стоятельно и независимо от ведущихся кое-где за границей по­добных исследований.

Начало лаборатории было положено еще при основании ин­ститута, и ее достижения являются результатом целеустремлен­ных исканий на протяжении ряда лет. Рентгено-анатомическая лаборатория института как таковая — первая и до сих пор единственная не только в Союзе, но и во всем мире. Особое значение имеет рентгено-анатомический метод в деле препода­вания анатомии в высшей школе. И в этом отношении Рентге­нологический институт также явился пионером.

В недавно открывшейся рентгено-антропологической лабора­тории (проф. Д. Г. Рохлин, консультант проф. Вишневский) изучается тем же рентгеновским методом костная система че­ловека в отношении ее возрастных, конституциональных, поло­вых и расовых особенностей. Костная система является чрез­вычайно чутким показателем степени развития организма и степени его зрелости, состояния желез внутренней секреции и т. д. В этой лаборатории изучается также и ископаемый кост­ный материал, исследование которого привело, например, к вы-



Аппарат для добывания эманации радия в радиевой лаборатории института

воду о том, что сифилис был распространен в Европе и Азии за много веков до открытия Америки, тогда как ранее счита­лось, что эта болезнь была занесена в Европу моряками Ко­лумба (Д. Г. Рохлин).

Соответственно с общей экспериментальной установкой ра­бот института такое же направление получила проблема рака, занимающая в деятельности института одно из важнейших мест. Проблема злокачественных опухолей в институте исследуется широко как со стороны биологии рака, так и его терапии. С 1923 г. институт стал официально называться также и Рако­вым институтом.

В 1922 г. в институте было основано отделение эксперимен­тального рака, где под руководством проф. Г. В. Шора изу­чается рак, искусственно вызываемый у животных путем регу­лярного смазывания их кожи каменноугольной смолой (так на­зываемый дегтярный рак). Изменяя условия питания и внеш­ней среды, в которых находятся эти животные, можно исследо­вать факторы, влияющие на возникновение и течение рака. Из этой лаборатории вышло много работ крупнейшего значения.

«Дегтярный» рак белых мышей аналогичен кожному раку че­ловека и потому занимает видное место в экспериментальной работе по раковой проблеме.

Раковый музей института (зав. проф. В. Г. Гаршин) содер­жит богатейшие коллекции препаратов опухолей человека, жи­вотных, растений, а также таблицы и диаграммы, иллюстрирую­щие распространение рака в различных странах, способы борь­бы с ним и т. д. В этом музее мы узнаем многое о распростра­нении и сущности рака и видим цифры, убедительно доказы­вающие, что рак представляет собою величайшее социальное бедствие, само по себе не имеющее тенденции к сокращению.

Единственный способ борьбы с этой болезнью, если не счи­тать хирургического ножа, — рентгеновы лучи и лучи радия. Институт обладает огромным материалом по лечению раковых больных (за 16 лет через клиники и поликлинику института прошло более 6000 больных раком), при чем наилучшие ре­зультаты достигнуты при лечении кожного рака и рака матки.

Но есть целый ряд других заболеваний, при которых рентге­нотерапия является или единственным или предпочтительным

методом лечения. Это — базедова болезнь, белокровие, различ­ные заболевания желез внутренней секреции, злокачественная лимфогранулема и т. д. Носители этих человеческих страданий, редких или распространенных, стекаются в институт из самых отдаленных и глухих уголков и окраин Союза. Особо следует отметить крайне интересные и многообещающие результаты ле­чения рентгеновыми лучами язвы желудка (проф. А. Юген­бург). В институте в течение ряда лет разработана на сотнях больных методика рентгенотерапии этой болезни, хирургиче­ское лечение которой не гарантирует полного излечения.

В институте за 16 лет разработан целый ряд методов иссле­дования и лечения различных заболеваний. Клиника института является экспериментальной клиникой, в которой материал под­бирается соответственно очередным проблемам, подлежащим изучению. Такие темы, как рентгенодиагностика язвы желудка, диагностика и рентгенотерапия опухолей придатка мозга и брюшной полости, рентгенотерапия лейкемии (белокровия) и многие другие подверглись в клиническом отделении инсти­тута всесторонней разработке. Вообще в клиниках института изучение больного человека и постановка диагноза проводится на основании всевозможных и самых тонких методов клиниче­ского исследования, благодаря чему точность диагностики в ин­ституте чрезвычайно высока.

