В. В. Аллай // Педагогический журнал. 2005. №1. С. 29-35
.RU

В. В. Аллай // Педагогический журнал. 2005. №1. С. 29-35


Опыт работы учителя высшей категории иностранного языка (английского)

МОУ «Тюльганского лицея №1»

Грязновой Валентины Сергеевны

по теме

«Организация работы с одаренными детьми по иностранному языку»

  1. Теоретическая база опыта

1. Аллай, В.В. Исследования проблемы развития творческого потенциала личности /В.В. Аллай // Педагогический журнал.- 2005.- №1.- С.29-35.

2. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности. /Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский и др. /под редакцией В.Д. Шадрикова, - М., 1998. – 345с.

3. Бубнова Г.И. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по французскому языку 2010-2011 учебном году./Г.И. Бубнова. - М.: 2010. – 59с.

4. Бубнова Г.И. Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по французскому языку 2010-2011 учебном году./Г.И. Бубнова. - М.: 2010. – 7с.

5. Захаров В.В. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку 2010-2011 учебного года./В.В. Захаров. - М.: 2010. – 38с.

6. Захаров В.В. Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку 2010-2011 учебном году. /В.В. Захаров. - М.: 2010. – 25с.

7. Рындак В.Г. Школа в условиях обновления. /В.Г. Рындак. - М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО. - 1993. -168с.

8. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе /А.И. Савенков– М.: Просвещение. - 2000.- 243с.

9. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми /авт-сост. Н.И. Панютина и др. – 2-е изд., - Волгоград: Учитель. - 2008. – 204 с.

10. Тер-Минасова С.Г. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 2010-2011 учебного года. /С.Г. Тер-Минасова, Ю.Б. Курасовская. – М.: 2010. – 61с.

11. Тер-Минасова С.Г. Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 2010-2011 учебном году. /С.Г. Тер-Минасова, Ю.Б. Курасовская. – М.: 2010. – 25с.

12. Юркевич В.С. Одаренный ребенок /В.С. Юркевич – М.: Просвещение. - 1996. – 230с.

13. http://child.edu.yar.ru/?mod=programs&sort=popular

Региональные программы и мероприятия, работа с одаренными детьми

14. http://www.odardeti.ru/static.php?mode=library1 сайт Федеральной целевой программы "Дети России" подпрограмма «Одаренные дети»


2. Актуальность

Проблема организации работы с одаренными детьми необычайно интересна, трудна, затратна во времени и при этом трудно прогнозируема. Проблема интересна потому, что предполагает высокую удовлетворенность учителя в достижении образовательных результатов, возможность самореализации учителя через результаты собственных учеников. Организация работы с одаренными детьми трудна, т.к. предполагает организацию индивидуальной работы с ребенком из-за личностных интеллектуальных, психических и физических способностей и возможностей, требующих составления индивидуального маршрута, режима работы и способов продвижения к результату. Одаренность – это товар штучный и, когда такой ребенок попадает в руки учителя, это - большое счастье. Главное – не навредить и быть полезным ученику. Чтобы достичь весомых результатов в обучении, продвигать способных детей в развитии, учителю необходимо быть для учащегося не просто носителем знаний по предмету, а хорошим психологом, методистом, тьютером. Прежде всего, сам учитель должен быть творческим и заинтересованным человеком, способным поделиться «богатством и красотой» любимого предмета со своими учениками. Достичь результата немедленно, сразу невозможно, требуется длительное (иногда несколько лет) время, системная работа, высокий профессионализм учителя и его заинтересованность в результатах труда ученика. Тем не менее, система образования ставит перед педагогическим сообществом цель – выращивание интеллектуальной элиты общества, имеющей возможность реализовать свой талант в социальной жизни. Проблема организации с одаренными детьми становится из года в год актуальнее.

3.Основополагающие принципы опыта

^ 4. Условия возникновения и становления опыта

^ 5. Сущность опыта работы

    • отбор учащихся, начиная с периода раннего обучения детей иностранным языкам, в группу заинтересованных в изучении английского языка в расширенном курсе;

    • диагностика индивидуальных интеллектуальных способностей учащихся в изучении иностранных языков;

    • мотивация учащихся на достижение результата;

    • разработка стратегии достижения результата каждого учащегося;

    • вовлечение учащихся в исследовательскую и творческую деятельность;

    • разработка индивидуального маршрута учащегося на каждый год, ориентирование на участие в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах;

    • формирование познавательной активности учащихся на основе аналитических навыков, а также поисковых навыков из различных источников;

    • формирование банка дидактических учебных материалов для работы с одаренными детьми;

    • организация работы с одаренными детьми по английскому языку в школе «Дар»;

    • использование различных интерактивных технологий в обучении, позволяющих повысить качество усвоения образовательного материала функционального ядра и расширенного курса;

    • ориентирование ребенка на создание собственного портфолио по английскому языку;

    • пропаганда успешности детей в изучении английского языка: выпуск информационных бюллетеней, проведение недель английского языка, организация выставок работ детей, выпуск печатных работ детей на английском языке, презентация достижений учащихся в ученическом и родительском коллективах.

