Выпуск подготовлен коллективом юных путешественников д/к «Белые крылья» и школы №24. Широков Илья Валентинович
.RU

Выпуск подготовлен коллективом юных путешественников д/к «Белые крылья» и школы №24. Широков Илья Валентинович


Маршруты

образовательных путешествий

ковровского края

Выпуск 1


Ковров

2003


Выпуск подготовлен коллективом юных путешественников д/к «Белые крылья» и школы № 24.

Руководитель: Широков Илья Валентинович.


Клуб путешественников «Белые крылья» предлагает методическую и практическую помощь в организации оздоровительных, игровых, учебных путешествий и мини-экспедиций.

Контактный телефон: 2-36-66.


Оглавление

Введение. Обучение на «Тропе познания»……………………4

Маршруты образовательных путешествий.

1. Маршрут: «Удивительный Любец»…………………………6

2. Маршрут: «На северных окраинах» ………………………...9

3. Маршрут: «К югу от Коврова». ……………………………..11

4. Маршрут : «К истокам Стародубского княжества»………14

5. Маршрут: «Лесная сказка»…………………………………...19

Заключение………………………………………………………...21

Список литературы………………………………….……………22


^ Введение. Обучение на «Тропе познания».

В настоящее время в системе общего образования существует много проблем, требующих незамедлительного решения, среди которых можно выделить такие, как укрепление здоровья школьников, повышение познавательной активности, воспитание патриота, гражданина Отечества. Решение этих проблем требует поиска новых подходов, форм, методов организации учебного процесса. Одним из средств решения всех этих проблем является туристско-краеведческая деятельность, т.к. она сочетает в себе возможности обучения, воспитания и развития личности. В ней гармонично сочетаются элементы познания, активного отдыха, физического воспитания и закаливания, расширение сферы социального взаимодействия.

Походная жизнь, преодоление возникающих трудностей и препятствий содействуют воспитанию коллективизма, дисциплины, взаимовыручки, выработке волевых качеств, находчивости, развивают инициативу. Туризм является школой мужества, коллективизма, находчивости, школой становления характера. Экскурсии походы и экспедиции укрепляют здоровье, воспитывают любовь к родной стране, развивают выносливость и способность действовать в экстремальных ситуациях. Туристская подготовка закладывает в учащихся основы развития целостной личности, краеведение формирует гражданско-патриотические качества и устойчивые мировоззренческие позиции.

В основе программы туристско-краеведческой работы «Тропа познания», которая отрабатывается с 2001 года на базе МОУ СОШ № 24 лежит такая форма организации учебно-воспитательного процесса, как «Образовательное путешествие».

Образовательное путешествие – комплексная, активная форма усвоения знаний, практических умений и социальных навыков, в процессе специально организованного мини-путешествия, похода, экскурсии. Образовательное путешествие дает наглядные примеры и опыт использования теоретических знаний на практике, в реальной жизни; обладает оздоровительным и закаливающим эффектом; несет огромный эмоциональный заряд; расширяет кругозор, сферу социальных контактов, практический опыт.

Задачами программы являются:

Реализация программы осуществляется путем организации в каждом классе мини-экспедиций, индивидуальных для каждого класса. При подготовке к путешествию разрабатывается маршрут, план, график путешествия. Мероприятия, которые будут проводиться на маршруте, происходит распределение обязанностей, заполняется маршрутный лист, проводится инструктаж по технике безопасности. По итогам оформляется наглядный отчет, отражающий результаты путешествия.

В школе проводится итоговая туристско-краеведческая конференция, на которой участники экспедиций рассказывают о своих путешествиях.

Разработано и пройдено более 10 маршрутов путешествий:

«Удивительный Любец», «На северных окраинах», «К югу от Коврова», «К истокам Стародубского княжества», «Лесная сказка», «Ландшафты Ащеренского карьера», «Патакино – край оврагов и ветров», «Жемчужина земли Русской», «Сарыевская робинзонада» и др.

В данной работе предлагается описание наиболее доступных и популярных маршрутов образовательных путешествий в окрестностях города Коврова.


1. Маршрут: «Удивительный Любец».

г.Ковров – д.Погост – лесное озеро – с.Любец – д.Погост – г.Ковров (12 км).











Маршрут удобно начинать от остановки «улица Комсомольская», которая находится на стыке маршрутов троллейбусов 2, 3, 4. От остановки, путь пролегает мимо 9-ти этажек по улице Машиностроителей, через небольшой лесной массив и выходит на асфальтированную дорогу, ведущую через деревню Погост к с.Любец. По дороге, либо по идущей рядом тропе, доходим до моста через р.Нерехту. Здесь удобно сделать небольшой привал. Переход от остановки до моста через Нерехту занимает около 30 минут.

