.RU

В: Как микрофинансирование отличается здесь от остальной части мира? Лиман



^ В: Как микрофинансирование отличается здесь от остальной части мира?

Лиман: Доступность кредитных кооперативов находится в диспропорции к другим типам МФО, поскольку их регуляторные процедуры лучше разработаны. Кроме того, микрокредитование осуществляется без формального обеспечения. Парламенты и органы законодательной власти приняли законы о МФО.

Чтобы предотвратить потери вкладчиков в противовес непруденциальному регулированию, пруденциальное регулирование направлено на защиту платежеспособности. Внешний надзор представляет собой контроль менее навязчивого характера.


^ В: Участвуют ли НПО в этом процессе?

Лиман: Они не предоставляют займы из фондов, подлежащих возмещению. Они не должны подчиняться пруденциальному регулированию. Могут существовать правительственные инструкции, например лицензирование деятельности. Как вы пользуетесь непруденциальным регулированием?

^ В: Что такое лицензия?

Лиман: В Кыргызстане существуют депозитарные учреждения микрофинансирования, но те, которые таковыми не являются, нуждаются в лицензировании национального банка. Это не влечет за собой непруденциального регулирования. Во многих странах МФО работают без каких-либо специальных инструкций или законов, в рамках существующих правил и законов. Иногда существуют особые инструменты для МФО. Как они применяются в более широком финансовом секторе? Особые инструменты иногда специально создаются.


В: Там, где существует серьезная правовая традиция: если что-то не предусмотрено законом, это не законно, напротив, в развитых странах, если это не запрещено, то это разрешено.


Лиман: существует риск, что учреждения могут подпадать под некоторые категории, подлежащие регулированию, и это может привести к "недорегулированию". Например, в Македонии, банки пытаются стать микрофинансовыми банками. Может существовать "специальный инструмент" или в соответствии с законом или в соответствии с нормативными актами Центрального Банка.


Лиман затем обсудил проблемы непруденциального регулирования в плане того, кто может с юридической точки зрения этим заниматься. Он сказал, что банковский закон определяет кредитование - банковская лицензия для пруденциального регулирования, но как мы определим, что является кредитованием и что - нет? Это зависит от темпов развития.


Он определил, что защита интересов потребителя и законы о честном кредитовании, как отражение истинной стоимости кредита, например, стоимости взимаемых вперед взносов. Он сказал, что в развитом мире существуют определенные правовые предписания. Например, Украина разработала концепцию кредитных бюро; то есть, нет никакой потребности в пруденциальном регулировании.


Лиман вкратце высказался на предмет имущественного залога, ограничения процентных ставок, принципов налогообложения и бухгалтерского учета, взимания НДС, налогообложения прибыли, и реальных механизмов для юридической трансформации.


В: Какой существует опыт успешной трансформации? XAC банк - единственный пример трансформации; некоторые процессы происходят в России. Должен ли подлежать пруденциальному регулированию донорский (иностранный) капитал?


Лиман: Денежный залог (обязательный депозит) не должен быть связан с пруденциальным регулированием. Ключевые политические рекомендации должны быть отрегулированы; чтобы сохранить здоровую организацию должно присутствовать пруденциальное регулирование. Некоторые учреждения должны быть способны работать в регулируемой среде. Возникает множество споров. Не стоит, пожалуй, применять пруденциальное регулирование к МФО, занятым только кредитованием, это не оправдано.


В: Пруденциальное регулирование правительством или непруденциальное - кто обладает верховными полномочиями?

Кто кого регулирует?


Лиман: Непруденциальное в противовес пруденциальному: не существует точного ответа, поскольку случаи различны.

б) Групповые сессии: почему необходимо регулировать микрофинансирование, и до какой степени? Участники были разделены на четыре группы, в которых были представлены различные специализации и национальности. Каждую группу попросили сосредоточиться на нескольких ключевых вопросах, которые стоят перед политиками и подытожить их результаты в 5-минутной "отчетной" пленарной презентации. Каждая группа получила по два вопроса; они могли охватить еще два вопроса, если оставалось достаточно времени. Ассистентами групповых сессий были: Кейт Лауер, Кейт МакКи, Петр Корыньски, и Наталья Бурцева. Вот эти четыре вопроса:


1. До какой степени должно регулироваться микрофинансирование?

2. Что должно быть включено в круг обязанностей регуляторного органа (например, какие виды деятельности МФО должны регулироваться и как?)

