.RU

В. И. Малюк «04» апреля 2012 г






МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»

(СПбГИЭУ, ИНЖЭКОН)



ОДОБРЕНО

Научно-методическим советом

Университета

Председатель НМСУ,

д.э.н., профессор

(Личная подпись) В.И. Малюк

«04» апреля 2012 г.

протокол № 4

УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора СПБГИЭУ,

к.э.н., доц.

(Личная подпись) Е.В. Жгулев

«10» апреля 2012 г.




ОДОБРЕНО

Научно-методическим советом

Университета

Председатель НМСУ

д.э.н., профессор

________________ В.И. Малюк

«____» ____________ 2012 г.

протокол № ___

УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора СПБГИЭУ,

к.э.н., доц.

________________ Е.В. Жгулев

«____» ____________ 2012 г.







ОДОБРЕНО

Научно-методическим советом

Университета

Председатель НМСУ

д.э.н., профессор

________________ В.И. Малюк

«____» ____________ 2012 г.

протокол № ___

УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора СПБГИЭУ,

к.э.н., доц.

________________ Е.В. Жгулев

«____» ____________ 2012 г.




ОДОБРЕНО

Научно-методическим советом

Университета

Председатель НМСУ

д.э.н., профессор

________________ В.И. Малюк

«____» ____________ 2012 г.

протокол № ___

УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора СПБГИЭУ,

к.э.н., доц.

________________ Е.В. Жгулев

«____» ____________ 2012 г.









ПОЛОЖЕНИЕ

о структуре, требованиях к оформлению и порядке утверждения методических указаний к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине


СПбГИЭУ СМК-П-2.2.5-2012


Версия 2


СОДЕРЖАНИЕ


^ 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 3

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3

3. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ 5

4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ 5

^ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ 5

5. ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ 6

6. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 7

7. ПРИЛОЖЕНИЯ 8

14 строчной 9

12 строчной 9

18 прописной Ж 9

16 строчной 9

12 строчной 9

12 строчной Ж 9

Лист регистрации изменений 11



^ 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящее положение предназначено для профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала и работников подразделений Университета, связанных с образовательным процессом.

1.2. Требования настоящего положения применимы для разработки методических указаний к практическим (семинарским) занятиям по дисциплинам в рамках реализуемых основных образовательных программ бакалавров и магистров, соответствующих требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО второго поколения) и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО третьего поколения), а также основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, соответствующих требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ГОС СПО второго поколения) и федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО третьего поколения).

1.3. Настоящее положение устанавливает место практических и семинарских занятий в учебном процессе студентов, общие требования к оформлению и порядок утверждения методических указаний к практическим (семинарским) занятиям (далее - Методические указания).

1.4. Требования настоящего положения не распространяются на действующие Методические указания, которые утверждены до введения в действие настоящего положения.

1.5. Приведение методических указаний к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине в соответствии с требованиями настоящего положения осуществляют при очередном пересмотре действующих методических указаний.

^ 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Практические и семинарские занятия составляют важную часть профессиональной подготовки студентов. Основная цель проведения практических и семинарских занятий - формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, аналитического, творческого мышления путем приобретения практических навыков.

2.2. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине наряду с рабочей программой и графиком учебного процесса относятся к методическим документам, определяющим уровень организации и качества образовательного процесса.

2.3. По практическим и семинарским занятиям должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению в соответствии с настоящим положением.

2.4. При наличии учебного издания по учебной дисциплине (практикума, задачника) методические указания к практическим занятиям могут не разрабатываться.

2.5. Содержание практических и семинарских занятий фиксируется в рабочих учебных программах дисциплин в разделах «Перечень тем практических занятий» и «Перечень тем семинарских занятий».

2.6. Важнейшей состовляющей любой формы практических занятий являются упражнения (задания). Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи.

2.7. Семинар – один из видов практических занятий, проводимых под руководством преподавателя, ведущего научные исследования по тематике семинара и являющегося экспертом в данной проблеме или отрасли научного знания. Семинар предназначается для углубленного изучения той или иной дисциплины (или ее раздела) и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки.

2.8. Практические и семинарские занятия выполняют следующие задачи:

2.9. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине должны быть ориентированы на современные условия хозяйствования, действующие нормативные документы, передовые технологии, на последние достижения науки, техники и практики, на современные представления о тех или иных явлениях, изучаемой действительности.

2.10. Методические указания должны обсуждаться на заседаниях кафедры для внесения необходимых изменений или дополнений в соответствии с новыми требованиями к подготовке специалистов.

2.11. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине разрабатываются кафедрами на срок - 5 лет, при условии, что в рабочую учебную программу дисциплины (при ее пересмотре) не вносились изменения по существу содержания данного вида учебного занятия. Контроль соответствующих изменений в рабочей учебной программе дисциплины осуществляет заведующий кафедрой и, при необходимости, организует переработку методических указаний к практическим (семинарским) занятиям.

