Вопросы экологии на уроках физики - часть 5
.RU

Вопросы экологии на уроках физики - часть 5

5. Сферу вторжения человека в природу сильно расширяют наука и техника вследствие роста масштабов использования традиционных и новых природных ресурсов, а также производственной деятельности человека, которая имеет разнообразные направления. Среди этих направлений можно выделить следующие: физические (в том числе термодинамические, механические, электромагнитные), химические и биологические.

До недавнего времени биологический аспект деятельности человека был самым угрожающим: люди заводили, например, коз и овец, которые буквально съедали растительность целых стран; уничтожали крупных животных; вырубали леса, вызывая тем самым деградацию почвенного покрова, и т.д. Этот аспект существует и сейчас, однако наряду с ним возник и теперь уже стал главенствующим химический, который вызывает в наши дни наибольшие опасения, ибо продукция именно химической промышленности оказывает разрушительное влияние на природу.

Химическая деятельность человека в природе складывается из потребления химических веществ, массированного «перевода» их из земных недр на поверхность, в атмосферу и даже в космос, загрязнения окружающей среды отходами, насыщения биосферы новыми, нехарактерными для нее высокоактивными химическими соединениями. В результате могут создаваться такие интенсивные, катастрофические изменения условий существования организмов, их сообществ и целых экосистем, которые грозят им разрушением - вплоть до невозможности восстановления первоначальной структуры и функций.

Для создания современной атмосферы природе понадобились миллионы лет, человеку, по-видимому, теперь достаточно нескольких десятилетий, чтобы вернуть ее к тому состоянию, которое она имела в третичный период. Биосфера не в состоянии сама справиться с нагрузкой, приспособиться к ней, нейтрализовать ее отрицательное воздействие при помощи саморегуляции и самоочищения. Увеличивающееся загрязнение приобрело глобальный характер, угрожающий здоровью человека и среде его обитания необратимыми изменениями.

Вследствие этого насущно необходимыми стали: всестороннее изучение влияния человеческой деятельности на природу, выяснение способов сохранения оптимального функционирования природных процессов в условиях НТП, глубокое и всеобъемлющее исследование взаимной зависимости изменений природной среды и развития промышленности, энергетики, разнообразных транспортных средств, роста интенсификации использования природных богатств, а также научно прогнозируемое преобразование природы и управление ею в интересах общества. Проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования и воспроизводства природных ресурсов требуют глубокого знания законов природы и умелого их использования человеком в интересах нынешних и будущих поколений.

Отражая многовековой опыт взаимодействия человека с окружающей средой, экологические знания прошли путь развития от эмпирического уровня до теоретического. Совершенствуясь в процессе общественной деятельности людей, они в свою очередь влияют на отношения общества к природе, определяя и регулируя эти отношения. При этом созидательной и преобразующей силой в творческом общении человека с природой выступает трудовая деятельность. Воздействие на естественную среду совершается людьми внутри конкретного общественного организма, поэтому оно всегда имеет характер общественного отношения, содержание которого определяется соответствующим социально-экономическим строем общества. Как объективная реальность, природа не может сама по себе быть капиталистической или социалистической, но использование людьми ее ресурсов и ее охрана осуществляются в рамках общественных отношений, отражающих социально-экономическую и классово-политическую структуру общества. Поэтому характер и сущность взаимодействия общества с природой определяются конкретной общественно-экономической формацией. Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое образование учащихся должны стать неотъемлемыми компонентами учебного процесса.

Основные показатели экологической культуры таковы:

- знание общих закономерностей развития природы и общества;

- понимание взаимосвязи их существования и истории, того, что природа составляет первооснову становления и эволюции человечества;

- осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природной средой;

- отсутствие потребительского отношения к природе только как к источнику материальной выгоды;

- умение предвидеть последствия влияния деятельности людей на биосферу Земли;

- подчинение своей деятельности требованиям рационального природопользования, забота об окружающей среде;

- умение сохранять благоприятные природные условия и конкретный труд в этом направлении.

