.RU

Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика на тему: Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь







Студент ФФБД, 2-й курс, ДФФ-2 С.В. Буляк



Руководитель канд. экон. наук, доцент Л. Н. Новикова





МИНСК 2009
Реферат

Курсовая работа: 26 страниц; 30 источников; 4 иллюстрации; 4 таблицы.

^ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ, БЕДНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Объект исследования – уровень жизни, как результат экономической деятельности индивидов, национальных экономик и мира в целом.

^ Предмет исследования – уровень жизни в Республике Беларусь, острейшие мировые проблемы.

Цель работы – на основе анализа уровня жизни в мире в целом и в Республике Беларусь в частности, выявить проблемы свойственные нашей стране.

^ Методы исследования – сравнительный анализ, качественный и количественный анализ, дедукция, системный анализ, предельный анализ, графический, статистический.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

__________________

(подпись студента)


Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 4

1. Уровень жизни и его характеристика 6

1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6

1.2 Показатели уровня жизни 8

1.3 Уровень и качество жизни 11

2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13

3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16

3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16

3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30


ВВЕДЕНИЕ

Тема данной работы выбрана не случайно. Выражение « уровень жизни» прочно вошло в нашу повседневную лексику и начало постепенно терять свой истинный смысл. Зачастую это понятие трактуется как высокообеспеченная жизнь для себя и своих родственников. Популяризация американского образа жизни и вместе с тем частое явление социальной несправедливости, сложили у людей впечатление, что уровень жизни может быть только высоким, а обеспечить себе такую жизнь может либо очень предприимчивый человек, либо мошенник. Правы они только в одном – в предприимчивости человека. Но не всем удалось родится предприимчивыми, кто-то оказался в трудной жизненной ситуации, но все же как-то живут. Если говорить просто, то как живёт человек – это и есть уровень его жизни, и быть он может как высоким, так и низким. Люди не машины, которые можно выкинуть, если те сломались, поэтому государство и все члены общества ответственны за тех, кто имеет низкий уровень жизни. Ведь эти люди скорее всего в прошлом старательно трудились на благо общества, исправно платили налоги, или готовы делать всё это сейчас, но у них возникли препятствия.

Образовательная и культурная сфера, здравоохранение, производство и потребление – всё это взаимосвязано как прямо, так и обратно. Экономическая деятельность и личная жизнь людей тесно переплелись, что возникла новая сфера социально-экономического развития. Эта сфера является главным объектом деятельности любого государства, ведь высшей ценностью считается человек с его правами и свободами, а государства создаются для защиты людей и регулирования взаимоотношений между ними. И ответственность за такие явления как голод и нищета лежит на плечах государства, именно проводимую им политику будут обвинять во всех проблемах. Поэтому изучение динамики уровня жизни населения, его прогнозирование чрезвычайно важно для устойчивого, сбалансированного и поступательного развития каждого государства и общества в целом.

Достаточно часто в нашей стране можно слышать жалобы населения на низкие зарплаты и пенсии, невозможность найти работу, высокие цены и, неподтверждённые никакими фактами, доводы, что в России жить гораздо лучше. Отличия в доходах и уровне жизни различных слоёв населения приводят к конфликтам в обществе, социальной отчуждённости, агрессии к государству и проводимой им политике. Поэтому проблема уровня жизни в нашем государстве стоит так же остро, как и в любом другом.

Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи:

В соответствии с поставленными задачами, работа состоит из трёх частей. Первая часть – теоретическая. В ней подробно рассмотрены явления уровня и качества жизни, дана характеристика основным методологиям изучения уровня жизни и его показателям. Вторая часть посвящена мировым проблемам бедности. Так же она содержит некоторую методологическую информацию и проектные разработки международных организаций по преодолению глобальных проблем. Третий раздел полностью посвящён нашему государству: прослеживается динамика социально-экономических явлений за различные временные периоды, дана оценка теперешнему состоянии государства в сравнении с произошедшими изменениями и в сравнении с соседними государствами и мировым уровнем, так же уделено внимание социальной политике, которую проводит наше государство – её роли и эффективности.

Для написания работы использовалось множество научной и учебной литературы, статьи в журналах и газетах, новостная сводка. Так же много использовано статистических источников и проведён небольшой опрос среди знакомых как в нашей стране, так и в России и Украине.

^ 1. Уровень жизни и его характеристика

1.1 Понятие и составляющие уровня жизни

Понятие «уровень жизни» является характеристикой, которая отображает социально-экономическое состояние общества, его уровень развития, а так же эффективность государства.