^ 3. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине, как правило, имеют следующую структуру:

Титульный лист (Приложение 1)

Второй лист (оборот титульного листа) (Приложение 2)

1. Общие положения. Содержат цели и задачи практических (семинарских) занятий, описание средств (технических, программных и проч.), необходимых для проведения практических (семинарских) занятий.

2. Методические указания к проведению практических (семинарских) занятий. Перечисляются темы занятий, контрольные вопросы, темы докладов.

3. Рекомендации по подготовке к занятиям. Описывается содержание практических (семинарских занятий), форма и критерии оценки студентов.

4. Рекомендуемая литература.


^ 4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

4.1. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине должны быть подготовлены в соответствии с «Требованиями к подготовке и оформлению авторских оригиналов работ, представляемых к изданию в СПбГИЭУ» в авторской редакции (п. 5 «Требований…»).

4.2. Стиль оформления основного текста должен содержать следующие установки:

Шрифт – кегль 16, гарнитура «Таймс».

Межстрочный интервал –1.

Интервал между словами – 1 знак.

Абзацный отступ – 1,25.

Выравнивание – по ширине.

Перенос автоматический «Сервис – Язык - Расстановка переносов».

Нумерация страниц располагается внизу по центру страницы.

Формат страницы - А4 (210Х297 мм).

Поля верхнее - 25 мм; нижнее - 25 мм; левое - 25мм; правое - 25мм.

4.3. Заголовки разделов и пунктов не должны быть оторваны от текста и находиться внизу страницы.

4.4. Таблицы должны быть расположены правильно: без «разрывов», без отрыва головки (шапки) от самой таблицы; при переносе таблицы на следующую страницу головку (шапку) нужно повторить и добавить над ней слова «Продолжение табл…» («Окончание табл…»). Размер кегля внутри таблиц – 14 пт., минимальный размер кегля внутри таблицы (только при необходимости) – 12.

4.5. Образцы оформления титульного листа и второго листа методических указаний приведены в приложениях 1 и 2.


^ 5. ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

5.1. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине должны быть подготовлены и представлены в Учебно-методический отдел.

5.2. Вместе с Методическими указаниями в учебно-методический отдел Университета представляются:

5.3. В десятидневный срок специалист учебно-методического отдела, курирующий соответствующую кафедру, проверяет Методические указания на предмет их соответствия рабочей программе дисциплины, установленным требованиям Университета, требованиям рабочего учебного плана и, при отсутствии замечаний, передает их на утверждение проректору по учебно-методической работе и качеству образования.

5.4. При наличии замечаний Методические указания возвращается автору (на кафедру) для исправления отмеченных недостатков. Срок исправления замечаний в зависимости от их характера устанавливается учебно-методическим отделом, но не более 5 рабочих дней.

5.5. Утвержденным проректором по учебно-методической работе и качеству образования Методическим указаниям присваивается регистрационный номер, и электронная версия передается в библиотеку Университета. Копия утвержденных Методических указаний передаётся на кафедру, за которой закреплена дисциплина.

^ 6. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ



  1. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-Ф3 (в ред. на 3 декабря 2011 г.);

  2. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. на 28 февраля 2012 г.);

  3. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении): утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71, изм. от 10.02.2009 № 18-ФЗ;

  4. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведением), утвержденном постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543;

  5. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО второго поколения) по соответствующим специальностям и направлениям подготовки бакалавров и магистров, утвержденные Минобразованием России;

  6. Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ГОС СПО второго поколения) по соответствующим специальностям, утвержденные Минобразованием России;

  7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) подготовки бакалавров и магистров по соответствующим направлениям, утвержденные Минобразованием России;

  8. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по соответствующим специальностям, утвержденные Минобразованием России;

  9. Требования к подготовке и оформлению авторских оригиналов работ, представляемых к изданию в СПбГИЭУ, утвержденные в 2005 г. (Методическое пособие).


Если документ заменен (изменен), то при пользовании положения следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Контроль за изменениями в нормативной документации по методическому обеспечению учебного процесса и доведение соответствующей информации до кафедр Университета возлагается на начальника учебно-методического отдела.

7. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Правила оформления титульного листа методических указаний к практическим (семинарским) занятиям

Приложение 2. Пример оформления оборота титульного листа методических указаний к практическим (семинарским) занятиям

Приложение 1

Правила оформления титульного листа методических указаний к практическим (семинарским) занятиям




^ МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»




14 строчной

Кафедра коммерческой деятельности и предпринимательства




Утверждаю

Проректор

по учебно-методической работе

и 12 строчной качеству образования

д.э.н., профессор

_________________В.И. Малюк

«_____» _____________20__ г.