^ 6. Основные компоненты

    • создана авторская система работы с одаренными детьми от раннего обучения до выпускника школы;

    • разработана программа «Одаренные дети» с выделением приоритетных тем обучения и развития детей для различных этапов обучения;

    • разработано (подобрано) полное учебно- методическое сопровождение к ней;

    • осуществляется мониторинг достижений учащихся;

    • проведены диагностические исследования результативности личностных достижений учащихся.

7. Новизна

Новизна опыта заключается в том, что учитель создал систему планомерной работы с одаренными учащимися, позволяющими выявлять, активизировать, мотивировать и развивать учащихся в изучении иностранным языкам. Учитель работает по индивидуальным планам с каждым учащимся, являясь его сообщником, партнером, тьютером. Большое внимание уделяется формированию навыков самостоятельной работы. Учитель осуществляет ориентацию учащегося на результативность образовательной деятельности, а также отслеживает отсроченные результаты успешности собственных учеников. Использование интерактивных технологий позволяет разнообразить формы работы и методы обучения детей. Вовлекая учащихся в проектную деятельность, учитель дает возможность учащимся овладеть универсальными учебными действиями, способствующими общему и личностному развитию ребенка. Учитель идет в ногу со временем и его требованиями.

^ 8. Система работы учителя английского языка и ее результативность

Система работы учителя оправдана многочисленными достижениями ее учеников. Анализ только последних 5 лет работы позволяет судить о результативности ее учеников, масштабности и многообразии участия в различных олимпиадах, конкурсах:

^ Буробина Света

В 2007-2008 уч.г. победитель школьной олимпиады, 1 место по школе в Международном игровом конкурсе "Британский Бульдог", имеет Свидетельство. Лауреат в Дистанционном заочном проекте «Познание и творчество», «Эрудит» (5-8 классы). Летний этап. (Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России»), Диплом. 1 место по школе в Молодежном дистанционном чемпионате по английскому языку (Некоммерческое партнёрство «Центр развития одарённости»), Сертификат.

В 2008-2009 уч.г. победитель школьной олимпиады, 1 место в Международном игровом конкурсе "Британский Бульдог", имеет Свидетельство. Лауреат в Дистанционном проекте «Познание и творчество» Российского открытого заочного конкурса «Эрудит» для учащихся 5-8 классов. I тур. (Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России»), Диплом лауреата.

3 место по России (по итогам 3-х туров) в VI Всероссийской дистанционной олимпиаде «Эрудит», Диплом победителя Всероссийской олимпиады. 1 место в школе, 1 место в регионе в Молодежном чемпионате по английскому языку (для учащихся 4-11 классов), Сертификат. (Некоммерческое партнёрство «Центр развития одарённости»).

В 2009-2010 уч.г. победитель школьной олимпиады, поощрительное место в районной олимпиаде. Участие в Молодёжной олимпиаде по основам наук V четверть, Сертификат. Участие в Проектной деятельности на официальном сайте издательства «Просвещение» в рубрике «Проекты» Интернет-ресурса линии УМК «Английский язык» В.П.Кузовлева. http://www.prosv.ru/umk/we/info.aspx?ob_no=12578

Сертификат участника с размещением проекта «Меню для отличника» на официальном сайте издательства «Просвещение» в рубрике «Проекты» Интернет-ресурса линии УМК «Английский язык». Участие в Международном игровом конкурсе "Британский Бульдог"- 1 место в школе.

2010 –2011 - 1 место в муниципальной олимпиаде, претендент на областную олимпиаду. Участник VII всероссийской дистанционной олимпиады центра творческих инициатив “Snail”, http://www.nic-snail.ru/ «Британский Бульдог»,

Международная олимпиада по основам наук (1 тур) http://www.urfodu.ru/

- результаты ожидаются.