3. Если микрофинансирование является субъектом определенного регулирования, (в соответствии с законом или нормативными актами), каковы возможные нарушения и последствия?

  1. Как регулирование МФО должно соотноситься с регулированием банков (со специфическим акцентом на профессионализм осуществляющих регулирование)?

в) Пленарный отчет:

· Первая группа включала представителей четырех стран, и ей был адресован вопрос №1- степень необходимого регулирования микрофинансирования в приложении к их странам. Они сообщили что:

o В Кыргызстане есть четыре типа МФО, которые подчиняются пруденциальному регулированию.

o В Украине принято непруденциальное регулирование для ломбардов и пруденциальное для кредитных союзов.

o В Армении существует пруденциальное регулирование для кредитных организаций, ломбардов, и сельскохозяйственных кредитных клубов.


· ^ Второй группе был адресован второй вопрос о полномочиях регуляторного органа. Они сообщили что:

o Особенности регулирования зависят от вида МФО (например, микрофинансовый банк); регулярный арбитраж - результат несоответствия различных степеней регулирования.

o Чем жестче требования закона, тем выше степень злоупотреблений.

o В заключение они отметили, что регуляторная власть нуждается в ограничении ее роли и определении ее полномочий.


· ^ Третья группа получила вопрос №3 о риске злоупотреблений, в случае если микрофинансирование подчиняется регулированию.

o Они заключили, что должна быть создана благоприятная среда, которая позволит всем МФО иметь равные права. Чрезмерное пруденциальное регулирование не позволит контролирующим органам осуществлять надзор за действиями МФО достаточно эффективно.

· ^ Четвертой группе достался вопрос №4 о взаимоотношениях регулирования МФО и банковского регулирования. Они отметили что:

o Прием депозитов регулируется центральным банком в большинстве стран СНГ; займы регулируются и контролируются другими органами, а МФО иногда регулируются самостоятельно.

o Все кроме Азербайджана согласились, что нет никакой необходимости регулировать услуги по предоставлению займов.

o Представитель Азербайджана считает, что контроль процентной ставки по займам необходим. В случае со стартовым капиталом, чем более активный контроль, тем дороже это обойдется.

o Заключение: Мы должны очень рационально подходить к определению степени необходимого контроля.

^ 6. Правовая и регуляторная структура в области микрофинансирования в Российской Федерации, Кыргызстане и Азербайджане: достижения и проблемы. Представитель каждой страны сделал 10-минутную презентацию ключевых достижений и проблем своей страны, затем последовали вопросы и ответы. (См. приложение A – сведения о докладчиках.)


^ Российская Федерация

Господин Михаил Емельянов, Заместитель Председателя имущественного комитета Государственной Думы


Господин Емельянов затронул и коммерческие и некоммерческие МФО, которые существуют в России. МФО не нуждаются в лицензировании деятельности. Он сказал, что в 1999 году Государственная Дума приняла закон, который, как предполагалось, должен был регулировать микрофинансирование, но Путин наложил вето на этот закон. Он изложил следующие детали относительно политической и регуляторной среды микрофинансирования в России:


· Ведется работа, по уменьшению НДС для МФО до 18 %, но правительство пытается воспрепятствовать подобным льготам.

· МФО обслуживают приблизительно 100,000 индивидуальных предпринимателей или 5 % потенциального рынка. Даже в регионах, где действуют несколько МФО, охват рынка не превышает 20 %.

· Кредитным союзам в России запрещено предоставлять займы не членам.

· Банки отказываются заниматься микрофинансированием. Однако некоторые из них пытаются (КМБ-Банк задает тон в этом).

· Государство контролирует кредитные организации.

· Центральный банк выдает лицензии банковским учреждениям. Правила для небанковских учреждений не столь жесткие как для банков.

· Недавно был принят закон "О сельскохозяйственной кооперации".

· Налоговый кодекс (раздел о налогообложении малого бизнеса) должен быть доработан для нужд МФО и малого бизнеса.

· Необходимо внести изменения и поправки в закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, который был принят в 1995 году.

· Законопроект "О кредитной кооперации" рассматривался Госдумой весной 2002 году и должен быть принят скоро; повторное чтение состоялось недавно.


Он заявил, что законодательная реформа должна активно осуществляться государством, с целью способствовать развитию микрофинансирования (которое является необходимым инструментом поддержки малого бизнеса в России).


^ В: Чем отличаются сельскохозяйственные кооперативы от других видов; как вы определяете их отличие?

О: Сельскохозяйственные кооперативы занимаются сельскохозяйственным производством (запчасти к с/х технике, маркетинг, и т.д.)