Различные источники дают множество определений этого понятия, нередко и противоречивых. Общее мнение всех авторов лишь в том, что уровень жизни – это степень удовлетворения основных человеческих потребностей материальными благами. Но проанализировав их все, можно дать следующее определение:

^ Уровень жизни – это условия жизнедеятельности людей и степень удовлетворения их потребностей, которые фактически сложились на определённый исторический период.

Уже из определения видно насколько это сложное и ёмкое понятие. Оно затрагивает не только экономические аспекты человеческой жизни, но также и социальные, психологические, исторические и многие другие. При анализе уровня жизни пользуются большой совокупностью различных показателей, так как человеческая жизнь состоит из множества аспектов, и тем более, из ещё большего количества потребностей, точное количество которых нельзя определить даже приблизительно.

Анализ любого явления подразумевает, что это явление будет сравниваться с другими похожими на него явлениями, что будут разыскиваться факторы, влияющие на него, что, в конце концов, будет изучаться не только одно это явление, но ещё и множество других взаимосвязанных с ним.

Оценивая уровень жизни, необходимо учитывать множество факторов. Во-первых, это исторические факторы. Нелогично сравнивать современные данные статистики с данными столетней давности и делать выводы, ориентируясь только на количественное изменение. Жизнь и прогресс не стоят на месте, потребности людей постоянно растут и изменяются, как увеличивается и само количество живущих на планете. Блага, которые ещё недавно могли быть роскошью, сегодня могут быть уже не востребованными либо вообще оказаться вредными для человечества. Или за какой-либо период продуктов станет вдвое больше, но при этом нельзя будет говорить, что уровень жизни увеличился на 100%, если население возрастёт в три раза.

Во-вторых, это географические факторы. Условия, в которых живут люди, могут существенно отличаться по всей планете. Соответственно этим условиям будут отличаться и потребности. Так, в засушливых регионах люди будут более нуждаться в чистой воде, пище и в каком-либо простом жилище, которое защищая от жары, при этом не будет накапливать тепло. В тоже время, в другой части планеты, где более восьми месяцев в год стоит отрицательная температура, люди будут иметь немного другие потребности. Они будут так же нуждаться в пище и воде, но им будут нужны крепкие дома, устойчивые к низким температурам, и значительная часть их доходов будет уходить на отопление, теплую одежду и тому подобное.

В-третьих, это социально-культурные факторы. В каждой культуре существуют свои особенности. Если в одной стране естественна дискриминация женщин; большая часть населения не имеет даже начального образования и не желает его получать; приняты ранние браки и многодетные семьи, то в другой стране, считающей себя высокоразвитой, всё это будет казаться дикостью.

Как бы не был сложен анализ уровня жизни, но он все таки упорядочен в четкую структуру и имеет свои основные компоненты, что обеспечивает большую объективность и комплексность анализа.

В структуре уровня жизни выделяют следующие компоненты:

  1. Условия жизни человека

  2. Условия труда

  3. Условия развития человека

  4. Экологическая безопасность.

Условия жизни. Здесь учитываются самые первостепенные потребности человека, такие как потребление (как продовольственных благ, так и непродовольственных и услуг), обеспечение достойными жилищными условиями и состояние здоровья.

^ Условия труда. Это все те факторы и условия, с которыми человек сталкивается в процессе своей трудовой деятельности. Тут подразумевается охрана труда, возможность травматизма и приобретения профессиональных заболеваний и санитарно-гигиенические условия на рабочем месте в целом.

^ Условия развития. Самая широкая составляющая. Включает в себя множество показателей, которые отображают практически все моменты современной человеческой жизни. К условиям жизни относят уровень дохода и структуру его распределения на расходы; уровни рождаемости, смертности и продолжительности жизни; развитие социальной сферы; наличие прав человека и уровень их соблюдения.

^ Экологическая безопасность. Компонент, возникший сравнительно недавно. Описывает состояние окружающей среды и степень её взаимовлияния с человеком.

Все эти компоненты существенно зависимы и пересекаются друг с другом и поэтому сложно судить о таком строгом их разграничении. И в практической жизни для более точной оценки в рамках каждой составляющей выделен ряд статистических показателей, которыми и целесообразней пользоваться.


^ 1.2 Показатели уровня жизни

Как уже было сказано ранее, в экономическом анализе уровня жизни оперируют совокупностью из многих показателей. Их все можно разделить на две большие группы:

  1. Реальные показатели. Отражают реальное положение ситуации. Чаще всего имеют сравнительный характер, так как сравнивается одно и то же явление в различные годы его проявления или в различных странах.

  2. ^ Научно обоснованные показатели. Выполняют роль нормативов, т.е. указывают рамки, за которые не должны выходить реальные показатели. Они более субъективны, так как учитывают различие потребностей у людей различного возраста, различного рода деятельности, проживающих в различных условиях.