^ Советова Мария

В 2007-2008 уч.г. победитель школьной олимпиады, 1 место по школе в Международном игровом конкурсе "Британский Бульдог", Свидетельство. Лауреат в Дистанционном заочном проекте «Познание и творчество», «Эрудит». (Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России»), участие в Международном игровом конкурсе "Британский Бульдог"- 1 место в школе и регионе, сертификат. Участие в Дистанционном конкурсе «Лето по-английски», который проводился сайтом Study.ru совместно c компанией ABBYY Lingvo - 1 место по России и главный приз - Словарь ABBYY Lingvo 12 Многоязычная версия. Участие в Молодежном дистанционном чемпионате по английскому языку (для учащихся 4-11 классов). Некоммерческое партнёрство «Центр развития одарённости», Сертификат.

В 2008-2009 уч.г. - победитель школьной олимпиады. Участие в международном (американском) конкурсном тестировании г. Оренбург - Международная программа обмена старшеклассников «Flex», организованная Американскими Советами по международному образованию. Участие в Международном (дистанционном) конкурсе на лучший художественный перевод, организованным региональным отделением Союза переводчиков России и благотворительным фондом «Евразия» в номинации перевод прозы с английского языка. Участие в Международном игровом конкурсе "Британский Бульдог", 2 место в школе, сертификат.

^ Тулякова Эльмира

В 2007-2008 уч.г. победитель школьной олимпиады, 1 место по школе в Международном игровом конкурсе "Британский Бульдог", Свидетельство. Лауреат в Дистанционном заочном проекте «Познание и творчество», «Эрудит» (5-8 классы). Летний этап. (Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России»), Диплом. 1 место по школе в Молодежном дистанционном чемпионате по английскому языку (Некоммерческое партнёрство «Центр развития одарённости»), Сертификат.

В 2008-2009 уч.г. победитель школьной олимпиады, 1 место в Международном игровом конкурсе "Британский Бульдог", имеет Свидетельство. Лауреат в Дистанционном проекте «Познание и творчество» Российского открытого заочного конкурса «Эрудит» для учащихся 5-8 классов. I тур. (Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России»), Диплом лауреата.

Участие в VI Всероссийской дистанционной олимпиаде «Эрудит», прошла 2 этапа, Сертификат участника Всероссийской олимпиады. 1 место в школе, 1 место в регионе в Молодежном чемпионате по английскому языку (для учащихся 4-11 классов), Сертификат. (Некоммерческое партнёрство «Центр развития одарённости»).

В 2009-2010 уч.г. победитель школьной олимпиады, поощрительное место в районной олимпиаде. Участие в Международном игровом конкурсе "Британский Бульдог"- 1 место в школе, сертификат.

2010-2011 VII всероссийская дистанционная олимпиада центра творческих инициатив “Snail”, http://www.nic-snail.ru/

«Британский Бульдог», Международная олимпиада по основам наук (1 тур) http://www.urfodu.ru/ - результаты ожидаются.

^ Колчина Аня

В 2007-2008 уч.г. победитель школьной олимпиады по английскому языку, 2 место. 2 место в школе Международном игровом конкурсе "Британский Бульдог". Участие в Дистанционный конкурс «Лето по-английски», который проводился сайтом Study.ru совместно c компанией ABBYY Lingvo.

В 2008-2009 уч.г. победитель школьной олимпиады, 3 место в районной олимпиаде. Международный игровой конкурс "Британский Бульдог", 1 место в школе, сертификат. Лауреат Российского открытого заочного конкурса «Мир английского языка» для учащихся 9-11 классов. I тур, Диплом. Дистанционный проект «Познание и творчество». Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России». Участие в Проектной деятельности на официальном сайте издательства «Просвещение» в рубрике «Проекты» Интернет-ресурса линии УМК «Английский язык» В.П.Кузовлева. Сертификат участника с размещением проекта “East or West – Home is Best” на официальном сайте издательства «Просвещение» в рубрике «Проекты» Интернет-ресурса линии УМК «Английский язык». Участие и 2 место в школе и регионе в Молодежном чемпионате по английскому языку (для учащихся 4-11 классов) Некоммерческое партнёрство «Центр развития одарённости», сертификат.

В 2009-2010 уч.г. победитель школьной олимпиады, участие в районной олимпиаде. Участие в Международном игровом конкурсе "Британский Бульдог"- 1 место в школе, сертификат. Участие и получение сертификата в Молодёжной олимпиаде по основам наук V четверть.

2010 -2011 – 3 место в муниципальной олимпиаде, VII всероссийская дистанционная олимпиада центра творческих инициатив “Snail”, http://www.nic-snail.ru/

«Британский Бульдог», Международная олимпиада по основам наук (1 тур) http://www.urfodu.ru/ - результаты ожидаются.

