.RU

Внебюджетные фонды, профсоюзы и социальная политика






ВНИМАНИЕ!!! ВНИМАНИЕ!!! ВНИМАНИЕ!!!

Уважаемые коллеги!

Направляем вам ежедневный обзор центральной российской прессы по социальной тематике.

Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят все материалы, опубликованные в центральной печати по данной тематике вне зависимости от того, совпадает их содержание с точкой зрения руководства Фонда социального страхования Российской Федерации или нет. Напоминаем также, что опубликованные в прессе комментарии и различные расчеты, касающиеся деятельности исполнительных органов ФСС РФ, являются авторскими материалами газет. Они не обязательно согласованы с руководством Фонда, могут содержать ошибки и не должны использоваться в качестве руководства к действию без согласования со специалистами центрального аппарата Фонда.

9 сентября 2005 года




^ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, ПРОФСОЮЗЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА





МЕЧТАТЬ НЕ ВРЕДНО

- ТАК ЧИНОВНИКИ ОТВЕЧАЮТ ИНВАЛИДАМ, СТОЯЩИМ В МНОГОЛЕТНЕЙ

^ ОЧЕРЕДИ ЗА БЕСПЛАТНОЙ “ОКОЙ”

(«Труд» 09.09.2005)

Полунин Андрей

122-й закон (о монетизации льгот) сыграл с инвалидами, имеющими право на бесплатное получение автомобиля “Ока”, скверную шутку. С нынешнего года эта льгота отменена, но на момент вступления закона в силу (на 1 января 2005 года) в очереди на бесплатную машину стояли 157 965 инвалидов, из них 94 048 - ветераны Великой Отечественной войны. Правительство пообещало, что все эти очередники получат заветную “Оку”. Однако несложный расчет показывает: если с инвалидами-очередниками будут и дальше рассчитываться нынешними темпами, многим из них придется ждать машину... около 40 лет.

В Курской области, передает наш собкор Владислав Павленко, лишь 90 ветеранов войны и инвалидов стали в этом году обладателями малолитражки. Причем это событие произошло еще в первом квартале. Поступят ли еще машины и когда - в областном комитете соцзащиты не знают. А очередь, оставшаяся с прошлых лет, по-прежнему велика - 2500 человек.

Еще хуже положение в Свердловской области. По информации собкора Ксении Дубичевой, с начала года социально гарантированные автомобили получили всего 7 (!) инвалидов ВОВ. И больше до конца года не получит ни один. Для сравнения: раньше в Свердловской области ежегодно предоставлялось свыше тысячи транспортных единиц инвалидам войны и около 200 - инвалидам по общему заболеванию. В этом году очередь практически заморожена.

Изменилась и схема получения автомобилей. Если раньше их закупали на местах, то сейчас деньги на автомобили из федерального бюджета поступают не в регионы, а распорядительному органу (его назначает правительство РФ). Он централизованно закупает машины, а потом рассылает их по всей России.

Евгений Гладышев, начальник отдела технических средств реабилитации свердловского министерства соцзащиты, поясняет:

- В этом году распорядителем денежных средств, выделяемых для приобретения автотранспорта для инвалидов, является Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию. Именно ему мы передали все списки инвалидов-очередников. В письме агентство нам разъяснило, что “работа по выделению автомобилей инвалидам продолжится в последующие годы”, когда будет принят бюджет Федерации и определен орган, который будет в дальнейшем распоряжаться денежными средствами и закупать автомобили для инвалидов...

Но неудобства от изменения схемы финансирования видны уже сейчас. Например, до 1 января 2005 года инвалиды ВОВ обеспечивались автомобилями “Ока” бесплатно, а инвалиды по общему заболеванию - с 60-процентным зачетом стоимости (то есть 60 процентов базовой цены “Оки” оплачивало государство). По желанию льготника он мог доплатить разницу и приобрести машину практически любой марки. В Свердловской области примерно каждый десятый инвалид войны выбирал - с доплатой - подержанную иномарку, но большинство все-таки предпочитало “Жигули”. Сейчас свободы выбора нет. Инвалид может рассчитывать только на получение “Оки” - и точка...

Самые длинные очереди на бесплатные автомобили: в Ростовской области (12 265 человек на 1 января 2005 года), Москве (11 141), Краснодарском (7914) и Алтайском (5663) краях, Свердловской области (5202), Ставропольском крае (5527), а также в Оренбургской, Смоленской, Тульской, Тамбовской, Самарской, Белгородской и Волгоградской областях.

Когда получат автомобили эти очередники? По мнению экспертов, им нужно запастись изрядным терпением. Денег, заложенных в федеральный бюджет на 2005 год, хватит, чтобы обеспечить бесплатным автотранспортом примерно одну сороковую часть нуждающихся. Это значит остальным придется подождать - лет сорок.


 ^ Пенсия. Гонка на выживание?


(«Парламентская газета» 09.09.2005)

Наталья Кучер

Россияне слишком мало работают, слишком рано выходят на заслуженный отдых и почему-то не торопятся освободить государство от непомерных пенсионных трат. Хотят ещё пожить, имеют такое нахальство.

^ Армия пожилых людей растёт, а численность тех, за чей счёт формируются пенсии, то есть работаю­щих граждан, — напротив, сокращается. Дефицит Пен­сионного фонда превзошел самые мрачные прогнозы и продолжает увеличивать­ся. Если ничего не предприни­мать, то в недалёком буду­щем государство не сможет обеспечить пенсионерам да­же те скудные гроши, кото­рые они имеют сейчас. При­мерно такими аргументами оперируют Минздравсоцразвития и подведомственный ему ПФР, объясняя неизбеж­ность повышения пенсион­ного возраста россиян.