Весело журчит под мостом небольшая, студеная, чистая речка, с непонятным названием финно-угорского происхождения – Нерехта, как бы проводя границу между городским, цивилизованным миром и миром русской старины. «Документы XIX века указывают на заболоченность берегов Нерехты. Возможно, за свои топкие берега и получила она свое название. Как известно корень нер, нюр в финно-угорских языках означает «вода», «жидкость», «топкое место». [2] Примерно в километре от моста Нерехта впадает в Клязьму. При желании можно посетить место встречи двух рек.

Деревня Погост вытянулась вдоль Нерехты более чем на 2 километра, и сейчас продолжает разрастаться и по другому порядку новыми дачами.

От Погоста до с.Любец можно пройти несколькими путями. Зимой и в межсезонье, наиболее удобно воспользоваться асфальтированной дорогой, которая проходя мимо оздоровительного лагеря «Искатель» и базы отдыха «Ландыш» оканчивается в центре села.

Любителям речных долин можно порекомендовать маршрут вдоль Нерехты до устья и далее вдоль р.Клязьмы.

Но наиболее интересен, с нашей точки зрения, маршрут с заходом на лесное озеро. Путь к нему лежит по дороге западного направления, мимо памятника жителям д.Погост, погибшим в Великую Отечественную войну. Дорога проходит по зарастающему полю. У входа дороги в лес нужно свернуть налево по тропе, которая приведет к озеру. Путь от моста до озера занимает около 30 минут. Озеро образовалось в результате небольших торфоразработок, проводившихся здесь в годы войны. Берега озера заболочены и являют собой наглядное пособие по изучению растительного мира торфяных болот. Здесь можно встретить багульник болотный, голубику, клюкву, кукушкин лен и другие растения экосистемы болота.

От места выхода тропы к озеру, пройдя около 200 метров вдоль озера, по тропе, идущей за дренажным каналом выйти на хорошую грунтовую дорогу, которая ведет в с.Любец. Путь от озера до села занимает 30-40 минут.

Село Любец – жемчужина ковровского края. Легенда о его основании связана с именем владимиро-суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского. «Великий князь Андрей Боголюбский прибыл к месту, где ныне село Любец, имеющее самое живописное месторасположение. Место это полюбилось князю: «любо здесь», - сказал он и велел построить церковь во имя Успения Божьей Матери». [1, с.52]

«В Любце люди жили еще в 10-11 веках. В селе и близ него - 4 селища и 1 курганный могильник, то есть поселение при Любце существовало еще за 200 лет до Андрея Боголюбского и было основано переселенцами с южных русских княжеств (южнорусский городок Любеч). С конца 10 века усилился поток переселенцев из Киевской Руси в район Волго-Окского междуречья, воинственные кочевники постоянно совершали разорительные набеги на окраинные русские земли. Коренные юго-западные племена кривичей устремились в глухой и спокойный Залесский край. Здесь они основывали новые поселения, давая им имена прежних родных мест. Переселенцы с Любеча на реке Днепр заложили селение Любец на Клязьме.

В конце 14-15 вв. по всей Руси стали основываться маленькие обители. Тогда возник Успенский монастырь и в Любце. В 16-17 столетиях считался домовым патриаршим монастырем, в нем существовала церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом великомученицы Параскевы Пятницы. В 1634г. в обители была построена деревянная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, а позднее – деревянная церковь в честь иконы Казанской Божией Матери. Монастырь был окружен забором из сосновых бревен со «Святыми воротами». Вместо двух пришедших в ветхость деревянных церквей построили одну, каменную церковь Успения Богоматери к 1690г. с приделом в честь святителя и чудотворца Николая.

Тогда села Любец еще не существовало, была небольшая подмонастырская слободка. В начале 13 столетия (во время правления Петра Великого) монастырь был приписан к Покровскому на реке Нерли монастырю, а в начале 18 века снова получил самостоятельность. Вследствие оскудения обители Любецкий монастырь вновь был приписан к Успенскому Козмину монастырю (1749), находившемуся в 40 верстах от Владимира. Положение не улучшилось и монастырь в Любце упразднили (с 1764г) Каменная монастырская церковь Успения Пресвятой Богородицы была обращена в приходскую.

^ В церковной ограде находилась каменная усыпальница приходского помещика Дмитрия Александровича Ошанина (1720-1796гг), потомка князей Ковровых». [6, с.5-6]

В настоящее время является приписным храмом к ковровской церкви Иоанна-Воина. В храме поддерживается порядок, по большим церковным праздникам проводятся службы, начата реставрация.

Знаменит Любец, кроме своего исторического прошлого и своими жителями. Уроженцем села был первый ковровский поэт Виктор Федорович Тихонравов (1796-1854), сын любецкого священника. В своих стихах он описывал нравы и быт своего времени.