^ Петров Дмитрий

В 2007-2008 уч.г. участие и 1 место в школе, районе, регионе в Международном дистанционном конкурсе «Перспектива» для учащихся начальной школы. Сертификат участника Национальнаой образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в Дистанционном заочном проекте «Познание и творчество» - «Остров загадок» для учащихся начальных классов. I тур.

В 2008-2009 уч.г.

Лауреат Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в трёх Дистанционных заочных проектах «Познание и творчество» (Отмечен жюри конкурса за творческий подход к выполнению заданий). 1 место в школе, 1 место в регионе в Международном дистанционном конкурсе «Перспектива» для учащихся начальной школы, сертификат.

В 2009-2010 уч.г. Трижды Лауреат Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в Дистанционных заочных проектах «Познание и творчество» (Отмечен Дипломами жюри конкурса за творческий подход к выполнению заданий).

4 место по России, Диплом во Всероссийском проекте «Мир конкурсов» «Необычное космическое приключение»; 2 место по России, Диплом “Eat the ABC”. Сертификат участника Дистанционного конкурса «Фактор роста» - «Лучший автор хайку», Сертификат. 4 место во Всероссийском проекте «Познание и творчество» - номинация «Stars and Stripes», Диплом.

2010-2011 - Лауреат Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в Дистанционном заочном проекте «Познание и творчество» (осенний тур) «Остров загадок» и Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» «Эрудит».
^ Отсроченные результаты
Толкунова Татьяна, студентка 5 курса ф-та ин.яз ОГУ, была участницей муниципальной олимпиады, 2 место, окончила школу "Дар" при районном ЦДОД.
Халимова Лиана, первый год работает в ТСОШ 1" учителем английского языка, окончила школу для одаренных детей "Дар".
Абзалилова Элеонора, проходила американское тестирование в 2006 году и вошла в тройку отбора по программе обмена.

Закиахметова Надежда, студентка ОГУ, ф-т иностранных языков, проходит языковую стажировку в Америке. В годы учебы в школе результативно участвовала в олимпиадах (в районной олимпиаде - 3 место в 9 классе).


(Опыт работы преподавателя английского языка «Лицея №1» п. Тюльган Тюльганского района Оренбургской области Грязновой Валентины Сергеевны обобщен на основе анализа материалов организации работы экспертной площадки по продвижению УМК нового поколения для начальной школы и анализа результатов работы с одаренными детьми. Валентина Сергеевна начала работать по новым УМК издательства «Просвещение» с начала выхода в свет первого учебника линии «Счастливый английский» в 1995 году и на протяжении 15 лет сотрудничает с издательствами и авторами учебников. В последние годы Валентина Сергеевна и ее ученики активно участвуют в работе сайта Интернет - поддержки линии УМК «Мир английского языка» (www.prosv.ru/umk/we). Проект “A menu for an ace pupil”, выполненный под ее руководством учащимися МОУ «Лицей №1» п.Тюльган Буробиной С. и Пылаевой Н., получил одобрение авторского коллектива и размещен на официальном сайте издательства «Просвещение».

Широко востребованы учителями английского языка из разных регионов РФ дидактические материалы и самой Грязновой В.С., регулярно размещаемые на сайте Интернет -поддержки линии УМК «Мир английского языка».

Учитель имеет собственные образовательные блоги в Интернете.

