.RU

Урок русской литературы в 10 классе Тема урока: По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой человек, мыслитель, писатель (1828-1910)


Урок русской литературы в 10 классе

Тема урока: По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель (1828-1910).

Цель: познакомить с биографией и мировоззрением писателя

Задачи:

  1. Вызвать интерес к жизни и личности Толстого.

  2. Помочь учащимся понять художественное мировоззрение писателя.

  3. Дать краткую характеристику творчества (с обобщением изученного).

Ход урока.

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Л.Н. Толстой.


^ Вступительное слово учителя.

Лев Николаевич Толстой – писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений.

Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе. Беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость – на эти недостатки указывает сам Толстой).

Вот портрет писателя. Вы видите прежде всего глаза: небольшие, круглые – и в этом их особенность, совершенно плоские и одноцветные, но всегда сияющие; точно на сильный источник света смотришь: видишь сплошное сияние и различить не можешь, откуда и как оно происходит… Остальное – и широкий нос, и высокий лоб, и густые брови, и даже всё тело – кажется пристроенным к этим глазам. Сначала – глаза, а затем уже прочее…(слайд) Ни одному из великих писателей судьба не подарила такой долгой жизни (1828-1910)


Ни одному из великих писателей судьба не подарила такой долгой жизни (1828-1910)


Показ «круга общения и исторических событий» писателя.

Вопросы к учащимся:

1.Сведетелем каких исторических событий был писатель?

2. На какие годы падает расцвет его творчества?

3.С кем из выдающихся людей Толстой общался?

Вывод- обобщение учащихся

Рассказы учащихся о жизни Льва Толстого, богатой событиями.

1.Детство, отрочество и юность писателя.

2.Толстой на Кавказе. Начало литературной деятельности.

3.Педагогическая деятельность Толстого.

Рассказ учителя.

Литературная деятельность Толстого до и после идейного перелома. Религиозно - эстетические взгляды писателя.

Религиозно эстетические взгляды писателя опираются на учение об истинной жизни. В чём ёе смысл? В духовной любви к ближнему, как к самому себе. Пути человека к истинной жизни конкретизируются в учении о нравственном самосовершенствовании человека, которое в себя включает 5 заповедей Христа:

- заповедь о непротивлении злу насилием.

- не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни

- не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды

- не клянись и не присягай ни в чём и никому

- помни, что все люди – братья – и учись во врагах доброе видеть (слайды 5штук)

Литературное наследие Толстого – это 90 томов Юбилейного издания сочинений! Литература для него была делом, в которое он вкладывал всю душу. В книгах гениальный Толстой выражал мысли и чувства русского народа, показывал всю силу и величие народного духа. Народного патриотизма и народной любви к родине.

Лучшие произведения Толстого.

  1. «Война и мир» (1864-1869)

  2. «Анна Каренина» (1870-1877)

  3. «Власть тьмы» (1866)

  4. «Крейцерова соната»(1889-1889)

  5. «Воскресение» (1889-1899)

  6. «Хаджи - Мурат» (1896-1905)

  7. Комедия «Плоды просвещения» (1900)

  8. Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий и другие» (1908)

  9. «После бала» (1903) (слайд)

Показ иллюстраций к данным произведениям или обложек книг (слайд)

^ Работа с дневниковыми записями писателя.

Напечатанные материалы с заданием и текстами записей на каждом столе.

Учитель: Весной 1847 года Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе… Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений, словечки, подхваченные в гуще людей… Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти.

Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.

  1. 1828-1849 гг. Детство, отрочество. Юность: истоки личности.

  2. 1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

  3. 1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

  4. 1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

  5. 1880-1890 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

  6. 1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.


Заочная экскурсия в Ясную Поляну.


1.Слово учителя.

Представим себе, что один из нашего класса побывал в доме Толстого в Ясной Поляне. Совершим же вместе с ним заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем писателя.

^ 2.Рассказ ученицы. (слайды о Яснополянском музее).

Наши первые впечатления о поездке в Ясную Поляну связаны с рассказом экскурсовода о том, как в годы Отечественной войны люди спасали Дом Толстого от пожара, от грабежа фашистов. И вот мы идём по земле, припорошенной первым снегом, где ходил Лев Николаевич, где даже воздух кажется каким – то особенным – яснополянским…

Итак мы входим в дом. Очень тихо входим. Уже в передней – шкафы с книгами. Это часть огромной библиотеки, принадлежавшей трём поколениям Толстых: деду со стороны матери – князю Волконскому, отцу Льва Николаевича и самому Толстому.