А в 1946 году купил дом в селе Любец писатель Сергей Михайлович Голицин, положив начало «творческому паломничеству» сюда людей творчества – писателей, художников, режиссеров. Сергей Михайлович Голицин умер в 1990 году и похоронен по завещанию на церковном кладбище в с.Любец.

Привал на отдых можно организовать и непосредственно вблизи села, а можно пройти еще около 2 километров вверх по течению Клязьмы и за турбазой «Любава», устроиться у родника.

Кратчайший путь от с.Любец до д.Погост проходит по грунтовой лесной дороге, которая начинается от центра села. Из двух входящих в этом месте в лес дорог наиболее удобна левая. От села до моста через Нерехту в Погосте около часа ходьбы.

^ 2. Маршрут: «На северных окраинах» г.Ковров – Ширина гора –

санаторий имени Абельмана – пойма р.Клязьма – г.Ковров (8-10 км).


Это один из наиболее простых и доступных маршрутов. Не обладая историческими достопримечательностями может стать практическим полигоном по изучению растительности смешанных лесов и речной поймы.

Маршрут начинается от конечной остановки троллейбуса № 2: «Красный текстильщик». Путь лежит далее по ходу троллейбуса по правой стороне улицы Белинского до ее спуска и резкого поворота налево. Отсюда следует двигаться по хорошей тропе поднимающейся в гору и уходящей в лес.

Это знаменитая Ширина гора. Еще до середины XIX века там существовали остатки городища. «Возможно, что это городище имеет древнее мерянское происхождение и лишь потом было приспособлено под убежище жителями села Рождественского. Вполне оправданным представляется видеть в названии самой Шириной горы искаженное старое мерянское название, которое много позже местные жители связывали то с татарским князем Шириным, то с легендарным атаманом разбойников примерно такого же имени». [5, с.36]

Тропа вскоре выведет на широкую танковую просеку, по которой идет хорошая грунтовая дорога. Примерно в 2 километрах от города танковую просеку пересекает с юга на север техническая просека, отмеченная квартальным столбиком. По просеке идет хорошая тропа, по ней можно выйти в район санатория имени Абельмана.

Мимо санатория можно спуститься к р.Клязьма, где много удобных мест для бивака.. Питьевую воду можно набрать на территории санатория.

Обратный путь проходит вдоль реки и от санатория до остановки троллейбуса занимает около часа. Зимой в этом районе и, в том числе по описанному маршруту, проложены лыжни, что позволяет использовать его в лыжном исполнении. С танковой просеки отходит много дорог и троп, по которым возможно выйти на шоссе ранее санатория, например, в районе лесничества или еще ближе к городу, и так же спуститься к реке.

^ 3. Маршрут: «К югу от Коврова». г.Ковров – Черный Дол – с.Троице-Никольское – Мелеховские карьеры – пос.Мелехово (районный исторический музей) – р.Нерехта – г. Ковров (12-15 км)




Маршрут насыщен как историческими, так и природно-географическими достопримечательностями. Начинать маршрут удобно от остановки «улица Комсомольская» (троллейбусы № 2, 3, 4) либо от остановки «Больничный комплекс» (троллейбус № 4). В первом случае путь лежит по лесным дорогам, во втором путь пролегает по асфальтированной дороге, через излюбленное место отдыха ковровчан – Черный дол.

«О чем говорит толковый словарь? «Дол» обозначает низменность, природную впадину, долину.

По словарю В.И.Даля «Черный» обозначает нечистый, дьявол, черт, а слово «дол» могло употребляться в значении яма, ров, могила.

^ Существует несколько версий, объясняющих значение названия.

I версия. Так именовалось первоначально кладбище для самоубийц, а по нему назвали и овраг. Находилось кладбище в уединенном месте, вдали от селения. Считалось, что покойник, умерший неестественной смертью, представляет опасность для живых.

II версия. Участок пути от перекрестка, где расходятся дороги на Чернево и Бабенки до «тягуна» (крутого подъема к деревне Шашовой производил страшное впечатление: по правую сторонусосновый бор, а по левую - пойма реки Нерехты, поросшая густым кустарником (чащоба); сама дорога - непроходимая грязь, черно кругом. На этом участке дороги «безобразничали» разбойники, поэтому по одному не ездили - боялись. Эта местность и называлась Черным Долом.

III версия. Черный Дол - сырая болотистая долина. В 1912 г. так назывался овраг в полверсте от д.Андреевской, местность от д.Чернево до крутого подъема перед д.Шашово. Овраг, пролегающий долом и тянущийся с уклоном к Нерехте, выходит на дорогу. Сюда по оврагу в пойму стекали грунтовые, талые воды. Низкое здесь было место, топкое, сырое, поэтому и назвали дол Черным». [2]

Пройдя лесной массив Черного дола и большое поле через 30-40 минут выходим к селу Троицко-Никольское.

