.RU

Виноват сам - Государственный комитет СССР по народному образованию


Виноват сам:




Плохо готовлюсь к замятиям

21%

Я нарушаю дисциплину

16%

Я проявляю неуважение учителям

5%

Виноват учитель:




Несправедливость учителей

30%

Нежеланье учителей признавать свои ошибки

28%

Нереальные требования, придирки со стороны учителей

18%

Недостаточно высокий профессиональный уровень учителей

8%

Неуважение учителей ко мне

7%

Наличие у учителей любимчиков

20%


Как считает школьник, он виноват сам, потому что плохо подготовлен к занятиям (21%), а также потому, что нарушал дисциплину (16%).

Доминирующими причинами возникновения конфликта по вине учителя являются, как правило, не психологические личностные рассогласования, а дидактические, обусловленные статусом учителя, который не желает признавать в ученике партнёра, видит в нём подвластное лицо. "Менторская" педагогика порождает несправедливость. На это указывают ученики. Во-первых, они так и говорят, что причины конфликтов в несправедливости учителей (30%); во-вторых, - в нежелании учителей признавать свои ошибки (28%); в-третьих, - в наличии у учителей "любимчиков" (20%); в-четвёртых, - в нереальных требованиях и придирках со стороны учителей (18%). Собственно говоря, дети дают портрет человека, привыкшего властвовать.

Учителя также страдают от конфликтов, но им легче, потому что они всегда правы. Они менее всего склонны считать, что учителя виноваты сами. Причины своих разногласий со школьниками они видят в поведении школьников.


Таблица 15

Мнения учителей о причинах конфликтов со школьниками
(% от числа ответов)

Причины

Мнение учителя

Виноват сам:




Слишком высокие требования с моей стороны

5%

Мои педагогические ошибки

10%

Виноват школьник:




Плохая подготовленность учеников к занятиям

46%

Нарушение дисциплины

49%

Неуважение

2%

Излишняя самоуверенность школьников

12%


46% из опрошенных учителей указывает, что партнёрства нет из-за плохой подготовки учеников к занятиям, 49% - из-за нарушения дисциплины. К лишь 10% ищут истоки такого положения в собственных педагогических ошибках.

Надо отметить, что при ответах учеников и учителей на вопрос о причинах конфликтов зафиксирована высокая искренность тех и других. Вопросом-тестом являются совместные поиски причин конфликта в таком факте, как неуважение к учителю. Лишь 2% учителей и 5% школьников указывают на эту причину. Позиции обеих сторон совпадают и поэтому можно констатировать, что столь часто используемый в конфликтных ситуациях аргумент "неуважение к учителю" не является истинной причиной, и ещё раз подтверждает нашу гипотезу, что рассогласование между учителем и учеником имеет не личностную основу, а дидактическую.

Таблица 16

Отношение школьников к учителю (% от высказываний)

Старший друг, наставник и советник

39

Человек, всего лишь исполняющий свои обязанности - вести уроки, воспитывать

27

Тот, кто лишь контролирует и наказывает

13

Неприятный человек

6

Враг

3

Считаю невозможным обсуждать учителя

8

Затрудняюсь ответить

13


Мы наблюдаем взаимные претензии друг к другу. Школьники указывают на отсутствие внимания и уважения к их личности, учителя, в свою очередь, на плохую подготовку и дисциплину школьников. Заметим, что разные мнения двух сторон о причинах конфликтов имеют общее основание: неуважение к личности ребенка порождает отчуждение. Недостаточная подготовка и нарушение дисциплины становятся одним из следствий отчуждения.

Кто из партнеров педагогического взаимодействия более готов к изменению имеющегося положения? Ответ однозначен. Анализ данных показывает, что большую готовность проявляет ученик, он сейчас в поисках диалога, в поисках учителя, который может стать образцом для него.

Позиция школьников по отношение к учителю дифференцирована. 39% из них относятся к учителю хорошо, считают учителя старшим другом и советчиком, 9% - неприязненно, для них он враг и неприятный человек. И, наконец, чуть меньше половины формулирует свои отношения к учителю в рамках, как било указано ранее, автономного сосуществования (учитель- это человек, всего лишь исполняющий свои обязанности вести уроки и воспитывать (27%); тот, кто контролирует и наказывает 13%).

Бытует расхожее мнение, что ученики по большей части безразличны к тому, что происходит в их школе. У нас иная гипотеза: даже находясь в ситуации сильного отчуждения от учебного процесса, ученики, как представители юношеской возрастной группы, имеют достаточно мощные положительные импульсы к изменению ситуации (столь характерные для их возраста). Эта гипотеза подтверждена в ходе анализа данных социологического исследования. У 69% опрошенных школьников возникает желание улучшить положение дел в своей школе. Установки ребят демократические, союзников по общему делу они ищут в среде сверстников.

Таблица 17

Распределение ответов школьников на вопрос "Если у тебя возникнет идея

что-нибудь улучшить в своей школе, к кому ты обратишься"

К учителям и администрации

13%

К родителям

13%

К своим друзьям

36%

К одноклассникам

37%

В комитет ВЛКСМ

10%

Обращаться в нашей школе к кому-нибудь бесполезно

15%


Ни учителя и администрация, ни комитет ВЛКСМ не пользуются в этом вопросе доверием учеников. К ним готовы обратиться почти в три раза меньше учащихся (13% и 10% соответственно).