«Экологическая культура личности, таким образом, предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережно относиться к природе

В нашей стране сложилась и эффективно развивается система государственных и общественных форм экологического образования и воспитания молодежи. Общеобразовательная средняя школа занимает в ней особое, главенствующее место, потому что:

1) введение всеобщего среднего образования и изучение в школе основ охраны природы позволяют овладеть экологической культурой всему подрастающему поколению страны;

2) экологическое образование и воспитание молодежи может быть осуществлено в школе повсеместно, непрерывно и последовательно;

3) дает возможность вести экологическое просвещение наиболее эффективным образом: на межпредметной основе, комплексно, постепенно углубляя и обогащая экологические знания учеников и формируя у них соответствующие умения и навыки;

4) поскольку все ученики привлечены к общественно полезному труду, и после окончания школы большинство из них будет работать на производстве и в сфере обслуживания, они смогут успешно реализовать полученные экологические знания и навыки;

5) экологические знания необходимы для совершенствования самого учебно-воспитательного процесса: для формирования целостной картины мира, представлений о взаимодействии общества и природы в условиях НТП, глубокого и прочного усвоения программного материала, полноценной политехнической подготовки учащихся и их профессиональной ориентации.

Таким образом, экологическое образование можно рассматривать как необходимый элемент общего среднего образования молодежи, связанный с овладением ею научными основами взаимодействия природы и общества. При этом экологические знания выступают в качестве связующего звена между теоретическими сведениями, приобретаемыми в школе, и практикой, жизнью.

Экологическое образование и воспитание учащихся - сложный педагогический процесс. В конечном счете, он должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального общественного достояния, приумножать которое - долг каждого гражданина страны. Ведь экологические знания выступают в роли теоретической основы рационального поведения человека (и общества в целом) в природе и одного из важных аспектов научной картины мира. Поэтому под экологическим образованием и воспитанием следует понимать психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у учащихся знаний о научных основах природопользования, убеждений в необходимости действовать в соответствии с ними, практических навыков и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Экологическое образование и воспитание включает также формирование у человека сознания, отражающего различные стороны материального единства мира и взаимоотношений человека и природы, экологического стиля мышления, юридических, политических, нравственных и эстетических взглядов на окружающий мир и место в нем человека. Поэтому в содержание школьного образования должны быть включены следующие элементы: системы знаний о взаимодействии общества и природы, ценностной экологической ориентации, системы норм и правил отношения к природе, умений и навыков по ее изучению и охране. Чтобы обеспечить полноценное экологическое образование и воспитание учащихся, необходима «экологизация» всего учебно-воспитательного процесса в школе и прежде всего по предметам естественнонаучного цикла. Ведь в формировании экологического сознания важную роль играют идеи целостности природы, взаимосвязи и взаимообусловленности ее явлений и процессов, изменения и развития окружающей среды, наиболее полно выраженные в современном учении о биосфере (основоположником которого является В. И. Вернадский), а также в учении о географической оболочке как комплексе природных факторов, в условиях действия которых протекает многообразная деятельность человека. Знания об эволюции природы, законах развития ее многообразных и усложняющихся форм, о взаимодействиях и взаимообусловленности природных процессов составляют физическую, химическую и биологическую картины природы в их единстве. Раскрыть эту взаимосвязь и составить целостную картину природы необходимо при изучении всех естественнонаучных дисциплин, в том числе физики.

В соответствии с вышесказанным современное экологическое образование молодежи в нашей стране можно охарактеризовать так:

1. Охрана природы трактуется как охрана единого целого, а не отдельных компонентов - воды, почвы, воздуха, растительности, животного мира, космоса.

2. В содержание общего среднего образования включаются вопросы экологии и задача развития экологического мышления учащихся.