Село Троицко-Никольское образовалось из соединения двух сел, Троицкого и Никольского, упоминаемых еще в XV веке. Села разделены оврагом, по которому в древности протекал ручей.

«Упоминания о деревянной Троицкой церкви относятся к 15 веку. В 1794 г выстроен каменный храм с престолами в честь Святой Животворящей Троицы и в честь иконы Казанской Божьей Матери. Церковь закрыта в 1935 г и разобрана до основания. Но и сейчас несложно отыскать место ее нахождения, с остатками кирпичной кладки.

Деревянная Никольская церковь упоминается в начале 17 века. В 1796г. построена каменная церковь на средства прихожан. Престолов два: во имя святителя и чудотворца Николая, во имя преподобного Сергия Радонежского. В церкви имелась старинная икона святителя и чудотворца Николая, данная прежними владельцами села - князьями Пожарскими. Церковь закрыта в 1941 году и до сего времени пребывает в запустении, с каждым годом все более разрушаясь». [4, с.35]

От села путь лежит по дороге в южном направлении, которая через 3 километра выводит к мелеховским карьерам. С горы, именующейся среди туристов «Кудрявая», что находится на северной оконечности действующих карьеров, открываются удивительные виды на все стороны света. Это и панорама действующего многоярусного карьера по добыче известняка, игрушечные домики поселка Мелехово, дремучие леса за р.Нерехтой, выступающие на горизонте высотные дома г.Коврова.

«В геологическом отношении данная территория приурочена к Окско-Цнинскому валу, структурному поднятию, сложенному известняками и доломитами верхнекаменноугольного возраста. Это обстоятельство предопределило развитие их добычи вблизи г.Коврова с древних времен. В начале XX века на мелеховском участке производство приобрело фабричный характер. В 1923 году на Мелеховско-Федотовском месторождении было создано Ковровское карьероуправление, объединившее карьеры по добыче известняка и Федотовский известковый завод.

В настоящее время Ковровское карьероуправление добывает щебень для строительных работ и доломит для стекольной промышленности. Разрабатываются три карьера, где рыхление производится буро-взрывным способом, методом скважных зарядов. Экскаваторами порода погружается на автомашины и направляется на дробильно-сортировочны завод и далее в железнодорожные вагоны и грузовые автомобили. Годовой объем добычи составил в 1996 году: горной массы в плотном состоянии – 645 тысяч куб.м, в рыхлом – 917 тысяч куб.м». [3]

Далее либо по склону Кудрявой горы, либо по рабочим дорогам карьера нужно спуститься в пос.Мелехово и дойти до Дома творчества Ковровского района, в котором находится музей истории Ковровского района. Музей отличается разнообразием и наглядностью представленного материала и в своих 4 залах охватывает историю Ковровского края от глубокой древности до наших дней. Музей работает с понедельника по пятницу с 9 до 17 часов. Посещение музея – бесплатное. О посещении желательно заранее договориться по тел. 2-86-42. Протяженность перехода от Коврова до музея составляет 8-9 км, что занимает около 2 часов.

После посещения музея можно выйти к речке Нерехте, протекающей неподалеку, где удобно устроить бивак. Вернуться в Ковров можно на рейсовом автобусе, которые ходят не реже одного в час, либо пешком вдоль р. Нерехты. Протяженность пешеходного перехода около 7 километров, что занимает 1,5-2 часа.

^ 4. Маршрут : «К истокам Стародубского княжества».

г.Ковров – ст. Гостюхино (эл. поезд) – Осиповское лесничество – с.Клязьменский городок (8 км) – г. Ковров (вдоль р.Клязьма 12 км) или с.Клязьменский городок – г.Ковров (автобус)




Маршрут начинается от станции Гостюхино, куда из Коврова легко добраться на электричке в направлении Вязников. На данный момент наиболее удобны электрички в 7.27 и в 10.02. Проезд занимает 15 минут.

В поселке Гостюхино, на противоположной от станции стороне железной дороги находится Осиповское лесничество – одно из восьми лесничеств, входящее в состав Ковровского лесхоза. Особенность Осиповского лесничества в том, что на его территории находится питомник как для лесных пород, так и по выращиванию плодово-ягодных и декоративных кустарников и деревьев. Кроме того на площади в 2,5 гектара разбит Дендрапарк. На территории дендрапарка собраны различные породы деревьев и кустарников, как привычные нам, так и достаточно экзотические. Особой гордостью дендрапарка можно считать аллею плодоносящих кедров.

Позвонив заранее по тел. 2-60-15 можно договориться о проведении экскурсии по территории дендрапарка и питомника. Можно провести их осмотр и самостоятельно, получив разрешение у работников лесничества прямо на месте.