Партнёрами по проведению новшеств школьники в первую очередь считают одноклассников (37%) и друзей (36%).

Любопытно, что мера отчуждения учеников от происходящих в школе процессов в сущности сравнима с мерой отчуждения учителей. Это отразилось в сходстве их оценок своей возможности повлиять на дела в школе с помощью настоящего опроса. Общий тон оценки весьма пессимистический. Школьники более определённы в своих ответах, но выражают больший скепсис. Это вполне соответствует их сегодняшней бесправной позиции в школе.


Таблица 18

Мнения учителей и школьников о возможности изменений в школе

путём выражения собственного мнения в данном опросе

Варианты мнений

Учителя

Ученики

Школу, на мой взгляд, не может изменить ничто

5%

15%

Да, я очень старался помочь разобраться в наших проблемах

42%

34%

Не думаю, что моё мнение поможет улучшению школы

44%

46%

Не ответили

11%

3%


Взаимодействие учителей и учеников на предметной основе.

Сложившаяся система стандартных программ, учебников, методов обучения в школе ориентирована только на тех учеников, которые хотят осваивать предметный материал. Поэтому 60% учителей видят свою педагогическую неудачу, "брак" в нежелании учеников учиться ("зубрить" тот или иной материал) и 23% учителей - в низком уровне знаний учеников по тому или иному предмету обучения. Лишь 15% из опрошенных учителей свою педагогическую неудачу видят в отсутствии у учеников собственного мнения и жизненной позиции. Большинство учителей (60%), работающих в рамках стандартных программ и методов, не заинтересованы в формировании социально активной творческой личности. Им удобен предметный, стандартный футляр. Любая попытка его изменить принимается ими в штыки. Поэтому наблюдается отрицательное отношение некоторой части учителей к процессу демократизации в школе как к предоставлению широких прав ученикам. Около половины опрошенных учителей не хотят давать старшеклассникам эти широкие права, что является следствием сформированного в школе консерватизма и замкнутости стандартных форм, программ, методов обучения.

Таблица 19

Отношение учителей к предоставлению некоторых прав ученикам (%)

Варианты

за

против

не ответили

Свободный выбор предметов

61%

25%

14%

Возможность влиять на содержание учебных планов

37%

46%

17%

Право требовать замену учителя

47%

36%

17%

Право самим контролировать дисциплину

68%

16%

16%

Свободное посещение занятий

21%

60%

19%

Школьное самоуправление, предполагает расширение прав учащихся, без этого не будет самоуправления. По мнению 80% учителей, самоуправления в школе фактически нет или присутствуют лишь некоторые элементы. По мнению учителей, причины следующие: во-первых, пассивность школьников (54%), т.е. отсутствие у учеников самостоятельности; во-вторых, учителя не знают, как помочь развитию самоуправления (36%); в-третьих, пассивность комитета ВЛКСМ школы (21%).

Запрограммированный метод обучения, работающий только в одном направлении наполнения школьника знаниями, привёл к тому, что багаж получаемых на уроке знаний необходим для лучшей подготовки к экзаменам. А для освоения будущей профессии и послешкольной жизни эти знания не нужны. Так считают 41% опрошенных учеников. 1% категорично заявляют, что эти знания им не нужны ни для чего. То есть, 48% учеников не связывают свою учёбу в юколе с будущей жизнью. Поэтому для них школа является местом временного пребывания с целью получить соответствующий документ – аттестат.

^ ГЛАВА 5. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ
(ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЕ)


Развитие школьного самоуправления связано как с возникновением и функционированием демократических институтов школы (Совет школы, Ученический Сонет и т.д.), перестройкой деятельности общественных организаций (партийной, профсоюзной и комсомольской), так и изменением положения в школе рядового учителя, ученика, его родителей, их реальным участием в управлении делами школы. Причём само возникновение ночных организаций оправдано лишь в том, случае, если оно обеспечивает это реальное участие.

Несмотря на то, что в последнее время почти во всех школах, возникают и работают Советы, делаются попытки перестройки школьной жизни, многие школьники не видят реальных перемен в своей жизни (18%) или считают, что реальные перемены вообще не затронули их школу (27%). Однако сами ребята пока ожидают, что к ним: придут взрослые и всё "наладят".

Общественная работа в школе не популярна у учеников. Лишь 5% из них занимаются ею самозабвенно - отдают ей всё своё свободное время.

