.RU

Урока с использованием икт урок истории в 5 классе по теме: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»


Открытый урок

Зеленов Алексей Петрович МКОУ «Ельничная ООШ»

Разработка открытого урока с использованием ИКТ

Урок истории в 5 классе по теме:

«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»



Составил: Зеленов Алексей Петрович,

учитель истории и обществознания,

МКОУ «Ельничная ООШ»

2012 год


Цели урока:
Образовательная: сформировать представление о Древнем Вавилоне как о первом государстве, в котором действует закон. Познакомить учащихся с понятием «закон» и с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи.
Развивающая: формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности); умение работать в группе.
Воспитательная: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, способствовать формированию у учащихся навыков правовой культуры, гражданской ответственности.


Оборудование урока: Учебное электронное пособие «Всеобщая история 5 класс», презентация, компьютер, видеопроектор, экран, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

План урока:

  1. Организационный момент (1минута)

  2. Актуализация знаний (домашнее задание) (10 минут)

  3. Постановка темы и целей урока (4 минуты)

  4. Вавилонское царство и царь Хаммурапи (5 минут)

  5. Законы Хаммурапи – важнейший исторический источник. (7-8 минут)

  6. Динамическая пауза. (1 минута)

  7. Самостоятельная работа учащихся с документом. (8 минут)

  8. Закрепление изученного материала (5 минут)

  9. Рефлексия(2 минуты)

  10. Итог урока(1минута)


1.Организационный момент (слайд1)

- Настроились на работу.Начинаем урок истории.

- Сегодня мы продолжим с вами изучать Древнее Двуречье как одно из государств Древнего мира. Но для этого давайте с вами повторим ранее изученный материал. Как говорится: Повторение – мать учения.

2.Актуализация необходимых знаний(слайд 2,3)

- Всем известный вам герой прислал письмо, прочитайте его найдите и исправьте ошибки.

Здравствуйте дорогие мои племянники!

Пишу вам из страны Междуречья, которая находится в Африке (Передней Азии). Природа здесь просто удивительная – величественные сосны, папирус(финиковые пальмы).Особенно приятно в жаркий солнечный день искупаться в полноводной речке Нил(Евфрат). Целыми днями я брожу по улицам древнего города Ура и изучаю развалины деревянных (глиняных) домов. Здесь идут раскопки древней библиотеки. Из этой библиотеки мне дали почитать одну интересную книгу в виде свитка папируса (глиняных табличек). Название на ней написано русскими буквами(клинописью). А уже завтра я отправляюсь посмотреть на раскопки одного из семи чудес света.

До свидание. Скоро приеду. Не ссорьтесь.

Ваш дядюшка Скрудж

1.Сообщение критериев оценивания.

2.Взаимопроверка. (Учитель – исправление на слайде по щелчку)

3.Подвести итог: количество допущенных ошибок.

Выставите оценки за домашнее задание в «Оценочном листе»

- Какое из «Семи чудес света» хочет посетить дядюшка Скрудж, где оно находилось? (Использование дополнительной литературы)

-Какое чудо света вы уже знаете?

3.Постановка темы и целей урока.

- Это чудо света было построено гораздо позже того времени, которое мы изучаем. Но рассвет города Вавилона начинается во времена правления Хаммурапи.

Тема урока: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.(слайд 4)

- Как вы думаете, о чем и ком пойдет речь на уроке?

(Запись слов учеников на доске)

Цель:Ребята,сегодня на уроке мы с вами познакомимся с древним Вавилоном, как первым государством, в котором действовал закон. Познакомимся с понятием закон и с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи, постараемся определить, кого они защищали, как и за что наказывали.

4. Изучение нового материала.Вавилонское царство и царь Хаммурапи

- Просмотрите фрагмент «Город Вавилон и его знаменитый, могущественный царь Хаммурапи»(время: 1.30 – 4.06)

- Как было сказано в начале урока «Повторение – мать учения», поэтому для закрепления услышанного предлагаю выполнить задание 53, 54 с.44 рабочий тетради.

- Задание 53 проверяем по слайду (слайд 5) Посмотрите на карту: вот границы Вавилонского царства при Хаммурапи (При затруднении учащиеся находят это царство на карте в учебнике).