От лесничества в северном направлении уходит грунтовая дорога, переходящая в тропу, которая через 2 км выходит к д.Цепелево. От нее нужно выйти на асфальт и по асфальтированной дороге восточного направления дойти до деревни Старая и выйти на ее северо-восточную окраину (около 2,5 км), где через поле в лес уходит линия электропередачи северного направления. Эта линия ведет в Клязьменский городок и за полем вдоль нее идет хорошая тропа. Тропа проходит среди густых смешанных лисов в сезон богатых ягодами и грибами. От д. Старая до Клязьменского городка около 4 км.

Клязьменский городок встречает гостей возвышающейся над рядами домов церковью с голубыми куполами и устремленной в высь колокольней. На площади перед храмом установлен памятный знак в честь 850-летия сего населенного пункта, отмеченного в 2002 году, бывшего в древние времена столицей Стародубского княжества.

«Именно со Стародубского княжества начинается история Ковровского края и самого города Коврова. С XI столоетия земли по реке Клязьме входили в состав Киевской Руси. В 1130 г. Ростово-Суздальская земля обособилась от Киева. Здесь княжил Юрий Долгорукий Он и основал Стародуб. – как сильная пограничная крепость, охраняющая важный водный путь по Клязьме на подступах к столице княжества Владимиру. При основании города был заложен храм во имя святого Георгия Победоносца. 1198г. Строится церковь святого Иоанна (после рождения младшего сына князя Всеволода Ш Юрьевича Большое Гнездо) Церковь существовала до 17 столетия.

В 1218 г. Стародуб стал центром одноименного Стародубского княжества, которое было уделом князя Владимира Всеволодовича, четвертого сына великого князя Владимирского Всеволода Ш Большое гнездо. В 1228 г. князем стал Иван Всеволодович, основавший местную княжескую династию. Зимой 1238г. город сожгли полчища Батыя.

В 1363г. князь Иван Федорович Стародубский, будучи союзником Суздальско-Нижегородского князя, был изгнан московским отрядом из Стародуба. Следующий князь, Андрей Федорович, стал Московским наместником. При нем дружина участвовала в походах Московских войск на Тверь и в Куликовской битве. При сыновьях князя Андрея бывшее прежде единым княжество распалось на четыре удела, а позже раздробилось на мелкие вотчины. Окончательно оно распалось со смертью князя Федора Федоровича в первой половине 15 века. Утвердилась ветвь стародубских князей – Ряполовские. В 15 столетии город потерял прежнее значение и запустел. Упадок начался, когда город спалили татары (1410 г) Княжество подвергалось разорению в течение феодальной войны 1430-50гг. К концу 15 столетия Стародуб перестал считаться центром местной княжеской династии. Окончательно как город был уничтожен зимой 1541 г. 30-ти тысячным войском Казанского царя Сафа-Гирея. В конце 16 века окончательно потерял даже название города и становится государевым селом. Территория бывшего княжества большей частью входила в состав Стародубо-Ряполовского и Стародубского станов. Первый из них включал земли бывшего княжества к северу от Клязьмы, а второй – земли по южному, правому берегу Клязьмы до истоков рек Нерехты и Тары. В Стародубском стане находилось и село Коврово, будущий город Ковров.

Город имел укрепления, как и всякий другой княжеский город. Город стоял на важном речном пути, связывавшем Залесскую землю с Нижегородским Поволжьем. Оставался незначительным городком 14-15 веков. Протяженность валов города составляла 506 метров. Имелось 7-8 церквей. У князей был свой «двор», свои бояре и дружина. Промыслы жителей – земледелие, скотоводство, рыболовство, гончарное производство.

Стародуб основан в качестве форпоста, защищающего с востока по Клязьме Владимир и Суздаль. Город выполнял функции крепости и административного центра княжества. Его роль как экономического центра была на уровне окрестных, больших торговых сел. Когда прежняя пограничная крепость оказалась в тылу после завоевания Казанского и Астраханского ханств, а значение как центра местного управления, сошло на нет, то старый город перешел на положение села.

От стольного града остались лишь одни предания, да валы старого городища. Осталось название «Кляземский городок» Такое именование появляется в 16 веке. После событий 1609 г., «бунта» крестьян укрепленное городище Стародуба было вновь восстановлено. Заново срубили сожженные старые храмы – церковь Святого Ивана Милостивого, церковь Пречистые Богородицы. До событий смуты Кляземский городок считался дворцовым селом. После смуты часть земель отошла князьям Ромодановским, которым принадлежали села: Ромоданово, Санниково, Петровское и земли по речке Таре до Богоявленской слободы (Мстеры).