^ Пробные шары

За последний год эта, мягко говоря, непопулярная идея «вбрасывалась» в общество не­сколько раз. Чиновники словно бы испытывали граждан на прочность, запуская один проб­ный шар за другим: а вдруг про­скочит? В марте 2004 года горя­чо любимый в народе «социаль­ный» министр Михаил Зурабов заявил, что проблемы пенсион­ной системы можно было бы решить, увеличив возрастной ценз пенсионеров сразу на 8 лет. Не успели граждане ах­нуть от столь захватывающей перспективы, как тут же после­довали опровержения из Пра­вительства: в обозримом буду­щем подобных нововведений в России не намечается. В октя­бре того же года об увеличении пенсионного возраста загово­рил глава ПФР Геннадий Бата­нов, мол, никуда мы от этого не денемся, все страны идут по та­кому же пути. С аналогичными рекомендациями России высту­пил и генератор многих наших реформ — Всемирный банк. В обществе поднялась настоя­щая буря, и вновь высшим пра­вительственным чинам при­шлось «разруливать» ситуацию. Премьер Михаил Фрадков и ви­це-премьер Александр Жуков чуть ли не в один голос заявили: никаких предложений об уве­личении пенсионного возраста Правительство в настоящее время не рассматривает.

Общество поверило, успо­коилось — а зря, ибо нынеш­ним летом пробные «пенсион­ные» шары посыпались на го­ловы россиян, как горох. Вы­сказываться на щекотливую тему вновь пришлось главе ПФР Геннадию Батанову, и на сей раз правительственные чиновники уже не спешили оп­ровергать его слова. Более то­го. Если прежде идеологи пен­сионной реформы заявляли, что необходимость постепен­ного повышения пенсионного возраста в России возникнет не ранее 2020 года, то теперь, как следует из августовских выступлений Батанова на вы­ездных заседаниях ПФР в Пен­зе и Калининграде, речь идет о более близкой перспективе. Все это наводит на печальную мысль, что проблемы россий­ской пенсионной системы ока­зались намного глубже и серь­езнее, чем представлялось Правительству. И что россия­нам надо психологически го­товиться к очередным и не очень приятным переменам.


^ Не в нашу пользу

Будем объективны: идеоло­ги реформы ничуть не грешат против истины, утверждая, что Россия превратилась сегодня в страну самых молодых пенси­онеров в мире. Общеустанов­ленный пенсионный возраст для мужчин у нас составляет 60 лет, для женщин — 55. Кро­ме того, около 27 процентов ра­ботников разных секторов эко­номики имеют право выйти на заслуженный отдых на 5—10, а то и на 15 лет раньше — это те, кто трудился в неблагопри­ятных, тяжелых или вредных условиях и получил право на досрочную пенсию. Сорокалет­ний пенсионер для России — не редкость.

В большинстве развитых стран пенсионный возраст намного выше. Так, в Канаде мужчины и женщины закан­чивают трудовую деятель­ность в 65 лет. Закон разреша­ет им выходить на заслужен­ный отдых и в 55 лет, но до до­стижения официального пен­сионного возраста им будут выплачивать урезанную пен­сию. В Израиле пенсионный ценз также высок — 62 года для женщин и 67 лет для муж­чин.

В европейских странах средний возраст выхода на пенсию составляет сегодня 62,5 года. В 2003 году на сам­мите Евросоюза в Брюсселе было принято решение к 2010 году увеличить его до 65 лет. Если вы думаете, что это реше­ние далось европейцам легко, вы глубоко заблуждаетесь. Пример тому — Франция и Италия, где с июля 2004 года пенсионный возраст был по­вышен одномоментно на 2,5 года.

Летом и осенью прошлого года жизнь этих стран была буквально парализована сери­ей широкомасштабных акций протеста, организованных профсоюзами. Водители обще­ственного транспорта, госу­дарственные и муниципаль­ные служащие, учителя, поч­тальоны, дворники отказыва­лись выходить на работу, тре­буя возврата к старой пенсион­ной системе. Властям при­шлось искать компромисс с не­которыми категориями работ­ников, сохранив для них воз­можность выхода на пенсию в прежнем режиме, но с умень­шенными выплатами.

Даже Америка, где демогра­фическая ситуация не в пример лучше, чем в старушке Европе, вынуждена пойти на поэтап­ное, очень плавное повышение пенсионного возраста с ны­нешних 65 лет до 67. Начиная с 2003 года он ежегодно увели­чивается на 1 месяц, с тем что­бы через 24 года (!) достигнуть искомого значения.

А вот в Чили, где в 70-е го­ды прошлого века была реали­зована самая успешная в мире пенсионная реформа, срок вы­хода на пенсию люди устанав­ливают себе сами — это пред­мет договора между работни­ками, работодателями и него­сударственными пенсионны­ми фондами. Кстати, в середи­не 90-х годов мы чуть было не пошли по чилийскому пути, но в последний момент власти не рискнули отдавать пенси­онное будущее россиян в руки частных управляющих компа­ний и негосударственных пен­сионных фондов. И слава богу, ибо после дефолта 1998 года российские старики остались бы вовсе без пенсий.

Если продолжить сравнение, на примере наших бывших со­братьев по СССР, то и здесь оно оказывается не в пользу России. Кроме нас «советский» пенси­онный рубеж сохранили лишь Белоруссия и Узбекистан. В' большинстве других стран СНГ — в Армении, Азербайджа­не, Казахстане, Молдавии, Тад­жикистане — при реформиро­вании пенсионной системы возраст выхода на пенсию был поэтапно (по 2—6 месяцев в год) увеличен на 3—5 лет. В странах Балтии люди также работают дольше россиян: в Латвии женщины трудятся до 60 лет, мужчины — до 62. В Литве в 2005 году пенсионная планка в очередной раз была поднята на полгода — для жен­щин до 59 лет, для мужчин—до 63. В дальнейшем пенсионный возраст литовцев будет расти также на 6 месяцев в год, пока не достигнет 63,5 года для жен­щин и 65 лет для мужчин.