E-mail:1)http://gruaznova.blogspot.com/ ; 2) http://oren-56.blogspot.com/

vi-informacionnie-resursi-seti-internet-poiskovie-sistemi-globalnie-i-rossijskie.html
vi-inzhenerno-tehnicheskaya-baza-generalnij-plan-ugranskogo-gorodskogo-poseleniya-ugranskogo-rajona.html
vi-izdeliya-medicinskogo-naznacheniya-territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-naseleniyu-volgogradskoj.html
vi-kak-vipustit-vraga-chtobi-on-buduchi-zapert-v-otchayanii-ne-vozobnovil-srazheniya.html
vi-knyaz-nestyazhatel-vassian-kosoj-kniga-iii.html
vi-konovalova-ov-rizhkova-i-iskusstv.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-4-izobretajte-vzaimovigodnie-varianti-fisher-r-yuri-u-put-k-soglasiyu-ili-peregovori-bez-porazheniya-.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadacha-razrabotchikov-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-uchest-interesi-vseh-uchastnikov-obrazovatelnogo-processa-no-prezhde-vsego-rebyonka.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtor-sostavitel-n-a-ionina-2003-stranica-41.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-vospitatelnoj-rabote-so-studentami-gbou-vpo-nizhegorodskaya-gosudarstvennaya-medicinskaya-akademiya-minzdravsocrazvitiya-rf-na-2011-2012-uchebnij-god-stranica-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadacha-statisticheskogo-prognozirovaniya-dlya-kazhdogo-obuchaemogo-sostoit-v-tom-chtobi-predskazat-velichinu-izuchaemogo-pokazatelya-urovnej-podgotovki-budushih-uchitelej-v-techenie-opredelennogo-perioda-vremeni.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ugolnaya-promishlennost-rossii-chast-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshestvennie-ustanovki-i-lichnost-georgij-mihajlovich-gerasimov.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vyanvare-na-rusi-temneet-rano-vecherom-29-yanvarya-1676-goda-na-chetvertom-chasu-posle-zahoda-solnca-zakatilos-solnce-russkogo-samoderzhavnogo-pravoslavnogo-gosudar.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sivko-burko-narodnie-russkie-skazki-an-afanasev-v-3-t-m-nauka-1984-1985-tii-179-181.html
  • turn.bystrickaya.ru/pohishenie-detej-pohozhe-stanovitsya-epidemiej-zakonodatelnaya-baza.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-tebe-kto-voobrazhaet-chto-neobhodimo-sledovat-mode-instrukciya-dlya-dzadzen-12-dzadzen-yodzinki.html
  • testyi.bystrickaya.ru/64-uchenik-pitayushij-pristrastie-k-pedali-fortepyannaya-igra-otveti-na-voprosi-o-fortepyannoj-igre.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhigulevskij-dvorec-kulturi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-er-tstk-hali-armani.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/astrahan-v-godi-vov-chast-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aktualnie-problemi-osushestvleniya-i-zashiti-semejnih-prav.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opit-razrabotki-i-ispolzovaniya-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-discipline-strukturi-i-algoritmi-obrabotki-dannih-bobkov-v-v-bobkov-vvntiustu-ru.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-provedeniyu-municipalnih-avgustovskih-soveshanij.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekzamen.html
  • bukva.bystrickaya.ru/programi-pdgotuvali-kandidat-pedagogchnih-nauk-starshij-naukovij-spvrobtnik-institutu-pedagogki-apn-ukrani-l-a-smakova-kandidat-pedagogchnih-nauk-starshij-naukovij-spvrobtnik-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vlastelin-kolec-dve-bashni-stranica-18.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sbroska-lesa-na-vodu-pravila-po-ohrane-truda-v-lesozagotovitelnom-derevoobrabativayushem-proizvodstvah-i-pri-provedenii.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-teatralnij-konkurs-muzikalnij.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vserossijskom-detskom-fizicheskom-konkurse-fiziki-v-gostyah-u-k-chukovskogo-konkurs-posvyashyon-130-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-korneya-ivanovicha-chukovskogo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-trebovaniya-k-podgotovke-shkolnikov-rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-informatika-i-ikt.html
  • institute.bystrickaya.ru/estestvennonauchnaya-kompetentnost-stranica-7.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-v-chernecov-moskva-fii-rggu-prof-kaf-muzeologii-d-i-n.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vi-ocenka-socialno-ekonomicheskoj-effektivnosti-paspor-tfederalnoj-celevoj-programmi-deti-rossii-na-2007-2010godi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sposobi-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-izbrannie-pri-formirovanii-nastoyashej-uchetnoj-politiki-primenyayutsya-s-pervogo-yanvarya-goda-sleduyushego-za-godom-utverzhdeniya-etogo-dokumenta.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukaz-prezidenta-rossijskoj-federacii-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-poryadke-rassmotreniya-voprosov-grazhdanstva-rossijskoj-federacii-stranica-4.html
  • abstract.bystrickaya.ru/112-sovremennie-sposobi-povisheniya-kachestva-metallov-i-splavov-iz-107-elementov-periodicheskoj-sistemi-elementov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gipertenzivnie-sredstva-professor-a-i-beketov-kurs-lekcij-po-farmakologii-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-sankt-peterburg-stenogramma-predsedatel-soyuza-sadovodov-rossii-v-i-zaharyashev-stranica-7.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-iii-instrukciya-po-medicinskomu-obesp.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-teoriya-i-metodika-obucheniya-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-tema-metodika-provedeniya-uchebno-polevih-sborov-s-yunoshami-desyatogo-klassa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.