Для удобства международного сравнения ООН классифицировала основные показатели и выделила их в 12 групп:

  1. Демографическая ситуация (рождаемость, смертность)

  2. Санитарно-гигиенические условия жизни

  3. Потребление продовольственных товаров

  4. Жилищные условия

  5. Образование и культура

  6. Условия труда и занятости

  7. Доходы и расходы населения

  8. Стоимость жизни и потребительские цены

  9. Наличие транспортных средств

  10. Организация отдыха

  11. Социальное обеспечение

  12. Права человека

При анализе всех этих показателей в различных странах, не стоит забывать о том, что количество их очень велико и уровень социально-экономического развития может существенно отличаться. Поэтому системы показателей уровня жизни всегда имеют страноведческую специфику и могут отличаться как составом показателей, так и их иерархией. В высокоразвитых странах на первых местах окажутся показатели безработицы, уровня доходов, наличия и количества социальных трансфертов. Для стран с переходной экономикой большее значение будут иметь показатели ВВП, доходов и структуры расходов, инфляции, безработицы. В развивающихся странах важнейшими параметрами будут душевое потребление, демографические показатели, санитарно-гигиенические условия. Специфика последней группы стран объясняется тем, что значительная часть их населения находится за чертой бедности и фактически борется за выживание.

Целесообразно ниже более подробно рассмотреть те показатели, которые в дальнейшем будут использоваться для анализа уровня жизни в Республике Беларусь.

Самый первый показатель, который упоминают при сравнении экономического развития стран – это объем валового внутреннего продукта (ВВП). Так как уровень жизни напрямую зависит от экономического состояния в стране, то для его анализа используют такой показатель, как величина ВВП на душу населения. Этот показатель, как и обыкновенный ВВП, имеет номинальное и реальное выражение, так как представляет собой отношение всего произведённого за год валового внутреннего продукта ко всему наличному населению страны. Но как относительная величина, имеет свои особенности. Во-первых, она может изменяться не за счёт увеличения или уменьшения объёмов производства и услуг, а вследствие демографических изменений. В стране может случиться взрыв рождаемости, увеличатся потоки иммиграции, но при неизменном реальном ВВП, его показатель на душу населения может резко снизиться. Во-вторых, это усреднённый показатель, который не отображает, как именно эти блага распределяются среди населения. Может быть возможна такая ситуация, когда большая часть ВВП будет потребляться незначительной частью богатых людей, подавляющее большинство населения будет жить в бедности, а при этом показатель ВВП на душу населения будет занимать высокие позиции в мировом рейтинге.

Пожалуй, самыми важными показателями уровня жизни являются доходы и расходы. Они же и самые сложносоставные показатели. В зависимости от принадлежности к определенному слою общества, люди могут получать различные виды доходов: заработную плату, социальные трансферты, доходы от собственности (проценты по вкладам, земельную ренту) и предпринимательской деятельности, доходы от подсобных хозяйств и услуг, оказываемых на основе устной договоренности. Расходы населения представляют собой потребительские расходы (продукты питания; одежда и обувь; здравоохранение; жилищно-коммунальные услуги; транспорт и связь; образование, культура и отдых), обязательные платежи, расходы на сбережения и кредиты. И при оценке уровня жизни важны не только уровни реальных доходов и их стабильное увеличение, но и их источники и их количество, а так же структура всего дохода по источникам. В расходах также оценивается, куда уходит их основная часть и как распределяется оставшаяся.

Немаловажную роль играют трудовые показатели. Высокий уровень безработицы может свидетельствовать об постоянном отсутствии доходов у значительной части населения, а как следствие и об неудовлетворении многих первостепенных потребностей. Невозможность работоспособного населения найти работу отражается и на социально незащищённых членах общества, чьи основные доходы составляют социальные выплаты. Последние в свою очередь снижаются из-за уменьшения налоговых поступлений в государственную казну. Отдельно можно выделить такой показатель, как уровень скрытой безработицы. Зачастую он превосходит официальную безработицу в два раза, так как люди не спешат регистрироваться в органах занятости в надежде, что найдут новое место работы в короткий срок.

Следующие показатели – это демографические. Самые важные среди них это – естественный прирост и миграция. Оценивая их изменения, можно судить о стабильности экономического развития и уровне реальных доходов. В стране, где постоянно растут доходы населения и широко развита система социальных трансфертов, люди, желающие иметь несколько детей, не будут задумываться над невозможностью прокормить, воспитать и дать образование ещё одному ребёнку. В такой стране иммиграция будет преобладать над эмиграцией, так как люди стремятся жить в условиях определённости их будущего и не бояться завтра оказаться на улице. В этой группе также можно выделить показатель продолжительности жизни. По нему можно судить о состоянии здоровья нации, об уровне развития и доступности медицины и об экологическом состоянии в стране.

