.RU

Вопросы экологии на уроках физики - часть 5

5. Сферу вторжения человека в природу сильно расширяют наука и техника вследствие роста масштабов использования традиционных и новых природных ресурсов, а также производственной деятельности человека, которая имеет разнообразные направления. Среди этих направлений можно выделить следующие: физические (в том числе термодинамические, механические, электромагнитные), химические и биологические.

До недавнего времени биологический аспект деятельности человека был самым угрожающим: люди заводили, например, коз и овец, которые буквально съедали растительность целых стран; уничтожали крупных животных; вырубали леса, вызывая тем самым деградацию почвенного покрова, и т.д. Этот аспект существует и сейчас, однако наряду с ним возник и теперь уже стал главенствующим химический, который вызывает в наши дни наибольшие опасения, ибо продукция именно химической промышленности оказывает разрушительное влияние на природу.

Химическая деятельность человека в природе складывается из потребления химических веществ, массированного «перевода» их из земных недр на поверхность, в атмосферу и даже в космос, загрязнения окружающей среды отходами, насыщения биосферы новыми, нехарактерными для нее высокоактивными химическими соединениями. В результате могут создаваться такие интенсивные, катастрофические изменения условий существования организмов, их сообществ и целых экосистем, которые грозят им разрушением - вплоть до невозможности восстановления первоначальной структуры и функций.

Для создания современной атмосферы природе понадобились миллионы лет, человеку, по-видимому, теперь достаточно нескольких десятилетий, чтобы вернуть ее к тому состоянию, которое она имела в третичный период. Биосфера не в состоянии сама справиться с нагрузкой, приспособиться к ней, нейтрализовать ее отрицательное воздействие при помощи саморегуляции и самоочищения. Увеличивающееся загрязнение приобрело глобальный характер, угрожающий здоровью человека и среде его обитания необратимыми изменениями.

Вследствие этого насущно необходимыми стали: всестороннее изучение влияния человеческой деятельности на природу, выяснение способов сохранения оптимального функционирования природных процессов в условиях НТП, глубокое и всеобъемлющее исследование взаимной зависимости изменений природной среды и развития промышленности, энергетики, разнообразных транспортных средств, роста интенсификации использования природных богатств, а также научно прогнозируемое преобразование природы и управление ею в интересах общества. Проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования и воспроизводства природных ресурсов требуют глубокого знания законов природы и умелого их использования человеком в интересах нынешних и будущих поколений.

Отражая многовековой опыт взаимодействия человека с окружающей средой, экологические знания прошли путь развития от эмпирического уровня до теоретического. Совершенствуясь в процессе общественной деятельности людей, они в свою очередь влияют на отношения общества к природе, определяя и регулируя эти отношения. При этом созидательной и преобразующей силой в творческом общении человека с природой выступает трудовая деятельность. Воздействие на естественную среду совершается людьми внутри конкретного общественного организма, поэтому оно всегда имеет характер общественного отношения, содержание которого определяется соответствующим социально-экономическим строем общества. Как объективная реальность, природа не может сама по себе быть капиталистической или социалистической, но использование людьми ее ресурсов и ее охрана осуществляются в рамках общественных отношений, отражающих социально-экономическую и классово-политическую структуру общества. Поэтому характер и сущность взаимодействия общества с природой определяются конкретной общественно-экономической формацией. Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое образование учащихся должны стать неотъемлемыми компонентами учебного процесса.

Основные показатели экологической культуры таковы:

- знание общих закономерностей развития природы и общества;

- понимание взаимосвязи их существования и истории, того, что природа составляет первооснову становления и эволюции человечества;

- осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природной средой;

- отсутствие потребительского отношения к природе только как к источнику материальной выгоды;

- умение предвидеть последствия влияния деятельности людей на биосферу Земли;

- подчинение своей деятельности требованиям рационального природопользования, забота об окружающей среде;

- умение сохранять благоприятные природные условия и конкретный труд в этом направлении.