Село «Городище Кляземское», возникшее недалеко от старой крепости, в 17 столетии принадлежало представителям старинного дворянского рода Бутурлиных. В 1644 г. построена новая деревянная церковь в честь Покрова Пречистые Богородицы с приделом в честь Пресвятой Богородицы Казанския. Село, возникшее рядом с умершим городом было торговым и богатым, проходили регулярные торги. При царе Алексее Михайловиче происходило строительство новых и укрепление старых крепостей, боялись народного гнева и разбойников.

В 18 столетии село Кляземский городок перешло во владение к помещикам князьям Волконским. В 1790 г. статский советник П.А. Волконский заложил каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Святого Николая Чудотворца. В Кляземском городке в 1830 годах проживало около 540 жителей, происходил постоянный отток населения из села, который прекратился к 1970г. В селе имелись: каменная богадельня, дом князей Волконских, питейный дом, Три ветрянных мельницы, кузница. Население занималось хлебопашеством, торговлей и портновским ремеслом. В начале 20 столетия разводили на продажу клубнику. В 1891 г. открылась церковно-приходская школа. С 1862г. село входило в Санниковскую волость Ковровского уезда. В начале 1900гг. Федор Иванович Носков основал торговый дом, пароходство для перевозки грузов по рекам Оке, Клязьме, Тезе; была построена бумаготкацкая фабрика. Население села стало увеличиваться.

Первая деревянная церковь (в бывшем городе Стародубе) построена в 1152г. князем Юрием Долгоруким во имя святого Георгия Победоносца. В 1198 г. великим князем Владимирским Всеволодом Ш Юрьевичем Большое гнездо был построен другой храм во имя святого Иоанна Милостивого. В 17-м веке в селе существовали деревянные церкви во имя св. Иоанна Милостивого и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С начала 18-ого столетия – деревянный храм во имя святителя и чудотворца Николая с Покровским приделом.

Покровская каменная церковь с колокольней построена к 1803г. на средства помещика Петра Александровича Волконского и прихожан. Два пристола – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, во имя святителя и чудотворца Николая. В храме имелись иконы Покрова Пресвятой Богородицы, Нерукотворного Спаса и Знамения Пресвятой Богородицы. В каменной часовне в церковной ограде с давних времен сохранялся Животворящий крест».[5, c.39-42].

В настоящее время храм отреставрирован и является действующим. Недалеко от храма находится и самый древний памятник истории – городище.

«От городища сохранились только три защитные вала. Городище представляет собой четырехугольную насыпь, очевидно, природную. Вот рядом повыше гора Монастырь, на которой стоит церковь, она искусственная. Те рвы, которые ограничивают городище с этой и с той стороны, они тоже искусственные. Но городище, само плато, немного покатое. Хотя внизу на 3-4 метра городище было срыто в начале этого века. В 1908 году местный фабрикант, купец Клязьменского Городка, мой прадед, Федор Иванович Носков, решил построить здесь бумаготкацкую фабрику, чтобы население Клязьменского Городка и близлежащих деревень было занято чем-то и не уходило на заработки. При строительстве этой фабрики использовалась глина, которая залегает здесь на городище. Срыто было городище почти от самого берега Клязьмы, поэтому вал защитный был утерян. Культурный слой был срыт на 3-4 метра. Фабрика выстроена из кирпичей, которые обжигали здесь же на городище. Здесь можно видеть эти ямы, в которых обжигались эти кирпичи.

В 1925 году здесь проводились первые раскопки под руководством директора Владимиро-Суздальского музея Алексея Ивановича Иванова. Он сам из Ивановской области, но имел несколько высших образований, очень культурный образованный человек и очень верующий. Был репрессирован в свое время. Находки, которые были приобретены в процессе этих раскопок, были увезены во Владимир. В 1926 году он выпустил книгу «Кляземский Городок бывший удельный город Стародуб», в которой он пишет об истории Стародуба, как проводились раскопки». [из экскурсии С.Б.Кузьминой]

После знакомства с достопримечательностями Клязьменского городка можно уехать в Ковров на рейсовом автобусе, а можно продолжить маршрут вдоль берега Клязьмы. Удобное место для бивака расположено в 2 км на берегу озера у д.Голышово, расположенного в долине р.Клязьмы. . У д.Голышово так же имеется остановка автобуса.


^ 5. Маршрут «Лесная сказка».

г.Ковров – ст. Крестниково (эл.поезд) – Погост Дебри (д.Озерки) – р. Тара – ст.Сарыево (10 км). Ст. Сарыево – г.Ковров (эл.поезд.)


Это один из самых красивых в природном отношении маршрутов, дающий возможность окунуться в сказочную красоту русского леса, где скрыты тайны и загадки.

Маршрут начинается от станции Крестниково, куда как и в предыдущем маршруте легко добраться электричкой. Время в пути – 25 минут.