^ В: Существуют ли особые налоги для МФО в России?

О: Термин “микрофинансирование” буквально не применяется в российском законодательстве. МФО платят те же налоги, что и другие виды бизнеса.

В: Они платят НДС?

О: Они не платят НДС с операций кредитования. Закон, на который наложил вето Путин, должен был уравнять банки и МФО в отношении уплаты НДС.

Кыргызстан

Господин Еркин Джумабаев, начальник отделения методологии надзора, Национальный Банк Кыргызской Республики


Господин Джумабаев предоставил следующую информацию о Кыргызской Республике:


· Национальный Банк Кыргызстана (НБК) - регуляторный орган МФО. Основные моменты деятельности НБК в последнее время включают:

o Разработку закона о МФО в Кыргызстане (хотя кредитные союзы не регулируются в соответствии с этим законом), который Парламент принял в августе 2002 года.

o НБК занимается регистрацией (выдает свидетельства) МФО, которые не привлекают депозитов; лицензированием; внешний надзором и инспекциями на местах.

· Существуют три типа МФО: микрофинансовые компании (закрытые и открытые акционерные общества); микрокредитные компании (коммерческие организации); и микрокредитные агентства (некоммерческие юридические лица).

· Существуют различные регуляторные требования для каждого вида МФО


Он обсудил недавние реформы и их воздействие на микрофинансирование. Он сказал, что ключевые юридические препятствия в развитии микрофинансирования в Кыргызстане:

o Несовершенная юридическая система (в процессе реформирования).

o Несовершенное налоговое законодательство.

o Отсутствие поправок к налоговому законодательству.

o Нехватка ресурсов и опыта по регулированию подобных учреждений.


Джумабаев сказал, что Кыргызское законодательство и регуляторные нормы не "совершенны" и что они сейчас ведут работу по усовершенствованию законодательства, связанного с имущественным залогом. Он надеется, что форумы, подобные этому помогут применить лучшие идеи в своей стране.


^ В: Каким образом ваш закон проводит различие между займами и кредитами?

О: Микрокредиты - фонды для развития малого и среднего предпринимательства, создания новых рабочих мест и т.д., в то время как микрозаймы используются в основном для выхода из критического положения.


^ В: МФО платят подоходный налог?

О: Да.


В: Кто изучает отчетность МФО? Что происходит, если они не представляют отчетности?

О: Недепозитарные учреждения регулярно отчитываются Центральному банку, и специальный отдел их изучает. Если МФО не представят отчетности, они будут лишены сертификата (который доказывает, что их деятельность законна).


^ В: Существует ли законодательство по микрозаймам?

О: Нет


В: Какие налоги платят клиенты МФО?

О: В соответствии с Налоговым Кодексом


В: Каков лимит микрокредита?

О: Регуляторные органы самостоятельно определяют сумму микрокредитов. Те МФО, которые не подчинены пруденциальным инструкциям, устанавливают такой лимит самостоятельно.

Азербайджан


Докладчик заявил, что Азербайджан не пользуется концепцией микрофинансирования в законодательстве. Он сказал, что любое кредитное учреждение может предлагать микрозаймы, и Центральный банк (Отдел Наблюдения и Лицензирования) выдает всем лицензии. Затем он более детально рассказал о микрофинансовой индустрии в Азербайджане.


· Существует четыре типа микрофинансовых учреждений:

o Кредитные союзы.

o Небанковские кредитные организации, учрежденные международными донорскими организациями.

o Небанковские кредитные организации, осуществляющие государственные программы.

o Коммерческие банки.

· Ресурсы микрокредитования:

o Гранты донорских организаций.

o Кредитные линии международных финансовых организаций.

o Средства Фонда Помощи Предпринимательству.

o Привлеченные банками депозиты.


Он заявил, что Национальный Банк Азербайджана лицензирует и регулирует деятельность МФО следующим образом:

o Лицензирование - Департамент надзора и лицензирования

o Регулирование - Отдел надзора за деятельностью кредитных организаций


Он описал юридические барьеры для МФО как недостаточную правовую основу для деятельности МФО и ограниченные возможности для роста частного капитала и привлечения фондов для займов. Для коммерческих банков лицензирование и надзор осуществляются на основе Законов Республики Азербайджан и инструкций Национального Банка Азербайджана. Он сказал, что сейчас ведется работа над новым законопроектом о банках, который даст определение небанковской кредитной организации. В соответствии с новым проектом, разрабатываются варианты лицензирования и регулирования деятельности небанковских кредитных организаций.


