.RU

Вопросы для самоконтроля Как проходит процесс становления этнической идентичности?


^ Вопросы для самоконтроля
  1. Как проходит процесс становления этнической идентичности?
  2. Чем отличаются этническая идентичность и этническая идентификация?
  3. ^ Что влияет на толерантное отношение молодежи к представителям других национальностей?
Терминология Этническая идентичность, этническая идентификация, этничность, суверенитет, национализм, нация. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политическая социализация молодежи – многогранный, непрерывный и обновляющийся на каждом витке развития процесс усвоения индивидом политических ценностей и норм, укорененных в культуре общества, и последующего воспроизводства на индивидуально-об-щественном уровне. Политическая социализация выделяет индивида из природной среды на основе мышления, норм, языка, черт характера, социального пола. Молодежь – функциональная часть политической системы. Это приводит к изучению динамики политического участия молодежи на основе междисциплинарного, системного и гендерного подходов к процедуре измерения результатов политической социализации130.

Структуру политической социализации образуют взаимосвязанные процессы политического воспитания и обучения, что составляет фундамент политического образования. Механизмы политического воспитания и обучения ведут к политико-ценностным изменениям внутреннего мира индивида. Закономерным следствием социального развития выступает политическая культура как сплав политических знаний, чувств, действий. Социализация в политической сфере – это количественно и качественно измеряемый процесс гендерных различий в формировании политических представлений, отношений, деятельности индивидов.

Современная молодежь представляет собой открытую социальную систему, включенную в разнообразные общественные связи, отношения и взаимодействия, одним из вариантов проявления которых является политическая социализация. В последнее время политические пристрастия молодежи анализируются достаточно активно, уникальной стороной нашего исследования является попытка взглянуть на процессы политической социализации молодежи с использованием новых качественных методов в социологии.

В первой главе, которая направлена на теоретический анализ рассматриваемой проблемы, для изучения предложен компаративистский анализ политической культуры и политической социализации молодежи. Отмечается, что политическая культура молодежи не может являться отдельным, обособленным феноменом, она входит в общую политическую культуру страны, которая включает в себя исторически сложившиеся, относительно устойчивые, воплощающие опыт предшествующих поколений людей политические представления, убеждения и установки, а также модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений данного общества и обеспечивающие воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. Знания о политической культуре социальных и политических субъектов являются одним из условий эффективности развития общества. У современной молодежи таких знаний зачастую нет, и именно таким образом (сознательного «незнания») она пытается абстрагироваться от политики. В этих условиях становится актуальной проблема вовлеченности молодежи в политическую жизнь. Политика не является приоритетной сферой интересов сегодняшней молодежи, ее интерес к ней обусловлен, в основном, получением информации. Реальная вовлеченность в политические процессы как на уровне России, так и на уровне регионов достаточно низка. Это во многом объясняется особенностями социально-экономической ситуации, при которой предпочитаемым видом деятельности у молодежи является зарабатывание денег, улучшение своего материального положения. Для вовлечения молодежи в политическую деятельность, формирования у нее активной гражданской позиции требуется совершенствование всей системы государственной молодежной политики, решение основных проблем развития российского общества.

Осуществленный анализ литературных источников показал, что современный этап развития науки, связанный с изучением политического поведения людей, отличается большим разнообразием направлений и располагает значительными данными. В социально-психологи-ческих исследованиях политического поведения людей, их политического участия и выбора чаще всего выделяют три подхода: социологический, социально-психологический и рационально-инструменталь-ный. Их представители подчеркивают значимость определенного фактора при формировании политического поведения человека: соответственно социальные и демографические характеристики; политическая идентификация и рациональный расчет. Хотя в последнее время существует тенденция значительного снижения влияния социальных факторов на политическое поведение, ослабление партийных ориентаций, снижение идеологического противостояния и усиление влияния краткосрочных факторов.

Исследования политических психологов позволяют объяснить политическое поведение с учетом психологического фактора и, в частности, его личностной составляющей. Исходя из анализа рассматриваемой проблемы и наших теоретических представлений, мы полагаем, что в качестве тех характеристик, которые осуществляют условия политической социализации, детерминацию политического поведения и политического выбора человека, выступают, прежде всего, ценностно-смысловые и мотивационные характеристики человека, обусловленные, а также социально-политические условия.