^ Один к одному

Конечно, поднимая пенси­онную планку, власти этих стран руководствуются от­нюдь не стремлением заста­вить своих граждан работать до смерти. Демографическое старение населения, которое охватило практически все го­сударства мира, за исключени­ем ряда стран Азии и Африки,. не оставляет им другого выбо­ра. Доля пожилых людей в структуре населения растет, доля молодежи сокращается. Из-за этого соотношение рабо­тающих и пенсионеров меня­ется в худшую сторону. Во многих европейских стра­нах оно дошло до критическо­го значения — один к одному. А для устойчивого функциони­рования пенсионной системы нужно, чтобы на одного пенси­онера приходилось трое рабо­тающих. Изменить негативное соотношение можно двумя способами — либо завозить молодую рабочую силу из-за рубежа, как это делают Амери­ка и Германия, либо отодви­гать планку выхода на пенсию на несколько лет вперед.

В России в силу историчес­ких причин старение населе­ния началось позже, и доля мо­лодежи в структуре населения преобладала на протяжении почти всего XX века. Сегодня соотношение работающих и пенсионеров у нас уже пло­хое, но еще не катастрофичес­кое —1,6 к 1. Это обстоятельст­во дает России некоторый вы­игрыш во времени. Эксперты утверждают, что при грамот­ной демографической, мигра­ционной и пенсионной поли­тике мы могли бы отодвинуть проблему увеличения пенсион­ного возраста до 2030-го, а то и до 2050 года.

Собственно говоря, для этих целей и затевалась пен­сионная реформа, предусмат­ривающая введение страхо­вой и накопительной пенсий. Но — увы. Сегодня мы наблю­даем ее очевидный неуспех, если не сказать провал. И де­ло вовсе не в ошибочной иде­ологии реформы. «Идея-то была хорошая. Но все было не просчитано. Экономисты из Правительства не сумели спрогнозировать ситуацию, которая возникнет после вве­дения накопительного эле­мента и особенно — после снижения единого социаль­ного налога», — считает за­меститель директора Инсти­тута социальной политики Сергей Уланов.

«Концепция пенсионной реформы разрабатывалась исходя из ставки ЕСН 35,6 процента. Его снижение до 26 процентов преследовало цель улучшить инвестицион­ный климат в России, снять налоговую нагрузку с пред­приятий. Наши коллеги из финансово-экономического блока Правительства уверя­ли, что снижение ЕСН при­ведет к легализации зара­ботной платы и, как следст­вие, к росту отчислений в ПФР и другие социальные фонды. Однако, как свиде­тельствует представленный в Госдуму отчет Счетной па­латы, никакой легализации зарплат не произошло, зато мы получили колоссальный дефицит Пенсионного фон­да», — констатирует предсе­датель Комитета Госдумы по труду и социальной полити­ке Андрей Исаев.

По данным самого пенсион­ного ведомства, дефицит бюд­жета ПФР в 2005 году составит 148,5 миллиарда рублей, а к 2008 году увеличится почти до 500 миллиардов. Счетная палата дает еще более неуте­шительный прогноз: в 2008 го­ду пенсионная «копилка» рос­сиян потеряет около 657 мил­лиардов рублей, а в 2020-м — 1 триллион 458 миллиардов, что сопоставимо со всем ны­нешним бюджетом ПФР. А это значит, что пенсии российским старикам действительно пла­тить будет нечем.

Теперь за просчеты прави­тельственных финансистов и экономистов, похоже, при­дется расплачиваться простым россиянам; Одни будут полу­чать заниженные пенсии, дру­гие — «трудиться, трудиться и трудиться, как завещал Все­мирный банк, как учит Минздравсоцразвития Российской Федерации».


^ В России столько не живут

Если абстрагироваться от демографической ситуации в нашей стране, то само по себе повышение пенсионного возра­ста в какой-то мере даже выгод­но гражданам. Чем дольше они работают, тем дольше уплачи­вают взносы в пенсионную сис­тему и тем более высокой будет их пенсия в старости. Но это в теории. А на практике, как за­метил на выездном заседании Комитета по труду и социаль­ной политике во Владимире Ан­дрей Исаев, Россия не готова к этому решению. Должны быть другие условия — более высокая зарплата и более высо­кая продолжительность жизни.

Век россиян действительно недолог. Как свидетельствует статистика, наши мужчины доживают в среднем до 58,8 года, женщины — до 72. Это на 10— 12 лет меньше срока жизни-среднего европейца. По продол­жительности жизни мужчин мы занимаем 138-е место в ми­ре из 150 возможных. Ниже нас стоят лишь беднейшие страны Африки. С женщинами положе­ние чуть лучше — 100-е место. Причины столь «выдающихся» достижений России общеизве­стны: высокая смертность, крайне низкий уровень жизни, плохая экология, неполноцен­ное питание, недоступность ка­чественных медицинских услуг для большинства населения, тя­желые условия труда, пьянство, высокий травматизм... Словом, нет у нас причин жить долго и счастливо.

«О каком повышении воз­раста вообще может идти речь, если мужчины у нас жи­вут сегодня в среднем 59 лет, а на пенсию выходят в 60? Я называю это пенсией покой­нику», — замечает секретарь Федерации независимых профсоюзов Игорь Шанин.