Самая большая комната в доме – зала. Поражает отсутствие каких - либо предметов роскоши. Из зала мы переходим в гостиную, где жила Т.А.Ергольская, вырастившая Толстого, его братьев и сестру. После смерти Ергольской здесь была комната Софьи Андреевны, которая одновременно служила и столовой. По соседству с гостиной – кабинет писптеля, занимающих центральное место в музее. В эту его своеобразную крепость во время работы никто не входил. Софья Андреевна строго охраняла покой мужа и в неурочные часы никого к нему не допускала. Вся обстановка кабинета, как и многочисленные «мелочи», сохранялись во всей полноте. Кажется, только Толстой только-только покинул эту комнату…

В последние годы жизни писателя соседняя с кабинетом комната была его спальней. Простая железная кровать, тумбочка, фаянсовый умывальник, два кресла с решетчатыми спинками, бюро. На стенах портреты отца, жены, дочерей Маши и Тани. Живо представляешь себе, как в 12 часу ночи Лев Николаевич входит в спальню, зажигает свечу, берёт записную книжку, вечное перо и делает очередную запись.

За стеной кабинета, с северной стороны, расположены две смежные комнаты: ремингтонная (или «секретарская») и библиотечная. Их Толстой шутя называл канцелярией. Здесь переписывались черновики рукописей, размножались запрещённые цензурой статьи, писались ответы на письма. Черновики для удобства автора (из-за плохого подчерка) переписывались домашними: например, «Война и мир» была переписана четыре раза, «Анна Каренина» - семь раз, «Кавказский пленник – 100 раз» (!)

Покидая дом, мы спускаемся на первый этаж и проходим в комнату под сводами, хорошо известную по картине Репина. Именно здесь созрел план и написано начало великого романа «Война и мир», что, естественно, вызывает особый интерес посетителей.

И, наконец, поелейнее помещение – комната для приезжающих. Здесь гостили обычно друзья семьи Льва Николаевича, в том числе: И,С,Тургенев, А,А,Фет, А,П,Чехов, И,Е,Репин, В,Г,Короленко и многие другие. Домашние ещё называли эту комнату, обставленную, в основном, книжными шкафами, нижней библиотекой или комнатой с бюстом. В нижней библиотеке Толстым написана (в 1873-1877) «Анна Каренина». Здесь же писатель не раз пережил и творческое озарение, и мучительные поиски правды жизни. Здесь же был установлен и привезённый 9 ноября 1910 года гроб с его телом…

Мы уходим из Ясной Поляны. Из дома Толстого в глубоком раздумье и волнении. Ведь вопросы, всю жизнь волновавшие великого писателя. Ничуть не утратили своей актуальности. Они как бы напрямую обращены к нам: «как сохранить доброту и любовь?» ответить на них сегодня не легче, не проще…

Блиц-викторина.

Цель её – за минимум времени получить максимум информации.

1.Сколько лет прожил Толстой?

2. Сколько лет писался роман-эпопея «Война и мир»?

3. Сколько раз переписывали домашние «Кавказский пленник»?

4. Как звали жену Толстого?

5. Где Толстой открывает школу для крестьянских детей?

6. С кем Толстой отправился на Кавказ?

7. Назвать литературное наследие Толстого. (90 томов Юбилейного издания сочинений)

8. С кем из выдающихся людей Толстой общался?

9. В обороне какого города принимает участие?

10. В каком населённом пункте умер великий писатель?

Домашнее задание: Написать мини – сочинение «Моя встреча с Львом Толстым».

