.RU

Вопросы экологии на уроках физики - часть 5

5. Сферу вторжения человека в природу сильно расширяют наука и техника вследствие роста масштабов использования традиционных и новых природных ресурсов, а также производственной деятельности человека, которая имеет разнообразные направления. Среди этих направлений можно выделить следующие: физические (в том числе термодинамические, механические, электромагнитные), химические и биологические.

До недавнего времени биологический аспект деятельности человека был самым угрожающим: люди заводили, например, коз и овец, которые буквально съедали растительность целых стран; уничтожали крупных животных; вырубали леса, вызывая тем самым деградацию почвенного покрова, и т.д. Этот аспект существует и сейчас, однако наряду с ним возник и теперь уже стал главенствующим химический, который вызывает в наши дни наибольшие опасения, ибо продукция именно химической промышленности оказывает разрушительное влияние на природу.

Химическая деятельность человека в природе складывается из потребления химических веществ, массированного «перевода» их из земных недр на поверхность, в атмосферу и даже в космос, загрязнения окружающей среды отходами, насыщения биосферы новыми, нехарактерными для нее высокоактивными химическими соединениями. В результате могут создаваться такие интенсивные, катастрофические изменения условий существования организмов, их сообществ и целых экосистем, которые грозят им разрушением - вплоть до невозможности восстановления первоначальной структуры и функций.

Для создания современной атмосферы природе понадобились миллионы лет, человеку, по-видимому, теперь достаточно нескольких десятилетий, чтобы вернуть ее к тому состоянию, которое она имела в третичный период. Биосфера не в состоянии сама справиться с нагрузкой, приспособиться к ней, нейтрализовать ее отрицательное воздействие при помощи саморегуляции и самоочищения. Увеличивающееся загрязнение приобрело глобальный характер, угрожающий здоровью человека и среде его обитания необратимыми изменениями.

Вследствие этого насущно необходимыми стали: всестороннее изучение влияния человеческой деятельности на природу, выяснение способов сохранения оптимального функционирования природных процессов в условиях НТП, глубокое и всеобъемлющее исследование взаимной зависимости изменений природной среды и развития промышленности, энергетики, разнообразных транспортных средств, роста интенсификации использования природных богатств, а также научно прогнозируемое преобразование природы и управление ею в интересах общества. Проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования и воспроизводства природных ресурсов требуют глубокого знания законов природы и умелого их использования человеком в интересах нынешних и будущих поколений.

Отражая многовековой опыт взаимодействия человека с окружающей средой, экологические знания прошли путь развития от эмпирического уровня до теоретического. Совершенствуясь в процессе общественной деятельности людей, они в свою очередь влияют на отношения общества к природе, определяя и регулируя эти отношения. При этом созидательной и преобразующей силой в творческом общении человека с природой выступает трудовая деятельность. Воздействие на естественную среду совершается людьми внутри конкретного общественного организма, поэтому оно всегда имеет характер общественного отношения, содержание которого определяется соответствующим социально-экономическим строем общества. Как объективная реальность, природа не может сама по себе быть капиталистической или социалистической, но использование людьми ее ресурсов и ее охрана осуществляются в рамках общественных отношений, отражающих социально-экономическую и классово-политическую структуру общества. Поэтому характер и сущность взаимодействия общества с природой определяются конкретной общественно-экономической формацией. Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое образование учащихся должны стать неотъемлемыми компонентами учебного процесса.

Основные показатели экологической культуры таковы:

- знание общих закономерностей развития природы и общества;

- понимание взаимосвязи их существования и истории, того, что природа составляет первооснову становления и эволюции человечества;

- осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природной средой;

- отсутствие потребительского отношения к природе только как к источнику материальной выгоды;

- умение предвидеть последствия влияния деятельности людей на биосферу Земли;

- подчинение своей деятельности требованиям рационального природопользования, забота об окружающей среде;

- умение сохранять благоприятные природные условия и конкретный труд в этом направлении.