«Экологическая культура личности, таким образом, предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережно относиться к природе

В нашей стране сложилась и эффективно развивается система государственных и общественных форм экологического образования и воспитания молодежи. Общеобразовательная средняя школа занимает в ней особое, главенствующее место, потому что:

1) введение всеобщего среднего образования и изучение в школе основ охраны природы позволяют овладеть экологической культурой всему подрастающему поколению страны;

2) экологическое образование и воспитание молодежи может быть осуществлено в школе повсеместно, непрерывно и последовательно;

3) дает возможность вести экологическое просвещение наиболее эффективным образом: на межпредметной основе, комплексно, постепенно углубляя и обогащая экологические знания учеников и формируя у них соответствующие умения и навыки;

4) поскольку все ученики привлечены к общественно полезному труду, и после окончания школы большинство из них будет работать на производстве и в сфере обслуживания, они смогут успешно реализовать полученные экологические знания и навыки;

5) экологические знания необходимы для совершенствования самого учебно-воспитательного процесса: для формирования целостной картины мира, представлений о взаимодействии общества и природы в условиях НТП, глубокого и прочного усвоения программного материала, полноценной политехнической подготовки учащихся и их профессиональной ориентации.

Таким образом, экологическое образование можно рассматривать как необходимый элемент общего среднего образования молодежи, связанный с овладением ею научными основами взаимодействия природы и общества. При этом экологические знания выступают в качестве связующего звена между теоретическими сведениями, приобретаемыми в школе, и практикой, жизнью.

Экологическое образование и воспитание учащихся - сложный педагогический процесс. В конечном счете, он должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального общественного достояния, приумножать которое - долг каждого гражданина страны. Ведь экологические знания выступают в роли теоретической основы рационального поведения человека (и общества в целом) в природе и одного из важных аспектов научной картины мира. Поэтому под экологическим образованием и воспитанием следует понимать психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у учащихся знаний о научных основах природопользования, убеждений в необходимости действовать в соответствии с ними, практических навыков и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Экологическое образование и воспитание включает также формирование у человека сознания, отражающего различные стороны материального единства мира и взаимоотношений человека и природы, экологического стиля мышления, юридических, политических, нравственных и эстетических взглядов на окружающий мир и место в нем человека. Поэтому в содержание школьного образования должны быть включены следующие элементы: системы знаний о взаимодействии общества и природы, ценностной экологической ориентации, системы норм и правил отношения к природе, умений и навыков по ее изучению и охране. Чтобы обеспечить полноценное экологическое образование и воспитание учащихся, необходима «экологизация» всего учебно-воспитательного процесса в школе и прежде всего по предметам естественнонаучного цикла. Ведь в формировании экологического сознания важную роль играют идеи целостности природы, взаимосвязи и взаимообусловленности ее явлений и процессов, изменения и развития окружающей среды, наиболее полно выраженные в современном учении о биосфере (основоположником которого является В. И. Вернадский), а также в учении о географической оболочке как комплексе природных факторов, в условиях действия которых протекает многообразная деятельность человека. Знания об эволюции природы, законах развития ее многообразных и усложняющихся форм, о взаимодействиях и взаимообусловленности природных процессов составляют физическую, химическую и биологическую картины природы в их единстве. Раскрыть эту взаимосвязь и составить целостную картину природы необходимо при изучении всех естественнонаучных дисциплин, в том числе физики.

В соответствии с вышесказанным современное экологическое образование молодежи в нашей стране можно охарактеризовать так:

1. Охрана природы трактуется как охрана единого целого, а не отдельных компонентов - воды, почвы, воздуха, растительности, животного мира, космоса.

2. В содержание общего среднего образования включаются вопросы экологии и задача развития экологического мышления учащихся.

3. Основы экологии изучаются не в курсе специального предмета (такой предмет не может, в каком бы классе он ни вводился, дать целостного представления о взаимодействии общества и природы), а в процессе преподавания школьных учебных дисциплин, причем не только биологии, но и других - физики, химии, географии и т.д.