Богатейший диагностический опыт института сконцентриро­ван в рентгенологическом музее, в котором собрано более 100 тысяч рентгенограмм. Этот музей имеет огромное педаго­гическое значение для научных работников, врачей и студен­тов, получающих рентгенологическую подготовку в институте.

Подготовка кадров рентгенологов является одной из основ­ных задач института. Институт создал уже целую научную школу. За 16 лет в институте подготовлено 110 научных работ­ников, из которых около 20 имеют в настоящее время звание профессора или доцента. Общее количество врачей и сту­дентов, получивших в институте научную или практическую подготовку, составляет более 1800.

Институт имеет свой журнал («Вестник рентгенологии и ра­диологии»), издающийся с 1920 г. на русской и иностранных языках. Всего из института за 16 лет вышли около 800 науч-

ных работ, из которых многие были доложены на всесоюзных и международных съездах. Ведущая роль института в развитии и организации советской рентгенологии является общепри­знанной.

Институт был инициатором в деле организации Всесоюзной ассоциации рентгенологов и радиологов и созыве всесоюзных съездов рентгенологов, имевших большое значение в развитии научной рентгенологии в Союзе. По образцу института в Союзе основан целый ряд аналогичных учреждений. Институт присту­пает к организации своих филиалов, — первым из них является Уральский рентгенологический институт в Свердловске. Инсти­тут берет на себя шефство над родственными научными учреж­дениями на периферии (над Уровским институтом в Забай­калье).

Ряд новых лабораторий, организованных в институте за по­следние годы, непрерывное расширение старых, постоянное пе­реполнение клиник института — настоятельно требуют новых помещений, новых территорий. В настоящее время институт занимает несколько зданий, из которых главное, а также дом, занимаемый биологическим отделением, находятся на улице, носящей имя Рентгена. Здесь же, у входа в институт, постав­лен памятник великому германскому физику — первый памят­ник в мире, воздвигнутый Рентгену еще при его жизни.

Дальнейшие перспективы исследовательской работы инсти­тута заключаются в углублении разработки ряда проблем, уже входящих в тематику института, и в постановке ряда новых. Биологическое действие лучистой энергии будет несомненно одной из основных тем института. В этой плоскости будут раз­работаны вопросы, связанные с учением о воспалении и об иммунитете. Намечено создание специального туберкулезного отделения для изучения диагностики и терапии туберкулеза. Проблема рака и в особенности поиски его этиологии будут занимать одно из виднейших мест в работе института. Методы рентгеноанатомии, их совершенствование, завоевание ими но­вых областей исследования, работа в области оборонной тема­тики по заданиям военного ведомства, уже успешно ведущаяся в настоящее время, наконец, работа по освоению и конструк-


