.RU

Владимирова Ирина Николаевна Учитель русского языка и литературы



Владимирова Ирина Николаевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа» Тюменская обл., ХМАО – Югра

* * *

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ»

Школа нового времени на современном этапе с введением ФГОС раскрывает личность ребенка, воспитывая в нем интерес к получению новых знаний. Во ФГОС принципиально по-новому формулируется главная задача школы: не только очертить определенный круг предметных знаний и обеспечить его освоение на минимально допустимом уровне, но и формировать креативные качества личности, умение работать в команде, развивать проектное и аналитическое мышление, способности к саморазвитию. Все это обеспечит успешность личностного и профессионального роста, гражданского и культурного становления личности.

К сожалению, наша современная школа не всегда может соответствовать этим задачам в силу самых разных причин: условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми, традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми, в одном классе находятся дети с разным интеллектуальным уровнем…На уроках, проходя базовую подготовку по предмету, обучающиеся не имеют возможности для существенного расширения и углубления знаний. Так возникает противоречие между стандартами образования и социальным заказом: к основным задачам современного школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных). Чтобы как-то сгладить существующее противоречие, учителю нужна система такой работы, которая в максимальной мере учитывала бы особенности и способности каждого ученика, создавала бы условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей.

Педагогической технологией, в полной мере реализующей вышеназванные задачи, может служить проектное обучение, или метод проектов. Метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить» - эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Сами по себе проектные идеи в педагогике не новы. Метод проектов разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. В России С.Т. Шацкий в 1905 году первым возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Технология проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением в условиях реализации программ ФГОС.

Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, практическая деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и до создания газеты, журнала, кроссворда, дневника [1, 35].

Конечно же, на своих уроках я использую различные технологии, однако предпочтение отдаю проектной деятельности, потому что именно она формирует в учениках такие важные личностные качества, как познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире.

Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, это практическая деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов: по ведущему методу или виду деятельности обучающихся; по предметно - содержательной деятельности; по характеру координации проекта; по количеству участников проекта. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.

Остановимся более подробно на классификации проектов по ведущему методу или виду деятельности обучающихся.

1. Исследовательский проект. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В дидактических разработках различных авторов перечисляются этапы научного исследования. В обобщенном виде их можно представить так:

- знакомство с литературой;

- выявление (видение) проблемы и обозначение цели и задач исследования;

- постановка (формулирование) проблемы и определение объекта и предмета исследования;

- аргументация его актуальности;

- прояснение неясных вопросов;

- формулировка гипотезы исследования;

- планирование и разработка учебных действий;

- сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

- анализ и синтез собранных данных;

- сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений;

- подтверждение или опровержение гипотезы;

- оформление проекта и выступление с подготовленным сообщением. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта [3,174].

Примером исследовательского проекта, на наш взгляд, может служить работа учащегося Шарыпова Сергея. Целью работы являлось наблюдение над вводными словами, которые употребляют в своей речи действующие лица комедии А.П. Чехова «Вишневый сад». В ходе исследования было предположено, что вводные слова помогают лучше охарактеризовать героев, а также понять их. Ученик, изучив теоретический материал по проблеме, составил таблицу употребления героями вводных слов; определил их значение в комедии, а также их роль в характеристике героев. Работа презентовалась в 2011 году на 15 научно-практической конференции молодых исследователей Сургутского района в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» и заняла 2 место.

В другом проекте мои ученицы Бакиева И. и Демотко Ю. исследовали синтаксические особенности рассказа Еремея Айпина «Осень в твоем городе». Девятиклассницы, проанализировав синтаксические конструкции лирической миниатюры Айпина, пришли к следующему выводу: синтаксические особенности рассказа Е. Айпина обусловлены тем, что он писатель, пришедший в русскую литературу из другого языка. Русский язык воспринимается мастером слова как второй родной язык, а не как «чужой», но родной язык влияет на стиль писателя. Поэтому необходимо учитывать при анализе произведений определенную комбинацию факторов: этническое происхождение матера слова, язык творчества, место проживания, тематическую направленность и адресат текста, историко-культурную специфику страны. Работа презентовалась в 2012 году на регионально-практической конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения» и заняла 2 место.