Рег. № _____


^ 18 прописной Ж

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ


Методические указания

к 16 строчной практическим занятиям

для студентов всех форм обучения


12 строчной


Специальность 080116 – Математические методы в экономике


С ^ 12 строчной Ж анкт-Петербург

20_

Приложение 2

Пример оформления оборота титульного листа методических указаний к практическим (семинарским) занятиям


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания


Составитель

канд. экон. наук, доц. ^ И.О. Фамилия

д-р техн. наук, проф. И.О. Фамилия

ассистент И.О. Фамилия


Подготовлено на кафедре ______________________________


Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями (ем)


ã СПбГИЭУ, 20_
^ Лист регистрации изменений

№ п/п

Номера разделов, где произведены изменения

Документ, в котором отражены изменения

Подпись

Расшифровка подписи

Дата введения изменений























































































































































































uchebno-metodicheskoe-posobie-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-specialnosti-yurisprudenciya-stranica-5.html
uchebno-metodicheskoe-posobie-po-podgotovke-k-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti.html
uchebno-metodicheskoe-posobie-po-proizvodstvennoj-praktike-dlya-studentov-ii-kursa-lechebnogo-fakulteta.html
uchebno-metodicheskoe-posobie-po-samostoyatelnoj-rabote-napravleniya-podgotovki-38-04-01-ekonomika-nalogi-i-nalogooblozhenie-forma-obucheniya-ochnaya-zaochnaya.html
uchebno-metodicheskoe-posobie-po-speckursu-majkop.html
uchebno-metodicheskoe-posobie-po-vipolneniyu-dissertacionnoj-raboti-tolyatti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vibracionnie-chisla-vremya-v-mentale-vashi-tochki-sborki-otveti-na-voprosi-17.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/my-favourite-season-2-bao-press.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sveklosaharnoe-proizvodstvo-yuga-rossii-i-ukraini-v-kontekste-vi-oj-dlinnoj-volni-n-d-kondrateva.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-90-platelshiki-naloga-na-dobavlennuyu-stoimost-stranica-25.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/o-prepodavanii-v-2009-2010-uchebnom-godu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rol-zhenshin-v-upravlenii-kompaniej.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glavnimi-i-zadachami-zheleznodorozhnogo-transport-yavlyayutsya-polnoe-i-svoevremennoe-udovletvorenie-potrebnostej-narodnogo-hozyajstva-i-naseleniya-v-perevozkah-vipolnen.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kulturnij-obrazec-s-i-lvova-rechevoj-etiket-posobie-dlya-uchashihsya-gimnazij-m-1997.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ukazatel-imen-stranica-6.html
  • lesson.bystrickaya.ru/perechen-istoricheskih-gorodov-rossii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vestnik-integrativnoj-psihologii-stranica-34.html
  • education.bystrickaya.ru/24-organizaciya-optovogo-i-roznichnogo-rinka-elektricheskoj-energii-s-uchetom-izmenenij-normativnoj-bazi36-chasov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-t-6-kniga-pervaya-stranica-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/9-korni-zla-dzhejmshbrennan-okkultnij-rejh.html
  • essay.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-v-200-stranica-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/bilet-11-specializirovannoe-programmnoe-obespechenie-dlya-zashiti-programm-i-dannih-kompyuternie-virusi-i-antivirusnie-programmi.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshie-nastrojki-nastrojka-strani-globalnie-parametri-opisanie-biznes-processov.html
  • studies.bystrickaya.ru/dogovor-kupli-prodazhi-ponyatie-predmet-i-soderzhanie.html
  • report.bystrickaya.ru/kadrovie-rokirovki-tribuna-mihail-morozov-11122008-047-str-2-novosti-7.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnayaprogramma-po-osnovam-psihologii-i-pedagogiki-dlya-studentov-visshih-medicinskih-uchebnih-uchrezhdenij-po-specialnosti-sestrinskoe-delo-1-79-01-06-obshee-kolichestvo-chasov-72.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/faulted-narushennij-sbroshennij-fault-finding-bbk-81-2ang-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vi-o-zasadah-v-puti-specoperaciyami.html
  • tests.bystrickaya.ru/meksikanskaya-dolina-baglaj-v-e-b14-acteki-istoriya-ekonomika-socialno-politicheskij-stroj-dokolonialnij-period.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-2-vrachevanie-i-medicina-v-drevnej-grecii-metodicheskie-materiali-dlya-podgotovki-k-kandidatskomu-ekzamenu.html
  • urok.bystrickaya.ru/predislovie-k-russkomu-izdaniyu-stranica-28.html
  • turn.bystrickaya.ru/opis-dokumentov-instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-str-instrukciya-po-podgotovke-zayavki-na-uchastie-v-aukcione-str.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektromagnitnie-kolebaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-poslevuzovskoj-professionalnoj-podgotovki-specialistov-specialnost-stranica-12.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-3-vvod-i-redaktirovanie-teksta-metodicheskoe-posobie-po-realizacii-iniciativnogo-proekta-razrabotka-i-realizaciya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/uhod-za-volosami.html
  • essay.bystrickaya.ru/bolshoj-yuridicheskij-slovar-stranica-6.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-kursovih-rabot-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhedenie.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-obespechennosti-nacionalno-regionalnoj-uchebnoj-literaturoj-obrazovatelnih-uchrezhdenij-respubliki-adigeya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtomobilnij-transport-filial-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezultati-perevodnoj-attestacii-v-2009-2010-uchgodu-po-klassam-publichnij-otchet-direktora-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.