vospitatelnaya-sreda-vuza-kak-faktor-lichnostno-professionalnogo-stanovleniya-studenta-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
vospitatelnie-otnosheniya-pedagogika-obshej-zaboti-ponyatijnij-apparat.html
vospitatelnie-vozmozhnosti-sportivnoj-shkoli-pri-rabote-s-mladshimi-shkolnikami.html
vospitatelnij-chas-kto-v-dome-hozyain-vospitatelnie-chasi-dlya-podrostkov.html
vospitatelnij-potencial-istoricheskogo-obrazovaniya-sb-nauch-st-gou-vpo-ural-gos-ped-un-t-ekaterinburg-2008-chast-ii-leonova-t-a.html
vospitatelno-obrazovatelnij-process-bil-splanirovan-soglasno-osnovnim-napravleniyam-upravleniya-shkoloj.html
  • report.bystrickaya.ru/goticheskij-mi-f-kak-literaturnij-fenomen-10-01-08-teoriya-literaturi-tekstologiya.html
  • turn.bystrickaya.ru/ovcharenko-n-b-nauchnij-kand-him-nauk-doc-latipova-m-m.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-10-puteshestvie-v-starij-kataj-reshivshijsya-napisat-biografiyu-alistera-krouli-podvergaet-sebya-seryoznomu.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-bez-nomera-s-variaciyami-123.html
  • student.bystrickaya.ru/24-organizaciya-dokumentov-v-predelah-arhivnogo-fonda-gosudarstvennie-arhivi-rossii-yavlyayutsya-osnovnimi-hranitelyami.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-imidzh-v-sociokulturnoj-dinamike-volgogradskij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet-ministerstva.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4kodirovanie-i-obrabotka-znakovih-chisel-1-predmet-osnovnie-ponyatiya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-gosudarstva-predsedatelstvoval-na-ocherednom-zasedanii-soveta-bezopasnosti-respubliki-kazahstan-v-hode-kotorogo-bili-rassmotreni-tri-voprosa.html
  • school.bystrickaya.ru/3-sovetskoe-proshloe-sovetskoe-nasledie-i-otnoshenie-k-nim-razreshenie-problem.html
  • studies.bystrickaya.ru/grigorovich-yurij-nikolaevich.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-argumentaciya-i-logika-1-teoriya-argumentacii-aleksandr-ivin.html
  • letter.bystrickaya.ru/ni-odna-formula-ne-podskazhet-vam-kogda-vam-sleduet-nachat-pisat-chernovik-but-nachinaet-v-kakom-to-smisle-ochen-rano-zatem-kak-tolko-ego-idei-proyasnyatsya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-po-itogam-raboti-gou-sosh-867-yuao-g-moskvi-v-2010-2011uch-g.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologiya-kak-nauka-nauchnoe-i-nenauchnoe-psihologicheskoe-znanie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/referat-vstate-privedeni-dannie-ob-opite-klinicheskogo-primeneniya-maloinvazivnogo-elektrohimicheskogo-lizisa-ehl-kak-metoda-lokalnogo-palliativnogo-lecheniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vvodnij-kurs-perevod-k-semyonov-redakciya-m-dobrovolskij-m-nevolin-oblozhka-o-kuklina-per-s-angl-k-sofiya-2001-384-s-isbn-5-220-00339-9-sofiya-isbn-5-344-00019-7-gelios.html
  • books.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-programmi-sovershenstvovanie-celostnoj-sistemi-vospitaniya-i-obrazovaniya-na-osnove-sovremennih-obrazovatelnih-standartov.html
  • control.bystrickaya.ru/borisov-i-i-analiz-olimpiadnih-zadanij-po-fizike.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oficialnaya-ceremoniya-otkritiya-xvii-rossijskogo-nacionalnogo-kongressa-chelovek-i-lekarstvo-stranica-19.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhanrovo-stilisticheskie-harakteristiki-angloyazichnogo-nauchno-populyarnogo-diskursa-na-materiale-periodicheskih-izdanij-po-aviacii.html
  • reading.bystrickaya.ru/mediko-himicheskie-podhodi-k-napravlennomu-poisku-preparatov-dlya-lecheniya-i-preduprezhdeniya-bolezni-alcgejmera.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-13-imushestvennaya-osnova-konspekt-lekcij-batichko-vik-t-taganrog.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/world-of-residensea-kenfild-d-svitcer-zh-dumat-i-bogatet-pravila-uspehaper-s-angl-m-kotelnikovoj.html
  • student.bystrickaya.ru/22-otschetnie-ustrojstva-opticheskih-teodolitov-temi-dlya-samostoyatelnoj-uchebno-issledovatelskoj-raboti-studentov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-povisheniya-kvalifikacii-dlya-administrativno-upravlencheskogo-personala-programmi-povisheniya-kvalifikacii-informacionnij-byulleten.html
  • composition.bystrickaya.ru/perevod-g-v-barishnikovoj-stranica-7.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-modulya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnogo-kursa-po-russkomu-yaziku-dlya-inostrancev.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-napravlenie-050100-62-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
  • tests.bystrickaya.ru/mark-sql.html
  • lesson.bystrickaya.ru/shpargalka-po-antichnoj-filosofii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obsherossijskij-klassifikator-produkcii-ok-005-93-stranica-136.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-rukovodstvo-ministerstva-i-inie-predstaviteli-mchs-rf-2-rukovodstvo-ministerstva-i-inie-predstaviteli-mchs-rf.html
  • composition.bystrickaya.ru/pismo-ot-21-avgusta-2009-g-n-1171-13-informacionnij-byulleten-prednaznachen-dlya-predsedatelej-profsoyuznih-organizacij.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ohrana-prirodi-v-ovd.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.