3. Основы экологии изучаются не в курсе специального предмета (такой предмет не может, в каком бы классе он ни вводился, дать целостного представления о взаимодействии общества и природы), а в процессе преподавания школьных учебных дисциплин, причем не только биологии, но и других - физики, химии, географии и т.д.


v43-primer-metoda-anr-nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-promishlennie-avtomatizirovannie-sistemi-trebovaniya.html
v5-tehnologiya-razrabotki-standartov-i-normativnoj-dokumentacii-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
v8-prava-polzovatelej-v-1spredpriyatii-80-kniga-znanij-kb-mista-ru.html
va-cvetkov-g-d-adeev-g-i-gering-predsedatel.html
va-hmelnova-yazik-i-mezhkulturnaya-kommunikaciya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi.html
va-lishuk-la-bokeriya-kratkij-perechen-osnovnih-rezultatov-individualnoj-terapii-za-40-let.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zombart-v-burzhua-stranica-25.html
  • grade.bystrickaya.ru/nejrolingvisticheskoe-rogrammirovanie-podborka-stranica-75.html
  • institute.bystrickaya.ru/fortepianno-ispolnitelskoe-iskusstvo-i-pedagogika-v-h-razumovskoj.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-a-kostin-zam-predsedatelya.html
  • studies.bystrickaya.ru/evolyuciya-cvetka.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/literaturnij-geroj-lavreckij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-specialnost-080105-finansi-i-kredit.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostoyanie-zdorovya-naseleniya-rossii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sud-opravdal-svyashennika-7-upolnomochennim-po-pravam-rebenka-sleduet-doverit-pravo-veto-na-dejstviya-opeki.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-naseleniyu-permskogo-kraya-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2012-god-stranica-9.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-vi-obzor-teatra-voennih-dejstvij-russko-yaponskaya-vojna-19041905-gg.html
  • literature.bystrickaya.ru/dobro-pozhalovat-stranica-3.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaochnaya-forma-obucheniya-polnaya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-setevaya-ekonomika-kod-i-nazvanie-disciplini.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poslednee-stihotvorenie-stranica-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/protokol-17-obshego-sobraniya-akcionerov-publichnogo-akcionernogo-obshestva-harkovskij-elektroapparatnij-zavod.html
  • esse.bystrickaya.ru/pyataya-mezhdunarodnaya-konferenciya-metallurgiya-inteheko-2012-sostoitsya-27-28-marta.html
  • turn.bystrickaya.ru/ot-chego-na-golove-ne-rastut-cvetochki-pereval.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-pyataya-dva-povoda-k-udivleniyu-erzacetika-proanalizirovat-videlennoe-otvetit-na-voprosi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/normi-tamozhennogo-prava-tolkovanie-primenenie-i-dejstvie.html
  • klass.bystrickaya.ru/61113-svedeniya-o-vipusknikah-obrazovatelnih-programm-svedeniya-o-rezultatah-samoobsledovaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-bezopasnosti-dlya-obektov-ispolzuyushih-szhizhennie-uglevodorodnie-gazi.html
  • control.bystrickaya.ru/dvuhtaktnie-masla-testi-otrabotavshego-masla-46-motornie-masla-petro-canada-dlya-benzinovih-dvigatelej-48.html
  • writing.bystrickaya.ru/kommercheskie-banki-specifika-i-funkcii-v-ukraine.html
  • spur.bystrickaya.ru/kulturologiya-rossijskoj-federacii-utverzhdayu.html
  • institut.bystrickaya.ru/times-new-roman.html
  • turn.bystrickaya.ru/polnota-kak-hudozhestvennaya-cennost-e-ya-basin-stati-ob-iskusstve.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komsomolskaya-pravda-10042012-za-dva-goda-pensii-v-rossii-virastut-eshe-na-30.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-disciplini-teoriya-upravleniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kakim-obrazom-vi-zamechaete-chto-vasha-tochka-zreniya-menyaetsya-trening-kouching-samorazvitie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-barnaul-2002-udk-658-011-56.html
  • student.bystrickaya.ru/1-transfiks-po-obrazcu-vseh-drugih-terminov-s-elementom-fiks-ot-lat-trans-cherez-skvoz--.html
  • report.bystrickaya.ru/innovacionnie-obrazovatelnie-programmi-i-tehnologii-v-chastnosti-informacionnie-tehnologii-vidi-vneklassnoj-vneurochnoj-deyatelnosti-stranica-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-ds-02-03-sensornij-analiz-prodovolstvennih-tovarov.html
  • education.bystrickaya.ru/1-plazmennie-i-lazernie-sistemi-dlya-visokih-tehnologij-ekologicheski-chistih-proizvodstv-i-medicini.html
  • write.bystrickaya.ru/filosofiya-yazika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.