v-19-tankovij-as-1-mihael-vittmann-m-yauza-press-2009-320-s-stranica-4.html
v-19-tankovij-as-1-mihael-vittmann-m-yauza-press-2009-320-s.html
v-1924-godu-bila-otkrita-nachalnaya-shkola-v-1951-godu-bila-otkrita-7-letnyaya-shkola-v-1962-godu-bila-otkrita-8-letnyaya-shkola-v-1977-godu-otkrita-srednyaya-shkola.html
v-1936-godu-aktivno-razvivalsya-konflikt-svyazannij-s-deyatelnostyu-tuhachevskogo-po-reformirovaniyu-vooruzhyonnih-sil-i-ego-vzglyadami-na-podgotovku-armii-k-budushej-k.html
v-1965-godu-na-zare-kompyuternoj-eri-direktor-otdela-issledovatelskoj-kompanii-fairchild-semiconductors-gordon-mur-predskazal-chto-kolichestvo-tranzistorov-na.html
v-1973-g-na-gorodskom-ture-moskovskoj-lit-olimpiadi-sredi-drugih-zadanij-uchenikam-viii-ix-i-xklassov-bila-predlozhena-tema-kakoe-proizv-ie-sovr-lit-ri-mn-stranica-7.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svodka-chs-i-proisshestvij-s-11-po-12-marta-2012-goda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konstantinopolskaya-patriarhiya-a-p-lebedev-istoriya-greko-vostochnoj-cerkvi-pod-vlastyu-turok.html
  • learn.bystrickaya.ru/etot-gorkij-opasnij-dim-f-g-uglov-v-plenu-illyuzij-moskva-molodaya-gvardiya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-po-rannemu-obucheniyu-anglijskogo-yazika-v-pervom-klasse-nachalnoj-shkoli-prilozhenie-k-uchebno-metodicheskomu-posobiyu.html
  • studies.bystrickaya.ru/konferenciya-vpervie-otkrivaet-dlya-rossijskoj-auditorii-novie-polevie-proekti-vipolnyaemie-kitajskimi-arheologami-o-nih-rasskazhet-direktor-instituta-arheologii-akademii-socialnih-nauk-knr-van-vej.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-disciplini-sohranenie-istoriko-kulturnogo-naslediya-narodov-rossii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/124-ocenka-socialno-ekonomicheskogo-effekta-ot-realizacii-strategii-prikaz-minpromtorga-rossii-1150-ob-utverzhdenii.html
  • books.bystrickaya.ru/dejstvuyushie-lica.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cel6-obespechenie-prav-grazhdan-na-dostup-k-kulturnim-cennostyam.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-23-robert-shekli-koordinati-chudes-ii-vtoroe-puteshestvie.html
  • tests.bystrickaya.ru/marku-herstu-moemu-nezamenimomu-redaktoru-kotorij-kak-mne-kazhetsya-rabotaet-nad-moimi-rukopisyami-bolshe-chem-ya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tenevaya-ekonomika-i-kontrolnie-funkcii-tamozhennih-organov-chast-8.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-napisaniyu-referata-po-predmetu-istoriya-ekonomiki-i-ekonomicheskih-uchenij.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-i-zadaniya-posobie-podgotovleno-na-kafedre-kulturologii-dlya-studentov-instituta-distancionnogo.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhenskaya-shkola-v-obshej-sistemesrednego-obrazovaniya-v-rossii-uchebnoe-posobie-moskva-2009-dneprov-e-d-usacheva.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administraciya-nefteyuganskogo-rajona.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-d-makarov-neftegazovoe-tovarovedenie-stranica-6.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kemerovskaya-oblast-tashtagolskij-municipalnij-rajon-administraciya-tashtagolskogo-municipalnogo-rajona-postanovlenie-stranica-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodi-fiziologicheskih-issledovanij.html
  • books.bystrickaya.ru/blm-berudeg-leumettk-psihologiyali-treningt-rl.html
  • universitet.bystrickaya.ru/struktura-disciplini-raspredelenie-trudoemkosti-po-otdelnim-vidam-auditornih-uchebnih-zanyatij-i-samostoyatelnoj-raboti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekzistencialnaya-psihoterapiya-kursovaya-rabota-put-k-sebe-put-k-uverennosti.html
  • report.bystrickaya.ru/interpretaciya-vladimira-muraveva-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-filologicheskih-fakultetov-vuzov-izdanie-trete.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upravlenie-morskim-transportom-chast-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/fruktovoe-morozhenoe-na-palochke.html
  • writing.bystrickaya.ru/192-chert-vnimanie-zhak-i-natali-sejchas-ne-vremya-celovatsya193-venera-bernard-verber.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/usloviya-uspeshnogo-zaklyucheniya-bolshih-kontraktov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/institut-narodnohozyajstvennogo-prognozirovaniya-stranica-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-8-m-a-bulgakov-master-i-margarita.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bektemn-haliarali-keest-traasi-mmi-2016-zh.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sibirskoe-otdelenie-gumanitarnie-nauki-v-sibiri.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/promishlennoj-ekologii-na-disketah-sleduyushie-uchebnie-i-metodicheskie-posobiya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-kvadrat-tedeuler.html
  • reading.bystrickaya.ru/medicinskaya-psihologiya-osnovi-patopsihologii-i-psihopatologii-stranica-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/povishenie-kvalifikacii-za-poslednie-5-let-k-publichnomu-dokladu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.