- Задание 54 проверяем по слайду(слайд 6)

Правил 42 года

Умер 3762 года назад
Учащиеся озвучивают оценки за выполненные задания 53, 54 с.44, выставляют в «Оценочном листе»
- Хаммурапи был умным и энергичным правителем. Он заботился о процветании царства. Гордился тем, что строил храмы во всех подвластных ему городах, проводил каналы, чтобы достаточно было воды на полях. Царь стремился к тому, чтобы все жители страны жили по одним и тем же правилам. Вот почему Хаммурапи установил единые для всего Вавилонского царства законы.

- Как вы понимаете слово закон?(ответы детей)(слайд 7)

-Действительно, закон –это правило, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. По правилам живёт любая страна мира. Все люди должны выполнять эти правила. Государство обязывает человека выполнять эти правила.

-Ребята, а как же спустя много лет учёные смогли узнать о законах Хаммурапи? (ответы детей)

-Для того чтобы узнать какие были законы царя Хаммурапи просмотрите следующий фрагмент.

- Просмотрите фрагмент«Царские законы»

Прослушивание учебного электронного издания (время: 4.06- 11.00)

- Ребята, у Хаммурапи свой закон, а у нас свой закон-это быть здоровым и не болеть, поэтому давайте мы с вами остановимся на физминутку.

6.Динамическая пауза.

1. Исходное положение –сидя. Откиньтесь на спинку стула, прикройте веки, крепко зажмурить глаза, откройте веки. (повторить 5-6 раз)

Исходное положение – стоя. Колени выпрямлены, пятки вместе, голову поднять, плечи развернуть. Поднять руки с переплетенными пальцами вверх, развернуть ладони наружу, глубоко вдыхая. Выполнить наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад. Затем «уронить» расслабленные руки через стороны вниз, выдох.

(2-3 раза)

- Отдохнули, успокоились и опять возвращаемся к законам Хаммурапи. А какими были эти законы?

- Сейчас будем изучать законы царя Хаммурапи

7. Самостоятельная работа учащихся с документом(Индивидуальная работа)

- Работа с историческими документами.

- Ребята, сейчас вам предстоит исследовать законы царя Хаммурапи, а для этого вам нужно окунуться в эту эпоху. Читая законы Вавилонского царя можно узнать, кого они защищали, как и за что наказывали, но и немного о быте и занятиях вавилонян.

Учащиеся получают тексты с фрагментами свода законов Хаммурапи и вопросы для работы. Они должны изучить предложенные статьи законов и ответить на вопросы к ним.(Приложение 2)

Законы царя Хаммурапи

§ 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек — вор, его должно убить.

§ 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины, то) человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета — около 0,5 кг) серебра.

§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.

§ 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.

§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.

§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

Беседа по вопросам к документу(слайд 8)

  1. На какие группы делилось население Вавилонского царства? (Рабы, полноправные жители, ремесленники и земледельцы.)

  2. Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? (Золото, серебро.)

  3. Каких домашних животных разводили жители Вавилона? (Волов, овец, ослов.)

  4. Что умели делать жители этой страны? (обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)

  5. Как наказывали рабов? (Наносили увечье — отрезали ухо, но не убивали.)

  6. Какие по вашему мнению законы Хаммурапи справедливые, а какие несправедливые.