v43-primer-metoda-anr-nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-promishlennie-avtomatizirovannie-sistemi-trebovaniya.html
v5-tehnologiya-razrabotki-standartov-i-normativnoj-dokumentacii-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
v8-prava-polzovatelej-v-1spredpriyatii-80-kniga-znanij-kb-mista-ru.html
va-cvetkov-g-d-adeev-g-i-gering-predsedatel.html
va-hmelnova-yazik-i-mezhkulturnaya-kommunikaciya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi.html
va-lishuk-la-bokeriya-kratkij-perechen-osnovnih-rezultatov-individualnoj-terapii-za-40-let.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predmetnij-plan-na-7-semestr-2009-2010-uchebnogo-goda-gruppi-yuvz-06.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rannie-formi-religii-konspekt-lekcij-po-discipline-kulturologiya-dlya-studentov-vseh-specialnostej.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-est-li-u-vas-plan-mister-fiks-o-roli-kapitala-v-ekonomike.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-undergraduate-program-upravlenie-uchebnim-processom-v-vuze-v-usloviyah-perehoda.html
  • turn.bystrickaya.ru/ponyatie-i-klassifikaciya-osnovnih-principov-mp-programma-po-specialnosti-050402-yurisprudenciya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ugolovnaya-otvetstvennost-za-ekologicheskie-prestupleniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-pravovie-aspekti-ekonomiki-pravo-sobstvennosti-formi-sobstvennosti-razgosudarstvlenie-i-privatizaciya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/manipulyaciya.html
  • writing.bystrickaya.ru/katis-kolbaskoj-ria-novosti-30-01-2007.html
  • notebook.bystrickaya.ru/igri-ledokoli-stranica-8.html
  • university.bystrickaya.ru/geosinteticheskie-i-konstrukcionnie-stroitelnie-materiali.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uvazhaemi-pedagogi-i-uchashiesya-kolpashevskogo-rajona.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-psihologiya-biznesa-dlya-napravleniya-030300-68-psihologiya-podgotovki-magistra-avtori-ivanova-n-l.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-chego-nachinaetsya-eksperiment-s-4mo0397-isbn-5-222-00155-5-svisheva-t-ya-1997-oformlenie-izd-vo-feniks.html
  • college.bystrickaya.ru/12-e-zasedanie-komiteta-po-koordinacii-statisticheskoj-deyatelnosti.html
  • student.bystrickaya.ru/33-tematika-kursovih-rabot-3-semestr-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-2-kursa-zaochnogo-otdeleniya-s-sokrashennimi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shveciya-chast-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-russkaya-chast-vermahta-andrej-mihajlovich-burovskij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/snezhnaya-koroleva-zdravstvuj-novogodnee-predstavlenie-dlya-uchashihsya-nachalnoj-shkoli-demidova-e-v.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-nauchnih-rabot-dokt-tehn-nauk-bistrova-v-a-na-01-08-2010-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deputati-kostromskoj-oblastnoj-dumi-gotovyat-obrasheniya-k-federalnim-organam-vlasti.html
  • studies.bystrickaya.ru/issledovanie-serdechno-sosudistoj-sistemi-chast-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialnaya-struktura-kalmickogo-obshestva-v-1771-1892-g-g.html
  • crib.bystrickaya.ru/informatika-ilimi-zhne-ou-pn-retnde-informatikani-aliptasu-tarihi-zhne-oni-damuini-azrg-kezdeg-tendenciyalari-informatikani-basa-ilimi-pndermen-bajlanisi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/evolyuciya-sistemi-upravleniya-yuzhnoafrikanskimi-koloniyami-velikobritanii-v-70-e-godi-xix-veka-stranica-9.html
  • institut.bystrickaya.ru/sravnitelnij-analiz-samoobsledovanie-po-napravleniyam-deyatelnosti-mou-pochinkovskoj-sosh.html
  • control.bystrickaya.ru/david-kahn-stranica-27.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/protokol-monitoringa-tele-i-radioefira.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskie-harakteristiki-ustrojstvo-radiopriemnoe-onkyo-pha-10-45-rukovodstvo-po-ekspluatacii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-konstruktivnie-osobennosti-kotla-tehnicheskoe-zadanie-na-rekonstrukciyu-sistemi-gazosnabzheniya-pikovoj-kotelnoj.html
  • studies.bystrickaya.ru/aleksandr-veltman.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zasedanie-uchenogo-soveta-sostoitsya-31-yanvarya-2012-g-v-13-00-povestka-dnya-orabote-uchyonogo-soveta-spb-nii-skoroj-pomoshi-im-i-i-dzhanelidze-v-2011-godu.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/plan-referata-o-mnr-obshie-svedeniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/613-kor-uchebnoe-posobie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-vvedenie-v-elektrodinamiku-elektromagnitnoe-pole-elektricheskij-zaryad.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.