«Экологическая культура личности, таким образом, предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережно относиться к природе

В нашей стране сложилась и эффективно развивается система государственных и общественных форм экологического образования и воспитания молодежи. Общеобразовательная средняя школа занимает в ней особое, главенствующее место, потому что:

1) введение всеобщего среднего образования и изучение в школе основ охраны природы позволяют овладеть экологической культурой всему подрастающему поколению страны;

2) экологическое образование и воспитание молодежи может быть осуществлено в школе повсеместно, непрерывно и последовательно;

3) дает возможность вести экологическое просвещение наиболее эффективным образом: на межпредметной основе, комплексно, постепенно углубляя и обогащая экологические знания учеников и формируя у них соответствующие умения и навыки;

4) поскольку все ученики привлечены к общественно полезному труду, и после окончания школы большинство из них будет работать на производстве и в сфере обслуживания, они смогут успешно реализовать полученные экологические знания и навыки;

5) экологические знания необходимы для совершенствования самого учебно-воспитательного процесса: для формирования целостной картины мира, представлений о взаимодействии общества и природы в условиях НТП, глубокого и прочного усвоения программного материала, полноценной политехнической подготовки учащихся и их профессиональной ориентации.

Таким образом, экологическое образование можно рассматривать как необходимый элемент общего среднего образования молодежи, связанный с овладением ею научными основами взаимодействия природы и общества. При этом экологические знания выступают в качестве связующего звена между теоретическими сведениями, приобретаемыми в школе, и практикой, жизнью.

Экологическое образование и воспитание учащихся - сложный педагогический процесс. В конечном счете, он должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального общественного достояния, приумножать которое - долг каждого гражданина страны. Ведь экологические знания выступают в роли теоретической основы рационального поведения человека (и общества в целом) в природе и одного из важных аспектов научной картины мира. Поэтому под экологическим образованием и воспитанием следует понимать психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у учащихся знаний о научных основах природопользования, убеждений в необходимости действовать в соответствии с ними, практических навыков и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Экологическое образование и воспитание включает также формирование у человека сознания, отражающего различные стороны материального единства мира и взаимоотношений человека и природы, экологического стиля мышления, юридических, политических, нравственных и эстетических взглядов на окружающий мир и место в нем человека. Поэтому в содержание школьного образования должны быть включены следующие элементы: системы знаний о взаимодействии общества и природы, ценностной экологической ориентации, системы норм и правил отношения к природе, умений и навыков по ее изучению и охране. Чтобы обеспечить полноценное экологическое образование и воспитание учащихся, необходима «экологизация» всего учебно-воспитательного процесса в школе и прежде всего по предметам естественнонаучного цикла. Ведь в формировании экологического сознания важную роль играют идеи целостности природы, взаимосвязи и взаимообусловленности ее явлений и процессов, изменения и развития окружающей среды, наиболее полно выраженные в современном учении о биосфере (основоположником которого является В. И. Вернадский), а также в учении о географической оболочке как комплексе природных факторов, в условиях действия которых протекает многообразная деятельность человека. Знания об эволюции природы, законах развития ее многообразных и усложняющихся форм, о взаимодействиях и взаимообусловленности природных процессов составляют физическую, химическую и биологическую картины природы в их единстве. Раскрыть эту взаимосвязь и составить целостную картину природы необходимо при изучении всех естественнонаучных дисциплин, в том числе физики.

В соответствии с вышесказанным современное экологическое образование молодежи в нашей стране можно охарактеризовать так:

1. Охрана природы трактуется как охрана единого целого, а не отдельных компонентов - воды, почвы, воздуха, растительности, животного мира, космоса.

2. В содержание общего среднего образования включаются вопросы экологии и задача развития экологического мышления учащихся.

3. Основы экологии изучаются не в курсе специального предмета (такой предмет не может, в каком бы классе он ни вводился, дать целостного представления о взаимодействии общества и природы), а в процессе преподавания школьных учебных дисциплин, причем не только биологии, но и других - физики, химии, географии и т.д.