В качестве еще одного интересного примера исследовательского проекта можно привести работу Кременсковой Олеси: «Виды содержательной информации и способы её выражения в тексте (на примере рассказов В. Астафьева)». Предположив, что восприятие любого произведения осуществляется на разных уровнях, ученица в своей работе поставила следующую цель: найти разные уровни информации и выявить способы её выражения в рассказах В.П. Астафьева. Предметом исследования стали виды содержательной информации и способы выражения её в тексте. Объект исследования - рассказы В.П. Астафьева «Людочка», «Пролетный гусь». Ученица пришла к следующим выводам: семантические доминанты текста (заголовок, имя собственное, ключевые слова) многозначны, они позволяют раскрыть концептуальную информацию, отражающую авторскую позицию, полноценное постижение текста невозможно без осмысления каждого уровня информации в отдельности и в целом. Работа была защищена в 2011 году на школьной научно-практической конференции «Завтра рождается сегодня» и заняла 1 место.

2. Информационный проект.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака» и др.), способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.), презентация.

Примером такого проекта может служить работа учащегося 10А класса Ковалевича Антона «Поэтические эксперименты Серебряного века». В ходе исследования ученик ставил следующие проблемные вопросы: что нового принес Серебряный век в поэзию? Достойны ли внимания поэтические эксперименты Серебряного века? Целью проекта было изучение поэтических экспериментов Серебряного века. Ковалевич Антон собрал и систематизировал литературный материал по теме, оформил результаты работы в виде проекта и мультимедийной презентации, провел социологический опрос. Работа презентовалась в 2011 году на 13 научно-практической конференции молодых исследователей Сургутского района в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» и заняла 2 место. Жиляева Юлия, ученица 11А класса, в работе «Категория жизни» (по рассказу В.П. Астафьева «Людочка») разбиралась в причинах трагедии главной героини. С защитой работы выступила в 2008 году на 12 научно-практической конференции молодых исследователей Сургутского района в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» и получила поощрительный приз.

3. Творческий проект.

В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая.

Игровые проекты постоянно используются на уроках литературы. Это, например, инсценировки сказок, басен, былин, пантомимы в 5 классе. Также творческим проектом можно считать инсценировки фрагментов произведений. Ребята выбирают отрывок, распределяют роли, обсуждают персонажей, продумывают костюмы. Учащиеся работают над декламацией, мимикой, жестами, мизансценой. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам. Игровые проекты мы использовали, например, на уроках литературы по произведениям Н.В. Гоголя в 5, 8-9 классах, по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе, по рассказам М.М. Зощенко в 11 классе. Игровой проект был воплощён на уроке-суде над князем Игорем в 9 классе. Ребята готовились к нему, сочиняли стилизованные речи своих персонажей – князя Игоря, Ярославны, Всеволода. Прокурор составлял обвинительную речь. Такой же урок-суд был проведен в 10 классе: судили семью Кабановых после изучения драмы Островского «Гроза».

Примером игровых проектов можно назвать полюбившиеся всем обучающимся литературные встречи, в ходе подготовки к которым ребята пишут сценарий, распределяют роли, подбирают музыкальное сопровождение, снимают фильм, выпускают буклеты: «Прохожий, остановись!» (встреча с М. Цветаевой), « Я буду видеть сердцем» по творчеству Э. Асадова, «Я встретил Вас…» по творчеству Ф.И. Тютчева, «Добро пожаловать в Диканьку!» (театрализованное представление по творчеству Н.В. Гоголя). В прошлом учебном году, к 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова, был снят фильм и выпущен буклет. Учащиеся 8В класса создавали проект «Метко сказанное русское слово» в рамках недели русского языка и литературы и заняли 1 место по школе.

4. Практико-ориентированный проект.

Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, альманахи, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Продуктивно повторять и обобщать пройденный материал, давая учащимся задания создать тест, кроссворд или викторину. Думаю, многие это делают. Но ещё лучше - оформить работу в виде презентации. Тогда это и нагляднее, и легче используется на уроке.

Примером таких проектов могут быть передачи о русском языке, созданные ребятами 9А класса, - «Школьная служба русского языка». Это и тесты, кроссворды, схемы анализа художественных произведений, выполненные в виде презентации. Их можно также использовать на уроках русского языка и литературы. Для лучшего запоминания правил обучающиеся сочиняют лингвистические сказки, которые потом обрабатывают и создают или презентации, или клипы для использования на уроках.

Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания обучающихся в интересной для них форме. Это позволяет им активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы. [5, 188].

Учебный проект по русскому языку и литературе – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект для учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания обучающихся. Он позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности [4, 4].

Я использую проектную деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися лишь пятый год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься проектной деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим, ученик много работает самостоятельно, подбирая нужный материал. В итоге создаётся научно (учебно) - исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость, но ребёнок в большей степени, безусловно.

На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования [4,3].

Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно - ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – найти время и желание для воплощения замыслов. Как говорится в народе: «Если твои дела рассчитаны на год – сей рожь, если на десятилетие – сажай деревья, а если на века – воспитывай детей».