В последней главе рассматриваются результаты эмпирического исследования различных аспектов политической культуры и социализации, политического поведения современной молодежи. Основу социально-политических представлений населения, в том числе и молодежи, составляет система ценностей. Ценности являются элементами социального сознания и рассматриваются в контексте социальной опосредованности общественных отношений и социально-экономических условий жизни, составляя основу отношений личности к окружающему миру, к другим людям и самому себе. В процессе социального развития человек присваивает себе уже готовые, одобряемые в данной культуре базовые ценности. Становясь основой мировоззрения человека, ценности начинают определять его поведение, убеждения, решения, цели, идеалы, установки и другие личностные проявления. Изучение влияния ценностных составляющих на политическую активность и ее направленность у молодежи позволяет утверждать, что лица с разной политической ориентацией (политически пассивные, придерживающиеся левых и правых взглядов политического спектра) имеют различия в иерархии терминальных и инструментальных ценностей, и ценностные составляющие мы можем рассматривать в качестве факторов, обусловливающих становление их политических установок, принципов, идеалов.

На основе обобщения результатов исследований, проводимых в разных группах испытуемых по разным блокам проблем: «Политика в вашей жизни», «Образ власти», «Образ государства», «Рейтинг доверия политическим лидерам», «Оценка политического режима в современной России», «Оценка важности/неважности основных параметров демократического политического режима» и других, осуществлен анализ политических представлений у современной молодежи. Сделанный анализ позволяет проследить эволюцию не только политического пространства России в переломный момент, но и отношение молодежи к политической сфере, а также их взаимозависимость. Показано, что существуют социокультурные и гендерные различия молодежи, придерживающейся разных политических взглядов, а также обнаружены значимые различия в мотивации политических ориентаций.

Последний раздел посвящен важной для современной России проблеме этнической идентичности. Отмечается, что в переломные периоды, когда процветает идеологическая неразбериха, неустойчивая деятельность политических партий, их несформированность в условиях отсутствия мобилизационной национальной идеи, резко возрастает роль национальных идентичностей. Особенно наглядно этот процесс можно проследить на политических предпочтениях молодежи, в среде которой усиливаются националистические представления. Приводятся результаты психолого-социологических исследований молодежи центральных и провинциальных городов, рассматриваются этнические пристрастия различных групп, анализируется влияние личностных особенностей на проявление этнической идентичности. Полученные результаты позволяют утверждать, что существует личностная обусловленность этнических предпочтений молодых людей, так как установлена их зависимость от системы ценностных ориентаций, направленности мотивационного профиля и структуры межличностных отношений. Но поскольку эта зависимость не является однозначной, то следует признать влияние на становление этнических предпочтений не только личностных характеристик, но и иных факторов (например, социокультурных).

Исследования, проводимые в рамках самых разных наук, показывают, что интенсивное развитие медиакультуры всё более активно влияет на общественное сознание молодого поколения как мощное средство информации, как фактор политической социализации.

Сейчас происходит не столько деполитизация молодежи, сколько оформление другого, более прагматичного восприятия политики. В результате чего этническая индифферентность, как и гиперидентичность (национальный фанатизм), среди молодежи проявляются редко.

В итоге обнаружено, что у студенческой молодежи сдвигаются процессы социализации. Так, у многих из них подростковый этап политической социализации наступил не в 13–14 лет, как считают социальные психологи131. Многие пережили его уже в 11–12 лет. Мы наблюдаем кризисную модель социализации, происходящей на фоне политических кризисов, реформ, резких потрясений. Этот этап у респондентов характеризуется тем, что разрозненная отрывочная политическая информация начинает складываться в определенную систему. Он был связан с критическими событиями в политической жизни страны (дефолтами, девальвацией, распадом СССР, отставкой и выборами президента). Под влиянием указанных событий и силы, оказываемой ими на семью, уже с этого возраста у респондентов начало формироваться представление о политической жизни, о структуре власти, целях общества и государства, подростки вырабатывали собственное представление об общей политической ситуации в стране, в их сознании нашли отражение важнейшие события, происходящие в обществе.

Имитация политических и социальных идей, ценностей, национальных целей, быстрое нарастание церемониальных компонентов в политической практике приводят к дегенерации механизмов политического целеполагания, застывшей политической социализации, когда её развитие останавливается на втором или третьем этапе (соответственно – персонализация и идеализация) или не доходит до заключительного – институционального  этапа.