v43-primer-metoda-anr-nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-promishlennie-avtomatizirovannie-sistemi-trebovaniya.html
v5-tehnologiya-razrabotki-standartov-i-normativnoj-dokumentacii-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
v8-prava-polzovatelej-v-1spredpriyatii-80-kniga-znanij-kb-mista-ru.html
va-cvetkov-g-d-adeev-g-i-gering-predsedatel.html
va-hmelnova-yazik-i-mezhkulturnaya-kommunikaciya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi.html
va-lishuk-la-bokeriya-kratkij-perechen-osnovnih-rezultatov-individualnoj-terapii-za-40-let.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problema-neodnorodnogo-fizicheskogo-vakuuma-dyatlov-v-l-polyarizacionnaya-model-neodnorodnogo-fizicheskogo-vakuuma.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-versiya-ne-proshla-registraciyu-v-rio-vuza-yaroslavl-2006.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-predmet-istorii-ekonomicheskih-uchenij-ekonomicheskaya-misl-drevnih-civilizacij-i-srednevekovya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utochnenie-dat-po-prazdnikam.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referatu-po-specialnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-molodogo-voprosnika-lekciya-1-stranica-5.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-sposobstvovat-stanovleniyu-i-razvitiyu-lichnosti-formirovat-naviki-samostoyatelnogo-dobivaniya-znanij-umeniya-analizirovat-informaciyu-videlyat-glavnoe-delat-vivodi.html
  • essay.bystrickaya.ru/blok-vtoroj-l-s-vasilev-istoriya-vostoka.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodiki-opredeleniya-effektivnosti-realizacii-dopolnitelnih-obrazovatelnih-programm.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-vnutrennej-proverke-organizacii-i-provedeniya-nauchno-issledovatelskih-rabot-v-svfu-stranica-8.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sposobi-oproverzheniya-dovodov-opponenta-prakticheskoe-posobie-moskva-udk-159-98-bbk-88-5-k89.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkursnoj-komissii-stranica-12.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-disciplini-inostrannij-yazik-obshaya-trudoyomkost-izucheniya-disciplini-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-bezopasnosti-pri-proezde-zheleznodorozhnih-pereezdov-travmatizm-na-dorogah-eto-problema-kotoraya-bespokoit.html
  • holiday.bystrickaya.ru/molodost-predislovie.html
  • writing.bystrickaya.ru/kontrol-yakost-produkc-ta-tehnologchnih-procesv-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-russkoj-muziki-razrabotana-daleko-ne-polno-otsutstvie-sistematicheskoj-i-vsestoronnej-publikacii-materialov-ohvativayushih-vazhnejshie-oblasti-muzikalno-stranica-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sosta-vgosudarstvennih-attestacionnih-komissij-gak-s-vklyucheniem-v-nih-ekzamenacionnih-komissij-po-priemu-gosudarstvennogo-ekzamena-i-zashiti-diplomnogo-proekta-stranica-8.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-18-shirokomu-krugu-chitatelej-predlagaetsya-prostaya-no-ochen-effektivnaya-metodologiya-preodoleniya-trudnostej.html
  • znanie.bystrickaya.ru/akademiya-truda-i-socialnih-otnoshenij-3-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-aktualnie-problemi-lingvistiki.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarij-kvn-po-informatike-dlya-10-klassa-pryamoj-dostup.html
  • textbook.bystrickaya.ru/haruki-murakami-ohota-na-ovec-chast-pervaya-25-11-1970-stranica-13.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vidi-zanyatij-i-metodika-obucheniya-a-h-abashidze-doktor-yuridicheskih-nauk-professor.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-centr-muzej-imeni-n-k-reriha-stranica-25.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sushnost-i-ekonomicheskaya-harakteristika-sebestoimosti-produkcii.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-instituta-advokaturi-kucherena-a-g-k95-advokatura-uchebnik.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-teplotehnika-dlya-studentov-4-kursa-zaochnoj-formi-obucheniya-napravlenie-podgotovki-110000-selskoe-i-ribnoe-hozyajstvo-po-specialnosti-110301-mehanizaciya-selskogo-hozyajstva.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-eksporta-i-zavoz-voennogo-oborudovaniya-etot-put-ostalsya-celim-i-nevredimim-do.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-v-02-problemi-duhovnogo-razvitiya-lichnosti-cel-i-zadachi-disciplini-cel-izucheniya-disciplini-problemi-duhovnogo-razvitiya-lichnosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-i-poryadok-osushestvleniya-monitoringa-a-takzhe-kriterii-ocenki-razvitiya-narkosituacii-v-rossijskoj-federacii-i-ee-subektah-2011-g-stranica-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rinok-prirodnih-resursov.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poryadok-vozvrata-v-byudzhet-sankt-peterburga-subsidij-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga.html
  • thescience.bystrickaya.ru/harakteristika-logistiki-raspredeleniya-i-sbita-1-upravlenie-socialno-ekonomicheskimi-sistemami-organizaciyami.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vspomogatelnie-istoricheskie-disciplini-annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-po-itogam-samoobsledovaniya-gosudarstvennogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.