Таблица 20

Предпочтения в выборе занятий в свободное от уроков время




%

ранг

Свободного времени у меня практически нет, я все отдаю учёбе, подготовке к экзаменам

15%

V

Хожу на концерты, в театр

10%

VII

Почти всё свободное время уходит на спортивные тренировки

9%

VIII

Помогаю родителям в домашних делах

42%

II-III

Всё свободное время отдаю общественной работе

5%

IX

Читаю художественную литературу

38%

IV

Смотрю телевизор

42%

II-III

Занимаюсь самообразованием, художественным или техническим творчеством

11%

VI

Встречаюсь с друзьями, слушаю музыку, хожу на дискотеки, кинофильмы

48%

I

Не знаю, куда себя деть

3%

X

Ученики в целом низко оценивают состояние общественной работы в школе. Лишь 14% из них привлекает в школе интересная, неформальная общественная жизнь (табл. 1). Зато несамостоятельность, бессмысленность комсомольской работы отмечает каждый третий школьник (33%, табл. 4). В том, что в их школе мало интересных кружков, клубов и секции для старшеклассников, убеждены 34% учеников; мало интересных мероприятий в школе, классе - 32% (табл. 4).

Конечно, неправомерно требовать от школьников навыков работы в условиях демократизации, когда воя страна этому ещё учится, однако такое сетование комсомольцев на плохую работу их выборного бюро несколько настораживает. И ситуация здесь не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Ведь у большинства ребят (69%) уже возникало желание что-то улучшить в своей школе, 35% осознают, что им мешает собственная пассивность (причём самокритичность школьников выше, чем у их учителей, т.к. последние - каждый второй из опрошенных - склонны перекладывать ответственность на учащихся). Об определённом желании ребят влиять на школьную жизнь, их нерастраченных стремлениях к самостоятельности говорит также и то, что в настоящее время в школе уже существует авторитетные группы учащихся, к мнению которых прислушиваются учителя и администрация (так считает 7% опрошенных школьников). Есть ребята, которые могли бы что-то изменить, но они или ограничиваются разговорами, или, по их мнению, не имеют реальной возможности влиять на школу (соответственно, 15% и 18%).

Таблица 21

Мнения учителей и учащихся о границах ученического самоуправления

Мнения

Необходимо дать как можно скорее

Могут возникнуть трудности, но надо

Вряд ли в этом есть необходимость

Нельзя давать ни в коем случае

ученик

учитель

ученик

учитель

ученик

учитель

ученик

учитель

Свободный выбор предметов

55%

28%

32%

35%

9%

18%

2%

7%

Организация факультативов по требованию школьников

54%

55%

16%

22%

14%

6%

4%

1%

Свободное посещение занятий

41%

7%

25%

15%

14%

29%

10%

29%

Право самим контролировать дисциплину

36%

34%

30%

33%

15%

13%

7%

3%

Право требовать замены учителя, если он не удовлетворяет учеников

61%

18%

20%

29%

6%

2%

3%

13%

Возможность влиять на содержание учебных планов

36%

14%

29%

23%

20%

36%

6%

10%


Таким образом, наша школа не стала пока "школой для учащихся", здесь отсутствуют механизмы самореализации, формирующие социально активную личность, способность к творчеству собственной жизненной среды. Более того, отсутствие в школе возможности самодеятельности и самовыражения ребят приводит не только к отчуждению их, но и толкает "на улицу", в различные неформальные объединения, группировки и т.д. Лишь настоящее, а не "показное" участие ребят в решении проблем собственной школьной жизни способно решить эту проблему.

Однако вопрос о таком участии встречает противодействие со стороны учителей. И хотя они сетуют на пассивность ребят, сами пытаются четко очертить границы, в пределах которых школьникам разрешается проявлять активность. Так, учителя солидарны со школьниками в вопросах предоставления последним прав организации факультативов, контроля собственной дисциплины, но расходятся с ними в вопросах, затрагивающих их собственные интересы. Право требовать замены учителя считают крайне необходимым 61% учеников и 18% учителей, свободное посещение занятий соответственно - 41% и 7%, свободный выбор предметов - 55% и 28%. Лишь каждый четвёртый учитель, участвовавший в исследовании (26%), считает возможным участие школьников в выборах директора.

Не все учителя считает также целесообразным равноправное участие родителей в жизни школы. 61% учителей выступают за участие родителей в Совете школы, 53% - за оказание родителями материальной помощи, 51% - за организацию и проведение родителями факультативных занятий. И хотя большинство опрошенных учителей (75%) выступили за предоставление родителям возможности влияния на учебный и воспитательный процессы в школе, само это участие, в интерпретации учителей, превращается в хорошо знакомое всем родителям право оказывать "помощь школе".

Такая позиция советского учительства вполне объяснима тем положением, которое занимает рядовой учитель в системе народного образования. Жесткая регламентация учебного процесса, узкие рамки, в которые пытались втолкнуть всю педагогическую деятельность учителя, сформировали в нём активное неприятие всяких новшеств: 42% участников исследования считают, что все школы, все учителя должны заниматься по единой программе, обязательной для всех школ; 48% - что учитель должен сам составлять учебную программу, но в рамках обязательного минимума для всех школ и только 6% хотят быть в своей профессиональной деятельности полностью самостоятельными. Больше половины опрошенных учителей (56%) хотели бы в существующие программы внести лишь некоторые изменения, 2% ничего менять не хотят, a 14% вообще не могут ничего сказать по этому поводу.