К сущностным характеристикам молодежного жизненного пространства можно отнести инновационность, мобильность, нестабильность, виртуальность, компиляциативность, уязвимость в отношении внешних воздействий и т.д. Сфера политики занимает в нём ничтожное место. Представляется, что непроявление интереса к политике, отстраненность, сознательное «незнание» является проявлением протеста на действия власти. Однако эксперт С.А. Айвазова считает, что «это не совсем так. Ведь чтобы протестовать, надо осознавать, против чего ты протестуешь. Отчуждение не есть "сознательное незнание" (см. Приложение Б). А в данном случае речь идет именно об отчуждении. "Отчужденные" скорее бессознательно, экономя энергию, не включаются в ту сферу, вход в которую в любом случае для них заблокирован»132.

В процессе социализации нормы и ценности системы передаются в рамках этой системы. В успешном процессе социализации происходит усвоение этих норм и ценностей, они становятся частью «совести» индивида. В результате, следуя своим собственным интересам, они формируют и систему в целом. Совокупность ценностных образцов, приобретаемая молодежью в процессе политической социализации, в значительной степени является функцией фундаментальной ролевой структуры и преобладающих в социальной системе ценностей.

В эпоху кризиса ценностей у молодежи происходит разорванная политическая социализация, когда усваиваются ценности как предшествующей политической системы, так и формирующейся.

Политическая социализация влияет и на распределение гендерных ролей в политике, а также в повседневной жизни в вопросах отношений к основным её институтам и элементам. Полученные в данной работе результаты согласуются с выводами эксперта С.Г. Айвазовой о гендерной ассиметрии в российской политической культуре, «которая за последние 5–7 лет стала даже более выраженной» (см. Приложение Б).

Основным субъектом политической социализации молодежи в гендерном измерении выступает государство как атрибут сильной власти, субъект мобилизации человеческих ресурсов. Действенность власти определяется наличием эффективных механизмов гендерной и молодежной политики. Государство призвано осуществлять взаимодействие и строить партнерские отношения с молодежью, оказывать поддержку молодежным инициативам и способствовать развитию молодежного движения. Результативность молодежной политики государства переходного типа обусловлена степенью координации идеологического влияния на формирование сознания и актуальных политико-типических качеств молодежи. Это обеспечивает организационное единство сообществ молодежного движения как полноправного субъекта политической системы.

В большинстве своем молодежь аполитична. Наиболее активная ее часть – студенческая молодежь – демонстрирует несколько отличные от других социальных групп формы политического поведения, мотивы которого в целом определены характером молодежной субкультуры. Политическая субкультура молодежи характеризуется, прежде всего, эмоциональным восприятием политической жизни, противоречивым многообразием политических интересов и поведения, политической неразборчивостью, высоким уровнем внушаемости, эклектичностью, т.е. механическим соединением разнородных политических взглядов, теорий и идейных направлений.

В работе установлено, что среди моделей политической социализации, по классификации Р.М. Мерельмана, во всех взятых для исследования группах современной молодежи происходит смешение двух ее типов: системной и гегемонистской. При этом образы власти и государства сливаются и связаны с авторитарной политической системой. Усиление репрессивного характера государства стало знаком смены легитимации власти, и это, несомненно, отразится на процессах социализации уже следующего поколения молодежи.

В целом политическая социализация современной российской молодежи происходит спонтанно, стихийно, под воздействием перемен в обществе, здесь прослеживается недостаток в целенаправленных методах, обычно сводимых к воспитанию.

При анализе интерпретаций в своем исследовании мы помнили, что актуальная ситуация и сегодняшние оценки накладывали отпечаток на описание индивидом прошлых событий.

В результате проведенного исследования можно предложить как один из способов оптимизации процессов политической социализации современной молодежи в России развитие гражданского чувства, гражданского самосознания, патриотизма.

Итогом данного исследования стало развитие представлений об объекте – процессах политической социализации молодежи, выявлена значимость личностных, социальных, политических, культурных аспектов для понимания этого социального феномена в целом.