«Конечно, если у вас сред­ний возраст за 70, то ставить вопрос о повышении пенси­онного ценза нормально, — считает Сергей Уланов. — Ес­ли у вас хорошие условия жизни, нормальное здраво­охранение, вы же сами с удо­вольствием будете работать как можно дольше. И дело да­же не в том, что на пенсию прожить невозможно. Чело­век так устроен, что он не мо­жет не работать. Но если у вас средний возраст меньше 60 лет, что повышать? Должен же гражданин хотя бы за год до смерти пожить на пенсии».

Между тем — и эта ужаса­ющая статистика общеизве­стна — более 42 процентов российских мужчин трудо­способного возраста до пен­сии не доживают. Если под­нять для них планку выхода на заслуженный отдых, до­живать будут единицы — те, кто не гробил здоровье на тя­желых работах, полноценно и качественно питался, полу­чал высококвалифицирован­ное медицинское обслужива­ние, регулярно восстанавли­вал силы на лучших отечест­венных и зарубежных курор­тах... Ну вы понимаете, о ком идет речь. А простой работяга, в течение 30—40 лет отдававший в Пенсион­ный фонд пятую часть своего заработка (ведь взносы за каждого работника перечис­ляются из его фонда оплаты труда), скорее всего, так и не успеет воспользоваться сво­им пенсионным капиталом. Вот вам и решение пробле­мы, вот вам и источник по­крытия бюджетного дефици­та ПФР. Цинично, но факт.

Как ни печально, но на­ши власти сами загоняют се­бя в тупик. Зная, что на Рос­сию надвигается пенсионная катастрофа, они снижают ЕСН и обескровливают Пен­сионный фонд. Понимая, что вымирающее население смо­жет заработать пенсионный стаж разве только на том свете, они практически ни­чего не предпринимают для реального повышения жиз­ненного уровня граждан, увеличения доходов, улуч­шения качества и продолжи­тельности жизни. Ведь для того чтобы люди дольше ра­ботали, они должны дольше жить.


^ Пенсионер и нищий — синонимы?..

В Карелии более 20 тысяч человек получают пенсию ниже прожиточного минимума


(«Парламентская газета» 09.09.2005)


Такие данные обнародовала руководитель рес­публиканского управления Пенсионного фонда РФ Наталья Вартанова. По словам чиновника, к числу наименее социально защищенных слоев карельских пенсионеров относятся те граждане, которым выплачивается пенсия «по старости» и трудовая пенсия по инвалидности. Решение про­блемы, этих людей целиком зависит от федераль­ных властей: необходимо повышать уровень базо­вой части пенсии, считает руководитель управле­ния Пенсионного фонда.

Как сообщила Вартанова, в настоящее время средний размер пенсии в Карелии составляет 3030. Величина прожиточного минимума для пен­сионеров республики установлена на уровне 2486 рублей. Всего на территории региона получателя­ми пенсий являются свыше 219 тысяч человек.


«Президентскую» прибавку получит лишь

один врач из десяти

«КП» стал известен расчет обещаний, данных на этой неделе президентом

(«Комсомольская правда» 09.09.2005)

^ Антон НЕФЕДОВ

Оказалось, не 100 и даже не 115 млрд. рублей Владимир Путин бросит в следующем, 2006 году на подъем школ, больниц и строительство квартир. А все 150 миллиардов! Из них 10 млрд. - на доплату учителям за классное руководство. И 26 млрд. - на ипотеку и кредиты селу.

К тому же в 2007-м «путинский подарок» потянет уже на 200 млрд. рублей. Ноѕ Как признались вчера разработчики «подарка», эти деньги - «плата за предстоящие реформы». А они грядут и в здравоохранении, и в образовании. 150 - 200 млрд. рублей - лишь наркоз для россиян при проведении этих реформ.

Кому же наркоз достанется? На 10 тысяч рублей в месяц зарплаты прибавятся у врачей общей практики. Однако их в стране в 2006-м будет 57 тыс. человек. А всего врачей в России 609 тысяч. Медсестер в стране сегодня 1,4 миллиона. Но прибавка на 5 тысяч рублей в месяц коснется лишь 70 тыс. медсестер. Как раз тех, что приданы врачам общей практики.

Чем будут жить остальные медики? Как полагают разработчики «путинского» соцпроекта, со временем, к примеру, хирурги, начнут получать больше 30 тыс. рублей в месяц. Ведь с помощью выделенных президентом денег на дорогостоящие операции их будет делаться не 60 тыс. в год, как сейчас, а 250 тысяч. В 2006 году будет закуплено 12 тысяч новеньких машин «Скорой помощи». Сегодня их в России 39 тысяч.

Отдельная история - как Путин выбивал эти деньги из Стабфонда. Как стало известно «КП», министр финансов вообще не хотел давать рубли на медицину. Потом согласился на 15 млрд. И только когда президент буквально стукнул кулаком по столу, министру пришлось раскошелиться.


^ МИЛЛИАРДЫ ПО ПОЛОЧКАМ

Как Кремль будет делать "социальную революцию"

(«Московский комсомолец» 09.09.2005)

Виктория Богомолова

В понедельник президент Пу­тин, в присутствии членов правитель­ства, некоторых губернаторов и глав Госдумы и Совфеда, представил на суд публики ряд "национальных про­ектов". Корреспонденту "МК" уда­лось выяснить подробности того, как они будут воплощаться в жизнь.

Обрисованная логика выглядит оптимистично: сделать так, что­бы граждане не чувствовали от реформ ничего негативного. А в 2007-м начали получать от жиз­ни удовольствие. Всего в буду­щем году на реализацию заду­манного должны выделить по­рядка 150 млрд. рублей. В 2007-м сумма будет больше — свыше 200 млрд. Это связано с тем, что некоторые объ­екты будут достраиваться и одновременно нач­нется возведение новых. Кроме того, стартует инновационная программа в вузах и школах.