Отсутствие демократических традиций в школе, определённое "отставание" школы, консерватизм части учительства явились причиной того, что лишь половина учителей (59%) считают целесообразным выборы директора школы. В то время как по всей стране, почти в каждом трудовом коллективе идут горячие обсуждения кандидатов на ту или иную выборную должность, часть учителей даже не имеют собственного мнения по этому вопросу (9% опрошенных) или категорически против выборов директора (7;), а каждый четвёртый (26%) считает, что выборы нужно проводить не всегда.


Проблемы взаимодействия школы с другими общественными институтами.

Вместе с тем анализ существующей ситуации в сопоставлении с результатами опроса старшеклассников, учителей и родителей позволяет обратить внимание на некоторые другие стороны этой проблемы.

В существующей общественной системе нет институтов и организаций, реально заинтересованных в качественной работе средней общеобразовательной школы. Все существующие институты и организации ориентированы не на содержательное взаимодействие со школой участие в образовательном процессе, а лишь получение качественного продукта. Способом получения качественного продукта для вузов, техникумов и предприятий, поэтому является не влияние на учебный процесс или участив в нем, а конкуренция на рынке труда.

Причем их конкурентоспособность в силу отсутствия единого образовательного процесса и отсутствием системы образования в ПТУ и на предприятиях определяется, прежде всего, лучшими жилищно-бытовыми условиями и условиями для отдыха.

Вузы и техникумы, поскольку в них не разделены подготовка и образование, но заинтересованы в образовательных связях со школой. К тому же они не имеют возможность выбора лучших выпускников. Но даже ПТУ, являющиеся реально свалкой педагогического брака идут не по пути развития образования, а по пути конкуренции за счет создания материальных" условий.

Средняя школа превратилась из базового элемента системы образования в элемент командно-административной системы в иерархии органон народного образования. Находясь в жестких рамках и взаимодействуя с вышестоящими органами только по организационно- административным вопросам школа оказалась отгороженной от других видов организаций в системе образования. Об этом можно судить по ответам учителей. В отношении источников перестройки половина учителей (53%) настроена самокритично, они считают, что реальные успехи перестройки зависят от них. Другие же от четверти до половины опрошенных считают, что успех перестройки зависит от различных органов системы Гособразования.

Таким образом, тех, кто понимает жесткую включенность школы в систему административного управления и считает, что успех перестройки зависит в первую очередь от этих органов в два раза больше тех, кто считает, что все зависит от учителей. И всего каждый девятый (17%) считает, что успех перестройки зависит от учеников или их родителей.

То же самое можно отметить при анализе ответов на вопрос о причинах торможения перестройки школы. Каждый третий-четвертый опрошенный учитель считает, что причины торможения перестройки школы лежат в деятельности различных органов управления школой.

Достаточно адекватно это понимают и сами школьники. Только каждый девятый школьник (17%) видит путь перестройки школы в сближении с производством, улучшении производственной практики (среди родителей таких оказалось около четверти -23%) Остальные находятся в плену корпоративности, т.е. видят суть перестройки в изменении внутришкольных норм. То же самое можно сказать об учителях среди которых только 7% видит причину снижения качества подготовки учащихся в замкнутости школы, отсутствии связей с другими профессиональными сферами.

Корпоративный характер школы не позволяет ей взаимодействовать на содержательной основе также с предприятиями, другими общественными институтами (наукой, культурой) и клубными объединениями предпринимают определенные попытки для того, чтобы включить школьников во внешкольные отношения, помочь понять смысл учебы. Так каждый второй родитель (50%) рассказывает о своей работе, профессии, каждый четвертый (23%) отметил, что неоднократно водил детей к себе на работу, но всего четырнадцатая часть родителей (7%) помогала детям записаться в кружки или знакомила со своими коллегами.

Родители хотят активно влиять на учебный процесс:

Оказанием материальной помощи школе хотят заниматься только 11% родителей. На деле же около трех пятых родителей (58%) оказывают именно материальную помощь.

Здесь напрашивается вывод о том, что при существующей организации школы родители не могут оказывать никакого иного влияния кроме материальной помощи. Чтобы оказывать реальное воздействие на школу родители должны выступать кик представители профессиональных сообществ.

^ ГЛАВА 6. СЕМЬЯ


Семья и общество взаимосвязаны. Все процессы, происходящие в обществе, влияют на состояние семьи, ее воспитательный потенциал. С другой стороны, семья как социальный институт, выполняющий функцию воспроизводства населения, но только в количественном, но и в качественном отношении, заметно снизила свою положительную роль, что сказалось негативно на нравственном здоровье общества. Годы застоя деформировали и систему жизненных ценностей. Широкое распространение получила двойная мораль, двойной образ жизни, померкли такие человеческие ценности как любовь, супружеская верность, родительский и сыновий долг, трудолюбие. Зато на первый: план стали всходить ценности типа: "умение жить", легкие деньги, выгодные связи, благополучие любой ценой, протекционизм. Такие ценности культивировались в значительной части семей. Особенно тяжело эта переоценка ценностей отразилась на подготовке подрастающего поколения к труду. Среди условно выделенных социальных ролей - гражданин, труженик, семьянин - роль труженика оказалась наименее освоенной. Например, среди старшеклассников, избравших профессию, 57% имеют о ней лишь поверхностное представление. Нежелание и неумение трудиться, нелюбовь к труду, неразвитость качеств; необходимых для высоко-производительного творческого труда, корнями уходят в семейное воспитание. В настоящее время общество интересует не столько количество новых работников, сколько их желание и умение работать в условиях перестройки всех сторон общественной жизни.