v-to-utro-vijdya-iz-doma-v-obichnoe-vremya-chtobi-ne-opozdat-na-sluzhbu-vo-dvorec-pravosudiya-glavnij-inspektor-ganimar-obratil-vnimanie-na-strannoe-povedenie-nez.html
v-tolyatti-opredelen-podryadchik-ledovogo-dvorca-lada-arena-sportkompleks-v-svirske-razgruzit-shkolnie-sportzali.html
v-tom-chisle-za-3kvartal-otchet-kontrolnoj-i-pravoprimenitelnoj-deyatelnosti-territorialnogo-organa-ohrani-okruzhayushej-sredi.html
v-tomske-v-dtp-zazhivo-sgoreli-tri-cheloveka-bryanskru-30092010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-1-oktyabrya-2010-g.html
v-tomskoj-oblasti-rashodi-na-viplati-po-bolnichnim-listam-v-2008-godu-uvelichatsya-na-14-16-socstrah.html
v-torzhestvennoj-obstanovke-21-yanvarya-sostoyalas-ceremoniya-vstupleniya-v-dolzhnost-vnov-izbrannogo-na-prezidentskij-post-a-g-lukashenko.html
  • letter.bystrickaya.ru/nergetiki-i-elektrifikacii-ees-rossii-obshie-tehnicheskie-trebovaniya-k-programmno-tehnicheskim-kompleksam-dlya-asu-tp-teplovih-elektrostancij-rd-153-34-1-35-127-2002.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-soveta-direktorov-srednih-specialnih-uchebnih-zavedenij-saratovskoj-oblasti-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-uchebnih-zanyatij-fiziko-matematicheskogo-fakulteta.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-g-gachevoj-i-s-g-semenovoj-stranica-32.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vzglyad-trebuet-opori.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-u-d-e-b-n-o-p-o-ch-v-o-v-e-d-ch-e-s-k-a-ya-e-k-s-p-e-r-t-i-z-a-bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-po-sudebnoj.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-voprosi-vnosimie-na-zasedaniya-kollegii-pravitelstva-respubliki-marij-el.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-t-zhukov-socialno-ekonomicheskaya-kartografiya-stranica-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravovoj-rezhim-ohrani-i-ispolzovaniya-prirodnih-resursov-territorialnogo-morya-isklyuchitelnoj-ekonomicheskoj-zoni-i-kontinentalnogo-shelfa.html
  • knigi.bystrickaya.ru/severo-zapadnij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet-imeni-i-i-mechnikova.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-konkurenciya-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grafik-zasedanij-snk-kafedri-biohimii-v-osennem-semestre-20092010-uchebnogo-goda.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-rasporyazhenie-ot-8-dekabrya-2011-g-n-2227-r-stranica-9.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vosemnadcataya-poeticheskie-knigi-edvard-yang.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrukciya-po-vipolneniyu-raboti-na-vipolnenie-ekzamenacionnoj-raboti-po-biologii-otvoditsya-45-minut-rabota-sostoit-iz-treh-chastej-i-vklyuchaet-13-zadanij.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-vnutrennij-audit-40-chasov-programma-podgotovki-i-attestacii-professionalnih-buhgalterov-kommercheskih.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-domashnej-kontrolnoj-raboti-1-dlya-uchashihsya-zaochnogo.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prezidentskaya-programma-podgotovki-upravlencheskih-kadrov-dlya-organizacij-narodnogo-hozyajstva-rukovodstvo-po-provedeniyu-delovih-prezentacij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izmenenie-lichnosti-v-psihoterapii-perevod-m-m-iseninoj-pod-redakciej-d-p-n-e-i-iseninoj.html
  • literature.bystrickaya.ru/dushevnimi.html
  • education.bystrickaya.ru/1-celi-programmi-programma-razvitiya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervij-kanal-novosti-25-08-2005-18-00-00-8.html
  • desk.bystrickaya.ru/opredelenie-osnovnih-pokazatelej-plana-ekonomicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-na-2001-god-chast-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-vneklassnogo-chteniya-po-teme-kakie-voprosi-zadayut-skazki.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-izmeneniya-v-raspisanii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-osnovi-informatizacii-informacionnie-resursi-i-rinki.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtomobili-i-avtomobilnoe-hozyajstvo-stranica-24.html
  • report.bystrickaya.ru/klyuchevie-celi-yunejds-na-2004-2005-godi-doklad-o-hode-osushestvleniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mif-tretij-bolezn-nuzhno-lechit-oleg-voloshkevich-mifi-i-rifi-sovremennoj-medicini-v-plenu-illyuzij-i-strahov-prolog.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tamozhennie-poshlini-6.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-formirovat-predstavleniya-uchashihsya-ob-osobennostyah-prirodi-i-klimata-antarktidi-uchit-samostoyatelno-primenyat-usvoennie-ponyatiya-pri-vipolnenii-zadanij-razvivat-poznavatelnuyu-aktivnost.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-ukraina-zaderzhanie-i-deportaciya-mezhdunarodnaya-konferenciya-mukachevo-ukraina-7-iyunya-2004-g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klassifikaciya-himicheskih-reakcij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-zakonu-voennogo-vremeni-stranica-21.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.