Законы Хаммурапи

v-moskve-ozhidaetsya-silnaya-gololedica-informacionnoe-agentstvo-interfaks-16112011.html
v-moskve-prohodit-forum-po-razvitiyu-predprinimatelstva-v-regionah.html
v-moskve-projdet-shahmatnij-prazdnik-posyashennij-dnyu-zashiti-detej-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj.html
v-moskve-proshla-vstrecha-glav-parlamentov-gosudarstv-shanhajskoj-organizacii-sotrudnichestva.html
v-moskve-rodila-samaya-pochti-30-tis-kaluzhskih-detej-otdohnut-letom-po-putevkam-fonda-socstrahovaniya.html
v-moskve-startoval-iii-festival-master-klassov-slava-maestro-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spravka-o-nalichii-uchebnoj-uchebno-metodicheskoj-literaturi-i-inih-bibliotechno-informacionnih-resursov-i-sredstv-obespecheniya-obrazovatelnogo-processa-neobhodimih-dlya-realizacii-zayavlennih-k-licenzirovaniyu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/preduprezhdenie-prestuplenij-sovershaemih-v-ekstremalnih-situaciyah.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-f-tpu-1-2101-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-ds-filosofiya-turali-pkr-alisu-sabati-zhospari-filosofiyani-pajda-bolui-zhne-zertteu-obekts.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/didaskologiya-chast-9.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-vchelyabinskuyu-oblast-sootechestvennikov-prozhivayushih-za-rubezhom-na20112012-godi-pasport-stranica-5.html
  • tasks.bystrickaya.ru/27-testi-dlya-samokontrolya-po-discipline-problemi-socialnoj-raboti-s-molodezhyu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opd-r-02-vneshneekonomicheskaya-deyatelnost.html
  • writing.bystrickaya.ru/malchik-u-hrista-na-elke-kak-svyatochnij-rasskaz-v-tvorchestve-fm-dostoevskogo.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lyuboj-v-uchkuduke-rasskazhet-starik.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-pecvipusk-k-zasedaniyu-kruglogo-stola-malij-i-srednij-biznes-v-usloviyah-krizisa-finansovie-vozmozhnosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-dlya-dopolnitelnogo-chteniya-raboti-obshego-haraktera-burishkin-p-a-moskva-kupecheskaya-lyuboe-izdanie-istoriya-gosudarstva-rossijskogo-zhizneopisaniya-xix-vek-pervaya-polovina-m1997.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-meropriyatiya-2011-2013-gg-obrazovaniya-nauki-i-innovacij.html
  • studies.bystrickaya.ru/kachestvo-i-konkurentosposobnost-produkcii-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-istorii-dlya-gimnazii-1-istoriya-v-osnovnoj-shkole-i-gimnazii.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-modernizacii-rossijskogo-obrazovaniya-na-period-do-2010-goda-11-stranica-40.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-dogovornoe-pravo.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-deyatelnosti-stranica-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-samostoyatelnoj-rabote-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-030501-yurisprudenciya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glyanenko-as-arhangelskij-ai-tezisi-dokladov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-tehnicheskaya-konferenciya-otechestvennie-razrabotki-v-oblasti-geodezii-i-kartografii-i-ih-primenenie-v-hozyajstvennoj-i-oboronnoj-deyatelnosti-strani-posvyashenn.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klassnij-chas-o-vrede-narkotikov-dlya-6-klassa.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-4-osnovnie-napravleniya-sovershenstvovaniya-metodiki-ocenivaniya-obrazovatelnih-rezultatov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/intellektualno-tvorcheskaya-igra-kontakt-e-l-rodionova-redakcionnayakollegiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-a-lebedev-2012.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/statisticheskij-analiz-tamozhennih-platezhej-na-primere-dalnevostochnogo-tamozhennogo-upravleniya.html
  • control.bystrickaya.ru/dostizheniya-musulman-v-nauke.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-vneklassnogo-meropriyatiya-po-russkomu-yaziku-i-literature-erudit.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-kursu-informatika-i-ikt.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-uroka-obuchayushaya-formirovat-umeniya-i-naviki-organizovannoj-rechi-v-epistolyarnom-zhanre-pismo-formirovat-naviki-ispolzovaniya-yazikovih-osobennostej-zhanra.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vodnom-lesu-zhili-raznie-zveri-zhili-oni-druzhno-i-vsegda-pomogali-drug-drugu-belki-srivali-oreshki-s-derevev-i-ugoshali-imi-zajchat-a-zajci-prinosili-belkam-vku.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tamozhennie-preferencii-chast-9.html
  • studies.bystrickaya.ru/dugovaya-staleplavilnaya-pech.html
  • znanie.bystrickaya.ru/55-gazosnabzhenie-generalnij-plan-prigorodnogo-selskogo-poseleniya-obosnovivayushie-materiali.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-na-opredelenie-podryadchika-dlya-vipolneniya-rabot-lot-1-vipolnenie-rabot-po-kapitalnomu-remontu-krovli-mnogokvartirnogo-doma-14-po-pr-bumazhnikov-v-g-segezha-stranica-10.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Справедливые

    Несправедливые

    § 53, § 59, § 274, § 48

    § 7, § 229, § 205