От станции путь лежит в северном направлении, мимо кладбища, грунтовая дорога ведет к урочищу Озёрки, где еще несколько лет назад была деревня. Сейчас на ее месте лишь заросли терновника и остатки изгороди напоминают о былом. От станции до Озёрок 3 км.

Пройдя урочище, дорога спускается в долину ручья с высокими склонами. На противоположном берегу долины в северо-восточном направлении от Озёрок над густым лесом можно заметить старый купол церкви. Это погост Дебри.

Погост Дебри отмечен на картах Стародубского княжества XIII века. Но в доступных источниках сведения о нем скупы.

«Деревянная Никольская церковь – погоста Никола-Дебри была известна в XVI веке. При ней существовал мужской Свято-Николаевский монастырь, устроенный местными вотчинниками князьями Ромодановскими. Впоследствии монастырь был упразднен.

Каменный храм построен в 1812-1825гг. тщанием крестьянина деревни Мосеево Ивана Михайлова, крестьянина деревни Крестниково Якова Строганова, на средства прхожан. Придел один в честь Тихвинской Божией Матери. Церкви принадлежала каменная двухэтажная богадельня (1845г), одна деревянная входная и одна каменная невходная часовня. В деревянной часовне был погребен помещик штабс-капитан Павел Васильевич Муратов (1854), отец ковровского земского деятеля Николая Павловича Муратова».[4, с.81]

В настоящее время церковь заброшена, колокольня рухнула, , но в самой церкви сохранились остатки иконостаса.

Дальнейший путь проходит по долине ручья, по его левому берегу. Ручей, пересыхающий в районе погоста начинает набирать силу и вскоре формирует постоянное полноводное русло. А примерно через 2 километра вдруг разливается огромной акваторией. Разгадка этого явления находится тут же – бобровая плотина. А поисследовав ручей повнимательнее, обнаруживаешь что плотина не одна.. Осенью 2003 года их было 3 и было видно что строительные работы продолжаются. То тут, то там встречаются «спиленные» бобровыми зубами деревья и тропы от леса к воде. Иногда удается увидеть и «строителей» или услышать громкий всплеск нырнувшего в воду бобра.

Недалеко от плотины имеется оборудованное место для бивака. В 50 м выше по течению можно обнаружить пару родников, затопленных поднявшимся уровнем бобриного водохранилища, но образующих заливчики с чистейшей водой.

Дальнейший путь может проходить далее вдоль ручья до выхода на асфальтированную дорогу ст.Сарыево - с.Шустово (1,5 км) и далее по ней в южном направлении до ст.Сарыево (3 км).

От ст.Сарыево на Ковров можно уехать электропоездами в 13.42 и 17.26.


Заключение.

Представленные в данной работе маршруты пройдены учащимися 6-8 классов, не имеющими специальной туристской подготовки в осенний (сентябрь-ноябрь) и весенний (март-май) периоды. Несмотря на погоду, которая не всегда была комфортной, отрицательных отзывов со стороны участников не поступало.

В то же время указанные маршруты являются лишь основой для их творческого использования, с учетом возраста, физической готовности, зрелости коллектива, учебных и воспитательных задач. В каждом конкретном случае необходима проработка маршрута, уточнение отдельных параметров, что дает возможность участникам путешествия стать его сотворцами, а не просто пассивными экскурсантами.

По результатам путешествий оформляются отчеты, материалы включаются в летопись класса. Впечатления от путешествий становятся основой вдохновения для написания сочинений на уроках литературы.

В школе проводятся конференции по итогам мини-экспедиций, где юные путешественники делятся своими находками. И удивительно то, что даже пройдя по одному и тому же маршруту, каждый класс, как группа исследователей раскрывает его по-своему. Каждому открывается своя тайна.

В путешествии, напоминающем интересную игру и воспринимаемом как увлекательное занятие, на самом деле происходит и глубокое целостное обучение – когда теоретическое знание наполняется переживанием и становится личностно значимым.

«Путешествие – вершина образования. Смысл путешествия громаден и редко кем понимается до настоящей глубины». Эти слова принадлежат современному российскому путешественнику Виталию Сундакову. Программа «Тропа познания» дает возможность каждому ученику и педагогу убедиться в их истинности и сделать первые шаги к постижению истинного смысла путешествий на малых маршрутах родного края.


Список использованной литературы.


  1. Голицин С.М. Сказания о белых камнях – М.: Молодая гвардия, 1980.

  2. Зудина Н.И. Топонимические изыскания// Рождественский сборник. Выпуск III: - Ковров: БЭСТ-В, 1996, с. 62-67.

  3. Прозорова Н.А. К истории использования природных богатств на территории г.Коврова. // Рождественский сборник. Выпуск IV: - Ковров: БЭСТ-В, 1997, с. 136-139.