Ещё одна группа – показатели уровня образования. Общая грамотность и образованность населения свидетельствуют о развитии и доступности образования, об уровне культуры и её потреблении. Широкая сеть высших учебных заведений и возможность получить высокую профессиональную квалификацию дают дополнительную гарантию иметь в будущем более высокие доходы.

И последние показатели – это жилищные условия. ^ Обеспеченность населения жильём показывает среднее количество квадратных метров жилых помещений на одного жителя, но не учитывает состояния этого жилья и его распределения в обществе. О более конкретной удовлетворённости жилищными условиями можно судить лишь сравнив количество состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий и количество получивших жильё. Качество жилья отображает благоустройство жилищного фонда, то есть обеспечение жилых помещений отдельными видами благоустройства (водоснабжением, канализацией, отоплением, электричеством, коммуникациями и т.п.).

Отдельно стоит выделить такой показатель как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Это интегральный показатель, введённый ПРООН в 1990 году. Он основан не на стремлении человека удовлетворить свои потребности и увеличить доход, а на возможностях его развития и самореализации, на расширении его возможностей выбора. Другими словами ИРЧП отражает состояние социальной сферы и общих условий жизни в данной стране.

Для его измерения используются следующие характеристики:

  1. Средняя ожидаемая продолжительность жизни

  2. Базовые показатели образованности населения

  3. Реальный ВВП на душу населения.

Вне зависимости от уровня экономического развития страны делятся на следующие группы по уровню ИРЧП:

Стоит добавить, что индекс развития человеческого потенциала является упрощённым показателем уровня жизни и главная его задача – ранжировать страны и сопоставить их в рейтинг для суждения об ориентированности экономики страны на цели человеческого развития.


^ 1.3 Уровень и качество жизни

Подводя итог под всем вышесказанным, следует заметить, что все эти классификации и показатели имеют свои рамки и стремятся к каким-либо определённым идеалам. Другими словами, они обезличены и усреднены, потому что описывают те потребности людей, которые в основном имеют материальный либо первостепенный характер. Но, так как каждый человек живёт в обществе других людей, то его потребности не ограничиваются одними лишь биологическими и материальными, а имеют гораздо более сложную структуру.

Дело в том, что уровень жизни является составляющей частью такого ещё более широкого понятия, как качество жизни. Оно не так часто встречается в повседневной жизни, и на первый взгляд может показаться, что оно равнозначно уровню жизни. На самом же деле, качество жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Иначе говоря, качество жизни охватывает абсолютно все стороны и аспекты человеческой жизни, но при этом делает акцент на достижение личностных и социальных целей. Если уровень жизни характеризовал любое явление с количественной стороны, то качество жизни даёт подробное описание явления, его распространённости, разнообразности и особенностей.

Особенностью качества жизни является то, что оно имеет две формы оценки: объективную и субъективную. Объективную оценку можно дать ориентируясь на какие-либо научно обоснованные меры, на сравнение с другими странами (особенно с теми, которые считаются в мире лидерами в каком-либо определённом вопросе, развитии отдельной сферы), на свой исторический и практический опыт. Но, так как жизнь принадлежит всё-таки человеку, то и оценить её качество каждый в состоянии сам, т. е. субъективная оценка качества жизни даётся каждым человеком, исходя из его собственных интересов и потребностей, и фактически существует лишь в сознании людей и их мнениях.

Традиционно жизнь разделяется на сферы, а сферы на элементы. Это разделение так же способствует более лучшей оценке качества жизни. Имеет смысл назвать эти сферы и более подробно остановиться на некоторых из них:

Из всего сказанного здесь можно сделать вывод, что экономическое развитие влияет как на уровень жизни так и на её качество. Эти две категории являются результатами действий людей, которые они совершают для достижения поставленных перед собой целей. Естественно, что люди должны быть довольны результатами и в обществе не должно быть каких-либо социальных конфликтов. Поэтому, наряду с экономическим ростом и развитием, социальный прогресс не должен отставать от него, и кроме совершенствования самого человека должен сопровождаться улучшением качества системы общественных отношений. В обществе должны быть созданы такие условия, чтобы каждый человек мог удовлетворять свои жизненные потребности, самостоятельно мог решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.


^ 2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни

Сейчас наступил такой этап исторического развития, когда все страны зависят одна от другой. Начало этой зависимости лежит в экономических взаимоотношениях, а затем распространяется на политическую, культурную, социальную и другие сферы. Так же эта зависимость осложнена прямыми и обратными связями между этими сферами человеческой жизни. Другими словами, возникновение между странами проблемы в какой-либо сфере повлечёт серьёзные сдвиги или даже разрушения связей по другим сферам между этими странами.