Первое место в ряду профориентирующих субъектов занимают люди, имеющие в жизни какие-то достижения, ярко выраженные профессиональные качества, имеющие влияние, власть либо какие-то льготы. Они, несомненно, являют собой тот образец, которому определенная часть старшеклассников (41%) хотела бы следовать. Второе место в системе профориентации школьников принадлежит средствам массовой информации, как правило, не занимающимися поучениями, а на примере жизни трудовых коллективов, отдельных личностей показывающих возможности и достоинства той или иной профессии, той или иной сферы деятельности.

Семья как субъект профориентации школьника, по данным исследования, занимает третье место, оставлял далеко позади школу. Влияние семьи сильное, но неоднозначное. Есть два важнейших момента, характеризующих влияние семьи на профессиональный выбор ребёнка: преемственность и ориентация родителями детей (с высоты своего социального опыта) на те профессии, которые, по их мнению, заслуживают большего внимания, чем их собственные. Преемственность осуществляется в том случае, если родители (или один из них) удовлетворены местом работы, условиями труда, зарплатой, специальностью, приобретенной профессией. Ребёнок ежедневно видит положительный пример для подражания. Но далеко не все родители удовлетворены своей профессиональной деятельностью (около 20% неудовлетворенны). Сравнительный анализ показал, что набор характеристик, отличающих предпочитаемую профессию у детей и родителей, тесно смыкается, однако дети хотят не только жить лучше родителей, но и больше родителей ориентированы на прагматичное отношение к будущей работе.

Таблица 22

Представление о привлекательных сторонах

профессиональной деятельности по СССР

Привлекательность профессиональной деятельности

Родители

Дети

%

ранг

%

ранг

Быть материально обеспеченным

68,0

I

55,0

II

Реализовать свои способности, интересы

48,0

III

77,0

I

Работать в хороших условиях

51,0

II

31,0

IV

Иметь много свободного времени (режим труда)

15,0

VI

19,0

V

Квалифицированный умственный труд

16,0

V

11,0

VI

Не переутомляться

12,0

VII

8,0

VII

Дополнительные выгоды и льготы

4,0

VIII

6,0

VIII

Иметь власть и влияние

1,0

IX

5,0

IX

Творческая работа

30,0

IV





Быть уважаемым человеком





49,0

Ш


Деформированная структура жизненных ценностей нашла свое отражение и в ценностях профессиональных. Близость представлений о профессиональных ценностях у родителей и детей подтверждает наличие тесной зависимости между воспитателями и воспитуемыми, но подрастающее поколение более рационально. Ориентация на получение от профессии дополнительных льгот и выгод у детей выше, чем у родителей.

Таблица 23

Сфера деятельности родителей и ориентация их детей
на будущую профессию, %

Сферы деятельности

Родители

Дети

Промышленность, строительство

39,0

18,0

Транспорт, связь

9,0

7.0

Сельское хозяйство

14,0

1,0

Торговля, общепит, сфера обслуживания

12,0

18,0

Просвещение

11,0

15,0

Культура, искусство, наука

8,0

10,0

Военная сфера

3,0

12,0


Данные таблицы свидетельствуют о явном предпочтении детьми непроизводственной сферы деятельности. Ориентация на труд в промышленности, строительство, на транспорте, в связи снижается. Особенно это заметна по ориентации на труд в сельском хозяйстве, интерес к которому продолжает падать (только 1% школьников связывает свою будущую профессиональную деятельность в с/х). Производственная сфера, переживающая сейчас сложный период, таким образом, не имеет достаточного количества приверженцев среди молодежи. Материальная обеспеченность, которую гарантирует, заработная плата, но является столь важной характеристикой будущей профессии для школьников. Такая позиция отличает их от родителей. Отчасти это связано с недооценкой материального фактора. Но нужно учесть, что для молодежи в большой мере, чем для старшего поколения, привлекательны условия труда, режим работы, получение каких-то льгот и выгод, использование служебного положения для удовлетворения личных потребностей. Все это, по их мнению, гарантирует работа в непроизводственной сфере: в торговле, бытовом обслуживании населения, общественном питании и т.п. Следует отметить и большую заинтересованность школьников, по сравнению с родительской, к работе в таких сферах как армейская, культура, наука, просвещенно (37% у школьников и 22% у родителей). Именно к этим профессиям непроизводственной сферы у учащихся проявляется более ранний и устойчивый интерес. По мнению 35% родителей есть профессии недоступные их детям. Среди учащихся, придерживающихся такого же мнения, оказалось 45%. Причины недоступности одинаково оцениваются и родителями, и учениками. На I месте - отсутствие необходимых способностей и плохое состояние здоровья (42% родителей, 37% детей), на втором - плохая успеваемость (9% родителей, 11% детей), на третьем - нет поддержки знакомых, родственников, т.е. "полезных связей", протекционизма (1% родителей, 1% детей), плохое материальное положение семьи, не позволяющее продолжить обучение (1% родителей, 4% детей).