^ В: Что собой представляет соглашение об МФО и лицензирование?

О: Отчетность МФО отличается, она упрощена.


В: Имеют ли место различные подходы к различным организациям?

О: Да. Национальный Банк - контролирующий орган только для кредитных учреждений. Совершенно иные ограничения применяются для МФО и банков.


^ В: Несут ли какую-либо ответственность небанковские кредитные организации и, если да, то какую?

О: Мы можем только их закрыть, больше ничего. Пока такого не случалось.


В: Вы ограничиваете процентные ставки, поскольку они кредитуют бедных и сельских клиентов; что собой представляют эти ограничения?

^ О: Мы вычисляем среднюю процентную ставку, потому что займы выдаются бедным.


Комментарий: Ричард Розенберг, Консультативная Группа Помощи Беднейшим (CGAP), отметил, что Мировой Банк не допускает ограничения процентных ставок.


^ 7. Различные подходы к пруденциальному регулированию и надзору в области микрофинансирования: Мировой опыт - что сработало в других местах, и что нет? Ричард Розенберг, Старший Специалист, CGAP


Господин Розенберг начал с того, что определил разницу между надзором и регулированием.


Он описал роль центрального банка как обеспечение того, чтобы финансовое учреждение имело достаточный собственный капитал для безопасного и эффективного функционирования. Он сказал, что существует конфликт между намерениями центрального банка и большим экономическим сегментом, который исключен из финансовой системы, последний стремится к тому, чтобы требования по достаточности капитала были более низкими.


Комментарий: Нормирование скудных ресурсов надзора зачастую является предметом политических дискуссий.


Розенберг заявил, что он никогда не позволит левередж фондов МФО также жестко, как банки делают это, по следующей причине: микрозаймы выплачиваются для того, чтобы сохранить доступ к услуге (подобно кредитным карточкам). Однако, существует большой риск в микрофинансировании, потому что отсутствует имущественный залог. Он сказал, что многие МФО, по соображениям внутренней политики, предпочитают не подвергать левереджу свои фонды сознательно.


Комментарий: чем выше норматив достаточность капитала, тем ниже рентабельность капитала для инвестиции.


^ В: Мы должны делать поправку на взвешенный риск, или левередж достаточен?

О: Мы должны применять механизмы взвешенного риска.


В: Чего необходимо требовать от МФО?

О: Оценка возможностей клиента возвратить заем или изучение финансов домохозяйства клиента. Процедуры отчетности должны содержать меньше различных документов. МФО часто имеют слабую внутреннюю инфраструктуру связи.


В отношении собственности, Розенберг сказал, что существуют две главных проблемы — зарубежные инвестиции в МФО и ограничения на количество акций, которыми отдельный акционер может владеть. Он сказал, что существует необходимость проявлять большую гибкость в отношении этих требований.

В отношении надзора, существуют различные процедуры проверки для банков и МФО. Для МФО, если у нее слишком много заемщиков, необходимо осуществление выборки. Очень трудно получить ответы на письма- подтверждения от заемщиков. В плане того, что проверять, Розенберг упомянул информационные системы, выплаты, основные характеристики уровня возвратов по займам, фактические результаты борьбы с просрочками и организационные процедуры. Он также сделал следующие комментарии относительно надзора:

o Требования о пополнении капитала, не ждите быстрого ответа, ресурсы ограничены, слишком много бюрократии.

o Приказы о прекращении выдачи займов.

o Можно осуществлять контроль сектора микрофинансирования, но необходимы совсем другие регуляторные нормы.


^ В: Что понимается под соответствующими инструментами?

О: В зависимости от ответственных за надзор и размеров персонала, быть активным, встречаться с руководством МФО и вникать в их планы. Если существуют просрочки, все остальные действия откладываются, и все вместе должны стремиться решить эту проблему.


В: Сектор микрофинансирования зависит от лиц, осуществляющих надзор. Сотрудники, осуществляющие надзор в Америке хорошо обучены. Но осуществляющие надзор в СНГ, наверняка, недостаточно обучены. Как бы Вы посоветовали начать этот процесс?

О: Это зависит от правил для персонала центрального банка. Возможно, небольшую группу сотрудников центрального банка необходимо обучить микрофинансированию, создать специализированный отдел. По поводу финансирования, я бы посоветовал центральным банкам, если у вас есть донор, подталкивающий вас развивать микрофинансирование, предложите ему профинансировать сначала обучение для группы сотрудников, осуществляющих надзор.