Список использованной литературы:

1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка / Л.М. Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.

2. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей /под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия,2008.

4. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка / Ю.А. Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 –10.

5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А. Ступницкая; художник А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.


uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-razrabotchiki-nazarov-m-s-identifikacionnij-nomer.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-lic-s-narusheniem-sluha-yunosheskogo-vozrasta.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-regionalnaya-ekonomika-specialnost-stranica-2.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-rekreacionnaya-geografiya-dlya-studentov-specialnosti-100-103-socialno-kulturnij-servis-i-turizm.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-rpud-russkij-yazik-i-kultura-rechi-specialnost-010501-65-prikladnaya-matematika-i-informatika.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-russkij-yazik-i-kultura-rechi-specialnost-030301-65-psihologiya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kachestvo-zhizni-bolnih-hronicheskim-gepatitom-s-psihologiya-xxi-stoletiya-t-1-pod-redakciej-kozlova-v-v-yaroslavl.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtograf-palladiya-rogovskogo-v-fondah-tverskogo-gosudarstvennogo-obedinennogo-muzeya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prazhskaya-skazka.html
  • turn.bystrickaya.ru/one-stair-up-stranica-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-i-struktura-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-volgogradskoj-oblasti-do-2025-goda-koncepciya-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otdel-obrazovaniya-beryozovskogo-rajispolkoma-guo-signevichskaya-sosh.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-istorii-nauki-soderzhanie-referata-dolzhno-bit-svyazano-s-temoj-dissertacionnogo-issledovaniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-14-sudebnaya-vlast-rabochaya-programma-po-discipline-konstitucionnoe-pravo-rf.html
  • college.bystrickaya.ru/-46-tendencii-razvitiya-iskusstva-i-hudozhestvennoj-literaturi-vsemirnaya-istoriya-xx-vek-uchebnik-dlya-shkolnikov-1011-klassov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kratkij-ocherk-ekonomicheskogo-i-politicheskogo-razvitiya-sssr-1917-1971-g-voenno-politicheskaya-ocenka-otnoshenij-sssr-zapad-chast-23.html
  • lecture.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-6-chast-7.html
  • bukva.bystrickaya.ru/preskott-uilyam-hikling.html
  • grade.bystrickaya.ru/nielsen-centralnie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-12-aprelya-2010-god.html
  • composition.bystrickaya.ru/ostorozhno-ogon.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sdacha-centralizovannogo-testirovaniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennaya-dachnaya-mifologiya-ili-iz-chego-sostoit-nesvoboda-instrukciya-po-pokupke-sazhencev-plodovih-rinochnih.html
  • essay.bystrickaya.ru/dlya-chlenov-informacionno-propagandistskih-grupp-stranica-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-mest-raspolozheniya-i-kodov-punktov-provedeniya-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-raspolozhennih-na-territorii-voronezhskoj-oblasti-v-2012-godu.html
  • student.bystrickaya.ru/131--9-15384-protokol-rassmotreniya-i-ocenki-kotirovochnih-zayavok-po-zaprosu-kotirovok-cen.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vopros-20-zashita-prav-akcionerov-pravovie-sredstva-sposobi-i-formi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-stranica-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshit-zadachi-metodicheskie-ukazaniya-po-ogranizacii-samostoyatelnih-rabot-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/dvunadesyatie-prazdniki-i-ih-osobie-pesnopeniya-chast-6.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-deyatelnosti-zao-strojkompleks-chast-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernoe-polozhenie-o-portfolio-uchenika-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kabardino-balkarskoj-respubliki.html
  • writing.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-estestvoznaniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/magicheskie-rituali-vsem-zabludivshimsya-priunivshim-strannikam-posvyashaetsya.html
  • crib.bystrickaya.ru/informaciya-o-razvitii-sistemi-obrazovaniya-chuvashskoj-respubliki-doshkolnoe-obrazovanie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izlozheniyu-temi-graficheskie-redaktori.html
  • pisat.bystrickaya.ru/studentter-men-oitushilar-zhajli-toli-mlmet-aludai-timd-badarlama.html
  • literature.bystrickaya.ru/bozhestvennaya-evharistiya-kak-osnova-duhovnoj-zhizni-i-zalog-spaseniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-s-dopolneniyami-i-izmeneniyami-b-v-dv-2-mirovaya-ekonomika-professionalnij-cikl-variativnaya-chast-disciplina-po-viboru-napravlenie-podgotovki-080200-menedzhment.html
  • spur.bystrickaya.ru/latinskij-yazik-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/icebookreaderprofessionalheaderstart-stranica-17.html
  • college.bystrickaya.ru/13-na-bortu-groznogo-zhyul-vern.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.