Неудовлетворённость каждого пятого родителя своей профессией не может не сказываться на профориентации детей. Лишь пятая часть школьников хотели бы приобрести профессию родителей. Более половины школьников не желает повторить родительский выбор. При этом 60% из них считают, что их мнения о будущей профессии совпадают с мнением родителей (среди родителей таких - 48%). Отметим, что между родителями и детьми разногласия чаще всего связаны с выбором конкретной профессии (в пятой части семей); когда сын или дочь хотят получить одну профессию, а родители считают, что лучше иметь другую. При этом одна треть из несогласных с выбором детей родителей говорят, что готовы идти на уступки во имя интересов ребёнка.

Профориентация в семье осуществляется, прежде всего, через рассказы о ней (50%) - при этом, очевидно, формируется не только позитивная, но и негативная установка - при помощи рекомендаций прочесть книги, журналы, посвященные описанию какой-то сферы деятельности, профессии (40%), непосредственного знакомства с местом своей работы (23% родителей).

Более успешно протекает формирование отношения к образованию. Разногласия здесь минимальны. 80% родителей и учеников считают добросовестную учёбу необходимым условием для приобретения хорошей профессии. Однако и здесь есть проблема, связанная с тем, что основной источник знаний для подрастающего поколения - школа - не развивает эту установку, не закрепляет её. Лишь 47% школьников удовлетворены уровнем получаемых в школе знаний, 16% озабочены бездушием, черствостью учителей. Педагогическая несостоятельность определённой части учителей и "профессиональный брак", который они производят, приводят к появлению всё новых и новых поколений, не желающих учиться. По мнению родителей, именно исчезновение у школьников желания учиться (40%) является главным негативным следствием педагогических неудач учителей.

Среди желательных и допустимых форм оказания родителями помощи школе учителя предпочитают участие родителей в работе Совета школы (70%) и материальную помощь (53%). Нацеленность на сотрудничество в воспитательной сфере, с одной стороны, можно рассматривать, как желание объединить педагогические усилия учителей и родителей, а с другой, как перекладывание учителями части • своей ответственности и задач на плечи родителей.

Ориентация учителей на материальную помощь школе со стороны родителей находит реальное воплощение в жизни. Более половины родителей в той или иной форме такую помощь оказывают (обеспечивают мероприятия техническими средствами, транспортом, достают дефицитные материалы, оборудование, участвуют в ремонте школы, в оформлении школьных кабинетов, оказывают личную помощь учителям и администрации). Такое положение дел обусловлено объективными причинами. Подавляющее большинство средних учебных заведений находится в тяжелом материальном положении. Государство не обеспечивает школу всем необходимым. Это побуждает администрацию искать различные, зачастую противоречащие закону, способы разрешения материальных проблем. Отсюда потребительское отношение к родителям, использование их возможностей, вытекающих из социального статуса в обществе занимаемой должности, доступности им материальных ценностей, принадлежащих государству. Школа, таким образом, попадает в определенную зависимость от частных лиц, то есть граждан, дети которых обучаются в ней в настоящее время. Такая, ситуация чревата двумя негативными последствиями для общества: моральными издержками и прямым материальным ущербом. Моральные издержки выражаются в искажении системы школьного воспитания, внутришкольных отношений. В школах формируется нездоровый морально-психологический климат, развращающий как детей, чьи родители могут что-то достать (и таким образом представляют ценность для школы), так и детей, родители которых в силу каких-либо причин или нежелания помощь школе в указанных формах не оказывают.

Материальный ущерб связан с тем, что школа через посредство родителей получает незаконным путём сырьё, материалы, приборы, оборудование, транспортные услуги - всё то, что принадлежит государству и предназначено для каких-то иных нужд. Это ведет к ухудшению качества продукции, нарушению технологии, припискам на ряде предприятий народного хозяйства СССР.

По самым осторожным подсчетам на каждый миллион школьников ежегодно теряется таким образом не менее 5 миллионов рублей (если исходить из того, что 50% родителей, как они это указали, что-либо приносят в школу, при условии, что дана этого "что-либо" составляет сумму в пределах 10 рублей).

Возникает вопрос, что выгодное стране: материальное обеспечение школы законным путем или взимание податей с родителей для латания школьных прорех, как это практикуется по настоящее время.

От решения материальных проблем школы в значительной степени будет зависеть эффективность подготовки молодых поколений к жизни. Исследование показало, что влияние семьи па выбор профессии ребенком и на формирование отношения ребенком к образованию достаточно велико. Вместе с тем этот процесс протекает, как правило, стихийно, на базе личного опыта родителей, ограниченного познаниями лишь в сфере своей собственной профессиональной деятельности. Это может вести к развитию неверных установок у детей. В то же время степень взаимодействия семьи и школы в формировании отношения к образованию и в профессиональной ориентации явно недостаточна. Следует создавать в школах профессиональные ассоциации родителей, целью которых долина стань целенаправленная и всесторонняя консультационная деятельность на подготовку школьников в будущей работе в различных отраслях народного хозяйства.