^ В: Как руководитель команды сотрудников органа надзора может удостовериться, что его команда хорошо исполнила работу?

О: Разработать руководство для обычного инспектора, содержащее перечень того, что надо проверять, сколько отделений, сколько кредитных сотрудников, какие системы, и т.д.


^ В: Какие страны достигли успехов в учреждении систем надзора за МФО?

О: В Латинской Америке, Боливия и Перу, в Азии, Индонезия.


Комментарий: Штефан Шташен добавил, что Гана достигла успехов на законодательном уровне. ^ Говоря о затратах в Перу, он отметил, что затраты по осуществлению надзора за МФО были 30 раз выше чем для коммерческих банков. Для НПО стоимость преобразования в банк (лицензированный или не лицензированный), составляет от US$ 500,000 до $ 1 миллиона. Требуется полтора года, чтобы осуществить трансформацию.


^ Ключевая рекомендация - использовать аудит как инструмент контроля, но не полагаться на аудиторов, если не существует специальных процедур для микрокредитного аудита.

^ 8. Правовая и регуляторная структура в области микрофинансирования в Казахстане, Грузии, Молдове и Таджикистане: достижения и проблемы (см. приложение A – сведения о докладчиках.)

Казахстан:

Господин Туймебай Пернебаев, начальник отдела нормативного регулирования, Национальный Банк Казахстана


Господин Пернебаев описал законодательную ситуацию в Казахстане как очень напоминающую положение в России. Он сказал, что существуют некоторые правила на рынке МФО, для избежания и защиты от злоупотреблений; банки не заинтересованы опускаться в этот сегмент рынка. Поэтому, законы о МФО и кредитных товариществах были разработаны и приняты в марте 2003 года ("О микрокредитных организациях" и "О кредитных товариществах").

Он описал четыре типа организаций, которые предоставляют микрокредиты в Казахстане:


o Организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций (включая различные фонды с зарубежной донорской поддержкой, кредитные товарищества и ломбарды).

o Государственные структуры по поддержке предпринимательства.

o Специализированные коммерческие микрокредитные организации.

o Коммерческие банки.


Он сказал, что, в настоящее время в стране имеется 37 организаций, уполномоченных на выдачу всех видов кредитов, 38 кредитных товариществ и 55 ломбардов.


В отношении среды для микрофинансирования, он изложил следующие детали:

· МФО не лицензируются и не подлежат надзору. Из этого происходит множество потенциальных рисков и преимуществ. Ключевые требования касаются минимального капитала, заемной документации, и ограничения размеров займа. Специализированные микрокредитные организации не могут принимать депозиты.

· МФО могут быть, и коммерческими и некоммерческими. Не существует никаких ограничений на выдачу необеспеченных займов.

· Большинство людей в сельских районах не имеет доступа к микрофинансированию. Учитывая рассеянность и значительное количество сельского населения, это представляет собой проблему.

· Недавно были учреждены некоторые национальные гарантийные фонды; в том числе Национальный Фонд развития, Фонд гарантирования банковских вкладов, и Государственный Банк развития. К концу 2003 года будут учреждены Инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспортно-импортных операций и Фонд гарантирования страховых выплат по обязательным видам страхования.

· Работает более 450 тыс. субъектов малого предпринимательства, на которых занято более одного миллиона человек, или около четверти занятых в экономике.

· В 2002 году рост мелкого бизнеса по темпам своего развития опередил нефтяной сектор страны. Однако чрезмерная регуляторная политика в области мелкого бизнеса препятствуют их росту.

· Несколько лет действует Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.

При правительстве страны создана Комиссия по вопросам малого бизнеса, которая призвана координировать деятельность институтов малого бизнеса.

· Основной объем кредитования субъектов малого предпринимательства обеспечивают коммерческие банки, увеличившие с 2000 г. по 2002 г. выдачу кредитов с 74,2 до 672,5 млрд. тенге (1 долл. США = 151 тенге).

· Банки растут быстрее, чем МФО, но банки более неохотно работают с малым бизнесом из-за проблем недостаточной прозрачности, недостатка хороших бизнес-планов, имущественного залога, и высокой стоимости услуг.

· К осени 2002 года все функции по контролю финансовых организаций были переданы Национальному Банку. К январю 2004 года будет создано самостоятельное Агентство финансового надзора на базе Департамента финансового надзора Национального Банка, которому предоставляются полномочия по осуществлению банковского и страхового надзора, надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг и надзора за накопительными пенсионными фондами. Проект закона по этому вопросу сейчас находится на рассмотрении Парламента страны.