Самые существенные деньги потратят на здравоохранение — только в 2006-м 50 с лиш­ним млрд. рублей. Часть средств пойдет на то, чтобы повысить доходы у 57 тысяч врачей общей практики (они станут получать на 10 тысяч боль­ше) и 74 тысяч медсестер (им будут доплачивать по 5 тысяч). А вот нагрузка на врачей сократится — рассчитывается, что в сферу первичной мед­помощи случится приток докторов из других сфер. При этом власти собираются вплотную за­няться диагностическим оборудованием для учреждений первой медпомощи. Ведь поскольку врачей будет больше, вырастет и количество вы­являемых заболеваний, а значит, увеличится и число направлений на лечение. Помимо этого возрастут квоты на высокотехнологичную мед­помощь — имеется в виду прежде всего онколо­гия и кардиология. Количество операций в год с нынешних 60 тыс. планируется довести до 250 тыс. Картину "светлого будущего" дополняет строительство новых медцентров: в 2006 году их появится 6, а в 2007-м — 9.

Другой областью, где должны произойти значимые перемены, будет ипотека. Если сейчас процентная ставка по кредиту здесь составляет 17—18% и эти условия высокопоставленные чиновники откровенно называют "ужасными", то уже в обозримом будущем ситуацию обещают наладить. Ставка может быть снижена до 12— 12,5%. А для молодых семей, например, запла­нированы и отдельные меры поддержки: феде­ральный центр обещает выделить деньги на пер­вичный взнос, а регионы заплатят субсидиро­ванную процентную ставку. Это должно привес­ти к тому, что 40% граждан из ныне существую­щей очереди в ближайшие 2—2,5 года смогут воспользоваться этой системой.

Главная проблема, которая может возник­нуть, — это вопрос исполнения радужных пла­нов. Один лишь факт: наверху было проанализи­ровано, что из всех президентских посланий вы­полнено от начала и до конца. Результат впечат­лил — в списке не оказалось ни одного пункта. Посему сейчас в качестве инструмента, возмож­но, будет создан специальный президентский совет. А планы действия по реализации заду­манного на каждую декаду уже имеются.


^ Рецепт для доктора

Повышение заработной платы медикам поможет решить многие проблемы охраны здоровья


(«Российская газета» 09.09.2005)

Поготовили Галина Белоглазова,

Александр Пилишвили, Евгений Федоринов,

^ Нина Рузанова


КАЛИНИНГРАД

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ КОГДА-ТО СЧИТАЛАСЬ ЭЛИТНЫМ МЕСТОМ ДЛЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ, ПОЭТОМУ ЛЕЧЕБНЫЕ УЧ­РЕЖДЕНИЯ РЕГИОНА ДОЛГО ДЕР­ЖАЛИСЬ НА ЭТОМ КАДРОВОМ ПО­ТЕНЦИАЛЕ. НО В ПОСЛЕДНИЕ ГО­ДЫ НАЧАЛОСЬ ВСЕОБЩЕЕ ПЕРЕ­СЕЛЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Фельдшеры из села стали пере­бираться на работу в районные больницы и поликлиники, врачи из районных медучреждений — мигрировать в областные, а док­тора областных клиник — ухо­дить в частные. В результате, по данным управления здравоохра­нения областной администра­ции, государственные поликли­ники, укомплектованы кадрами на 30—40 процентов, областные больницы — на 80 процентов, муниципальные — на 70.

Особенно остро кадровый го­лод ощущается на селе, в первич­ном звене медико-санитарной помощи. Так, в Полесском рай­оне, где живет 12 тысяч человек, в амбулатории вместо полагаю­щихся по штату четырех медра­ботников трудятся два, в 16 ФА-Пах (фельдшерско-акушерских пунктах) не хватает пяти фельд­шеров. И так во всех 238 ФАПах края.

Из-за мизерных заработков, отсутствия жилья никто себя в деревне, по словам заместителя главврача Полесской районной больницы Александра Мартиросова, «хоронить» не хочет. Кста­ти, его собственная зарплата при том, что он работает по совмес­тительству фтизиатром, 5 тысяч рублей. Ситуация, говорит Мартиросов, может измениться, ес­ли состоится обещанная прави­тельством прибавка зарплаты врачам на 10 тысяч, а медсестрам — на 5 тысяч. В этом уверена и главный терапевт области Ири­на Малкина: отток специалистов из государственных медучреж­дений, задыхающихся от очере­дей из-за большой нагрузки вра­чей, прекратится, более того — многие медработники вернутся в родные коллективы.

Да и выпускники Калинин­градского медколледжа, кото­рых вне конкурса набрали из де­ревень, после учебы захотят вер­нуться домой. Найдут свое мес­то и врачи общей практики: пока из 54 специалистов, прошедших обучение по курсу семейной ме­дицины, на селе прижились только 18.

В областном центре действу­ют десятки школ: больных са­харным диабетом, бронхиаль­ной астмой, по профилактике артериальной гипертонии, по организации здорового образа жизни. Но из-за неукомплекто­ванности медучреждений кадра­ми все эти программы осуществ­ляются формально.


^ САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЧЕТВЕРТЬ МЕСТ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ВАКАНТНЫ ИЗ-ЗА НИЗ­КОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА. ЭТО В СРЕД­НЕМ. СИТУАЦИЯ С САМЫМИ ВОС­ТРЕБОВАННЫМИ СПЕЦИАЛИСТА­МИ БЛИЗКА К КАТАСТРОФИЧЕ­СКОЙ, В КРУПНЕЙШИХ ГОРОДАХ ОБЛАСТИ ШТАТЫ УЧАСТКОВЫХ ТЕРАПЕВТОВ ЧАСТО УКОМПЛЕК­ТОВАНЫ ЛИШЬ НАПОЛОВИНУ. МИЗЕРНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, КОТОРУЮ ПОЛУЧАЮТ ВРАЧИ, ЛУЧ­ШИЕ КАДРЫ БУКВАЛЬНО ВЫТАЛ­КИВАЕТ В ЧАСТНУЮ МЕДИЦИНУ.