ВЫВОДЫ


Исследование показало, что значительная часть учителей выступают за перестройку системы среднего образования и готова принять в ней самое активное участив. Вместе с тем, большинство учителей продолжает работать в духе старых традиций, не проявляет творческой инициативы, ориентировано на ожидание вышестоящих инструкций. Многие школьные педагоги плохо представляют суть и задачи педагогики сотрудничества, противопоставляют себя ученикам, что порождает не только конфликтные ситуации, но и способствуют снижению интереса школьников к учебе, к занятиям. Вместе с том они видят свою профессиональную задачу по в том, чтобы дать обучаемым максимальную сумму знаний, а в том, чтобы выявить способности детей, определить их пригодность (или непригодность) к будущей самостоятельной производственной деятельности, снимая с себя ответственность за тех школьников, которые, по мнению педагогов, не способны к учебе. Это свидетельствует о неразвитости чувства профессионального долга, о безразличии и низкой педагогической культуре. Находясь на консервативных позициях, часть учителей не приемлет объективный процесс демократизации школьной жизни, вызванной перестройкой, видят в нем уничтожение традиционных устоев школы, источник лишних хлопот и неприятностей, ведущих к подрыву авторитета учителя.

Реализованная в настоящее время модель предметного обучения не обеспечивает умственного и нравственного развития школьников. Существующие сегодня учебные программы, методы преподавания и организация учебного процесса направлены не на развитие мышления подростков, а на включение их в логику разворачивания научных предметов, подготовку деятельности в той или иной научной сфере. Не ученик должен быть для школы и учебных предметов, а они - для ученика, должны обеспечивать его развитию и всестороннее образование. Но как показывает исследование, большинство учителей не готовы к решению этих задач, вследствие недостаточности полученной в пединституте подготовки.

Сегодня ми можем констатировать: школьники не видят связей того, что они получают на уроках с их будущей профессией. Этим во многом определяется их отношение к учебному процессу. Профориентационная деятельность должна стать сегодня основной задающей перестройку функцией среднего образования. В соответствие с этим изменением роли и смысла профориентации необходимо изменять всю профориентационную работу. Внешкольные формы образования больше влияют на выбор профессии, чем существующие формы. Более полные представления о конкретной профессии формируются в основном, через личностные отношения.

Существующие сегодня профориентационные концепции неудовлетворительны ни с точки зрения ориентации школьников на непрерывное образование, ни с точки зрения обеспечения перестройки страны творческим кадровым потенциалом. Сегодня школьники за счет профориентационной работы должны включаться не в существующее функционирование профессиональных сфер и социально-производственных систем, а в инновационные, перестроечные процессы. Только такое включение школьников может обеспечить лидирование сферы образования в перестроечной политике и реализовать тот творческий потенциал нового поколения, который может быть создан в системе образования, а с другой стороны, позволит выпускникам школ и вузов всестороннее реализовать свою личность, поможет в формировании у школьников установки на постоянство, непрерывное собственное развитие.

Данные исследования свидетельствуют о том, что влияние семьи на выбор профессии ребёнком и на формирование отношения к образованию достаточно велико. Вместе с тем этот процесс протекает, как правило, стихийно, на базе личного опыта родителей, ограниченного познаниями лишь в сфере собственной деятельности. Это способствует развитию неверных установок у детей. Значительная часть школьников оказалась сориентированной на работу в непроизводственной сфере, где, по их мнению, можно иметь определённые льготы и выгоды, использовать служебное положение для удовлетворения личных потребностей.

В то же время степень взаимодействия семьи и школы в формировании отношения к образованию и в профессиональной ориентации явно недостаточна. Школа в основном декларирует необходимость тесного сотрудничества с семьей, не допуская на деле родителей к участию в реальной работе с учениками в рамках самой школы. Во взаимоотношениях в системе “родители-школа” преобладают потребительские тенденции. Школа стремится использовать возможности родителей для решения своих материальных проблем, родители добиться привилегий для своих детей, помогая школе в решении этих проблем. Это с необходимостью ведет к нарушению принципа социальной справедливости, наносит значительный моральный урон как взрослым (педагогам и родителям), так и школьникам.

Как показывает исследование, могут быть выделены следующие основные направления перестройки средней школы:

  1. Привлечение к решению проблем построения системы образования (отличной от системы подготовки) и к перестройке школы в этом направлении университетов, Вузов, различных профессиональных сообществ и ассоциаций.

  2. Перестройка пединститутов - включение будущих педагогов не только в процессы профессиональной подготовки, но и в процессы получения общего образования, внедрение в пединститутах идей педагогики сотрудничества.