Существует такое понятие, как мировые интересы, которые подразумевают под собой интересы, проблемы и цели, которые волнуют большинство людей в мире. Поле окончания второй мировой войны весь мир волновала проблема обеспечения безопасности: страны объединялись в союзы для будущей совместной защиты, в городах строились многочисленные убежища, между США и Россией шла гонка вооружений, которая чуть было не привела к третьей мировой войне… В настоящее время, осознавая всю глобальность мировой взаимозависимости, мировые интересы направлены на то, что всегда считалось высшей ценностью – на человека. Теперь мировые интересы это – скорейшее искоренение нищеты, всеобщее равенство и человеческое достоинство каждого, достижение демократии и мира.

Официально эти цели оформлены в ^ Декларации тысячелетия, принятой 189 странами на Саммите тысячелетия Организации Объединенных Наций в сентябре 2000 года. Это 8 глобальных целей, более конкретные задачи которых должны быть реализованы к 2015 году. В конкретном контексте проблемы по повышению уровня жизни можно выделить следующие цели и задачи:

^ Цель 1: Ликвидация крайней нищеты и голода.

Цель 2: Обеспечение всеобщего начального образования.

Цель 4: Сокращение детской смертности.

Задача 10: Сократить вдвое к 2015 году долю населения земного шара, не имеющего устойчивого доступа к безопасной питьевой воде, в том числе из-за нехватки средств.

Задача 11: К 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни для как минимум 100 миллионов обитателей трущоб.

Саммит и Декларацию тысячелетия нельзя называть очередными пустыми разговорами и дополнительной тратой бумаги, так как масштабы бедности и её последствия достигли критических точек:

Очевидно, что основной проблемой, является крайняя бедность (нищета), так как она является барьером, который преграждает малоимущему населению доступ к медицинскому обслуживанию, образованию, культурным, информационным и техническим достижениям. Применение правильных мер по её устранению приведет к повышению человеческой активности. Все те люди, которые сейчас просто сидят и ждут очередных поставки гуманитарной помощи или выплаты пособия, будут самостоятельно в короткие сроки находить себе новую работу и обеспечивать свою семью всем необходимым.

Для того, чтобы определить, какие слои населения считать бедными, а какие нет просто имеющими низкие доходы, существует несколько подходов:

  1. ^ Норма потребления. Констатируется чем, в каком количестве и как часто питается человек. Всех тех, чей уровень потребления будет ниже физиологического прожиточного минимума относят к категории бедных, так как такой уровень потребления свидетельствует, что их денежные ресурсы недостаточны для удовлетворения первоочередных потребностей.

  2. ^ Относительный доход. К бедным приравнивают всех, чей располагаемый личный доход не превышает определённой доли средней заработной платы по стране (по-другому эту долю ещё называют – пороговое значение). В рамках данного подхода ООН рассчитала свои нормы. Так, если ВВП на душу населения не превышает 1200 долларов США (около 3,5 долларов в день), то такую страну считают проблемной. Бедной считается страна со среднедушевым доходом за 1 день менее 2 долларов США, нищей – менее 1 доллара.

  3. ^ Субъективная концепция. Исходит из того, что люди сами в состоянии квалифицированно определить, являются ли они бедными. Этот метод чаще всего используется для опроса домашних хозяйств. Особенность его в том, что люди, назвавшие себя бедными, подразумевают лишь уровень своих текущих доходов, а реально они могут иметь имущество, которое совершенно не задействовано в получении дополнительного дохода (подсобное хозяйство, автомобиль, лишняя жилплощадь).

Для борьбы с бедностью, нужно осознавать причины вызвавшие её. По всему миру они различны. Это и проблемы связанные с экономическими механизмами и экономическим развитием, и проблемы политической и законодательной организации и так же социальные проблемы.

Решение проблем на глобальном уровне при высоких затратах, к сожалению, вызывает не такие высокие результаты. Если в целом по миру можно проследить положительную тенденцию повышения уровня жизни, то при детальном рассмотрении отдельных стран и их регионов можно обнаружить значительные ухудшения. Поэтому, приоритетную поддержку оказывают тем странам, которые на данный момент самостоятельно решить свои проблемы затрудняются, но при этом активно взаимодействуют с мировым сообществом и прилагают максимум усилий для улучшения своего состояния.

Если говорить более конкретно, то в первую очередь необходимо действовать по следующим направлениям:

Ну а если всё это обобщить, то главные меры должны включать следующее: а) выявление препятствий на пути преодоления глобальных проблем и оперативная разработка способов их устранения; б) вовлечение в решение мировых проблем всего общества: как и тех стран, которые имеют эти проблемы, так и вполне благополучных; в) наблюдение и контроль прогресса в процессе реализации поставленных целей.