  4. Фролов Н.В., Фролова Э.В. Ковров православный. - Ковров: БЭСТ-В, 1999.

  5. Фролов Н.В., Фролова Э.В. История земли Ковровской. - Ковров:

БЭСТ-В, 1997.

  1. Фролов Н.В., Фролова Э.В. История села Любец. - Ковров: БЭСТ-В, 1998.

viktor-suvorov-akvarium-stranica-4.html
viktor-suvorov-akvarium-stranica-57.html
viktor-suvorov-akvarium-stranica-9.html
viktor-suvorov-ledokol-stranica-17.html
viktor-suvorov-ledokol-stranica-66.html
viktor-suvorov-svyatoe-delo-gde-konchaetsya-dokument-tam-ya-nachinayu-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-zdorove-cheloveka-p-f-agahanyanc-sankt-peterburgskoe-obshestvo-estestvoispitatelej-rossiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-uchashihsya-na-laboratornih-zanyatiyah-organizaciya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vo-vtoroj-glave-sistemi-obespecheniya-bezopasnosti-funkcionirovaniya-elementov-bortovogo-ergaticheskogo-kompleksa.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-d-muzhchil-istoriya-zarubezhnoj-muziki.html
  • essay.bystrickaya.ru/bileti-po-trudovomu-pravu-chast-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/civilizaciya-majya.html
  • institute.bystrickaya.ru/gazyuganov-vstretilsya-s-glavoj-pna-mahmudom-abbasom-gosduma-rf-monitoring-smi-19-21.html
  • write.bystrickaya.ru/fond-peterburgskaya-politika.html
  • control.bystrickaya.ru/chelyabinskaya-gosudarstvennaya-medicinskaya-akademiya-federalnogo-agentstva-po-zdravoohraneniyu-i-socialnomu-razvitiyu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-1-pravovoj-rezhim-zemel-osobo-ohranyaemih-territorij-i-obektov-programma-kursa-mesto-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-21-status-izdatelya-moskva-izdatelstvo-galeriya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rejting-plan-po-discipline-marketing-nazvanie-disciplini-soglasno-rabochemu-uchebnomu-planu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/intervyu-professora-kolvaha-o-i-gazete-monetnij-dvor.html
  • college.bystrickaya.ru/2011-boris-grigorevich-mirkin-professor-kafedra-analiza-dannih-i-iskusstvennogo-intellekta-opmi-niu-vshe-moskva-rf.html
  • tasks.bystrickaya.ru/314-kontaktnaya-informaciya-ezhekvartalnij-otchet.html
  • studies.bystrickaya.ru/bileti-po-tovarovedeniyu-chast-8.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/konkurentosposobnost-chast-8.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-vospitatelnogo.html
  • control.bystrickaya.ru/chitinskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • spur.bystrickaya.ru/literaturnij-krossvord-metodicheskoe-posobie-moskva-2008-razrabotano-metodicheskim-otdelom-cbs-gagarinskaya-priobshenie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razrabotka-sistemi-upravleniya-dugovoj-pechyu-postoyannogo-toka.html
  • shkola.bystrickaya.ru/raspolozhenie-optimalnogo-kolichestva-svetilnikov-nuzhnogo-tipa-v-pomeshenii.html
  • write.bystrickaya.ru/gnezdo-zhavoronka-publikuetsya-po-knige-omurkulov-kadir-ston-lednika-publicistika-i-proza-b-shuru-2004-264-str.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razvitie-lichnosti-nesovershennoletnego-pravonarushitelya-chast-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/perspektiva-razvitiya-sela-v-svyazi-s-izmeneniem-zakonodatelstva-v-oblasti-zemel-selskohozyajstvennogo-naznacheniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sociologicheskoe-issledovanie-obshestvennogo-mneniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grunt-tverdie-chastici-voda-gaz.html
  • turn.bystrickaya.ru/otveti-na-bileti-po-mhk-v-20102011-uchebnom-godu.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-direktora-visshej-kvalifikacionnoj-kategorii-mou-gimnaziya-155-s-tatarskim-yazikom-obucheniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/ponyatie-kommunikacii-po-nlumanu-literatura-k-razdelu.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-direktora-mou-teplo-ogarevskaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mezhdunarodnoe-dvizhenie-kapitala.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mnozhestvennost-prestuplenij-chast-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-1-tigryonok-poluraspad-aleksandr-zorich.html
  • essay.bystrickaya.ru/bitva-pod-moskvoj-vklyuchaet-dva-perioda-oboronitelnij-30-sentyabrya-5-dekabrya-1941-g-i-nastupatelnij-5-dekabrya-1941-g-20-aprelya-1942-g-vpervom-iz-ni.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.