— Будем надеяться, что реализа­ция президентских инициатив, в частности, введение новых тари­фов, изменит ситуацию в луч­шую сторону, — сказал руково­дитель Главного управления ор­ганизации и оказания медицин­ской помощи населению Самар­ской области Василий Павлов. — Сейчас у нас штаты здравоохра­нения укомплектованы на 75 процентов, а средняя заработная плата составляет порядка трех тысяч рублей. Надеемся, увели­чение оплаты труда позволит ре­шить кадровые проблемы и пол­ностью укомплектовать штаты специалистов.

Однако такая сумма не смо­жет уравнять, к примеру, доход врача обычной поликлиники и специалистов частных лечеб­ниц. Именно эта конкуренция, считают в департаменте здраво­охранения Тольятти, приводит к тому, что, получив диплом, мо­лодые врачи, не имея опыта, ухо­дят в фармацевтические компа­нии или частные клиники. А в муниципальных больницах го­рода терапевтов можно пересчи­тать по пальцам.

Обещание серьезного повы­шения заработной платы меди­цинским работникам и оснаще­ния поликлиник в сельских рай­онных больницах воспринимаются как само собой разумеюще­еся, что должно было произойти давным-давно.

— Стыдно, что квалифициро­ванный врач с многолетним ста­жем получает две с половиной тысячи рублей, — делится мне­нием главный врач Безенчукской ЦРБ Наталья Степанова. — Разумеется, повышение нужно, тем более что необходимо учи­тывать и будущие скачки инфля­ции.

По словам Натальи Степано­вой, из-за недостаточного фи­нансирования сельские больни­цы испытывают кадровый голод, не меньший чем в городах, хотя варианты трудоустройства в ча­стных клиниках для местных специалистов отсутствуют.

Например, терапевтический штат в Безенчуке укомплектован лишь на 60 процентов.

И, как следствие, еще одна проблема: среднестатистиче­ский возрастной порог медра­ботника приближается к 55 го­дам. Приток молодых специали­стов практически сошел на нет: никто не хочет работать за гро­ши.

Медики из глубинки в своих чаяниях делают упор не только на повышение окладов, но и на развитие материальной базы медучреждений, в первую оче­редь улучшение снабжения каче­ственными медикаментами, ин­струментарием.


^ НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

- В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ВЫСОКО­ОПЛАЧИВАЕМОЙ И ПРЕСТИЖНОЙ НУЖНО СДЕЛАТЬ РАБОТУ УЧАСТ­КОВОГО ВРАЧА, ВРАЧА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. СЕГОДНЯ ШТАТ ЭТИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПОЛИКЛИНИ­КАХ НОВОСИБИРСКА УКОМПЛЕК­ТОВАН В СРЕДНЕМ НА 6О ПРОЦЕН­ТОВ, — ГОВОРИТ РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕ­НИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИ­БИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ДОКТОР МЕ­ДИЦИНСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР НИКИТА ТОВ:

Чтобы получить восемь—десять тысяч рублей (это средняя зарплата участкового в городе), врачи вынуждены работать на двух участках. Мы предлагаем укомплектовать штат полно­стью, но это грозит участковым снижением заработка. Поэтому главврачи поликлиник на это не идут. Если же зарплата будет уве­личена, возникнет определенная конкуренция, и тогда мы решим очень многие проблемы.

И еще об одном нужно ска­зать. Если не изменить существу­ющую структуру системы здра­воохранения, то все вливания в зарплатный фонд не дадут ре­зультата. Ровно через пять меся­цев будет казаться, что и эта зар­плата слишком мала. Надо ме­нять работу наших поликлиник. Сохранить и увеличить штат участковых врачей, существенно повысив им зарплату и умень­шив нагрузку. И одновременно — убрать из амбулаторий узких специалистов. Чем меньше будет узких специалистов в поликли­нике, тем эффективнее станут трудиться терапевты, реально «отрабатывая» свою зарплату, а не просто выписывая направле­ния к другим врачам.

Кстати, в Бердске Новосибир­ской области эта практика уже внедрена (там терапевт получа­ет около 15 тысяч рублей, фельд­шер — семь, медсестра — пять), и она себя оправдала. Введены оп­ределенные коэффициенты — чем меньше госпитализаций, вызовов «скорой» на участке, тем больше получает врач.

Что касается профилактики: никто сегодня четко не ответит, что это такое. Один пример: мы провели всеобщую диспансери­зацию детей, затратив на это ко­лоссальные средства. Реальный результат — мы выяснили, что наши дети плохо питаются, не занимаются спортом, учатся в школах, где плохие парты и осве­щение. И все.

На мой взгляд, такие выводы мог сделать каждый учитель в классе, без масштабных меди­цинских мероприятий. И созда­вать какие-то классы при поли­клиниках, рассказывая людям, что курить, пить и переедать вредно, на мой взгляд, бессмыс­ленно.

С другой стороны, необходим такой вид профилактики, как це­левые профосмотры: например, человек после определенного возраста должен пройти все ис­следования, связанные с разви­тием онкологических недугов. А это уже не зависит от зарплаты врача, на дополнительные об­следования нужны и дополни­тельные средства.


^ Кому и сколько — в рублях


(«Российская газета» 09.09.2005)

Евгений Гонтмахер,

научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций


Меня, как и всякого профессио­нального социальщика, недав­ние президентские инициативы должны радовать — здравоохра­нение, образование, жилищная сфера получают дополнительно более 100 миллиардов бюджет­ных рублей. Однако хотел бы по­делиться и своими опасениями, связанными с тем, как в нашей стране реализуются даже самые прекрасно задуманные проекты.