Подводя итог, можно сказать, что наше будущее только в наших руках. Слыша постоянно страшные прогнозы ученых о неминуемых в ближайшем будущем полном отсутствии каких-либо природных ресурсов, сверхмощных природных катаклизмах, разгуле инфекций, не поддающихся никакому лечению, людям стоит задуматься, что они могут сделать для предотвращения всего этого. В нашем глобализованном обществе уже не осталось чужих проблем. Может ещё есть время повысить уровень жизни той пятой части населения планеты, которая голодает и не имеет образования, тем самым обеспечив прорыв научного прогресса, экономического развития и предупреждения глобального уничтожения. Для избавления от нищеты всего то нужно, чтоб страны достигли пороговых ориентиров и стали на путь стабильного экономического роста. И если какая-либо страна проводит правильную политику и принимает правильные меры для устранения глобальных проблем, то долг всего мирового сообщества – помочь такой стране.


^ 3. Уровень жизни в Республике Беларусь

3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь
В конституции нашей страны записано, что Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство, а человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Именно по этой причине моделью нашего экономического развития была выбрана социально ориентированная рыночная экономика. Такая модель предполагает наличие развитой системы социально-экономических институтов, главная цель которых – реализация и достижение социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни. И для проверки эффективности социально ориентированной экономики и существует система показателей уровня жизни. Самый первый показатель, который широко используется на общемировом уровне – это объём ВВП на душу населения. Он отображает обеспеченность граждан благами и услугами, так как количественно состоит из произведённых в стране товаров. (Таблица 1) ^ Таблица 1 - Динамика валового внутреннего продукта

 

2000

2005

2006

2007

2008

В текущих ценах, млрд. руб.

91341

65067

79267

97165

128829

В сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

105,8

109,4

110,0

108,6

110,6

На душу населения в ценах 2000 года, тыс. руб.

913

1342

1483

1607

1783

1) С учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз).

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [25; 16, с. 28, 37]
ВВП последние четыре года практически имеет волнообразный прирост (поочерёдно темп прироста увеличивался и уменьшался на 2% по сравнению с предыдущим годом). И обеспечивается рост ВВП далеко не ростом объёмов производства, а высокими темпами инфляции. А его рост на душу населения значительно зависит от ярко выраженной тенденции ежегодного уменьшения численности населения на 5 процентов (с 1995 по 2009 год оно уменьшилось на пол миллиона).[16, с. 28] Также стоит отметить, что рост доходов в структуре ВВП уменьшается по причине отрицательного роста сальдо международной торговли (превышения импорта над экспортом). Так, если ещё в 2000 году эта разница составляла 1320 миллионов долларов США, то уже в 2007 импорт превосходил экспорт почти на 4,5 миллиарда долларов США.[16, с. 567] В нашей республике разработана своя система показателей уровня жизни, которая базируется на различных показателях доходов населения. (Таблица 2) Таблица 2 - Основные социально-экономические показатели доходов населения

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

192,4

250,8

329,3

416,9

503,9

648,2

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

103,9

109,8

118,4

117,8

113,2

111,8

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

250,7

347,5

463,7

582,2

694,0

868,2

Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году

103,2

117,4

120,9

117,3

110,0

109,0

Средний размер назначенной пенсии
(на конец года), тыс. руб.

113,9

172,6

211,0

277,6

328,2

389,4

Реальный размер назначенной пенсии,
в процентах к предыдущему году

101,4

132,4

113,2

123,4

105,4

104,7

Примечание – Источник: [25]