  3. Пересмотр реализованной в настоящее время модели предметного обучения. Построение новых педагогических концепций, обеспечивающих решение проблем непрерывного образования.

vi-russkij-ukrainec-beloruss-togda-pochemu-vi-v-amerikanskoj-totalitarnoj-sekte.html
vi-sanitarno-gigienicheskie-trebovaniya-g-g-onishenko-04-aprelya-2003-g-data-vvedeniya-01.html
vi-semestr-referat-ekzamen.html
vi-shpionskaya-istoriya-salman-rushdi.html
vi-slovar-osnovnih-terminov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnostyam-050301-032900-russkij-yazik-i-literatura.html
vi-soderzhanie-programmi-programma-matematika-2-shkola-2100-2-dlya-chetiryohletnej-nachalnoj-shkoli-2-programma-32.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-muziki-v-5-kl-tema-mozhno-li-muziku-uvidet.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-2007-godu-bolee-dvuh-millionov-zhitelej-sidneya-i-razlichnih-organizacij-etogo-goroda-pouchastvovali-v-akcii-i-viklyuchili-svet-na-odin-chas-chas-zemli-oni-dokazal.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/2-adres-elektronnoj-ploshadki-v-seti-internet.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temp-rosta-tarifov-na-elektricheskuyu-energiyu-2009-god-v-k-2008-godu.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-teme-i-voprosi-dlya-samoproverki-programma-i-kontrolnie-zadaniya-po-uchebnoj-discipline.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/provedeniya-aukciona-na-pravo-polzovaniya-nedrami-ufimskogo-uchastka.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-obucheniya-obespechenie-prav-uchashihsya-na-poluchenie-kachestvennogo-obrazovaniya-sootvetstvuyushego-urovnya-povishenie-otvetstvennosti-kazhdogo-pedagoga-za-konechnie-rezultati-svoego-truda-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-formirovaniya-kadrovogo-rezerva-na-zameshenie-dolzhnostej-municipalnoj-sluzhbi-v-administracii-gorodskogo-okruga-gorod-salavat-respubliki-bashkortostan.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-rabochaya-programma-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-zarubezhnoj-literaturi-itret.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-istoriya-izuchaemogo-regiona-yaponiya-chast-drevnyaya-yaponiya-dlya-napravleniya-032100-62-vostokovedenie-i-afrikanistika-podgotovki-bakalavrov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-scenarij-energeticheskoj-revolyucii-dlya-stran-s-perehodnoj-ekonomikoj.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akio-morita-sdelano-v-yaponii-stranica-22.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primechaniya-uroki-samih-uspeshnih-kompanij-ameriki.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-18-mechta-na-porazhenie-aleksej-kalugin.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/administrativnoe-ustrojstvo-nacionalnaya-politika-v-imperatorskoj-rossii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/realizuyushih-obrazovatelnie-programmi-obshego-obrazovaniya-i-imeyushih-gosudarstvennuyu-akkreditaciyu-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tezisi-i-kriticheskie-zamechaniya-stranica-12.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukazatel-postuplenij-literaturi-za-period-s-01-yanv-2000-po-31-dek-2002-kraj-v-celom-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/barli-mamanditi-1-kurs-studentterne-trshlkt-aupszdk-negzder.html
  • school.bystrickaya.ru/klassifikaciya-i-nomenklatura-tekst-lekcij-po-organicheskoj-himii-samara-2006.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sochinenie-zakrevskogo-antona-7a-klass-na-temu-pochemu-nelzya-unizhat-cheloveka.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bolshoj-kulinarnij-slovar-stranica-22.html
  • education.bystrickaya.ru/2-god-obucheniya-rabochaya-uchebnaya-programma-po-kursu-literaturnoe-chtenie-v-nachalnoj-shkole-sistemi-d-b-elkonina.html
  • literature.bystrickaya.ru/cel-6-borba-s-vich-spidom-malyariej-i-drugimi-zabolevaniyami-reshenie-gosudarstvami-voprosov-napravlennih-na.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-specialnosti-020501-bioinzheneriya-i-bioinformatika-ochnaya-forma-obucheniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-zhspbek-ajmauitovti-nsh-gmes.html
  • college.bystrickaya.ru/27-osnovaniya-dlya-otkaza-v-prieme-dokumentov-neobhodimih-dlya-predostavleniya-gosudarstvennoj-uslugi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/samoobrazovatelnaya-deyatelnost-studentov-aya-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya-studentov-aspirantov-i-molodih.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poryadok-vipolneniya-osnovnih-etapov-razrabotki-processora-kursovoj-proekt-po-discipline-organizaciya-evm-kompleksov-i-sistem.html
  • studies.bystrickaya.ru/chs-i-vliyanie-shuma-na-organizm-cheloveka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/81-pravilshik-prokata-i-trub-vipusk-7.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-literaturi-v-9-m-klasse-tragediya-i-samootverzhennost-.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-vii-ocenka-tovara-dlya-tamozhennih-celej-3-1-generalnoe-soglashenie-po-tarifam-i-torgovle-1994-goda-gatt-1994-61.html
  • esse.bystrickaya.ru/razbor-mestoimenij-sushestvitelnih-kratkij-teoreticheskij-kurs-dlya-shkolnikov-izdatelstvo-mgu-2006-240-str.html
  • notebook.bystrickaya.ru/implementation-of-the-international-covenant-on-economic-social-and-cultural-rights-stranica-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.