Подводные камни вижу преж­де всего в постановке задач по повышению заработной платы работников здравоохранения и образования. Речь идет о пер­вичном звене специалистов: тех, кто занимается оказанием пер­вичной медицинской помощи и учит детей в школах. В здраво­охранении оплата труда участ­ковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики должна в среднем вырасти на 10 тысяч рублей в месяц, а медсестер — как минимум на 5 тысяч рублей. При этом ее конкретный размер должен прямо зависеть от объе­ма и качества оказываемой ме­дицинской помощи. В связи с этим возникает несколько прин­ципиальных вопросов.

Вопрос первый. Намеренно ли оставлены за бортом специа­листы, работающие в первичном звене, — невропатологи, оф­тальмологи, отоларингологи и другие? Если это действительно так, то можно с уверенностью предположить, что врачи всех этих узких специальностей быст­ренько переквалифицируются в участковых терапевтов или вра­чей общей практики. Судите са­ми. Средняя зарплата в здраво­охранении за 2004 год состави­ла, по данным Росстата, 4745 рублей. По итогам первого полугодия 2005 года — 5867 рублей. Поэтому обещан­ный рост заработка врача на 5— 10 тысяч — это очень сущест­венное повышение, не на про­центы, а буквально в разы. Поэ­тому «перетасовка» в рядах спе­циалистов будет неизбежной, все сразу захотят в педиатры и врачи общей практики. Но ведь и сегодня редко в какой муници­пальной поликлинике этих спе­циалистов полный комплект. Ку­да в этом случае будут обра­щаться пациенты за специали­зированной консультацией? Ло­житься в больницу? Но ведь это противоречит давно заявленной линии на развитие экономных стационарозамещающих техно­логий. В крупные межрегиональ­ные диагностические центры? Но они доступны в основном только для жителей крупных го­родов.

Второй вопрос — намеренно ли «забыты» врачи и, видимо, медсестры, работающие в боль­ницах? И почему ничего не было сказано о санитарках — персо­нале с самой низкой оплатой труда? Предполагается, что они и без этого достаточно зараба­тывают за счет подношений па­циентов? А может быть, имеется в виду, что врачи и медсестры для свертывания объемов стаци­онарной помощи будут перехо­дить на более высокие зарплаты в поликлиники?

Следующий вопрос о качест­ве российской медицины. Есть ли конкретные методики увязки оплаты труда в здравоохранении с объемом и качеством меди­цинской помощи? В настоящее время повсеместно применяется Единая тарифная сетка, которая впихивает всех бюджетников (и не только медиков) в 18 разря­дов, а также многочисленные надбавки, которые связаны со стажем работы, наличием уче­ного звания, опасными условия­ми труда, но никак не с «объе­мом и качеством медицинской помощи». Вспомним, что у нас на дворе уже сентябрь, а с 1 ян­варя 2006 года это требование президента уже должно начать работать. Успеем ли подгото­вить всю необходимую норма­тивную базу или повторим «при­ключения», связанные с нача­лом реализации 122-го закона?

Четвертый вопрос касается механизмов финансирования. Как известно, первичное звено здравоохранения принадлежит муниципалитетам. Как деньги, выделенные в федеральном бюджете на 2006 год на повы­шение зарплат, без задержек и неувязок дойдут до конкретных поликлиник? Вопрос не празд­ный. Как отметил президент, «мы с вами говорим о разделе­нии полномочий в рамках здра­вого смысла и с обеспечением необходимым финансировани­ем. И то до сих пор эту работу не довели до конца. Я прошу правительство и всех, кто этим занимается, эту «бодягу» как можно быстрее заканчивать». Если и здесь случатся осечки с реализацией, то люди почувст­вуют себя в очередной раз об­манутыми со всеми вытекающи­ми для власти политическими последствиями.

Вопрос пятый. Бюджетники (а это не только врачи, но и учите­ля, и работники культуры) при­выкли к тому, что зарплату по­вышают им всем одновременно. Последний пример — сентябрь­ская индексация на 11 процен­тов. А тут вдруг вперед вырыва­ется часть медработников. В от­ношении учителей, правда, обе­щаны ежегодные поощрения в размере 100 тысяч рублей 10 тысячам лучшим из них. А про библиотекарей, клубных и му­зейных работников — ни слова. Боюсь, что это сильно не понра­вится тем, кто ничего не получит от объявленных национальных проектов, и правительство вме­сте с депутатами вынуждены бу­дут (снова вспоминается опыт монетизации, например, в отно­шении военных) изыскивать до­полнительные десятки миллиар­дов для того, чтобы снять соци­альное напряжение.

Кстати, в отношении 10 тысяч лучших учителей пока никто внятно не объяснил: по каким критериям,— понятным и спра­ведливым с точки зрения про­фессионального сообщества — они будут отбираться, кто будет принимать конкретные пофа­мильные решения. Одно дело — «штучные» награждения, когда, например, в конкурсе «Учитель года» отбирается пятерка луч­ших, — это заведомо педагоги с именами, новаторы, имеющие свою школу. «Поточный» метод гораздо сложнее и к тому же ме­нее прозрачен.

Еще одно важное замеча­ние — о доведении до людей ин­формации о том, что предложил президент. Читаю в одной мно­готиражной и уважаемой газете: «Что Путин пообещал стране до конца своего президентского срока?

Поднять зарплату врачам (очевидно, имеется в виду всем! — Е.Г.) на 10 тысяч руб­лей в месяц, а медсестрам (опять же всем! — Е.Г.) — на 5 тысяч». Если такие вольные интерпретации будут продол­жаться и дальше, то власть точ­но будет подставлена по полной программе.