Ясно видно, что номинальные доходы как в среднем по стране, так и у работающего населения и пенсионеров, взятых по отдельности, ежегодно увеличиваются в среднем на 25%. При стабильном развитии нашей экономики в последние десять лет, это нормальные показатели. Кроме того, пенсии в Беларуси самые высокие среди стран СНГ, а зарплата увеличивается значительно быстрее. Её увеличение в 2005 году по сравнению с 1995 составило 3,5 раза, в то время как в России – 2,0 раза, а в Украине всего в 1,2 раза. [20, с. 28] Но, не смотря на это, реальный размер доходов последние годы стал снижаться. Это обусловлено вновь возрастающими темпами инфляции (Рисунок 1). В 2000 году она составляла 107%, но всего за 5 лет снизилась до 6,6%. Последние 2 года инфляция вновь превышает 10%, и только за первое полугодие 2009 года её уровень составил уже 14,6% [24]. А между тем естественный уровень инфляции не должен превышать одного-двух процентов.
Существенную долю в структуре доходов населения (Рисунок 2) по-прежнему составляют социальные выплаты, а доля заработной платы всего 58,7%. Хотя её доля и возрастает, однако до сих пор не достигла уровня 1995 года. С другой стороны эта недостающая часть заменилась прочими доходами, традиционно под которыми предполагаются доходы от предпринимательской деятельности. Эти источники доходов увеличились вдвое и также, как и трансферты составляют пятую часть в общей структуре. Такое увеличение предпринимательского сектора благоприятно сказалось на уровне безработицы в стране. Если в середине 90-ых годов численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите была около 3-4% от экономически активного населения, то последние 5 лет официальная безработица стабильно снижается и в 2008 году составила всего 0,8% от экономически активного населения. Эти цифры самые низкие в СНГ и меньше среднего мирового уровня (примерно 5,5%).[25; 16, с. 592] Существует методика разделения всего населения на 5 квинтильных (групп (по 20%) по уровню их доходов. Первая группа – это 20% населения с самыми низкими доходами (до 250 тысяч рублей), соответственно пятая – 20% с самыми высокими (более миллиона). В Беларуси первые три группы получают немногим больше 40% всего дохода населения (сами же составляют 60% от него), в то время как пятая группа получает 37,5% всех доходов. Причём коэффициент Джинни, показывающий неравномерность распределения всех доходов между населением равен 0,297 (в идеале стремится к нулю; самый высокий – 0,601 в Боливии; самый низкий – 0,254 в Чешской Республике). А соотношение располагаемых ресурсов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения составляет всего 6,9 раз, в то время как в России – 14,53 (Чешская Республика – 5,2; Боливия – 168,1). [16, с. 169; 13, с. 222] Наравне с доходами так же важное значение имеет то, на что именно тратит их население и в каких размерах, или, другими словами, структура потребительских расходов. (Рисунок 3) Так, положительным является уменьшение расходов на продукты питания почти на 20%, причём в низшей квинтильной группе этот показатель не сильно отличается от среднего по стране (47,3% , по стране – 41,5%). Но нельзя сказать, что это произошло по причине увеличения реальных доходов, скорее в силу увеличения стоимости жилищно-коммунальных услуг и расходов на транспорт и связь потребители вынуждены сокращать расходы на питание. Расходы на жилищно-коммунальные услуги в среднем за год вырастают на 10%, потому лишь 20% населения с самыми высокими доходами тратят на них 5,5% дохода, а остальные 80% населения тратят до 10,1% своего дохода. А вот на транспорт и связь, напротив, больше расходов выделяют в последней группе (20,1% дохода). Это связано с широким распространением в последние годы мобильной связи, интернета и увеличения количества личных автомобилей.
А вот на такие важные цели как здравоохранение, образование и культуру расходы потребителей в сумме увеличились лишь на 3%. К сожалению, за медицинской помощью наши люди обращаются лишь в самый последний момент, даже не смотря на то, что государственное медобслуживание предоставляется всем на равных условиях и абсолютно бесплатно. [16, с. 171-172]
^ Существует множество показателей, характеризующих демографическое качество населения, и большинство из них относится к сферам медицины.
Самой главной среди них для международного сравнения является средняя продолжительность жизни. За последние 10 лет в нашей республике эта величина увеличилась почти на 2 года: с 68,6 лет в 1995 году до 70, 3 в 2007. Соответственно у мужчин – с 62,9 до 64, 5 и у женщин – с 74, 3 до 76,2. Это нормальный уровень увеличения, если сравнивать со всем миром, но всё равно продолжительность жизни остаётся на низком уровне по сравнению с высокоразвитыми странами и имеет среднее значение среди стран СНГ. [16, с. 88, 590] К сожалению, в нашей стране не так сильно развита медицина, как например в США, и к тому же существенно сказывается радиоактивное загрязнение значительной части территории в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

^ Таблица 3 – Сальдо естественного прироста населения

 

2005

2006

2007

2008

Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. человек

-51,4

-41,7

-29,4

-26,0

Примечание – Источник [25; 16, с. 67]