· Уменьшение НДС, налога на доходы физических лиц, и социальных налогов должно быть осуществлено к 1 января, 2004 года, что должно помочь сектору малого и среднего бизнеса.

uchebnoe-posobie-po-kursu-modelirovanie-elektronnih-ustrojstv-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti-promishlennaya-elektronika-stranica-2.html
uchebnoe-posobie-po-kursu-obshaya-i-vozrastnaya-psihofiziologiya-razdel-i-stranica-12.html
uchebnoe-posobie-po-kursu-organizaciya-evm-kompleksov-i-setej-chast.html
uchebnoe-posobie-po-kursu-proektirovanie-sistem-elektronnogo-dokumentooborota.html
uchebnoe-posobie-po-kursu-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-otdeleniya-mezhdunarodnij-turizm-geograficheskogo-fakulteta-mgu-stranica-4.html
uchebnoe-posobie-po-kursu-upravlenie-bankovskim-produktom-sostavitel-k-e-n-docent-maznyak-v-m.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-obshaya-harakteristika-informacionno-analiticheskoj-raboti-uchebno-metodicheskoe-posobie-habarovsk-2008-udk-159.html
  • education.bystrickaya.ru/25-30-sentyabrya-knigi-holmsa-v-v-pchelovod-poslednij-gambit.html
  • college.bystrickaya.ru/1147-mi-kuzmin-kruteckij-dbdegterev-dv-mazurenko-2009-dobricina-anna-alekseevna-aspirant-tel-rab.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kruzhka-volshebnij-mir-origami-1-4-klass-razrabotchik-programmi-marushak-o-v-uchitel-nachalnih-klassov.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-190600.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/netware-vstrechaetsya-s-linux-chast-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-na-temu-sravnitelnij-analiz-cvetooboznachenij-v-russkoj-i-nemeckoj-frazeologii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasskazchika-p-a-grineva-v-raznie-periodi-zhizni.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/1chz-2f1-1f4-byulleten-novih-postuplenij-mart-2010-goda.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/makeeva-i-m-vosstanovlenie-zubov-svetootverzhdaemimi-kompozitnimi-materialami-praktich-ruk-vo-i-m-makeeva-a-i-nikolaev.html
  • composition.bystrickaya.ru/opornij-skelet-lichnosti-chast-3.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-pr-konsultanti-uchebnik-dlya-mnogih-uchebnih-zavedenij-posle-smerti-dzhefkinsa-knigu-dorabatival-d-yadin.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialnaya-rabota-stranica-5.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-opredelenie-prohodnogo-balla-uchebnoe-posobie-po-discipline-metodi-i-metodika-otbora-i-nabora-personala-specialnost.html
  • znanie.bystrickaya.ru/akcentologicheskie-normi-metodicheskie-ukazaniya-k-izucheniyu-kursa-dlya-studentov-nefilologicheskih-specialnostej-zaochnoj.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vidi-hozyajstvennih-obshestv-v-rf.html
  • credit.bystrickaya.ru/otdel-obrazovaniya-i-molodezhnoj-politiki-administracii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-33-istoriya-princa-s-drugogo-foruma-garri-potter-i-dari-smerti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arhitektura-sankt-peterburga-leningrad-do-velikoj-otechestvennoj-vojni-chast-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-kemerovo-2007-udk.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-matematika.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-universitet-a-azimov-soobshestvo-na-krayu.html
  • education.bystrickaya.ru/4-izobrazitelnoe-iskusstvo-epohi-vozrozhdeniya-italiya-niderlandi-germaniya-istoriya-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arhitekturi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/porodi-loshadej.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravovie-osnovi-inostrannogo-investirovaniya-v-ukraine.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-yunij-hudozhnik.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-etapi-resheniya-zadach-na-evm-algoritmizaciya-osnovnie-ponyatiya-blok-shemi-4-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/regulirovanie-pogodi-nevidimaya-ruka.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-o-rezultatah-deyatelnosti-za-2011-2012uchebnij-god.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekosociologiya-sociologiya-i-obshestvo-puti-vzaimodejstviya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostaviteli-l-krol-e-purtova-stranica-6.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-dengi-kredit-banki-nazvanie.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-predsedatelya-pravleniya-ooo-kber-bank-kazani.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-23.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-doklad-polozhenie-molodezhi-v-respublike-tiva-v-2011-godu-vvedenie-i.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.