Правительству нужно срочно, пока информация о националь­ных проектах еще свежа, разъ­яснить прежде всего медицин­скому и образовательному сооб­ществам, что именно предлага­ется. Причем сделать это макси­мально конкретно, в режиме во­просов и ответов. Считайте, что пять вопросов, поставленных в моей статье, первые в этой кампании.

И последнее. Я очень наде­юсь, что предложенная президентом идея о создании специ­ального Совета по наблюдению за реализацией приоритетных национальных проектов будет воплощена в жизнь неформаль­но. Этот орган должен стать тем механизмом, который позволит рассматривать эти проекты, во-первых, как исходную точку для начала давно назревших ре­форм в здравоохранении, обра­зовании и жилищной сфере, и, во-вторых, сделать эти реформы общественно признанными и со­циально приемлемыми.


uchebno-metodicheskoe-posobie-habarovsk-2008-udk-159-9-323-28-07-l-481.html
uchebno-metodicheskoe-posobie-izdatelstvo-moskva-stranica-2.html
uchebno-metodicheskoe-posobie-k-discipline-metodika-prepodavaniya-inostrannogo-yazika-v-obshej-shkole.html
uchebno-metodicheskoe-posobie-k-prakticheskim-zanyatiyam-i-samostoyatelnoj-podgotovke-po-vnutrennim-boleznyam-dlya-studentov.html
uchebno-metodicheskoe-posobie-k-programme-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-fakulteta-tehnologicheskogo-obrazovaniya-stranica-6.html
uchebno-metodicheskoe-posobie-k-seminarskim-zanyatiyam-dlya-studentov-lechebnogo-i-pediatricheskogo-fakultetov-vladikavkaz-2012.html
  • uchit.bystrickaya.ru/test-po-discipline-metodika-prepodavaniya-ruchnogo-truda-v-skou-viii-vida-trudovoe-obuchenie-vo-vspomogatelnoj-shkole-neobhodimo-dlya-obshego-razvitiya-rebenka.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-emocii-v-strukture-c-mislitelnoj-deyatelnosti-tihomirov-o-k-psihologiya-mishleniya-uchebnoe-posobie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-31-maya-2-iyunya-2008-g.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vse-narkozavisimie-lgut-allen-karr-legkij-sposob-brosit-pit.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rajonnaya-celevaya-programma-inostrannij-yazik-2007-2009-godi-pasport.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-izuchit-principi-raboti-izmeritelnih-priborov-provesti-zameri-temperaturnogo-rezhima-v-uchebnom-kabinete-opredelit-otnositelnuyu-vlazhnost.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-tema-obshenie-cheloveka-i-rastenij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-prednaznacheno-dlya-uchitelej-nachalnoj-shkoli-pedagogam-dopolnitelnogo-obrazovaniya-vospitatelyam-gruppi-prodlennogo-dnya-vvedenie.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-shpori-dlya-gosekzamena-chast-17.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hematologic-aspects-of-hivaids-gematologicheskie-aspekti-vichspida.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-dlya-provedeniya-aukciona-besplatno-kazhdomu-uchastniku.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-sovershenstvovaniyu-i-primeneniyu-v-doshkolnom-obrazovanii-igrushek-vudi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-struktura-i-smisl-esteticheskaya-emociya-makki-r-ml5-istoriya-na-million-dollarov-master-klass-dlya-scenaristov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-delovie-i-rolevie-igri-1-dolya-zanyatij-provodimih-v-interaktivnoj-forme-po-trebovaniyam-fgos.html
  • books.bystrickaya.ru/ekspressiya-telomerazi-v-immunokompetentnih-kletkah-cheloveka-v-norme-i-pri-immunopatologicheskih-sostoyaniyah-14-03-09-klinicheskaya-immunologiya-allergologiya.html
  • student.bystrickaya.ru/0110-elektroenergiya-stranica-25.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lermontovskie-mesta-pyatigorska-chast-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-ponimaniya-pismennogo-teksta-leksiko-grammaticheskij-test-konkurs-pismennoj-rechi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-pedagogiki-doshkolnogo-i-nachalnogo-obrazovaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/229-istoriya-obekta-zadanie-na-diplomnij-proekt-podbor-literaturnih-istochnikov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-sankt-peterburge-predstavyat-knigu-izvestnogo-antropologa-spbgu-provodit-konkurs-molodezhnih-biznes-idej-sredi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/shpora-chast-11.html
  • studies.bystrickaya.ru/inostrannie-investicii-v-rossijskoj-ekonomike-chast-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskaz-s-kommentariyami-kotorih-ne-menshe-chem-sam-rasskaz.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mrachnaya-shutka-vremya-novostej-romanova-natalya-09112006-206-str-7-gosduma-rf-monitoring-smi-9-noyabrya-2006-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-referata-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-1-kursa-obuchayushihsya-po-napravleniyu-521500-080500-68.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-osorevnovaniyah-po-sportivnomu-orientirovaniyu-na-lizhah-kubok-markirovki-2012.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yadernaya-fizika-voprosi-k-ekzamenu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-1-chast-prednaznacheno-dlya-bakalavriata-po-specialnosti-08-00-05-menedzhment-krasnoyarsk-2008-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/moskovskij-komsomolec-11052011-pensii-uhodyat-v-neizvestnost-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-12-maya-2011-goda.html
  • studies.bystrickaya.ru/chrezvichajnie-situacii-ekologicheskogo-haraktera.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-i-kvartal-2003-g-stranica-24.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-paskalya-osnovnie-polozheniya-i-formuli.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-sankt-peterburg-izdatelstvo-politehnicheskogo-universiteta-2006.html
  • education.bystrickaya.ru/1-vozniknovenie-drl-eyo-specifika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.