v006-klassifikator-uslovij-okazaniya-medicinskoj-pomoshi-uslmp-1-naznachenie-i-cel-dokumenta-6.html
v08-kontrastni-diagnostichni-lekarstva-spravochnikt-e-prednaznachen-za-lekari-zbolekari-farmacevti-i-studenti.html
v106-trebovaniya-k-serveru-i-programmnomu-obespecheniyu-bazi-dannih-novostnih-mediafajlov.html
v12obshaya-chislennost-ekonomicheski-aktivnogo-naseleniya-zapadnova-n-l-zamestitel-predsedatelya-pravitelstva.html
v17-drugie-ostrie-virusnie-gepatiti-rekomendovano-v-sovet-fakulteta-zav-kafedroj-infekcionnih-boleznej-belmapo.html
v2-iz-predlozhenij-13-vipishite-slovo-a-s-chereduyushejsya-glasnoj-v-korne-v3.html
  • tests.bystrickaya.ru/kritika-psihologii-pervogo-lica-chast-4.html
  • control.bystrickaya.ru/centralizovannaya-vodopodgotovka-ekonomicheskij-i-socialnij-sovet.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-departamenta-po-delam-smi-pechati-teleradioveshaniya-i-sredstv-massovih-kommunikacij-stranica-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uroka-obobshenie-znanij-po-teme-proverka-ih-usvoeniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleksnie-metodi-adaptivnoj-fizicheskoj-kulturi-primenyaemie-v-korrekcii-narushenij-osanki-i-ploskostopiya-u-mladshih-shkolnikov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/teoriya-veroyatnostej-i-matematicheskaya-statistika.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-dlya-uchashihsya-11-h-klassov-estestvennonauchnogo-profilya-uchitel-fiziki-i-astronomii-shkoli-1151-k-f-m-n-b-f-mochalov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/polozhenie-oedinih-trebovaniyah-k-ocenke-znanij-umenij-i-navikov-uchashihsya-po-razlichnim-predmetam-disciplinam-v-tom-chisle-pri-vistavlenii-itogovih-ocenok.html
  • testyi.bystrickaya.ru/abandon-otkaz-strahovatelya-ot-svoih-prav-na-zastrahovannoe-imushestvo-v-polzu-strahovshika-pri-obyazatelstve-poslednego-uplatit-strahovatelyu-polnuyu-strahovuyu-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vidi-zanyatij-poznavatelnogo-cikla-realizuyushie-obrazovatelnuyu-oblast-poznanie.html
  • school.bystrickaya.ru/ispolzovanie-svobodnih-ekonomicheskih-zon-i-offshornih-territorij-dlya-optimizacii-nalogovih-platezhej.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/receiver-priemnikrecover-a-man-overboard-dostup-k-vnutrennej-storone-palubi-provides-access.html
  • lecture.bystrickaya.ru/432finansovie-vlozheniya-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-magnitogorskij-metallurgicheskij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/professionalnie-naviki-i-dostizheniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/predmetnotematicheskoe-soderzhanie-kursa-uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-1-21.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-stoyashie-pered-psihologiej-anomalnogo-razvitiya-teoreticheskie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-batirlar-zhiri-ambar-batir.html
  • write.bystrickaya.ru/formi-dialoga-s-m-a-bulgakovim-v-sovremennoj-otechestvennoj-proze-1980-e-2000-e-godi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-rufi-domashnee-zadanie-18-lekciya-1-19-kniga-bitie-19-vremena-patriarhov-dopotopnoe-vremya-19-period-pervij.html
  • shkola.bystrickaya.ru/operativno-rozisknaya-deyatelnost-chast-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-24-mezhlichnostnie-konfliktnie-situacii-i-ih-preodolenie-v-m-allahverdov-dr-psihol-nauk-prof-11-111-7-31-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/uprazhnenie-tajna-pod-pokrivalom.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnij-psihologo-pedagogicheskij-zhurnal-metodologiya-teoriya-praktika-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-pomoshnik-upolnomochennogo-s-a-abramov-i-v-bestuzhev-lada.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-4-viborochnij-kontrol-pri-issledovanii-nadezhnosti-uchebnik-pod-red-akademika-mezhdunarodnoj-akademii-informatizacii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/66-voprosi-k-zachetu-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ftd-r-03-organizaciya-i-tehnika-raboti-inostrannih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-federalnoe-agentstvo-zheleznodorozhnogo-transporta-bajkalo-amurskij-institut-zheleznodorozhnogo-transporta.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vozmozhnom-prognozirovat-prirodnie-katastrofi-gazeta-kabardino-balkarskaya-pravda-07122011.html
  • letter.bystrickaya.ru/obsherossijskij-klassifikator-osnovnih-fondov-ok-013-94-stranica-17.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-sostavlena-k-p-n-docentom-nevolinoj-i-ya-podpis-utverzhdeno-na-zasedanii-kafedri-pedagogiki-protokol-ot.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-o-s-t-a-n-o-v-l-e-n-i-e-10-otchetnij-doklad-generalnogo-soveta-fnpr.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tipologiya-menedzhmenta.html
  • klass.bystrickaya.ru/ats-alkatel-chast-9.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-vklyuchaet-v-sebya-obshuyu-harakteristiku-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-sostav-detej-detskogo-sada-strukturu-upravleniya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soyuz-filatelistov-tulskoj-oblasti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.